Русский, Математика, Обществознание, Физика, История, Биология, Химия, Английский, Информатика, Литература, География
Рассмотрите рисунки с изображением бабочек берёзовых пядениц и определите тип приспособления, форму естественного отбора и материал для естественного отбора, обеспечивший появление тёмноокрашенных бабочек при изменении условий среды. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Тип приспособленияФорма естественногоотбораМатериалдля отбора________________(А)________________(Б)________________(В)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Экспериментатор решил исследовать пигментный состав листьев герани. Для этого он произвёл спиртовую вытяжку пигментов из листа. Каплю вытяжки он поместил на специальную бумагу (рис. После высыхания пигментной капли, экспериментатор опустил бумажку в смесь растворителей (ацетон, этанол, петролейный эфир в соотношении 2:3:100) (рис. Через 45 минут экспериментатор наблюдал полное разделение пигментов. Разделённые пигменты он пронумеровал (рис. Полоска 1 — жёлто-зелёного цвета, 2 — сине-зелёного, 3 — жёлтого, 4 — оранжевого. Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какой метод использовал экспериментатор для разделения пигментов? На чём основан этот метод? Какие пигменты находятся под номерами 1,2,3,4?
Версия для печати и копирования в MS Word
Установите соответствие между растениями и их центрами происхождения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Каким номером на карте обозначен центр происхождения картофеля, томата и ананаса?
1 — В) Рис; Д) Сахарный тростник.
2 — А) Яблоня; Г) Слива.
4 — Е) Капуста.
6 — Б) Кукуруза.
Обратите внимание, что в этом задании в ответ идёт не номер на схеме, а номер правильного ответа из таблицы ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?
ЭрыПериодыНазвание и продолжительность, млн. летВозраст (начало эры), млн. летНазвание и продолжительность, млн. летКайнозойская, 6666Четвертичный, 2,58Неоген, 20,45Палеоген, 43Мезозойская, 186252Меловой, 79Юрский, 56Триасовый, 51Палеозойская, 289541Пермский, 47Каменноугольный, 60Девонский, 60Силурийский, 25Ордовикский, 41Кембрийский, 56
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) способна к кислородному дыханию
2) клеточная стенка содержит муреин
3) автотрофный тип питания
4) способна к фагоцитозу
5) ДНК содержится в линейных хромосомах
Признаки растительной клетки:
2) клеточная стенка из целлюлозы;
3) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), митохондрии, центральные вакуоли;
4) немембранные органоиды: рибосомы, микротрубочки, микрофиламенты;
5) отсутствуют лизосомы, отсутствует клеточных центр (центриоли) у большинства растений (есть у низших растений);
6) запасной полисахарид — крахмал;
7) автотрофный тип питания.
На рисунке изображена растительная клетка (т. хорошо видна плотная клеточная стенка, крупная центральная вакуоль и хлоропласты).
(1) способна к кислородному дыханию — признак большинства клеток, в том числе растительной клетки;
(2) клеточная стенка содержит муреин — признак выпадает (у растительной клетки клеточная стенка —из целлюлозы, муреиновая клеточная стенка — у бактерий);
(3) автотрофный тип питания — признак растительной клетки;
(4) способна к фагоцитозу — признак выпадает (к фагоцитозу способна только животная клетка);
(5) ДНК содержится в линейных хромосомах — признак эукариотических клеток, в том числе растительной клетки.
(6) имеет центриоли — признак выпадает (у растительной клетки нет центриолей)
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Обеспечивает синтез РНК
Г) Обеспечивает синтез белков
Е) Содержит целлюлозу и пектиновые вещества
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
Каким номером на рисунке обозначена часть клетки, аналог которой у грибов состоит из хитина?
А) Обеспечивает клетку органическими веществами
Б) Участвует в разрушении органических веществ до CO2 и H2O
В) Стопка дискообразных одномембранных мешочков
Д) Обеспечивает тургор клетки
Хлоропласты — В) Содержит крахмал; Д) Формирует тилакоиды.
Рибосома — Г) Обеспечивает синтез белков.
Ядро — А) Обеспечивает синтез РНК.
Клеточная стенка — Б) Противодействует тургору; Е) Содержит целлюлозу и пектиновые вещества.
Ответ: 341214.
Обратите внимание, что в этом задании в ответ идёт не номер на схеме, а номер правильного ответа из таблицы ОРГАНОИДЫ.
А) Может находиться в цитоплазме или на мембранах шЭПС
Б) Осуществление синтеза и транспорта белка
В) Участвует во внутриклеточном пищеварении клетки
Г) Содержит ферменты, осуществляющие апоптоз
Д) Взаимодействует с тРНК
Е) Участвует в образовании субъединиц рибосом
Каким номером на рисунке обозначен органоид, относящийся к цитоскелету клетки?
А) Построены из белка тубулина
Б) Содержат гидролитические ферменты
В) Имеют в своём составе ДНК
Г) Участвуют в синтезе белка
Д) Формируют веретено деления
Е) Состоят из РНК и белка
Шероховатая эндоплазматическая сеть — Б) Осуществляет синтеза и транспорта белка.
Лизосомы — В) Участвует во внутриклеточном пищеварении клетки; Г) Содержит ферменты, осуществляющие апоптоз.
Ядрышко — Е) Участвует в образовании субъединиц рибосом.
Рибосома — А) Может находиться в цитоплазме или на мембранах шЭПС; Д) Взаимодействует с тРНК.
Ответ: 412243.
А) Соединяют аминокислоты при синтезе полипептидов
Б) Осуществляет транспорт веществ, предназначенных для экзоцитоза
В) Содержит кольцевую ДНК
Е) Могут располагаться в основании ресничек и жгутиков
Центриоли — Е) Могут располагаться в основании ресничек и жгутиков
Гладкий эндоплазматический ретикулум — Б) Осуществляет транспорт веществ, предназначенных для экзоцитоза; Г) Одномембранный.
Рибосомы — Соединяют аминокислоты при синтезе полипептидов.
Митохондрия — В) Содержит кольцевую ДНК; Д) Имеет кристы.
Ответ: 324241.
Пройти тестирование по этим заданиямВернуться к каталогу заданий
Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой — в пробирку на рис
В 1928 году Ф. Гриффитом проведены эксперименты, доказывающие, что бактерии могут получать генетическую информацию от других бактерий (процесс трансформации). Гриффит заражал мышей двумя штаммами пневмококков: бактерии R-штамма были невирулентными (рис. А), бактерии S-штамма вирулентными (рис. Если ввести мышам убитые нагревом клетки S-штамма, они выживали (рис. При совместном введении живых бактерий R-штамма и убитых бактерий S-штамма мыши погибали (рис. Объясните результаты экспериментов В и Г. По какой причине происходила трансформация клеток бактерий в опыте Г? Почему они стали вирулентными? Какие параметры в этих экспериментах задавались самим учёным (независимые переменные), а какие параметры менялись в зависимости от этого (зависимые переменные)?
В 1952 году А. Херши и М. Чейз проведен эксперимент, вошедший в историю молекулярной биологии. Они
получили две группы бактериофагов Т2: первые имели в составе радиоактивную серу S35, а вторые — радиоактивный фосфор P32. Когда фагами из первой группы заражали культуру бактерий, все радиоактивные изотопы серы оказывались в питательной среде, но не проникали в клетки бактерий. При заражении бактерий фагами из второй группы радиоактивный фосфор обнаруживался внутри клеток бактерий, а не в питательной среде. Объясните результаты эксперимента. Какой метод применили ученые? В состав каких органических веществ и компонентов бактериофага включались радиоактивные изотопы серы и фосфора? Какие параметры задавались самими экспериментаторами (независимые переменные), а какие параметры менялись в зависимости от этого (зависимые переменные)?
Экспериментатор решил исследовать активность фермента слюны (амилазы) в зависимости от реакции среды. В две пробирки он прилил по 2 мл 1% раствора крахмала и по 1 мл слюны. В первую пробирку он внес буферный
раствор с рН=7,0 (нейтральная среда), во вторую — буферный раствор с рН=9,2 (щелочная среда). Затем пробирки поместил в термостат на 15 минут при температуре 37°C и добавил по 1 капле раствора йода. В первой пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание, во второй — сине-фиолетовое окрашивание. Объясните результаты эксперимента. Почему в пробирках №1 и №2 раствор имел разный цвет? Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какие параметры меняются в зависимости от этого (зависимые переменные)?
В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Объясните результаты эксперимента. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?
- Онлайн тест по биологии для учеников 9-х классов по теме “Химический состав клетки”. Тест можно использовать в качестве подготовки к ГИА.
- Уровни организации живого. Какие они бывают. Какие процессы происходят на них.
- Строение клетки. Особенности строение клеточных органоидов и их функции.
