Версия для печати и копирования в MS Word
Какой уровень организации живого изображен на фотографии?
На рисунке изображен биоценоз, а следовательно, и биоценотический уровень организации живого.
Ответ:биоценотический, или экосистемный, или биогеоценотический.
Раздел кодификатора ФИПИ: 5. 2 Экосистемная организация живой природы.
Сообщить об ошибке · Помощь
Установите соответствие между характеристиками этапов создания рекомбинантной ДНК и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) Процесс встраивания в плазмиду гена инсулина
Г) Выделенный из клетки ген инсулина
Д) Плазмида, содержащая ген инсулина
Е) Выделение из клетки плазмиды
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
На рисунках изображены череп и реконструкция животного, жившего около 270 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало данное животное. Это животное имеет признаки двух классов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих классов?
ЭрыПериодыНазвание и продолжительность, млн. летВозраст (начало эры), млн. летНазвание и продолжительность, млн. летКайнозойская, 6666Четвертичный, 2,58Неоген, 20,45Палеоген, 43Мезозойская, 186252Меловой, 79Юрский, 56Триасовый, 51Палеозойская, 289541Пермский, 47Каменноугольный, 60Девонский, 60Силурийский, 25Ордовикский, 41Кембрийский, 56
ОГЭ по биологии
Экспериментатор решил проанализировать вещества, содержащиеся в листьях. В ходе эксперимента он закрыл лист с двух сторон черной бумагой так, чтобы была прикрыта только его часть (рис. Растение он выставил на свет. Через сутки исследуемый лист экспериментатор срезал, прокипятил, выдержал в горячем спирте. В завершение эксперимента, он обработал лист раствором йода. Область листа, которая была не закрыта бумагой окрасилась в синий цвет. Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какие параметры меняются в зависимости от этого (зависимые переменные)? Объясните результаты опыта. Для каких целей лист выдерживается в горячем спирте? Почему открытая часть листа поменяла цвет после обработки раствором йода, а закрытая нет? Почему в эксперименте используется раствор йода?
Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — наличие света, концентрация растворов, температура воды и спирта, время, проведённое растением на свету (должно быть указано не менее двух переменных, одна из которых — свет).
Зависимые переменные (изменяющиеся в результате эксперимента) — разрушение хлорофилла, цвет листа, накопление крахмала в незакрытой части листа.
Лист выдерживается в горячем спирте, чтобы разрушить хлорофилл и обесцветить лист.
На свету идёт процесс фотосинтеза, в результате которого образуются углеводы. Углеводы в виде крахмала накапливаются в амилопластах (крахмальных зёрнах).
В неосвещённой части листа через какое-то время прекращаются процессы фотосинтеза. Как результат в этой области не запасается крахмал.
Качественной реакцией на крахмал является его реакция с йодом. Те части листа, которые были освещены изменили, окрасились в синий, потому что в них был крахмал. Те части листа, которые были закрыты, не окрасились.
Критерии оценивания выполнения заданияБаллыОтвет включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок3Ответ включает в себя четыре из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок2Ответ включает в себя три из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок1Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный0Максимальный балл3
Рубрика «ОГЭ Биология»
ОГЭ Биология ОГЭ по биологии Подготовка к ОГЭ по биологии Варианты ОГЭ по биологии
Демоверсия ОГЭ 2023 по биологии с ответами ФИПИ
Наука, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой, называется
эмбриология экология цитология зоология
Основной функцией митохондрий является
синтез белка синтез АТФ фотосинтез образование лизосом
Организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформлен- ного ядра, относят к царству
растений животных вирусов бактерий
Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле считаются
мхи папоротники псилофиты бактерии
Заражение человека свиным цепнем происходит при
употреблении некипяченой воды употреблении в пищу немытых овощей употреблении в пищу плохо проваренной рыбы употреблении в пищу плохо прожаренного мяса
О том, что австралопитеки и питекантропы не владели речью, свидетельствует отсутствие у них
языка голосовых связок подбородочного выступа ушных раковин
Гуморальная регуляция функций организма в отличие от нервной регуляции
осуществляется при помощи нервных импульсов более быстрая осуществляется при помощи гормонов эволюционно более молодая
У человека имеется
5 шейных позвонков 7 шейных позвонков 12 шейных позвонков 8 сросшихся шейных позвонков
Иммунитет, приобретенный в результате введения лечебной сы- воротки или предупредительной прививки, называется
искусственный врожденный естественный наследственный
Вены — это сосуды, по которым
движется только артериальная кровь кровь движется от сердца движется только венозная кровь кровь движется к сердцу
Начальным отделом тонкого кишечника является
пищевод двенадцатиперстная кишка подвздошная кишка прямая кишка
Конечным продуктом обмена белков является
кислород глицерин глюкоза мочевина
Вопрос №
13
Светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки — находятся в
роговице глаза белочной оболочке глаза сосудистой оболочке глаза сетчатке глаза
Вопрос №
14
Безусловные рефлексы в отличие от условных являются
приобретенными индивидуальными временными врожденными
Вопрос №
15
При закрытых переломах костей конечностей для оказания пер вой помощи нужно
сделать горячий компресс наложить шину попытаться вправить сломанную кость наложить жгут
Вопрос №
16
Факторы неживой природы, воздействующие на организм, называют
абиотическими факторами биотическими факторами антропогенными факторами биохимическими факторами
Вопрос №
17
Выберите правильно составленную пастбищную пищевую цепь
гусеница — скворец — листья — ястреб ястреб — скворец — гусеница — листья листья — скворец — ястреб — гусеница листья — гусеница — скворец — ястреб
Вопрос №
18
Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности растений? А. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют угле- кислый газ. При фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и выде- ляют кислород.
верно только А верно только В верны оба суждения оба суждения неверны
Вопрос №
19
Что из перечисленного считается палеонтологическими доказа тельствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести
окаменевшие остатки древних моллюсков скелет археоптерикса схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стади- отпечатки папоротников в пластах угля общий план строения всех позвоночных животных схожесть строения клеток эукариотических организмов
Вопрос №
20
Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопи- тающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.
Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с ши- Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Север- В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны,
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
На рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует схема?
Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут
1) аппарат Гольджи и вакуоли
2) лизосомы и ЭПС
3) рибосомы и центриоли
4) митохондрии и хлоропласты
Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле
Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
К какому классу беспозвоночных животных относится пресноводная планария?
Какая из перечисленных систем органов человека развивается из энтодермы?
Проводниковая функция спинного мозга осуществляется
1) системой защитных оболочек
Что придаёт костям упругость?
Лимфатическая система служит для
1) переноса веществ из крови в тканевую жидкость 2) возврата веществ из тканевой жидкости в кровь 3) снабжения органов кислородом 4) обеспечения иммунного ответа на заражение
Как называется секрет со следующими характеристиками: прозрачная жидкость со слабощелочной реакцией, содержащая ферменты, участвующие в расщеплении белков, жиров и углеводов?
Какую функцию выполняет зрачок глаза?
1) преобразует энергию света в нервный импульс
2) регулирует световой поток
3) фокусирует изображение на сетчатку
4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС
Становление второй сигнальной системы у человека связано с
1) изменением климата на Земле
2) регулярной трудовой деятельностью
3) возникновением объёмного зрения
4) хождением на двух ногах
В каком случае используется промывание раны 1%-ным раствором уксусной кислоты?
Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
Появление озонового экрана в биосфере Земли было связано с
1) возникновением процесса дыхания
2) превращением энергии в цепях питания
4) расселением живых организмов по всей поверхности суши
Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1Группа 2ХламидомонадаКукушкин лёнУлотриксХвощ полевойЛаминарияРяска
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений
2) деление тела на части
3) источник питания для человека
Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
От главного корня растений отрастают придаточные корни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Изучите график, отражающий зависимость продолжительности действия одной той же дозировки лекарственного средства от времени посещения врача (до оси х отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность действия лекарственного средства (в мин.
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Наименьшая эффективная продолжительность действия лекарственного средства наблюдается в 6 часов.
2) Наибольшая эффективность действия лекарственного средства наблюдается вечером.
3) Оптимальное время приёма лекарственного средства — сразу после сна.
4) Сведений о действии лекарственного средства с 20 до 6 часов нет.
5) Для повышения эффективности лекарства необходимо принимать двойную дозу.
Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.
Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа круглые черви? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тело не разделено на сегменты
2) не имеют кровеносной системы
3) все животные обоеполые
4) нервная система состоит из нескольких продольных стволов
5) имеют вторичную полость тела
6) пищеварительная система замкнута
Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
A) состоят из остатков молекул аминокислот
Б) выполняют роль биологических катализаторов
В) являются обязательными веществами плазматической мембраны
Г) являются главными источниками энергии
Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов
ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА
Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2, NH3 и H2O
2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке
3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке
4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков
5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма
6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике
Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.
1) весенний2) семейные3) корневище4) насекомое5) летний6) осенний7) вода8) споровые
Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
1) параллельное2) дуговидное3) пальчатое4) перистое
Рассмотрите рентгенограмму с изображением голени человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи сперва обеспечивают неподвижность в месте травмы? Назовите одну из причин.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Учёный проверял теорию о самозарождении жизни. В ходе эксперимента он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком, которую, заполнив мясным бульоном, прокипятил. Для контроля во второй колбе с отломанным горлышком он также прокипятил. Обе колбы были оставлены на несколько дней при комнатной температуре. Спустя время бульон в первой колбе остался без изменений, а во второй колбе помутнел.
Какой вывод можно сделать из этого исследования о теории самозарождения? Откуда в бульоне появляются живые существа?
Используя содержание текста “Строение стебля древесного растения”, ответьте на следующие вопросы.
1) Что такое луб?
2) В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?
3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не
в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?
Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.
ЖивотныеРазмеры яйцеклеток (в мм)Аскарида0,04Курица30Моллюски, иглокожие1,4Лягушка1,5Корова0,15Лососевые рыбы6–9Страус80Крокодил50Кошка0,13Человек0,1
У какого организма, представленного в таблице, самая маленькая яйцеклетка?
Почему размеры яйцеклеток птиц и рептилий составляют десятки миллиметров?
Михаил участвовал в соревнованиях по большому теннису. Матч с его участием длился 1,5 часа. После чего Михаил пошёл пообедать. Он взял себе суп гороховый, свинину мясную, макароны и томатный сок. Используя данные таблицы, ответьте на вопросы.
1) Каково количество углеводов в заказанном обеде?
2) Покрывает ли калорийность обеда энергозатраты на матч?
3) Назовите одну из функций белков?
Энергетическая и пищевая ценность продуктов
Наименование продуктаКалорийность (ккал)БелкиЖирыУглеводыКумыс351,61,43,7Кефир592,93,54Козье молоко5734,24,5Киви611,140,5214,66Сметана2932,3303,1Персик440,9010,4Куриная грудка26314,715,715Сыр пармезан 39235,725,83,2Томатный сок170,704,2Блины2276,49,728,3Говядина18718,912,40Салат «Морское ассорти»200541,65Омлет15712,711,50,7Грейпфрут350,907,3Макароны371131,574,6Свинина мясная35514,6330Семга153208,10Торт слоёный5428,537,742,2Помело380,709,6Баранья отбивная20316,315,30Суп гороховой662,48,92,4Шоколад молочный 5476,935,752,4Банан8910,322,8Картофель «Ехидная картошка»8320,119,7Ролл Киото1556,3168,4Ролл Окинава1394,8185,8
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активностиЭнергетическая стоимостьПрогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке4,5 ккал/минПрогулка – 5,5 км/ч;езда на велосипеде – 13 км/ч;настольный теннис5,5 ккал/минРитмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч;каноэ – 6,5 км/ч;верховая езда – быстрая рысь6,5 ккал/минРоликовые коньки – 15 км/ч;прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч;бадминтон – соревнования;большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи7,5 ккал/минБег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч;энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой9,5 ккал/мин
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
На рисунке изображён опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.
Как называется процесс испарения воды листьями растений?
В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров?
Пеницилл отличается от мукора тем, что
1) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб
2) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет
3) пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей
4) пеницилл — гетеротроф, а мукор — автотроф
Плод крестоцветного растения капусты огородной называют
Чешуя щуки — это образование
На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?
Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?
Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
1) жёлтый костный мозг
2) красный костный мозг
Белок фибриноген входит в состав
На рисунке представлена формула вещества. В каком отделе пищеварительной системы человека всасывается это вещество?
Какой цифрой на рисунке обозначена часть органа слуха, усиливающая звуковые колебания?
Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены у человека в
2) коре больших полушарий
С какой целью спасатель ритмично надавливает ладонями рук на нижнюю половину грудины пострадавшего?
2) привести пострадавшего в сознание
3) обеспечить доступ кислорода в лёгкие
4) удалить из дыхательных путей инородные предметы
Инфракрасные лучи обеспечивают
1) синтез органических веществ из неорганических
2) фотолиз воды в клетках растений
3) яркую окраску цветков, привлекающих внимание опылителей
4) повышение температуры растений
Доказательство действия биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе — это
1) изменения в лексике, развитие науки и культуры у народов
2) увеличение частоты наследственных заболеваний у человека
3) рождение в популяциях человека метисов и мулатов
4) расселение людей по всей планете
В таблице приведены ткани растений и их функции.
ТКАНЬФУНКЦИЯстолбчатая ткань листа. ксилемапроведение воды к листьям
Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
2) защита нижележащих тканей
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
По сосудам растений передвигаются органические вещества.
По ситовидным трубкам передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде.
Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) служит для проведения воды от корней к листьям
2) является проводящей тканью растения
3) клетки лишены клеточной стенки
4) клетки содержат хлоропласты
5) клетки лишены ядер
6) клетки имеют клетки-спутницы
Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Б) расположены сальные и потовые железы
В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин
Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются
Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами
Расставьте цифры в соответствии с последовательностью расположения слоёв стебля сосны, начиная с наружного слоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Вставьте в текст «Семейство Сложноцветные» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Сложноцветные — одно из самых больших семейств ______________(А) растений.
Главный отличительный признак этого семейства состоит в том, что у него цветы —________(Б), представляющие на самом деле целое соцветие из мелких цветочков —______________(В). Эти цветочки сидят на общем цветоложе и окружены общей чашечкой, состоящей из одного или нескольких рядов _______________(Г) (маленьких листочков, расположенных на цветоножке) — получается нечто наподобие корзиночки. Отдельные цветочки обычно совсем мелкие. Венчик сростнолепестный, по форме сильно различается, но выделяют два наиболее распространённых типа: трубчатый и ___________(Д), причём все пять его долей срастаются в одну пластинку, отогнутую в одну сторону.
1) прицветник2) прилистник3) корзинка4) двудольный5) однодольный6) язычковый7) сложный8) составной
Рассмотрите фотографию листа подорожника большого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Край листа (для выделенного фрагмента)
Рассмотрите схему совместимости групп крови. Как называется явление, возникающие при смешивании двух несовместимых групп крови? Почему происходит данное явление.
Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй — контрольной — давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
Используя содержание текста «Древние птицы Новой Зеландии» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопрос.
1) Составьте наиболее вероятную пищевую цепь, которая сложилась на территории Новой Зеландии до появления на острове современного человека.
2) Вычислите примерное значение наибольшей массы добычи, которую могла переносить самка орла Хааста. Запишите арифметическое выражение и численный ответ (в килограммах).
3) Какой критерий использовали учёные при установлении родства орла Хааста с другими пернатыми хищниками?
Пользуясь таблицей «Сравнительные размеры эритроцитов человека и других животных» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) У кого из представителей млекопитающих самая большая площадь поверхности эритроцита?
2) Почему у лягушки эритроциты больше по размерам и площади поверхности, чем у млекопитающих?
3) Что общего у эритроцитов млекопитающих животных?
ЖивотноеДиаметр в микронахПлощадь поверхности одного эритроцита в микронахЧеловек7,5128Коза4,138Лягушка22,8425,23Лошадь5,679Свинья6,2101
В понедельник одиннадцатиклассник Никита посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; две мясных котлеты с гарниром из отварного риса, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание жиров в школьном обеде?
2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Никите, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 17 лет?
3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст,летБелки,г/кгЖиры,г/кгУглеводы, гЭнергетическаяпотребность, ккал7–102,31,7330255011–152,01,73752900Старше 161,91,04753100
БлюдаБелки, гЖиры, гУглеводы, гЭнергетическаяценность, ккалБорщ из свежейкапусты с картофелем(1 порция)1,84,011,692,3Суп молочныйс макароннымиизделиями (1 порция)8,311. 325,8233,8Мясные биточки(1 штука)8,021,09,3266,6Котлета мяснаярубленная (1 штука)9,29,96. 5155,6Гарнир из отварногориса (1 порция)4,81,253,0245,2Гарнир из отварныхмакарон (1 порция)5,44,338,7218,9Кисель (1 стакан)0019,680Чай с сахаром –2 чайные ложки(1 стакан)0014,068,0Хлеб пшеничный(1 кусок)2,00,67,264,2Хлеб ржаной(1 кусок)3,90,428,2135,7
Разбор некоторых заданий
Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Могут быть древесными
Прилистники всегда отсутствуют
Плод — ягода
Большое число тычинок в цветке
Решение
Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.
👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.
Пример
Какие признаки являются общими для птиц и пресмыкающихся? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Кожа сухая, лишённая желёз
Постоянная температура тела
Соотнесите каждый признак с характеристикой каждой группы организмов. Исключите признаки, которые не подходят к одной из групп или к обеим сразу.
Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к хордовым животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка
Центральная нервная система закладывается в виде трубки
Развиты лёгкие, дышит атмосферным кислородом
У эмбриона имеется хорда
В глотке эмбриона есть жаберные щели
Размножается путём откладывания яиц во влажный песок
Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к хордовым: хорда, нервная система трубчатого типа, жаберные щели в глотке хотя бы на ранней стадии развития.
Задание 11
В этой линии заданий часто предлагается установить соответствие между видами (или другими группами — классами, семействами, отрядами) и их признаками.
Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго.
Задание 3
В заданиях линии 22 часто требуется установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Встречаются также задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения стадий эксперимента.
👉 Обратите внимание, с чего начинать. В заданиях иногда есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы не учтёте это требование и напишете верную последовательность, но наоборот, вы получите 0 баллов.
Установите последовательность названий таксонов, начиная с самого крупного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Наибольшая таксономическая единица в данном случае — подтип (Позвоночные). За ним следуют класс (Птицы), отряд (Воробьинообразные), семейство (Врановые), род (Ворона) и вид (ворона серая).
Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.
Задание 10
В этом задании необходимо вставить в текст подходящие по смыслу слова из предложенного перечня.
Решение
Текст с верно вставленными словами выглядит так:
«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокардом. Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы. Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».
Задание 14 (новое)
Для того, чтобы выполнить задание нужно хорошо знать фактический материал и применить умение распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.
Под каким номером изображён головной мозг человека?
Задания 19-21 (новые)
Для того, чтобы выполнить задания нужно хорошо знать экосистемную организацию живой природы. Применит умение работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др. Применить умение выявлять причинно-следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами.
Задание 19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового усача.
1 – паразит;
2 – стволовой вредитель;
3 – хищник;
4 – продуцент;
5 – консумент первого порядка; 6 – растительноядное животное.
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
Задание 20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
Ответ: РПНМ или РПОМ
Задание 21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность пядениц и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Задание 22
Для того чтобы выполнить это задание, нужны не столько знания, сколько внимательность и умение извлекать информацию из разных источников — текстов, схем, таблиц. Вам даны изображение биологического объекта, животного или растения, и изображения тех или иных морфологических признаков моделей. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня признаки, относящиеся к указанному в задании объекту.
Решение (частичное)
Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивая строение крыльев златоглазки с представленным перечнем.
Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.
По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форму антенн, тип ротового аппарата, форму передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.
Задание 24
В этом задании вам даётся текст и несколько вопросов к нему.
Можно ли утверждать, что ареал обитания пухляка — вся лесная зона Северного полушария? Ответ аргументируйте.
Сколько приблизительно яиц может произвести пара пухляков за всю жизнь, если известно, что половозрелыми птицы становятся на втором году жизни?
Какие количественные морфологические признаки пухляка указаны в тексте?
Нельзя утверждать, так как пухляк обитает только в Евразии и не встречается в Северной Америке. Коварство вопроса в том, что в тексте содержится упоминание о лесной зоне как типичном местообитании буроголовой гаички.
Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.
Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте и вопросе: пухляк становится половозрелым на втором году жизни, живёт до 9 лет, в кладке обычно 6–8 яиц, двух выводков в сезоне не бывает.
Сделайте необходимые расчёты: 6 × 8 = 48, 8 × 8 = 64.
Ответ: 48–64 яйца производит пара пухляков за всю жизнь.
Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае возраст, с которого птицы могут приносить потомство.
Морфологические признаки характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения. Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный (описывается словами), и поэтому не является компонентом верного ответа.
Задание 25
В этом задании дана таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.
Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:
В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?
Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?
Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.
Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.
Задание 26
В этом задании приводятся статистические данные в виде двух-трёх таблиц, схем, диаграмм, на основании которых вам необходимо рассчитать энергозатраты и составить меню или проанализировать готовый рацион питания.
Миша решил посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут.
Миша решил пообедать и заказал в столовой суп с фрикадельками, порцию гречневой каши с тушёной говядиной, два куска хлеба, апельсиновый сок и пирожное «Лакомка».
- Каковы суммарные энергозатраты Миши на тренировке по скалолазанию и прогулке на роликах (в оба конца)?
- Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты?
- Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.
Пользуясь первой таблицей, подсчитываем энергозатраты.
Скалодром — 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.
Катание на роликах — 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.
(5,5 × 120) + (7,5 × 70) = 660 + 525 = 1 185 ккал.
Пользуясь второй таблицей, подсчитываем энергетическую ценность обеда.
Суп с фрикадельками — 145 ккал.
Гречневая каша — 153 ккал.
Тушёная говядина — 220 ккал.
Два куска хлеба — 2 × 65 ккал.
Апельсиновый сок — 60 ккал.
Пирожное «Лакомка» — 545 ккал.
Итог: 1 253 ккал.
Сравниваем энергозатраты и энергетическую ценность обеда, делаем вывод: энергетическая ценность обеда Миши покрывает его энергозатраты на тренировку и дорогу в оба конца.
Вспоминаем функции углеводов в организме человека. Указываем одну из них на выбор: запасающая; строительная (структурная); энергетическая; регуляторная; рецепторная.
Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи.
Как оценивается работа
Всего на экзамене можно получить 48 первичных баллов.
1 балл: задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20.
2 балла: задания 3-5, 7, 9-11; 16-19; 21 в первой части; 22, 23 во второй части.
3 балла: задание 13 в первой части; задания 24-26 во второй части.
За задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 вы получите 1 балл, если верный ответ будет записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За задания 3 и 5 получите 2 балла, если каждый символ в ответе поставите на своё место, и в ответе не будет лишних символов. За эти же задания вы получите 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Во всех других случаях — 0 баллов.
За задания 4, 7, 9, 16, 17, 19 вы получите 2 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе (порядок записи символов в ответе значения не имеет), в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует верному ответу (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях — 0 баллов.
За задания 10, 11, 18, 21 вы получите 2 балла, если каждый символ в ответе будет стоять на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ. Во всех других случаях — 0 баллов. Помните, что если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
За задание 13 вы получите 3 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответ
В заданиях 22–26 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.
Подробнее о требованиях к сдаче экзамена и распределении заданий по тематическим блокам и уровням сложности можно прочитать в спецификации ОГЭ за 2022 год.
Как устроен экзамен
В ОГЭ-2023 по биологии три части и 26 заданий.
Часть 1
21 задание с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, нужное слово или словосочетание, верно определить последовательность или установить соответствие.
В заданиях 1, 6, 8, 12, 14, 15 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа либо вписать слово (словосочетание), в задании 4 — два из пяти вариантов, в заданиях 7, 9, 16, 17, 19 — три из шести вариантов.
Задания 2, 11, 18, 21: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго.
Задания 3, 5, 20: установить правильную последовательность элементов.
Задание 10: подставить верные термины в текст.
Задание 13: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и установить, соответствует ли получившийся набор характеристик предложенному в задании описанию.
Часть 2
Пять заданий с развёрнутым ответом. В них требуется подробно описать ход решения.
Задание 22: проанализировать изображение (рисунок) и ответить на два вопроса.
Задание 23: изучить краткое описание биологического эксперимента или исследования и ответить на вопрос.
Задание 24: прочитать и проанализировать текст и ответить на три вопроса к нему.
Задание 25: поработать с данными статистики, представленными в виде таблицы, и ответить на два вопроса.
В задании 26 от вас потребуется проанализировать данные о калорийности продуктов и нормах питания из нескольких источников (таблиц, схем, диаграмм), изучить текст задания, сделать необходимые расчёты и ответить на три вопроса, обосновав необходимость рационального и здорового питания.
Требования
Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:
- основные методы биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент;
- строение, признаки, функции клеток, тканей, органов и живых организмов;
- принятую в биологии классификацию растений и животных, а также основные признаки царств, типов и классов;
- современные научные взгляды на эволюцию живой природы;
- строение и функции органов и систем человеческого организма;
- принципы системной организации живой природы, законы действия экологических факторов, виды взаимосвязей организмов;
- основные экологические проблемы и пути их решения.
<<Лидген для статьи>>
Разделы курса
Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:
Биология как наука. Методы биологии.
Признаки живых организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы.
Организм человека и его здоровье.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.