Сдам гиа сам литература

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены образы «лишних» людей, т. людей изначально одаренных, ярких, но неспособных найти применения своим силам и способностям. Чем они схожи (или чем различаются) с Обломовым?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–9.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены яркие женские образы. Чем схоже (или чем различается) их изображение в этом произведении и описание Сони из «Преступления и наказания»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее.

— Ты барин! — говорили ему. — Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело.

На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, — произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.

— Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! — кричали ему. — Убить тебя надо.

Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей — не то пролилась бы кровь.

Неразрешим был для него ещё один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они её редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали её, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живёт, где живёт. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жёны их и любовницы знали её и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клеймёные каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её; хвалили её даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.

Достоевский «Преступление и наказание»

В каком из произведений отечественной или зарубежной литературы описаны взаимоотношения господ и слуг и в чём эти описания можно сопоставить с приведённым фрагментом «Кому на Руси жить хорошо»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1−4, 5. 1 или 5. 2 (на выбор) и задание 6.

Ипат сказал: «Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп — и весь тут сказ!»

Не может барских милостей

Забыть Ипат! Потешные

О детстве и о младости,

Да и о самой старости

Рассказы у него

(Придёшь, бывало, к барину.

Ждёшь, ждёшь. Неволей слушаешь,

Сто раз я слышал их):

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал;

Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесёт.

Клониться стал я к старости.

Зимой дороги узкие,

Так часто с князем, ездили

Мы гусем в пять коней.

Однажды князь — затейник же! —

И посади фалетуром

Меня, раба последнего.

Со скрипкой — впереди.

Любил он крепко музыку.

«Играй, Ипат!» А кучеру

Кричит: «пошёл живей!»

Метель была изрядная,

Играл я: руки заняты,

А лошадь спотыкливая —

Свалился я с неё!

Ну, сани, разумеется,

Через меня проехали,

Попридавили грудь.

Не то беда: а холодно.

Замёрзнешь — нет спасения.

Кругом пустыня, снег.

Гляжу на звёзды частые

Да каюсь во грехах.

Так что же, друг ты истинный?

Послышал я бубенчики.

Чу, ближе! чу, звончей!

Вернулся князь (закапали

Тут слёзы у дворового.

И сколько ни рассказывал.

Всегда тут плакал он!),

Одел меня, согрел меня

И рядом, недостойного,

С своей особой княжеской

В санях привёз домой!»

Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)

Укажите жанр, к которому относится произведение Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Воспоминания старого лакея даны в форме развёрнутого высказывания. Каким термином оно обозначается?

Установите соответствие между персонажами «Кому на Руси жить хорошо» и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Савелий, богатырь святорусский

2) «Закон — моё желание! Кулак — моя полиция!»

4) «Клеймёный, да не раб!»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Рисуя яркие человеческие ______, Некрасов нередко прибегает к острой, разоблачительной ______ в изображении «людей холопского звания».

Выберите ОДНО из заданий (5. 1 или 5. 2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Как в приведённом фрагменте реализуется приём саморазоблачения персонажа?

Смешно или грустно слушать рассказ Ипата?

Взаимоотношения господ и слуг — традиционная тема для русской классической литературы. В романе «Капитанская дочка» в образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, сделавшего крестьянина, по сути, рабом. Савельич предан своему хозяину, готов умереть за него, слепо следует за своим господином и не мыслит другой жизни и другой участи для себя.

Образы Савельича и Ипата, героя поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», похожи. Оба героя — порождение крепостного права, оба за благо считают служить своему хозяину, оба раболепски терпят унижения и издевательства. Разница Между ними невелика — пожалуй, только в том, что с Савельичем чуть лучше обращаются, да до физических издевательств дело не доходит.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстомНазвано произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа1Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа02. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументацииПри сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. , авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. , а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка3При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. ), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. , а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки2При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. ), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки1При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки03. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл8

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.