Как сдать гиа?

Я — репетитор по русскому языку.

Самый популярный запрос, с которым ко мне приходят, это подготовка к школьным экзаменам. Причем не только к ЕГЭ, но и к ОГЭ — государственному экзамену для девятиклассников.

Я уверена, что школьник даже со средним уровнем может подготовиться к ОГЭ по русскому языку самостоятельно и сдать его на положительную отметку. Расскажу, что для этого нужно сделать и кому подойдут мои рекомендации.

ОГЭ — основной государственный экзамен, который сдают школьники в конце 9 класса.

Для сдачи ОГЭ по конкретному предмету нужно решить задания из экзаменационного бланка, который выдают перед экзаменом. Эти бланки называются контрольно-измерительными материалами — КИМ.

КИМы состоят из множества заданий: с тестами, заданиями с кратким ответом и частью, где нужно дать развернутый ответ. Задания расположены от простого к сложному. За простые задания начисляется меньше баллов, за сложные с развернутым ответом — больше.

Что такое ОГЭ и зачем он нужен

ОГЭ — это обязательный государственный экзамен за курс основного общего образования по четырем дисциплинам. Его формат близок к ЕГЭ, только сдают его в девятом классе. Два предмета — русский язык и математику — школьник сдает обязательно, чтобы получить аттестат, а остальные выбирает по желанию из дополнительных дисциплин. Если не сдать ОГЭ хотя бы на тройку, аттестат не дадут.

Я расскажу про ОГЭ по русскому языку. Проходит он так: школьники в течение четырех часов в чужой школе пишут изложение, сочинение и проходят тест. За списыванием строго следят, поэтому незаметно достать телефон не получится. Пользоваться разрешают только орфографическим словарем.

С 2019 года станет обязательным еще и устное собеседование по русскому. Его будут сдавать в своих школах во втором полугодии. Чтобы школьника допустили до ОГЭ, на собеседовании нужно получить «зачет».

Результаты ОГЭ важны для всех девятиклассников, но в большей степени — для двух категорий: тех, кто собирается поступать в колледж, и тех, кто хочет сменить школу. При поступлении в средние специальные учебные заведения учитывается средний балл аттестата. Результаты ОГЭ влияют на него напрямую.

Например, проходной балл на бюджет в колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации — 4,91. Для такого нужно не только иметь высокие оценки по остальным предметам, но и получить за ОГЭ по русскому языку пятерку, то есть 34—39 баллов. А если школьник хочет поступить в 10 класс в более престижную школу, он будет проходить внутренний конкурс. Баллы ОГЭ там тоже играют большую роль.

Еще ОГЭ важен тем, кто привык учиться хорошо и не хочет получить четверку или тройку. В этом случае лучше не рисковать и найти хорошего репетитора. Но и это не гарантирует успех. Я знаю случай, когда школьник все знал, но от волнения на экзамене забыл перенести часть ответов с черновика в специальный бланк. К сожалению, такое тоже случается.

Если после девятого класса школьник остается в своей школе, лучше приберечь деньги для подготовки к ЕГЭ и попробовать подготовиться своими силами — хотя бы к ОГЭ по русскому языку. Мой опыт показывает, что девятиклассникам с твердой тройкой и выше для подготовки к ОГЭ по русскому не нужен репетитор, особенно если родители готовы хотя бы немного контролировать процесс и вникать в детали.

Еще рекомендую использовать подготовку к ОГЭ как повод научить подростка работать самостоятельно и отвечать за результат. Даже полный провал не будет иметь фатальных последствий. До начала нового учебного года экзамен можно пересдать дважды. Правда, после пересдачи школьника могут не взять в десятый класс в сильной школе. Такие вещи обычно оговаривают в школьном уставе.

Как сдать гиа?

Учебный год еще не стартовал, но будущие выпускники, скорее всего, уже начинают готовиться к экзаменам и немного нервничать. Наш блогер Михаил Ланцман подготовил понятный гид для девятиклассников об изменениях в ОГЭ в следующем году, датах и сроках.

Сколько экзаменов будут сдавать 9-классники в 2023 году

Нормативные акты по порядку проведения ОГЭ-2023 пока не опубликованы, но уже сейчас уже можно твёрдо утверждать, что госэкзамены планируют проводить в традиционном формате. Чиновники из ФИПИ и Рособрнадзора неоднократно озвучивали свою убеждённость, что после отмены всех ковидных ограничений они намерены вернуться к старому формату проведения госэкзаменов.

Первым этапом ОГЭ-2023 года станет итоговое собеседование. Каждый, кто успешно пройдёт это испытание, будет допущен к государственной итоговой аттестации (ГИА). Помимо итогового сочинения каждый выпускник обязан будет сдать 4 письменных экзамена: ОГЭ по обязательным предметам (русский и математика) и два ОГЭ по выбору. Всего, как вы уже поняли, пять испытаний — одно устное и четыре письменных.

В какие сроки пройдут экзамены в 9-х классах

Расписание ОГЭ-2023 не опубликовано, но, ориентируясь на предыдущие годы, можно назвать примерные даты: итоговое собеседование обычно проводят во вторую среду февраля, так что ориентировочная дата экзамена — 8 февраля 2023 года.

ОГЭ в основной период сдачи обычно планируется на конец мая. В 2021-м году экзамены стартовали 21 мая, в 2022-м — 19 мая. Так что очевидно, что уже сейчас можно настраиваться на 20 мая 2023 года (примерно).

Как и в какие сроки надо регистрироваться на ОГЭ

Регистрация на итоговое собеседование заканчивается за две недели до объявленной даты устного экзамена. Сроки регистрации на ОГЭ (и обязательных, и по выбору) — до 1 марта 2023 года.

Как изменятся задания

Это самый важный и одновременно самый тревожный вопрос. Здесь сразу спешу всех успокоить: серьёзное переформатирование экзаменационных заданий для выпускников 9-х классов уже произошло в 2020 году. С тех пор никаких принципиальных новшеств в контрольно-измерительных материалах (КИМах) нет и не предвидится. В конце августа ФИПИ опубликуют свежие демоверсии ОГЭ-2023. Осталось подождать совсем немного, и мы увидим образцы тестовых заданий нового учебного года.

Как определиться с ОГЭ по выбору и подготовиться на хорошие баллы

Если вы точно знаете, что после сдачи ОГЭ вы продолжите обучение в 10-м классе и будете поступать в вуз после окончания 11-го, советую уже сейчас определяться с выбором университетов и направления подготовки. Все эксперты ЕГЭ (я тоже) считают, что результаты на экзаменах напрямую зависят от того, как рано вы начали готовиться к экзаменам.

Если планируете поступать в колледж, выбирайте предметы, которые любите. Дело в том, что оценка за ОГЭ напрямую влияет на оценку в аттестате. Колледжи осуществляют набор по среднему баллу именно аттестата — чем больше хороших оценок, тем выше шанс пройти на бюджет.

Стратегии подготовки к ОГЭ могут быть разными: кто-то может подготовиться самостоятельно. В интернете есть огромное количество качественных бесплатных ресурсов для самостоятельных занятий. Во многих школах есть элективные курсы (бесплатные или платные подготовительные курсы подготовки к ОГЭ), которые ведут сами преподаватели школы. Можно доверить подготовку на высокие баллы и профессиональным репетиторам.

Федеральная сеть курсов ОГЭ Lancman School («Ланцман скул») приглашает всех желающих на очные курсы, где занятия проходят в мини-группах по 4 человека, и на онлайн-занятия — для тех, кто хочет заниматься удалённо.

Хорошая новость! Уже второй год мы гарантируем каждому нашему выпускнику 5 на ОГЭ. В противном случае вернём всю сумму (условия прозрачно и чётко прописаны в договоре).

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Sasha Mitkalova / Shutterstock / Fotodom

Как сдать гиа?

Кажется, в этом году ОГЭ пройдёт в стандартном режиме и без изменений. Зато за два прошлых года их было немало. Наш постоянный блогер Михаил Ланцман рассказал, как 9-классникам готовиться к экзаменам в этом году и на что обратить особое внимание.

ОГЭ-2022, вероятно, пройдёт в классическом варианте: итоговое собеседование в феврале и 4 экзамена в конце учебного года. Думаю, чиновники образовательных ведомств недвусмысленно дают понять выпускникам 2022 года, что они будут сдавать ОГЭ по русскому языку и математике + два ОГЭ по выбору. То есть, скорее всего, в текущем учебном году министерство просвещения и Рособрнадзор попытаются все-таки вернуться к классическому формату проведения ОГЭ. Поэтому я советую не рассчитывать на полную или частичную отмену ОГЭ и начинать готовиться ко всем четырём экзаменам, начиная с сентября.

Четыре причины, почему ОГЭ нельзя считать проходными экзаменами:

Результаты ОГЭ влияют на оценки в аттестате за 9-й класс. С 2018 года результаты ОГЭ как по обязательным предметам, так и по выбору напрямую влияют на средний балл аттестата за 9 класс.

Результаты ОГЭ учитываются при наборе в профильные 10-е классы. Ваша подготовка к ЕГЭ в том числе зависит от того, насколько сильной будет подготовка к единому госэкзамену в течение последних двух лет обучения. Если сможете попасть в сильный профильный класс — это будет залогом успеха на ЕГЭ.

ОГЭ — первый шаг к сдаче ЕГЭ на высокие баллы и гарантия поступления в престижных вуз по окончанию школы. Конкуренция за бюджетные места в университетах каждый год растёт, поэтому к ЕГЭ надо начинать готовиться как можно раньше. ОГЭ даёт возможность существенно «подтянуть» все базовые знания за 2 года до ЕГЭ и настроиться на поступление в хороший вуз.

Баллы ОГЭ помогают поступить в лучшие колледжи страны. Средний балл аттестата при наборе в учреждения СПО в 2021 году составил 4,5 балла, а высокий средний балл аттестата невозможен без успеха на ОГЭ (об этом я написал в 1 пункте). Получить качественное образование не только в вузе, но и в учреждении СПО без высоких баллов на ОГЭ сегодня уже невозможно.

Объективно задания ОГЭ нельзя назвать сложными, но в 2021 году выпускники сразу нескольких регионов массово «завалили» ОГЭ по математике. Я убеждён, что сдать экзамен в 9 классе сложно тем выпускникам, у которых есть системные пробелы в знаниях, а также тем, кто не знаком с обновлёнными заданиями ФИПИ.

Выявить эти пробелы и познакомиться со всеми изменениями лучше уже сейчас

В этом году заявлено, что изменений нет, но в течение двух предыдущих лет задания и так существенно изменили. Чтобы понять, насколько школьник готов к экзамену, достаточно внимательно ознакомиться с демонстрационным вариантом по предмету, опубликованному на сайте ФИПИ. Демоверсия ФИПИ — это образец заданий, которые могут встретиться на реальном экзамене.

В этой статье я собрал выдержки обо всех свежих изменениях в заданиях ОГЭ из официальных справок ФИПИ и ссылки на реальные демоверсии экзаменационных вариантов текущего года.

ОГЭ по русскому языку 2022 года

В 2020 году изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, а также первичный балл за выполнение работы — с 39 до 33.

Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9. 1, 9. 2, 9. 3), система оценивания ответов на них. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник).

Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий:

  • 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
  • 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста: проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи».

В 2021 году изменений не было.

Демоверсия ОГЭ по русскому языку 2022 года

ОГЭ по математике 2022 года

В 2020 году в КИМ включен блок практико-ориентированных заданий 1-5, объединенных единым сюжетом.

В 2021 году решили сделать акцент на проверку применения математических знаний в различных ситуациях. Задания на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 г. ) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 г. ) объединили в одно — на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 году. То есть заданий стало меньше.

Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ 2020 году) заменили на задание с практическим содержанием — оно проверяет навык применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ 2021 году).

Скорректирован порядок заданий в соответствии с тематикой и сложностью.

Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31.

Демоверсия ОГЭ по математике 2022 года

Приглашаем всех 9-классников на очные занятия 2 раза в неделю в формате мини-групп. Первое пробное занятие по любому предмету на курсах ОГЭ Lancman School — бесплатное. Гарантируем поступление в профильный класс или хороший колледж. Филиалы «Ланцман скул» есть во всех крупных городах. В Москве мы на каждой ветке метро.

Если хотите сэкономить, но получить при этом качественную подготовку, записывайтесь на наши онлайн-курсы ОГЭ-2022 по русскому языку, математике, обществознанию и английскому языку.

ОГЭ по обществознанию 2022 года

В 2020 году изменили структуру экзаменационной работы: сняли разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24, максимальный первичный балл уменьшен с 39 до 35.

Добавили задание с кратким ответом на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы. Задание на различение фактов и мнений в социальной информации в том виде, в каком оно существовало в КИМ предыдущих лет, исключили.

Добавлены 3 задания с развёрнутым ответом:

  • задание, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий,
  • задание-задача с контекстом финансовой грамотности
  • задание на анализ статистической информации (преобразовано из существовавшего в КИМ прошлых лет блока из 2 заданий с кратким ответом).

Сокращено с 6 до 4 задание мини-теста по тексту. В результате усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.

В 2021 году общее количество заданий КИМ не изменилось. Количество заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13. Добавили задание 5 с развёрнутым ответом на анализ визуальной информации. Общий балл увеличен с 35 до 37.

Демоверсия ОГЭ по обществознанию 2022 года

ОГЭ по английскому языку 2022 года

В экзаменационной работе 2020 года были внесены изменения в разделы 2 («Задания по чтению») и 5 («Задания по говорению»). Во втором разделе:

  • поменяли 9 задание: здесь надо осуществить информационный поиск и определить, в каком из шести письменных текстов 2 содержится ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос). Максимальное количество баллов за выполнение задания — 6;
  • уменьшили объём текста для чтения к заданиям на определение соответствия утверждений прочитанному тексту;
  • уменьшили до 7 количество заданий на определение соответствия утверждений прочитанному тексту (соответствует/не соответствует/в тексте не сказано). Максимальное количество баллов за выполнение заданий 10–16 — 7.

В пятом разделе в задании 3 (создание связного монологического высказывания) добавлен один аспект, из-за этого поменяли критерии оценивания задания (в «Решении коммуникативной задачи»). Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 не изменилось.

В экзаменационную работу 2021 года были внесены изменения в разделы 1 («Задания по аудированию») и 4 («Задания по письменной речи»).

Раздел 1 («Задания по аудированию») экзаменационной работы 2021 года состоит из 11 заданий с кратким ответом:

  • в заданиях 1–4 предлагается прослушать четыре коротких текста, понять запрашиваемую информацию, выбрать правильный ответ из предложенного перечня и записать его номер. Максимальное количество баллов за выполнение заданий 1–4 — 4 балла;
  • в задании 5 необходимо прослушать пять устных высказываний и установить соответствие между высказываниями и рубриками (в задании есть одна лишняя рубрика). Максимальное количество баллов за выполнение задания 5 — 5 баллов;
  • выполнение заданий 6–11 предполагает представление полученной при прослушивании диалога (интервью) информации в виде несплошного текста/таблицы. Максимальное количество баллов за выполнение задания 6–11 — 6 баллов.

В разделе 4 «Задание по письменной речи» экзаменационной работы 2021 года в задании 35 необходимо написать личное (электронное) письмо в ответ на электронное письмо друга по переписке.

В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 35 не изменилось (10 баллов).

Демоверсия ОГЭ по английскому языку 2022 года

ОГЭ по информатике 2022 года

В КИМ 2020 года количество заданий сокращено до 15. Расширен набор заданий, выполняемых на компьютере за счёт включения 3 новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:

  • поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
  • анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
  • создание презентации или текстового документа (задание 13).

Демоверсия ОГЭ по информатике 2022 года

ОГЭ по физике 2022 года

В 2020 году изменилась структура экзаменационной работы. Задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. По сравнению с предыдущим годом общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшено с 26 до 25.

Количество заданий с развёрнутым ответом увеличено с 5 до 6. Максимальный первичный балл увеличен с 40 до 43.

В КИМ 2020 года внесены новые модели заданий:

  • задание 2 на распознавание законов и формул; задание 4 на проверку умения объяснять физические явления и процессы, в котором необходимо дополнить текст с пропусками предложенными словами (словосочетаниями);
  • задания 5–10, которые ранее были с выбором одного верного ответа, а теперь предлагаются с кратким ответом в виде числа;
  • задание 23 — расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, решение которой оценивается максимально в 3 балла.

Расширилось содержание заданий 22 на объяснение явлений, в которых преимущественно используется практико-ориентированный контекст.

В 2021 году к тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор. Увеличилось число заданий с развёрнутым ответом: добавлена ещё одна качественная задача.

В 2021 г. задания 21 построены на контексте учебных ситуаций, преимущественно — на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов, а задания 22 — на практико-ориентированном контексте.

Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трёх прямых измерений с записью абсолютной погрешности.

Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 43 до 45 баллов.

Демоверсия ОГЭ по физике 2022 года

ОГЭ по химии 2022 года

В 2020 году увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) и заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16). Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией.

В часть 2 включено задание 21 — оно проверяет направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.

В экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения практическая часть, здесь два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с 3 которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.

В экзаменационную работу 2021 года по сравнению с работой 2020 г. внесены изменения в формат следующих заданий:

  • в заданиях 2 (определение строения атома химического элемента и характеристика его положения в Периодической системе) и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей изменения свойств элементов по группам и периодам) требуется вписать в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания;
  • в заданиях 5 (виды химической связи), 8 (химические свойства простых веществ и оксидов) и 16 (чистые вещества, смеси, правила работы с веществами в лаборатории и в быту) требуется осуществить выбор двух ответов из предложенных в перечне 5 вариантов (множественный выбор ответа);
  • в заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических реакций) требуется установить соответствия между позициями двух множеств.

Демоверсия ОГЭ по химии 2022 года

ОГЭ по биологии 2022 года

В 2020 году количество заданий сократили с 32 до 30 и максимальный первичный балл — с 46 до 45. Отдельные изменения коснулись следующих позиций: в части 1 работы включены новые модели заданий в линиях 1 и 20, в части 2 добавлена новая линия заданий (27), линия 30 (задания 31 и 32 в модели 2019 г. ) претерпела значительную переработку.

В 2021 году задания сократили ещё раз, теперь их 29. В первой части работы количество заданий уменьшилось на два, а второй — добавили одно. То есть максимальный первичный балл за выполнение всей работы сохранился. Изменения коснулись следующих позиций: в части 1 изменена модель задания линии 24 и расширен перечень объектов; в части 2 линия 26 представлена заданиями, проверяющими исследовательские умения.

Демоверсия ОГЭ по биологии 2022 года

ОГЭ по истории 2022 года

В 2020 году была предложена только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта. В новой модели КИМ сохранены некоторые задания, которые были представлены в прежней модели (нумерация по новой модели: 2–5, 7, 11, 12, 20, 21).

Введены новые задания на работу с исторической картой, увеличено число заданий на основе визуальных источников исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий.

В 2021 году общее число заданий увеличили до 24 (в 2020 году — 21): в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (позиции 15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории зарубежных стран). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен до 37 (в 2020 году — 34)».

Демоверсия ОГЭ по истории 2022 года

ОГЭ по литературе 2022 года

В 2020 году появилась дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2. 1–2. 5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания.

Уточнены формулировки критериев оценивания заданий 1. 1 и 1. 2, 1. 1 и 1. 2; 1. 3 и 1. 3 и введены критерии оценки практической грамотности (максимально — 6 баллов), это привело к увеличению максимального первичного балла с 33 до 39 баллов.

В 2021 году в связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена новая нумерация заданий. По-другому реализован принцип выбора: на выбор предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1. 1 или 1. 2; 2. 1 или 2. 2; 3. 1 или 3.

Суммарное число заданий экзаменационной работы увеличилось с 4 до 5 за счет нового задания базового уровня сложности 2. 2, требующего анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении. Изменения привели к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 39 до 45 баллов.

Демоверсия ОГЭ по литературе 2022 года

ОГЭ по географии 2022 года

В КИМ 2020 года изменили последовательность заданий и форму записи ответа в заданиях (2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26). В этом же году включили мини-тест из трёх заданий (27–29), проверяющих сформированность умений работать с текстом географического содержания. Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31».

Демоверсия ОГЭ по географии 2022 года

Где найти варианты настоящей экзаменационной работы

Задания будущих экзаменационных работ действительно выкладывают в интернет. Я говорю не о «сливах» — утечках информации накануне экзамена, а о банке заданий на сайте ФИПИ. Там есть аудиозаписи для написания изложения, тексты, тесты, варианты сочинений. Из них и составляют КИМы — контрольно-измерительные материалы, то есть те самые работы, которые получают на экзамене школьники.

Но вариантов в банке много, а что попадет в контрольно-измерительные материалы в этом году, неизвестно. Поэтому чем больше заданий сможете проработать в ходе подготовки, тем лучше. Я считаю, что за год вполне реально выполнить все. Только учтите, что банк пополняется постоянно, но нерегулярно, и в течение года в нем появляются новые задания.

С технической точки зрения пользоваться самим банком неудобно. Во-первых, хотя формат заданий менялся уже несколько раз, старые неактуальные задания из банка никто не убирает. Во-вторых, все задания выложены в странном порядке, поэтому часто дублируют друг друга. В-третьих, не предусмотрены ответы и возможность сделать тест прямо на сайте. Есть надежда, что скоро интерфейс модернизируют, но точная дата пока неизвестна.

Всех перечисленных недостатков лишены частные ресурсы, посвященные подготовке к экзаменам. Если вы хотите выполнять и проверять задания прямо на сайте и вовремя узнавать о нововведениях, пользоваться лучше ими.

Какие предметы сдавать

Математику и русский язык сдавать придется всем школьникам. Еще два предмета ученик сдает по своему выбору. Сдать меньше 4 предметов нельзя.

Вот какие предметы можно сдавать по выбору:

  • Литература.
  • Физика.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • История.
  • Обществознание.
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
  • Иностранные языки — английский, немецкий, французский или испанский.
  • Родной язык из числа языков народов РФ.
  • Родная литература народов РФ.

Предметы по выбору школьники указывают в заявлении, которое можно получить через образовательную организацию, где обучается ребенок: лицей, школу или гимназию. Заявление нужно заполнить и отдать в свое учебное заведение до 1 марта текущего года.

Ученик может изменить предметы по выбору после подачи заявления. Но для этого нужна уважительная причина, подтвержденная документально: например, школьник серьезно заболел и есть сомнения, что он поправится к выбранному экзамену. В этом случае он может подать заявление со справкой, которая подтверждает его диагноз, и выбрать другой предмет для сдачи.

Заявление с измененным перечнем предметов и причинами этого изменения нужно подать в государственную экзаменационную комиссию — ГЭК. Заявление нужно подать не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов.

Какие еще есть ресурсы

Главный частный сайт для подготовки к ОГЭ по русскому языку — сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ», старый и любимый как учениками, так и учителями, и не только русского.

Здесь есть те же самые задания из банка, но работать с ними удобнее: все систематизировано, можно делать целые варианты экзамена­ционной работы, отрабатывать конкретную тему и проверять себя по ответам. К аудиозаписям прилагаются расшифровки с выделенными микротемами. На сайте также есть теоретический материал и задания экзаменационных и тренировочных работ прошлых лет.

«Решу ОГЭ» достаточно для хорошей подготовки, но иногда можно воспользоваться и другими ресурсами, например сайтом Е. Захарьиной. «Решу ОГЭ» он не заменит: материалов там меньше, задания из открытого банка перенесены лишь частично, из предметов — только русский и литература. Зато есть тесты и по другим школьным темам.

Как организовать процесс

Подготовка к ОГЭ по русскому языку должна быть системной и регулярной. Откройте демоверсию или любой вариант на «Решу ОГЭ», напишите изложение, выполните тест, напишите сочинение, а потом оцените результат и составьте план работы на каждый месяц. Я составила примерный план учебного процесса на первые два месяца.

  • Повторяете теорию по тестовым заданиям № 3 и 4.
  • Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  • Пишете первые четыре изложения.
  • Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «нравственный выбор» и «дружба».
  • Повторяете теорию по тестовым заданиям № 5 и 6.
  • Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  • Пишете следующие четыре изложения.
  • Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «жизненные ценности» и «взаимовыручка».

В таком темпе весь тест вы сможете разобрать за полгода. После этого останется время, чтобы потренироваться на целых вариантах и при необхо­димости вернуться к теории. Над изложением и сочинением работать предстоит весь учебный год.

Очень важно следить за своими результатами. В этом могут помочь «пробники» в школе — своего рода репетиции настоящего экзамена, которые проводятся в течение всего года. Время от времени можно устраивать диагностику самостоятельно: делать полную работу, стараясь ничем не пользоваться и не выходить за 3 часа 55 минут — официальное время экзамена. Если забудете, как оценивать изложение или сочинение, критерии есть в демоверсии.

Кто участвует в ОГЭ

Попасть на экзамен могут не все школьники. Есть определенные условия, которым они должны соответствовать. В первую очередь ограничение касается неуспевающих.

До экзамена не допустят школьников, у которых в годовых оценках есть двойка хотя бы по одному предмету. Если получится быстро исправить годовую отметку, осенью того же года можно пойти на ОГЭ в дополнительный период.

Кого допустят к сдаче:

  • Девятиклассников, у которых нет годовых двоек.
  • Выпускников прошлых лет, которые завалили или не были допущены к ОГЭ в предыдущие годы.
  • Иностранных граждан, беженцев или переселенцев, которые освоили программы образования в какой-либо форме.
  • Учеников, которые изучили школьную программу самостоятельно, в организации без государственной аккредитации или в форме семейного образования.

Призеры всероссийских и участники международных олимпиад могут не сдавать предмет, по которому ездили на олимпиаду в текущем году.

Где найти официальные документы

Все документы по экзамену выкладывают на сайте ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. ФИПИ занимается всем, что связано с государственными экзаменами в школе.

В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.

Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или даже точно такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.

Кодификатор. В этом документе есть полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.

На ОГЭ нет вопросов по фонетике, например о том, сколько слогов в слове «чаю» или какой звук обозначает буква д в слове «нередко», а по орфографии — только два задания. Чтобы на них ответить, необходимо хорошо знать основные правила: правописание приставок, двойные согласные в суффиксах и т.

Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры. Готовиться нужно именно по темам из спецификации, так вы сэкономите время.

Я рекомендую ознакомиться со всей информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и сразу представить общую картину. На других сайтах та же самая информация изложена в упрощенном виде.

Начало таблицы из спецификации. Во втором столбике — темы и навыки, необходимые школьнику для сдачи экзамена

Какие еще есть варианты

Если хочется немного подстраховаться, но не хочется платить за полные курсы, есть компромиссные варианты: разовые консультации и короткие курсы-интенсивы.

Разовые консультации. С помощью хорошего репетитора проще разобраться на старте. Он проведет диагностику, то есть попросит выполнить работу по образцу экзаменационной, прокомментирует результаты и даст советы по подготовке. Примерно такие же, какие даю здесь я, но с учетом слабых мест. Для этого достаточно одной-двух встреч. В процессе всегда можно обратиться к специалисту вновь, если какая-то тема покажется слишком сложной.

Интенсивы. Проводятся во время зимних или весенних каникул. Это те же групповые занятия, но не на час-полтора, как обычно, а по пять и более часов в день пять дней подряд. Их организуют и образовательные учреждения, и некоторые опытные репетиторы, работающие с группами.

Как подготовиться самостоятельно

  • Изучите кодификатор и спецификацию на сайте ФИПИ, чтобы составить для себя полную картину экзамена и заданий из первоисточника.
  • Выполните демоверсию — не более чем за 3 часа 55 минут, без учебников и гаджетов — и оцените результаты.
  • Составьте подробный план работы над каждой частью — изложением, тестом и сочинением — в отдельности.
  • Время от времени проверяйте знания, ориентируясь на критерии оценок в демоверсии и результаты пробных работ.

Особенности проведения

Каждый год ОГЭ проводится примерно в одно время, в три периода: досрочный, основной и дополнительный. Актуальное расписание на текущий год можно узнать на официальном сайте государственной итоговой аттестации.

В досрочный период ОГЭ сдают те школьники, которые по уважительной причине не могут сдавать в основной. Период начинается не ранее 20 апреля текущего года.

В основной период сдает основной поток школьников: у кого нет проблем с учебой и веских причин сдать ОГЭ досрочно. Этот период не должен начинаться ранее 25 мая текущего года.

Пересдача в дополнительный период проходит в таких случаях:

  • Ученик получил двойку по одному предмету. Если по двум — на пересдачу не пустят в дополнительные сроки. В 2017 году при такой ситуации разрешали сдавать ОГЭ не раньше 1 сентября текущего года.
  • Ученик не попал на экзамен по уважительной причине, которая документально подтверждена.
  • Ученик не смог сдать экзамен по уважительной причине. Например, упал в обморок.
  • Ученик подал апелляцию и ее одобрили.

Апелляцию можно подать, если были нарушены правила проведения или если ученик не согласен с результатом. Если апелляцию одобрят, результаты экзамена аннулируют и назначат пересдачу.

Апелляцию нужно подать быстро. Если ученик не согласен с оценкой — в течение двух дней со дня ее появления на официальном сайте. А если был нарушен порядок проведения ОГЭ, подать заявление нужно в день проведения экзамена.

Апелляцию можно подать, если:

  • Ученик не согласен со своей оценкой.
  • Был нарушен порядок проведения. Рассматриваются заявления именно о нарушении правил проведения экзамена организатором. Например, если он запрещал пользоваться простым калькулятором на физике, не выпускал школьников в туалет или забрал работы учеников раньше времени.

Апелляцию нельзя подать, если:

  • Ученик неправильно оформил работу.
  • Претензия связана со структурой или содержанием экзаменационных материалов.
  • Претензия связана с нарушением правил самим школьником. Например, если ученик взял и не пришел на экзамен.
  • Претензия по поводу выполнения заданий с кратким ответом.

Сколько баллов надо набрать

Критерии оценивания есть в конце демоверсии. За всю работу можно получить максимум 39 баллов.

Чтобы получить тройку, надо набрать не меньше 15 баллов, четверку поставят за 25—33, а пятерку — от 34 баллов.

Количество баллов за отдельные части работы

Общий балл за грамотность

Из чего состоит ОГЭ

В демоверсии экзаменационной работы вы увидите три блока: изложение, тестовую часть и сочинение.

Изложение. Это первое задание в ОГЭ. Школьники знают, что такое изложение, поскольку регулярно пишут его со второго класса. Но на уроках они сталкиваются, как правило, с более простым вариантом с элементами повествования. Несложно запомнить и пересказать своими словами рассказ об Олимпийских играх или о том, как выхухоль спасает своих детенышей от паводка. На ОГЭ изложение пишут по тексту-рассуждению, в нем нет сюжета и героев, мало конкретных фактов, поэтому с ним работать сложнее.

Вот на что я рекомендую обратить внимание.

На экзамене школьникам включают специальные аудиозаписи. Читает текст профессиональный актер дубляжа Андрей Ярославцев. Его голосом в русском дубляже говорят Дамблдор из «Гарри Поттера» и Гимли из «Властелина колец», но узнать его трудно. Аудиозапись слушают два раза, с интервалом в 3—4 минуты. Во время прослушивания разрешают делать записи в черновике.

Изложение должно быть сжатым. Рекомендуют оставить главное и опускать детали. Минимальный объем — 70 слов, включая союзы, предлоги и частицы. Я советую уложиться в промежуток от 80 до 110 слов. Придется посчитать их вручную и при необхо­димости вычеркнуть лишние или добавить недостающие.

В изложении должно быть три абзаца — так же как и в исходном тексте. Новый абзац — новый поворот темы, или, как принято говорить, новая микротема. Между абзацами читающий делает паузы, это тоже помогает ориентироваться.

Пример текста для изложения на ОГЭ

Тестовая часть. Она начинается с текста, но не путайте его с текстом для изложения. Обычно это другой текст — отрывок из произведения советского или современного автора: Анатолия Алексина, Людмилы Улицкой, Григория Бакланова и других. Затем следуют тринадцать тестовых заданий по этому тексту, номера со второго по четыр­над­цатый по сквозной нумерации. С большинством из них сработает стандартная схема подготовки: повторяем тему, выполняем тесты.

Но обратите внимание на исключения — второе и шестое задания.

Второе никаких специальных знаний не требует вообще, это вопрос по содержанию текста. Вопросы обычно простые: почему герой совершил тот или иной поступок, почему автор назвал героя так или иначе. Есть варианты ответа.

Шестое задание педагоги недолюбливают. В нем речь идет о синонимах, но не о полных, например «прекратить» — «перестать». Еще требуется подобрать стилистически нейтральный синоним к устаревшему, книжному, разговорному или просторечному слову, например «продрогнуть» — «замерзнуть».

Мои ученики иногда не понимали значения слов «долговязый» или «экий», не помогал даже контекст. Вариантов ответа здесь нет, полагаться можно только на свой словарный запас.

Еще в тесте есть вопросы о синтаксисе сложного предложения. В полном объеме этот материал изучается только в девятом классе. В первую очередь это касается тринадцатого задания, которое всегда посвящено одной теме — типам подчинения придаточных в сложном предложении. Эту тему разбирают в третьей четверти, поэтому не стоит забегать вперед во время подготовки. Отложите это задание до тех пор, пока школьник не изучит эту тему в школе.

Задание № 13 из демоверсии. Правильный ответ — 4

1 — сочинение на лингвистическую тему. Ученикам дается цитата о русском языке, частях речи, синтаксисе и т. Вот пример задания с сокращенными формулировками:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Паустовского.

В школе рассуждать на подобные темы не учат, поэтому для большинства девятиклассников этот вариант оказывается слишком трудным. Школьники плохо владеют терминами и не умеют связывать языковую оболочку текста с содержанием. В моей практике был только один случай, когда ученик предпочел писать сочинение по этому варианту.

2 — сочинение по содержанию данного текста:

Это простая работа для тех, кто умеет писать обычные школьные сочинения по литературе на такие темы, как «Лишний ли человек Чацкий» или «Почему Татьяна отказала Онегину». Здесь важно ответить на вопрос и доказать это примерами.

3 — сочинение-рассуждение на нравственную или философскую тему:

Как вы понимаете значение слова «человечность»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.

Вместо человечности может быть другое понятие: нравственный выбор, дружба, любовь, искусство, жизненные ценности. На мой взгляд, этот вариант лучше всего подходит для слабых учеников, которым нужны готовые формулировки.

Что нужно сделать:

  • Дать определение понятию своими словами.
  • Прокомментировать в одном-двух предложениях, пояснить, какое место это явление занимает в нашей жизни и как к нему следует относиться.
  • Привести пример из прочитанного текста.
  • Привести пример из собственного опыта. «Собственный опыт» включает прочитанные книги. Примеры можно подобрать заранее.
  • Не забыть о композиции: введение — основная часть — заключение.

Минимальный объем тот же — от 70 слов, обычно получается 100—150. Вот какой текст получится в итоге:

Человечность — это доброе, гуманное отношение к другим людям. Это очень важное качество и для самого человека, и для окружающих. Попробую доказать свою точку зрения.

В произведении Б. Васильева мы видим пример бесчеловечного поступка. Школьники забрали у пожилой женщины самое ценное — письма, которые напоминают ей о погибшем на войне сыне. Это стало для нее настоящим ударом, словно она снова пережила смерть сына. «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души», — говорит автор.

К счастью, в жизни мы встречаем и примеры настоящей человечности. Так, многие люди в наше время занимаются волонтерской работой: посещают больницы, детские дома и дома престарелых, заботятся о бездомных животных, помогают работе благотворительных фондов.

Быть человечным значит быть человеком. Если мы будем об этом помнить, наша жизнь станет лучше.

Если этот пример показался сложным для девятиклассника, не спешите. В процессе подготовки придется написать много однотипных работ, и если в первый раз будет трудно, то в десятый — уже проще. Именно поэтому я советую заранее выбрать, какой из трех вариантов писать на экзамене, и отрабатывать именно этот формат. Тем более что есть приблизительный список понятий, которые могут встретиться на экзамене.

Во сколько обойдутся курсы и репетиторы

В этой сфере нет четких границ стоимости. В целом курсы стоят дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором, если это не студент без опыта работы.

Для общего понимания приведу порядок цен двух крупных сетей образовательных центров в Москве по состоянию на декабрь 2018 года.

Цены на подготовку к ОГЭ на курсах в Москве

Стоимость подготовки с репетитором подсчитать сложнее. Полноценный курс подразумевает не меньше одного полуторачасового занятия в неделю, или около 40 занятий за весь учебный год. А вот цена одного занятия может быть разной.

За более точными данными можно зайти на какой-нибудь сайт-агрегатор репетиторских услуг, например «Профи-ру». Чтобы найти специалиста, пользователю предлагают ответить на несколько уточняющих вопросов. Выбираю подготовку к ОГЭ, 9 класс, занятия у ученика или у репетитора, метро «Бауманская». Следующий вопрос — о стоимости.

Если умножить ставку на количество часов, получится, что помощь репетитора с опытом работы будет стоить от 51 тысячи рублей в год. Верхнюю границу указать сложно: по моим наблюдениям, ставка в 3—4 тысячи рублей за час не редкость, а кто-то берет и больше.

Ценовые категории на сайте-агрегаторе. Ориентируясь только на цену, я бы выбирала из третьей или четвертой группы, потому что ставка в 1200—2000 в час кажется мне минимальной для репетитора, знающего свое дело

Где узнать результаты

Результаты экзамена можно получить в течение 10 дней. Узнать их можно в школе, но быстрее — через официальный сайт.

Для этого на официальном сайте ГИА в верхнем левом углу нужно выбрать свой регион. Например, если выбрать Орловскую область, система направит на региональный сайт, где и можно узнать результаты. Достаточно ввести имя школьника, серию и номер его паспорта.

Официальный сайт ГИА

Страница результатов экзамена на сайте Орловской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.