- Какие методы применяются в биологии. их особенности, различия, результаты.
- Основные положения клеточной теории и ее сздатели. Готовимся и тренируемся к ЕГЭ.
- Повторяем состав и функции крови. Систематизируем знания о форменных элементах крови.
- Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК: сходства иразличия, особенности строения.
- Тест по теме: “водоросли”. Подходит для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. В тесте содержатся вопросы про отделы водорослей, про их строение, размножение, значение и многообразие.
- Общая анатомия человека. Системы органов, полости, общие понятия.
- Тест по биологии. Предназначен для подготовки сдачи Централизованного Тестирования в Беларуси.
- Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующимтребованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы(КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированнойформы. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
- Вспоминаем особенности жизни простейших. Их циклы развития, отличия в строении и биологии.
- Учим и разбираемся в тонкостях систематики растений. Тренируемся и набиваем руку для ЕГЭ
- Липиды. Химическое строение, свойства, функции. Готовимся к егэ, отрабатываем вопросы
- Биосинтез белка. Реакции матричного синтеза. Готовимся и тренируемся к ЕГЭ
- Ткани животных и человека. Виды, сравнения, особенности, функции. Где находятся в организме
- Учим и разбираемся в тонкостях систематики животных и растений. Тренируемся и набиваем руку для ЕГЭ
- Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2020 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2020 г.
- Особенности нервной системы. Строение спинного мозга и рефлекторной дуги. Простейшие рефлексы.
- Виды тканей растений. Особенности их строения. Функции. расположение в растении.
- Строение плоских червей, их особенности. Класс Ресничные черви, класс Сосальщиуи, класс Ленточные черви
- Антрпогенез. Сходство и различие человека и животных. Движущие силы. Этапы антропогенеза
- Генеративные органы растений. Что к ним относится, особенности строения, приспособления.
- Систематизируем знания о дыхательной сиситеме. Разбираемся в тонкостях.
- Разбираемся в тонкостях и закрепляем знания о митозе и мейозе. Их сходствах и различиях.
- Виды и законы изменчивости. Роль в эволюционном процессе. Тренируемся и готовимся к ЕГЭ.
- Биология как наука. Что она изучает, какие разделы в ней есть и что они изучают
- Вегетативные органы растений. Что к ним относится. Их видоизменения, функции, особенности строения
- Разбираемся и закрепляем знания о пищеварительной системе и ее отделах.
- Стоение клетки. Строение, особенности и функции клеточных органоидов. Органоиды, присущие только животной, растительной или прокариотической клетке
- Тест поможет вспомнить классы и семейства растений. Их основные особенности.
- Закрепляем знания о строении и функциях головного мозга. Вспоминаем центры рефлексов.
- Как вырабатываются рефлексы. Рефлексы условные и безусловные. Как определить вид рефлекса.
- Вспоминаем круги кровообращения.Что откуда и куда впадает, что в каком порядке происходит.
- Разбираемся с онтогенезом. Последовательность стадий, характеристики стадий, эмбриогенез
- Этот тест поможет подготовится к ОГЭ по биологии. Здесь собраны все вопросы с 6 по 9 класс. Здесь есть вопросы про: грибы,растения,животных и т.д
Желаю удачи в тесте и на самом ОГЭ! 🙂
- Тест предназначен для выпускников общеобразовательных школ в рамках подготовки к итоговому экзамену. Полезен для абитуриентов.
- Методы исследования генетики человека, наследственные болезни человека
- Иммунная система и иммунитет. Кто и что обеспечивает иммунитет. Виды иммунитета. Сыворотки и вакцины
- Анализаторы – органы чувств.Различия в строении органов чувств. Их функции, особенности строения.
- Фотосинтез – механизмы, этапы, реакции, значение. Тренируемся и готовимся в ЕГЭ
- Строение побега. Его части и их функции. Стебель и лист. Разбираемся в тонкостях.
- Цветок-генеративный орган растения. Его части, их видоизменения и функции. Соцветия простые и сложные
- Ткани животных и человека. Виды, сравнения, особенности, функции. Где находятся в организме
- Вспоминаем и систематизируем знания о кишечнополостных. Характерные признаки и особенности.
- Повторяем, проверяем и систематизируем знания о кровеносной системе. Состав, функции, круги кровообращения, сердце.
- Белки: строение, состав, свойства. Функции и особенности строения. Готовимся к ЕГЭ.
- Строение, особенности и биология кольчатых червей. Тренируемся и готовимся к ЕГЭ
- Тест поможет вспомнить и упорядочить знания о работе и строении сердца.
- Повторяем и систематизируем знания о тканях человека. Их сходства, различия, особенности
- Строение, классификация и особенности биологии моллюсков. Тренируемся и готовимся к ЕГЭ
- Круглые черви: строение, особенности, приспособление к паразитизму, жизненный цикл аскариды.
- Внутренняя среда человека. Что ее образует. В чем разница между эти жидкостями. Каковы их функции.
- Движущие силы антропогенеза. Сходства и различия животных и человека. Особенности и этапы эволюции человека
- Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Вновь открытый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.
- Царство Растения. Вновь открытый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.
- Подготовка к ОГЭ или ЕГЭ, тема царство Растения, надеюсь вам будет интересно и позновательно
- Члениестоногие. особенности строения, систематика. Тренируемся и готовимся в ЕГЭ
- Тест содержит задания по темам: “Зрительный анализатор” и “Нервная система” (в рамках повторения материала). Включает в себя задания: тестовая часть (множественный выбор, одиночный выбор, установление соответствия), работа с изображениями. Тест вариативен и подходит для отработки материала (задания меняются)
- Какие методы применяются в биологии. их особенности, различия, результаты.
- Данный тест можно использовать для проверки знаний по теме “Клетка. Клеточная теория” дл 9 классов. Также тест можно использовать для подготовки к ОГЭ
- Вспоминаем видоизменения вегетативных органов. Разбираемся в тонкостях и хитростях))
- Особенности опорно-двигательной системы человека. Приспособления к прямохождению.
- Особенности, сходство и различие сперматогенеза и овогенеза. Стадии и процессы гаметогенеза.
- Разбираемся с онтогенезом. Последовательность стадий, характеристики стадий, эмбриогенез
- Строение и особенности земноводных. Основные ароморфозы земноводных в связи с выходом на сушу
- Плоды растений. Их виды, особенности, распространение, приспособления к распространению.
- Разбираемся в тонкостях видоизменений органов растений. Сходства, различия, особенности, функции
- Какие органы образуют пищеварительную систему, каковы их функции, какие процессы идут в них
- Разбираемся в видоизменениях различных органов растений. Их особенности, строение, признаки.
- Это тест по теме, пройденной вами в начале 6 класса. Подойдёт так же для освежения знаний про подготовке к ОГЭ. В тесте представлены задания из всероссийской олимпиады школьников 2021
- Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы. Вновь открытый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.
- Царство Животные. Вновь открытый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.
- Тонкости пищеварения. Строение, функции пищеварительной системы. Ферменты. Процессы пищеварения.
- Тест содержит 10 заданий с кратким ответом базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
- Железы внутренней секреции. Значени, функции, заболевания, вызываемые гипо- и гиперфункцией желез.
- Разбираемся и закрепляем знания о пищеварительной системе и ее отделах.
- Вспоминаем особенности строения и функций. Отрабатываем работу с тестами для ЕГЭ
- Повторяем темы. Прорабатываем вопросы и готовимся ЕГЭ по данным темам.
- Тест по подготовке к ОГЭ или ЕГЭ по теме царство Животные, надеюсь вам будет интересно и позновательно
- Какие критерии вида бывают. Что они характеризуют. Тренируемся и готовимся к ЕГЭ
- Стрроение, систематика и ароморфозы рыб. Тренируемся и готовимся к ЕГЭ
- Вспоминаем кто такие кишечнополостные, их признаки, кто к ним относится, их особенности и биология
- Строение земноводных, происхождение, систематика. Особенности цикла развития.
- Строение кровеносной системы человека. Большой и малый круги кровообращения, их особенности. Строение сердца
- Изучаем строение семени, условия для его прорастания. Особенности строения семян однодольных и двудольных
- Вегетативные органы растений. Что к ним относится. Их видоизменения, функции, особенности строения
- Строение и части анализаторов. Принципы работы анализаторов. Преобразование физических раздражителей в нервный импульс.
- Тип членистоногие. Особенности строения, систематика, представители
- При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
- При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2013 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
- При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2014 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
- При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2015 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2015 г. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
- При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2015 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2015 г. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
- Тест наподобие ЦТ в Беларуси.
Баллы считаются по методике цт (приблизительно).
Тест поможет вам подготовиться для поступления в Беларуси. - При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2016 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2016 г. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
- Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2017 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г.
Требования
Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:
- основные методы биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент;
- строение, признаки, функции клеток, тканей, органов и живых организмов;
- принятую в биологии классификацию растений и животных, а также основные признаки царств, типов и классов;
- современные научные взгляды на эволюцию живой природы;
- строение и функции органов и систем человеческого организма;
- принципы системной организации живой природы, законы действия экологических факторов, виды взаимосвязей организмов;
- основные экологические проблемы и пути их решения.
<<Лидген для статьи>>
Разбор некоторых заданий
Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Могут быть древесными
Прилистники всегда отсутствуют
Плод — ягода
Большое число тычинок в цветке
Решение
Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.
👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.
Пример
Какие признаки являются общими для птиц и пресмыкающихся? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Кожа сухая, лишённая желёз
Постоянная температура тела
Соотнесите каждый признак с характеристикой каждой группы организмов. Исключите признаки, которые не подходят к одной из групп или к обеим сразу.
Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к хордовым животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка
Центральная нервная система закладывается в виде трубки
Развиты лёгкие, дышит атмосферным кислородом
У эмбриона имеется хорда
В глотке эмбриона есть жаберные щели
Размножается путём откладывания яиц во влажный песок
Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к хордовым: хорда, нервная система трубчатого типа, жаберные щели в глотке хотя бы на ранней стадии развития.
Задание 11
В этой линии заданий часто предлагается установить соответствие между видами (или другими группами — классами, семействами, отрядами) и их признаками.
Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго.
Задание 3
В заданиях линии 22 часто требуется установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Встречаются также задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения стадий эксперимента.
👉 Обратите внимание, с чего начинать. В заданиях иногда есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы не учтёте это требование и напишете верную последовательность, но наоборот, вы получите 0 баллов.
Установите последовательность названий таксонов, начиная с самого крупного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Наибольшая таксономическая единица в данном случае — подтип (Позвоночные). За ним следуют класс (Птицы), отряд (Воробьинообразные), семейство (Врановые), род (Ворона) и вид (ворона серая).
Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.
Задание 10
В этом задании необходимо вставить в текст подходящие по смыслу слова из предложенного перечня.
Решение
Текст с верно вставленными словами выглядит так:
«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокардом. Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы. Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».
Задание 14 (новое)
Для того, чтобы выполнить задание нужно хорошо знать фактический материал и применить умение распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.
Под каким номером изображён головной мозг человека?
Задания 19-21 (новые)
Для того, чтобы выполнить задания нужно хорошо знать экосистемную организацию живой природы. Применит умение работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др. Применить умение выявлять причинно-следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами.
Задание 19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового усача.
1 – паразит;
2 – стволовой вредитель;
3 – хищник;
4 – продуцент;
5 – консумент первого порядка; 6 – растительноядное животное.
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
Задание 20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
Ответ: РПНМ или РПОМ
Задание 21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность пядениц и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Задание 22
Для того чтобы выполнить это задание, нужны не столько знания, сколько внимательность и умение извлекать информацию из разных источников — текстов, схем, таблиц. Вам даны изображение биологического объекта, животного или растения, и изображения тех или иных морфологических признаков моделей. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня признаки, относящиеся к указанному в задании объекту.
Решение (частичное)
Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивая строение крыльев златоглазки с представленным перечнем.
Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.
По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форму антенн, тип ротового аппарата, форму передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.
Задание 24
В этом задании вам даётся текст и несколько вопросов к нему.
Можно ли утверждать, что ареал обитания пухляка — вся лесная зона Северного полушария? Ответ аргументируйте.
Сколько приблизительно яиц может произвести пара пухляков за всю жизнь, если известно, что половозрелыми птицы становятся на втором году жизни?
Какие количественные морфологические признаки пухляка указаны в тексте?
Нельзя утверждать, так как пухляк обитает только в Евразии и не встречается в Северной Америке. Коварство вопроса в том, что в тексте содержится упоминание о лесной зоне как типичном местообитании буроголовой гаички.
Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.
Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте и вопросе: пухляк становится половозрелым на втором году жизни, живёт до 9 лет, в кладке обычно 6–8 яиц, двух выводков в сезоне не бывает.
Сделайте необходимые расчёты: 6 × 8 = 48, 8 × 8 = 64.
Ответ: 48–64 яйца производит пара пухляков за всю жизнь.
Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае возраст, с которого птицы могут приносить потомство.
Морфологические признаки характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения. Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный (описывается словами), и поэтому не является компонентом верного ответа.
Задание 25
В этом задании дана таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.
Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:
В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?
Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?
Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.
Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.
Задание 26
В этом задании приводятся статистические данные в виде двух-трёх таблиц, схем, диаграмм, на основании которых вам необходимо рассчитать энергозатраты и составить меню или проанализировать готовый рацион питания.
Миша решил посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут.
Миша решил пообедать и заказал в столовой суп с фрикадельками, порцию гречневой каши с тушёной говядиной, два куска хлеба, апельсиновый сок и пирожное «Лакомка».
- Каковы суммарные энергозатраты Миши на тренировке по скалолазанию и прогулке на роликах (в оба конца)?
- Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты?
- Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.
Пользуясь первой таблицей, подсчитываем энергозатраты.
Скалодром — 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.
Катание на роликах — 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.
(5,5 × 120) + (7,5 × 70) = 660 + 525 = 1 185 ккал.
Пользуясь второй таблицей, подсчитываем энергетическую ценность обеда.
Суп с фрикадельками — 145 ккал.
Гречневая каша — 153 ккал.
Тушёная говядина — 220 ккал.
Два куска хлеба — 2 × 65 ккал.
Апельсиновый сок — 60 ккал.
Пирожное «Лакомка» — 545 ккал.
Итог: 1 253 ккал.
Сравниваем энергозатраты и энергетическую ценность обеда, делаем вывод: энергетическая ценность обеда Миши покрывает его энергозатраты на тренировку и дорогу в оба конца.
Вспоминаем функции углеводов в организме человека. Указываем одну из них на выбор: запасающая; строительная (структурная); энергетическая; регуляторная; рецепторная.
Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи.
Как оценивается работа
Всего на экзамене можно получить 48 первичных баллов.
1 балл: задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20.
2 балла: задания 3-5, 7, 9-11; 16-19; 21 в первой части; 22, 23 во второй части.
3 балла: задание 13 в первой части; задания 24-26 во второй части.
За задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 вы получите 1 балл, если верный ответ будет записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За задания 3 и 5 получите 2 балла, если каждый символ в ответе поставите на своё место, и в ответе не будет лишних символов. За эти же задания вы получите 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Во всех других случаях — 0 баллов.
За задания 4, 7, 9, 16, 17, 19 вы получите 2 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе (порядок записи символов в ответе значения не имеет), в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует верному ответу (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях — 0 баллов.
За задания 10, 11, 18, 21 вы получите 2 балла, если каждый символ в ответе будет стоять на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ. Во всех других случаях — 0 баллов. Помните, что если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
За задание 13 вы получите 3 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответ
В заданиях 22–26 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.
Подробнее о требованиях к сдаче экзамена и распределении заданий по тематическим блокам и уровням сложности можно прочитать в спецификации ОГЭ за 2022 год.
Как устроен экзамен
В ОГЭ-2023 по биологии три части и 26 заданий.
Часть 1
21 задание с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, нужное слово или словосочетание, верно определить последовательность или установить соответствие.
В заданиях 1, 6, 8, 12, 14, 15 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа либо вписать слово (словосочетание), в задании 4 — два из пяти вариантов, в заданиях 7, 9, 16, 17, 19 — три из шести вариантов.
Задания 2, 11, 18, 21: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго.
Задания 3, 5, 20: установить правильную последовательность элементов.
Задание 10: подставить верные термины в текст.
Задание 13: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и установить, соответствует ли получившийся набор характеристик предложенному в задании описанию.
Часть 2
Пять заданий с развёрнутым ответом. В них требуется подробно описать ход решения.
Задание 22: проанализировать изображение (рисунок) и ответить на два вопроса.
Задание 23: изучить краткое описание биологического эксперимента или исследования и ответить на вопрос.
Задание 24: прочитать и проанализировать текст и ответить на три вопроса к нему.
Задание 25: поработать с данными статистики, представленными в виде таблицы, и ответить на два вопроса.
В задании 26 от вас потребуется проанализировать данные о калорийности продуктов и нормах питания из нескольких источников (таблиц, схем, диаграмм), изучить текст задания, сделать необходимые расчёты и ответить на три вопроса, обосновав необходимость рационального и здорового питания.
Разделы курса
Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:
Биология как наука. Методы биологии.
Признаки живых организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы.
Организм человека и его здоровье.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.