Темы диктантов для 7 класса:
Диктант В доме у Никитина А. Чехов (98 слов)
Контрольные диктанты по четвертям.
Контрольный диктант за I четверть по теме «Причастие»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Причастие»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
«Аленушка» В.П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.
В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.
Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.
1. Подчеркните в тексте причастные обороты, определите время, вид, обозначьте суффиксы.
2. Выполните синтаксический разбор: 1 вариант – 6 предложение;2 вариант – последнее предложение.
3. Выполните морфологический разбор: 1 вариант – написана;2 вариант – придал.
Контрольный диктант за II четверть по теме «Деепричастие»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Деепричастие»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.
Грамматическое задание1. Для обоих вариантов. Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
2. Морфологический разбор деепричастия.1 вариант – зарябив;2 вариант – затаив.
3. Синтаксический разбор:1 вариант – Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. 2 вариант – Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу.
Контрольный диктант за III четверть по теме «Служебные части речи»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Служебные части речи»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Случай с гусями
Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх.
1. Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом.2 вариант – Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами.
2. Выполните морфологический разбор предлога: 1 вариант – в течение (последнее предложение);2 вариант – из-за (2-й абзац).
3. Трижды используя данное предложение, составьте сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами. Составьте схемы предложений: 1 вариант – За окном лил дождь.2 вариант – Шёл сильный снег.
Итоговый контрольный диктант
Цель: проверить уровень качества знаний в целом.
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.
1. Обозначьте морфемы в словах: Вариант 1 – сверху, свесившейся, перистыми; Вариант 2 – изредка, освещение, гигантскими.
2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.
3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДОМ ДЛЯ БРОДЯГ
Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетённых в монотонные дни. Сюда
входит постоянное напряжение, блики солнца на воде, минутные вспышки опасности и берега, заваленные
Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. Лебедь летел высоко над этой
неизвестно куда ведущей протокой, летел медленно, торжественно. Освещённый закатившимся солнцем, он
был красного цвета. Красный лебедь и красный горный хребет над чёрной тайгой.
Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать. Я вытащил её
подальше от воды, наносил дров, натянул палатку и заварил крепчайший чай со сгущёнкой из своего
Утром небо прояснилось. Вдоль реки дул ледяной ветер, но уже без дождя и снега. Пора было плыть
дальше. Мне нужно было доплыть километров тридцать и разыскать избушку метеостанции в хаосе воды,
островов и сметённого паводком леса.
(По О. Куваеву) (140 слов)
Задания к тексту:
1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2) Подберите синоним к слову из последнего предложения.
строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч,
закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чегото. Вдруг на кленовый лист
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд
леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая
течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых
2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.
Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Коегде
останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив
хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без
надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не
указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо
удерживала ещё несколько мощных сучьев.
Прилетая из леса, птицы почемуто никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили чтото,
чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка,
выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья.
Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее,
связывает настоящее с будущим.
(По В. Быкову)
Мой дом стоит в густом саду, но почемуто отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол западня
для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на
друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты
играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между
кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке
в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка,
Цепной пёс Дивный давнымдавно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди
по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, повидимому, и
(По К. Паустовскому)
Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас изпод ног, тотчас
исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на
это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами
длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение
некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледноголубого неба смутно
выступит сквозь редеющий пар. Золотистожёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять
всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день,
когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и
исчезают в голубой сияющей вышине.
1) Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
2) Подчеркните производные предлоги.
Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лисамать ухитряется
командовать своей детворой, не издавая звуков.
Этот немой язык интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не
слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.
Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой
полной тишине они, повидимому, очень хорошо понимают друг друга.
В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают
драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы
далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда
и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.
1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему (по вариантам).
2) Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.
Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какието
птички шныряли с необыкновенной быстротой.
Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до
меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось перебраться через эту
проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать , а пришлось
всётаки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.
Дальше путь пошёл легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из
освещённого жилья, то попадёшь в чёрную тьму.
Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На
высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и
черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой
Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не
интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным
стало чувство слуха.
(По А. Куприну)
1) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
2) Какой частью речи является слово из первого предложения третьего абзаца?
3) Подчеркните все частицы.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД.
с дополнительным (грамматическим) заданием
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно
хорошо в самом густом ельнике, гденибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и
узорчатыми лишаями, коегде проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся
лапчатые ветви деревьев кажутся какимито гигантскими руками. Сказочно
фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые
вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает
(По Д. МаминуСибиряку) (132 слова)
1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка,
освещение, гигантскими (II вариант).
2. Выпишите 23 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое
3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи
4. Произведите синтаксический разбор 1го предложения (I вариант); предложения
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная
трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести.
Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в
луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по
утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный
самовар и картины на стенах.
Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был
известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах.
Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: “Работа
Тихон хлопотал часто без толку, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие
деревья, пилил их и колол на дрова.