Мне захотелось поближе поглядеть на необыкновенного певца впр 6 класс ответы

ВПР по русскому языку 7 класс 2023 Варианты с ответами и решением на официальном сайте источника онлайн. Весной 2023 года состоялись всероссийские проверочные работы ВПР по русскому языку в 7 классах.

После проведения ВПР в школах стали доступны реальные варианты и критерии оценки.

Определите и запишите лексическое значение слова «сады» («садах») из предложения 6. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

(1)Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаково. (2)Совсем нет. (3)Даже в одном саду певцы разные. (4)И есть места в России, где соловьи поют особенно хорошо. (5)Совсем не зря, например, вошли в поговорку «курские соловьи». (6)В курских садах, по оврагам и над ручьями, заросшими густой черёмухой, жгучей крапивой и колючей ежевикой, живут певцы необычайного голоса и старания. (7)Замечено это было давно. (8)Это мнение знатоки не меняют и по нынешний день.

(21)О соловьях можно писать целый трактат. (22)И в нём должное надо отдать не только таланту певца, но и, так сказать, композиторской способности соловьиного рода. (23)С величайшим вкусом отбираются в песню самые яркие из лесных звуков. (24)И эта работа лучше всего получается у соловьёв курских.

Весной 2022 года в очередной раз прошли всероссийские проверочные работы по русскому языку в 6 классах.

После проведения проверочных работ стали появляться реальные варианты с ответами.

ВПР 2022 по русскому языку 6 класс

Так как все варианты берутся из банка заданий, у разных школ они не должны повторяться.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Жанр фантастика познавательный и интересный.

2) Фантастика всегда привлекала читателей.

3) Ихтиандр фантастический герой романа Александра Беляева.

4) Сюжеты книг Александра Беляева увлекательны и неповторимы.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Наш сосед вырастил огромную тыкву принёс её в дом и угостил всех.

2) На уроке истории мы вспоминаем подвиги наших солдат и чтим память о них.

3) На клумбе расцвели розы и они заполнили красками весь двор.

4) Постарайтесь друзья не ссориться ни с кем и не ругаться.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Однажды я проезжал на моторке по нашему морскому заливу и увидел, как по направлению к маленькому озеру, отделённому от Белого моря болотистым перешейком, пролетело пять лебедей. (2)Я направил моторку поближе, чтобы полюбоваться ими. (3)Но вдруг со стороны озера послышался шум. (4)Лебеди, почувствовав что-то необычное, разгонялись по воде для взлёта. (5)К счастью, ветер дул с моей стороны по направлению к озеру, а так как все крупные водоплавающие птицы взлетают против ветра, то лебеди должны были пролететь близко над тем местом, где стоял я. (6)Вот уже между верхушками елей показался первый лебедь, за ним остальные. (7)Поглощённый зрелищем, я не сразу услышал тихий писк-свист. (8)Смотрю и глазам своим не верю: на кончике еловой лапы весь на виду, трепеща крылышками и задрав хохластую головёнку, сидит рябчик. (9)Вот и второй с таким же писком, забыв про меня, бежит по ветке другого дерева  — туда, откуда лебеди виднее. (10)Оглянулся я  — весь выводок на виду, и все на меня ноль внимания. (11)Все, как бы переговариваясь друг с другом и совершенно позабыв про меня, смотрят на лебедей, делающих круг над лесом.

(12)Иногда, когда встречаешь что-нибудь редкое и красивое, сожалеешь, что никого нет рядом. (13)Но сейчас мы вместе с рябчиками сопереживали красоту. (14)Звери и птицы тоже могут любоваться красивым!

(По В. Хлебовичу)

Варианты ВПР 2023 год по русскому языку 6 класс с ответами и решением на официальном сайте источника онлайн. Весной 2023 года состоялись всероссийские проверочные работы ВПР по русскому языку в 6 классах.

