Как сдать гиа по русскому языку 9 класс

Я — репетитор по русскому языку.

Самый популярный запрос, с которым ко мне приходят, это подготовка к школьным экзаменам. Причем не только к ЕГЭ, но и к ОГЭ — государственному экзамену для девятиклассников.

Я уверена, что школьник даже со средним уровнем может подготовиться к ОГЭ по русскому языку самостоятельно и сдать его на положительную отметку. Расскажу, что для этого нужно сделать и кому подойдут мои рекомендации.

ОГЭ — основной государственный экзамен, который сдают школьники в конце 9 класса.

Для сдачи ОГЭ по конкретному предмету нужно решить задания из экзаменационного бланка, который выдают перед экзаменом. Эти бланки называются контрольно-измерительными материалами — КИМ.

КИМы состоят из множества заданий: с тестами, заданиями с кратким ответом и частью, где нужно дать развернутый ответ. Задания расположены от простого к сложному. За простые задания начисляется меньше баллов, за сложные с развернутым ответом — больше.

“Как подготовить 9-классников к успешной сдаче ЕГЭ  по русскому языку”

(Из опыта работы).

За годы проведения ГИА по русскому языку учащихся 9 -х классов учителями страны накоплен большой опыт по успешной сдаче их учениками этого экзамена.

Вот и я хочу рассказать о той работе, которую веду с 9-классниками  по подготовке их к сдаче ОГЭ  по русскому языку, понимая, что успешность сдачи этого экзамена во многом определяется тем, насколько они подготовлены к нему.

Во-первых, должна быть выработана пошаговая система  подготовки учеников к сдаче экзамена по русскому языку, во-вторых, поэтому важно логически выстроить последовательность действий, необходимых для этой подготовки.

Первый шаг.

Приобретаем два основных пособия:

36 вариантов. Изд. Национальное образование. 2015 г.

Второй шаг.

Знакомство со структурой ОГЭ по русскому языку. Экзамен состоит из трех частей:

Часть1-написание сжатого изложения.

Часть2-выполнение 14 тестовых заданий.

Часть3-написание сочинения рассуждения, необходимо выбрать одну из трех предложенных заданий(15. 1, 15. 2 или 15.

По каждой части экзаменационной работы даю методические рекомендации по написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения и выполнению тестовых заданий.

Третий шаг.

Работаем с Частью1. Написание сжатого изложения.

Отдельно помещены образцы критериев оценивания сжатого изложения. В дальнейшей работе по написанию сжатого изложения берем тексты из выше перечисленных изданий.

Какие еще есть ресурсы

Главный частный сайт для подготовки к ОГЭ по русскому языку — сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ», старый и любимый как учениками, так и учителями, и не только русского.

Здесь есть те же самые задания из банка, но работать с ними удобнее: все систематизировано, можно делать целые варианты экзамена­ционной работы, отрабатывать конкретную тему и проверять себя по ответам. К аудиозаписям прилагаются расшифровки с выделенными микротемами. На сайте также есть теоретический материал и задания экзаменационных и тренировочных работ прошлых лет.

«Решу ОГЭ» достаточно для хорошей подготовки, но иногда можно воспользоваться и другими ресурсами, например сайтом Е. Захарьиной. «Решу ОГЭ» он не заменит: материалов там меньше, задания из открытого банка перенесены лишь частично, из предметов — только русский и литература. Зато есть тесты и по другим школьным темам.

Где найти официальные документы

Все документы по экзамену выкладывают на сайте ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. ФИПИ занимается всем, что связано с государственными экзаменами в школе.

В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.

Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или даже точно такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.

Кодификатор. В этом документе есть полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.

На ОГЭ нет вопросов по фонетике, например о том, сколько слогов в слове «чаю» или какой звук обозначает буква д в слове «нередко», а по орфографии — только два задания. Чтобы на них ответить, необходимо хорошо знать основные правила: правописание приставок, двойные согласные в суффиксах и т.

Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры. Готовиться нужно именно по темам из спецификации, так вы сэкономите время.

Я рекомендую ознакомиться со всей информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и сразу представить общую картину. На других сайтах та же самая информация изложена в упрощенном виде.

Начало таблицы из спецификации. Во втором столбике — темы и навыки, необходимые школьнику для сдачи экзамена

Какие еще есть варианты

Если хочется немного подстраховаться, но не хочется платить за полные курсы, есть компромиссные варианты: разовые консультации и короткие курсы-интенсивы.

Разовые консультации. С помощью хорошего репетитора проще разобраться на старте. Он проведет диагностику, то есть попросит выполнить работу по образцу экзаменационной, прокомментирует результаты и даст советы по подготовке. Примерно такие же, какие даю здесь я, но с учетом слабых мест. Для этого достаточно одной-двух встреч. В процессе всегда можно обратиться к специалисту вновь, если какая-то тема покажется слишком сложной.

Интенсивы. Проводятся во время зимних или весенних каникул. Это те же групповые занятия, но не на час-полтора, как обычно, а по пять и более часов в день пять дней подряд. Их организуют и образовательные учреждения, и некоторые опытные репетиторы, работающие с группами.

Как подготовиться самостоятельно

  • Изучите кодификатор и спецификацию на сайте ФИПИ, чтобы составить для себя полную картину экзамена и заданий из первоисточника.
  • Выполните демоверсию — не более чем за 3 часа 55 минут, без учебников и гаджетов — и оцените результаты.
  • Составьте подробный план работы над каждой частью — изложением, тестом и сочинением — в отдельности.
  • Время от времени проверяйте знания, ориентируясь на критерии оценок в демоверсии и результаты пробных работ.

Какие предметы сдавать

Математику и русский язык сдавать придется всем школьникам. Еще два предмета ученик сдает по своему выбору. Сдать меньше 4 предметов нельзя.

Вот какие предметы можно сдавать по выбору:

  • Литература.
  • Физика.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • История.
  • Обществознание.
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
  • Иностранные языки — английский, немецкий, французский или испанский.
  • Родной язык из числа языков народов РФ.
  • Родная литература народов РФ.

Предметы по выбору школьники указывают в заявлении, которое можно получить через образовательную организацию, где обучается ребенок: лицей, школу или гимназию. Заявление нужно заполнить и отдать в свое учебное заведение до 1 марта текущего года.

Ученик может изменить предметы по выбору после подачи заявления. Но для этого нужна уважительная причина, подтвержденная документально: например, школьник серьезно заболел и есть сомнения, что он поправится к выбранному экзамену. В этом случае он может подать заявление со справкой, которая подтверждает его диагноз, и выбрать другой предмет для сдачи.

Заявление с измененным перечнем предметов и причинами этого изменения нужно подать в государственную экзаменационную комиссию — ГЭК. Заявление нужно подать не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов.

Кто участвует в ОГЭ

Попасть на экзамен могут не все школьники. Есть определенные условия, которым они должны соответствовать. В первую очередь ограничение касается неуспевающих.

До экзамена не допустят школьников, у которых в годовых оценках есть двойка хотя бы по одному предмету. Если получится быстро исправить годовую отметку, осенью того же года можно пойти на ОГЭ в дополнительный период.

Кого допустят к сдаче:

  • Девятиклассников, у которых нет годовых двоек.
  • Выпускников прошлых лет, которые завалили или не были допущены к ОГЭ в предыдущие годы.
  • Иностранных граждан, беженцев или переселенцев, которые освоили программы образования в какой-либо форме.
  • Учеников, которые изучили школьную программу самостоятельно, в организации без государственной аккредитации или в форме семейного образования.

Призеры всероссийских и участники международных олимпиад могут не сдавать предмет, по которому ездили на олимпиаду в текущем году.

Сколько баллов надо набрать

Критерии оценивания есть в конце демоверсии. За всю работу можно получить максимум 39 баллов.

Чтобы получить тройку, надо набрать не меньше 15 баллов, четверку поставят за 25—33, а пятерку — от 34 баллов.

Количество баллов за отдельные части работы

Общий балл за грамотность

Во сколько обойдутся курсы и репетиторы

В этой сфере нет четких границ стоимости. В целом курсы стоят дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором, если это не студент без опыта работы.

Для общего понимания приведу порядок цен двух крупных сетей образовательных центров в Москве по состоянию на декабрь 2018 года.

Цены на подготовку к ОГЭ на курсах в Москве

Стоимость подготовки с репетитором подсчитать сложнее. Полноценный курс подразумевает не меньше одного полуторачасового занятия в неделю, или около 40 занятий за весь учебный год. А вот цена одного занятия может быть разной.

За более точными данными можно зайти на какой-нибудь сайт-агрегатор репетиторских услуг, например «Профи-ру». Чтобы найти специалиста, пользователю предлагают ответить на несколько уточняющих вопросов. Выбираю подготовку к ОГЭ, 9 класс, занятия у ученика или у репетитора, метро «Бауманская». Следующий вопрос — о стоимости.

Если умножить ставку на количество часов, получится, что помощь репетитора с опытом работы будет стоить от 51 тысячи рублей в год. Верхнюю границу указать сложно: по моим наблюдениям, ставка в 3—4 тысячи рублей за час не редкость, а кто-то берет и больше.

Ценовые категории на сайте-агрегаторе. Ориентируясь только на цену, я бы выбирала из третьей или четвертой группы, потому что ставка в 1200—2000 в час кажется мне минимальной для репетитора, знающего свое дело

Как организовать процесс

Подготовка к ОГЭ по русскому языку должна быть системной и регулярной. Откройте демоверсию или любой вариант на «Решу ОГЭ», напишите изложение, выполните тест, напишите сочинение, а потом оцените результат и составьте план работы на каждый месяц. Я составила примерный план учебного процесса на первые два месяца.

  • Повторяете теорию по тестовым заданиям № 3 и 4.
  • Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  • Пишете первые четыре изложения.
  • Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «нравственный выбор» и «дружба».
  • Повторяете теорию по тестовым заданиям № 5 и 6.
  • Выполняете по ним тесты, по 120 заданий из открытого банка.
  • Пишете следующие четыре изложения.
  • Готовите шаблоны к сочинению по понятиям «жизненные ценности» и «взаимовыручка».

В таком темпе весь тест вы сможете разобрать за полгода. После этого останется время, чтобы потренироваться на целых вариантах и при необхо­димости вернуться к теории. Над изложением и сочинением работать предстоит весь учебный год.

Очень важно следить за своими результатами. В этом могут помочь «пробники» в школе — своего рода репетиции настоящего экзамена, которые проводятся в течение всего года. Время от времени можно устраивать диагностику самостоятельно: делать полную работу, стараясь ничем не пользоваться и не выходить за 3 часа 55 минут — официальное время экзамена. Если забудете, как оценивать изложение или сочинение, критерии есть в демоверсии.

Задание 4. Способы подчинительной связи.

Можно ли заблудиться в лесу, состоящем из трёх деревьев? Оказывается, можно, если деревья эти «согласование», «управление», «примыкание». Так называют типы подчинительной связи в словосочетании.

Словосочетание. На что походит? Ага, на бракосочетание. Мужчина и женщина вступают в брак, разные люди. Вот и в словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли. Разными и самостоятельными. Одно — главное, ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — зависимое, ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «главного к зависимому и задаётся вопрос.

Почему «дождь и снег» не словосочетание? Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»). Какое уж тут бракосочетание?

Почему «под дождём» не словосочетание? «Под» — служебная часть речи, а в «брак» у нас вступают только люди самостоятельные.

Почему же «дождь идёт» не словосочетание?

Здесь иной принцип. «Дождь идёт» содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!

Разобрались, что называть словосочетанием, перейдём к тому, какие типы «браков», отношений у нас существует. Три типа.

Равноправный брак. Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается. Понаблюдайте: «дождливый день». Главное слово — это день. Смысл в том, что он дождливый. Вопрос: день (какой?) дождливый. Главное слово хочет поменять форму на родительный падеж множественного числа: (нет) дней. Зависимое послушно идёт за ним: дождливых. Но вдруг главному слову захотелось формы предложного падежа единственного числа: о дождливом. Куда деваться зависимому — дне.

Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно будет прилагательным, причастием, местоимениями мой, твой, наш, ваш, свой, порядковыми числительными (первый, второй и т.

Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно: существительное с предлогами и без, местоимения-существительные.

Брак по расчёту. Главное слово может быть свободно, может быть и не свободно, здесь важно, что Зависимое слово с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет. Наблюдаем: «гулял долго». Главное: гулял. Такое же как и в управлении. Зависимое: долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.

Или для тех, кто привык проще: всегда смотрите на часть речи зависимого слова. Здесь оно неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие и другие слова, которые в языке не имеют форм (пальто, хаки, её, его, их в значении чьё?).

Как же выполнить это задание? Вам придётся переделать из одного типа связи в другой. Что мы оставим без изменений? Правильно, Главное слово, потому что оно — основа словосочетания. Менять будем Зависимое.

Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое). Как переделать в управление? Оставляем Главное слово, меняем Зависимое. Вместо прилагательного ставим существительное: свитер дяди.

Усердно пишет — примыкание (так как зависимое слово не имеет форм). Чтобы переделать в управление, снова меняем зависимое слово, только теперь на существительное: пишет с усердием.

Из чего состоит ОГЭ

В демоверсии экзаменационной работы вы увидите три блока: изложение, тестовую часть и сочинение.

Изложение. Это первое задание в ОГЭ. Школьники знают, что такое изложение, поскольку регулярно пишут его со второго класса. Но на уроках они сталкиваются, как правило, с более простым вариантом с элементами повествования. Несложно запомнить и пересказать своими словами рассказ об Олимпийских играх или о том, как выхухоль спасает своих детенышей от паводка. На ОГЭ изложение пишут по тексту-рассуждению, в нем нет сюжета и героев, мало конкретных фактов, поэтому с ним работать сложнее.

Вот на что я рекомендую обратить внимание.

На экзамене школьникам включают специальные аудиозаписи. Читает текст профессиональный актер дубляжа Андрей Ярославцев. Его голосом в русском дубляже говорят Дамблдор из «Гарри Поттера» и Гимли из «Властелина колец», но узнать его трудно. Аудиозапись слушают два раза, с интервалом в 3—4 минуты. Во время прослушивания разрешают делать записи в черновике.

Изложение должно быть сжатым. Рекомендуют оставить главное и опускать детали. Минимальный объем — 70 слов, включая союзы, предлоги и частицы. Я советую уложиться в промежуток от 80 до 110 слов. Придется посчитать их вручную и при необхо­димости вычеркнуть лишние или добавить недостающие.

В изложении должно быть три абзаца — так же как и в исходном тексте. Новый абзац — новый поворот темы, или, как принято говорить, новая микротема. Между абзацами читающий делает паузы, это тоже помогает ориентироваться.

Пример текста для изложения на ОГЭ

Тестовая часть. Она начинается с текста, но не путайте его с текстом для изложения. Обычно это другой текст — отрывок из произведения советского или современного автора: Анатолия Алексина, Людмилы Улицкой, Григория Бакланова и других. Затем следуют тринадцать тестовых заданий по этому тексту, номера со второго по четыр­над­цатый по сквозной нумерации. С большинством из них сработает стандартная схема подготовки: повторяем тему, выполняем тесты.

Но обратите внимание на исключения — второе и шестое задания.

Второе никаких специальных знаний не требует вообще, это вопрос по содержанию текста. Вопросы обычно простые: почему герой совершил тот или иной поступок, почему автор назвал героя так или иначе. Есть варианты ответа.

Шестое задание педагоги недолюбливают. В нем речь идет о синонимах, но не о полных, например «прекратить» — «перестать». Еще требуется подобрать стилистически нейтральный синоним к устаревшему, книжному, разговорному или просторечному слову, например «продрогнуть» — «замерзнуть».

Мои ученики иногда не понимали значения слов «долговязый» или «экий», не помогал даже контекст. Вариантов ответа здесь нет, полагаться можно только на свой словарный запас.

Еще в тесте есть вопросы о синтаксисе сложного предложения. В полном объеме этот материал изучается только в девятом классе. В первую очередь это касается тринадцатого задания, которое всегда посвящено одной теме — типам подчинения придаточных в сложном предложении. Эту тему разбирают в третьей четверти, поэтому не стоит забегать вперед во время подготовки. Отложите это задание до тех пор, пока школьник не изучит эту тему в школе.

Задание № 13 из демоверсии. Правильный ответ — 4

1 — сочинение на лингвистическую тему. Ученикам дается цитата о русском языке, частях речи, синтаксисе и т. Вот пример задания с сокращенными формулировками:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Паустовского.

В школе рассуждать на подобные темы не учат, поэтому для большинства девятиклассников этот вариант оказывается слишком трудным. Школьники плохо владеют терминами и не умеют связывать языковую оболочку текста с содержанием. В моей практике был только один случай, когда ученик предпочел писать сочинение по этому варианту.

2 — сочинение по содержанию данного текста:

Это простая работа для тех, кто умеет писать обычные школьные сочинения по литературе на такие темы, как «Лишний ли человек Чацкий» или «Почему Татьяна отказала Онегину». Здесь важно ответить на вопрос и доказать это примерами.

3 — сочинение-рассуждение на нравственную или философскую тему:

Как вы понимаете значение слова «человечность»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.

Вместо человечности может быть другое понятие: нравственный выбор, дружба, любовь, искусство, жизненные ценности. На мой взгляд, этот вариант лучше всего подходит для слабых учеников, которым нужны готовые формулировки.

Что нужно сделать:

  • Дать определение понятию своими словами.
  • Прокомментировать в одном-двух предложениях, пояснить, какое место это явление занимает в нашей жизни и как к нему следует относиться.
  • Привести пример из прочитанного текста.
  • Привести пример из собственного опыта. «Собственный опыт» включает прочитанные книги. Примеры можно подобрать заранее.
  • Не забыть о композиции: введение — основная часть — заключение.

Минимальный объем тот же — от 70 слов, обычно получается 100—150. Вот какой текст получится в итоге:

Человечность — это доброе, гуманное отношение к другим людям. Это очень важное качество и для самого человека, и для окружающих. Попробую доказать свою точку зрения.

В произведении Б. Васильева мы видим пример бесчеловечного поступка. Школьники забрали у пожилой женщины самое ценное — письма, которые напоминают ей о погибшем на войне сыне. Это стало для нее настоящим ударом, словно она снова пережила смерть сына. «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души», — говорит автор.

К счастью, в жизни мы встречаем и примеры настоящей человечности. Так, многие люди в наше время занимаются волонтерской работой: посещают больницы, детские дома и дома престарелых, заботятся о бездомных животных, помогают работе благотворительных фондов.

Быть человечным значит быть человеком. Если мы будем об этом помнить, наша жизнь станет лучше.

Если этот пример показался сложным для девятиклассника, не спешите. В процессе подготовки придется написать много однотипных работ, и если в первый раз будет трудно, то в десятый — уже проще. Именно поэтому я советую заранее выбрать, какой из трех вариантов писать на экзамене, и отрабатывать именно этот формат. Тем более что есть приблизительный список понятий, которые могут встретиться на экзамене.

Особенности проведения

Каждый год ОГЭ проводится примерно в одно время, в три периода: досрочный, основной и дополнительный. Актуальное расписание на текущий год можно узнать на официальном сайте государственной итоговой аттестации.

В досрочный период ОГЭ сдают те школьники, которые по уважительной причине не могут сдавать в основной. Период начинается не ранее 20 апреля текущего года.

В основной период сдает основной поток школьников: у кого нет проблем с учебой и веских причин сдать ОГЭ досрочно. Этот период не должен начинаться ранее 25 мая текущего года.

Пересдача в дополнительный период проходит в таких случаях:

  • Ученик получил двойку по одному предмету. Если по двум — на пересдачу не пустят в дополнительные сроки. В 2017 году при такой ситуации разрешали сдавать ОГЭ не раньше 1 сентября текущего года.
  • Ученик не попал на экзамен по уважительной причине, которая документально подтверждена.
  • Ученик не смог сдать экзамен по уважительной причине. Например, упал в обморок.
  • Ученик подал апелляцию и ее одобрили.

Апелляцию можно подать, если были нарушены правила проведения или если ученик не согласен с результатом. Если апелляцию одобрят, результаты экзамена аннулируют и назначат пересдачу.

Апелляцию нужно подать быстро. Если ученик не согласен с оценкой — в течение двух дней со дня ее появления на официальном сайте. А если был нарушен порядок проведения ОГЭ, подать заявление нужно в день проведения экзамена.

Апелляцию можно подать, если:

  • Ученик не согласен со своей оценкой.
  • Был нарушен порядок проведения. Рассматриваются заявления именно о нарушении правил проведения экзамена организатором. Например, если он запрещал пользоваться простым калькулятором на физике, не выпускал школьников в туалет или забрал работы учеников раньше времени.

Апелляцию нельзя подать, если:

  • Ученик неправильно оформил работу.
  • Претензия связана со структурой или содержанием экзаменационных материалов.
  • Претензия связана с нарушением правил самим школьником. Например, если ученик взял и не пришел на экзамен.
  • Претензия по поводу выполнения заданий с кратким ответом.

Где найти варианты настоящей экзаменационной работы

Задания будущих экзаменационных работ действительно выкладывают в интернет. Я говорю не о «сливах» — утечках информации накануне экзамена, а о банке заданий на сайте ФИПИ. Там есть аудиозаписи для написания изложения, тексты, тесты, варианты сочинений. Из них и составляют КИМы — контрольно-измерительные материалы, то есть те самые работы, которые получают на экзамене школьники.

Но вариантов в банке много, а что попадет в контрольно-измерительные материалы в этом году, неизвестно. Поэтому чем больше заданий сможете проработать в ходе подготовки, тем лучше. Я считаю, что за год вполне реально выполнить все. Только учтите, что банк пополняется постоянно, но нерегулярно, и в течение года в нем появляются новые задания.

С технической точки зрения пользоваться самим банком неудобно. Во-первых, хотя формат заданий менялся уже несколько раз, старые неактуальные задания из банка никто не убирает. Во-вторых, все задания выложены в странном порядке, поэтому часто дублируют друг друга. В-третьих, не предусмотрены ответы и возможность сделать тест прямо на сайте. Есть надежда, что скоро интерфейс модернизируют, но точная дата пока неизвестна.

Всех перечисленных недостатков лишены частные ресурсы, посвященные подготовке к экзаменам. Если вы хотите выполнять и проверять задания прямо на сайте и вовремя узнавать о нововведениях, пользоваться лучше ими.

Задание 4. Способы подчинительной связи, материал находится у вас на столах.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые помогают ученикам в подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, “Решу ЕГЭ. ru ОГЭ. ru ” , «По уши в ГИА».

Считаю, что все эти методы, конечно, не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.

VIII. Рефле′ксия  Слайд 20

Одной из важных составляющих урока является рефлекси′вная работа.

Дети подводят итог своей деятельности на уроке. Не только ответят на вопрос, что они узнали и смогли. Но и скажут о трудностях, которые они испытали на уроке, что им пригодится в дальнейшем. Предлагаю, уважаемые коллеги, и вам ответить, закончите, пожалуйста, одно из предложений.

Когда- то Джон Рокфеллер сказал, что за умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете.

Хочу пожелать вам, чтобы вы и ваши ученики были успешными. Удачи нам всем и нашим ученикам на предстоящих экзаменах!

Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!

Основная теоретическая часть.

Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.

Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ

ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено

  • Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п.Учение – свет. Дважды два – четыре.
  • Лгать другу – унижать самого себя.
  • Инф. (сущ) – Сущ. (инф).Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.
  • Инф – предикативное наречие наПотерпеть поражение – позорно!
  • Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Не ставится: если есть связки, частица НЕ.

  • если несколько однородных членов не соединены союзами:дождик, ветер, снег
  • если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато:мал, да удал
  • И дождик, и ветер, и снег.
  • запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен:Дождик, и ветер, и снег
  • Не только дождик, но и снег.
  • если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ:яблоки и груши, сливы и бананы.
  • Запятая не ставится:
  • Если однородные члены связаны союзомдождик и снег
  • В устойчивых сочетаниях:и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
  • Если несколько определений не являются однородными:большой красный стол.
  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова:Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.
  • Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
  • Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.
  • Два тире ставится:
  • Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова: Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.

Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.

Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.

Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.

Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.

Звезды, живые цветы неба, горели над нами.

Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.

Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.

Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.

Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.

Он читал лежа.

Работал спустя рукава

Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.

Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные)Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Не ставится запятая:

Он пошел с нами в лес как проводник.

Она словно ожила.

Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.

Меньше чем через минуту прозвенел звонок.

Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.

!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).

Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).

  • Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
  • Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов:в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно,  (в значении «то есть»),иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и(в значении «и притом») и т. п.:

От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.

Над ним часто посмеивались, и справедливо.

Кроме него, пришло еще пять человек.

ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.

Запятая в ССП ставится:

Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.

Запятая в ССП не ставится:

На улице ярко светит солнце и поют птицы.

Кто вы такие и что вам здесь нужно?

Да будет свет и  пусть скроется тьма!

Как мне все нравится и как здесь хорошо!

Ночь и улица. Фонарь и аптека.

Жарко и холодно.

СПП – это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.

В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.

В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.

1 Придаточная часть может находиться

(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)

Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)

Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)

Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:

Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)

Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице. (запятой отделяется каждая часть СПП)

Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)

Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.

ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.

Метель не утихала, небо не прояснялось.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.

Печален я: со мною друга нет.

Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

Я смотрел все напряженнее – их все не было.

Вышли на обрыв – подуло свежим ветром.

Он подал знак рукою – все притихли.

Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос. Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.

Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?

Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.

Старик! О прежнем позабудь. (Лермонтов).

Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова выражают:

  • Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)
  • Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)
  • Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)
  • Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
  • Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
  • Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
  • Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
  • Оценка меры (по крайней мере,
  • Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:

авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др. ) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.

Он, я думаю, неплохой человек.

Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.

Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.

Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.

Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):

Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.

Запятая НЕ ставится (между союзами)

  • если нельзя переставить или изъять придаточную часть
  • если есть вторая часть двойного союза (то, так) или союз НО

Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём.

Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.

Слова автора предшествуют прямой речи

А: «П!» А: «П?» А: «П. » А: «П».

Прямая речь предшествует словам автора:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а. ” – а.

Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)

“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.

“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.

“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.

“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. – Надо лучше заниматься”.

– а. – П”. “Ну что ж. – проговорил отец. – Надо подумать”.

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)

А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.

А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.

А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).

«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Береги честь смолоду.

Знаки препинания при обособленных определениях. Основные правила:

Согласованные определения, выраженные прилагательными или причастиями, обособляются, если имеют при себе зависимые слова и стоят после определяемого слова: Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству. Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.

Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого слова, в особенности если перед определяемым словом уже есть определение: Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, тёмную и прохладную.

Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Такие определения обычно (но не всегда) могут быть заменены оборотом со словом будучи: Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом (= будучи сопровождаем).

Одиночные и распространённые согласованные определения обособляются всегда, если относятся к личному местоимению: Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках.

Прилагательные и причастия не являются обособленным оборотом, если они входят в состав сказуемого: Деревья стояли пушистые и белые.

Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами, обособляются в том случае, если им придаётся большая самостоятельность (т. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете: это обычно бывает, если они относятся к имени собственному или личному местоимению): Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Сравните: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках.

Несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, обычно обособляется:

  • когда образует с обособленным согласованным определением однородный ряд:состоявший из акаций и сирени, заглохший, в лопухе и чернобыльнике,шёл вниз, к лощине.
  • когда перед определяемым словом уже есть определение:Деревянный домик матери,в четыре окна на улицу

Обособленные обстоятельства – это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)

деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)

сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки)

оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА – обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари

существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)

– деепричастные обороты с вводными словами:

Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

– деепричастные обороты с придаточными определительными:

Где узнать результаты

Результаты экзамена можно получить в течение 10 дней. Узнать их можно в школе, но быстрее — через официальный сайт.

Для этого на официальном сайте ГИА в верхнем левом углу нужно выбрать свой регион. Например, если выбрать Орловскую область, система направит на региональный сайт, где и можно узнать результаты. Достаточно ввести имя школьника, серию и номер его паспорта.

Официальный сайт ГИА

Страница результатов экзамена на сайте Орловской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector