Вы сталкивались с заданием на статистический источник? Многие девятиклассники его боятся и теряют целых 4 первичных балла! Но справиться с ним не так сложно, если знать алгоритм. Из этой статьи вы узнаете, как решать 12 задание ОГЭ по обществознанию! В конце я оставила несколько рекомендаций, как улучшить свой результат на экзамене 🙂
Общество — самый пострадавший из-за мифов предмет. Его выбирают для сдачи большинство девятиклассников. Еще бы, ведь что там учить? Люди общаются с людьми, а экономика должна быть экономной, все ж легко! Так, да не так: этот предмет состоит из массы разделов, в каждом куча теории и практики. И как подготовиться к ОГЭ по обществознанию на высокие баллы?
Как готовиться к ОГЭ по обществознанию в 2021 году? Этот вопрос остро стоит перед большинством девятиклассников, ведь экзамен по этому предмету — самый популярный. Для того, чтобы сдать его на «отлично», нужно приложить массу усилий. Для начала стоит, конечно, изучить структуру экзамена и составить план подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Какая структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждет в 2023 году?
Эх, сколько же выпускников задается этим вопросом! Настало время дать на него ответ.
Многие девятиклассники считают ОГЭ по обществознанию одним из самых лёгких экзаменов (только не очень понятно, по какой причине), а потому и выбирают этот предмет в качестве дополнительного при сдаче ОГЭ. Если быть честными, любой экзамен сложный — в той или иной степени. Всё зависит лишь от вашего изначального уровня подготовки и желания учиться, так что сложно ≠ невозможно.
Давайте разбираться подробнее, из чего состоит экзамен по обществознанию и что может вызвать реальные трудности.
Самое основное
На решение всех заданий экзамена по обществознанию отводится 180 минут (3 часа), а максимальный балл, который можно получить за работу — 35. Чтобы пройти порог, достаточно набрать 13 баллов за работу. Баллы первичной системы оценивания позже переводятся в оценки и влияют как на итоговую оценку в аттестате, так и на поступление в колледж или профильный класс.
ОГЭ по обществознанию включает в себя 24 задания, направленные на проверку основных разделов школьного курса предмета: «Человек и общество», «Духовная культура», «Сфера политики и социального управления», «Социальная сфера», «Экономика» и «Право». Всего в КИМе ОГЭ 13 заданий базового уровня сложности, 9 — повышенного и 2 — высокого, а значит с основной частью экзамена может справиться каждый выпускник.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.
Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть – 6 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:
- выбрать нужную информацию из текста
- раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
- соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
- применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
- высказать и обосновать собственное мнение.
Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.
Основы общества
Первое задание ОГЭ по обществознанию направлено на проверку знаний учеников в следующих областях предмета:
- Общество как форма жизнедеятельности людей
- Взаимодействие общества с природой
- Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь
Главное, что нужно знать в этих темах:
- Определения общества в широком и узком смыслах
- Признаки общества как динамической системы, общественные отношения
- Основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная – знать, что в них входит, и какие общественные отношения к ним относятся
- Ступени развития общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное – основные характеристики, отличия друг от друга
- Определения природы в широком и узком смыслах
- Признаки природы как динамической системы
- Формы взаимодействия общества и природы – положительное и отрицательное воздействие общества на окружающую среду
- Глобальные общественные проблемы
В задании нужно ответить на вопрос путем выбора одного верного варианта из четырех предложенных. Первый номер достаточно легкий: зачастую ответ или очевиден, или довольно легко определяется – конечно, при том условии, что учащийся хорошо знает теоретическую базу, особенно определения и признаки. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
Напоминаем, что теория к данному заданию ЗДЕСЬ.
Разбор типовых вариантов задания №1 ОГЭ по обществу
Отличительная черта развития общества на современном этапе:
- Индустриализация
- Модернизация
- Глобализация
- Механизация
Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно хорошо знать, что представляют собой указанные процессы, и когда они происходили. Индустриализация, как следует из названия – процесс ускоренного перехода от традиционного общества к индустриальному, заключающийся в бурном развитии новых технологий, преимущественно в отраслях тяжелой промышленности – металлургии, машиностроении, энергетике. Под модернизацией понимают весь процесс перехода общества от аграрного типа к индустриальному. Модернизация – более широкое понятия обновления всего общества, а не только его промышленной составляющей. Глобализация – это довольно длительный процесс, который заключается во всемирной религиозной, культурной, экономической и политической интеграции. В последнее время это слово довольно часто встречается на страницах газет и звучит с экранов телевизоров: именно этот процесс характерен для современного общества. Механизация же представляет собой замену средств ручного труда средствами машинного труда и является характерной чертой научно-технического прогресса. Следовательно, ответ – 3, глобализация.
Второй вариант задания
Под обществом в широком смысле слова понимается:
- Объединение людей согласно их общим интересам
- Все формы взаимодействия людей
- Конкретный этап общественного развития
- Способ осуществления власти
Объединение людей согласно общности их интересов и конкретный этап общественного развития – определения общества в более узких смыслах. Второе определение иллюстрируется примером «аграрное общество», а первое – например, «общество филателистов». Способ осуществления власти, конечно, не подходит – речь идет о политическом режиме, который является частью политической системы, но никак не об обществе в целом. Остается вариант под номером 2 – все формы взаимодействия людей. Он является верным, ведь в широком смысле общество можно трактовать как тесно связанную с природой часть материального мира, которая включает в себя все способы взаимодействия людей. Ответ: 2.
Третий вариант задания
Какие из перечисленных терминов относятся к политической сфере жизни общества?
- Семья, этнос
- Наука, искусство
- Республика, федерация
- Издержки, прибыль
Термины, записанные под цифрой 1, относятся к социальной сфере, куда входят народы, нации, половозрастные группы – словом, различные социальные общности и возникающие между ними отношения. Наука и искусство, конечно, являются элементами духовной сферы – области нематериальных ценностей, важных для удовлетворения духовных потребностей личности. Издержки и прибыль – сугубо экономические термины. Остается вариант под номером 3 – республика и федерация: это – формы государственного устройства, а все, что имеет отношение к управлению и устройству государства, относится к политической сфере. Правильный ответ – 3.
Сдайте ОГЭ по обществознанию на 5Онлайн курсы подготовки к ОГЭ 2023 по обществознаниюГарантируем высокую оценку на экзамене
🏷️ Рассрочка без процентов и оплата материнским капиталомЗадайте их эксперту по поступлению на бесплатной консультации
Получите в подарок оценку знаний и профориентацию
ученики 9-го классав классе и онлайн
Готовьтесь к ОГЭ 2023 по актуальным материалам с MAXIMUM EducationМы изучили все изменения, ловушки и тонкости формата ОГЭ, чтобы ученики получили максимум баллов на ОГЭ. А ещё преподаватель поддерживает и мотивирует учеников, показывает прогресс и разбирает ошибки, чтобы вы точно поступили на бюджет. 260 000 учеников прошли курсы94% рекомендуют нас360 экспертов создают и ежегодно обновляют курсы
Учитесь с нами в удобном формате⏳ 9 месяцев📝 62 урокаЛегкий путь к идеальным оценкам💻 Уникальные вебинары и проверка домашки 📚 Группы до 90 человек 📆 Каждый месяц 8 уроков по 1ч 15мин 🧐 3 пробных ОГЭ и индивидуальный разбор ошибок
⏳ 9 месяцев📝 62 урокаОнлайн-курс подготовки к ОГЭ-2023по предметам “Стандарт”Онлайн-вебинары для мотивированных учеников💻 Уникальные вебинары и проверка домашки 📚 Группы до 90 человек 📆 Каждый месяц 8 уроков по 1ч 15мин 🧐 3 пробных ОГЭ и индивидуальный разбор ошибок
⏳ 9 месяцев📝 66 уроковПродвинутый курс подготовкик ОГЭ-2023 в формате “Максимум онлайн”Персонализированный курс с индивидуальным подходом к каждому ученику💻 5 личных встреч с преподавателем, уроки с индивидуальным планом 📚 Группы до 20 человек 📆 Каждый месяц 8 уроков по 1ч 15мин 🧐 3 пробных ОГЭ и индивидуальный разбор ошибок
🏫 В классе⏳ 9 месяцев📝 87 уроковИнтенсивная подготовка к ОГЭ-2023в формате “Максимум онлайн + в классе”Классное оффлайн-комьюнити и усиленная подготовка📆 Учись в классе и онлайн: каждый месяц 12 уроков 👩🏫 5 личных встреч с преподавателем, уроки с индивидуальным планом 📚 Группы до 25 человек 🧐 Пробный экзамен и индивидуальный разбор ошибок
Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию за 6 шагов
- 1. Определите пробелы в знанияхВ ОГЭ по обществознанию 67 тем по экономике, праву, религии, политики, социальной сфере. Начните подготовку с диагностики знаний, чтобы на старте выявить пробелы и сильные стороны. Это поможет составить индивидуальный план подготовки и в дальнейшем отслеживать прогресс. Так вы точно успеете разобрать все темы, улучшите школьные оценки и сдадите ОГЭ.
