Растения изменяются под влиянием руки человека(4). Человек переносит не только культурные растения, но и дикие в другие места, далеко от их родины. И встреченный в поле или на дороге сорняк вдруг оказывается памятником(2) древнего события. Как воспоминание о взятии Парижа русскими войсками в тысяча восемьсот четырнадцатом году осталось сорное растение свербига, семена которого вместе с сеном для лошадей завезли во Францию казаки. О грозном событии говорят заросли аира на берегах Чудского озера. Аир — источник чудесных восточных ароматов. Татары занесли аир с юго-востока, так как царство их простиралось по всей Руси. Так загадочно, на первый взгляд, появились растения, которые(3) мы часто видим, но которых не знаем.
Март — первый месяц весны, он всему лесному году начало. Снег в лесу ещё глубокий, на открытых местах рыхлый. Небольшие сугробы блестят и радужно искрятся на свету. (4) С веток деревьев вдруг падают(3) огромные шапки снега, а в солнечные дни от деревьев разбегаются длинные синие тени. На реках и прудах образовались первые полыньи.
Под серебряной корочкой наста пробивают себе дорогу ручейки. На крышах ночью вырастают огромные сосульки, а днём на них красиво играет солнце. В лесу уже запылил орешник(2). Легонечко стукни по его веткам — в воздухе сразу же повиснет нежное жёлто-зёленое облачко. На согретых солнцем взгорках и откосах выскочили золотые солнышки мать-и-мачехи. Изменился цвет коры осины. Её стволы стали зеленовато-серыми. (По Н. Коростелёву)
Петя проснулся, оделся и вышел на воздух. В холодной тени было всё: сад, степь, двор. Солнце всходило из моря, но высокий обрыв заслонял его. На Пете был праздничный костюм: шерстяная синяя матроска, длинные чулки и круглая соломенная шляпа. За лето он загорел, привык ходить босиком по колючкам, часто купался. На берегу обмазывался красной глиной и становился похож на краснокожего. И после этого приволья ходить в шерстяной матроске, в неудобных ботинках, в большой соломенной(2) шляпе, резинка которой натирает(3) уши и давит горло!.. Петя снял шляпу и забросил её за плечи.(4) Ему вдруг стало тяжело и грустно, что он почувствовал себя чужим в этом пустынном мире раннего утра. (По В. Катаеву)
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Я шёл по просёлочной дороге среди лесов и холмов. От дороги я свернул на какую-то тропинку, и она привела меня в широкий зелёный дол. Здесь росли черёмухи с могучими стволами и светлые берёзки. (4) Одна берёза была больше и старше других — мать им или бабушка. Эта раскидистая берёза с плакучими ветвями вырастала из невысокого косогора и припадала к колодцу с двускатной крышей. На вершине крыши сидела чудесная деревянная птица. А из-под колодца выбивалась река. Да, под колодцем пролегает(3) неширокая бетонная(2) труба. А из неё течёт вода. Я умылся, развязал рюкзак, достал хлеб и отведал воду из колодца. Она была чистая и вкусная. И усталость мою как рукой сняло! (По С. Романовскому)
Снега́ ещё не тают, глубоко лежат по оврагам. (4) Крепкий утренний морозец покрывает всё вокруг причудливым инеем. Зима словно хочет понравиться напоследок. Но поднимается солнце, и нехотя осыпаются серебристые(2) снежинки. Крепко ещё сковывает по ночам снежные сугробы зима. А то вдруг среди тихого и ясного дня, который уже па́хнет весной, набегут тёмно-серые тучи.
Заплачет вьюга в проводах и вновь быстро заметёт дорогу. Но это ненадолго, ведь духа у зимы уже не хватает. Зима не хочет уступать румяной весне, но чувствует в ярком солнце неизбежность своего конца. И плачет(3) она на пригреве мутными жемчужными слезами об утраченной силе, но не поможешь её горю. Каждому времени года настаёт свой черёд. (По Е. Цурикову)
Когда полоска копотного пламени разгорелась в самодельной лампе-«сталинградке» и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютно обжитым. В нишах глиняных(2) стен, на матрацах, сделанных из набитых душистым сеном плащ-палаток, были две аккуратные постели. Молодые берёзки стояли по углам, как объяснил лётчик, «для духу». Над постелями в земле были вырыты ровные уступы. Там лежали стопки каких-то книг и бритвенные принадлежности. На столе стоял небольшой котелок с лесной малиной. От малины, от свежих берёзок, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шёл жизнерадостный запах. Лётчик сел на койку и о чём-то задумался.(4) Затем начал рассказывать. Удивительная повесть этого человека так захватила(3) меня, что я старался записать её как можно подробнее.
На утренней(2) заре холодная роса приятно обжигала босые ноги. Галя на одном дыхании добежала до тёмно-синей реки и глубоко нырнула в неё. Девочка плыла рядом с галечным дном, касалась его кончиками пальцев и слышала прерывистый стук своего сердца. В этом месте Галя знала(3) каждый донный камешек, и это знание было радостным.
Иногда она выныривала, набирала полную грудь воздуха и опять уходила на дно, пока течение не уносило её к живунам — подводным родникам. Здесь, у свежей воды, любили держаться небольшие рыбёшки. Тут им было привольно. Живуны и рыбки задевали Галю, щекотали её. (4) Она смеялась, выныривала. И сквозь длинные волосы, как сквозь водоросли, что-то кричала восходящему солнцу. (По С. Романовскому)
Информация
Что ты хочешь узнать?
Физкультура и спорт
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
Тихая и тёплая заря занималась над землёй. На краю неба ещё догорали звёзды. Варюша пошла к лесу. На опушке девочка остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики? Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками. Голубовато-белые подснежники качались, кивали заре.(4) Каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел.
Тотчас высоко на берёзовых(2) ветвях в золотом свете зари запела(3) иволга. Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала и улыбалась. Её обдало ласковым ветром, что-то прошелестело рядом. Мимо прошёл кто-то таинственный, отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась неугомонная кукушка. Варюша не знала, что мимо неё прошла весна. (По К. Паустовскому)
Призывный сигнал трубы поразил экипаж шхуны. Разговоры прекращены, все смотрят на скалу, откуда доносится резкий звук. Неожиданно выплывает(3) дельфин, на спине которого, как на лошади, сидит верхом странное существо. У него тело человека, но кожа отливает нежно-голубым серебром. Кисти и длинные(2) пальцы с перепонками напоминают лапы лягушки. Огромные, словно старинные часы-луковицы, глаза ярко блестят.
Странное существо держит в руке длинную витую раковину. Оно смеётся, кричит что-то на испанском языке и пришпоривает бока дельфина ногами. Тот, как скаковая лошадь, прибавляет скорость. Ловцы жемчуга невольно вскрикивают. Удивительный наездник с быстротой ящерицы соскальзывает под воду.(4) Этот весьма необычный выезд длился минуту, но зрители ещё долго не могут опомниться от изумления. (По А. Беляеву)
Ещё только на́чало припекать весеннее(2) солнышко, ещё не зацветает(3) ярко-жёлтыми соцветиями верба. А солнечным мартовским днём уже слышится тетеревиное бормотание. Усядется такой краснобровый косач в кроне какой-нибудь берёзы, пригреется под солнечными лучами и затянет свою песню.
Его песня — это гимн весне, любви. Тетерева в марте готовятся к весенним игрищам, распеваются. (4) Самое время тетеревиных токов приходится на середину апреля. Найти тетеревиный ток весной легко. Птичье бормотание слышно далеко по округе. Тока́ могут располагаться на зарастающих вырубках, на полянах и даже на полях близ жилья человека. Обычным местом для тока считается моховое болото, которое заросло подлеском. Если вы нашли тетеревиный ток, то сходите послушать те́ терева на утренней заре. (По О. Трушину)
С рюкзаком за плечами и удочками я медленно брёл по берегу извилистой речонки(2) в поисках хорошего рыбного(3) места, но мне всё не везло. Собираться домой ещё рановато. Я не терял надежды и всё шагал вниз по течению. Умаялся и присел на взгорок у светлой заводи. Глянул сверху на песчаное дно: вот пронеслась стайка краснопёрых окуньков.
Юркнула плотва, сверкнула серебряным боком. Возле небольшой замшелой коряги притаился щурёнок. Я размотал леску и забросил крючок с наживкой. Чуть слышно чмокнул поплавок. На миг зеркальную гладь покрыли круги, и всё стихло. Долго ждать не пришлось. Поплавок вздрогнул, крутнулся и погрузился в синевато−бурую воду. Я подсёк и выбросил на берег крупного окуня(4) (По А. Баркову)
Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его обойдёшь за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды.
Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почву болотной колыбели.
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.
В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки. Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией. Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи. Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливая небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины. Вдруг хрустнул снег. Это вышагивает дымчато-серый лось.
Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается. Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнявшись на задних лапках. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин. Лось стоит среди снегов, сияющих от лунного света, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря освещала розовым светом нашу спальню. Через окна комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Раскаты грома не смолкали ни на минуту, сковали нас и держали в состоянии страха. Казалось, какая-то сила снесёт наш домик, который стоял на высоком берегу и не был ничем защищён от ветров. Когда мой испуг прошёл, я тихо уснул в своей кроватке. Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава. Заливались на разные голоса, пели птицы.
Невысокий дом стоял в сосновом(2) лесу. От сосен всё лето тянуло жаром, и дом рассохся. Этот деревянный дом Чайковский любил. Но скрипучие половицы — предмет недовольства композитора. К роялю легко не подойдёшь: надо через них переступить. Со стороны это выглядело забавно.
Композитор пробирался к роялю, прищуривал глаза и рассматривал половицы(4). Иногда ему удавалось пройти так, чтобы ничего не скрипнуло. Пётр Ильич усмехался и ликовал: «Победа!» Небезопасное путешествие позади,а сейчас начнётся что-то удивительное. Дом запоёт(3) от необычных, но прекрасных звуков рояля. На дивные звуки отзовётся в старинном доме всё: лестница, двери и люстра, потерявшая половину хрустальных листьев. Любая музыкальная тема разыгрывается этим домом как чудесная симфония. (По К. Паустовскому)
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки. Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь, затаившаяся на зиму и теперь желающая взять своё. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники. Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.
Лес готовится(3) к зиме: опустел, приуныл. А зима спешит и с каждым днём продвигается всё дальше на юг. На Кавказе ещё осень. И в лесу можно увидеть много интересного. Каштан — одно из самых красивых деревьев в лесах Кавказа. Деревья эти необычны. Три раза меняется у них цвет листьев.
Весной, когда распускаются, они коричнево−красные, летом светло−зелёные, осенью золотисто-жёлтые. Во время цветения каштан украшают «свечи» — желтовато−зелёные соцветия. К концу октября собирают плоды каштана — орехи. Их употребляют в сыром виде. А ещё их варят, жарят. Но не только этим прославился каштан. У него ценная(2), очень твёрдая и прочная древесина. Постепенно она темнеет и приобретает красивый цвет.(4) (По Т. Горовой)
Багряный диск солнца тонет в огненном закате. Небесный свод преображается и расцветает. В горящей вышине смешиваются все цвета: алый, жёлтый, светло-лиловый. День неспешным шагом уходит(3) в вечность. Закатный горизонт горит и плавится. Где-то играет флейта. Звук её птицей летит над землёю, над морями и горами. Летит на незримых, но таких сильных крыльях. И всё летит вместе с ней. Небесный пожар догорает. Необыкновенное волшебство уходит, разносится лёгкой туманной дымкой.(4) Серые тучи каким-то нездешним покрывалом затягивают неяркие звёзды. Наступают царственные сумерки. Мир погружается в сонную(2) пучину. Тёплая летняя ночь поглощает округу. Каменные утёсы вздымаются ввысь. На их вершине мерцает огненная корона. Это не обычное явление, а нечто таинственное и загадочное.
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб. Но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе. Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду.
Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился. Но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь. Вскоре с улицы прибежала Наташа. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Я неожиданно увидел яблоньки, малинник с уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.
Модест Мусоргский − один из величайших русских композиторов. «Где находится его музей?» − спросишь ты. Отправимся в путь по шоссе Москва−Рига. Доедем до села Карево. Здесь располагается небольшая усадьба, в ней родился композитор. Всё тут, как прежде. Растёт старая ива у прудика, кусты бледно−розовой сирени у деревянного дома.
Извилистые тропинки и дорожка бегут от него к озеру.(4) Сохранилась и просёлочная дорога, но по ней никто не ездит. С холма открывается удивительный вид. У местных(2) жителей существует такое предание. Музыкант любил(3) с этого холма любоваться неглубоким, но широким озером с многочисленными островками на нём. Приволье, необъятная ширь, закатный луч солнца остались в музыке и восторженной душе русского композитора. (По Е. Нестеренко)
Хребет, покрытый сосновым лесом, врезается(3) в город с юга. Он разрубает на две части солнечную окраину. Слева раскинулся новый район восточных улиц. Справа белеет какой-то многоэтажный посёлок. Горы небольшие. Есть здесь и каменные зубцы, и гранитные обрывы.(4) Много вершин, на которые могут подняться даже совсем маленькие мальчишки. Здесь сосны расступаются, открывают поляну. В метёлках высокой травы греются под солнцем валуны, похожие на спящих слонят. Зеленовато-серый мох покрывает их спины узорчатыми(2) чешуйками. Сквозь поредевший лес увидишь дома, и ленточку асфальта, и троллейбус на этой ленточке. Если подняться на большой валун, то можно увидеть, как темно-зелёные горы приближаются к юго-западу. Они окутываются синевой и сливаются на горизонте с морем синего леса. (По В. Крапивину)
Сегодня я пришёл в лес с раннего утра.(4) Обильная роса сыплется на мои сапоги, и они становятся чёрными и блестящими. Солнце озаряет верхушки деревьев, затем вливается тонкими струйками в просветы между ветвями, блистает на траве, загорается в крошечных водяных шариках росы. Семейство лисичек разместилось(3) возле упавшего дерева. Оно заросло слоем жёлто-зелёного мха, и лисички уютно расположились в этом мягком одеяльце. Большие красуются золотистыми(2) шляпками, а крохотные только выбираются из-под прошлогодней листвы. Рядом замерла изящная ящерка. Она почти не выделяется в травяной чаще, но глазки-бусинки зорко следят за моим глянцевым сапогом. Не хочу её беспокоить и отхожу прочь. Прощай, красавица ящерка, доброго тебе дня!
Пошли мы на охоту. Я, сынишка мой и Джим. Джим — это собачка наша. Небольшой и коротконогий, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачонка, хоть и старенькая(2). Всякую дичь разыщет(3), на крыло поднимет. Подранка поймает, прихватит и осторожно, не помяв ни пёрышка, отдаст прямо в руки.
С собаками Джим не дерётся, никого во дворе не искусает. (4) Всем знакомым людям при встрече хвостиком машет и по-собачьи, приветливо улыбается. На охоту мы в тот раз сухой осенью засобирались. Уже вся листва с деревьев опала, а дождей ещё не было. В это время охотиться в лесу всего трудней. Высохший лист гремит под ногами, и дичь тебя далеко слышит. Даже увидеть тебя может сквозь поредевший, безжизненный кустарник. (По В. Бианки)
Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях. В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло восьмисот тридцати тысяч.
В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. Погибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек. Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия.
Пришла зима — с длинными ночами, трескучими морозами и колючими метелями. Холодным дыханием она остановила быстрые речки, сковала ледяным панцирем озёра, укутала(3) в пушистые шубки ёлочки. Мороз идёт по земле, постукивает посохом, похлопывает рукавицами, и его твёрдая поступь отзывается в снежном безмолвии полей. Лес таинственно замер и слушает зимнюю тишину. (4)
Стайки кирпично-красных клестов перелетают с одной ели на другую и раскачиваются на деревьях. Ватага свиристелей с мелодичными трелями, серебряными колокольчиками, которые звучат в морозном(2) воздухе, опустилась на невысокую рябину. Птицы торопливо и жадно клюют плоды. Ловко шныряют свиристели по веткам кустов, часто соскакивают на снег, поднимают свои розовые хохолки, а некоторые вступают в перепалку с кормящимися здесь дроздами. (По В. Ососкову)
Дачный поселок расположился на песчаной(2) горе у самого моря. За деревянными домиками раскинулся сосновый бор. Внизу, под горой, серая лента шоссе. По одну её сторону заросли малины, черёмухи. По другую − песок, зелено-голубая осока, источенные водой камни и море. Море неспокойное, но прекрасное.
Оно волнуется, вздыхает. Это ветер треплет его пенистые волны, и они выплёскиваются на берег. А бывает, заспорит(3) (возможно: заспорят(3)) о чем-то море с ветром. Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4) Словно желая их приободрить, загудят на горе́ сосны: они ведь тоже с неистовым ветром не ладят. Но чаще всего море спокойно и блестит, будто его начистили. В такие дни виден Кронштадт. Он за горизонтом, и поэтому кажется, что трубы судоремонтных верфей выходят прямо из воды. (По Р. Погодину)
Однажды я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи в овраге, блестели ярко-синие озёра. Неподвижный воздух был горяч и красноват. Я увидел, что приближается тучка. Она росла на вечернем(2) небе и казалась средневековым городом. Несильные, но раскатистые звуки грома долетали издалека.
Прошумел ветер, донёс серебряные брызги дождя. (4) Я пригляделся и узнал знакомые места: заливной луг, песчаный косогор и тропинку в парк. «Неужели это Михайловское?» – обрадовался я. Я изъездил почти всю страну. Но ничто не волновало моё сердце так, как эта земля. Михайловское – родово́ е поместье А.С. Пушкина. Здесь легко представляешь, как по этим простым(3) дорогам, по узловатым корням шагал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
Перед утренней(2) охотой лисица всегда ищет местечко для отдыха. (4) Где-нибудь в прошлогодней траве, чтобы самой всё видеть, а её не видел никто. Такое укромное место Рыжуха давно отыскала(3). Солнце неторопливо вставало. Пора было передохну́ть, но лисица не хотела останавливаться. Очень много мышей в поле! Через снег слышался их писк, и тогда Рыжуха добиралась до добычи и сначала играла с ней. Отпустит мышку, упадёт перед ней на живот, поймает — отпустит. И так — пока не надоест. Морда Рыжухи испачкалась, подушечки лап горели, самое время было прилечь. Возраст у лисицы далеко не юный, и в огненно-рыжей шубке уже проглядывает седина. Лисица утомилась и легла отдыхать. (По С. Романовскому)
Из-под колёс машины летят пыль и белая галька. (4) За каждым поворотом нас ожидает что-нибудь новое. Вот вынырнул крепкий мост, за которым блестят крыши невысоких деревянных(2) домов, а внизу бушует горная речка Стеклянуха. Перекаты в ней — один за другим, а в некоторых местах вода закручивается в воронку.
Самое незабываемое время на всех горных реках Приморья — осень. В эту пору пляж краснеет(3) от листвы, хмурые тучи застилают голубое небо. А в реках косяками идёт лосось. Мощные рыбины разрезают речную воду, рвутся вверх по реке, туда, где они появились из икринок. Ход лосося — одно из самых ярких зрелищ на горной реке. От цветного наряда рыбы вода становится огненно-красной, будто горит. (По В. Серебренникову)
Берёза очень созвучна русской природе и русской душе. Когда она надевает(3) свой светло-зелёный наряд или осыпается золотой листвой, нет её краше. Весенней порой берёза распускается самой первой. А перед морозами она последней сбрасывает листву. Светом и каким-то необыкновенным теплом одаривает она людей. Берёзовые дрова долго горят в печи и не коптят.
(4) Жар от них самый горячий. И лучину, которой на Руси освещались крестьянские избы, делали из берёзы. Весной пылят берёзовые серёжки. Длинные, буро-зелёные — это мужские, короткие — женские. А осенью разлетаются семена с прозрачными, словно слюдяными, крылышками(2). В первые годы берёзка растёт медленно, но потом другие деревья за ней не поспевают. Вот почему в березняке нет ёлок и осин. (По С. Черкасовой)
Октябрь — удивительный месяц. Вся природа чувствует приближение зимы. Город и лес заполняются неясными звуками. Шумят, переливаются золотом осенней листвы старые клёны.(4) Всё прозрачно, свежо, прощально и загадочно. Ветер осенью особенный. Он любит играть с листьями, кружить их в сказочном вальсе и нежно опускать на землю.
По дорожкам сада метёт необыкновенная багряная метель. Идёшь по разноцветному ковру и слышишь странный шорох. Это листочки прощаются с нами до весны. И птицы поют последнюю песню о лете. Эта грустная и душевная песня сливается с негромкой музыкой дождя. Капли неспешно падают(3) на тёмно-серые ветви деревьев и разлетаются вокруг мелкими брызгами. Кажется, что это не капли дождя, а лёгкий серебряный(2) град.
Пришла зима – с длинными ночами, трескучими морозами и колючими метелями. Холодным дыханием она остановила быстрые речки, сковала ледяным панцирем озёра, укутала(3) в пушистые шубки ёлочки. Мороз идёт по земле, постукивает посохом, похлопывает рукавицами, и его твёрдая поступь отзывается в снежном безмолвии полей.
Лес таинственно замер и слушает зимнюю тишину. (4) Стайки кирпичнокрасных клестов перелетают с одной ели на другую и раскачиваются на деревьях. Ватага свиристелей с мелодичными трелями, серебряными колокольчиками, которые звучат в морозном(2) воздухе, опустилась на невысокую рябину. Птицы торопливо и жадно клюют плоды. Ловко шныряют свиристели по веткам кустов, часто соскакивают на снег, поднимают свои розовые хохолки, а некоторые вступают в перепалку с кормящимися здесь дроздами. (По В. Ососкову)
В апреле на полях тает последний снег. В оврагах звенят весенние ручьи и ломают лёд.(4) Запахи пробудившейся ото сна весны витают в воздухе. Надуваются у деревьев смолистые(2) почки. Приветствуют весну вернувшиеся из далёких стран перелётные птицы: скворцы, грачи. В ярко-синюю небесную даль взлетают голосистые жаворонки, поют свою приветственную песню. Это особенный час в русской природе. Незаметные голубые ворота неба распахиваются и приветствуют косяки птиц. С весёлым криком возвращаются они в родные гнёзда. В лесу тоже шумно и радостно. Прикоснёшься к берёзке, и падает(3) на землю прозрачная капля. Слышится стеклянный звон. Вот кто-то хрустнул веткой. Ты замираешь, прислушиваешься к шёпоту проснувшейся земли. И опять ничто не нарушает покой леса. (По И. Соколову-Микитову)
В лесной чаще торопится к своей норе бесстрашный ёж. Ежи — хорошие охотники и собиратели, но осенью у них мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свернулись скользкие змеи. Трудно находить жуков и лягушек. В осенние(2) дни готовится хлопотливый ёж к неизбежной встрече с зимой. Таскает он в нору под гигантским пнём душистые листочки и рыжевато-зелёный мох — стелет зимнюю постель. Скоро заберётся(3) ёж в уютное логово и уснёт. (4) Придёт зима, прикроет его нору снежный сугроб. Под ним, как под тяжёлым одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его, никакие звуки и шорохи не разбудят. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться чудесные ежиные сны. (По И. Соколову-Микитову)
Пояснение.
1. Распознавание стилистически окрашенного слова: толпа.
2. Толпа — группа, публика.
Могут быть подобраны другие синонимы.
Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта. Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень. Мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся на холме над озером. Зелёный луг опять принял нас в свои молчаливые объятья. Горы на другом берегу уже не туманились. Всё ближе подступали холмы, разделённые узкими лужками. Временами в ущельях раздавался топот конских копыт, и табун, одичавший и объевшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его привлекло ржание наших лошадей.
Сияет снег, слепит глаза. Деревья застыли в оцепенении и не дышат. Идёшь по тропке, и в ушах слышится нарастающий звон безмолвия. Вдруг лёгкий шорох заставил меня обернуться. Поляну большими скачками пересекала белка.(4) Пушистый, красивый зверёк остановился на кочке и замер, словно предлагая полюбоваться собой.
Я стоял неподвижно, боялся испугать рыжую красавицу и чувствовал, как размягчается душа, наполняется добротой(2) сердце. От красоты люди становятся искренними, отзывчивыми друг к другу и к природе. Белочка покрутила изящной головкой с острыми ушками и вскочила на раскидистое дерево. Оттуда перемахнула на высоченную сосну и затерялась(3) между чёрными стволами. А я шёл и радовался, что рядом скачет по ветвям маленькая лесная хозяйка. (По В. Николаеву)
Хорошо было в лагере! Возле нашего домика росли высокие рябины, крепкие дубы, величественные липы с вороньими гнёздами. Вороны вились над липами и непрестанно кричали. (4)
А потом солнце убежало за лес. Облака на небе разгорелись яркокрасным пламенем. Если бы у меня были краски, я бы нарисовал картину: вверху замерли облака, а внизу наш самовар. А от самовара поднимается дым прямо к облакам, как из пароходной трубы.
Потом всё переменилось(3), будто мы попали каким-то чудом в другие края. Самовар вскипел. Мы принесли его в комнату, сели пить чай. В окно налетели ночные(2) бабочки. Они кружились вокруг лампы, будто плясали. Красота необыкновенная! Тихо так, только самовар на столе шумит. (По Н. Носову)
Константин Эдуардович Циолковский — блистательный учёный, изобретатель ракеты. В Калуге над Окой возвышается деревянный дом-музей. Узкая лестница в нём поскрипывает и ведёт в кабинет учёного. Здесь он сидел в нешироком, но уютном кресле у раскрытого окна, зябко кутался в шерстяной плед.
Просторная(2) комната служила изобретателю кабинетом и мастерской. Никто не удивляется разнообразным моделям и каким−то непонятным приспособлениям. Ведь ты в гостях у человека, который верил в межпланетные полёты. Ты словно слышишь(3) негромкие слова учёного: «Первыми в далёкие миры полетят русские!» Слова сбылись! Мы запустили искусственный спутник, полетели в космос.(4) Задолго до этого автор научно-фантастических книг А. Беляев описал внеземную станцию «КЭЦ». Так зашифровано имя известного учёного. (По А. Лессу)
Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано, надел резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну. Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле. Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
Весна уверенно вступала в свои права.(4) На старой вершине ели отбивал дробь дятел, пригревшись на ласковом весеннем солнце. Проскочил под сосной разбуженный весенней гульбой заяц-беляк. Глухарка пролетела стороной и присела на дальних соснах. Когда запад разгорелся ярко-багровым румянцем, огромный глухарь уселся на самую маковку сосны и долго слушал погружающийся в сон лес. Сквозь густую сосновую(2) крону не было видно могучей птицы, но было слышно, как потрескивала хвоя. Глухарь кормился. Отступал закат, и по лесу потянулись(3) лёгкие сумерки. Потревоженная чем-то лесная мышь выскочила из-под наклонившегося к земле можжевелового куста и юркнула под дерево. На переломе дня и ночи затоковал глухарь. Таинственная глухариная песня врывалась в тишину наступающей ночи. (По О. Трушину)
Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошел пешком. В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем.
Велосипедист прошел мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат — русский император — вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.
Однажды я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи в овраге, блестели ярко−синие озёра. Неподвижный воздух был горяч и красноват. Я увидел, что приближается тучка. Она росла на вечернем(2) небе и казалась средневековым городом. Несильные, но раскатистые звуки грома долетали издалека.
Прошумел ветер, донёс серебряные брызги дождя.(4) Я пригляделся и узнал знакомые места: заливной луг, песчаный косогор и тропинку в парк. «Неужели это Михайловское!» — обрадовался я. Я изъездил почти всю страну. Но ничто не волновало моё сердце так, как эта земля. Михайловское — родово́е поместье А. С. Пушкина. Здесь легко представляешь, как по этим простым(3) дорогам, по узловатым корням шагал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря(4). От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога к морю осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихое море, а над ним такое же бескрайнее(2) небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их(3) головы прятались за ворохами сухого бурьяна, который они собрали для будущего костра.
Основная мысль текста: Шаляпин был талантливым певцом, сумевшим прославить не только себя, но и Россию.
Нет ничего приятнее в июльский(2) полдень, как погрузить разгорячённое лицо в прохладную струю речонки или напиться воды из ключа, который бьёт в неглубоком ущелье. Поднялись вы на рассвете, побродили в гуще осиновых рощ в поисках ягод, грибов, чтобы наполнить ими свою объёмистую корзину.
Вскоре корзина наполняется, и вы нетерпеливо шагаете вдоль овсяного поля с одним желанием: добраться до реки. Вот она блещет вдали светло-серебряной полосой, манит(3) прохладой. Вокруг беспредельная сушь. Полуденное солнце безжалостно печёт ваше темя.(4) Не слышишь ни одного живого существа. Лишь изредка протянет овсянка свою грустную песню, и снова наступает тишь. Корзина оттягивает плечо. Путь кажется бесконечным. Осталось пересечь пастбище с лениво пасущимися коровами, и цель достигнута.
Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, стряхивая за воротник Васютке холодные капли дождя. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжёлым сном. На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты, подышал на озябшие руки и принялся искать сухие дрова.
Предзимний лес полон особого очарования. Оно не сразу открывается человеку. Сначала ничто не радует вас, всё кажется безжизненным. Исчезли звуки, краски, запахи. Деревья под бесцветным небом стоят полупрозрачные и притихшие. Сверху льётся, но не греет бледный свет.(4) Весь пейзаж — чёрно-белая графика. Но лес жив, он дышит(3), как спящая красавица. Прислушаешься и поймёшь, как он чудесен в эти дни предзимнего затишья. Земля прикрыта лиственною шубой. Чуть похрустывает под ногой верхний слой, промёрзший за ночь. Резкий щелчок какого-нибудь сломанного сучка далеко разносится по лесу. Пахнет чистотою и сухим деревом. Неугомонный ветер присмирел, никто не осмеливается нарушить лесной покой. Вдруг одинокая ледяная(2) пушинка коснётся твоей щеки и напомнит о зиме, о долгожданном снеге. (По Л. Толстому)
Полярной ночью в тундре, когда солнце ближе к весне уже выбирается из-за горизонта, живого голоса не услышишь. Но только появляются первые проталины, и тундра оживает. Ещё морозно, не текут ручьи, а в воздухе уже слышатся голоса птиц. По отлогим склонам в снегу можно заметить небольшие углубления.
Если разломать одно из ледяных(2) окошек, можно увидеть, что под ним скрываются нежно-зелёные побеги. Они покрыты плотным пушком. Это растеньице придумало себе в снегу маленький шатёр-теплицу, которая прикрыта ледяным стёклышком(3). Под ним завязались и просятся на волю светло-жёлтые бутоны.(4) Так в Арктике растения создают себе теплицы в снежном покрове. Вот почему тундра покрыта цветами, едва сойдёт снег!
Здравствуй, утро! В раннюю пору можно насладиться необыкновенной красотой пробуждающейся природы. Дымчато-белый туман уже покинул сонные поля и леса. В золотой росе встаёт заря. Травинки, колокольчики, кашки, васильки покрыты серебряными(2) капельками. В светло-голубой безбрежной выси тают тучки. Свод небес прозрачен и чист. Лес, поле, река, холм – всё блестит и источает аромат. Пахнет каждый листик, каждый ствол.
Река дышит синеватым дымком. По берегам дремлет тихий камыш. В реке плещется оживлённый рой весёлых рыбок. Верхушки деревьев медленно раскачивает(3) ветер. Он морщит, рябит гладь воды. Слух улавливает чей-то весёлый пересвист. Это разносится по миру соловьиная трель. О нежной листве, о тёплом деньке поёт маленькая птичка. (4) Здравствуй, начало нового дня!
Рассвет медленно расправляет густоту ночи, и над объятым тишиной озером поднимается утренний(2) туман. Дедушка и внук сидят возле палатки. Они приехали сюда вечером из города, чтобы встретить зарю на природе. Вода лениво плещет рядом. Её не разглядеть за стеной молочно−белого пара. Вдруг оба тихонько вскрикнули.
Они увидели(3) лося. Над густым паром прямо перед ними плавно движется большая голова с тяжёлыми рогами. Лось словно не касается земли, бесшумно плывёт над ней. Зачмокала прибрежная грязь. Вода издала еле слышный звук от погрузившегося в неё могучего тела. Лосиная голова исчезла. Затрещал, зашелестел на противоположном берегу невысокий кустарник.(4) Это лесной силач выбрался из воды и ушёл в чащу. (По В. Николаеву)
Августовская ночь в Заполярье недолгая, но холодная. Только привыкнешь к темноте, как она начинает редеть, прятаться. Не успеет чёрно-синяя мгла рассеяться, а на смену ей уже выползает ледяной туман. От сырости наш костёр шипит, щёлкает, чихает.(4) Всё замирает в ожидании первого утреннего(2) звука.
Что-то должно родиться из этой тишины. Кто-то должен разбудить сонную тайгу. Робкий свист птицы или лёгкий шум ветра в раскидистых вершинах бородатых елей и огромных лиственниц? Это ожидание навевает сон. Приближаешься(3) к костру и растираешь замёрзшие пальцы. Из болотистой долины веет холодом. Пелена туманной ночи тает, и первые лучи солнца касаются земли. Горят серебряные капли росы, и звуки проснувшегося леса носятся в воздухе. (По В. П. Астафьеву)
Сестре Соне было четыре года. Я любил(3) её страстно, и она платила мне тем же. Когда начинал играть с нею, старая нянька, вечно сонная(2) и вечно дравшая куриные перья для подушек, схватывала Соню и уводила её к себе. В таких случаях Соня была похожа на желторотого цыплёнка. Скоро я прекратил попытки занимать Соню моими преступными играми. Через некоторое время мне стало тесно в доме, в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки.
Я начал бродяжить. Мне казалось, что в неизвестности найду что-то. Я убегал от няньки и шёпота яблонь в нашем садике. (4) С тех пор к нелестным моим эпитетам прибавились названия уличного мальчишки и бродяги. (По В. Короленко)
Земля, словно душа человеческая, восстанавливается даже после самых тяжких потрясений. Вот пройдёт лесной пожар и начисто слижет ненасытными огненными(2) языками всё живое на пригорке. Останется серо-чёрная, неприветливая земля. Но проходят годы. Ветер наносит из леса на пригорок семена, сеет их в покрытую трещинами почву.
И однажды после весеннего дождика ты увидишь, как пробиваются из-под пней упрямые росточки и тянутся к солнцу. Между обгорелых корней вдруг сверкнёт алая земляника! Скоро шёпотом заговорят здесь юные берёзки, затрепещут(3) от утреннего ветерка листья на робких осинках. Приподнимется на гибких ветвях и зацветёт колючий малинник. (4) Зарозовеет кипрей, и крепко уцепятся за землю пирамидки ёлочек. На пригорке снова праздник! (По В. Астафьеву)
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром. Первый светло-розовый свет зари окрашивает(3) деревья. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Есть ли у скворца свои собственные мотивы? Не знаю. Но вы точно услышите в его песне что-то чужое.
Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и приятный голосок малиновки, и тонкий свист синички. И среди этих мелодий можно услышать кудахтанье курицы, скрип двери, звук детской трубы. Один мой знакомый скворец изумительно верно подражал аисту. Мне так и представлялась эта почтенная чернохвостая птица. Она стоит в гнезде и выбивает дробь длинным(2) клювом.(4) Другие скворцы этого не умели делать. (По А. Куприну)
В Санкт-Петербурге во Всероссийском институте растениеводства в жестяных(2) коробках хранятся(3) пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время Великой Отечественной войны ослабевшие от голода сотрудники этого института каждый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, крыс, зажигательных бомб десятки тонн сортового зерна.
Никто не притронулся к семенам. От голода погиб профессор Дмитрий Сергеевич Иванов. А в его рабочем кабинете лежали пакетики с зерном. Умер от голода и Александр Гаврилович Щукин. Когда ему разжали пальцы, на стол выпал пакетик с пшеницей. Учёный готовил коллекцию для отправки на Большую землю. Верили в победу сотрудники института, сохраняли бесценные пакетики.(4) Они знали, что стране после войны понадобятся спасённые семена. (По В. Череневой)
В голубой мгле лунной ночи вздымаются кедры. Верховой ветер с южных гор тихо покачивает(3) их чёрные кроны. Сонным шорохом и неясным гулом полны просторы перевала. Кедровый(2) лес — царство таёжных зверей и птиц. Тёмно-синие пятна теней лежат на снегу. Крепко спал охотник возле костра, но вдруг проснулся.(4) То ли от холода, то ли от какого-то шума.
Повернулся на другой бок и тут услышал недалёкое рычание зверя. Схватил лежавшее рядом ружьё и замер. Месяц отошёл назад. Мохнатая тень кедра накрыла место ночлега и чёрный круг догоревшего костра. В тайге было светло от лунного зарева, бессонный зрак месяца проглядывал, как огненный глаз филина, меж ветвей кедра. Кто-то потревожил эти ветви. (По Д. Дугарову)
Четырёхлетний малыш расположился на деревянном полу среди листов бумаги. На них кривые строчки(2) нот смешались с ярко-синими кляксами.(4) «Что ты пишешь?» — поинтересовался отец. В ответ он услышал, что это будет концерт для клави́ра. Клави́ром называют все клавишные инструменты: рояль, пианино и клавеси́н. Отец собирался рассмеяться, но пригляделся к нотам и замолчал.
Мальчик вскарабкался на невысокий, но удобный стул у клавеси́на и заиграл(3). Его звали Вольфганг Амадей Моцарт. Неземная музыка рождалась под детскими пальцами. Юный музыкант объездил с концертами всю Европу, и никто из взрослых музыкантов не мог с ним сравниться. Говорили, что чудесный ребёнок затмит известных музыкантов, когда-либо живших на Земле. И действительно, Моцарт — величайший композитор мира. (По Л. Закошанской)
Румянец года — такое поэтическое название первому месяцу лета дали наши предки. В эту пору можно наблюдать неспешное горение зари. Июнь — пора наслаждения ароматами луговых цветов. Июньское сено сладкое, душистое. Поспишь ночку на таком сене — и весь день не ходишь, а словно летаешь(3). Июнь стелет свой яркий ковёр по земле.
Нарядились в пёстрое разнотравье лесные(2) луга и поляны. (4) Они то в тонких полосках нежно-розовой дрёмы, то в рубиновых шапочках дикого клевера, то в бесчисленных зонтиках белых ромашек. Если повезёт отыскать березняк, вас ждёт встреча с белыми грибами. Шляпки на них светло-коричневые, аппетитные. Могут повстречаться подберёзовики и выводок лисичек. Грибов в эту пору мало, но настойчивым повезёт обязательно. (По Ю. Пшонкину)
Зима — прекрасная пора! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли тонкоствольные берёзы в белоснежной бахроме. На соснах поблёскивают мохнатые шапки. На ветвях елей искрятся(3) серебряным(2) цветом шишки. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Затих ветер, и мягко полетели на землю пушистые снежинки.
Робко касаются они земли. Неспешно, словно сонные мухи, они постепенно покрывают дорогу тонким слоем. Выходишь из елового сумрака — дух захватывает. В лесу в эту пору много необычного и интересного. Пока снег ещё неглубок, в лесу повсюду встречаются следы животных. Пробираются по тропе кабаны, поднимают облака снега.(4) Из зарослей на опушку вылетел рябчик и уселся на дереве. Ветер едва слышно перебирает ветви деревьев, и поёт лес таинственную песню.
Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Я вышел во двор и долго стоял, вглядываясь и вслушиваясь. В воздухе плыл шорох. Уху знакомо шуршание трав кустов и ветвей. Но сейчас шуршало ни на что не похоже. Шуршит и чуть слышно позванивает. На смену морозу пришла оттепель. Я вытянул(3) в темноту ладонь. В ладонь стали покалывать крохотные иголочки. Ничего было не видно, но что-то творилось в лесу. Утром снег заковала хрустящая глазурная корочка. Ветви берёз и хвоя сосен оделись в стеклянные чехольчики. Стены и заборы оплыли матово-голубым льдом.(4) Сыплет мелкая водяная(2) пыль. Невидимые капельки замерзают в льдинки. Глазурная корочка с грохотом проламывается и рушится под сапогом. Всё шуршит, хрустит и звенит. (По В. Крапивину)
В этой местности я знал каждый поворот дороги, каждый овражек. На моих глазах тут сменялись все времена года. Я видел тенистые аллеи и окрестные рощи в пестроте листопада. Любовался ими зимой. Тогда верхушки берёз блистали в серебряном(2) инее, а ёлочки прикрывались тяжёлыми снежными хлопьями.
Мне приходилось пробираться по какой-то непролазной апрельской грязи, когда над землёй кричали неистовые грачи. В июньском чередовании солнца и сине-чёрных туч мне открывалась история края. Я вслушивался в название придорожного посёлка Первый Воин и разыскивал древние укрепления против ордынских полчищ. Подвиг древнерусских ратников, которые первыми принимали удар врага, повторили(3) осенью тысяча девятьсот сорок второго года танкисты. Они героически сдержали натиск немецких колонн. (4) (По Я. Хелемскому)
Ясные летние дни летели один быстрей другого. Вместе со всеми ребятами Гуля купалась в море, играла в волейбол и теннис. Были здесь удивительные бабочки с тёмно-синими пятнами на крыльях. Привлекал(3) её и необычный домишко в парке. В нём стояла стеклянная витрина с камнями и водорослями.(4) Но тут никто из ребят не оставался.
Все убегали на пляж. Одна Гуля часами могла с удивлением глядеть на аквариум с рыбками. Потом она тоже торопилась к морю. На берегу светловолосые озорники разводили костёр. Он весело разгорался, огонь выбирался наружу и взлетал к небу. Звенели песни о лагерной дружбе. Гуля очень дорожила этими минутами. Она смотрела на серебряные морские(2) просторы и мечтала о будущем. (По Н. Ильиной)
В самый полдень Марьяна вышла в сад. Она собирала обед для своего семейства. Её брат уже прибежал с пруда и беспокойно поглядывал на сестру и мать в ожидании обеда. Старуха-мать раскладывала янтарно-жёлтый виноград, сушёную рыбу и хлеб на невысоком столике. Мальчишка схватился за глиняный кувшин и жадно принялся пить. Все сели к столу. Ветер проходил сквозь ветви, но не приносил никакой прохлады.(4) Он только гнул вершины рассыпанных по садам грушевых, персиковых(2) и тутовых деревьев. Всё семейство было весело и довольно. После обеда Марьяна подложила(3) быкам травы и легла на примятую траву. Было невыносимо жарко. Лицо её горело, ноги не находили места. Глаза были подёрнуты сонной влагой. (По Л. Толстому)
Глубокой осенью заметно пустеют леса и поля, на берегах рек дольше задерживаются перелётные птицы. Иногда раздаётся из-под прибрежного куста голос землеройки. Крохотные зверьки держались здесь и летом, в густых травяных дебрях хорошо скрывались от постороннего взгляда. А сейчас среди поредевших трав заметить их стало легче. Чаще других попадается обыкновенная бурозубка. Ростом она с маленькую домовую мышь, окраска тёмно-бурая. Но возле воды нередко можно увидеть и более крупную водяную землеройку.
Чёрная, будто бархатная шубка, белое шелковистое брюшко и более длинный хвост помогут отличить её от других землероек. Землеройки не впадают в спячку. Когда идёт снег, следы этих маленьких зверьков встречаются особенно часто под старыми елями. Там прожорливые крошки подбирают сбитых снегом с ветвей оцепеневших насекомых и семена хвойных деревьев и берёз. Следы землероек трудно отличить от следов мелких грызунов. Но если научишься разбирать их тонкие строчки, то увидишь и узнаешь много интересного.
Природа одела жаворонка в скромные одежды. Когда жаворонок сидит где-нибудь на гнезде, только и видны капли его тёмно-карих глаз и два белых пёрышка(2) по бокам хвоста. Но в гнездовой ямке эти пёрышки почти незаметны. А какой у жаворонка звонкий голос! В небесах его не увидишь, а услышишь за версту.
И поёт он чаще всего в воздухе, трепещет крылышками, чтобы висеть в поднебесье прямо над гнездом. Постепенно он набирает(3) высоту и снова зависает(4). А потом рассыпает по полям то переливчатые трели, то звон неземных колокольчиков, то будто бы шорох стеклянных шариков. Потом он круто планирует вниз, лихо заложив за спину крылья. Смолкает жаворонок лишь тогда, когда коснётся травы. (По С. Кучеренко)
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлась в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждёт своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.
Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся корявые берёзки. Яркая звезда загорелась над горами. Летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище. Мы взялись за восстановление разрушенного балагана. Среди охотников и путешественников есть особенно неоценимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. Лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в небо и остывают. Ночью мы будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья. Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!
Как приятно выехать весной до зари! Ты выходишь на крыльцо деревянного дома и смотришь в небесную высь (4) На тёмно-сером небе ещё мигают(3) звёзды, влажный ветерок набегает лёгкой волной. Слышится неясный шёпот ночи. Пруд едва начинает дымиться в этот ранний час. Ты едешь по узкой дорожке.
И вот уже заря разгорается. Вот уже золотые полосы протянулись по небу. Предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком. Далеко видно кругом, прозрачна даль. Ослепительно блестит река. В ясном небе белые облака собираются в какие-то необыкновенные фигуры. Слышишь чудесные бесчисленные(2) голоса птиц, которые исполняют прекрасную утреннюю симфонию. Сердце замирает от этой дивной песни весны!
В небольшой комнате отца стоят стол и диван.(4) Слева от окна – мольберт. Поджав ноги калачиком, я сижу на диване и спрашиваю: «Как создаётся историческая картина?» Мой отец — художник Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изучает старинные книги, разворачивает что-то вроде берестяного свитка. На столе лежат все нужные для работы материалы: карты, планы, чертежи. Поэтому отец расположился на полу.
Он рассматривает в лупу копьё и меч, делает некрупные, но точные наброски. На бумаге появляются причудливые терема, вырастают тёмно-красные башни, мостики(2), крепостные стены. Отец так образно рассказывает(3) о прошлом Руси, о страшных бедствиях, которые принесли ей иноземные захватчики! Никто и не поверит, что он сам не держал осаду древнерусского города. (По В. Васнецову)