Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Основной государственный экзамен по информатике — популярный выбор у девятиклассников. Треть выпускников сдает именно этот предмет по разным соображениям. Часть ребят соблазняется простотой, считая, что цель «информатика решу ОГЭ на тройку» вполне достижима. Часть школьников просто «на ты» с компьютером или целенаправленно готовятся к ЕГЭ через основной госэкзамен. В любом случае всем категориям для успешного прохождения аттестации нужна целевая подготовка, и для таких учеников мы создали подробный обзор экзамена.

Написание ЕГЭ — одна из поворотных точек в жизни каждого школьника.

От результата зачастую зависит выбор вуза, вопрос переезда в другой город, а иногда и будущая специальность выпускника. Поэтому на подготовку к единому экзамену уходит так много времени и денег: по данным опросов, 37% школьников проводят за заданиями ЕГЭ до 10 часов в неделю, а родители ежегодно тратят на курсы и репетиторов более 14 миллиардов рублей.

Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как они или их близкие готовились к ЕГЭ, сколько денег на это потратили и как в итоге сдали экзамен.

Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) начал разрабатывать задания для ЕГЭ на 2023 год, сообщают «Ведомости».

Заместитель директора ФИПИ Ольга Котова рассказала, что на формулировки заданий повлияют результаты сдачи экзамена 2022 года

«В настоящее время ведется анализ результатов ЕГЭ 2022 года, который будет учтен в планируемых изменениях. Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года будут традиционно объявлены до 1 сентября», – сообщила Ольга Котова.

По словам заместителя директора ФИПИ, во время ЕГЭ 2023 года не будет учитываться содержание федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые с 1 сентября вводятся в школах.

По сообщению Роспотрбнадзора, в 2022 году школу заканчивают дети, которые с 1-го класса учились по принятым в 2009–2012 годах ФГОСам.

Ранее директор ФИПИ Оксана Решетникова заявила, что ряд изменений в задания для школьников разработано еще в 2021 году. В ЕГЭ 2022 года в каждом предмете были изменены от четырех до шести заданий. По ее словам, говорить о том, сколько предметов и заданий поменяется в 2023 году, пока рано.

ТемаРезультатЗадания1. Количественные параметры информационных объектовНе изученаОтработать2. Значение логического выраженияНе изученаОтработать3. Формальные описания реальных объектов и процессовНе изученаОтработать4. Файловая система организации данныхНе изученаОтработать5. Формульная зависимость в графическом видеНе изученаОтработать6. Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором командНе изученаОтработать7. Кодирование и декодирование информацииНе изученаОтработать8. Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языкеНе изученаОтработать9. Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языкеНе изученаОтработать10. Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языкеНе изученаОтработать11. Анализирование информации, представленной в виде схемНе изученаОтработать12. Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условиюНе изученаОтработать13. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информацииНе изученаОтработать14. Простой линейный алгоритм для формального исполнителяНе изученаОтработать15. Скорость передачи информацииНе изученаОтработать16. Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или спискиНе изученаОтработать17. Информационно-коммуникационные технологииНе изученаОтработать18. Осуществление поиска информации в ИнтернетеНе изученаОтработать

*** КАНАЛ ЮТЬЮБ ***Выберите номер задания ЕГЭ с разбором примеров:Структура заданий ЕГЭ по информатикеС 2021 года структура заданий и начисления баллов:

  • Длительность ЕГЭ по информатике составляет 3 часа 55 минут или 235 минут.
  • Задания выполняются с помощью компьютера. На протяжении всего экзамена будут доступны текстовый редактор, редактор электронных таблиц и системы программирования.
  • На ЕГЭ допустимо использование следующих языков программирования: С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык.
  • На экзамене будет разрешено использование программы Microsoft Windows «Калькулятор», а также графического редактора Microsoft Paint.
  • При проведении ЕГЭ по информатике выдача КИМ на бумажных носителях не планируется.
  • Кроме того, учащемуся будет предоставлен бумажный черновик для решения заданий «на бумаге». Но ответ необходимо внести в систему на компьютере.
  • Задания ЕГЭ по информатике делятся на два типа: с использованием заготовленных на компьютере файлов (для выполнения которых требуется использование специализированного программного обеспечения) и без использования таковых.
  • По уровню сложности: Базовый – 10 заданий (с № 1 по № 10), Повышенный – 13 (с № 11 по № 23), Высокий – 4 (с № 24 по № 27).
  • Максимальный первичный балл за работу – 30.
  • Общее время выполнения работы – 235 мин