- 3. Учитесь по актуальным материалам
- 4. Готовьтесь к формату ОГЭ
- 6. Изучите формальности ОГЭ
В ОГЭ по обществознанию 67 тем по экономике, праву, религии, политики, социальной сфере. Начните подготовку с диагностики знаний, чтобы на старте выявить пробелы и сильные стороны. Это поможет составить индивидуальный план подготовки и в дальнейшем отслеживать прогресс. Так вы точно успеете разобрать все темы, улучшите школьные оценки и сдадите ОГЭ.
Больше курсов подготовки к ОГЭ
- Сами сдали ЕГЭ на 90+, поступили в топ-вуз и ежегодно пишут досрочный ОГЭ
- Прошли отбор и методическое обучение, чтобы объяснять интересно и понятнох
- Проходят предметные и методические тренинги 2 раза в месяц, обмениваются опытом и отчитываются о результатах
- Выступают на образовательных форумах и в школах, ведут курсы для школьных учителей
- Находят общий язык с подростками, не ругают за ошибки, отвечают на вопросы
Получите оценку «4» или «5» за ОГЭ, или мы вернём деньги за курсы
- Любой 9-классник может сдать ОГЭ на “4” и “5”, если готовиться к экзамену правильно
- Поэтому мы берём на себя юридическую ответственность за ваш результат
- 98% выпускников MAXIMUM успешно справились с ОГЭ, присоединяйтесь! *Гарантия не распространяется на образовательные программы длительностью менее 60 (шестидесяти) академических часов
Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию?
- ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей: в первой части 16 заданий с кратким ответом; во второй — 8 заданий с разврнутым. Задания с развернутым ответом приносят ученику 20 из 37 баллов.
- По статистики ФИПИ, ученики теряют больше всего баллов на заданиях по экономике, политике и праву.
- ОГЭ по обществознанию длится 3 часа. Чтобы уложиться в отведенное время, на каждое задание с кратким ответом нужно тратить не больше 3 минут; на задания повышенной сложности — 5-10 минут.
Изучим все темы ОГЭ 2023 из Кодификатора ФИПИ
- Человек и Общество
- Сфера духовной культуры
- Сфера политики и социального управления
Вопрос – ответ
Чем раньше начнешь готовиться к ЕГЭ,
тем выше будет балл Поможем подготовиться, чтобы сдать экзамены на максимум и поступить в топовые вузы на бюджет. Первый урок бесплатно
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета,
преподаватель Института дополнительного образования и Предуниверсария РГГУ,
эксперт ЕГЭ по обществознанию и истории
По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?
Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.
Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам. Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору. Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.
Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.
По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?
Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права. Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать. Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.
Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?
И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор. Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить. Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса. Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.
Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?
Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.
Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.
Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ОГЭ по обществознанию наилучшим образом?
«Формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты. По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку». Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена), уверен, результат будет достаточно высоким.
Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?
ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение. Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах. Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.
Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?
Официально экзамен составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок. ру» и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Если в школах проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать; в этом случае не поленитесь попросить второй вариант и прорешайте его дома.
На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?
Задание № 21Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать. Задание № 22Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так. Задания № 23, № 24Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы. Задание № 25Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники (да и одиннадцатиклассники тоже) не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка. Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа?Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания. Задание № 26Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы. Задания № 27, № 28Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ. Задание № 29Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех. Задания № 30, № 31В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что. А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей. Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «. потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.
У девятиклассников впереди еще cемь месяцев до ОГЭ по обществознанию. Как вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?
Лучше всего спокойно проработать весь экзаменационный материал по кодификатору — тема за темой. В случае затруднений можно подойти к школьному учителю — думаю, ни один из них не откажет ребенку в консультации. В конце концов, результаты экзамена — это показатель и его работы тоже. Апрель-май лучше оставить для повторения материала. И обязательно нужно читать российскую Конституцию. Задания по этой теме есть везде — в ОГЭ, ЕГЭ, на любом уровне любой вузовской олимпиады.
