Как сдали гиа по географии

по результатам    проведения

пробного  экзамена  в 9 классе

в 2018-2019 уч. году

Цель: объективная оценка уровня освоения обучающимися  9 класса предметного содержания курса географии; выявление тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения; установления степени готовности к итоговой аттестации.

Дата проведения:  13. 2019 г.

Общая продолжительность экзамена – 120 минут.

Пробный экзамен по географии сдавали 4 обучающихся 9 класса.

Успеваемость составила 100%, качество знаний – 75%.

Пробный экзамен  проводился в форме письменной работы в соответствии со спецификацией и демоверсией ОГЭ 2019 года.

Работа состояла из 30 заданий разных типов:

заданий базового уровня сложности 17, повышенного — 10, высокого — 3. Заданий с кратким ответом — 27, с развернутым ответом — 3.

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивалось разным количеством баллов. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом. За выполнение каждого из заданий с развернутым ответом (№15, № 20) в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов. Выполнение задания №23 оценивалось в 1 балл. Общий максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 32.

Результаты  пробного ОГЭ:

Ивахин В. -30 баллов

Кижапкин А. -24 балла

Клочков А. -14,5 балла

Чапаева А. -27 баллов

Сложности возникли и с заданием№27,которое проверяло  умение определить по климатограмме тип климата и выбрать территорию, для которой этот тип климата характерен. Климатограмма является достаточно сложным источником информации для значительной части обучающихся. Многие ошибки связаны с тем, что тестируемые, читая климатограмму, учитывают только годовой ход температуры воздуха и ее абсолютные значения, игнорируя среднегодовое количество атмосферных осадков и режим их выпадения. Таким образом, они зачастую верно определяют климатический пояс, но путают климатические области.

Анализ результатов пробного ОГЭ позволяет сформулировать некоторые   направления дальнейшего совершенствования подготовки к экзамену по географии. В рамках подготовки к ОГЭ и повышения качества предметных результатов по географии необходимо:

Провести анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении тестирования.

Большее внимание уделить таким сложным (по результатам экзамена) темам содержания школьных курсов географии, как биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, связь жизни населения с окружающей средой, факторы размещения промышленности.

Повторить еще раз материал по географии VI–VII классов, так как задания по темам этих курсов вызвали затруднения.

Отрабатывать умения применять знания для объяснения пространственного распространения или сущности географических процессов и явлений.

Уделить большее внимание работам с картами атласов.

Для учащегося с  низким  результатом   проводить дополнительные занятия в индивидуальном порядке.

Учитель:Колабкина В.

Анализ государственной итоговой аттестации (ОГЭ география 9 класс)

МБОУ СОШ №9 -2018 год

В 2017 – 2018 учебном году 51 выпускник 9 классов сдавали экзамен по географии в формате ГИА (ОГЭ).

Обучающиеся продемонстрировали следующий уровень владения базовыми навыками:

– качество обученности – 86. 27 %

Преодолели минимальный порог: 51 обучающихся, 100%.

Не преодолели минимальный порог: 0 обучающихся, 0 %

№ Ф. О Задания с кратким ответом Задания с развёрнутымответом Первичныйбалл Оценка Примечание 1  ++++++++-+++++++-++++++++-+ 0(2)0(2)0(1) 24 4   2  ++++++++++++++++++++++++-++ 1(2)2(2)0(1) 29 5   3  ++++-+++-++–++++++++++-+++ 0(2)2(2)1(1) 25 4   4  ++++++++++++++++++++–++-+- 0(2)0(2)0(1) 23 4   5  ++++-+++-+++++-+++++-+++-++ 0(2)1(2)1(1) 24 4   6  ++++++++++++++++-++++++++++ 0(2)2(2)1(1) 29 5   7  +++++++++++++++++++++++++++ 0(2)0(2)1(1) 28 5   8  +++++++++-++++++++++++++-++ 0(2)0(2)0(1) 25 4   9  +++++++++++++++++++++++++++ 0(2)2(2)0(1) 29 5   10  ++++++++-++++++++++++++++++ 0(2)2(2)1(1) 29 5   11  ++++++++++++++++-++++++++++ 0(2)2(2)0(1) 28 5   12  ++++++++++++++++++++++++-++ 0(2)2(2)1(1) 29 5   13  ++++++++++-+-+–+-++——- 0(2)2(2)0(1) 17 3   14  ++++++++++++++-+-++++++++++ 2(2)0(2)0(1) 27 5   15  ++++++++-++++—+-++-+++-++ 0(2)0(2)0(1) 20 4   16  ++++++++-+-+++++—-+-++-++ 0(2)0(2)0(1) 19 3   17  ++++++++–+-++-+-+-+++++-++ 0(2)0(2)0(1) 20 4   18  ++++++++–++++-++++++++—+ 0(2)0(2)0(1) 21 4   19  ++++++++++++++++-+++++++-++ 0(2)2(2)1(1) 28 5   20  +-++++++++++-+++++++-+-++-+ 0(2)0(2)0(1) 22 4   21  +++++++++++-++++-+++–+—+ 0(2)0(2)0(1) 20 4   22  ++++++++-+++++++–+—-+++- 0(2)0(2)0(1) 19 3   23  ++++++++-+++++-+++++++++-++ 1(2)2(2)1(1) 28 5   24  ++++++++++++++++++++++++-++ 2(2)2(2)0(1) 30 5   25  ++++++++++++++++-++++++++++ 2(2)2(2)1(1) 31 5   26  -++–+-+-+++++–+-+—-+— 0(2)0(2)0(1) 12 3   27  ++++++++-+++++–++++++++-++ 1(2)0(2)0(1) 24 4   28  +++++++++++++++++++-+++-+++ 2(2)2(2)0(1) 29 5   29  ++++++++++++++++–+++++++++ 2(2)2(2)1(1) 30 5   30  ++++++++-+-+++++–++++-++++ 0(2)0(2)0(1) 22 4   31  +++++++++++++++-+++++++++++ 2(2)2(2)1(1) 31 5   32  +++++++++++-+-+-+-+++–++++ 2(2)1(2)1(1) 25 4   33  ++++++++-+++++-++++++++++++ 0(2)2(2)0(1) 27 5   34  ++++++++++++++++-++++++++++ 2(2)1(2)1(1) 30 5   35  ++++++++++++++-+++++-+++-++ 0(2)1(2)0(1) 25 4   36  ++++++++-+++++-++++++-++-++ 2(2)1(2)0(1) 26 4   37  ++++++++-+++++++-+++++++-++ 1(2)2(2)1(1) 28 5   38  ++++++++-+++++-+++++++++-++ 1(2)2(2)1(1) 28 5   39  ++++++++++-+++++-+++++++-++ 2(2)2(2)0(1) 28 5   40  ++++++++-+++++++-++++++++++ 0(2)0(2)1(1) 26 4   41  ++++++++-+++++-+-++++-++-++ 1(2)1(2)1(1) 25 4   42  ++++++++-+++++++-+++——- 2(2)1(2)0(1) 21 4   43  ++++++++++++++-+-++++-+—+ 0(2)1(2)0(1) 22 4   44  ++++++++-+++++-++++++++++++ 1(2)2(2)1(1) 29 5   45  ++++-+++-+++++-+-+++++++-++ 1(2)0(2)1(1) 24 4   46  ++++-+-++++-++++-+-++++++++ 2(2)2(2)1(1) 27 5   47  ++++++++++-+-+–+-++——- 0(2)2(2)0(1) 17 3 Сдавали25. 2017 в связи с совпадением присдаче ОГЭ 48  ++++-+-++++-++++-+-++++++++ 2(2)2(2)1(1) 27 5   49  ++++++++++++++++++++++++-++ 2(2)2(2)0(1) 30 5   50  -++–+-+-+++++–+-+—-+— 0(2)0(2)0(1) 12 3   51  ++++++++-+-+++++—-+-++-++ 0(2)0(2)0(1) 19 3     Итого (средний балл и оценка):  25 4

Количество заданий – 30.

Итоги аттестации выпускников 9 классов 2017 – 2018 учебный год

предмет Кол-во участников «5» «4» «3» «2» Средняя отметка Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % география 51 24 47 20 39 7 14 0 0 4

Качество учащихся в количественном и качественном соотношении по каждому заданию:

Задания с кратким ответом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 4996% 5098% 51100% 4996% 4486% 51100% 4792% 51100% 2957% 4894% 4690% 4792% 4894% 4996% 4792% 4894% 3263% 4690% 5098% 4588% 4690% 4078% 4384% 4486% 2243% 4180% 4588%

Задания с развёрнутым ответом 1 2 3 2243% 3365% 2243%

 группа А – 17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;

 группа В – 10 заданий с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр;

 группа С – содержит 3 задания высокого уровня сложности. Задание №15проверяет умения объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Задание №20 проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию. Задание №23проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности для определения поясного времени

Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.

Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Работа содержала 27 заданий с записью краткого ответа, 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалась записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. За выполнение заданий с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов.

Основные проблемы, с которыми столкнулись учащиеся:

Умение выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений;

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания;

Знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах;

Умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли;

В ответах на задания с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр нет полноты и правильности объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений. Проблемными для выпускников оказались задания №9 (умения определять естественный и миграционный прирост, плотность населения), №17(работа с топографической картой), №22(умения находить информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений), №25 (понимание особенностей природы, населения и хозяйства регионов России).

Выводы и рекомендации:

ОГЭ по географии показывает, что содержание курсов географии за основную школу усвоено на 86. 27 %. Учащиеся показали высокое качество знаний, 44 учащихся из 51 получили оценку «4» или «5». Такие результаты указывают на то, что следует не останавливаться, а продолжать уделять внимание развитию активной познавательной деятельности учащихся, т. работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Уделять внимание умению работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач, умению работы с географической и топографической картами. Часть ошибок связана с недостаточными умениями округлять значения до указанных величин, следовательно, отработке этого метапредметного умения также следует уделить внимание.

При изучении некоторых понятий (миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость, доля отраслей промышленности, сельского хозяйства) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением).

Для успешного выполнения ОГЭ выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям, так как большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке.

Пока не опубликовали.

С 2016 года вы­пуск­ни­ки де­вя­тых клас­сов долж­ны сда­вать че­ты­ре эк­за­ме­на фор­ма­та ОГЭ, два из ко­то­рых обязательные, а два по выбору.

На нашем сайте представлены около тысячи заданий для подготовки к ОГЭ по географии в 2023 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

Работа состоит из 30 заданий: заданий базового уровня сложности 15, повышенного — 13, высокого — 2. Заданий с кратким ответом — 27, с развернутым ответом — 3. Работа рассчитана на 150 минут.

Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.

Контролируемые предметные результаты ФК ГОС / предметные результаты ФГОСУровень сложности заданияМаксимальный балл за выполнение заданияПримерное время выполнения задания (мин. )

Задание 1. Формирование представлений о
географии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира/
формирование представлений и
основополагающих теоретических
знаний об основных этапах
географического освоения Земли Б13

Задание 2. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странахБ13
Задание 3. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний об особенностях природы на
разных материках и в отдельных странахП13
Задание 4. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах
/ овладение основными навыками
нахождения, использования
и презентации географической
информации Б13
Задание 5. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов Б13
Задание 6. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времениБ13
Задание 7. Овладение основами картографической
грамотности и использования
географической карты как одного из
языков международного общенияП14
Задание 8. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессовБ15
Задание 9. Овладение основами картографической
грамотности и использования
географической карты как одного из
языков международного общенияБ14
Задание 10. Овладение основами картографической
грамотности и использования
географической карты как одного из
языков международного общенияБ14
Задание 11. Овладение основами картографической
грамотности
и использования географической карты
как одного из языков международного
общенияВ16
Задание 12. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации
к условиям территории проживанияП215

Задание 13. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времени,
об основных этапах её географического
освоения /
формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов Б15
Задание 14. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для уровня безопасности
окружающей среды, адаптации
к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф Б14
Задание 15. Формирование представлений об
особенностях деятельности людей,
ведущей
к возникновению и развитию или
решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях,
умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения
в окружающей среде П15
Задание 16. Овладение основными навыками
нахождения, использования
и презентации географической
информацииП16
Задание 17. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессовП15

Задание 18. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности
Земли как планеты людей
в пространстве и во времениП15

Задание 19. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов / формирование первичных
компетенций использования
территориального подхода как основы
географического мышления для
осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся
мире
и адекватной ориентации в нёмП15

Задание 20. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времени, об
особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странахБ15
Задание 21. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времени П15
Задание 22. Овладение основными навыками
нахождения, использования
и презентации географической
информацииБ14
Задание 23. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времениП14
Задание 24. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах Б14
Задание 25. Овладение основами картографической
грамотности
и использования географической карты
как одного из языков международного
общенияП15
Задание 26. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странахП15
Задание 27. Овладение основами картографической
грамотности и использования
географической карты как одного из
языков международного общенияБ14

Задание 28. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времени,
Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах
Овладение основными навыками
нахождения, использования
и презентации географической
информацииБ17
Задание 29. Формирование умений
и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации
к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и
техногенных катастрофВ110
Задание 30. Формирование представлений
и основополагающих теоретических
знаний
о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей
в пространстве и во времениП16

ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК

Отметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»Общий балл0–1112–1819–2526–31

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На экзамен по географии — линейка для измерения расстояний по топографической карте; непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 7-9 классов для решения практических заданий. Источник.

Авторы заданий для подготовки к ОГЭ:
Э. Амбарцумова,
С. Дюкова,
Ю. Соловьева; использованы экзаменационные материалы ОГЭ.

Анализ государственной итоговой аттестации (ОГЭ география 9 класс) МБОУ СОШ №9 – 2018 /2019 уч. год

Количество участников ОГЭ по учебному предмету (за последние 3 года)

Участники ОГЭ 2017 2018 2019 чел. %  чел. % чел. % Выпускники текущего года, обучающихся по программам ООО 30 27 51 39 62 43 Выпускники лицеев и гимназий Выпускники СОШ 30 27 51 39 62 43 Обучающиеся на дому Участники  с ограниченными возможностями здоровья

В 2018-2019 учебном году в экзаменационном испытании по географии участвовало 62 учащихся, что составило 43% от общего числа участников ГИА-9 МБОУ СОШ №9. Анализ количества участников ГИА-9 показал, что в 2019 году существенно увеличилось количество сдающих основной государственный экзамен по географии, как предмет по выбору (табл.

