Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж “СИНЕРГИЯ

Мечтаете продолжить обучение в профильном классе и твердо решили сдавать ОГЭ по физике в 2022 году – мы расскажем, какие изменения ожидают 9-классников в новом сезоне ГИА и какой должна быть эффективная подготовка к экзамену.

Для сдачи итоговой государственной аттестации необходимо глубоко понимать физические процессы и законы, чтобы применить все знания на практике. Подготовка к ГИА физика требует максимальной вовлеченности в процесс. Придется повторить весь материал за 2 г. , овладеть понятийным аппаратом и принципами действия технических устройств, научиться проводить измерения и опыты, решать расчетные и качественные задачи.

Запишись на курсы подготовки

Курсы подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по предметам. Проводятся преподавателями-экспертами по актуальным материалам и вариантам от ФИПИ

Преамбула: В 2011 сдавал я экзамен ГИА по физике. Выбрал ее т. собирался поступать в колледж на специальность программное-обеспечение. Предмет знал не слишком хорошо, но интерес (на тот момент) к программированию был велик. Учительница перед экзаменом раздала нам ответы, там было все кроме одного варианта. Амбула: Угадайте, какой вариант достался мне?В общем наскреб я несколько ответов, но чувствовал что этого катастрофически мало. Единственный шанс для меня оставался один мой одноклассник-отличник. Было три ряда парт и на каждой первой инструменты для лабораторных. Мой вариант был как раз спереди моего одноклассника. Накатал записку с просьбой, проходя мимо кинул ему и принялся за имитацию бурной деятельности у станка. На сколько помню у меня даже что-то выходило, но от волнения стало уже совсем не до экспериментов. И вот наконец я получил сигнал, мол ответы скинуты в капюшон. Огромное спасибо однокласснику, за его помощь, запомнил на всю жизнь. Отпросился в туалет, что бы посмотреть ответы, но когда вернулся ессесно все забыл. Вернулся на место и принялся в лучших традициях Штирлица не палясь переписывать ответы. К концу экзамена, листок лежал почти в открытую и то ли учителям было пофигу, то ли не видили в упор, хотя сидел довольно близко. Собственно самое занимательное здесь, что мне крупно повезло. Из моего класса физику сдавали только 2е. И сел мой одноклассник как нельзя лучше с моим же вариантом. Да, мой косяк, что готовиться нужно было лучше, но там примеры что нам давали, нехило отличались от тех что были на экзамене. К слову остальные экзамены я сдал сам 🙂 Удачи во всем и учите предмет!

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Новостной редактор, редактор канала «Просвещение»

В России увеличили количество дней для сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ) по трем самым массовым предметам.

Об этом говорится в приказе Рособрнадзора и Минпросвещения, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

Речь идет о русском языке, математике и обществознании. Ранее для прохождения этих предметов отводился лишь один день: 24 мая выпускники должны были писать математику, 27 мая — обществознание и 15 июня — русский язык.

В соответствии с новым документом, новое расписание будет таким:

• математика — 23 мая (понедельник), 24 мая (вторник);
  • обществознание — 27 мая (пятница), 28 мая (суббота);
  • русский язык — 7 июня (вторник), 8 июня (среда);
  • иностранные языки — 19 мая (четверг), 20 мая (пятница);
  • история, физика, биология, химия — 1 июня (среда);
  • биология, информатика, география, химия — 15 июня (среда);
  • литература, физика, информатика, география — 22 июня (среда).

Резервные дни для сдачи Основного госэкзамена по всем предметам выделены с 4 июля по 9 июля.

По традиции, для прохождения ОГЭ назначается три периода: досрочный — с 21 апреля по 17 мая, основной — с конца мая по июль и дополнительный — в сентябре.

• Минпросвещения разработало проект о ГИА на фоне «недружественных действий» других стран
  • Стало известно, как девятиклассники справились с итоговым собеседованием

Алена Ковалева

С «Экстернатом и домашней школой Фоксфорда» можно успешно подготовиться к промежуточным и итоговым аттестациям по физике. Занятия ведут преподаватели МФТИ, МГУ И ВШЭ, авторы олимпиадных задач, эксперты ОГЭ и ЕГЭ. С ними вы не только поймёте физику, но и полюбите её. Подготовиться к итоговой аттестации можно на специальных курсах. А для желающих углубить свои знания по физике есть физико-математический образовательный маршрут.

В «Домашней онлайн-школе Фоксфорда» вас ждёт системная фундаментальная подготовка, а для быстрого повторения пройденного материала и самостоятельной подготовки к аттестации по физике воспользуйтесь нашими советами.

Что нужно знать и уметь к промежуточной аттестации по физике

• Понятия: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.
  • Физические величины: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
  • Знать физические законы Паскаля, Архимеда, механической энергии.
  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию.
  • Представлять результаты измерений и выявлять эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.
  • Решать задачи.

Способы подготовки к аттестации по физике в 7 классе

Физика — это практическая наука. Интересные физические эксперименты с подробными теоретическими объяснениями можно посмотреть на Youtube-канале GetAClass. На канале уже есть опыты почти по всем темам школьной программы, но новые видео выходят каждую неделю.

Перед аттестацией по физике в 7 классе будет полезно потренироваться в решении задач. Помочь в этом может настольная игра «Озадачник. Физика». В ней 45 карточек с заданиями, вариантами ответов, подробными объяснениями решения и наглядными иллюстрациями. Игра поможет повторить физику, подготовиться к аттестации и разовьёт скорость мышления.

На 1 июня и 22 июня 2022 года в России запланированы ОГЭ по физике, и многие подростки из 9 классов уже пытаются «подстелить соломки» — ищут в интернете решенные тесты, их варианты, правильные решения к ним.

ОГЭ по физике ученики считают одним из наиболее сложных в 2022 году. Неудивительно, что они переживают по поводу сдачи тестов, решения задач. Некоторые школьники в 2022 году накануне ОГЭ активно готовятся к испытаниям — решают варианты, задачи по предмету. Другие ученики 9 классов ищут легкий путь — в интернете подписываются на чат-боты, комьюнити в соцсетях, обещающие «слив» решений и ответов на задания, которые якобы точно будут включены в основной государственный экзамен в 2022 году.

Сайты и группы в соцсетях в 2022 году предлагаю школьникам как платную «помощь», так и бесплатную. В некоторых онлайн-сообществах учащихся 9 классов призывают переводить деньги на номера для открытия доступа к выполненным решениям, вариантам к ОГЭ по физике. Ученики, которые всерьез верят таким обещаниям, рискуют оказаться жертвами мошенников: деньги они переведут, однако взамен не получат ни ответов, ни информации о вариантах, которые будут на ОГЭ в 2022 году.

В Роспотребнадзоре предупреждают: все обещания предоставить доступ к решениям тестов и ответам ОГЭ в 2022 году — ложь и попытки мошенников заработать на волнующихся перед испытаниями учениках 9 классов.

Информация, имеющая отношение к таким серьезным тестам, как ОГЭ для 9 классов или ЕГЭ для 11 классов, вплоть до даты начала проверки засекречена. Реальные экзаменационные материалы: ответы, варианты, решения — все находится под серьезной защитой, которая предполагает множество уровней. Накануне дня, на который назначен единый или основной государственный экзамен, она передается в виде шифра в определенную область. Причем, куда именно — не имеют представления даже методисты, занимающиеся составлением задач, реальных вариантов тестов для 9 классов.

Верить обещаниям мошенников и надеяться на получение готовых решений ОГЭ для 9 классов по физике в 2022 году — это риск лишиться денег, а самое главное — потерять время, столь необходимое на хорошую подготовку к тестам. Так что ученикам 9 класса можно посоветовать углубиться в решение задач по предмету, а не надеяться ни на русский авось, ни тем более на сомнительные, откровенно мошеннические схемы получения ответов.

балл, 4 девятиклассника (30,8%) дали ответ без объяснения протекающих процессов и

Задания 24 и 25 – это расчетные задачи высокого уровня, к которым необходимо дать

развернутый ответ. Они направлены на проверку умения использовать понятия и законы

физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать расчетные

задачи по какой-либо из тем школьного курса физики, умение использовать законы физики в

измененной или новой ситуации при решении задач. Задание оценивается в 3 балла.

Результаты показали, что 12 (92,3%) и 10 (76,9%) учащихся не справились с заданиями 25, 26

соответственно или вообще к ним не приступали, 1 (7,6%) и 1 (7,6%) учащийся справились с

заданиями 24 и 25 соответственно и получили максимальный балл. Остальные учащиеся при

решении задач допускали ошибки разного характера, в том числе и математические

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов экзаменационной работы по физике показал средний уровень

года. Показатель успеваемости 92,3%, а качество знаний 30,8% Результаты ОГЭ этого года

свидетельствуют о том, что учителю физики необходимо:

Совместно с учителями математики обратить особое внимание на математический

Продолжить работу школьников с текстами физического содержания. Ученик должен

научиться не только ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный

смысл, но и делать выводы из сформулированных посылок.

Обратить внимание на «качественные вопросы», в которых проверяется понимание

экзаменующимися сути различных явлений. Они являются «камнем преткновения»

как для слабых учеников, так и для сильных учащихся, а их удельный вес в КИМах

год от года растет. Необходимо научить школьников узнавать явление, т. определять

его название по описанию физического процесса; условий протекания различных

опытов, иллюстрирующих те или иные явления; примеры проявления различных

явлений в природе и повседневной жизни и применение их в технике.

Более широко использовать практико-ориентированные задания.

Проводить работу с различными типами заданий (с выбором ответа, с кратким

ответом и с развёрнутым ответом).

Настроить школьников на самое внимательное прочтение задания (часто они не

дочитывают задание, не замечают отрицательных частиц «не», не обращают внимания

на единицы физических величин на осях графиков).

Отработать умения и навыки при выполнении лабораторных работ.

ДатаОГЭ
Основной этап
19 мая (чт)иностранные языки
20 мая (пт)иностранные языки
23 мая (пн)математика
27 мая (пт)обществознание
1 июня (ср)история, физика, биология, химия
7 июня (вт)русский язык
15 июня (ср)биология, информатика и ИКТ, география, химия
22 июня (ср)литература, физика, информатика и ИКТ, география

4 июля (пн)резерв: по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики)
5 июля (вт)резерв: русский язык
6 июля (ср)резерв: по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики)
7 июля (чт)резерв: математика
8 июля (пт)резерв: по всем учебным предметам
9 июля (сб)резерв: по всем учебным предметам

С 2016 года выпускники девятых классов должны сдавать четыре экзамена формата ОГЭ, два из которых обязательные, а два по выбору.

На нашем сайте представлены около тысячи заданий для подготовки к ОГЭ по физике в 2022 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

Работа состоит из 25 заданий, из них: с кратким ответом — 18; заданий с развёрнутым ответом — 7. Заданий базового уровня сложности 15, повышенного — 7, высокого — 3. Работа рассчитана на 180 минут.

Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.

Предметный результатУровень сложности заданияМаксимальный балл за выполнение заданияПримерное время выполнения задания (мин. )

Задание 1. Правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения Б22

Задание 2. Различать словесную формулировку и математическое выражение закона, формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами Б12

Задание 3. Распознавать проявление изученных физических явлений, выделяя их существенные свойства/признаки Б12

Задание 4. Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления Б28

Задание 5. Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул Б14

Задание 6. Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул Б14

Задание 7. Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул Б14

Задание 8. Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул Б14

Задание 9. Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул Б14

Задание 10. Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул Б14

Задание 11. Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов Б25

Задание 12. Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов Б25

Задание 13. Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы: (анализ графиков, таблиц и схем) П25

Задание 14. Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы: (анализ графиков, таблиц и схем) П25

Задание 15. Проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений Б12

Задание 16. Анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания: делать выводы на основе описания исследования, интерпретировать результаты наблюдений и опытов П25

Задание 17. Проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами, проверку закономерностей (экспериментальное задание на реальном оборудовании) В330

Задание 18. Различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств / Приводить примеры вклада российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий Б23

Задание 19. Интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую Б26

Задание 20. Применять информацию из текста при решении учебно- познавательных и учебно- практических задач П210

Задание 21. Объяснять физические процессы и свойства телП28

Задание 22. Объяснять физические процессы и свойства телП28
Задание 23. Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величиныП310

Задание 24. Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача) В320

Задание 25. Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача) В320

ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК

Отметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»Общий балл0–1011–2223–3435–45

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На экзамене по физике разрешено применение линейки для построения графиков, оптических и электрических схем; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступ к сетям передачи данных (в том числе к сети Интернет); лабораторное оборудование для выполнения экспериментального задания по проведению измерения физических величин. Источник.

Авторы задач для подготовки к ОГЭ:
Е. Камзеева,
М. Демидова; использованы экзаменационные материалы ОГЭ.

Утверждённое расписание ОГЭ на 2022 год.

Решение относительно возможности проведения двухдневного этапа экзаменов по русскому языку, математике и обществознанию каждый регион принимает самостоятельно, в зависимости от организационных ресурсов.

19 мая (четверг) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);

20 мая (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);

23 мая (понедельник) – математика;

24 мая (вторник) – математика;

27 мая (пятница) – обществознание;

28 мая (суббота) – обществознание;

1 июня (среда) – история, физика, биология, химия;

7 июня (вторник) – русский язык;

8 июня (среда) – русский язык;

15 июня (среда) – биология, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), география, химия;

22 июня (среда) – литература, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), география;

4 июля (понедельник) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);5 июля (вторник) – русский язык;6 июля (среда) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);7 июля (четверг) – математика;8 июля (пятница) – по всем учебным предметам;9 июля (суббота) – по всем учебным предметам;

21 апреля (четверг) – математика;25 апреля (понедельник) – русский язык;28 апреля (четверг) – информатика, обществознание, химия, литература;4 мая (среда) – история, биология, физика, география, иностранные языки;

11 мая (среда) – математика;12 мая (четверг) – история, биология, физика, география, иностранные языки;13 мая (пятница) – информатика, обществознание, химия, литература;16 мая (понедельник) – русский язык;17 мая (вторник) – по всем учебным предметам;

5 сентября (понедельник) – математика;8 сентября (четверг) – русский язык;12 сентября (понедельник) – история, биология, физика, география;15 сентября (четверг) – обществознание, химия, информатика, литература, иностранные языки.

20 сентября (вторник) – математика;21 сентября (среда) – русский язык;22 сентября (четверг) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);23 сентября (пятница) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);24 сентября (суббота) – по всем учебным предметам;

ОГЭ по всем учебным предметам начинается в 10. 00 по местному времени.

Продолжительность ОГЭ по математике, русскому языку, литературе составляет 3 часа 55 минут (235 минут); по физике, обществознанию, истории, биологии, химии – 3 часа (180 минут); по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), географии – 2 часа 30 минут (150 минут); иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (кроме раздела «Говорение») – 2 часа (120 минут); по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (раздел «Говорение») – 15 минут;

Допускается использование участником экзаменов следующих средств:

10 класс

• Понятия по темам: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика.
  • Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии; основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева — Клайперона, I и II закон термодинамики; закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
  • Пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.
  • Использовать кристаллы в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.
  • Пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

Способы подготовки к аттестации по физике в 10 классе

Самое главное для подготовки к аттестации по физике в 10 классе — научиться решать задачи разной сложности. Практикуйтесь, старайтесь искать разные подходы к заданиям, использовать несколько формул для достижения одного результата. Помочь может учебник Николая Савченко «Задачи по физике с анализом их решения». В нём представлены задачи по всем разделам, а также основные законы и формулы для их решения.

Участвуйте в олимпиадах. Там, как правило, нестандартные задачи, направленные не только на углублённое знание предмета, но и на творческое мышление. Если вы будете регулярно решать такие задания, то никакая промежуточная аттестация по физике будет вам не страшна.

Оценивание

Выполнив правильно все 25 заданий КИМа 2022 года участники ОГЭ по физике могут набрать максимум 45 баллов. При этом оценивание отдельных заданий будет следующим.

Максимальный баллЗадания
12, 3, 5–10 и 15
21, 4, 11–14, 16, 18–22
317, 23–25

После завершения проверки работы все баллы, набранные выпускником, суммируют и переводят в 5-бальную систему по шкале, рекомендованной ФИПИ:

Обратите внимание, что для поступления в профильный класс в 2022 году потребуется набрать минимум 30 первичных баллов, а значит сдать экзамен по физике на «твердую четверку»

Резервные даты сдачи ОГЭ по физике 4, 6, 8, 9 июля и с 22 по 24 сентября 2022 года

Для учащихся 9 классов предусмотрены специальные резервные дни, в которые они могут сдать ОГЭ по физике дополнительно. В 2022 году это 4, 6, 8, 9 июля, а также 22, 23, 24 сентября — в эти дни сдаются все предметы, кроме русского языка и математики.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Структура КИМа

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 25 заданий, среди которых 15 – базового уровня сложности, 7 – повышенного и 3 – высокого. По типу ответа задания можно разделить на такие группы:

Тип заданийКоличество
С кратким ответом (цифра)2
С кратким ответом (число)6
Соответствие и множественный выбор (краткий ответ)10
Развернутый ответ7

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Каждый вариант содержит пять групп заданий, направленных на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса физики.

№Проверяемые уменияКоличество
1Владение понятийным аппаратом14
2Методологические умения3
3Понимание принципов действия технических устройств, вклада учёных в развитии науки1
4Работа с текстом физического содержания2
5Решение расчётных и качественных задач5

В ОГЭ 2022 года по физике контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики:

Раздел физикиКоличество
Механические явления9-14
Тепловые явления4-10
Электромагнитные явления7-14
Квантовые явления1-4

Экспериментальное задание №17 ОГЭ по физике 2022 года проверяет:

Умение проводить косвенные измерения физических величин:

• плотности вещества;
  • силы Архимеда;
  • коэффициента трения скольжения;
  • жёсткости пружины;
  • момента силы, действующего на рычаг;
  • работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного или неподвижного блока;
  • работы силы трения;
  • оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы;
  • электрического сопротивления резистора;
  • работы и мощности тока;

Умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:

• о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
  • о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности;
  • о зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела;
  • о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;
  • о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

Задачи разного типа и уровня сложности

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

В данном случае важно обратить внимание на ключевой момент в условии — слова «между столом и книгой». Правильный ответ на задачу — 2. В остальных случаях на рисунке изображены силы, действующие либо только на книгу, либо только на стол, либо на книгу и стол вместе, но не между ними.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Ответ: его просят выразить в граммах, поэтому 200 граммов.

На что обратить внимание‍

— Внимательно читайте условие— Записывайте все цифры так, как указано в справочных материалах— Всегда переводите все величины в систему СИ (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин)— Записывайте не только цифру, но и обозначение физической величины

Задача с развернутым ответом — 25

Ответ: 25 метров

— Обязательно записывайте краткое условие — что вам дано— Внесите в «дано» все величины. Даже те, которые не упомянуты в задаче, но которые вы будете использовать— Все величины должны быть в одних единицах измерения (СИ)— Объясняйте введение всех новых величин— Рисунки и схемы должны быть понятными и отражать условие задачи— Расписывайте каждое ваше действие— Всегда пишите слово «ответ»

Чтобы получить 3 балла за задачу 25, необходимо верно записать краткое условие задачи, привести уравнения и формулы, необходимые и достаточные для решения задачи, правильно выполнить все математические преобразования и расчёты и указать верный ответ.

• Ошиблись в записи краткого условия задачи‍
  • Неправильно перевели единицы в СИ‍
  • Привели только решение без расчётов‍
  • Неправильно выполнили математические преобразования или ошиблись в вычислениях‍
  • Записали не все формулы, необходимые и достаточные для решения задачи‍
  • Привели все формулы, но в одной из них допустили ошибку

Темы, которые будут на экзамене, и подробный разбор ключевых задач от Имрана Алескерова, преподавателя по физике в “Фоксфорде”

Система оценивания ГИА

Оценивание предполагает выставление первичных баллов. Их количество зависит от сложности упражнения.

Балл Задание 12, 3, 5–10, 15 (при правильном указании цифры, последовательности или числа в чистовике; если в конце указано единица измерения – ответ не будет засчитан)1-2 1, 4, 11–14, 16, 18 и 19 (если указаны 2 верных варианта – 2 балла, если 1 – 1)317, 23–25

Экзаменационные билеты проверяются и оцениваются двумя независимыми экспертами. В случае существенных расхождений в баллах, назначается третья контрольная экспертиза.

Первичные баллы за государственную аттестацию переводятся в 5-балльную систему по схеме:

ОГЭ по физике требует серьезной и основательной подготовки. Сдать экзамен можно при самостоятельном изучении или совместной работе с преподавателем. При желании для систематизации знаний можно обратиться за помощью к репетиторам или онлайн-школам.

Москва, Ленинградский пр-т. 80, корп. Г (м. Сокол)Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09. 00−20. 00;Сб — Вс: 10. 00−17.

Адреса поступления

Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр. , д. 80Г, м. Сокол

Время работы

Пн-пт: 09. 00-20. 00Сб-Вс: 10. 00-17

Эксперт в теме «ГИА»

Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет информационных технологий

разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов, и их оперативной корректировке.

План подготовки

Готовиться к аттестации необходимо последовательно и структурировано. Пошаговый план действий:

• Оценка текущих знаний. Для определения уровня подготовки необходимо решить демонстрационный билет. Его можно найти на сайте ФИПИ. В конце бланка есть ответы, поэтому ученик сможет самостоятельно определить свой уровень и проанализировать ошибки.
  • Изучение кодификатора ФИПИ. Документ, содержащий полные требования к знаниям для успешной сдачи экзамены. Экзаменуемый сможет ознакомиться с темами, формулами и терминами.
  • Составление графика занятий. Необходимо определиться с количеством уроков в неделю и написать темы для изучения. Сделать расписание можно в Google календаре или на платформе My Study Life.
  • Выполнение практических. Для закрепления теоретических знаний нужно применять их на практике. Для этого можно взять учебники, либо проходить тесты на ФИПИ. Переходить к следующей теме необходимо после полного освоения предыдущей. Такая пошаговая подготовка к аттестации поможет изучить все аспекты предмета и структурировать информацию.

Как готовиться
и на что обращать внимание

Уроков физики в девятом классе обычно
недостаточно для того, что сдать ОГЭ на отличную оценку. Но дело не в том,
что учителя плохо преподают, а в том, что ребята невнимательно слушают и почти
не занимаются дома. Хотя на самом деле, ОГЭ — это обычная проверка знаний
средней школы, и любой может сдать его на хорошую оценку. Достаточно
разобраться во всех темах, прорешать варианты и отработать нужные форматы заданий.

Что
касается тем, то весь экзамен можно условно поделить на четыре блока:

— механические явления— тепловые явления— электромагнитные явления— квантовые явления

Все они могут встретиться и в простых задачках в
одно действие, и в заданиях на анализ разных таблиц, и в серьёзных задачах
второй части, и даже в эксперименте. Это, кстати, одно из самых «дорогих» заданий — за него дадут три балла. Так высоко его оценивают, потому что здесь нужно уметь собирать установку и проводить измерения физических величин: например, плотности вещества, жёсткости пружины,
периода и частоты колебаний математического маятника. А ещё нужно
правильно представить результаты опыта в виде таблиц, графиков или рисунков и сделать
выводы на основании полученных данных. В общем, сложно. Особенно для тех, кто в
школе такие лабораторные работы не проводил.

— Физические понятия. Физические величины, их
единицы и приборы для измерения. — Механическое движение. Равномерное и
равноускоренное движение. Свободное падение. Движение по окружности. Механические колебания и волны. — Законы Ньютона. Силы в природе. — Закон сохранения импульса. Закон сохранения
энергии. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. — Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества. — Физические явления и законы в механике. — Электризация тел. — Постоянный ток. — Магнитное поле. Электромагнитная индукция. — Электромагнитные колебания и волны. Элементы
оптики. — Физические явления и законы в электродинамике. — Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав
атомного ядра. Ядерные реакции.

Ознакомившись с теорией, возьмите «Сборник задач по физике
для 7–9 класса» Лукашика — вместе с ним можно прорешать по всем
этим темам задачи. Это послужит хорошей тренировкой перед тем, как вы
приступите уже к конкретным сборникам ОГЭ. Обязательно обращайте внимание на обе
части, не откладывайте на потом сложные задания №23–26. Именно в них сконцентрированы
более сложные связанные с электромагнитным полем, геометрической оптикой, ядерной
физикой.

8 класс

• Понятия и физические величины по темам: тепловые, электрические и световые явления, изменение состояния вещества, магнитное поле.
  • Описывать и объяснять изученные физические явления.
  • Решать задачи на применение изученных физических законов.
  • Знать применение физики в практической деятельности.

Способы подготовки к аттестации по физике в 8 классе

Чтобы лучше понять различные физические явления, визуализируйте их. Можно посмотреть на настоящие опыты, а можно самому провести эксперимент в приложении Algodoo. В нём с помощью интерактивных инструментов и мультяшной анимации вы изучите явления трения, преломления, притяжения и гравитации.

Ещё один способ лучше представить себе физику — смотреть научно-популярные фильмы. В них сложные вещи объясняют просто и увлекательно, с завораживающими спецэффектами. В фильмах можно узнать, как открывали физические явления, как они связаны друг с другом и как применяются в жизни. Этими знаниями вы сможете блеснуть на аттестации по физике в 8 классе. Для начала советуем посмотреть «Человеческую Вселенную» и «Академию занимательных наук».

Структура экзамена по физике

Экзаменационный билет состоит из 25 вопросов и делится на две части. Внесение изменений в структуру на 2022 г. не предусмотрено. В экзамен входит 4 раздела физики: механические, квантовые, электромагнитные и тепловые явления.

Первая часть содержит 19 вопросов. Решения вносятся в бланк №1 в виде цифр, их последовательности, целого числа или конечной десятичной дроби. Единицы измерения не указываются.

Вторая часть включает в себя 6 вопросов с развернутым ответом. Задания №20-22 требуют обосновать физические эксперименты или процессы; №23-25 проверяют умение решать задачи; №17 представляет собой лабораторную работу. Результаты вносятся в бланк №2.

На выполнение отводится 3 часа. Допускается использование непрограммируемого калькулятора и линейки.

Сдача ГИА по физике намечена на 1 июня, но может измениться, в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране.

Секреты подготовки

Прежде чем начать подготовку к ОГЭ по физике, рекомендуем узнать, какими вспомогательными материалами можно будет пользоваться на экзамене, а что будет запрещено.

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ 2022 года по физике, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. Участникам экзамена разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором (для каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg), а также классической линейкой.

В каждом КИМе 2022 года для ОГЭ по физике в помощь экзаменуемым приведены таблицы:

• десятичных приставок;
  • основных констант;
  • плотности и удельной теплоемкости;
  • температуры плавления;
  • удельного электрического сопротивления.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

На выполнение всей работы отводится 180 минут. Примерное рекомендуемое время на выполнение заданий:

• с кратким ответом – от 3 до 5 минут;
  • с развёрнутым ответом – от 10 до 20 минут.

При подготовке к ОГЭ физика, особенно к первой части, рекомендуем потренировать задания на множественный выбор и выявление соответствия между группами элементов. Такие упражнения можно найти в сборниках заданий к госэкзамену, в банке заданий на сайте ФИПИ и других источниках.

В заданиях второй части потребуется не только практика, но и «экспертная» помощь в решении похожих задач. Это может быть пояснение хода рассуждений на авторитетных интернет-сайтах (например, на нашем Youtube-канале) или в актуальных задачниках. Кроме задачи, в КИМ ОГЭ по физике 2022 года есть задания с практической «изюминкой», где дана ситуация и варианты ответа, а от ученика требуется выбрать правильный ответ и пояснить его с точки зрения законов физики.

Важно! Рекомендуем изучить критерии оценивания каждого из таких заданий, приведенные в демоверсии на сайте ФИПИ, что поможет понять логику построения ответов.

Также в КИМ 2022 года присутствует задание №17, проверяющее умение школьника проводить лабораторный эксперимент, в частности, выполнять косвенные измерения той или иной физической величины. При этом ученик должен уметь представлять полученные данные в табличном виде или в форме графика либо схемы. Для получения максимального балла в этом задании должны присутствовать выводы о зависимости полученного результата от условий проведения эксперимента.

Если говорить о самых простых темах, то это:

• скорость;
  • движение;
  • теплота;
  • вопросы на размерность (например, в чем измеряется сила, давление);
  • задания, где требуется определить что-то по графику.

У этих вопросов высокий процент выполняемости.

Самыми трудными являются вопросы, связанные с магнетизмом и электромагнитным полем, с явлениями индукции и самоиндукции. Это объективно самые сложные темы для учащихся 9 класса. Также часто вызывают затруднения у девятиклассников вопросы на геометрическую оптику (линзы, преломление света, глаз как оптический прибор), ядерную физику, строение атома. В условиях обычной школы эти темы находятся на задворках программы, они практически не изучаются. В сумме по всем этим разделам шесть вопросов на экзамене могут быть.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Если на подготовку к экзамену в запасе есть только год, стоит всю программу физики повторить по темам.

• Потом возьмите «Сборник задач по физике для 7-9 класса» Лукашика и порешайте задачи по темам ОГЭ.
  • После того как этот этап будет пройден, месяца за три до экзамена, начинайте решать варианты ОГЭ за 2021 и 2022 год, а также диагностические и демонстрационные варианты на сайте ФИПИ.

Если самостоятельно разобраться в некоторых темах не получится, рекомендуем смотреть видео уроки в Интернете или обратиться за помощью к опытному репетитору.

• ОГЭ по географии в 2022 году
  • ОГЭ по обществознанию в 2022 году
  • Изложение ОГЭ в 2022 году

Как оценивается работа

Максимально на ОГЭ по физике можно получить 40 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

9 класс

• Владение основными понятиями по темам: механические, тепловые, электромагнитные, квантовые явления.
  • Знать основные физические законы.
  • Описывать физические явления.
  • Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерений физических величин.
  • Понимать тексты физического содержания. Решать задачи.
  • Знать применение физики в практической деятельности.

Способы подготовки к итоговой аттестации по физике в 9 классе

Перед итоговой аттестацией по физике в 9 классе потренируйтесь читать условия задач из сборников ОГЭ. Разработчики всегда дают достаточно информации, но часть её можно упустить за якобы неважными словами. Например, если в условии есть «лёгкая пружина», значит массой указанного тела можно пренебречь. Внимательность и знание «перевода» таких слов упростит вам решение задач.

Учите математику. Физика сильно связана с этой наукой. Хорошее знание дробей, уравнений и систем уравнений, производных и других тем будет необходимо для правильного решения задач. А устный счёт поможет сэкономить время при подготовке к аттестации по физике и на самом экзамене для действительно сложных заданий.

Задания

‍В ОГЭ по физике 26 заданий.

Основные разделы физики, которые проверяются на ОГЭ:

• Механические явления‍
  • Тепловые явления‍
  • Электромагнитные явления‍
  • Квантовые явления‍

‍Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 2–5 минут, повышенного уровня сложности — до 15 минут.

Дольше всего решаются задачи с развернутым ответом из второй части:

Распределите время на экзамене так, чтобы успеть проверить все ответы и, не торопясь, перенести их на чистовик — заложите на это не менее 15 минут.

Зачем сдавать?

Государственный экзамен по физике — достаточно непростое испытание, однако его выбирает каждый седьмой выпускник 9 классов. Выбор предмета обычно связан с планами школьников на будущее. На ОГЭ по физике приходят те ребята, которые после 11 класса хотят поступать в технические вузы и рассматривают государственный экзамен в качестве тренировки перед ЕГЭ. Достаточно здравые рассуждения, свидетельствующие о зрелом поведении школьника.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Кроме того, ОГЭ физика выбирают по следующим причинам:

• для поступления в профильный класс;
  • для поступления в техникум или колледж;
  • из-за любви к самому предмету.

Каковы бы ни были резоны, физику выбирает достаточно большое количество девятиклассников. К примеру, в 2019 году в Санкт-Петербурге предмет сдавало почти 6,7 тыс. человек из 43 тыс. выпускников, то есть около 15%. При этом ребята показали достаточно высокие результаты — двойку на экзамене получило только 7 человек или 0,1% участников. Доля отличников также довольно высока — 16-18%. То есть в условиях жесткой конкуренции без планомерной подготовки не обойтись — и делать это нужно с учетом специфики ОГЭ.

За что снимут баллы?

Всего
за экзамен можно получить 43 первичных балла. Снизить оценку могут в следующих
случаях:

— 1 балл за логические недочёты в решении задачи или недостаточное обоснование
решения

— 1 балл за ошибку в вычислениях

— 1 балл за ошибку в рисунке или его отсутствие в задании №23

— 1 балл за незаписанную формулу, использованную для решения

— 1 балл за неявное формулирование ответа

— 1 балл за ошибку в записи краткого условия задачи или переводе единиц в СИ

11 класс

• Основные понятия по темам: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика, основы специальной теории относительности, квантовая физика и элементы астрофизики.
  • Смысл физических величин.
  • Понимать смысл основных физических законов, принципов, постулатов.
  • Уметь описывать и объяснять результаты экспериментов.
  • Объяснять физические явления и свойства тел.
  • Применять полученные знания для решения задач.

Больше практикуйтесь во время подготовки к аттестации по физике в 11 классе. Решайте демоверсии, свежие сборники ЕГЭ, задания прошлых лет. Так вы привыкните к тому, как формулируются задания на экзамене, поймёте структуру и будете быстро решать однотипные задачи. Хорошие сборники задач делает Мария Демидова. Она ведущий руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по физике, поэтому тесты в её пособиях максимально приближены к настоящим.

В 11 классе изучают основы астрофизики. Это довольно сложный раздел физики, и понять его бывает трудно. Вам поможет приложение Snapshots of the universe от самого Стивена Хокинга. В нём можно создать звёздную систему, отправить ракету в космос, изучить чёрные дыры и многое другое. Каждый эксперимент подкрепляется теорией, так что вы сможете включить это в свой план подготовки к итоговой аттестации по физике.

Особенности ОГЭ по физике

Напомним, что в 2020 и 2021 годах выпускники 9-х классов не сдавали ОГЭ по физике, поэтому экзамен 2022 года будет проведен после довольно длительного перерыва и будет иметь существенные отличия от испытаний 2019 года.

Так, в 2021 году в КИМы по физике были внесены такие изменения:

• К тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор. Увеличилось число заданий с развёрнутым ответом: добавлена ещё одна качественная задача. В 2021 г. задания 21 будут построены на контексте учебных ситуаций, преимущественно — на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов, а задания 22 — на практико-ориентированном контексте.
  • Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трёх прямых измерений с записью абсолютной погрешности.
  • Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 43 до 45 баллов.

К сожалению из-за эпидемиологической ситуации эказмен был отменен, но в 2022 году ОГЭ по физике пройдет с учетом этих нововведений. Каких-либо других изменений в КИМах по физике 2022 года не будет.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

• Экзаменационная работа включает в себя 25 заданий.
  • На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа
  • (180 минут).
  • Разрешено использовать дополнительные материалы, приведенные в КИМе.
  • Проходной балл для профиля – 31.

Расписание ОГЭ 2022 года

В 2022 году ГИА-9 планируют провести в полном формате, который долен включать в себя:

• февральское собеседование;
  • досрочную сессию (март –апрель);
  • основную сессию (май – июнь);
  • осенние пересдачи (сентябрь).

Важно! В 2022 году на ОГЭ 9-классникам будет предоставлено 3 попытки сдать экзамен по физике – в основной день, в дни резерва или в сентябре. Сентябрьские пересдачи охватывают все предметы, включая дисциплины по выбору, но при условии, что выпускник «завалил» не более 2-х эказменов.

Следите за обновлениями нашего информационного портала. Как только будет известно расписание ОГЭ на 2022 год, мы первыми расскажем о точных датах экзамена по физике и другим предметам.

Что проверяют на экзамене

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

На ОГЭ проверяют, насколько хорошо вы:‍

• Знаете основные физические понятия, величины и явления‍
  • Умеете применять физические законы‍
  • Владеете основами знаний о методах научного познания‍
  • Умеете проводить эксперименты‍
  • Понимаете тексты физического содержания и можете извлекать из них информацию‍
  • Решаете задачи разного типа и уровня сложности‍

Разберём несколько примеров задач на эти темы.

Разбор задач

Возьмём задачу на знание закона сохранения энергии: «В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остается постоянным».

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Ответ: −204 Дж. В данной задаче ответ получился отрицательным. Когда сила действия и сила сопротивления направлены в разные стороны, работа силы сопротивления всегда отрицательна и обозначается знаком минус. Если вы не поставите знак минус, ответ не будет засчитан.

Физические явления — задача 6

Чтобы решить задачу, нужно, глядя на рисунок, установить истинность или ложность всех пяти высказываний.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

На что обратить внимание. В задачах, где нужно выбрать два варианта из пяти, всегда проверяйте все пять вариантов. Тогда вы будете точно уверены, что нашли два нужных варианта ответа.

Методы научного познания — задачи 18 и 19

Нужно проанализировать результаты экспериментов, выраженные в виде таблицы или графика, и соотнести полученные результаты с приведенными в задаче утверждениями.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Мы знаем, что при подъеме в гору атмосферное давление падает, а при погружении в воду растёт. Однако в данном случае конструкция батисферы герметична и внутри неё поддерживается постоянное давление. Следовательно, верен только вариант 1: чтобы доказать, что температура кипения воды зависит от атмосферного давления, нужно провести только опыт А.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

✔️ Первое утверждение верно. Дно сосудов изменило форму под воздействием жидкости, значит, мы можем сделать такой вывод из данного эксперимента.

✔️ Второе утверждение верно. Действительно, разные жидкости заставляют дно прогибаться сильнее или слабее.

❌ Третье утверждение неверно. Чтобы его проверить, нужно взять сосуды разной формы, а у нас сосуды одинаковые.

❌ Четвертое утверждение неверно. Для его проверки нужна разная высота столба жидкости, чего у нас нет.

❌ Пятое утверждение неверно. Это закон Паскаля, а он подтверждается совершенно другими опытами.

На что обратить внимание. В данной задаче нужно найти не правильные утверждения, а именно те, которые прямо следуют из приведённого в задаче эксперимента. При этом верными с точки зрения физики могут быть все пять утверждений, но только два вывода можно сделать на основе представленных наблюдений, без привлечения дополнительных данных.

Эксперимент — задача 23

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

Рисуем схему электрической сети.

Ответ: 5 Ом.

На что обратить внимание. Подсказки о ходе решения содержатся в самом задании.

Критерии оценивания. Чтобы получить 4 балла за задачу 23, нужно чётко и ясно расписать все четыре пункта.

• Неправильно вычислили ответ‍
  • Неправильно записали единицу измерения‍
  • Схему нарисовали с ошибкой или не нарисовали вообще‍
  • Не привели формулу для расчёта искомой величины‍
  • Не привели формулы для расчёта искомой величины и не получили ответ‍
  • Не дали ответа и схемы экспериментальной установки‍
  • Не нарисовали схему и не привели формулу для расчёта искомой величины‍
  • Привели правильные значения прямых измерений‍
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и формулу для расчёта‍
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и верно нарисовали схему‍

Понимание текстов физического содержания — задачи 20 и 22

Нужно правильно понять смысл приведенных в тексте терминов и ответить на вопросы по содержанию текста. При этом нужно уметь сопоставлять информацию из разных частей текста и применять её в других ситуациях, а также переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Обычно для решения этих задач достаточно уметь читать и понимать текст, дополнительные знания могут вообще не потребоваться.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

❌ В утверждении А говорится о любом теле, а в тексте — о горных породах, значит, утверждение А неверно.

✔️ «Маленькие постоянные магниты» в утверждении Б соответствуют «миниатюрным магнитным стрелкам» в тексте, значит, утверждение Б верно.

Как нужно готовиться к ГИА по физике? Колледж "СИНЕРГИЯ

В тексте сказано, что 700 тысяч лет поле не менялось. При этом в тексте нет никакой информации о периодичности, с которой менялось поле.

Вывод: нет, такой вывод сделать нельзя.

Ответ: утверждение неверно.

Опыт предыдущих участников

«Я
уверена, что к экзамену можно подготовиться без помощи репетитора. Для этого
необходимо заниматься самостоятельно: решать варианты, повторять теорию,
выявлять пробелы в знаниях и заполнять их. Я вот сама сдала экзамен на «пять» — внимательно занималась в школе, всегда посещала консультации по подготовке, а
ещё смотрела разборы тренировочных вариантов на канале Михаила Бегунова. Всё
зависит только от того, готовы ли вы жертвовать своим свободным временем».

— Милана Б. , Шадринск

«Я
тоже готовился сам и сдал на «отлично». Как по мне, главное — уделить достаточно
времени второй части, потому что она сложнее, чем задачи на уроках в школе. Однако наработать их за пару месяцев вполне реально».

— Роман Ф. , Анапа

«Я занималась с репетитором полтора года, потому что для меня физика — довольно
сложный предмет. Нужно подходить к подготовке осознанно, не оставляя её на
конец учебного года и не надеясь на свою удачу. Репетитор как раз поможет
структурировать работу, а также будет контролировать вас, так что лениться не
получится».

— Мария Г. , Санкт-Петербург

Чему, по вашему мнению, должны обучать на уроках финансовой грамотности?

Объяснить, как распоряжаться деньгами в обычной жизни (как ходить в магазины, выбирать товары, планировать расходы и т. )