Первые шаги в подготовке
Основная ошибка выпускников в начале подготовки к экзамену — сразу бросаться на поиски репетитора.
На самом деле, лучше всего начать подготовку с ознакомления с самим экзаменом. Зайти на сайт ФИПИ, изучить демоверсию, спецификацию и кодификатор, определить текущий уровень знаний, выявить слабые и сильные зоны.
Лишь после этого имеет смысл определяться со способом подготовки, интенсивностью занятий, обращать внимание на моменты, которым нужно уделить особое внимание, на количество времени до экзамена, а также составлять план подготовки.
Система подготовки к экзамену
На экзамене в первую очередь стоит решить задания, в которых вы уверены. Начинать стоит с тестовой части. Для того, чтобы с ней не возникло никаких проблем, стоит начать подготовку к ОГЭ по обществознанию с использованием особой системы:
- идите постепенно по кодификатору, темы в нем идут от простых к сложным,
- старайтесь не заучивать теорию, а понимать ее,
- решайте тесты по темам, задания по каждому блоку,
- формулируйте понятия самостоятельно, а не заучивайте их,
- давайте задания с развернутым ответом на проверку эксперту,
- решайте варианты, засекая время, больше всего выделяйте на вторую часть,
- занимайтесь последовательно и регулярно.
Оценивание заданий ОГЭ по обществознанию
Максимальный балл за экзамен вырос в сравнении с прошлым годом, поэтому шкала перевода первичных баллов в оценку в 2021 году изменится. Точные пороги будут известны только после проверки экзаменационных работ. Однако, если подготовиться на максимум, проблем с оценками точно не возникнет!
Тематические тестовые задания (все номера, кроме №15, 19-20) оцениваются в один балл. Они проверяют, насколько хорошо усвоен материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Форматные задания №15, 19-20 проверяют, как хорошо вы натасканы на задания определенного типа (при этом тема заданий может быть абсолютно разной). Задания №19-20 могут принести один балл, а №15 — два балла.
Задания с развернутым ответом весят больше всего: №1, 6, 21-22, 24 — по два балла каждый номер, №5, 23 — по три балла, №12 — четыре балла. Чтобы подготовиться к обществознанию, нужно научиться отвечать на вопросы этих номеров максимально полно.
I часть экзамена
I часть ОГЭ по обществознанию 2023 состоит из 20 заданий. Их можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.
Тестовые задания
Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.
Форматные задания
Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:
Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.
Задания с развернутым ответом
В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.
Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения.
Хотите справиться с этим заданием? Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Пример задания 12
В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1) Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье.
Предположение: Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.
2) Различие: Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина.
Предположение: Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.
Теория к ОГЭ по Обществознанию
Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов):
• Человек и общество (задания №1-№6) • Экономическая сфера общества (задания №7-№10) • Социальная сфера общества (задания №11-№13) • Политическая сфера общества (задания №14-№16) • Правовая сфера общества (задания №17-№20)
Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных ОГЭ по математике и русскому и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!
Структура ОГЭ по обществознанию 2023
ОГЭ по обществознанию 2023 состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам:
- Человек и общество;
- Экономика;
- Сфера политики и социального управления (Политика);
- Сфера духовной культуры (Духовная сфера);
- Право;
- Социальная сфера.
Максимальный первичный балл за весь экзамен — 37 баллов. Время написания экзамена — 180 минут (3 часа).
Чтобы сдать ОГЭ, надо не только хорошо знать все тематические блоки, но и понимать критерии оценивания заданий. Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы. Итог: плохая оценка в аттестате. Или не удалось поступить в колледж на бюджет. Оба варианта не радуют, да?
Чтобы этого не произошло, я рассказываю своим ученикам все об изменениях и обновлениях критериев. Во время подготовки к ОГЭ мы отрабатываем все форматы заданий, пишем развернутые ответы и оцениваем их, разбираем ошибки и учимся на них. И на занятиях я даю им только ту информацию, которая гарантированно пригодится на экзамене — ничего лишнего и никакой воды!
Поэтому мои ученики всегда сдают ОГЭ на «отлично» и не нервничают на экзамене. Хотите тоже быть готовыми на все 100? Записывайтесь на курсы подготовки к ОГЭ, и я научу вас всему, что знаю!
Можно ли подготовиться самостоятельно с нуля?
Подготовиться к ОГЭ по обществознанию с нуля и без помощи со стороны — это, на самом деле, задача тяжелая. Причем, вся необходимая информация действительно есть в интернете и многочисленных пособиях. Основная сложность в том, как составить расписание, чтобы темы логично шли друг за другом, углубляли уже имеющиеся знания, а не скакали с одного на другое.
Структурирование информации — это самая трудная часть любого экзамена. А когда дело касается такого объемного предмета, как общество, структура вообще становится вещью первой необходимости.
Самое простое решение проблемы — поэтапно идти по кодификатору, медленно разбирая новое и быстро повторяя уже знакомое. Он составлен таким образом, чтобы девятиклассники могли самостоятельно подготовиться к ОГЭ по обществознанию. Единственное — с этим не стоит затягивать, иначе есть риск что-то не успеть.
Как записывать ответ?
12 задание ОГЭ по обществознаниями оценивается экспертами. Поэтому для нас важно не только корректно сформулировать свой ответ, но ещё и структурировано его записать. Эксперт не станет разбираться в вашем ответе и искать необходимые элементы! Если хотите получить все 4 балла, обязательно сохраните этот шаблон, который напомнит записать в ответ все важные моменты.
Шаблон для 12 задания
Самое важное
Есть несколько основных правил подготовки, которые помогут облегчить процесс изучения материала и решений заданий ОГЭ по обществознанию.
Часто выпускники выбирают экзамен по обществознанию, думая, что именно здесь можно особо ничего не учить. Мол, это же все вокруг нас, общество, люди, все знаем, что-нибудь напишем. На самом деле, все ваши рассуждения должны строиться именно на теоретической базе обществознания: вы должны быть знакомы с базовыми принципами этой науки и опираться на них. Так что обязательно изучите все необходимые для сдачи экзамена теоретические блоки — даже если нет времени учить все наизусть, хотя бы внимательно прочитайте каждый раздел и выполните тест на закрепление материала.
Не буквально, конечно, это мы шутим. Но помощь и правда понадобится. Выберите наиболее комфортный для вас вариант подготовки и запишитесь на курсы или на занятия к репетитору. Постарайтесь учесть все факторы: цена, время, доступность, комфорт, количество и качество занятий. Если вы сдаете экзамен уже этой весной, то предпочтение лучше отдать интенсивным онлайн-курсам, помогающим сформировать базу знаний и научиться решать задания ОГЭ всего за 3 месяца.
Используйте различные техники запоминания и повторения информации. Схема «прочитал перед уроком — ответил — получил оценку — забыл» здесь не сработает. Важно, чтобы пройденный материал еще долгое время оставался в памяти и работал на вас, помогая быстро и качественно выполнять задания. Так что если вы еще не знакомы с различными техниками запоминания и повторения теории, значит, самое время узнать о них поподробнее.
Практика, практика и еще раз практика. Это едва ли не самый важный пункт при подготовке к экзамену по обществознанию. Теория, безусловно, важна, но также необходимо научиться работать с форматом заданий ОГЭ, понимать, что от вас хотят увидеть в этом задании, какой алгоритм подойдет для его решения.
Это важно не только для “общего развития”, как любят говорить наши мамы, но и для качественной аргументации в заданиях с развернутым ответом. Порой широкий кругозор в области экономики, политики, социальных явлений может если не заменить, то уж точно хорошо подкрепить теоретическую базу и помочь скрыть пробелы в знаниях. Так что не пренебрегайте чтением новостей, книг и — ну хотя бы — просмотром видеороликов на Ютубе со схожей тематикой.
11- 15 февраля в Умскул пройдет интенсив «Сила трех». В этом курсе будет два абсолютно бесплатных вебинара по обществознанию.
Разбираем пример
Давайте посмотрим на реальное задание и вместе решим его.
Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. ) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
1) Сходство. И юноши, и девушки в наименьшей степени ответили, что они не стали бы безвозмездно принимать участие в деятельности общественной организации.
Предположение. Это можно объяснить тем, что и юноши, и девушки страны Z являются общественно активными гражданами.
2) Различие. Юноши на 10% больше, чем девушки стали бы безвозмездно принимать участие в политических партиях и движениях.
Предположение. Это можер объяснить тем, что юноши страны Z видят для себя больше выгоды или пользы в безвозмездном участии в политических партиях и движениях, так как в дальнейших собираются строить карьеру в этой области чаще, чем девушки.
Итак, мы разобрались с основными сложностями 12 задания ОГЭ по обществознанию. Вы получили алгоритм работы с этим заданием, шаблон для записи ответа, а также три полезные рекомендации. Обязательно изучите наш гайд для ОГЭ по обществознанию, чтобы справиться с остальными заданиями и темами! И удачи!
Изменения ОГЭ
Ни для кого уже не секрет, что экзамены с каждым годом усложняются, а ОГЭ по обществознанию — не исключение.
Изменения последних лет направлены на усиление аналитической составляющей экзамена. Теперь составители ОГЭ все меньше хотят видеть заученные формулировки и ответы на вопросы тестовой части. Цель современного экзамена — не просто проверить знания, но и понять, чему научился школьник к моменту выпуска, умеет ли он применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях и умеет ли рассуждать, анализировать, выстраивать причинно-следственные связи.
Задания II части
Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5». Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков.
Эти задания проверяют эксперты, четко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.
Задания II части ОГЭ по обществознанию
Что важно знать об ОГЭ по обществознанию в 2022?
Последние пару лет структура ОГЭ по обществу не меняется. Проверить, конечно, эффективность предыдущих изменений на практике никак не удавалось из-за коронавируса. Зато с предыдущих лет осталась масса самых разных типовых вариантов, на которые можно опираться, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию.
В варианте 24 задания (37 баллов):
- 16 тестов в первой части — 17 баллов,
- 8 задач во второй части — 20 баллов.
На их решение дается ровно три часа, 180 минут.
Обобщенный план КИМ-а со ссылками на темы кодификатора даны в конце спецификации 2022 года.
План подготовки
Лучший вариант плана, как подготовиться к ОГЭ по обществознанию, — это кодификатор. Он составлен таким образом, чтобы от базового уровня потихоньку дойти до углубленного и тем повышенной сложности. Остается только подкорректировать его под себя, распределяя время до экзамена по темам, в зависимости от их сложности и вашей степени знакомства с ними.
Но всегда можно поступить проще и свериться с нашим расписанием, узнать которое можно в группе ВКонтакте. Наиболее эффективно оно при подготовке на курсе: так у вас не получится отвлечься от предмета или игнорировать его в дни между занятиями, ведь домашки никто не отменял! А регулярность — лучший принцип, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию.
Какие темы нужно охватить?
Все темы, какие только могут встретиться на экзамене, собраны в кодификаторе 2022 года.
Для удобства они собраны в шесть блоков:
- Человек и общество — все о человеке и его взаимодействиях с другими людьми.
- Сфера духовной культуры — все, что касается этики, науки, образования и всего такого возвышенно-духовного.
- Экономика — деньги, деньги, их заменители и еще раз деньги.
- Социальная сфера — ценности общества, те самые скрепы, норма поведения и отклонения от нее.
- Сфера политики и социального управления — все о власти.
- Право — все о законодательстве.
Справочные материалы для подготовки
Пособия, которые использовались, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию и другим предметам в прошлом году, актуальны и в этом. Наиболее эффективными из них будут сборники от ФИПИ и составителей экзамена: они напрямую работают с ОГЭ по обществу, а потому точно знают, что хотят получить в работе на «отлично». Так, в типовых вариантах могут даже содержаться задания, которые войдут в КИМ этого года! А ответы к шаблонным задачам помогут разобраться с тем, как лучше формулировать предложения и как записывать свои размышления.
Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию в 2022?
Основа любого успеха — тщательная подготовка. И как бой начинается со стратегии, так и ОГЭ начинается с плана. Первое и самое главное, что должно появиться у вас на руках, — это четкий и последовательный план действий, как подготовиться к ОГЭ по обществознанию за оставшееся время.
Чтобы его составить, нужно только две вещи — узнать изменения в экзамене и оценить собственные знания.
С 2020 года в ОГЭ по обществу восемь заданий с развернутым ответом, а тестов 16 штук, из-за чего максимальный первичный балл вырос до 37. До 2022 возможности применить все это на практике не было, другие же изменения отсутствуют.
Для оценки же знаний потребуется изучить демоверсию, включая кодификатор и спецификацию. Они помогут понять, что вообще от вас нужно проверяющим, как много нужно выучить и сделать на отличную оценку. А сама по себе демоверсия поможет оценить стартовый уровень знаний, понять, какие темы вам уже знакомы, а изучение каких нужно распределить по времени до экзамена.
Кстати, чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию на высокий балл, нужно обязательно выделить время на повторение всех тем ближе к экзамену. Это поможет активизировать и краткосрочную память!
Готовиться к ОГЭ по обществознанию в 2021 году помогут демоверсия, кодификатор и спецификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.
Найти тесты для отработки теории и практический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.
Также для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно использовать рекомендованные ФИПИ пособия:
- комплекс материалов для подготовки учащихся от ФИПИ,
- пособия Л.Н. Боголюбова,
- типовые варианты от разработчиков (О.А. Котова, Т.Е. Лискова) и др.
Готовиться к ОГЭ по обществознанию не так просто, как кажется. Несмотря на то, что это один из самых популярных экзаменов среди девятиклассников, написать его на высокие баллы достаточно сложно: объемы теоретического материала просто колоссальны. Но сдать ОГЭ по предмету на «отлично» возможно, если грамотно спланировать подготовку.
План подготовки к ОГЭ по обществознанию
Нужно заранее разработать план, как готовиться к ОГЭ по обществознанию. Это поможет избежать ошибок и спланировать свое время, добиться максимального результата.
Во-первых, проще всего начать с блока «Человек и общество». В нем содержатся основы обществознания, благодаря которым готовиться к ОГЭ по обществознанию по другим тематическим блокам будет намного проще.
Во-вторых, больше всего времени уделяйте тем блокам, по которым нужно изучить больше информации: более обширные или западающие лично у вас темы.
В-третьих, практикуйте форматные задания. Для того, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию на максимальный балл, нужно изучить и отработать структуру форматных номеров. В этих заданиях важно не столько знание теории, сколько умение решать определенный тип задач.
Структура экзамена
В демоверсии 2021 года произошли важные изменения: было добавлено новое задание на анализ визуальной информации (№5), а вот количество тестов сократилось на один. За счет этих корректировок был увеличен максимальный балл: теперь можно получить максимум 37 баллов.
На решение КИМ по-прежнему дается 3 часа.
На экзамене нельзя использовать дополнительные материалы, поэтому важно хорошо готовиться к ОГЭ по обществознанию.
Навыки, необходимые для решения экзамена:
· анализировать практические ситуации,
· анализировать связи между явлениями,
· объяснять причины и следствия социальных явлений,
· аргументировано излагать свои мысли.
Количество заданий — 24:
· № 2-4, 7-9, 10-11, 13-20 — с кратким ответом,
· № 1, 5-6, 12, 21-24 — с развернутым ответом.
Что требуют в задании?
12 задание в ОГЭ по обществознанию — это задание на анализ статистического источника. Задание является одним из самых «весомых» на экзамене — за него вы можете получить 4 балла. Несмотря на то, что задание располагается в части 1, ответ заносится в бланк ответов №2, так как это задание с развёрнутым ответом.
В самом задании вам дается статистический источник, представленный в виде таблицы или диаграммы. Еще есть небольшой текст, описывающий, что за данные приведены в задании. Условие задания звучит так: «Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие». Не пугайтесь: в конце статьи мы разберем реальное задание, и вы легко будете разбираться в таких формулировках!
Темы для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Чтобы начать подготовку к ОГЭ по обществознанию, нужно изучить шесть основных разделов:
- Человек и общество — это тематический раздел, включающий все виды межличностных отношений, а также ощущения человека внутри социума. Стоит обратить внимание на темы: сущность общества, общество и природа, сферы общественной жизни, проблема личности, человеческая деятельность, межличностные отношения и конфликты.
- Экономика — это блок, материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию по которому включает хозяйственные отношения. Особое внимание нужно уделить разделам: сущность экономики, товары и услуги, ресурсы и потребности, собственность, экономические системы, производство и труд, рынок и торговля, предпринимательство, деньги, налоги, банки и экономические функции социальных институтов.
- Политика — это тематический блок, в основу которого входят управление, межгосударственные отношения, отношения между ветвями власти и власти с народом.
- Духовная сфера — это раздел, полностью посвященный культуре. Для подготовки к ОГЭ по обществознанию нужно изучить темы этого раздела: сущность духовной сферы, наука, образование, религия и мораль.
- Право — это блок, задания в котором построены на правотворчестве и правовых отношениях. Стоит обратить внимание на темы: сущность и роль права, норма права, правоотношения, правонарушения, Конституция РФ, федеративное устройство, госвласть, правоохранительные органы, права, свободы и обязанности, защита прав, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.
- Социальная сфера — это раздел об обществе и условиях жизни человека в обществе. Готовиться к ОГЭ по обществознанию можно, изучив темы: структура общества, семья, социальные роли, социальные ценности и нормы, девиантное поведение, социальный конфликт, межнациональные отношения.
Алгоритм
Задание на статистический источник весьма объемное и сложное. Поэтому с каждым из своих учеников я делюсь алгоритмом, который позволяет минимизировать ошибки и время, потраченное на задание. Теперь я расскажу его и вам!
Наш алгоритм работы начинается с того, что из условия задания мы должны чётко (1) зафиксировать вопрос, который задавался респондентам для того, чтобы чётко понимать по какой тематике проводился социологический опрос.
Затем мы (2) изучаем легенду и оси графика/информацию на диаграмме/в таблице. Это позволит точно понять, с какую информацию нам необходимо проанализировать.
Далее начинается наша основная работа: (3) формулируем вывод о черте сходства (под цифрой 1) и затем (4) формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.
Теперь наша работа продолжается по похожей логике, но уже для различий в результатах социологического опроса: (5) формулируем вывод о том о сути различия (под цифрой 2) и затем (6) формулируем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.
В конце (7) проверяем ответ, ещё раз сопоставив его с данными из условия задания.
Последнее, что нам необходимо сделать, чтобы на 100% получить заветные баллы, как бы банально это не звучало — это (8) структурировано записать ответ в бланк ответов №2.
Таким образом, наш алгоритм по работе с заданием №12 будет выглядит следующим образом:
12 задание ОГЭ по обществознанию: алгоритм
Рекомендации по подготовке к экзамену
Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное правильно начать подготовку. Не отладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию 2023 было проще.
- Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предмет, как и все остальные
- Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.
- Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.
- Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.
- Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.
- Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.
- Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.
И последний совет: готовьтесь к ОГЭ основательно. Без хорошей оценки вы не поступите в колледж. А если собираетесь в вуз, то ОГЭ по обществознанию — отличная тренировка перед ЕГЭ. Поэтому вам нужно получить как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем лучше учиться и сдавать другие экзамены. А еще вы будете меньше на них нервничать 😉
Например, чтобы мои ученики не переживали на экзамене, я провожу пробный ОГЭ по обществознанию. Мы организуем настоящий экзамен: со строгим ограничением по времени, в строгом соответствии с регламентом. Так что мои ученики уже закалены практикой 💪 А после пробного экзамена я всегда разбираю ошибки с каждым в отдельности, чтобы все понимали, какие темы им надо доучить.
В общем, если вы хотите подготовиться к ОГЭ на «отлично» и не бояться экзаменов, приходите на мои курсы подготовки. Будем учиться вместе!
Рекомендации по работе с заданием
Как я и обещала в самом начале статьи, дам вам три рекомендации по работе с 12 заданием.
1) Учитываем особенность задания
Для этого задания необходимо умение анализировать информацию и делать выводы. Только теоретических знаний недостаточно. Еще важно очень внимательно изучать статистический источник — из-за невнимательности легко потерять баллы.
2) Что такое выводы и предположения?
Давайте раз и навсегда зафиксируем, чем отличаются выводы от предположений.
Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации. Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Делая предположения, вы должны опираться на предполагаемые факты социальной действительности. Порассуждайте о вероятных социальных, экономических, политических явлениях и процессах — или о различиях в жизненном опыте и ценностях респондентов. Это сильно помогает моим ученикам.
3) Что чаще всего придется анализировать?
Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:
- Сравнение ответов в рамках социологического опроса между мужчинами и женщинами
- Сравнение ответов между двумя разными возрастными группами (например, молодёжью и людьми пенсионного возраста)
- Сравнение ответов жителей одной страны, но в разное время (например, 2002 и 2025).
- Сравнение ответов жителей из разных мест (например, из Твери и Тамбова)
- Сравнение ответов людей с разным уровнем образования (например, сравнить ответы людей с высшим и средним профессиональным образованием)
Подготовиться к ОГЭ по обществознанию с нуля и до «пятерки» — та еще задачка. Но с грамотно подобранным материалом, последовательной и регулярной подготовкой, закреплением теоретического материала на практике любая задачка по плечу. Тут ведь что важно? Важно — не впадать в крайности: не стоит совсем забивать на общество, думая, что его сдать любому дураку под силу, но и паниковать из-за объемов информации не стоит. Просто садитесь — и делайте.
В конце концов, если вдруг что-то покажется слишком сложным, мы всегда рядом.