9 «А, В» – 33 учащихся, преподаватель: Кушнарева Т.

9 «Б, Г, Д» – 29 учащихся, преподаватель: Насека Е.

Основные даты: 04. 2019, 14. 2019 г.

Даты пересдачи: 28. 2019, 01. 2019 г.

Время проведения экзамена: 120 минут

По итогам участия в основном государственном экзамене выпускники 9-х классов показали следующие результаты (с учетом пересдачи) (табл. 2,3,4).

№ Задания с кратким ответом Задания с развёрнутым ответом Первичный балл Оценка примечание 1 ++++++++-++++++++++++++-+++ 0(2)0(2)0(1) 25 4 2 ++++++++-+++++++++—-+—+ 0(2)0(2)0(1) 19 3 3 +++++++++++++-++-++++++++++ 1(2)1(2)1(1) 28 5 9Г 4 +++++-++-++++-++++-++++-+-+ 1(2)2(2)0(1) 24 4 5 ++++++++-++++-++++++++++-+- 0(2)0(2)0(1) 23 4 6 +++++++++++++++-+++++++++++ 1(2)2(2)0(1) 29 5 9В 7 ++++++++-++++++++++++++-+++ 1(2)0(2)1(1) 27 5 9А 8 ++++++++-+—+-+-+——— 0(2)1(2)0(1) 13 3 9 +++++++++++++++++++++++++++ 1(2)2(2)1(1) 31 5 9В 10 ++++++++-++++-+———— 0(2)0(2)0(1) 13 3 11 ++++++++++++++++++-++++++++ 1(2)2(2)0(1) 29 5 9В 12 ++-+++++–++–+++—+—— 0(2)0(2)0(1) 13 3 13 +++++++–++++-++++-++—— 1(2)0(2)0(1) 18 3 14 +–++++++++++-++-+++++-++++ 1(2)0(2)0(1) 23 4 15 +++++–+-+-+++++++—+—– 1(2)0(2)0(1) 16 3 16 ++++++++–+–++-++-++-+–++ 0(2)2(2)0(1) 20 4 17 ++-+-++-+-+-+—++-+-+–+++ 2(2)0(2)0(1) 17 3 18 +++++++-+++++-++++-++—+++ 1(2)0(2)1(1) 23 4 19 +++++++++++++-++-++++++++++ 1(2)2(2)1(1) 29 5 9В 20 ++++++++-++++++-++-+—-+– 0(2)0(2)0(1) 18 3 21 +++++++++++-+-++-+++-+-++++ 0(2)0(2)0(1) 22 4 22 ++++++++-++++++++++++++++++ 0(2)2(2)0(1) 28 5 9В 23 ++++++++——-+———– 0(2)0(2)0(1) 9 2 9Д – Пересдача 28. 2019 24 +++–++–++++-+++++++—+++ 2(2)0(2)1(1) 22 4 25 ++++++++-++++–+-+——— 0(2)2(2)0(1) 16 3 25 ++++++++-++++++++++++++-+-+ 0(2)1(2)1(1) 26 4 27 +++++++++++++++-++——+-+ 0(2)0(2)0(1) 19 3 28 ++++++++-++++–++++++++-+++ 0(2)2(2)0(1) 25 4 29 +++++++++++++-+-+++++++++++ 1(2)0(2)0(1) 26 4 30 ++++-+++-++-++-++++++++-+– 0(2)2(2)1(1) 23 4 31 ++++++++-+++++–+—++—– 0(2)0(2)0(1) 16 3 32 ++++++++-++++-+-++-+——- 2(2)0(2)0(1) 18 3 33 +++-++++-++++–++++++–+-+- 0(2)1(2)0(1) 20 4 34 +++++++++++++++++++-+++++-+ 2(2)2(2)1(1) 30 5 9В 35 +++++++–+—–++-++++—+- 0(2)0(2)0(1) 15 3 36 ++++++++-++++++++++++++++++ 0(2)0(2)0(1) 26 4 37 +++++++-++-++-++++-++—++- 0(2)0(2)0(1) 19 3 38 +++++-++-++++————– 0(2)0(2)0(1) 11 2 9Б – Пересдача 28. 2019 39 ++++++++–+++-++-+++——- 0(2)0(2)0(1) 16 3 40 +++++++++++++++++++++++++++ 1(2)2(2)1(1) 31 5 9Б 41 +++++++–+-++-+++++-++–+++ 2(2)1(2)1(1) 24 4 42 ++++++++-++++++++++++++-+++ 0(2)0(2)0(1) 25 4 43 ++++++++-+++-+–++++++++++- 0(2)0(2)0(1) 22 4 44 +++++++-++++++-++++-+-++++- 0(2)0(2)0(1) 22 4 45 +++-++++-++-+-++—+—+— 0(2)2(2)0(1) 16 3 46 +-++++++-++++++++++++++++++ 2(2)2(2)0(1) 29 5 9А 47 —–+++–+++++-+++—-++-+ 1(2)0(2)0(1) 15 3 48 ++++++++++++++–+++++++++++ 0(2)0(2)0(1) 25 4 49 +++++++–++++—-+——— 0(2)0(2)0(1) 12 3 50 +—++-+-++++—+++++–+-++ 2(2)0(2)1(1) 19 3 51 –++++++-++++—+——+— 0(2)0(2)0(1) 12 3 52 +++++++++++-+-+-+++-++—+- 0(2)0(2)0(1) 19 3 53 +++++++–+–+–+++-+–+—+ 0(2)1(2)0(1) 16 3 54 +++++++++++++++++++++++++++ 2(2)2(2)1(1) 32 5 9В 55 ++++++++-++++++-++——— 0(2)0(2)0(1) 16 3 56 +++–++++—-+++++++-++++-+ 0(2)2(2)1(1) 22 4 Сдавали 14. 2019, в связи с совпадением при сдаче ОГЭ 57 –++++—-+-+—–++–+—- 2(2)2(2)0(1) 13 3 58 ++-++++++-++++++-++++++-+++ 1(2)2(2)1(1) 27 5 9А 59 –++—+–+———–+++– 0(2)1(2)0(1) 8 2 9А – Пересдача 1. 2019 60 ++++++++–++++++-++++-+—- 0(2)1(2)0(1) 20 4 61 –+++++++++–++++++++++++++ 1(2)2(2)0(1) 26 4 62 +++++++++++-+++–++++++++++ 1(2)2(2)0(1) 27 5 9В

1 +++++++–++++–++++++++–+- 0(2)0(2)0(1) 20 4 2 +++++-++-++++–+—+-++—- 0(2)0(2)0(1) 15 3

Пересдача 01. 2019

1 ++++++++-++——+–+++—- 0(2)2(2)0(1) 16 3

Количество учащихся фактическое: 62 /100% (с учётом пересдачи)

предмет Кол-во участниковОГЭ «5» «4» «3» «2» Средняя отметка Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % география 62 13 21% 22 35% 24 39% 3 5% 3. 73 география (с учётом пересдачи) 62 13 21% 23 37% 26 42% 0 0 4

Вывод о характере изменения результатов ГИА-9 по географии.

Максимальное количество участников ГИА-9 по географии – 42% справились с выполнением экзаменационного испытания на «3» балла, 37% участников выполнили экзамен по географии на «4» балла, 21% – на «5» баллов (табл

С 2019 года прослеживается положительная динамика количества участников ГИА-9 по географии, однако на 17% по сравнению с результатами 2018 года, снизились показатели уровня обученности выпускников (количество учащихся получивших отметку «5» снизилось на 9 человек, количество учащихся получивших отметку «3» увеличилось на 19 человек) табл. 5,6

Учебный год Кол-воучастников ОГЭ Кол-во участников,справившихся сзаданиями ОГЭ Кол-воучастников,не справившихся сзаданиями ОГЭ Уровень обученности 2018 51 / 100% 51/ 100% 0 77% 20192019 (с учётом пересдачи) 62/ 100% 59/ 95%62/ 100% 3 / 5%0 56%60%

Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий

Задания с кратким ответом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 29 30 92% 87% 87% 89% 94% 95% 97% 82% 73% 94% 89% 89% 84% 81% 76% 77% 65% 74% 81% 73% 69% 60% 58% 47% 60% 56% 56%

Задания с развёрнутым ответом 15 20 23 42% 44% 24%

Качество выполнения заданий различного уровня сложности

Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности:

17 заданий – №1,2,3,4,5,6,7,8, 10,11,12,13, 16,18,19, 26 – Базового уровня (с выбором варианта ответа из предложенных);

10 заданий – №9,14,17,21,24,25,27,28,29,30 – Повышенного уровня (задания с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр);

3 задания – Высокого уровня сложности. (Задание №15 проверяет умения объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Задание №20 проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию. Задание №23 проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности для определения поясного времени).

Задания базового уровня имеют планируемый диапазон выполнения 60-90%. Общая картина выполнения заданий с выбором одного правильного ответа первой части базового уровня представлена в табл.

При анализе результатов выполнения заданий повышенной сложности с кратким ответом виде установления правильной последовательности, ответом в виде числа, ответом в виде слова по отдельным группам участников учитывалось, что элементы содержания считаются освоенными, а умения – сформированными, если процент выполнения задания, проверяющего данный элемент содержания или умения от 40-60%. Максимальный первичный балл за выполнение заданий высокого уровня сложности соответствует – 43. 55% (табл.

С выполнением разновидностей заданий, с кратким ответом повышенного уровня части справилось от 47% – 60% выпускников, участвующих в ОГЭ по географии в 2019 году (табл.

Типичные ошибки: В ответах на задания с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр нет полноты и правильности объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений. Проблемными для выпускников оказались задания №9 (умения определять естественный и миграционный прирост, плотность населения); № 15 (проверялось умение анализировать ситуацию, описанную в тексте, делать выводы и устанавливать последствия 27. 42% учащихся выполнили его частично и получили 1 балл, 14. 52% — 2 балла; №17(вызвало затруднения работа с топографической картой), №22(умения находить информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений); №27 (умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли); №29 (затруднения в понимании географических следствий движений Земли); № 30 (определение региона России по предложенному описанию, несмотря на наличие карт атласов, всегда вызывает большие трудности у учащихся).

Выводы и рекомендации: ОГЭ по географии показывает, что содержание курсов географии за основную школу усвоено на 60%. (36 учащихся из 62 получили оценку «4» или «5»). В целом географическую подготовку выпускников 9-х классов следует признать удовлетворительной. Географические знания раздела «Знать/понимать» усвоены большей частью выпускников. Уровень усвоения знаний фактов и географической номенклатуры выше, чем знаний географических закономерностей.

Результаты экзамена свидетельствуют о необходимости уделять особое внимание выполнению практической части программы, так как большинство заданий экзаменационной работы проверяют не воспроизведение знаний и умений, а их применение в знакомой и (или) изменённой ситуации.

Совершенствовать методику изучения сложных (по результатам ОГЭ) разделов содержания учебного предмета «География»: биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, связь жизни населения с окружающей средой, хозяйство России.

При подготовке выпускников к аттестации методическую помощь учителю и учащимся окажут:

– материалы сайтов ФИПИ ( www. fipi ); РЕШУ ОГЭ.

– ресурсы Интернет для подготовки выпускников к экзамену (материалы ОГЭ, ЕГЭ по географии за прошлые годы).

Алгоритм подготовки к ГИА по географии.

Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ учителя МБОУ Спасской СОШ №6 им. Сидоренко Румбешт Р.

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – география. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании географии. Введение в школе ЕГЭ и ГИА повышает требования к учителю географии.

Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по географии должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса поэтапно:

1 этап – работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков осознанного прочтения текста;

3 этап – работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками, таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения чертежей и расчетов.

Адрес моих заданий:

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, работа в паре для закрепления географической номенклатуры, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары, задание на построение графиков и таблиц, анализ статистических данных, умение обрабатывать данные таблиц.

Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по географии хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.

Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (конечно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Необходимо использовать задания разных уровней сложности.

Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В части А и С  ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся в тетрадях ведут  географические словари терминов, по которым можно проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски, зачета по каждому разделу. Так происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.

Примерный список понятий по темам:

Тема «Карты. Чтение карт»: абсолютная высота, относительная высота, горизонталь, условные топографические знаки, карта, план местности, масштаб, шкала глубин и высот, отметка высоты и глубины.

Тема «Географические координаты»: географическая широта, географическая долгота, параллель, меридиан, нулевой меридиан, экватор, полюса земли

Тема «Климат»: солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная, амплитуда температур, средняя температура, ветер, циклон, антициклон, атмосферное давление, метеоприборы и единицы измерения температуры, давления, влажности, силы и направления ветра и др.

Тема «Мировой океан»: океан, море, внутренне море, окраинное море, остров, полуостров, залив, пролив, течение, котловина.

Тема «Внутренние воды»: река, левый и правый приток, устье, исток, дельта, эстуарий, водосборный бассейн, водораздел, подземные воды,

Тема «Население»: миграция, эмиграция, реэмиграция, урбанизация, городская агломерация, плотность населения, город, трудовая миграция,

Тема «Рельеф»: горы, хребты, горная страна, равнина, низменность, плоскогорье, возвышенность.

2) Анализ результатов проведения ГИА показал, что по-прежнему высок уровень невыполнения заданий на осознанное чтение текста, предполагающих умение, систематизировать и интерпретацию географическую информацию по определенной теме из текстов (экономических, публицистических экологических, политических, социальных, географических).

Поэтому важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.

3) В экзаменационной работе ГИА трудным для выполнения оказалось для учащихся задание 15, в котором необходимо прочитать фрагмент текста и объяснить причины каких-либо географических явлений: землетрясений, вулканизма, оползней, образования болот и др. Умение ответить на вопрос базируется, конечно, на знании теоретического материала за курс географии, но забывается. Поэтому на уроках, изучая тему, записываются шаблоны ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а на консультациях учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может составить сам или воспользоваться ресурсом Сдам ГИА.

Примеры шаблонов (взяты на сайте Сдам ГИА)

Сезон до­ждей в Южной Азии на­чи­на­ет­ся в июле и про­дол­жа­ет­ся до се­ре­ди­ны осени. В это время дуют муссоны, при­но­ся­щие много осадков. Индия на­хо­дит­ся в суб­эк­ва­то­ри­аль­ном поясе, в нём дожди идут летом, по­то­му что ма­те­рик силь­но прогревается, там об­ра­зу­ет­ся об­ласть низ­ко­го дав­ле­ния и с оке­а­на дуют влаж­ные воз­душ­ные массы.

Псков­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в зоне из­бы­точ­но­го увлаж­не­ния. Осад­ков вы­па­да­ет более 700 мм, ис­па­ря­е­мость около 600 мм. Ко­эф­фи­ци­ент увлаж­не­ния боль­ше еди­ни­цы, что при­во­дит к на­коп­ле­нию из­лиш­ков влаги.

ИЛИ В ре­лье­фе Псков­ско-Чуд­ская приозёрная низ­мен­ность пред­став­ле­на низ­мен­ной рав­ни­ной с ма­лы­ми пе­ре­па­да­ми высот, а, зна­чит, мал общий уклон рек, что не спо­соб­ству­ет вы­во­ду из­лиш­ков воды за пре­де­лы об­ла­сти.

Задание ГИА номер 20 требует  умений читать карту местности, работать с масштабом карты, определять экспозицию склона и пр. Следует иметь в виду, что такой вид работы сегодня учащиеся выполняют в 5 классе, причем не так масштабно, как это спрашивается на ГИА. Поэтому задание требует не только дополнительной работы на уроках в 5 классе, но и на консультациях в 9 классе. Этот блок знаний важен, так как на основе плана местности в ГИА три задания.

При анализе работ учащихся над планами местности в младших классах   типичные недостатки каждого ученика при помощи диагностических карт. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности.

Самое сложное для учащихся – задание 23, когда ученики должны определить факторы размещения различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.

При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.

В приложении 1. образец диагностической карты для 9 и 11 классов.

Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 9 классе

Диагностическая карта уч-ся 9- __ класса ФИ __________________________________

Тема/ Дата               1. Географические особенности природы и народов Земли                2. Географическое положение России                3. Особенности природы России                4. Геоэкологические проблемы                5. Отрасли хозяйства России, особенности размещение                6. Природные ресурсы, их использование и охрана                7. Особенности населения России                8. Территориальная обеспеченность ресурсами                9. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами                10. Географические явления и процессы в геосферах                11. Разные территории Земли: анализ карты                12. Причины возникновения геоэкологических проблем                13. Существенные признаки геогробъектов и явлений                14. Географические координаты                15. Географические явления и процессы в геосферах (C1)                16. Географические объекты и явления                17. Разные территории Земли: анализ карт                18. Расстояние на карте просмотреть               19. Направление на карте просмотреть               20. Чтение карт различного содержания (C2)                21. Чтение и анализ карт просмотреть               22. Географические объекты и явления                23. Разные терр Земли, их обеспеченности ресурсами (C3)                24. Определение поясного времени                25. Особенности природно-хозязон и районов России                26. Географические явления и процессы в геосферах                27. Анализ информации о разных территориях Земли                28. Выявление эмпирических зависимостей                29. Географические следствия движений Земли                30. Выявление признаков географических объектов и явлений

Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГИА по географии в 11 классе

Диагностическая карта уч-ся ______ класса _______________________________ по подготовке к ЕГЭ по географии на 2017-2018 уч. год

Содержание / Дата                 Гео­гра­фи­че­ские модели. Карта и план местности                 Литосфера. Атмосфера. Гидросфера                 Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Гео­гра­фи­че­ская оболочка Земли. Ши­рот­ная зональность и вы­сот­ная поясность                 Гео­гра­фи­че­ские особенности России                 Форма, размеры, дви­же­ние Земли                 Ми­ро­вой океан и его части. Воды суши. По­ло­воз­раст­ной состав населения                 По­ло­воз­раст­ной состав населения                 Гео­гра­фи­че­ские особенности раз­ме­ще­ния населения                 Гео­гра­фи­че­ские характеристики круп­ных стран мира                 Го­род­ское и сель­ское население. Города                  Гео­гра­фия отраслей про­мыш­лен­но­сти России,сель­ско­го хозяйства и важ­ней­ших видов транспорта                 Природно-хозяйственное рай­о­ни­ро­ва­ние России. Ре­ги­о­ны России                 При­зна­ки географических объ­ек­тов и явлений                 Ми­ро­вое хозяйство. Хо­зяй­ство России. Ре­ги­о­ны России                 По­го­да и климат. Рас­пре­де­ле­ние тепла и влаги на Земле                 Административно-территориальное устрой­ство России                 Гео­гра­фия отраслей про­мыш­лен­но­сти России. Страны-экспортеры мира                 Ча­со­вые зоны                 На­прав­ле­ние и типы ми­гра­ции населения России                 При­род­ные ресурсы                 Этапы гео­ло­ги­че­ской истории зем­ной коры. Гео­ло­ги­че­ская хронология                 Гео­гра­фи­че­ские характеристики круп­ных стран мира                 Природно-хозяйственное рай­о­ни­ро­ва­ние России. Ре­ги­о­ны России                 Гео­гра­фи­че­ские модели. Карта, план местности                 Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Ноосфера                 Гео­гра­фия основных от­рас­лей производственной и не­про­из­вод­ствен­ной сфер                 Земля как планета, со­вре­мен­ный облик планеты                 Численность, есте­ствен­ное движение на­се­ле­ния России                 На­прав­ле­ние и типы миграции                 При­род­ные ресурсы. Природопользование                 Ши­рот­ная зональность и вы­сот­ная поясность                  Форма, размеры, дви­же­ние Земли                 Уро­вень и ка­че­ство жизни населения                 За­ня­тость населения. От­рас­ле­вая структура хозяйства                 Страны-экспортеры сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции                 Со­вре­мен­ная политическая карта мира                 Раз­ме­ще­ние населения России. Ос­нов­ная полоса расселения                 Гео­гра­фия религий мира. На­ро­ды и ос­нов­ные религии России

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ технологиями – создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий по прочтению текста и пр. В интернете существует много сервисов. Помогающих готовить учащихся к экзамены. Есть готовые задания на сайте

есть возможность для учителя самостоятельно создавать такие упражения-тренинги. Предлагаю интерактивные задания, выполненные в среде

Предварительный просмотр

государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по географии

за 2018-2019 уч.

Контрольно-измерительные материалы в 9 класса представлены 30 заданиями. Максимальное количество баллов можно набрать 32.

Критерии оцениванияОтметка “2”0-11Отметка “3”12-19Отметка “4”20-26Отметка “5”27-32

Сдавала 11 человек.

Оценка Колуч-ся 2018 г. %Колуч-ся 2018 г. %Количество “5”00%327Количество “4”638%218Количество “3”1063%655Количество “2”00%00Процент качества38%45Процент успеваемости100%100Уровень обученности47%59

Минимальный бал (который набрали выпускники) – 13 б. (в 2018 г. – 13б)

Максимальный бал – 32 б. (в 2018 г. – 22 б

Средний бал – 21 б. (в 2018 г. -17б

Номер заданияКонтролируемые виды деятельностиУровень сложности 14Уметь определять на карте географические координатыП23Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов (факторы размещения)В25Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России; связь между геогра-фическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран (по слоганам определять регион)П27Уметь анализировать информацию, необходимуюдля изучения разных территорий Земли (климатограммы)П29Понимать географические следствия движений ЗемлиП30Уметь выделять (узнавать) существенные признакигеографических объектов и явлений (по описанию определять страну, регион)

  • Анализ результатов показал, что большинство учащихся справились с заданиями имеющих базовый уровень сложности. У них сформированы важнейшие умения работы с физическими величинами и определениями, навыки объяснения и анализа физических явлений и процессов.
  • По сравнению с 2018 г. учащиеся  9 класса в 2019 г. показали более высокий результат. Качество успеваемости выросло на 7% (с 38 до 45%), уровень обученности вырос на 12% (с 47 до 59%).
  • Ученица 9 класса Русакова А. набрала  31 б. из 32 б..
  • 10 учащихся из 11 полностью или частично выполнили задания с развернутым ответом.
  • У выпускников 9 класса были затруднения с выполнением заданий повышенного и высокого уровня сложности.
  • В 2018 г. у учащихся были затруднения с выполнением заданий 9,14,15,16,17,24,29,30, то в 2019 г. задания 14,23,25,27,29,30. Все эти задания повышенного и высокого уровня сложности. Повторяются задания 14,29,30.

Задание 14 на определение географических координат, задание 29 географические следствия движений Земли, задание 30 по описанию определять страну или регион России.

  • На уроках географии организовать систематическую работу по формированию навыков определения географических координат.
  • В системе использовать  карты разных картографических проекций, разных масштабов.
  • Формировать у обучающихся умение понимать различные способы представления географической информации (климатограммы, таблицы, графики, профили), определять тенденции изменения количественных характеристик по графику, таблице, географической карте.
  • Развивать умение применять знания для объяснения пространственного распространения или сущности географических процессов и явлений.
  • Совершенствовать методику изучения сложных (по результатам ОГЭ) разделов содержания учебного предмета «География»: климат гидросфера, годовое и суточное движение Земли, связь жизни населения с окружающей средой.
  • Организовать повторение учебного содержания по географии за основную школу.

Учитель географии                                                          Л. Петухова

Скачать

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.