Инструкция для участника КЕГЭ по использованию ПО для сдачи экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной формеДата проведения (ГИА) ЕГЭ по информатике в 2023 году (ФИПИ)Досрочный период:
Основной период:
Резерв:
Дополнительный период:Шкала перевода баллов ЕГЭ по информатикеТаблица перевода первичных баллов в тестовые баллы для проведения ЕГЭ:(* таблица является ориентировочной (проект), данные уточняются, шкалы для 2023 года пока нет)Минимальное количество баллов в 2021 г. — 43 балла1 балл начисляется за выполнение заданий 1-24
2 балла начисляется за выполнение заданий 25-27Тренировочные варианты (КИМы)

О новом подходе к формированию комплектов тем итогового сочинения

Выпуск №2 журнала «Педагогические измерения» за 2022 г. освещает вопросы создания специалистами ФИПИ открытого банка заданий по читательской грамотности, вопросы разработки стандарта организации ФГБНУ «ФИПИ» и формирования системы добровольной сертификации образовательных проектов и систем, также раскрывается речеведческий аспект анализа развёрнутых ответов ЕГЭ по предметам нефилологического цикла и другие вопросы

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» занимается исследованиями в области оценки качества образования. Учредителем института является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Основные направления деятельности

  • научно-методическая деятельность в области педагогических измерений
  • создание и совершенствование экзаменационных моделей, их апробация
  • разработка контрольных измерительных материалов
  • анализ результатов процедур оценки учебных достижений
  • научно-методическое обеспечение государственных экзаменов
  • формирование и ведение информационных ресурсов,в том числе банков заданий ЕГЭ и ОГЭ
  • проведение конференций и семинаров по вопросам педагогических измерений
  • организационно-техническое и научно-методическое определение КИМ для проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства на уровне, соответствующем цели получения разрешения на работу или патента, временное проживание, вида на жительство.

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

В соответствии с Указом, Рособрнадзору переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства образования Российской Федерации и функции по контролю и надзору в сфере науки упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Федеральный центр тестирования

ФГБУ «ФЦТ» создан в целях содействия Рособрнадзору в осуществлении его полномочий, в том числе по организации проведения единого государственного экзамена, формированию и ведению информационных ресурсов.

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Единый государственный экзамен

ЕГЭ — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Итоговый экзамен за курс основного общего образования в России.

Версия для печати и копирования в MS Word

Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень, добавить два камня или увеличить количество камней в куче в два раза. При этом нельзя повторять ход, который только что сделал второй игрок.

Например, если в начале игры в куче 3 камня, Петя может первым ходом получить кучу из 4, 5 или 6 камней. Если Петя получил кучу из 5 камней (добавил 2 камня), то следующим ходом Ваня может получить 6 или 10 камней. Получить 7 камней Ваня не может, так как для этого нужно добавить 2 камня, а такой ход только что сделал Петя.

Чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней. Игра завершается, когда количество камней в куче становится не менее 34. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 34 или больше камней. В начальный момент в куче было S камней, 1 ⩽ S ⩽ 33.

Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника.

Укажите такое значение S, при котором Петя не может выиграть за один ход, но при любом ходе Пети Ваня может выиграть своим первым ходом.

Существует несколько таких значений S, при которых у Пети есть выигрышная стратегия, причём Петя не может выиграть первым ходом, но может выиграть своим вторым ходом независимо от того, как будет ходить Ваня. Найдите наименьшее и наибольшее из таких значений S.

В ответе запишите сначала наименьшее, затем наибольшее значение.

Найдите значение S, при котором у Вани есть выигрышная стратегия, позволяющая ему выиграть вторым ходом при любой игре Пети, но у Вани нет стратегии, которая позволяла бы ему гарантированно выиграть первым ходом.

Такое значение S — 16. Своим первым ходом Петя может получить позиции 17, 18 и 32. В первых двух случаях Ваня удваивает количество камней в куче, в третьем случае Ваня добавляет в кучу два камня. Во всех случаях Ваня выигрывает своим первым ходом.

Ответ: 16.

Приведём другое решение на языке Python.

Для контроля ходов игроков заведём переменную m.

Если m = 1, то это действие x + 1

Если m = 2, то это действие x + 2

Если m = 3, то это действие x * 2

Таким образом, можно исключать ходы, которые уже были сделаны, не включая их в возвращаемые значения функции.

def f(x, h, m):

if h == 3 and x >= 34:

elif h == 3 and x < 34:

elif x >= 34 and h < 3:

if h == 2:

if m == 1:

return f(x + 2, h + 1, m) or f(x * 2, h + 1, m)

elif m == 2:

return f(x + 1, h + 1, m) or f(x * 2, h + 1, m)

elif m == 3:

return f(x + 1, h + 1, m) or f(x + 2, h + 1, m)

return f(x + 1, h + 1, 1) and f(x + 2, h + 1, 2) and f(x * 2, h + 1, 3)

for x in range(1, 34):

if f(x, 1, 0) == 1:

print(“Задача 19:”, x)

Стратегия № 4
Подойти к подготовке комплексно

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Выбор стратегии. Сын учился в одном из лучших лицеев города, в профильном математическом классе. С направлением для высшего образования определился в 7 классе: выбрал программирование. Начиная с 7 класса ходил на курсы олимпиадного программирования в наш местный вуз, а потом в частный учебный центр, где преподают бывшие олимпиадники.

У нас в лицее преподавала прекрасная учительница по информатике, во многом успехи сына — это ее заслуга. Она рекомендовала участие в различных олимпиадах, а также выездные лагеря. Сын три раза ездил в Летнюю компьютерную школу и один раз в Иннополис. Кроме того, он два раза был на сменах по программированию в федеральном учебном центре «Сириус» в Сочи. Лагеря очень много дали в плане учебы и мотивации.

Вузы и специальность сын выбирал по советам школьного учителя и преподавателей из «Сириуса», которые предлагали МФТИ, ВШЭ, СПБГУ и ИТМО. Мы с мужем советовали выбрать прикладное программирование, так как там меньше математики и проще учиться, но сын отказался и остановился на специальности «прикладная математика и информатика».

За год до поступления я составила табличку по интересующим сына вузам и специальностям. Проходные баллы были в пределах 298—303. Вместе выписали все олимпиады, которые давали право на БВИ, то есть поступление без экзаменов. До 11 класса особенных успехов в олимпиадах у него не было, до призерства всегда чуть-чуть не хватало. Он очень расстраивался, но не сдавался и продолжал писать. В этом его поддерживали школьный учитель и тренер в учебном центре, огромное им спасибо.

В начале 11 класса мы обсудили стратегию поступления. Сын сразу предложил заниматься только олимпиадами и поступать по БВИ. Так сделали большинство из его одноклассников. Мы с мужем предложили разделить риски и готовиться также к ЕГЭ, так как олимпиады шли не очень успешно. В итоге сын сдавал математику, русский и информатику.

Траты. За три недели в Летней компьютерной школе отдали около 70 000 Р. Иннополис стоил 25 000 Р за две недели, но туда получилось съездить бесплатно: сын с одноклассниками выиграли грант. Поездки в «Сириус» были бесплатными.

В 7—10 классах сын несколько раз ездил с учителем и одноклассниками на финалы олимпиад по программированию в Москву и Казань. Отборы писал удаленно, из дома. Участие в олимпиадах было бесплатным, мы оплачивали только билеты и гостиницу — получалось около 5000 Р за поездку. Во время ковида очные олимпиады отменили, все писал дистанционно.

На репетиторов к ЕГЭ в общей сложности потратили около 80 000 Р — сын занимался математикой и русским языком. Стоимость занятия по математике — 600 Р, по русскому — 1200 Р.

Схема подготовки. Со школьной математикой проблем не было. Взяли репетитора, эксперта ЕГЭ, для уверенности и изучения правильного оформления, занятия проходили в группе. По русскому воспользовались помощью индивидуального репетитора, тоже эксперта ЕГЭ, занимались раз в неделю. К информатике готовились самостоятельно. Параллельно сын изучал программирование, участвовал во всевозможных олимпиадах.

Результаты. В итоге сын стал призером четырех олимпиад, получил БВИ в ИТМО на желаемую специальность, а также в СПбГУ и ВШЭ — но на те специальности, куда не хотел идти. ЕГЭ по русскому и математике написал только на 90 баллов, по информатике — на 100.

Поступил по БВИ на прикладную математику и информатику в ИТМО. Проходной балл составлял более 300 баллов. Из 150 бюджетных мест 148 заняли те, кто поступал по БВИ, многих сын уже знал по лагерям и олимпиадам.

В итоге репетиторы сыну не пригодились, но потраченных денег мы не жалеем, полученные знания останутся с сыном навсегда.

  • Не все дети к 11 классу могут определиться с будущей специальностью. Поэтому советую выбирать информатику и обществознание — это универсальные предметы для ЕГЭ, которые принимают на многие направления.
  • В ЕГЭ есть элемент лотереи. Сын хорошо знает математику, но от волнения неверно прочел условия задачи. Пересдать ЕГЭ можно лишь на следующий год. С олимпиадами проще в том плане, что их много: не вышло с одной — получится с другой. Некоторые вузы принимают результаты олимпиад за 10 класс, так что можно поступить заранее и в 11 классе меньше волноваться. Результаты Всероса действуют три или четыре года.
  • Нужно искать репетиторов с опытом именно в подготовке к ЕГЭ, потому что многое зависит от понимания формата.
  • По моим наблюдениям, при прочих равных более успешны дети, которых поддерживают родители: проявляют интерес к их учебе и дополнительным занятиям, олимпиадам и лагерям. Мы с мужем финансисты и не можем помочь с решением задач по программированию, но всегда поддерживали участие в олимпиадах, волновались вместе с сыном, не жалели денег на профильные лагеря и поездки. После поступления сын поблагодарил нас за поддержку, было очень приятно.

Выбор стратегии. К 9 классу у дочери назрела необходимость выбора будущей профессии, она решила, что хочет учиться на программиста — и только в ИТМО. Поступала в вуз она в 2020 году.

Мы дважды ездили в Петербург на день открытых дверей ИТМО: познакомиться с университетом, его программой, требованиями к абитуриентам. Узнали, что проходной балл на отдельные факультеты составлял 310, и поняли, что нужно основательно подготовиться к ЕГЭ. Дочери надо было сдать три предмета: русский язык, профильную математику и информатику.

Так как стояла задача получить наивысшие баллы по трем предметам, дочь продумала стратегию подготовки по каждому в отдельности — от бесплатных факультативов в школе до онлайн-курсов.

Схема подготовки. Русский язык преподавался в школе на высоком уровне. Учитель еще в начале 11 класса сообщила, что дети сдадут ЕГЭ по русскому более чем на 70 баллов. Знания она дала глубокие, и пробные экзамены дети действительно написали хорошо. Раз в неделю в школе проводился отдельный урок — подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Кроме этого, дочь по рекомендации одноклассницы прошла платный марафон по написанию сочинения. Он состоял из шести уроков по полтора часа и длился две недели. Занимались ученики в группах по 20 человек. Огромный плюс заключался в том, что и на занятиях, и в качестве домашнего задания дети писали сочинения, а преподаватель подробно их анализировал и отвечал на все возникающие вопросы.

К информатике дочь готовилась на курсах при Костромском государственном университете — КГУ. От работников вуза я узнала, что с сентября по май в его стенах проводятся бесплатные курсы. Я лично пообщалась с преподавателем — она была очень внимательна, рассказала про подготовку и посоветовала заниматься два года, чтобы получить лучший результат на экзамене.

Занятия шли в одном из корпусов университета по полтора часа, два раза в неделю, во второй половине дня. Давались домашние задания, которые ребята отправляли в специальный чат на проверку. Это отличная возможность для детей из Костромской и близлежащих областей бесплатно подготовиться к ЕГЭ по информатике.

К математике дочь готовилась усерднее всего. Она сразу сказала, что знаний для высокого балла у нее недостаточно, и мы с мужем ответили: «Все, что от нас зависит, мы сделаем — только скажи, кому заплатить». Учитель математики нам сообщила, что первые 10 заданий экзамена дети напишут, а к остальным нужно готовиться дополнительно.

Весь 11 класс в корпусе КГУ шел курс подготовки к математике, организованный нашей школой, там ученики тренировали задания 11—12. А вот вопрос с заданиями 13—19 пришлось решать самостоятельно: дочь нашла онлайн-курсы подготовки. Выбирала по отзывам знакомых, рейтингу школ и преподавателей. В итоге остановилась на «Фоксфорде».

На курсе все продумано: есть готовый учебный план по всем нужным темам от простых к сложным. Занятия проходили с октября по май — каждое воскресенье по три часа. Я заходила в комнату дочери во время подготовки и наблюдала такую картину: начало урока, преподаватель зачитывает задачу, на доске в левом верхнем углу какой-то рисунок типа окружности и треугольника. Далее спрашивает учеников, как они планируют решить задачу. Ему что-то пишут в чат. Через час вся доска исписана, исчерчена: круги, квадраты, треугольники, линии. Мне было страшно на это смотреть и удивительно осознавать, какая у нас умная дочь, раз она все это понимает.

Онлайн-курсы в целом понравились. Во-первых, это удобно: ты сидишь дома, можешь поесть и попить во время занятия, а потом пересмотреть лекцию, если что-то пропустил. Во-вторых, их легко совмещать с учебой и стоят они меньше, чем репетитор. Но минусы тоже были. Например, дочери не всегда удавалось получить ответы на свои вопросы. А еще на дистанционных занятиях сложно сконцентрироваться.

Траты. Дополнительные уроки подготовки к ЕГЭ по русскому в школе, а также занятия по информатике в КГУ проходили бесплатно. За 10 занятий по математике при университете мы отдали 1500 Р. Марафон по написанию сочинения стоил 1400 Р.

Дороже всего встали занятия по математике от «Фоксфорда». Мне предложили два варианта оплаты: помесячно или единоразово со скидкой. Я выбрала второй и до начала занятий заплатила за весь курс 25 492 Р. На мою электронную почту выслали договор на обучение, лицензию на образовательную деятельность, подтверждение оплаты. На следующий год я заявила налоговый вычет 13%. Мне вернули 3314 Р.

Таким образом, в общей сложности на подготовку к экзаменам мы потратили 25 078 Р.

Результаты. ЕГЭ по русскому дочь сдала на 94 балла, по информатике — на 96 баллов, по математике — на 80. Поступила, как и хотела, в ИТМО на специальность «инфокоммуникационные технологии и системы связи», на бюджет. Как иногородней, ей предоставили место в общежитии. Она получает стипендию и учится с удовольствием.

Стратегия № 2
Записаться на онлайн-курсы

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Выбор стратегии. Когда выбрал предметы для сдачи ЕГЭ и посчитал, сколько будут стоить репетиторы, понял, что это мне не по карману, и решил посмотреть онлайн-школы, которые в то время развивались бурными темпами.

Выбирал просто: оценивал диапазон цен, читал отзывы бывших выпускников, общался с поддержкой и несколько раз смотрел пробные вебинары преподавателя, чтобы понять, как он ведет занятия и понравится ли мне.

Схема подготовки. Подготовка проходила очень интересно и плодотворно, а главное — с хорошим наращиванием знаний и результатов по пробникам. Я отметил следующие плюсы онлайн-курсов:

  • На курсе был грамотный учитель, который знал предмет и мог несложно донести информацию. Еще помогали кураторы — это люди, сдавшие выбранный тобой предмет ЕГЭ более чем на 85 баллов, прошедшие внутренний отбор и готовые помочь тебе разобраться в лекциях и заданиях.
  • Хорошо была выстроена система подготовки. Я смотрел вебинар по определенной теме, конспектировал материал, далее выполнял домашнее задание. Затем отправлял куратору фото конспекта и домашки — чаще всего это была комбинация из теста и письменной части. А он давал обратную связь по ошибкам или просил переделать задания полностью, если я не набирал минимальный порог по баллам.
  • На месяц давалось три «жизни» — они отнимались, например, если не успеваешь в срок сдать домашнее задание. Если до наступления следующего месяца у тебя кончались все «жизни», в первый раз их предлагали купить за 1000 , а в следующий — исключали с курса без права восстановления.
  • Никуда не надо было ездить. Я в любой момент мог включить онлайн-трансляцию или потом посмотреть урок в записи.

Траты. Месяц обучения стоил 2000 Р. Я обучался с сентября 2019 по май 2020 года, и в сумме вышло 36 000 Р за два предмета. Еще взял дополнительные курсы на повторение за 6000 Р. В совокупности на историю и обществознание ушло около 42 000 Р. Кроме того, я три месяца занимался русским, потратил 3000 Р. Профильную математику я не сдавал.

Результаты. Сдал ЕГЭ лучше всех в школе. Набрал 78 баллов по русскому языку, 81 балл по обществознанию и 94 балла по истории — без особых напряжений нервной системы и серьезных денежных вложений. Результатом более чем доволен. Поступил в Москву на бюджет и радуюсь жизни.

Структура ОГЭ в 2022 году

В связи с коронавирусными ограничениями в 2020 и 2021 годах ОГЭ «по выбору» не проводился, но в текущем году Рособрнадзор решительно настроен вернуть стандартный формат аттестации.

Согласно обновленной спецификации госэкзамен будет состоять из двух блоков заданий:

  • Блок 1 из 12 заданий, каждое из которых представляет собой мини-задачу базового уровня сложности «ценой» в 1 балл (задания №11 и 12 выполняются на компьютерах);
  • Блок 2 из 3 заданий, которые проверяют навыки программирования и использования базового программного обеспечения для создания презентаций, электронных таблиц или текстовых документов.

Информатика решу ОГЭ на высокий балл или как хакнуть систему?

Программа ОГЭ охватывает весь курс информатики и не является слишком сложной. В первую часть входят задания на работу с данными, алгоритмами, знание математической логики, систем счисления, принципов работы и поиска в сети Интернет и на ПК. За правильные ответы на все задания можно получить 19 первичных баллов, которые будут переведены в привычную школьную оценку по специальной шкале. Правила шкалирования, носящие рекомендательный характер, разрабатывает Рособрнадзор и документ на 2022 год пока не опубликован. Более того, каждый регион имеет право изменить правила перевода баллов в оценку на свое усмотрение.

Правила шкалирования будут опубликованы в феврале, но уже сейчас можно ориентироваться на следующие пороговые значения:

  • «тройка» — от 5 до 10 баллов;
  • «четверка» — от 11 до 16 баллов;
  • «пятерка» — от 17 до 19 баллов.

Обычно с задачей сдать информатика решу ОГЭ на тройку справляется подавляющее большинство участников — более 99%. Вместе с тем итоговая отметка влияет на оценку в аттестате, а набранный балл учитывается при отборе в профильный класс или СПО. Именно поэтому к подготовке ГИА-9 по информатике не стоит относиться легкомысленно.

Информатика решу ОГЭ — задания с кратким ответом

Следует отметить, что эта часть представляет собой открытые тесты — слово «тесты» часто вводит в заблуждение, поскольку у обывателя оно ассоциируется с вариантами выбора варианта ответа из предложенного списка. Открытое тестирование не предполагает предоставление вариантов ответов, поэтому угадать не получится. Более того, каждый открытый тест — это мини-задачка, которая требует не только теоретических знаний, но и практических навыков.

Иногда задание можно выполнить даже не зная теории, опираясь на логическое мышление. В примере №2 из демоверсии 2022 года требуется расшифровать сообщение, представленное в двоичном коде. Решать его можно двумя способами:

  • определить, какая буква закодирована первой в строке данных (существует только один вариант: буква «О» с кодом 00), а затем поэтапно расшифровать всю последовательность;
  • изучить список букв и подобрать слово, которое их содержит: ОБЛАКО.

В контрольных измерительных материалах ОГЭ будет блок заданий, которые выполняются с использованием одного из базовых языков программирования. Ученикам предоставляется возможность выбора наиболее простого для себя варианта. Задания этого блока предполагают умение читать алгоритмы и знать синтаксис выбранного языка. К примеру, в задании №6 даны варианты одной и той же программы на пяти языках программирования и 9 пар значений, которые вводились при ее запусках. Участнику ОГЭ нужно определить, сколько раз программа напечатала «YES». Такая задача требует следующей последовательности шагов:

  • анализ кода и понимание, что и когда делает программа (печатает «YES», если любое из введенных значений больше 10, и печатает «NO», если оба числа меньше или равны 10);
  • поиск предложенных пар значений, соответствующих варианту, при котором выводится значение «YES»;
  • подсчет количества вариантов «YES».

Решение заданий первой части требует тренировки и понимания специфики ОГЭ. Для этого можно прорешать все линейки тестов из одобренных учебников и банка заданий ФИПИ. При этом следует учитывать, что в банке заданий нет разборов каждого теста — их можно найти в сети, например, на нашем YouTube-канале. Также мы подробно разбираем все задачи на курсах ОГЭ по информатике.

Информатика решу ОГЭ — задания с развернутым ответом

Во второй части представлены три задания с развернутым ответом, причем два из них (№13 и 15) с возможностью выбора одного из двух вариантов условия. Для набора максимального количества баллов в этом блоке необходимо уметь:

  • пользоваться ПК;
  • создавать презентации с опорой на исходное техническое задание;
  • создавать текстовый документ по ТЗ;
  • обрабатывать большие массивы данных в ПО для работы с электронными таблицами;
  • писать программы на универсальном языке программирования.
  • кодификатор — тематического содержание основного государственного экзамена;
  • спецификация — структура и правила проведения ОГЭ;
  • демоверсия — ОБРАЗЕЦ контрольных измерительных материалов.

В демоверсии кроме заданий представлены и критерии оценивания по заданиям с развернутым ответом. Для того, чтобы добиться цели «информатика решу ОГЭ на максимум», изучите примеры заданий и правила выставления баллов, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке работ. Это поможет понять, что должно обязательно присутствовать в итоговом файле, чтобы вы смогли получить максимальный балл.

Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене

Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР

Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Магистр физико-математических наук. Преподавательский стаж более 13 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Выбор стратегии. В свое время в подготовке своих детей сделали ставку не на ЕГЭ, а на профильные олимпиады. Такой способ выбрали по стопам знакомого, который был из очень бедной семьи и понимал, что в случае неудачи с ЕГЭ деньги за его учебу было бы просто некому заплатить. У нас другое материальное положение, и дети сдавали ЕГЭ почти на 10 лет позже, но все равно этот способ понравился.

Олимпиадами начали заниматься еще в начальной школе. Ориентировалась на способности и интересы старшего сына. Например, математику за первый класс он прошел лет в пять: ему это просто было интересно. Олимпиадные задания, даже усложненные задачи «со звездочкой», он всегда решал с удовольствием. Младший пошел уже по отработанному сценарию.

Траты. Расходы были разве что на книги по подготовке к олимпиадам. Мы все вместе приходили в магазин, и сын выбирал, что ему хотелось бы порешать, что было бы интересно. В начале 2000-х годов еще было сложно с доступностью материалов в сети.

На олимпиадные поездки тоже не тратились. В другие города ездил только младший, когда писал ВсОШ, но там все оплачивалось из муниципального бюджета. А так мы живем в городе-миллионнике, вузов достаточно, и многие московские профильные олимпиады проводились в том числе и у нас.

Схема подготовки. Готовились просто: занимались дома, в том числе летом. Ну, и изначально отдали детей в муниципальную гимназию. Там на них обратили внимание, ведь для учебного заведения престижно иметь в своих стенах призеров или победителей олимпиад — это повышает рейтинг. Школа у нас государственная, обучение бесплатное. Но учителя, особенно у старшего, были очень сильные, и им, как я понимаю, было интересно учить детей-олимпиадников. Кажется, они даже премию получают, если ребенок проходит какие-то этапы ВсОШ, поэтому на некоторые олимпиады детей направляла сама школа. Моей же задачей было отслеживать нужные олимпиады и вовремя напоминать сыновьям, чтобы они их банально не пропустили.

Когда дети проходили городской этап, очень часто муниципалитет устраивал уже собственную подготовку: так младший сын три раза попадал на профильные смены в физические и математические лагеря, где с ним дополнительно занимались преподаватели вузов. Это было бесплатно, за счет города и в учебное время. Упор делался на олимпиадный предмет, а остальные школьные дисциплины шли факультативами. Обычно с утра проходили три профильные пары, а после обеда — две общие. Вечером организовывали развлекательные программы, в выходные — экскурсии. Сыну нравилось. Сейчас он учится в вузе с ребятами, которых знает с тех времен.

Начиная с 7 класса, если не ошибаюсь, дети становились призерами города, а с 9 класса — и области. Кроме всероссийских олимпиад занимались и перечневыми. Преимущество перечневых олимпиад в том, что их много и с определенной подготовкой стать призером хотя бы третьего уровня несложно. Ну и большой плюс олимпиад в целом — это общение с заинтересованными сверстниками.

Результаты. Стратегия окупилась на 100%. Как минимум она сэкономила нам нервы и деньги, так как мы с мужем заранее знали, что дети поступят без вступительных испытаний. Сыновья сдали ЕГЭ по профильной математике более чем на 80 баллов без подготовки и репетиторов — это тоже о многом говорит. Чтобы подтвердить перечневую олимпиаду, необходимо было набрать минимум 75 баллов, что они и сделали.

Стратегия № 1
Готовиться самостоятельно

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Я сдавал три предмета: русский язык, информатику и математику — базовый и профильный уровни.

По моему мнению, программа по русскому языку в 10—11 классе похожа на программу предыдущих классов. Единый экзамен по информатике тоже не сильно отличается от ОГЭ, разве что заданий больше и они более содержательные. ЕГЭ по математике базового уровня, на мой взгляд, очень похож на ГИА, только с добавлением некоторых заданий по темам 10—11 класса. А вот с профильным уровнем, конечно, все иначе.

Схема подготовки. К русскому языку и информатике нас готовили в школе. Конечно, дома я тоже самостоятельно занимался, решал варианты. Сборники не покупал: учителя сами доставали откуда-то тесты и просто давали нам.

По большому счету, усиленно я готовился только к экзамену по математике профильного уровня. В основном пользовался порталом «Решу ЕГЭ» и сайтом Александра Ларина. На «Решу ЕГЭ» можно самостоятельно выбрать задания по конкретным темам, а Ларин составляет очень хорошие сложные варианты.

Еще смотрел ролики по подготовке на «Ютубе». Могу посоветовать каналы Бориса Трушина и Евгения Пифагора — отличные математики, объясняют все понятно и без воды. Есть еще канал «Мектеп Online Математика», где замечательный преподаватель Эльмира Ренатовна Рафикова хорошо объясняет школьные темы.

Подготовка проходила примерно так: я брал вариант, прорешивал и сверял с ответами. Если обнаруживал ошибку, анализировал, с чем она связана. Если просто с невнимательностью, то решал задание заново, а если это было что-то содержательное, то перечитывал нужную тему в учебнике или смотрел что-то на «Ютубе».

Конечно, рано или поздно такой подход надоедал. В этом случае я выбирал на «Решу ЕГЭ» какой-то тип заданий, с которыми у меня были проблемы, и просто решал эти задачи подряд. А потом снова переходил на варианты или брался за подготовку к другому экзамену. Очевидно, в 10 классе всех тем не знаешь, поэтому до 11 класса я решал только половину заданий в ЕГЭ профильного уровня.

Мотивация у меня была одна — сдать этот экзамен. Я знал, что списать на нем невозможно, да и вообще это нечестно. Рассчитывать можно только на свои силы и знания. Конечно, иногда было желание все бросить и просто отдохнуть месяц-другой. Но я понимал, что хорошо написать экзамен важно мне самому. Я не старался ради родителей или школьных учителей. Я старался для себя.

Но должен честно сказать, что в летние каникулы после 10 класса дал себе два месяца отдохнуть. Я просто устал и понимал, что если продолжу в том же духе, уровень знаний лучше уж точно не станет. При подготовке главное — не перегружать себя.

К слову, о переутомлении. В один год со мной сдавал ЕГЭ мой знакомый. Он настолько усердно готовился к экзамену по химии в течение года, что переутомление застало его на самом экзамене: он просто упал там в обморок и сдавал уже в резервный день.

Траты. К помощи репетиторов я не обращался — соответственно, этой статьи расходов нет. Максимум, за что я платил, — это домашний интернет, бумага, картриджи, ручки и карандаши.

Сборники для подготовки не покупал, а просто скачивал в интернете. До сих пор не люблю эти сборники — и сейчас, когда сам стал репетитором, при подготовке своих учеников к экзаменам их не использую. В течение учебного года задания в экзамене могут поменяться, какие-то могут просто убрать, а в задачниках они остаются.

Результаты. Моя стратегия подготовки окупилась только тем, что родители не тратились на репетиторов. Это было и основным плюсом. Но я все равно не попал на бюджет, пришлось платить за обучение. Да и вуз я потом бросил: понял, что программирование, на которое я поступил, — это не мое.

После отчисления поступил на дистанционную заочку в московский вуз по направлению «гражданское право». Тут мне тоже приходится самостоятельно организовывать свое обучение. Благо опыт уже есть. Из минусов можно отметить только то, что нужно постоянно самому себя контролировать, давать пинка, не принимать от себя отмазки. Бороться с ленью — это очень тяжело.

В целом результатом самостоятельной подготовки я доволен: научился анализировать различные источники информации, не давать себе лениться. Это хороший опыт, который пригождается мне и сейчас. Конечно, самостоятельная подготовка требует кроме мотивации еще и организованности. К сожалению, по моему преподавательскому опыту, организовать себя могут не все. Для этой цели и нанимают репетитора: он знает, что и как нужно делать. Но без стараний ученика траты на репетитора — это деньги на ветер.

Я решу, сдавать ли ЕГЭ по информатике, если не пройду ГИА

Выбор стратегии. Фактически у меня был выбор без выбора. Моя семья совсем не богатая, и я понимала, что деньги на репетиторов мне давать не смогут. Тем более родители не смогли бы тянуть бремя оплаты вуза. Моим единственным шансом получить хорошее образование стала самоподготовка и успешная сдача экзаменов.

Учителя были в курсе финансовой ситуации моей семьи, поэтому сразу посоветовали сайт «Решу ЕГЭ», где я и занималась решением задач. Я готовилась к профильной математике, русскому языку, биологии и химии. Бонусом взяла географию, потому что в год моей сдачи этот предмет сдавали самым первым и мне было интересно посмотреть, как проходит сдача экзамена, как все организовано.

Схема подготовки. Поскольку все зависело только от меня, я решила, что должна ответственно подойти к вопросу подготовки. С конца сентября занималась каждый день. В будни делала части А и В, в выходные сидела над частью С. Еще решала задачки на неинтересных мне уроках: физкультуре, ОБЖ, обществознании. Первые части давались мне легко, а вот с последней были трудности.

Много материалов можно было найти на «Ютубе». Мне действительно помогали подробные видеоразборы заданий и оформления решений. Если оставались вопросы, я спокойно подходила к учителям на переменах. Они мне все объясняли.

Я не заметила каких-либо минусов в самостоятельной подготовке. Единственное, в мае уже было трудно сидеть над тетрадками, потому что хотелось гулять с друзьями.

Траты. За время подготовки покупала только пособия для дополнительных занятий после уроков. Потратила не больше 1000 Р.

Результаты. В итоге я получила на экзаменах следующие баллы: профильная математика — 86, русский язык — 92, биология — 94, химия — 89, география — 81. Для меня этот результат оказался достойным: в школе я была троечницей. Я собиралась поступать не в самый топовый вуз — на агронома в РГАУ МСХА им. Тимирязева. Но в итоге баллов хватило на РУДН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector