Химию сдадим!

Химию сдадим!

Решайте и скачайте пробные тренировочные варианты ОГЭ по химии – тесты и варианты за 2022 год (с ответами и решениями заданий) с сайта (не Гущина) – сдам ГИА, решу ОГЭ. Тесты за 9 класс можно смотреть онлайн, а можно распечатать в формате pdf. Многие задачи (упражнения) взяты из КИМов (реальных вариантов) и открытого банка заданий ОГЭ.


Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Для приготовления одного заряда фейерверка требуется 50 г кальция. Сколько граммов нитрата кальция нужно взвесить? Запишите ответ с точностью до целых.

Нитрат кальция — химическое соединение в пиротехнике используется как недорогой источник кирпично-красного пламени.

1

Вычислите в процентах массовую долю азота в нитрате кальция. Запишите число с точностью до целых.

Спрятать решение

Решение.

Молярная масса нитрата кальция равна Доля кальция в нём равна Тогда необходимая масса нитрата кальция составит

Ответ: 205.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

бутен минус 1 \reactrarrow 0pt1 cm\scriptsize X$_1$ \reactrarrow0pt1 cm\scriptsize\scriptsize бутин минус 1 \reactrarrow0pt1 cm\scriptsize \scriptsize X$_2$ \reactrarrow0pt1,2 cm\scriptsize \scriptsize гексин минус 3 \reactrarrow0pt1,8 cm\scriptsize KMnO_4$\scriptsize H_2$SO_4$, t градусов X$_3$

При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.

Спрятать решение

Решение.

Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений:

1. CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус CH=CH_2$ плюс Cl$_2$ \to$ CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус CHCl минус минус CH_2$Cl

2. CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус CHCl минус минус CH_2$Cl плюс 2KOH левая круглая скобка спирт. правая круглая скобка \to$ CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус C\equiv$CH плюс 2KCl плюс 2H_2$O

3. 2CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус C\equiv$CH плюс 2Na \to$ 2CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус C\equiv$CNa плюс H_2$

4. CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус C\equiv$CNa плюс CH_3$ минус минус CH_2$Br \to$ CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус C\equiv$C минус минус CH_2$ минус минус CH_3$ плюс NaBr

5.  5CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус C\equiv$C минус минус CH_2$ минус минус CH_3$ плюс 6KMnO_4$ плюс 9H_2$SO_4$ \reactrarrow2pt1 cm\scriptsize t$ градусов$C 10CH_3$ минус минус CH_2$ минус минус COOH плюс 3K_2$SO_4$ плюс 6MnSO_4$ плюс 4H_2$O

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно записаны 5 уравнений реакций5
Правильно записаны 4 уравнения реакций4
Правильно записаны 3 уравнения реакций3
Правильно записаны 2 уравнения реакций2
Правильно записано 1 уравнение реакции1
Все элементы ответа записаны неверно0
Максимальный балл5

Источник: ЕГЭ по химии 2022. Досрочная волна

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Дана схема превращений:

Na \to$NaOH \to$Cu левая круглая скобка OH правая круглая скобка _2\reactrarrow0pt0,5 cm\scriptsize t в степени 0 \scriptsize $ X.

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

Спрятать решение

Решение.

Напишем уравнения реакций для превращений:

1. 2Na плюс 2H$_2$O = 2NaOH плюс H$_2$$\uparrow$.

2. 2NaOH плюс CuCl$_2$ = 2NaCl плюс Cu левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$.

3.  (при нагревании).

Составим сокращённое ионное уравнение для второй реакции:

4. Cu$ в степени левая круглая скобка 2 плюс правая круглая скобка $ плюс 2OH$ в степени левая круглая скобка минус правая круглая скобка $ = Cu левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы4
Правильно записаны три уравнения реакций3
Правильно записаны два уравнения реакций2
Правильно записано одно уравнение реакции1
Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют0
Максимальный балл4

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Спрятать решение

Решение.

А. Различить магний и цинк можно с помощью щёлочи — цинк будет реагировать с образованием комплекса, а магний — нет (3).

Б. Различить силикат и карбонат натрия можно с помощью соляной кислоты — в случае с силикатом выпадет студенистый осадок кремниевой кислоты, а при реакции с карбонатом выделится углекислый газ (1).

В. Различить нитрат и сульфат железа(II) можно с помощью хлорида бария — в случае с сульфатом выпадет белый плотный осадок сульфата бария, а вот с нитратом реакция не пойдёт (2).

Ответ: 312.

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Дана схема превращений:

ZnO $\reactrarrow0pt0.5 cm$ ZnCl$_2$ $\reactrarrow0pt0.5 cm$ X $\reactrarrow0pt0.5 cm$ Na$_2$ левая квадратная скобка Zn левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_4$ правая квадратная скобка .

Напишите молекулярные уравнения, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение.

Спрятать решение

Решение.

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) ZnO плюс 2HCl = ZnCl$_2$ плюс H$_2$O;

2) ZnCl$_2$ плюс 2NaOH = 2NaCl плюс Zn левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$;

3) Zn левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$ плюс 2NaOH = Na$_2$ левая квадратная скобка Zn левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_4$ правая квадратная скобка ;

Составлено сокращённое ионное уравнение второго превращения:

4) Zn$ в степени левая круглая скобка 2 плюс правая круглая скобка $ плюс 2OH$ в степени м инус $ = Zn левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_2$$\downarrow$.

Возможен другой вариант ответа:

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) ZnO плюс 2HCl = ZnCl$_2$ плюс H$_2$O;

2) ZnCl$_2$ плюс 2AgNO$_3$ = 2AgCl$\downarrow$ плюс Zn левая круглая скобка NO$_3$ правая круглая скобка $_2$;

3) Zn левая круглая скобка NO$_3$ правая круглая скобка $_2$ плюс 4NaOH = Na$_2$ левая квадратная скобка Zn левая круглая скобка OH правая круглая скобка $_4$ правая квадратная скобка плюс 2NaNO$_3$;

Составлено сокращённое ионное уравнение второго превращения:

4) Ag$ в степени п люс $ плюс Cl$ в степени м инус $ = AgCl$\downarrow$.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.4
Правильно записаны три уравнения реакций.3
Правильно записаны два уравнения реакций.2
Правильно записано одно уравнение реакции.1
Все уравнения реакций записаны неверно или отсутствуют.0
Максимальный балл4

ОГЭ по химии

Для качественной подготовки к ОГЭ по химии необходимо постоянно практиковаться, решать готовые варианты из различных (желательно проверенных) источников, разбирать типовые задания.

ОГЭ по химии

Официальная демоверсия ОГЭ 2022 по химии для 9 класса с ответами от ФИПИ.

ОГЭ по химии

Данная работа проводится в первой четверти до повторения основных теоретических вопросов курса химии 8-го класса, для определения уровня подготовки обучающихся.

ОГЭ по химии

Решение экспериментальных задач по неорганической химии: вопросы 23 и 24 по спецификации ОГЭ-2021. Качественные реакции на ионы в растворе.

ОГЭ по химии

Зачетная работа № 1 для учащихся сдающих экзамен по химии в форме ГИА (9 класс).

ОГЭ по химии

Кодификатор ОГЭ 2021 по химии опубликован совместно с демоверсией текущего года на официальном сайте ФИПИ.

ОГЭ по химии

Видео лекция на тему “Качественные реакции на неорганические вещества и ионы (Вопрос 25 ЕГЭ-2021, вопросы 12 и 17 ОГЭ-2021)”

ОГЭ по химии

Официальная демоверсия ОГЭ 2021 по химии утверждена ФИПИ.

ОГЭ по химии

Подробный разбор заданий ОГЭ по химии из демоверсии 2021 года.

ОГЭ по химии

Тренировочные задания в формате ОГЭ для подготовки к экзамену в 9 классе по химии.

ОГЭ по химии

Химия. ОГЭ. Тренинг 14 Электролитическая диссоциация.


  1. Олимпиадные задачи по химии с решениями 9 класс.

  2. 19 задач с решениями по химии для подготовки к ОГЭ

  3. Типичные ошибки ОГЭ по химии

  4. Варианты досрочного ОГЭ 2020 по химии с ответами

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

H_2$O _\text левая круглая скобка ж правая круглая скобка $ плюс Al в степени левая круглая скобка 3 плюс правая круглая скобка _\text левая круглая скобка р минус р правая круглая скобка $ \Equilibarrow$ AlOH в степени левая круглая скобка 2 плюс правая круглая скобка $_\text левая круглая скобка р минус р правая круглая скобка $ плюс H в степени левая круглая скобка плюс правая круглая скобка $_\text левая круглая скобка р минус р правая круглая скобка $$ минус Q$,

и смещением химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ

А) добавление кислоты

Б) понижение давления

В) повышение температуры

Г) добавление твёрдой щелочи

НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

1) смещается в направлении прямой реакции

2) смещается в направлении обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Спрятать решение

Решение.

По правилу Ле-Шателье, если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-либо из условий равновесия (температура, давление, концентрация, внешнее электромагнитное поле), то в системе усиливаются процессы, направленные в сторону противодействия изменениям.

Если в реакции происходит поглощение тепла, то при понижении температуры равновесие смещается влево, в сторону обратной реакции. При выделении тепла наоборот.

А. Добавление кислоты смещает равновесие в сторону обратной реакции (2);

Б. Понижение давления практически не смещает равновесия, так как в системе отсутствуют газы (3);

В. Повышение температуры смещает равновесие в сторону прямой реакции (1);

Г. Добавление твердой щелочи смещает равновесие в сторону прямой реакции (1).

Ответ: 2311.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по химии, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по химии

Варианты реальных КИМ ОГЭ по химии. Тренировочные работы Статграда, тренировочные варианты ОГЭ по химии, демонстрационные версии ОГЭ по химии. На сайте размещены только ссылки на варианты КИМ ОГЭ. Если вы хотите помочь и дополнить коллекцию вариантов, пожалуйста, присылайте свои материалы на почту: ste-vn@ya.ru. Все качественные материалы я опубликую с обратными ссылками.

Приобрести сборник вариантов ЕГЭ по химии вы можете здесь.

2021-2022 учебный год

Демо-вариант КИМ ОГЭ по химии-2022 (проект)
Демо-вариантСпецификацияКодификатор
   
МИОО, Статград ОГЭ по химии-2022
Тренировочная работа №1Ответы и решения
Критерии
27 сентября 2021 года
Тренировочная работа №2Ответы и решения
Критерии
6 декабря 2021 года
Тренировочная работа №3Ответы и решения
Критерии
8 февраля 2022 года

2020-2021 учебный год

Реальные варианты КИМ ОГЭ по химии
Основная волна ОГЭ по химии-2021 (отменили)
Вариант 1Ответы и решениямай 2021
Вариант 2Ответы и решениямай 2021
Вариант 3Ответы и решениямай 2021
Вариант 4Ответы и решениямай 2021
Вариант 5Ответы и решениямай 2021
Вариант 6Ответы и решениямай 2021
Вариант 7Ответы и решениямай 2021
Демонстрационный вариант ОГЭ по химии-2021
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
МИОО, Статград ОГЭ по химии-2021
Тренировочная работа №1Ответы и решения
Критерии
15 октября 2020 г
Тренировочная работа №2Ответы и критерии12 ноября 2020 г
Тренировочная работа №3Ответы и критерии21  января 2021 г
Тренировочная работа №4Ответы и критерии 3 марта 2021 года 

2019-2020 учебный год

Реальные варианты КИМ ОГЭ по химии
 ОГЭ по химии-2020
Вариант 1   
 Ответы и решения16 июля 2020 г.
Вариант 216 июля 2020 г.
 
Демонстрационный ОГЭ по химии-2020
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
МИОО, Статград ОГЭ по химии-2020
Тренировочная работа №1Ответы и решения

Критерии

15 октября 2019 г.
Тренировочная работа №2

Вариант ХИ1910201

Вариант ХИ1910202

Ответы и критерии28 ноября 2019 г.
Тренировочная работа №3

Варианты ХИ1910301 и ХИ19103012

Ответы и критерии27  января 2020 г.
Тренировочная работа №4 24 марта 2020 года 

2018-2019 учебный год

Реальные варианты КИМ ОГЭ по химии
Демонстрационный ОГЭ по химии-2019
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
Тренировочные работы МИОО Статград ОГЭ по химии-2019
Работа №5Ответы и решения13 мая 2019 г.
Работа №4

Вариант ХИ10401  Вариант ХИ10402

Ответы и решения12 марта 2019 г.
Работа №38 февраля 2019 г
Работа №2Критерии28 ноября 2018 г.
Работа №1Ответы и решения19 октября 2018 г.

2017-2018 учебный год

Демонстрационный ОГЭ по химии-2018
Вариант    ОтветыКодификаторСпецификация
Основная волна 4 июня 2018 года
Тренировочные работы МИОО ОГЭ по химии
Тренировочная работа №5Ответы и решения13 мая 2019 г.
Тренировочная работа №4

Вариант ХИ10401  Вариант ХИ10402

Ответы и решения12 марта 2019 г.
Тренировочная работа №3

Инструкция по выполнению задания 24

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3. Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

3.7. Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между цинком и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Инструкция по выполнению задания 24

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3. Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

3.7. Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между нитратом меди(II) и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Инструкция по выполнению задания 24

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

3.1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

3.2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).

3.3. Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

3.4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

3.5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

3.6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

3.7. Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.

3.8. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между сульфатом железа(II) и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Что помогает усваивать материал

В естественных науках, как и при изучении языков, запоминать материал помогают ассоциации. Некоторые школьники придумывают стихи или зарисовывают разные реакции.

Выпишите для себя понятия, с которыми часто возникает путаница: окислители и восстановители, калий и кальций. Обратите внимание, какие ошибки вы делаете чаще всего и научитеcь их избегать. Например, один из моих учеников нарисовал целый комикс по темам, которые сложно ему давались.

Химию сдадим!

Таблица-подсказка по окислению и восстановлению

Главное, что действительно помогает при подготовке, — дисциплина. Советую тренировать её именно при подготовке к ОГЭ. Тогда к 11 классу уже выработается навык регулярно заниматься и на выпускном экзамене будет гораздо меньше стресса.

Помните, что в химии не столько важна зубрёжка, сколько понимание. Заучивание поможет выполнить только небольшую часть заданий, для всего остального нужна логика. Когда вы будете изучать основные темы в начале года, постарайтесь не просто выучить теорию из учебника, а понять, как это работает.

Пробный тренировочный вариант ОГЭ по химии.

Часть 1

Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4

Задание №5
Задание №6
Задание №7
Задание №8

Задание №9
Задание №10
Задание №11
Задание №12

Задание №13
Задание №14
Задание №15
Задание №16

Задание №17
Задание №18
Задание №19

Часть 2
Задание №20
Задание №21
Задание №22

Как готовиться

Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при изучении предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это связано с темами: большинство из них проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.

Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.

Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина. Тем, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.

Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.

Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, выполняя задания из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все виды заданий по ОГЭ, и типовые, где варианты заданий представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «ОГЭ-2019. Химия. 30 тренировочных заданий» под редакцией В. Доронькина или «ОГЭ-2019. Химия 9 класс. Типовые тестовые задания» Ю. Медведева. Для решения тематических задач берите «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А. Корощенко.

<<Параграф c цитатой>>

Этапы подготовки:

  • изучите одну тему в учебнике;
  • посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
  • решайте разные виды задач именно по этой теме.

Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.

Химию сдадим!

Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»

Как правильно пользоваться википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.

Однако лучше сразу приучать себя не просто читать приведённую информацию, а проверять источники, на которые ссылаются авторы статьи. В списке литературы хорошей онлайн-статьи по химии должны быть ссылки на уважаемые журналы, например, на Nature, Chemical Science, Green Chemistry, Chemical Society Reviews. Также у каждого научного издания есть такой показатель, как импакт-фактор — цифра, которая показывает, как часто статьи данного издания цитируют в научном мире. Её всегда указывают на сайте журнала. Для сравнения, у одного из самых старых и авторитетных общенаучных журналов Nature импакт-фактор — 30.

Что ещё важно запомнить

1. При подготовке используйте чёрно-белую таблицу Менделеева, которой разрешено пользоваться на экзамене. В обычных цветных табличках, которые висят в классе, есть много подсказок. Они расслабляют внимание, и школьники на экзамене теряются без привычной «шпаргалки».‍

2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант ответа кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя.‍

3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.

4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравнить его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.

5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получаете долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.

6. Помните о том, что в заданиях № 18 и 19 цифры могут повторяться.

7. Внимательно читайте задание. Иногда оно звучит как «выберите вещество, которое не реагирует с водой». Ученик пропускает частицу «не» и по невнимательности выбирает неправильный ответ.

Рассказываем вместе с преподавателем по химии, Еленой Валишиной, как избежать типичных ошибок на экзамене и на какие задания обратить особое внимание.

Спецификация ОГЭ по химии-2022

Номер заданияПроверяемый элемент содержания
1Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества
2Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Группы и периоды Периодической системы.
Физический смысл порядкового номера химического элемента
3Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева
4Валентность. Степень окисления химических элементов
5Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
6Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева
7Классификация и номенклатура неорганических веществ
8Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
9Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
10Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
11Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии
12Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения.
Сохранение массы веществ при химических реакциях
13Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних)
14Реакции ионного обмена и условия их осуществления
15Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
16Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.  Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной  жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций
17Определение характера среды раствора кислот и щёлочей помощью индикаторов.  Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
18Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
19Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций
Часть 2
20Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
21Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления
22Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
Практическая часть
23Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV– VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы  изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)
24Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

Кодификатор ОГЭ по химии-2022

1 Вещество
 
 










 1.1.Строение электронных оболочек атомов элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Строение атома» (задание 1 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

1.2Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1.2.1Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
1.2.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

 

Строение веществ. Химическая связь

1.3Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная связь, металлическая связь

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Химические связи» (задание 4 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

1.4Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Степень окисления и валентность» (задание 3 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

 Первоначальные химические понятия
1.5Чистые вещества и смеси
1.6Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная масса
1.7Классификация и номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация неорганических веществ» (задание 5 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

2Химическая реакция
2.1Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях
2.2Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и  полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и  выделению энергии
2.3.Электролиты и неэлектролиты
2.4.Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) 
2.5.Реакции ионного обмена и условия их осуществления
2.6.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
2.7.
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3.Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах
3.1Химические свойства простых веществ
3.1.1Химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, железа.
3.1.2Химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
3.2Химические свойства сложных веществ
3.2.1Получение и химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
3.2.2Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных гидроксидов алюминия и железа (III)
3.2.3Получение, применение и химические свойства кислот
3.2.4Химические свойства солей
3.3Генетическая связь между классами неорганических соединений
3.4Первоначальные сведения об органических веществах
3.4.1Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен
3.4.2Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)
3.4.Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы
4.Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
4.1. Экспериментальные основы химии
4.1Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Способы разделения смесей.

Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества

4.2Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

4.3Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

4.4Решение экспериментальных задач по темам «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения»

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ

4.5Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций
4.5.1Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
4.5.2Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
4.5.3Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или  продуктов реакции
5. Химия и жизнь


5.1Проблемы безопасного использования веществ и химических  реакций в повседневной жизни
5.2Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
5.3Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества

Спецификация ОГЭ по химии-2022

Часть 1

Задание 1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества

Задание 2. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента

Задание 3. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе химических элементов

Задание 4. Валентность. Степень окисления химических элементов

Задание 5. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

Задание 6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической
системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе химических элементов

Задание 7. Классификация и номенклатура неорганических веществ

Задание 8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Задание 9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

Задание 10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

Задание 11. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Задание 12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
Сохранение массы веществ при химических реакциях

Задание 13. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних)

Задание 14. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Задание 15. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Задание 16. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Проблемы безопасного использования веществ и химических  реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Задание 17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид- ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Задание 18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Задание 19. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Часть 2

Задание 20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Задание 21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Задание 22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.

Практическая часть

Задание 23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа).

Задание 24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.  Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

На какие задания обратить особое внимание

Задание № 13. Вызывает сложности, потому что в него включают очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с различными веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.

Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и уметь отвечать на такие вопросы, как:‍

  • Что способствует появлению озоновых дыр?
  • Какое вещество из приведённых токсично? Какой газ безопасен?
  • Что делать при отравлении химическим веществом?

Химию сдадим!

Демонстрационный вариант задания № 13 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.

Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.

Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H2O его совсем не смутило.

Химию сдадим!

Демонстрационный вариант задания № 18 в ЕГЭ 2019 года

Общий алгоритм решения таких заданий:

  • определите, какими ионами и/или функциональными группами различаются вещества;
  • вспомните качественные реакции для этих ионов/функциональных групп — возможно, вы сразу обнаружите подходящий ответ;
  • в реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка.Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями. Происходит сливание двух бесцветных растворов и образование третьего бесцветного раствора соли. Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.

<<Текст на фоне>>

Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.

Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения. Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.

Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться. То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца. Многие школьники определяют первое вещество и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.

Химию сдадим!

Демонстрационный вариант задания № 19 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки реакций и записать сокращённое ионное уравнение одной из реакций.

Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействия и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Если вы не выработали определённый подход к решению таких задач, то начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакции с остальными пятью. Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ. То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксида получить соль и так далее.

Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко. Также обязательно описывайте признаки реакций: описание признаков каждой реакции даёт 1 балл.

Химию сдадим!

Демонстрационный вариант задания № 22 в ЕГЭ 2019 года

Как устроен экзамен

Две модели экзамена. Есть два варианта ОГЭ по химии — с экспериментом и без. То, какой вариант вы будете писать, зависит от оснащённости и техническо-материальных возможностей школы, в которой проходит экзамен. Учителя, как правило, знают, какая модель ОГЭ по химии будет у их учеников, поэтому советую выяснить этот вопрос у своего преподавателя заранее.

Задания и время. В ОГЭ по химии без эксперимента 22 задания, на их выполнение даётся 120 минут. В экзамене с экспериментом — 23 задания и 140 минут, за которые нужно справиться с задачами.

Задания делятся на два вида: с кратким и развёрнутым ответом. В заданиях с кратким вам нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов:‍

  • в заданиях 1–15 — один ответ из четырёх;
  • в заданиях 16–17 — два ответа из пяти;
  • в заданиях 18-19 — пересечение множеств.

Баллы. Максимальное количество баллов за ОГЭ без эксперимента — 34, с экспериментом — 38.

1 балл — с 1 по 15 задание.

2 балла — с 16 по 19 задания, если ответ полностью верен. Если допущена одна ошибка, за эти задания поставят 1 балл.

3 балла — за 20 и 21 задание.

4 балла — за 22 задание в экзамене с экспериментом.

5 баллов — за 22 задание в экзамене без эксперимента и 23 задание в экзамене с экспериментом.

В ОГЭ есть шкала, по которой первичные баллы, полученные за экзамен, переводятся в пятибалльную систему. Обычно шкала остаётся одинаковой в каждом году, но после сдачи экзамена лучше уточнить, не изменились ли правила.

Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной системе в 2018 году

Химию сдадим!

Шкала для экзамена без эксперимента

Химию сдадим!

Шкала для экзамена с экспериментом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector