https rus ege sdamgia ru test theme 331

Предлоги как средство связи в тексте

Предлог – это служебная часть речи. Предлоги устанавливают зависимость существительных, числительных местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Предлоги делятся на непроизводные и производные. Непроизводные предлоги ни от какой части речи не образованы: В, К, У, НА, ДО, ИЗ, ЗА, ПО, ПОД.

Производные предлоги, наоборот, образованы от других частей речи. Выделим несколько производных предлогов по их значению, которые наиболее часто встречаются в задании ЕГЭ (В задании ЕГЭ значение предлога не указывается) :

♦ предлоги со значением времени: В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ;

Результаты вступительных экзаменов в университет станут известны в течение
ближайшей недели.

♦ предлоги со значением причины: ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ, ИЗ-ЗА;

В метеослужбе сообщили о плохом состоянии дорог вследствие снегопада, обрушившегося внезапно на город.

♦ предлоги со значением сравнения, сопоставления: НАПОДОБИЕ, ТИПА;

Сможет ли художник исполнить заказ наподобие старинного семейного портрета?

♦ предлоги со значением противопоставления: ВОПРЕКИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ;

Дорожные работы решено было продолжить вопреки
ненастной погоде.

♦ предлог со значением связи предметов: МЕЖДУ;

Несмотря на полный штиль, воздушный змей надолго завис между небом и землей.

♦ предлоги со значением цели: ДЛЯ, С ЦЕЛЬЮ.

Сегодня Николай пришел на дополнительное занятие с целью повторить сложные случаи пунктуации.

Самостоятельно подберите производный предлог, который должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите этот предлог.

Внимательно прочитываем предложения и устанавливаем смысловые связи. Содержание предложение с пропуском слова противопоставляется. Поэтому смысловая связь устанавливается с помощью производного предлога В ОТЛИЧИЕ ОТ.

Ответ: в отличие от (в бланк №1 необходимо написать слитно – вотличиеот)

Алгоритм решения задания 8

  • Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
  • Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
  • Определи второстепенные члены.
  • Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
  • Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.

Чтобы выполнить этот номер на максимальные 5 баллов, необходимо уметь находить следующие типы ошибок:

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  • Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  • Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
  • Ошибка в построении сложного предложения.
  • Ошибка в образовании форм числительного.

Теория к 8 заданию: читать

Разбор сложных заданий в тг-канале

Комментарий к заданию

Необходимо подобрать пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово как раз и является средством связи предложения с предыдущим предложением. Чтобы не ошибиться, надо установить смысловые связи между предложениями. Логические (смысловые) связи, как правило, имеют следующий характер:

• противопоставление, опровержение,

• уточнение и пояснение,

• причинно-следственный.

Смысловые отношения устанавливают союзы, предлоги, местоимения и другие части речи, а также вводные слова.

Основной причиной ошибок является неумение распознать местоимения, союзы и союзные слова, наречия, которые необходимо вставить на месте пропуска. Другой причиной ошибок является неумение установить логические связи между предложениями в тексте.

Для правильного выполнения задания необходимо знать большую группу частей речи, являющихся средствами связи предложений в тексте:

Союзы (сочинительные, подчинительные)

Местоимения (личные, указательные, притяжательные, определительные)

Как рассчитываются баллы?

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий №8 и №26) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

В каких заданиях имеет значение порядок ответов

  • №8 – за каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу
    5 баллов: нет ошибок4 балла: допущена одна ошибка3 балла: допущено две ошибки2 балла: верно указаны две цифры1 балл: верно указана только одна цифра0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие
  • 5 баллов: нет ошибок
  • 4 балла: допущена одна ошибка
  • 3 балла: допущено две ошибки
  • 2 балла: верно указаны две цифры
  • 1 балл: верно указана только одна цифра
  • 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие
  • №26 – верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу
    4 балла: нет ошибок3 балла: допущена одна ошибка2 балла: допущено две ошибки1 балл: верно указана только одна цифра0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие
  • 4 балла: нет ошибок
  • 3 балла: допущена одна ошибка
  • 2 балла: допущено две ошибки
  • 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие

Таблица распределения заданий по видам работы с языковым материалом

Вид работы с языковым материаломКоличество заданий (№ заданий)Максимальный первичный баллМаксимальный тестовый балл  
Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений15 (№4–20)2136
Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте12 (№1–3, №21–26)1221
Работа над письменным монологическим высказыванием1 (№27)2543
Итого2758100

Какая структура заданий?

ЕГЭ по русскому языку в 2021 году содержит 27 заданий в двух частях:

  • часть 1 (№1-26): краткий ответ на вопрос с указанием верных цифр или подходящего слова/словосочетания;
  • часть 2 (№27): написание сочинения на указанную тему.

Топ-5 трудных заданий ЕГЭ-2020

  • №21 выполнило ~40%
  • №12
  • №25
  • №11
  • №20 выполнило ~50%

Топ-5 легких заданий ЕГЭ-2020

  • №4 выполнило ~85%
  • №2 выполнило ~80%

Графики баллов ЕГЭ-2020 по русскому языку (1-26 задания)

Графики баллов за сочинение

Союзы как средство связи предложений

Чаще всего в задании нам предлагают выбрать один из союзов как наиболее распространенное средство связи между предложениями. Напомним: союз – служебная неизменяемая часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

Союзы могут быть простыми, если они состоят из одного слова (и, а, но, да) и составными, если состоят из нескольких слов (в связи с тем, в то время как).

Сочинительные союзы устанавливают равноправные отношения между частями сложного предложения. От одной части к другой задать вопрос нельзя.

Солнышко выглянуло
из-за туч и широко улыбнулось. О и О

Союзы ТАКЖЕ, ОДНАКО, ЖЕ, ЗАТО часто встречается в заданиях ЕГЭ.

Сочинительные союзы делятся на группы.

Выбор будущей профессиональной деятельности зависит от разных и порой случайных причин: традиций семьи, советов родных и близких, влияния друзей и даже впечатления от прочитанной в юности книги. Также выбор
профессии обусловлен личностью человека и теми талантами, которые заложены в неё от рождения.

В советское время автомобиль «Жигули», предел мечтания автолюбителей, стоил несколько тысяч рублей. Скопить
такую сумму честному гражданину было трудно. Сегодня новая иномарка также стоит немалых денег.

♦ Противительные: А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ.

Я постараюсь в ближайшее время выполнить вашу просьбу, вы же меня не торопите.

Александр в течение многих лет занимал невысокую должность при дворе. Однако он знал все скрытые пружины, которые выталкивают человека на вершину власти.

Специалисты, в течение длительного времени изучая дольмены – грандиозные каменные сооружения древней цивилизации, выяснили их культовое и погребальное назначение. Однако еще больше загадок не разгаданы.

Растения благодаря воде и солнцу поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Человек же
в среднем на шестьдесят процентов состоит
из воды, поэтому потеря десяти процентов серьёзно угрожает его здоровью.

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия, которые даются ему при рождении и сопровождают всю жизнь. Но
так было не всегда.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, которое должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите этот союз.

Внимательно читаем задание. Необходимо поставить союз на стыке двух предложений. Обращаем внимание, что в предложениях перечисляются заслуги и факты биографии учёного. Одна часть информации не противопоставляется другой, а является дополнением (присоединением) к предыдущей информации. Перечисляются деяния математика. Средством связи является сочинительный соединительный союз. Вспоминаем соединительные союзы – и, да, также, тоже. Выбираем союз также.

Ответ: также.

Подчинительные союзы связывают предложения, одно из которых главное, а другое придаточное. Придаточное находится в зависимом положении и к нему от главного можно задать вопрос.

Подчинительные союзы находятся в придаточной части сложного предложения. Они делятся на группы в зависимости от своего значения.

♦ Причинные: ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО.

♦ Временные: КОГДА, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ПОКА, ЕДВА.

♦ Изъяснительные: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК.

♦ Целевые: ЧТОБЫ, ЧТОБ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ.

♦ Условные: ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ, РАЗ, ЛИ, КАК СКОРО.

Историки и археологи надеются, что найденные артефакты
еще многое расскажут о минувших эпохах, если данные радиоуглеродного анализа будут более точными.

♦ Сравнительные: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО.

♦ Уступительные: НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ХОТЯ, КАК НИ.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, которое должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите этот союз.

1) Выделяем в предложении грамматические основы

2) Устанавливаем границы простых предложений в составе сложного.

3) Устанавливаем смысловые отношения между частями предложения и задаём вопрос от главного к придаточному.

4) Находим подчинительный союз.

Ответ: чтобы.

Частицы как средство связи в тексте

Частица – это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значений. В задание ЕГЭ указывается, с каким значением надо вставить частицу. Поэтому разряды частиц надо выучить. Также частицы служат для образования двух форм глагола:

а) частица пусть (пускай) образует повелительное наклонение глагола: пусть
учиться, пускай работает;

б) частица бы образует сослагательное наклонение глагола: пришёл бы, выполнил бы.

Частицы придают предложению различные смысловые оттенки и по этому свойству делятся на разряды:

♦ указательные частицы: ЭТО, ВОТ, ВОН;

♦ уточняющие частицы: ИМЕННО, КАК РАЗ;

♦ выделительные частицы: ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ;

♦ усилительные частицы: ДАЖЕ, ЖЕ, ВЕДЬ, УЖ, УЖЕ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ;

♦ сомнение: ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ.

В заданиях ЕГЭ часто встречаются частицы ВЕДЬ, УЖЕ, ДАЖЕ, ЛИШЬ.

Я мечтал встретить в Переделкине Пастернака, и лишь
однажды мне удалось увидеть краем глаза кумира своей молодости, прогуливавшегося по посёлку в компании литературных друзей.

О том, что обманывать не хорошо, знают даже малые дети.

С середины XIX века в Москве работала кондитерская фабрика «Эйнем и компания»,
производившая элитные конфеты и шоколад, которые упаковывались в красивые и дорогие, как сегодня говорят, дизайнерские коробки. Миновали десятилетия. И уже в двадцатые годы нового века фабрика, переименованная в «Красный Октябрь, стала выпускать
продукцию, ориентированную на массового потребителя.

Валерий Брумель, легендарный советский спортсмен, после тяжелейшей травмы вернулся
в большой спорт, так что даже его соперники, не стесняясь, пели атлету дифирамбы.

Экологи утверждают, что необходимо искать разумный баланс между человеческими потребностями и защитой окружающей среды. Ведь планета перенаселена и уже сегодня природе наносится непоправимы ущерб.

Самостоятельно подберите частицу, которая должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите эту частицу.

Внимательно прочитываем предложения и устанавливаем смысловые связи. Второе предложение уточняет содержание первого предложения. Поэтому смысловая связь устанавливается с помощью частицы со значением уточнения – КАК РАЗ.

Ответ: как раз. (не забудьте в бланке №1 написать слитно какраз)

Задание формата ЕГЭ

Задание 2 является одной из частей трех тестовых заданий. Они объединены общим заголовком: «Прочитайте текст и выполните задания 1-3». Для анализа выпускникам предложен научно-популярный или публицистический текст, состоящий из трех предложений. Необходимо в этом задании на месте пропуска подобрать одно из средств связи предложений: союз, местоимение, наречие, предлоги, частицы, вводные слова.

В графу ответ надо записать слово, которое вставляется на месте пропуска. Успешное выполнение задания дает 1 балла.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: этих.

Местоимения как средство связи в предложениях

Вспомним. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество. Местоимения ничего не называют, а только указывают на предметы, признаки и количества. Их употребляют вместо существительных, прилагательных и числительных. Они заменяют эти части речи и отвечают не те же вопросы, что и существительные, прилагательные и глаголы:

а) имя существительное – кто? что?

б) имя прилагательное – какой? чей?

в) имя числительное – сколько?

студент – я, ты, он, кто-то, кто, некто.

специальный курс – этот курс

двести грамм сыра – сколько грамм сыра.

В зависимости от значения местоимения делятся на разряды. Приведём примеры местоимений, которые необходимо вставить на месте пропуск и которые чаще всего встречаются в задании ЕГЭ.

♦ Личные местоимения: Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ (и их падежные формы)

Сегодня в любом жилуправлении и садовом товариществе, в любом учреждении и учебном заведении есть на складе несколько государственных флагов Российской Федерации. Их обязательно поднимают на флагштоках и вывешивают на зданиях в дни государственных праздников.

♦ Притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, СВОЙ, ЕГО, ЕЁ, ИХ, НАШ, ВАШ (и их падежные формы). Притяжательные местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет.

Современные автомобили мало похожи на те
драндулеты, которые дымили на малоприспособленных для езды на колёсах дорогах в начале XX века. Производители авто, год за годом конкурируя друг с другом, создали
настоящее чудо техники. Качество их
товара замечательно.

В моём
университете работают сильные преподаватели.

♦ Указательный местоимения: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО (и их падежные формы)

Говорят: как корабль назовешь, так он и поплывёт. Похожие слова можно сказать и об имени человека – вербального символа, в котором таинственным образом «закодирована» личность. От того, как человек и его близкие относятся к имени, из каких звуков оно состоит, зависит, может быть, судьба человека.

Интересно, что внешний вид лодки за несколько тысяч лет совершенно не изменился. У древних пирог были острый нос, углубление
для гребца, похожие на узкие лопаты вёсла. Таков и внешний облик современной лодки.

Открытие Фердинандом Колумбом новой земли подсказало мореплавателям и искателям приключений тот путь, который, как казалось, приведет к славе и богатству.

Этому ученику седьмого класса надо помочь решить задачу.

♦ Определительные местоимения: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ. Определительные местоимения указывают на обобщённое качество предмета.

Каждый знает, что, если хорошо учиться, в жизни пригодится.

♦ Вопросительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО. Указывают на вопрос.

К какому
разряду относится это местоимение.

♦ Относительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО. Это вопросительные местоимения, но они становятся относительными, когда связывают придаточное предложение с главным в сложно подчиненном предложении. В предложении они выступают в роли союзных слов и являются членами предложения.

Мы вчера встретили
мальчугана, который лихо катался
на скутере.

♦ Отрицательные местоимения: НИКТО, НИЧТО, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО. Указывают на отсутствие предмета, признака, количества.

Никакого желания принимать участие в мероприятии у меня не было.

♦ Неопределенные местоимения: НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, КОЕ-ЧТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КАКОЙ, КАКОЙ-ТО, КАКОЙ-ЛИБО, КАКОЙ-НИБУДЬ, СКОЛЬКО-ТО, СКОЛЬКО-НИБУДЬ. Неопределенные местоимения на неопределенные предметы, признаки, количества.

Кое-кто у нас считает себя умнее других и очень важничает.

♦ Возвратное местоимение: СЕБЯ.

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите это местоимение.

Внимательно прочитываем предложение и устанавливаем смысловые связи. Притяжательное местоимение указывает на принадлежность сокровища народу. Сокровище ЧЬЁ? его.

Ответ: его.

Наречие как средство связи в тексте

Наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и признак признака. Наречия отвечают на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

Разряды наречий по значению:

♦ Образа действия: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? – легко, быстро, хорошо, по-всякому, по-доброму, по-иному, второпях, неслучайно;

Друзья называли
его по-всякому – и Жорой, и Гошей, и Егором, и Жоржем, и даже в особо торжественных случаях – Георгием

♦ Времени: КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? – ещё, теперь, сегодня, вчера, прежде, когда, скоро, сначала, потом, далее.

Несмотря на то, что танковые соединения стали
основной ударной силой в войне, конные войска еще много лет оставались в армии, выполняя большей частью представительские и хозяйственные функции.

Вода участвует
в регуляции температуры тела. Потом она испаряется и, охлаждая тело, предохраняет
его от перегрева.

♦ Места: ГДЕ? – наверху, внизу, справа, вдали, всюду;

Наверху раздавались раскаты грома и сверкали молнии – внизу вода затопила тротуары и дворы.

♦ Причины: ПОЧЕМУ? – поэтому, сгоряча, поневоле;

Покорить высочайшую вершину мира Джомолунгму мечтают тысячи альпинистов. Поэтому
вновь и вновь они штурмуют горные пики на разных континентах, готовясь к главному восхождению в своей жизни в Гималаях.

Люди, проживающие в этих суровых условиях, всегда готовы остаться без воды, электричества и продуктов питания. Поэтому надо иметь всё необходимое для жизнедеятельности про запас.

Внезапно подул ветер, поэтому с ели на нас посыпался пушистый снег.

♦ Цели: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? – нарочно, назло;

Ей совершенно не приходило и не могло в голову: он нарочно подстраивает эти встречи.

♦ Меры и степени: В КАКОЙ СТЕПЕНИ? В КАКОЙ МЕРЕ? СКОЛЬКО? ВО СКОЛЬКО НА СКОЛЬКО? – совершенно, вполне, втроём, пополам, надвое, очень, слишком, нисколько, сколько.

Выспаться не удалось. Слишком громко за стеной полночи бренчала гитара и люди пели нестройными голосами забытые песни.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите это наречие.

Внимательно прочитываем предложения и устанавливаем смысловые связи. Первое предложение содержит причину того, о чём говорится во втором предложении. Поэтому смысловая связь устанавливается с помощью наречия со значение причины – ПОЭТОМУ.

Ответ: поэтому.

Как выполняем задание

Внимательно несколько раз прочитайте задание.

Подчеркните в задании, что должно стоять на месте
пропуска: союз, местоимение, наречие, предлог, вводное слово и т.

Определите характер смысловых отношений (логическая
связь) между предложениями: противопоставление,
опровержение,  усиление,  уточнение и
пояснение,  дополнение, причинно-следственные.

Вспомните разряды и значения того слова, которое должно
стоять на месте пропуска и подберите подходящее по смыслу слово.

Запишите слово в ответ. (Не забудьте перенести ответ в
бланк №1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *