Обзор царства растений
Царство растений делится на 2 подцарства – высших растений и низших растений. Низшие растения – это водоросли, высшие – мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.
Водоросли
Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом). Бывают одноклеточные водоросли.
Споровые растения
Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит), он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).
МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:
Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.
ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни, и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.
Семенные растения
Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.
ГОЛОСЕМЕННЫЕ размножаются семенами, не покрытыми оболочкой (голыми). Семена образуются внутри шишек.
Жизненные формы голосеменных – в основном деревья, кустарников мало, трав нет.
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, двойное оплодотворение, сосуды в ксилеме.
Дополнительные материалы
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
ВОДОРОСЛИВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для низших растений характерны следующие признаки
1) имеют вегетативные и генеративные органы
2) тело представляет собой таллом, или слоевище
3) имеют разнообразные ткани
4) для оплодотворения им требуется капельно-жидкая вода
5) включают одноклеточные организмы
6) группа включает водоросли и мхи
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для водорослей характерны следующие признаки
1) тело одноклеточных представителей – слоевище (таллом)
2) представлены одноклеточными, колониальными и многоклеточными организмами
3) примерами многоклеточных водорослей являются ламинария и вольвокс
4) примерами одноклеточных водорослей являются хлорелла и хламидомонада
5) бесполое размножение осуществляется спорами или частями тела
6) многие представители закрепляются за субстрат с помощью корней
Установите соответствие между водорослями и их особенностями: 1) ламинария, 2) хлорелла. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) тело представлено одной клеткой
Б) преобладает спорофит
В) относится к отделу Зеленые водоросли
Г) запасное питательное вещество – крахмал
Д) вступает в симбиоз с грибами
Е) слоевище многоклеточное
Установите соответствие между характеристиками и представителями водорослей: 1) хлорелла, 2) ламинария. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет многоклеточное слоевище
Б) в жизненном цикле преобладает спорофит
В) вступает в симбиоз с мицелием гриба в слоевище лишайника
Г) используется для биологической очистки сточных вод
Д) образует заросли на глубине до 20 метров
Е) может обитать во влажной почве
Установите соответствие между характеристикой и классификационной группой водорослей: 1) зеленые, 2) бурые. Запишите выбранные цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представитель хламидомонада
Б) крупные многоклеточные растения
В) почти все виды морские
Г) одноклеточные и многоклеточные виды
Д) в основном пресноводные растения
Е) представитель ламинария
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства бурых водорослей?
1) имеют разветвленные корни
2) распространены в морских водоёмах
3) образуют основную массу морского фитопланктона
4) содержит хлорофилл и каротиноиды
5) представляют второй трофический уровень
6) запасной продукт – полисахарид ламинарин
Установите соответствие между характеристиками и водорослями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) спорное таксономическое положение между царствами растений и животных
Б) форма хроматофора обусловливает название рода
В) образует глубоководные заросли в северных морях
Г) имеет макроскопическое строение
Д) имеет стигму и один хлоропласт
Е) служит источником йода для человека
ВОДОРОСЛИ – ВЫСШИЕ
Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хвощевидные
Б) ульвовые
В) фукусовыеГ) плауновидныеД) моховидныеЕ) багрянки
ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов,
1) одноклеточные и многоклеточные растения
2) автотрофные организмы
3) размножаются спорами
4) не имеют тканей и органов
5) относятся к низшим растениям
6) выполняют роль продуцентов в экосистеме
ВОДОРОСЛИ – МХИ
1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные
А) не имеют тканейБ) не имеют органовВ) имеют коробочки со спорамиГ) у некоторых представителей имеются водоносные клеткиД) спорофит развивается на гаметофитеЕ) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы
2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Для ламинарии, в отличие от сфагнума, характерно:
1) преобладание спорофита над гаметофитом
2) отсутствие листьев
3) наличие подвижных половых клеток
4) формирование спор в спорангии
5) отсутствие водоносных клеток
6) преобладание гаметофита над спорофитом
ВОДОРОСЛИ – ПАПОРОТНИКИстановите соответствие между особенностью развития растения и отделом, для которого она характерна: 1) Зеленые водоросли, 2) Папоротниковидные.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение представлено гаплоидным поколением
В) гаметофитом служит заросток
Г) спорофитом является зигота
Д) клетки многоклеточного растения диплоидны
ВОДОРОСЛИ – ЦВЕТКОВЫЕУстановите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Зеленые водоросли, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в клетках содержатся разнообразные пластиды
Б) хорошо развиты органы и ткани
В) в клетках может присутствовать клеточный центр
Г) образует подвижные гаметы
Д) зигота делится мейозом
Е) в жизненном цикле преобладает спорофит
ВОДОРОСЛИ – ЦВЕТКОВЫЕ РИС
Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) организм прикреплен к субстрату
Б) тело представлено слоевищем
В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды
Г) характерно семенное размножение
Д) имеют вегетативные и генеративные органы
Е) образует зимующую зигоспору
МХИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для мхов
1) наличие ризоидов
2) отсутствие проводящих тканей
3) наличие корня
4) наличие стебля и листьев
5) отсутствие спор
6) наличие цветка и плода
2. Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мхи относятся к споровым растениям.
2) Спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения.
3) У мхов впервые появляются проводящие ткани.
4) Оплодотворение у мхов не зависит от воды.
5) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов.
6) Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для мхов
1) cчитаются самой древней группой растений
2) многие представители закрепляются за субстрат с помощью ризоидов
3) примерами листостебельных мхов являются сфагнум и кукушкин лён
4) примерами слоевищных мхов являются маршанция и ламинария
5) в жизненном цикле преобладает гаметофит
6) у многих представителей развиваются спороносные колоски
Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи — это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
1) низшее2) коробочка3) семенное4) сорус5) споровое6) сфагнум7) торф8) цветковое
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображённого на рисунке растения характерны
1) развитое корневище
2) гаплоидные зелёные побеги
3) размножение, требующее присутствия воды
4) корневая система мочковатого типа
5) отсутствие развитой проводящей системы
6) развивающийся из семени спорофит
МХИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ВОДОРОСЛЕЙВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Мохообразные, в отличие от зеленых водорослей,
1) не требуют воды для размножения
2) имеют покровную ткань
3) имеют недифференцированный таллом
4) имеют доминирующую стадию – гаметофит
5) образуют коробочку со спорами
6) имеют специализированные органы полового размножения
МХИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ПАПОРОТНИКОВВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким характеристикам мхи отличаются от папоротников?
1) необходимость воды для оплодотворения
2) преобладание гаметофита в жизненном цикле
3) отсутствие корней
4) способность к фотосинтезу
5) развитие спорогона на гаметофите
6) размножение спорами
МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ
1. Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи
1) являются высшими споровыми растениями2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)3) являются многолетними растениями4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических5) не нуждаются в воде при размножении и развитии6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для мхов и папоротников характерно:
1) в размножении участвуют жгутиковые сперматозоиды
2) наличие корней
3) развитие с чередованием поколений
4) размножение не зависит от воды
5) преобладает стадия гаметофита
6) расселение и размножение с помощью спор
МХИ – ПАПОРОТНИКИ
1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидамиБ) наличие видоизмененного побега с придаточными корнямиВ) наличие большого количества водоносных клетокГ) преобладание гаметофита над спорофитомД) наличие травянистых и древесных формЕ) наличие заростка в цикле развития
2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры
3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище
4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья
5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофитБ) взрослое растение – спорофитВ) споры образуются в коробочкахГ) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьевД) из споры развивается заростокЕ) из споры развивается предросток (протонема)
6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофитБ) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганическихД) гаметофит представлен заросткомЕ) спора прорастает в предросток
7. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы
Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения
Д) расположение спорангиев на листьях-вайях
Е) спорофит питается за счет гаметофита
8. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) гаметофит представлен листостебельным растением
Б) имеет развитую проводящую и механическую ткань
В) наличие травянистых и древовидных форм
Г) корневище с придаточными корнями
Д) заросток с антеридиями и архегониями
Е) спорофит в виде коробочки на ножке
МХИ – ХВОЩИ РИСВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характеризуют сходство растений, изображённых на рисунке?
1) высшие растения
2) гаметофит преобладает над спорофитом
3) спорофит редуцирован
4) хорошо развита корневая система
5) размножаются с помощью спор
6) для оплодотворения необходима вода
МХИ – ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образует древесный ярус лесаБ) наличие стержневой корневой системыВ) преобладание в цикле развития спорофитаГ) произрастает в нижнем ярусе лесаД) наличие предростка (протонемы) в цикле развитияЕ) прикрепляется к почве ризоидами
2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите
3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник
МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ
Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
1) образуют половые клетки2) не имеют тканей3) имеют ризоиды4) являются фототрофами5) размножаются спорами6) не имеют цветка
МХИ – ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке
ПАПОРОТНИКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела папоротниковидных?
1) представлены одноклеточными, колониальными и многоклеточными организмами
2) считается, что от этой группы растений произошли древние семенные растения
3) в жизненном цикле спорофит развивается на гаметофите
4) у некоторых представителей развиваются спороносные колоски
5) гаметофит закрепляется за субстрат с помощью ризоидов
6) в строении тела имеются настоящие органы
ПАПОРОТНИКИ РИСВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) доминирующая стадия – спорофит
2) развитие из предростка
3) обитает в засушливых условиях
4) имеет придаточные корни
5) спорангии развиваются на листьях
6) имеет цветки и плоды
ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно.
1) наличие заростка
2) образование ризоидов у спорофита
3) созревание спор в спороносных колосках
4) наличие корней
5) размножение спорами
6) преобладание в жизненном цикле спорофита
ПАПОРОТНИКИ – ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формирование эндоспермаБ) образование зеленого заросткаВ) слияние неподвижных гаметГ) развитие пыльцевой трубкиД) размножение и расселение спорами
2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.Г) Жизненная форма – кустарник или дерево.Д) Придаточные корни развиваются от корневища.Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.
3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм
4. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Папоротники, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) для размножения необходима вода
Б) наличие заростка в жизненном цикле
В) образование эндосперма
Г) формирование пыльцевых зерен
Д) расположение сорусов на вайях
Е) образуют мужские и женские споры
ПАПОРОТНИКИ – ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев
ПАПОРОТНИКИ КАК И ГОЛОСЕМЕННЫЕВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников и голосеменных характерны следующие признаки:
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев
2. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие заростка
Б) редукция гаметофита до нескольких клеток
В) расселение спорами
Г) оплодотворение при наличии воды
Д) осуществление опыления и оплодотворения
Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке
ХВОЩИВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для хвощей характерны следующие признаки:
1) длинные и широкие перистые листья (вайи)
2) два типа надземных побегов: ветвящиеся вегетативные зеленого цвета, с чешуевидными листьями (летние побеги), и неветвящиеся, лишенные хлорофилла (весенние побеги)
3) на верхушках весенних побегов развиваются спороносные колоски
4) споры снабжены гигроскопическими лентами (элатерами)
5) укороченный надземный стебель, который является продолжением подземного побега – корневища
6) летом на нижней стороне листа образуются сорусы (группы спорангиев), в которых путем мейоза образуются и созревают гаплоидные споры
Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет чешуйчатые листья
2) боковые ветки корневища превращаются в клубни
3) имеет стробил на весеннем побеге
4) накапливает в клетках NaCl
5) семена образуются в стробилах
ХВОЩИ – ПАПОРОТНИКИУстановите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Хвощевидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие двух видов побегов: весеннего и летнего
Б) расположение листьев мутовками на прямостоячем стебле
В) развитие спорангиев на нижней стороне листьев
Г) распространение на почвах с повышенной кислотностью
Д) развитие спор в спороносных колосках
Е) наличие перистых листьев – вай
ПЛАУНЫВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки свойственны растению рода Плаун?
1) преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита
2) развитие ползучих побегов
3) формирование спор в спороносных колосках
4) обилие древовидных форм
5) развитие гамет внутри заростка
6) опыление ветром
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно:
1) доминирование спорофита
2) формирование весенних и летних побегов
3) опыление ветром
4) образование спор в стробилах
5) дихотомическое ветвление
6) наличие главного корня
СПОРОВЫЕ
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания споровых растений. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В жизненном цикле мхов доминирует протонема.
2) Гаметофитом папоротника является заросток.
3) У кукушкина льна антеридии образуются в спорангиях.
4) Споры плаунов развиваются в стробилах.
5) Оплодотворение у папоротников происходит на гаметофите.
СПОРОВЫЕ – СЕМЕННЫЕ
Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу
Установите соответствие между растениями и способами их размножения: 1) семенами, 2) спорами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) можжевельник
Б) лиственница
В) пырей
Г) сальвиния
Д) плаун булавовидный
Е) сфагнум
СЕМЕННЫЕ
Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная2) клевер ползучий3) плаун булавовидный4) олений мох5) хвощ полевой6) лук репчатый
ГОЛОСЕМЕННЫЕВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Благодаря опылению и оплодотворению у голосеменных растений происходит
1) перенос мужского гаметофита ветром
2) слияние спермия и яйцеклетки
3) образование триплоидного эндосперма
4) слияние спермия и центрального зародышевого мешка
5) формирование плода
6) образование зиготы
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны
1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки свойственны отделу растений, имеющих изображённый на рисунке орган?
1) семена с триплоидным эндоспермом
2) необходимость воды для оплодотворения
3) жизненные формы – деревья и кустарники
4) расположение семязачатков открыто на чешуях
5) наличие в цикле развития стадии протонемы
6) опыление посредством ветра
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растения, изображенного на рисунке, характерно
1) размножение семенами
2) опыление ветром
3) двойное оплодотворение
4) преобладание в цикле развития бесполого поколения
5) наличие гетеротрофного питания наряду с автотрофным
6) образование цветков с большим количеством пыльцы
Установите соответствие между характеристиками и шишками сосны, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) укороченный побег сосны с чешуевидными и игловидными листьями
Б) мужские шишки
В) женские шишки первого года
Установите соответствие между характеристиками и шишками сосны, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) женские шишки второго года с созревающими семенами
Б) желтые (от пыльцы) мужские шишки
В) готовые к опылению шишки
Г) готовые к распылению пыльцы шишки
Д) шишки с отогнутыми чешуями, на которых находились семена
Е) шишки с отогнутыми чешуями, на которых находятся семязачатки
ГОЛОСЕМЕННЫЕ В ОТЛ. ОТ ПАПОРОТНИКОВВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Голосеменные растения, в отличие от папоротникообразных,
1) образуют семена
2) нуждаются в воде для оплодотворения
3) представлены в основном древесными формами
4) образуют пыльцу
5) имеют доминирующую стадию жизненного цикла – спорофит
6) имеют проводящую систему и корни
ГОЛОСЕМЕННЫЕ – ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные
А) участвуют два спермияБ) участвует один спермийВ) образуется триплоидный эндоспермГ) яйцеклетки развиваются в женских шишкахД) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка
2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревьяБ) жизненная форма – травы, кустарники, деревьяВ) имеются специальные органы для вегетативного размноженияГ) отсутствуют специальные органы для вегетативного размноженияД) ксилема представлена сосудамиЕ) ксилема представлена трахеидами
3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов
ЦВЕТКОВЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит
1) формирование пыльцы
2) образование семязачатка в завязи пестика
3) формирование заростка с ризоидами
4) двойное оплодотворение
5) формирование гаплоидного эндосперма
6) расселение с помощью спор
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки покрытосеменных растений.
1) Оплодотворение происходит с участием воды.
2) Спорофит представлен спорангием со спорами.
3) Гаметофит представлен пылинкой или зародышевым мешком.
4) Характерно двойное оплодотворение.
5) Семена располагаются открыто на чешуях побегов.
6) Встречаются все жизненные формы.
3. Выберите три верных ответа из шести. Покрытосеменные, в отличие от растений других отделов, имеют
1) плоды с семенами
2) разнообразные цветки
3) семязачатки внутри завязи пестика
4) корни, стебли, листья
5) видоизмененные побеги
6) развитые механические и покровные ткани
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображён на рисунке?
1) образуют семена
2) нуждаются в воде для оплодотворения
3) имеют только придаточные корни
4) доминирующая стадия – спорофит
5) подавляющее большинство форм – древесные растения
6) мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном
ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:
1) Способны образовывать обширные леса2) Характеризуются многообразием жизненных форм3) Размножаются семенами4) Опыляются насекомыми и птицами5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы6) Образуют сочные и сухие плоды
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями2) содержат хлоропласты с хлорофиллом3) имеют цветки и соцветия4) образуют плоды с семенами5) представлены тремя жизненными формами6) размножаются семенами
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов2) наличие в клетках хлоропластов3) симбиоз с бактериями и грибами4) наличие цветка5) двойное оплодотворение6) размножение семенами
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, заняли господствующее положение на Земле в связи с тем, что у них
1) появился орган размножения – цветок
2) размножение зависит от наличия в окружающей среде воды
3) размножение осуществляется семенами
4) разнообразные жизненные формы
5) возможно опыление насекомыми
6) появились разнообразные ткани
Проанализируйте таблицу «Отделы растений». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из представленного списка.
1) заросток
2) овёс
3) фасоль
4) мохообразные
5) коробочка (спорогон)
6) двойное оплодотворение
7) водоросль
8) хвощ полевой
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит вегетативную клетку (ядро)
Б) имеет микроскопические размеры, в клетках происходит фотосинтез
В) содержит два спермия
Г) развивается из протонемы (предростка)
Д) является результатом трёхкратного деления макроспоры митозом
Е) образуется в пыльниках
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) орган, характерный для высших споровых растений, кроме папоротниковидных и моховидных
Б) является неспособным к самостоятельному существованию спорофитом
В) образует половые клетки
Г) имеет покрывальце
Д) развивается из споры
Е) развивается на гаметофите
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) структура, процессы на(в) которой проходят с обязательным участием капельножидкой воды
Б) мужской репродуктивный орган
В) весенний побег
Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Среди хвойных растений нет травянистых форм.
Б) У папоротников гаметы образуются в результате мейоза.
В) Эндосперм голосеменных растений является видоизменённым женским гаметофитом.
Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Летние побеги у хвоща полевого развиваются из корневища и образуют спороносные колоски.
Б) Преобладающее поколение в жизненном цикле кукушкина льна такое же, как в жизненном цикле плауна-баранца.
В) Среди ныне живущих папоротников есть древовидные формы.
Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Гаметы у мхов образуются в результате митоза.
Б) Для хвоща полевого характерны спорангии, расположенные на нижней стороне листьев.
В) Из споры папоротника развивается спорофит.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
5) сфагнум
6) ламинарию