Рособрнадзор разъяснил, как сдавать госэкзамены и зачем усложнили несколько предметов
Единый госэкзамен в 2022 году существенно изменится. Родителям выпускников объяснили, сколько предметов и в каком формате нужно будет сдавать на ЕГЭ и ОГЭ, зачем усложнили математику и обществознание, когда обновится открытый банк заданий ФИПИ и будут ли школьники писать экзамен дистанционно. Об этом — руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев и директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
Сколько экзаменов нужно сдавать?
Как рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в рамках Всероссийской онлайн-встречи с родителями, сейчас они отправили на рассмотрение в Минпросвещения РФ предложение вернуться к доковидным порядкам проведения экзаменов. «Объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу», — подчеркнул чиновник.
В частности, речь идет о том, чтобы в 9 классе было два обязательных предмета для сдачи ОГЭ — русский язык и математика — и два по выбору. Точно так же должно быть в ЕГЭ в 11 классе. В том числе Рособрнадзор намерен вернуть в качестве обязательного предмета базовую математику: для тех, кто хочет получить аттестат и не выбирает профильную математику, которая требуется по ряду специальностей.
Зачем усложнили математику?
В онлайн-встрече с родителями также участвовала директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ, учредитель — Рособрнадзор) Оксана Решетникова. Она помогала с ответами про изменения КИМ (контрольных измерительных материалов) ЕГЭ в 2022 году.
К примеру, она объяснила, зачем усложнили экзамен по профильной математике: «Профильная математика избавилась от балласта (заданий, которые выполнялись всеми ребятами), который мало дифференцировал [детей] по уровню подготовленности, мало говорил о том потенциале ребенка, который пригодится в технических, инженерных вузах». При этом, по словам Решетниковой, внеслись задания, дающие ребятам больше возможности проявить себя.
Итоговые сочинения проверяют вручную
Родители спросили главу Рособрнадзора о том, как оценивается одно из требований итогового сочинения — самостоятельность написания (наличие заимствований — прим. URA.RU). «Проверка — это ручная работа. Программного обеспечения для этого у нас нет. Проверяет эксперт, учитель», — лаконично ответил Музаев.
Новых обязательных предметов для ЕГЭ не будет еще долго
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU
Все одиннадцатиклассники перед экзаменами пишут итоговое сочинение. В этом учебном году оно запланировано на 1 декабря (дополнительные дни — 2 февраля и 4 мая 2022 года). Ранее ученые и репетиторы рассказали URA.RU, как лучше всего готовиться к сочинению и ЕГЭ по русскому языку.
Зачем ускорили ЕГЭ по обществознанию?
В проекте изменений КИМ единого госэкзамена по обществознанию и истории в 2022 году было обозначено уменьшение времени, данного для ЕГЭ, — с 235 до 180 минут. Как заметила Решетникова, в экзаменах по этим предметам были убраны задания, которые в последние годы сводились к натаскиванию. «Создаются шаблоны, и мы видим несамостоятельные сочинения, которые уже не несут в себе никакого содержательного значения. Мы их изъяли, но именно они были самыми объемными по времени». Кроме того, уточнила она, другие объемные задания были заменены другими, где ответ в разы короче.
В октябре в рамках онлайн-консультаций Рособрнадзора руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова заявила, что составители экзамена решают, сколько времени все-таки добавить.
Появятся ли новые дополнительные предметы?
Рособрнадзор постоянно спрашивают, когда и какие предметы станут обязательными наравне с русским языком и математикой. По словам Музаева, каждый пытается выйти с такой инициативой — продвинуть предмет, который любит. «Все предметы важны. Позиция Минпросвещения и наша: та модель, которая существует, — самодостаточна. И мы не планируем вводить дополнительно какой-то обязательный предмет», — успокоил чиновник.
Когда обновится открытый банк заданий ФИПИ?
Окончательных демонстрационных вариантов еще нет
Фото: Вадим Ахметов © URA.RU
Как пояснила директор ФИПИ, с августа идет общественное обсуждение предложенных изменений в ЕГЭ 2022 года. Разработка банка заданий началась одновременно с этим. «В январе мы опубликуем новые задания в банке и обновим навигатор подготовки к ЕГЭ», — заверила Решетникова.
Она дополнила, что в каждом КИМе свою форму изменили не более 3-4 заданий. Содержание осталось прежним. До обновления банка Решетникова предложила ознакомиться с форматом заданий в демонстрационном варианте экзамена (выложен на сайте ФИПИ) и начать подготовку к ЕГЭ. По ее словам, сейчас заканчивается общественно-профессиональное обсуждение. На этой неделе проходят научно-методические советы по всем учебным предметам. Окончательные демонстрационные варианты будут опубликованы не позднее начала ноября.
Будет ли дистанционная сдача ЕГЭ?
Сейчас действительно существуют пункты проведения экзамена на дому, признал Музаев. Но такой формат предлагается ребятам с ОВЗ, инвалидам. Глава Рособрнадзора отметил, что ЕГЭ пройдет в очной форме: нет технологий для прохождения экзамена дистанционно. Ученики, находящиеся на самоизоляции, смогут пройти тестирование в дополнительные дни.
Когда будем сдавать ЕГЭ на компьютере?
Сейчас компьютеры используются во время экзамена по информатике и устной части ЕГЭ по иностранному языку. Технология такого проведения экзамена, поделился Музаев, была разработана ими как минимум пять лет назад, и ее можно тиражировать на другие предметы. «Но ЕГЭ тогда растянется на месяцы, потому что в единый момент мы не сможем сдавать его: из-за отсутствия необходимого количества оборудования», — констатировал он. При этом чиновник заметил, что поэтапно рано или поздно ряд предметов будет переходить на компьютеры. Но не в ближайшие годы.
Сдавать ЕГЭ в 10 классе не советуется
Фото: Вадим Ахметов © URA.RU
Какой будет пересдача в 2022 году?
Если школьник не сдал экзамены в 2021 году по тем условиям, которые были (из-за COVID), в 2022 году ему придется писать ЕГЭ уже по положению этого года: два обязательных предмета и два по выбору.
Родители также активно интересовались возможностью пересдачи ЕГЭ, если ребенок писал его досрочно — в 10 классе. Для этого требуются удовлетворительные оценки по всем предметам в школе и заявление на досрочную сдачу экзамена — до 1 февраля. Ребенку нужно учиться по индивидуальному плану, освоение которого он должен подтвердить. Но важно понимать, предупредил Музаев, если школьник этот экзамен провалит, он не сможет его пересдать в 11 классе.
Поэтому руководитель Рособрнадзора посоветовал целенаправленно готовиться к экзаменам и спокойно сдавать его в отведенное время. Для тех, кто просто хочет проверить свои силы, можно обратиться в Центры оценки качества образования, которые есть практически во всех субъектах, и написать ЕГЭ там.
Когда будет уточнен формат ГИА?
По словам Музаева, максимум до 1 декабря станет точно известно, сколько экзаменов нужно будет сдавать и в каком формате они будут проводиться.
Будем рассматривать данный вопрос в рамках 2021/2022 учебного года, т. к. некоторые утверждения в ответе могут не соответствовать периоду других учебных лет.
Согласно Приказу (Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07 ноября 2018 г. (с изм. от 16 марта 2021 г.) “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования” ), ГВЭ или государственный выпускной экзамен является одной из форм проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). Другой формой ГИА, отличной от ГВЭ, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Основное отличие ГВЭ от ЕГЭ состоит в том, что первый проводится «с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования».
В Вашем вопросе Вы упоминаете ученика 11 класса, значит речь будет идти о ГВЭ-11 (это ГИА по программам среднего общего образования).
В 2022 году, согласно методическим рекомендациям (Приложение 6 к письму Рособрнадзора от 31 января 2022 г. № 04–18. «Методические рекомендации по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году») и Приказу, ГВЭ предназначено для:
-обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
-обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
-обучающихся с ОВЗ;
-экстернов с ОВЗ;
-обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов;
-экстернов – детей-инвалидов и инвалидов.
ГВЭ проводится по русскому языку и математике (обязательные предметы), а также по другим учебным предметам, которые учащиеся сдают добровольно по своему выбору (литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)).
Согласно Приказу, «экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки».
В 2022 году сроки проведения ГВЭ, следующие:
– досрочный период (21.03–07.04)
резерв досрочного периода (11.04–18.04)
– основной период (26.05–21.06)
резерв основного периода (23.06–02.07)
– дополнительный период (05.09–08.09)
резерв дополнительного периода (20.09)
По Приказу, после получения результатов ГВЭ образовательными организациями их компетенцией является информирование «под подпись участников ГИА и их родителей (законных представителей) <…> о результатах экзамена»1. В Вашем случае после того, как Вы проинформируете участника ГВЭ и его родителей о том, что он не сдал 2 предмета ГВЭ, необходимо определить, являются ли эти предметы обязательными.
Если ученик не сдал 2 обязательных предмета ГВЭ в досрочный или основной период, то по Приказу ему предоставляется право пройти ГИА по этим предметам не ранее 1 сентября текущего года – в дополнительный период. Для того, чтобы ученик снова мог пройти ГИА необходимо его восстановить в образовательной организации на срок, необходимый для прохождения ГИА, и затем участнику ГВЭ или его родителям (законным представителям) подать заявление на участие в дополнительном периоде в сроки не позднее 2-х недель до начала дополнительного периода. Согласно Приказу, заявления участниками ГВЭ подаются лично (или их родителями/законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность. К заявлению участникам ГВЭ с ОВЗ необходимо прикрепить копию справки психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), подтверждающей ограничения, а участникам – детям-инвалидам и инвалидам заверенную копию или оригинал справки, подтверждающей инвалидность, из ФГУ медико-социальной экспертизы и указать, что они принимают участие в дополнительном периоде.
Восстановление ученика в образовательной организации возможно в соответствии со статьей 62 Закона об образовании по порядку и условиям, которые отражены в локальных актах Вашей образовательной организации.
В случае если ученик 11 класса в досрочный или основной периоды не сдал 2 экзамена: один обязательный, а другой – по выбору, то по Приказу он допускается к сдаче обязательного предмета на ГВЭ в резервные сроки периода, в котором он сдавал эти предметы, по решению государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). В соответствии с Приказом, результаты ГИА считаются удовлетворительными, когда участник ГВЭ по обязательным предметам получил оценки не ниже удовлетворительной. Поэтому пересдавать предметы по выбору на ГВЭ можно в резервные дни досрочного или основного периодов, однако это не является обязательным для того, чтобы результаты ГИА могли считаться удовлетворительными.
Если ученик не сдал 2 предмета на ГВЭ в дополнительный период, то по ст. 60 ч. 12 Закона5 результаты ГИА считаются неудовлетворительными. В таком случае ученику выдается справка об обучении или периоде обучения по образцу, установленному образовательной организацией.
Кроме того, в любой из периодов, в котором ученик не сдал 2 предмета ГВЭ, в соответствии с Приказом, можно подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами (если для этого есть основания). Для этого участник ГВЭ или его родители (законные представители) составляют апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение 2-х рабочих дней, следующих за официальным днем оглашения результатов по данному предмету. Руководитель организации в течение 1-го рабочего дня после получения апелляции передает ее в конфликтную комиссию. Затем в течение 4-х рабочих дней после поступления апелляции в конфликтную комиссию ей выносится решение либо об отклонении апелляции и сохранении результата, либо о ее удовлетворении и изменении результатов (изменение может произойти как в сторону увеличения результата, так и в сторону его уменьшения).
Итоговый алгоритм для образовательной организации:
После получения результатов ГВЭ ученика необходимо под подпись проинформировать его и его родителей (законных представителей) об этом;
Определить за какие экзамены (обязательные или по выбору) были получены неудовлетворительные оценки;
Рассмотреть возможность и предложить ученику и его родителям (законным представителям) составить апелляцию (при наличии оснований) о несогласии с выставленными баллами;
В случае отклонения варианта с подачей апелляции исходить из того, в какие периоды и какие экзамены были не сданы учеником;
Если ученик получил 2 неудовлетворительные оценки по обязательным предметам (русскому языку и математике) в досрочный или основной период, то ему предоставляется возможность пересдачи в дополнительный период (в 2022 году начинается с 05.09);
Для этого необходимо сначала восстановить ученика на основании ст. 62 Закона об образовании в порядке и по условиям, которые установлены локальными актами Вашей образовательной организации;
После этого ученику или его родителям (законным представителям) необходимо подать заявление на участие в дополнительном периоде ГВЭ не позднее 2-х недель до начала дополнительного периода (для заполнения заявления учесть информацию о заполнении заявления, описанную выше);
Если ученик получил 2 неудовлетворительные оценки в досрочный или основной период: одну по обязательному предмету, а другую – по предмету по выбору, – то он допускается к сдаче обязательного предмета в резервный срок соответствующего периода по решению ГЭК;
Если ученик получил неудовлетворительные оценки по 2-м предметам в резервный срок досрочного или основного периода, то он допускается к сдаче обязательного предмета в дополнительный период (для этого необходимо выполнить шаги 6–7);
Если ученик не сдал 2 обязательных предмета ГВЭ в дополнительный период, то его результаты ГИА считаются неудовлетворительными. Образовательная организация должна выдать ученику справку об обучении или периоде обучения по ее установленному образцу.
Ответ подготовлен студенткой 1 курса Института образования Аксютичевой Анной Николаевной.