ВПР 2023 по русскому языку для 6 класса с ответами

Комплект заданий 1

Комплект заданий 2

Вариант 1 Ответы + критерии

Вариант 2 Ответы + критерии

Комплект заданий 3

Комплект заданий 4

Комплект заданий 5

В северо-восточной части нашего леса есть небольшая речка. Вокруг неё раньше была болотистая(2) местность. Теперь в сухую погоду можно наблюдать, как на речке работают бобры. Это удивительные животные! Вроде бы обыкновенные грызуны, но какие сильные! Летом они едят водные сочные растения, а на зиму припасают(3) ветки берёзы, ольхи или осины. Они подгрызают зубами прибрежные деревья и валят их в воду. (4)

Бобры с рождения знают, что делать. Плавать их тоже никто не учит. Семьи бобров живут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они строят из веток и глины прочные хатки. Эти хатки всегда выше уровня воды, но вход в такое жилище находится под водой.

(По С. Горевой)

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) с обоими друзьями2) весёлое какаду3) самый жаркий день4) мой выбор более удачнее

Ответ: Весёлый какаду, мой выбор более удачный. ИЛИ Весёлый какаду, мой выбор удачнее.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Вчера подул резкий ветер.2) Глубокие и чистые под деревьями сугробы.3) Июль макушка лета.4) Живуч оказался дед Щукарь.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и места постановки тире:Июль – макушка лета;

2) обоснование выбора предложения:В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п. ИЛИсущ., им.п. сущ., им.п.Июль − макушка лета.

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

ВПР 2023 по русскому языку для 7 класса с ответами

Я люблю северный лес за завораживающую тишину, царящую в нём. Особенно хорошо в разросшемся ельнике на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом, рассыпаны клочья голубого неба. Свесившиеся ветви деревьев напоминают гигантские руки. (4) Сказочно фантастический характер придают картине леса растрёпанные(3) папоротники. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепёка войдёшь, не торопясь, в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса, предпочитая держаться в молодых зарослях.

В непроходимую глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредка(2) ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота – кукушка.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Весна вдруг началась во всей красе своей. Солнце, по-царски посылавшее на землю свет, по-доброму(2) согревало землю. Деревья, выбросив пушистые серёжки, приукрасились зелёной дымкой. Воздух наполнился нежным запахом хвои, смешанным с запахом оттаявшей земли.

В сверкающей(3) вышине весеннего неба слышится чудесное пение птиц. (4) Стаи, подгоняемые тёплым ветром, утомлены длинным перелётом. В течение дня пернатые присматривают новые жилища. Суетясь, беспрерывно бегают между стволами чёрные дрозды. В липах завелась иволга. Утром в деревьях, ещё не просохших от росы, закуковала кукушка. Весь сад слушает и слышит кукушку. Божьи коровки, птицы, удивлённые лягушки – все загадывают судьбу. Кукушка куковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. До чего хорошо, проснувшись рано, слушать сад, глядеть в окно.

(По А.Н. Толстому)

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Вчера, возвращаясь с работы, у меня потерялась папка с документами.2) По прибытию на соревнования гимнасты приступили к тренировкам.3) Нарядные девочки и мальчики подошли к зданию городского театра.4) Оля, увидев свою подругу, подошла к ней и поздравила с праздником.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Соловьиное гнездышко

Деревья опушились молодой листвой, набухли цветом кисти черемухи, и парк загремел соловьями. Один из них пел совсем рядом, за нашим цветником.

– Какое чудо! – восторгалась мама. – Серенькая, невзрачная птичка – и такой голосище! Зря я упиралась: ей-богу, из-за одного этого стоило переехать в деревню!

Соловьи неистовствовали не только ночами, но и днем. Когда только они успевали отдыхать от своего пения?!

Агроном Пал Палыч жил в своем доме на селе, далеко от парка, пения там было почти не слышно. Он с радостью принял приглашение прийти послушать концерт. Все вместе мы сумерничали на скамейке в цветнике.

Осторожно пятясь, стараясь не делать резких движений, я потихоньку выбрался из зарослей. Пение вскоре возобновилось. А вернулась ли в гнездо самочка?

Пару дней спустя я решил проведать гнездышко. То и дело останавливаясь, я подобрался к нему как только мог тихо. Оно было занято. Соловьиха продолжала сидеть, лишь настороженно посматривала на меня большим черным глазом. Продолжал насвистывать и щелкать, рассыпать свои трели и соловей. Подходить ближе было рискованно. Мне хотелось, чтобы птички поверили мне, перестали меня опасаться. Застыв на месте, не шевелясь, я стоял так долго, что у меня заныли ноги. И так же бесшумно ушел.

Я стал наведываться к соловьиному гнездышку каждый день. И каждый раз подходил к нему чуточку ближе, надолго замирая рядом. Это было как дежурство. В парке иногда встречались бродячие коты, сюда могла заглянуть наша Громышка. Правда, после взбучки за погубленную горихвостку она вроде бы не заглядывалась на птичек, но кто знает, как бы она поступила, наткнувшись на такую доступную добычу? Гнездо ведь находилось так близко от земли! Пока я стоял у гнезда «на часах», ему ничто не грозило. Да и соловьи уже привыкли ко мне так, что однажды я даже погладил самочку по спинке, – она лишь глубже втянула голову в плечи и вжалась в гнездо. Соловей же продолжал заливаться как ни в чем не бывало. Вот когда я наслушался его песен! На целый год!

– Куда ты исчезаешь после завтрака? Ты убредаешь так далеко, что я не могу докричаться тебя! – упрекнула меня мама. – Играй возле дома!

Я, конечно, отлично слышал, когда она кликала меня, но не мог же я ей отозваться, находясь у гнезда! «Дежурство» стало моей тайной, в которую я не хотел посвящать никого. Даже маму. Казалось, это могло как-то навредить соловьям.

В одно июньское утро соловьихи на месте не оказалось. На земле, в пробившейся травке, валялись тонкие, невесомые обломки яичной скорлупы. Значит, вывелись птенцы! Да, они лежали на донышке, плотно прижавшись, сплетясь окомелками крылышек и тонкими шейками. Какими же они были беспомощно-жалкими! И страшными: головастые, голые, в синеватой кожице, с выпученными огромными темными глазами, прикрытыми полупрозрачной пленкой. Но как они помещались в своей скорлупе? Птенчики были куда больше знакомых мне яичек. Пожалуй, никому на свете не удалось бы сейчас затолкать только что вылупившихся птенцов в их прежнее тесное жилище.

Прилетел кто-то из родителей, сел на край гнезда. Птенцы замотали головками, открыли безобразно широкие, розовато светившиеся глотки. Родитель склонился, положил что-то, как в воронку, в одну из глоток и улетел. Вскоре появился другой, и все повторилось.

Соловей, занятый кормлением, пел все реже и понемногу. А потом и вовсе замолчал.

Птенцы быстро росли, покрывались серыми перышками. Они уже не вызывали жалостливо-брезгливого чувства. Большеглазые птенчики бойко выглядывали из гнезда, радостно встречали прилетавших с кормом родителей, вылезали на край.

Окоме́лки – неоперившиеся крылышки.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2018 года А. Кузнецова — Вариант 3

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 5 класс 2018 Кузнецов Вариант 3» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. А. Ю. Кузнецова, О. В. Сененко. 2018 год».

Задание 1

П..верхность оз..ра светит..ся, как ч..рное, косо поставленное зерк..ло. Ноч.. уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду. (На)зап..де ещё тле..т заря а на б..лотах бормоч..т и воз..тся журавли.

Всю ноч.. огонь костра то разгорает..ся то гаснет. Листва берё(с/з) (не)шелохнётся. Роса ст..кает по белым стволам(4). И слышно как где-то очень(1) д..леко хрипло кр..чит петух в избе лес..ника.

(По К. Г. Паустовскому )

Вечер — прекрасная пора. День догорает. Закат золотит деревья старинной позолотой. У подножия сосен уже стало темно. Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то звон слышится в лесах. Это звучание вечера.

Поверхность озера светится, как чёрное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду. На западе ещё тлеет заря, а на болотах бормочут и возятся журавли.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз не шелохнётся. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко хрипло кричит петух в избе лесника.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

догорает(2) до- — приставка -гор- — корень -а- суффикс -ет — окончание

(3) Морфологический разбор

старинной (3) (позолотой)

1) старинная (позолота) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; позолота (какая?) старинная; 2) начальная форма — старинный; в единственном числе, в творительном падеже, в женском роде; 3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Роса стекает по белым стволам. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Грамматическая основа: роса (подлежащее), стекает (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (стекает) по стволам — дополнение; (по стволам) белым — определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

ворота, досуг, километр, начался

воро?та, досу?г, киломе?тр, начался?

Задание 4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Настя — сестра Пети, озорная девочка с косичками.

Настя сущ. — сестрасущ. Пети,сущ. озорнаяприл. девочкасущ. спредл. косичками.сущ.

Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: глагол, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но не обязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

«А кто у нас сегодня дежурный?» — спрашивает Мишка.

«П?» — а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

А ты, Женька, любишь всех вокруг воспитывать?

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Слышался шум ветра, и бушевал на походной печурке старый чайник.

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Задание 8

Основная мысль текста:

Нельзя причинять горе другим, чтобы спасти от беды своих близких.

Емеля не смог загубить молодую жизнь, поняв, что оленёнок — такое же дитя, как и его внук.

Задание 9

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.

Гришука ослаб из-за болезни и нуждался в мясе молодого животного.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13-14 текста. Запишите ответ.

Задание 11

В предложениях 2-5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно» . Выпишите это слово.

Задание 12

В предложениях 16-19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2018 года А. Кузнецова — Вариант 4

При написании данной работы «ВПР по русскому языку 5 класс 2018 Кузнецов Вариант 4» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. А. Ю. Кузнецова, О. В. Сененко. 2018 год».

В п..лнейш..й т..шине зарождает..ся ра..свет. Небо (на)восток(и/е) зелене..т. Г..лубым хрусталём з..гора..тся (на)заре Венера. Это луч..шее время суток. Ещ.. всё(1) спит. Спит в..да спят ж..лтые кувш..нки спят птиц.. спят рыбы. И только медленные и бе..шумные(2) совы пронос..тся (над)костром. Они похож.. на комоч..ки бело..о пуха.

Кот..лок серд..тся и бормоч..т на жарком огне(4). Мы г..ворим ш..потом. С ж..стяным свистом прол..тают над нами утки. Туман начина..т клубит..ся (над)водой(3). Мы смотр..м как поднимает..ся со..нце бесконеч..ного летн..го дня.

Мы спим по два часа (в)сутки но (не)знаем усталости.

(По К. Г. Паустовскому)

В полнейшей тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят жёлтые кувшинки, спят птицы, спят рыбы. И только медленные и бесшумные совы проносятся над костром. Они похожи на комочки белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на жарком огне. Мы говорим шёпотом. С жестяным свистом пролетают над нами утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как поднимается солнце бесконечного летнего дня.

Мы спим по два часа в сутки, но не знаем усталости.

бесшумные(2) бес- — приставка -шум- — корень -н- суффикс -ые — окончание

(над) водой (3)

1) (над) водой — имя существительное, обозначает предмет; вода (что?); 2) начальная форма — вода; нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род, в единственном числе, в творительном падеже; 3) в предложении является дополнением (допустимо: обстоятельством).

Котелок сердится и бормочет на жарком огне. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Грамматическая основа: котелок (подлежащее), сердится и бормочет (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (бормочет) на огне — дополнение (допустимо: обстоятельство); (на огне) жарком — определение.

выздоровеешь, звонишь, начал, углубить

вы?здоровеешь, звони?шь, на?чал, углуби?ть

В траве на опушке растут маслята и сыроежки.

В предл. травесущ. напредл. опушкесущ. растутглаг. маслятасущ. исоюз сыроежки.сущ.

Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), имя прилагательное, частица.

«Когда же мы поедем на экскурсию?» — интересуется Наденька.

Ванечка, достань из подпола картошки и моркови!

Выл ветер, и капли стучали в окна террасы.

(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (З)Петя, поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.

(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (Ю)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.

(По В. Катаеву )

Петя понимает, что пришла пора прощаться с детством.

Каждый ребёнок когда-нибудь понимает, что приходит время прощаться с детством.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пете не хотелось прощаться с детством? Запишите ответ.

Петя не хотел уезжать с моря, он чувствовал «тоску расставания с прежней жизнью».

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-8 текста. Запишите ответ.

В предложениях 1-4 найдите слово со значением «утончённость, изящество» . Выпишите это слово.

В предложениях 8-10 найдите синоним к слову «вырос» и выпишите его.

Синонимы — это слова, близкие по значению.

В предложении 10 есть слово «вытянулся», которое является синонимом к слову «вырос».

ВПР по русскому языку за 6 класс 2019 года под редакцией Кузнецова А. — Вариант 2

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Ты можш беконео долго глдеть на море. Оно никогда надоест. Оно всегда разное, новое, необыое.

Оно мняея на глазах каждый час. То оно тихое, -голубое, в скольких мстах покрытое пои белыми дорожками штиля. То оно -сине, пламеое, свркающе. То оно пеня брашками. То под свежм ветром становя вдруг темным, шерстяым.

Вот налтает буря, и оно грозно пробржаея. Штрмовой(2) ветер гонт(3) крупную влну. По грифльному небу нося с криками чйки.(4) Бурные волны волкут и швыряют вдоль берга почрневший от влаги ствол дерва. Реая зелнь гризонта стоит стеной над бурыми облками шторма. Малахитовые влы прбоя, иписанные беглыми зигзагами пены, с пушеым громом разбваюя берег. Эхо разнося бронзой воздухе. Туман брыз всит кисеёй* всю высоту прбрежных обрывов.

(По В. П. Катаеву)

*кисея — тонкая лёгкая ткань.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

штормовой(2) Состав слова: шторм — корень, ов — суффикс, ой — окончание, штормов — основа слова.

(3) Морфологический разбор слова

1) Гонит (что делает?) — глагол, н.ф. — гнать. 2) Пост. — несов. вид, невозвр., переход., II спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч. 3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

По грифельному небу носятся с криками чайки. (4)

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Плат, алфавт, инструмнт, кхонный.

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

Станция Михнево — крупный железнодорожный узел Подмосковья.

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Не забудьте, дорогие друзья, поблагодарить нашего экскурсовода.

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

(1) Победитель Наполеона полководец князь Михаил Илларионович Кутузов в молодости получил тяжёлое ранение в голову, сражаясь с турками в Крыму. (2) Пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. (3) В наше время на обложках книг и журналов и на различных сувенирных изделиях мы часто встречаем изображение полководца с повязкой на правом глазу. (4) Существует популярный миф, что князь после ранения ослеп на один глаз и всю жизнь прикрывал его черной лентой. (5) Крымские экскурсоводы, показывая место под Алуштой, где произошло сражение, случается, рассказывают доверчивым туристам эту историю.

(6) Но на самом деле Михаил Илларионович и после ранения видел обоими глазами. (7) На портретах, написанных современниками главнокомандующего (например, на полотне Р.М. Волкова), черной повязки на правом глазу у М.И. Кутузова нет. (8) Нет ни одного письменного свидетельства современников о том, что князь её вообще носил. (9) Да, ранение в голову оказалось очень серьезным, правый глаз был повреждён. (10) Врачи считали чудом, что князь вообще смог выжить. (11) Кутузову пришлось долго восстанавливать своё здоровье. (12) Полтора года он лечился в Петербурге, затем продолжил лечение в Европе. (13) Будущему главнокомандующему удалось сохранить зрение, он вернулся на службу способным видеть обоими глазами.

(14) Так откуда же взялась черная повязка? (15) Считается, что она впервые появилась в 1944 году в художественном фильме «Кутузов». (16) Затем повязку на правый глаз Кутузова «надели» режиссеры-постановщики ещё одного произведения кинематографа — «Гусарской баллады». (17) По «Гусарской балладе» поставили спектакль, а потом балет. (18) И в них Кутузов тоже был с повязкой. (19) Вот так художественные произведения двадцатого века породили легенду об одноглазом главнокомандующем и о черной повязке на его правом глазу.

История о том, что М.И. Кутузов видел только одним глазом, а на другом носил повязку, не соответсвует действительности.

Кутузов не был слепым на один глаз. Эту легенду породили художественные произведения XX века.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Откуда мы знаем, что М.И. Кутузов не носил чёрной повязки на правом глазу?

На портретах, которые были написаны при жизни Кутузова, он изображён без повязки. О повязке не упоминают и его современники.

Определите и запишите лексическое значение слова «тяжёлое» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Тяжёлое — опасное, сильное, трудно излечимое.

Портфель был тяжёлый, будто в него кирпичи наложили.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «свидетельства» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

свидетельство — книжное

свидетельство — подтверждение, доказательство

Объясните значение фразеологизма взяться за ум, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Взяться за ум — стать более благоразумным, серьёзным, рассудительным.

Мой одноклассник перестал делать домашние задания по русскому языку и сильно отстал по программе. Получив «двойку», он взялся за ум и нагнал упущенное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *