Г ИА и экзамен по литературе будет сдавать Захарьина Елена Алексеевна

На сайте Сдам Решу ЕГЭ ОГЭ (сдам ГИА) (не Гущина) вы можете создать свои собственные варианты и тесты – тесты и варианты за 2022 год по всем предметам с ответами и решениями заданий. Тренировочные и пробные контрольные работы можно смотреть онлайн, а можно распечатать в формате pdf. Многие задачи (упражнения) взяты из КИМов (реальных вариантов) и открытого банка заданий ОГЭ.

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5. 1−5. В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Почему рассказ А. Чехова называется «Смерть чиновника»?

В чём видит А. Пушкин предназначение истинного поэта?

Кого и за что высмеивает М. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

Какой предстаёт Родина в лирике С. Есенина?

Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.

ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке. ЕГЭ по иностранным языкам проводится в устной и письменной форме.

ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам:

  • Русский язык
  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • История
  • Обществознание
  • Информатика
  • Биология
  • География
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Испанский язык
  • Китайский язык
  • Литература

Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Стремление автора выразить свою позицию, своё отношение к предмету речи ведёт к употреблению эпитетов, которые несут эмоционально-оценочную нагрузку (бесполезная жизнь, невесёлая судьба и др.

2) Цель автора текста — описать красоту природы. Поэтому в тексте много слов одной тематической группы: природа, дождь, собирание грибов, теплота земли, чаща орешника.

3) Неприятие людей, описанных в тексте, заставляет автора часто употреблять частицы НЕ и НИ; слова с приставками НЕ- (неинтересных, незабываемую, неуютно, невидящими и др. ) и НЕДО-, которая указывает на неполноту, недостаточность действия (недооценил, недопонял) или качества (недоумевающий взгляд).

4) Наряду с метафорами (Глубинная прелесть жизни не измерена и не понята ими;. лучше внести в жизнь крупинку своего, собственного, как бы ни была она мала, чем суетиться у чужих верстаков, не сделав ничего важного в жизни), сравнением в четвёртом абзаце (как от протекающего потолка или тесной обуви) употребление в последнем абзаце фразеологизма (не под силу) ещё раз даёт возможность читателю понять, почему автора «в людях раздражает отсутствие простоты».

5) Парцелляция в тексте даёт возможность привлечь внимание читателя к наиболее важным в смысловом отношении членам предложения.

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Ну вот, я засыпаю наконец,

уткнувшись в бок отцу, ещё отец

читает: “выхожу я на дорогу”.

Совсем один? Мне пять неполных лет.

Я просыпаюсь, папы рядом нет,

и тихо так, и тлеет понемногу

в окне звезда, деревья за окном,

как стражники, мой охраняют дом.

И некого бояться мне, но всё же

совсем один. Как бедный тот поэт.

Как мой отец. Мне пять неполных лет.

И все мы друг на друга так похожи.

(Борис Рыжий, 1997)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны

Выберите ОДНО из заданий (10. 1 или 10. 2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

Каким чувством проникнуто воспоминание лирического героя стихотворения?

Почему герой стихотворения Б. Рыжего дважды упоминает о своём возрасте?

Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме детства. В чём сходно (или различно) звучание данной темы в этом произведении и в приведённом стихотворении Б. Рыжего?

Стихотворение Б. Рыжего написано пятистопным ямбом и состоит из двух строф — шестистиший.

Ответ: ямбомстроф.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7−9, 10. 1 или 10. 2 (на выбор) и задание 11.

Та роща, где, в мечтах, — чудесней

Эдемских, — птицы без числа:

Твои уста! и все те песни:

Слова, что ты произнесла!

На небе сердца, — горе! горе! —

Нещадно жгуч твой каждый взгляд!

И их огни, как звезды — море,

Мой дух отравленный палят.

Ты, всюду — ты! Куда ни ступишь!

Я в сон спешу, чтоб видеть сны:

О правде, что ничем не купишь,

И о безумствах, что даны!

Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт в приведённом стихотворении?

Каков характер любовного чувства, испытываемого героем стихотворения?

Чем объясняется особая экспрессия, пронизывающая всё стихотворение?

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание данной темы в выбранном произведении и в приведённом стихотворении Э. По?

Стихотворение Э. По представляет лирику как род литературы и написано в жанре послания к любимой.

Ответ: лирикупослания.

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два терми-на в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других до-полнительных символов.

Что касается ________, то стихотворение Я. Полонского состоит из двух частей, равных по количеству строк, с одинаковой схемой рифмовки. Эти части называются ________.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8—12, 15, 16

Знавал я нищего: как тень,С утра, бывало, целый деньСтарик под окнами бродилНо всё, что в день ни собирал,Бывало, к ночи раздавалБольным, калекам и слепцам –Таким же нищим, как и сам. В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет,Как нищий старец изнурён,Духовной пищи просит он. –И всё, что жизнь ему ни шлёт,Он с благодарностью берёт –И душу делит пополам(Я. Полонский, 1847)

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Я. Полонского.

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

Определите размер, которым написано стихотворение Я. Полонского (без указания количества стоп).

Задания Д10 C3 № 2581

Как в стихотворении Я. Полонского отразились взгляды автора на сущность поэтического творчества?

В каком стихотворении русской или зарубежной поэзии звучит тема поэта и поэзии и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Я. Полонского?

Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?

Что касается композиции, то стихотворение Я. Полонского состоит из двух частей, равных по количеству строк, с одинаковой схемой рифмовки. Эти части называются строфами.

Ответ: композициистрофами.

С 2016 года вы­пуск­ни­ки девятых клас­сов должны сда­вать четыре эк­за­ме­на формата ОГЭ, два из ко­то­рых обязательные, а два по выбору.

На нашем сайте представлены около тысячи заданий для подготовки к ОГЭ по литературе в 2022 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

Работа состоит из 12 заданий, из них экзаменуемый должен выполнить 5: заданий базового уровня сложности 3, повышенного — 1, высокого — 1. Работа рассчитана на 235 минут.

Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельностиУровень сложности заданияМаксимальный балл за выполнение заданияПримерное время выполнения задания (мин. )

Задание 1. 1/1. 2 Развернутые рассуждения: о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы и др. Б6 (за 1 задание)20 (на 1 задание)
Задание 2. 1/2. 2 Умения выбрать другой фрагмент из эпического (или драматического, или лироэпического) произведения в соответствии с заданием, построить развёрнутое рассуждение с опорой на анализ самостоятельно выбранного фрагмента в соответствии с заданиемБ620

Задание 3. 1/3. 2 Развернутое рассуждение о тематике, проблематике, лирическом герое, об образах стихотворения (или басни, или баллады); о видах и функциях изобразительно-выразительных средств, об элементах художественной формы; об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста, о собственном восприятии произведения Б6 (за 1 задание)20 (за 1 задание)
Задание 4 Развернутое сопоставление анализируемого произведения (лирического стихотворения или басни, или баллады) с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказательств и формулированием обоснованных выводов)П860
Задание 5. 1–5. 5 Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения (произведений), особенностей лирики конкретного поэта в соответствии с указанным в задании направлением анализаВ13115
Грамотность6

ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК

Отметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»Общий балл0–1516–2627–3637–45

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На экзамене по литературе — орфографические словари, позволяющие устанавливать нормативное написание слов и определять значения лексической единицы; полные тексты художественных произведений, а также сборники лирики. Источник.

Авторы заданий для подготовки к ОГЭ:
О. Кузанова,
Л. Новикова,
А. Федоров; использованы экзаменационные материалы ОГЭ.

Стихотворение Е. Евтушенко относится к ____________ как литературному роду и написано трёхсложным размером — ____________.

Идут белые снеги,

как по нитке скользя.

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

Идут белые снеги.

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

Я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

И я думаю, грешный,

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

А любил я Россию

всею кровью, хребтом —

её реки в разливе

и когда подо льдом,

дух её пятистенок,

дух её сосняков,

её Пушкина, Стеньку

и её стариков.

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.

И надеждою маюсь

(полный тайных тревог),

что хоть малую малость

я России помог.

Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня.

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои, и чужие

заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

Как называется созвучие концов стихотворных строк (позабудет — будет; труда — навсегда и т

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1. 12 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении, 8. 2 Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самой

В чём своеобразие звучания патриотической темы в стихотворении Е. Евтушенко?

Раздел кодификатора ФИПИ: 1. 5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел, 1. 8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция, 8. 2 Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самой

Раздел кодификатора ФИПИ: 1. 8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция, 8. 2 Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самой

Стихотворение Е. Евтушенко относится к лирике как литературному роду и написано трёхсложным размером — анапест.

Выберите ОДНО из заданий (5. 1 или 5. 2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Как приведённый отрывок раскрывает эпиграф к повести А. Пушкина «Капитанская дочка».

Роман А. Пушкина «Капитанская дочка» получил высокую оценку Н. Гоголя, который писал: «В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все — не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта. Схвачен был башкирец с возмутительными листами. По сему случаю комендант думал опять собрать своих офицеров, и для того хотел опять удалить Василису Егоровну под благовидным предлогом. Но как Иван Кузмич был человек самый прямодушный и правдивый, то и не нашел другого способа, кроме как единожды уже им употребленного. «Слышь ты, Василиса Егоровна, — сказал он ей покашливая. — Отец Герасим получил, говорят, из города. » — «Полно врать, Иван Кузмич, — перервала комендантша, — ты, знать, хочешь собрать совещание, да без меня потолковать об _____________; да лих не проведешь!» Иван Кузмич вытаращил глаза. «Ну, матушка, — сказал он, — коли ты уже все знаешь, так пожалуй оставайся; мы потолкуем и при тебе». — «То-то, батько мой, — отвечала она, — не тебе бы хитрить; посылай-ка за офицерами».

Мы собрались опять. Иван Кузмич в присутствии жены прочел нам воззвание _________, писанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях, и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей.

«Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему на встречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника?»

— Кажется, не должно бы, — отвечал Иван Кузмич. — А слышно, злодей завладел уж многими крепостями.

— Видно он в самом деле силен, — заметил Швабрин.

— А вот сейчас узнаем настоящую его силу, — сказал комендант. — Василиса Егоровна, дай мне ключ от анбара. Иван Игнатьич, приведи-ка башкирца да прикажи Юлаю принести сюда плетей.

— Постой, Иван Кузмич, — сказала комендантша, вставая с места. — Дай уведу Машу куда-нибудь из дому; а то услышит крик, перепугается. Да и я, правду сказать, не охотница до розыска. Счастливо оставаться.

Пытка в старину так была укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ, уничтоживший оную, долго оставался безо всякого действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, — мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности. Даже и ныне случается мне слышать старых судей, жалеющих об уничтожении варварского обычая. В наше же время никто не сумневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые. Итак, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило. Иван Игнатьич отправился за башкирцем, который сидел в анбаре под ключом у комендантши, и через несколько минут невольника привели в переднюю. Комендант велел его к себе представить.

Пушкин «Капитанская дочка»

Какой представляется в стихотворении А. Блока «идеальная» возлюбленная?

Какую роль в стихотворении Александра Блока играют образы-символы?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Вхожу я в темные храмы,Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонныДрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный,Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризамВеличавой Вечной Жены!Высоко бегут по карнизамУлыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи,Как отрадны Твои черты!Мне не слышны ни вздохи, ни речи,Но я верю: Милая — Ты.

Укажите название поэтического течения, одним из ярких представителей которого был А. Блок.

Третья и четвертая строфы стихотворения начинаются с одного и того же междометия. Как называется эта стилистическая фигура?

Задания Д10 C3 № 645

Какой представляет в стихотворении А. Блока «идеальная» возлюбленная?

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается любовная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Блока?

Для усиления выразительности речи А. Блок отступает от обычного порядка слов, используя ___________. Для создания яркого образа Прекрасной Дамы используются художественные определения — ________.

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Блок вошел в мир людей с любовью и верой. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И почти конкретное (лирический герой — Она) перекликается в “Стихах о Прекрасной Даме” с поиском идеала, Вечной Женственности. Мечта о Прекрасной Даме — попытка найти выход из пустыни одиночества, из замкнутого круга.

В стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы» слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появление Прекрасной Дамы, от этого лирический герой Блока испытывает светлое чувство: для него милая — это Величавая Вечная Жена, святая, с ней он верит в свое преображение, в возможность гармонии мира.

Всё стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» пронизано таинственностью. В свойственной символизму манере в произведении появляются образы-символы. В храме лирический герой ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.

Символичен и красный свет в стихотворении — он служит знаком возвышенной любви, которую почитал Блок.

Главный же образ-символ, безусловно, сама Прекрасная Дама. Она — предел мечтаний, грёзы о счастье и вечной любви. Неслучайно поэт сравнивает её с Богородицей.

Так образы-символы в стихотворении А. Блока помогает раскрыть идейный смысл стихотворения.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Соответствие ответа заданиюОтвет на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей02. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. , авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка1Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки03. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«В статье «Электротехника и Пушкин» В. Шаламов рассуждает об общей культуре в среде технических специалистов. Роль образованности выражается при помощи такого тропа, как (А)______ («оружие, с которым человек идёт на завоевание культуры» в предложении 12, «полнокровие жизни» в предложении 16). Позицию автору помогают передать такой приём, как (Б)______ (предложения 3−7), и такое синтаксическое средство, как (В)______ (предложения 11, 45). Автор отмечает, что место истинной грамотности не может занять канцелярит, в качестве примера приводится лексическое средство — (Г)______ («вышеизложенный», «препровождается» в предложении 22), иллюстрирующее «литературный стиль»».

1) вводные слова и конструкции

2) вопросно-ответная форма изложения

3) разговорная и просторечная лексика

4) лексика официально-делового стиля

6) однородные члены предложения

Прочитайте текст и выполните задания 22−26.

(1)Сталевара премируют томом Грум-Гржимайло «Производство стали». (2)Очень хорошо. (3)Но зачем к руководству по варке стали добавляют собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина? (4)Зачем студенту энергофакультета читать Лермонтова: «Глазами тучи я следил, руками молнии ловил. »? (5)Поможет ли это ему в научных занятиях? (6)Да, поможет. (7)Пушкин повышает производительность труда сталевара, а «Мцыри» движет конструкторскую мысль электротехника.

(8)Книга, грамотность, культура оттачивают человеческую мысль, улучшают людей, а лучший человек — скажем прямо — делает лучшие вещи. (9)Так, косвенно, Пушкин участвует в работе мастера-доменщика.

(10)Слово родилось раньше мысли, и мыслим мы словами. (11)Если человек не может ясно изложить свою мысль, значит, мысль недостаточно ясна для самого́ человека. (12)Изучение слова оттачивает мысль, и первое оружие, с которым человек идёт на завоевание культуры, берёт верх над невежеством, — это грамотность. (13)Мы знаем университеты культуры, где учатся тысячи рабочих, к учебным часам меняющих спецовку на пиджак. (14)Мы вправе требовать, чтобы наша производственно-техническая интеллигенция была интеллигенцией в полном смысле этого слова, чтобы она обладала широчайшим культурным кругозором.

(15)В наших вузах мы воспитываем отнюдь не флюсоподобных прутковских специалистов. (16)Полнокровие жизни — это специализация, связанная с общей культурой. (17)Конструктор трактора должен уметь ценить Маяковского, Бальзака, Рембрандта, Бетховена. (18)Владея пониманием Рембрандта и Маяковского, человек становится богаче. (19)И сам обогащает жизнь.

(26)Нет, нам нужна другая грамотность. (27)Сравнивал ли кто-нибудь количество слов (а следовательно, и понятий), которыми пользовался рабочий царской России, со словарным запасом современного рабочего? (28)Ежедневный бытовой словарь рабочего? (29)Такой подсчёт дал бы ярчайшие результаты. (30)И стал бы в какой-то степени измерителем роста культуры. (31)Нам нужно обогащать свой словарь, свой мозг. (32)Учёные подсчитали, что Шекспир в своих произведениях воспользовался 12 тысячами слов. (33)Вот таким словарём культурнейшего человека эпохи должна обладать и наша производственная интеллигенция, которая делается культурнейшей интеллигенцией мира.

(34)Я не пишу трактата о пользе грамотности. (35)Трактаты пишутся не так. (36)Это беглые заметки, результат бесед с дипломниками, со студентами, с инженерами, с преподавателями вузов. (37)Мы соглашались все: инженер должен разбираться во всех основных явлениях жизни, в главнейших явлениях природы.

(38)Я вспоминаю «движение ажанов» — молодых людей одного из наших провинциальных городов. (39)«Ажан» должен иметь понятие обо всём, он читает в день по 3−4 книги, просматривая их бегло, «через пятое на десятое», лишь бы уловить содержание и движение сюжета. (40)Это выдавалось за культуру, и молодёжи преподносились рецепты, как быстро сделаться «ажаном» (потом об «ажанстве» очень резко высказывались в «Комсомольской правде»). (41)Так вот, когда я говорю о том, что должен в гуманитарной области знать современный инженер, я не имею в виду такое «ажанство».

(42)Известно, что Александр Македонский имел привычку склонять голову к плечу, а Юлий Цезарь был лыс и носил яркие платья. (43)Но собирание таких сведений — разве это культура?

(44)Наш студент будет заниматься не биографией Цезаря, а конструированием станка. (45)Может быть, станка с громкой биографией. (46)И первая ступень здесь — общая грамотность.

(47)Вы помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». (48)Инженер — не литературовед. (49)Но и ему неплохо научиться различать хореи и ямбы. (50)И инженер будет различать их так же, как он различит мотив печали в траурном марше Шопена и мотив ужаса в траурном марше Бетховена. (51)Начальник цеха, инженер, учёный найдёт в художественной литературе средство для познания, для изучения людей. (52)И иностранные языки нужны ему не только для того, чтобы читать технические журналы и книги. (53)Они нужны и для чтения Шекспира и Гейне в подлиннике. (54)И, встретившись с доктором Фаустом на страницах книги Гёте, гидротехник, может быть, с удивлением услышит вдохновенные могучие слова о последней мечте энциклопедиста Фауста — о грандиозных гидротехнических работах.

(55)Сталевара надо премировать сочинениями Пушкина, а электротехнику надо знать Лермонтова.

(По В. Шаламову)*

*Шаламов Варлам Тихонович (1907−1982) — советский и российский писатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector