Размещено 3 года назад по предмету
Биология
от angelkroha
1. Бобры – это водные животные, поэтому пересыхание водоема может серьезно повлиять на их численность. Они зависят от воды для питания, строительства своих нор и для защиты от хищников. Если водоем пересыхает, бобры могут потерять свой источник пищи и укрытия, что может привести к резкому сокращению их численности.
Правильный ответ будет “пересыхание водоема”.
2. Антропогенные факторы – это факторы, которые связаны с деятельностью человека. В данном случае, отстрел волков и лисиц может привести к увеличению численности зайцев в лесу, так как эти хищники являются естественными врагами зайцев. Уменьшение численности хищников может привести к увеличению численности их добычи, в данном случае зайцев, так как уменьшается давление хищников на популяцию зайцев.
3. Перелеты птиц обычно синхронизированы с сезонами и происходят в ответ на изменение условий среды. Основным фактором, который служит сигналом для перелетов птиц на юг, является изменение продолжительности светового дня. С наступлением осени дни становятся короче, и это является сигналом для многих птиц начать свой перелет на юг. Это связано с тем, что птицы ориентируются на солнце во время своих миграций, и сокращение длительности дневного света указывает на наступление зимы.
4. Абиотические факторы среды – это неживые элементы окружающей среды, которые влияют на организмы и экосистемы. Это могут быть такие вещи, как климат, погода, освещенность, качество почвы, доступность воды и так далее.
Из предложенных вариантов, “” является абиотическим фактором. Снегопад – это погодное явление, которое может оказывать существенное влияние на животных и растения, изменяя условия их обитания.
5. Пищевые связи в экосистеме относятся к . Биотические факторы включают все живые элементы экосистемы, включая животных, растения, бактерии, грибы и другие микроорганизмы. Пищевые связи отражают взаимодействия между различными организмами, связанными с потреблением пищи и переносом энергии и питательных веществ в экосистеме.
6. Антропогенные факторы – это факторы, которые связаны с деятельностью человека. Они включают в себя действия людей, которые изменяют окружающую среду или влияют на экосистемы. Это может включать в себя такие вещи, как промышленное загрязнение, урбанизация, сельскохозяйственная деятельность, строительство, отстрел животных и многое другое.
7. Все представленные определения в той или иной степени относятся к условиям среды, однако наиболее полное и точное определение в данном контексте будет:
“Экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.”
Это определение охватывает все важные аспекты условий среды, включая их влияние на живые организмы и их распространение, а также включает в себя как абиотические (неживые, такие как климат и почва), так и биотические (живые, такие как взаимодействия между организмами) факторы.
8. Понятие “абиотические факторы среды” соответствует следующему определению:
компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;
Абиотические факторы среды включают элементы и условия неживой природы, которые влияют на жизнь и функционирование организмов. Это могут быть такие факторы, как температура, влажность, освещенность, тип и состав почвы, воды и атмосферы. Эти факторы имеют прямое или косвенное влияние на организмы и определяют их распространение, рост, размножение и выживание.
9. Биотические факторы среды определяются как:
совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания.
Биотические факторы включают все взаимодействия между организмами в экосистеме. Это может включать конкуренцию за ресурсы, хищничество, взаимоотношения между питательными веществами и живыми организмами, симбиоз и многое другое. Они также могут влиять на абиотические факторы среды, такие как почву и качество воды.
Это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:
Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура для человека 22º. Зона оптимума – диапазон значений фактора, внутри которого жизнеспособность организма высока. По обе стороны от зоны оптимума находятся зоны пессимума (угнетения); они заканчиваются критическими точками, за которыми жизнедеятельность организма невозможна.
Закон Либиха (закон минимума): выживаемость организма наиболее зависит от того фактора, который находится дальше всего от оптимума.
Такой фактор называется лимитирующим (ограничивающим), например, для растений в пустыне это недостаток воды, а в еловом лесу – недостаток света. Если фосфора в почве содержится 20 % от необходимой нормы, а кальция – 50 % от нормы, то ограничивающим фактором для сельскохозяйственных растений будет недостаток фосфора; необходимо в первую очередь внести в почву именно фосфорсодержащие удобрения.
Тесты
1. К биотическим компонентам экосистемы относят
А) газовый состав атмосферы
Б) состав и структуру почвы
В) особенности климата и погоды
Г) продуцентов, консументов, редуцентов
2. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы
А) антропогенные
Б) абиотические
В) биотические
Г) климатические
3. К абиотическим факторам относят
А) конкуренцию растений за поглощение света
Б) влияние растений на жизнь животных
В) изменение температуры в течение суток
Г) загрязнение окружающей среды человеком
4. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, – недостаток
А) света
Б) тепла
В) воды
Г) минеральных веществ
5. Факторы, выходящие за пределы нормы реакции вида, называют
А) оптимальными
Б) антропогенными
В) ограничивающими
Г) абиотическими
6. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины
А) абиотический
Б) биотический
В) антропогенный
Г) ограничивающий
7. Какие связи в экосистеме существуют между организмами
А) генетические
Б) абиотические
В) пищевые
Г) антропогенные
8. Ветер, осадки, пыльные бури – это факторы
А) антропогенные
Б) биотические
В) абиотические
Г) ограничивающие
9. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются
А) антропогенные
Б) генетические
В) эволюционные
Г) пищевые
10. Укажите пример антропогенного фактора
А) вымерзание всходов при весенних заморозках
Б) уплотнение почвы автомобильным транспортом
В) повреждение культурных растений насекомыми
Г) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
11. Главным фактором отбора среди травянистых растений в хвойном лесу считают
А) недостаток света
Б) высокую влажность
В) недостаток углекислого газа
Г) сокращение территории для распространения
12. Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный
А) выпас скота
Б) зарастание луга кустарником
В) заболачивание местности
Г) выпадение большого количества осадков
13. К антропогенным факторам относят
А) образование колоний птиц
Б) истребление саранчи скворцами
В) кормовые миграции хищных животных
Г) запрет охоты на промысловых животных
14. К абиотическим факторам среды относят
А) подрывание кабанами корней
Б) нашествие саранчи
В) образование колоний птиц
Г) обильный снегопад
15. Ограничивающим фактором для жизни растений на больших глубинах является недостаток
А) пищи
Б) тепла
В) света
Г) кислорода
16. Интенсивность любого экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности, называют
А) максимальной
Б) минимальной
В) оптимальной
Г) ограничивающей
17. Антропогенным изменением в экосистеме степи считают
А) формирование черноземных почв
Б) колебания численности грызунов
В) чередование сухих и влажных периодов
Г) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
18. Антропогенными называют факторы
А) связанные с деятельностью человека
Б) абиотического характера
В) обусловленные историческими изменениями земной коры
Г) определяющие функционирование биогеоценозов
19. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
А) высокая температура
Б) недостаток влаги
В) отсутствие перегноя
Г) избыток ультрафиолетовых лучей
20. К биотическим факторам среды относят
А) создание заповедников
Б) разлив рек при половодье
В) обгрызание зайцами коры деревьев
Г) поднятие грунтовых вод
21. Совокупность всех факторов, воздействующих на организм, называют
А) абиотическими
Б) биотическими
В) антропогенными
Г) экологическими
22. Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам
А) биотическим
Б) климатическим
В) абиотическим
Г) антропогенным
23. К каким факторам относят все формы взаимоотношений организмов в биосфере
А) антропогенным
Б) биотическим
В) абиотическим
Г) ограничивающим
24. К биотическим факторам биогеоценоза относят
А) содержание ядовитых веществ в почве
Б) разложение органических остатков почвенными бактериями
В) образование оврагов
Г) сезонные изменения погоды
25. Антропогенные изменения в экосистеме водоема связаны с
А) увеличением численности хищных рыб
Б) увеличением численности водорослей летом
В) поступлением в него удобрений с полей
Г) изменением температуры воды по сезонам
26. Взаимное влияние организмов в экосистеме – пример фактора
А) антропогенного
Б) абиотического
В) ограничивающего
Г) биотического
27. Симбиотические отношения в жизнедеятельности лишайника – это пример факторов
А) антропогенных
Б) ограничивающих
В) биотических
Г) абиотических
28) Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоеме?
А) изменение численности растительноядных рыб
Б) отлов рыбы сетями
В) изменение температуры воды
Г) заболачивание водоема
29. Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев – это воздействие на растения фактора
А) биотического
Б) лимитирующего
В) ограничивающего
Г) антропогенного
К абиотическим факторам среды относят
А) подрывание кабанами корней
Б) нашествие саранчи
В) образование колоний птиц
Г) обильный снегопад
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика – 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История – 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература – 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык – 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика – 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Что ты хочешь узнать?
Физкультура и спорт
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
Экологические факторы
Экологические факторы – это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:
Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура воздуха для человека – 22º.
Фактор, который находится дальше всего от оптимума, называется лимитирующим (ограничивающим), например, для растений в степи и в пустыне это недостаток воды, а в еловом лесу и на дне моря – недостаток света.
Биотические факторы, они же
Примеры внутри- и межвидовой БЗС
1. Хищники – убивают жертву, а затем съедают (лев, щука, оса).
2. Паразиты – поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулёзная палочка, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.)
3. Cимбионты – получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе. Например:
4. Конкуренты – нуждаются в одинаковой пище и/или территории. Наиболее острая конкуренция возникает между особями одного вида.
Сапрофиты
Это понятие немного из другой темы, но его часто спрашивают вместе с хищниками, паразитами и симбионтами. Сапрофиты/сапротрофы питаются отмершими остатками живых существ (личинки мясных мух, плесневые грибы, бактерии гниения).
Дополнительные материалы
ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Агроэкосистема (агроценоз), Экосистема – определения, Экологические факторы, Пищевая цепь
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
ФАКТОРЫУстановите соответствие между характеристиками организмов и экологическими группами: 1) с широкими пределами выносливости, 2) с узкими пределами выносливости. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкая экологическая пластичность
Б) большой диапазон действия фактора
В) специализированные холодолюбивые виды
Г) стабильные условия обитания
Д) выживание при больших колебаниях температур
Е) существование при любом показателе влажности среды
АБИОТИЧЕСКИЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим?
1) температура воздуха2) загрязнение парниковыми газами3) наличие неперерабатываемого мусора4) наличие дороги5) освещённость6) концентрация кислорода
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. К абиотическим компонентам экосистемы степи относят:
1) травянистую растительность2) ветровую эрозию3) минеральный состав почвы4) режим выпадения осадков5) видовой состав микроорганизмов6) сезонный выпас домашнего скота
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных ниже факторов относятся к абиотическим?
1) забота о потомстве
2) ширина приливно-отливной зоны
3) рельеф местности
4) летучие выбросы на мусоросжигательном заводе
5) глубина залегания грунтовых вод
6) температура водоёма в месте сброса сточных вод
4. Какие факторы относятся к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) симбиотические отношения грибов и водорослей в лишайниках
2) разлив воды из реки во время весеннего паводка
3) строительство ГЭС
4) низкая температура воздуха
5) высокое давление под водой
6) выбросы промышленных предприятий
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых факторов среды можно отнести к абиотическим?
1) увеличение численности хищников
2) выделение углекислого газа электростанцией
3) среднегодовая температура
4) годовая норма осадков
5) образование водохранилища
6) крутизна склона горы
Установите соответствие между характеристиками и видами излучения: 1) ультрафиолетовые лучи, 2) инфракрасные лучи, 3) лучи видимого спектра. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощаются при фотосинтезе
Б) являются сильным мутагеном для живых существ
В) являются основным источником тепловой энергии
Г) оказывают бактерицидное воздействие на биосферу
Д) обеспечивают реакцию организмов на изменение длины дня
Е) воспринимаются термолокаторами некоторых пресмыкающихся
ФОТОПЕРИОДИЗМВыберите три ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами фотопериодизма у организмов являются
1) осенняя миграция журавлей
2) прорастание семян весной
3) мечение территории медведями
4) начало колошения пшеницы при длинном световом дне
5) вспышка численности саранчи
6) впадение сурков в спячку
АБИОТИЧЕСКИЕ – БИОТИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует: 1) биотические, 2) абиотические
А) зарастание пруда ряскойБ) увеличение численности мальков рыбВ) поедание мальков рыбы жуком-плавунцомГ) образование льдаД) смыв в реку минеральных удобрений
2. Установите соответствие между процессом, происходящим в лесном биоценозе, и экологическим фактором, который он характеризует: 1) биотический, 2) абиотический
А) взаимоотношения тлей и божьих коровокБ) заболачивание почвыВ) суточное изменение освещенностиГ) конкуренция между видами дроздовД) повышение влажности воздухаЕ) воздействие гриба-трутовика на берёзу
3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) воздействие атмосферного давления на жизнедеятельность горного баранаБ) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясениемВ) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемииГ) взаимодействие между волками в стаеД) конкуренция за территорию между соснами в лесу
4. Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ультрафиолетовые излученияБ) пересыхание водоемов во время засухиВ) миграции животныхГ) опыление растений пчеламиД) фотопериодизмЕ) уменьшение численности белок в неурожайные годы
5. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: 1) биотические, 2) абиотические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) постоянство газового состава атмосферыБ) изменение толщины озонового экранаВ) изменение влажности воздухаГ) изменение численности консументовД) изменение численности продуцентовЕ) увеличение численности паразитов
6ф. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса
Д) конкуренция за территорию между самцами тигров
7сб. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вытеснение чёрной крысы из ареала особями серой крысы
Б) отлёт ласточек и стрижей на места зимовок в связи с сокращением светового дня
В) обильное размножение насекомых
Г) усиление силы ветра
Д) понижение уровня воды в озере
Е) увеличение количества осадков
АБИОТИЧЕСКИЕ – АНТРОПОГЕННЫЕ
1. Установите соответствие между характеристикой среды и экологическим фактором: 1) антропогенный, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырубка лесовБ) тропические ливниВ) таяние ледниковГ) лесопосадкиД) осушение болотЕ) увеличение продолжительности дня весной
2. Установите соответствие между примерами и факторами среды: 1) антропогенные, 2) абиотические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) увеличение концентрации углекислого газа в результате выветривания горных пород
Б) функционирование питомника серых журавлей
В) влияние удобрений на плодородие почв
Г) накопление остатков пестицидов в растениях
Д) образование оксидов серы под действием грозовых разрядов
Е) размытие почвы рекой, вышедшей из берегов
АБИОТИЧЕСКИЕ – БИОТИЧЕСКИЕ – АНТРОПОГЕННЫЕ
1. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный
А) лесной пожар вследствие грозыБ) распространение семян растений птицамиВ) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животныхГ) санитарная вырубка лесаД) питание паразитических животныхЕ) затопление лугов при ливне
2. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) Биотические, 2) Абиотические, 3) Антропогенные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Осенний листопадБ) Высадка деревьев в паркеВ) Образование азотной кислоты в почве во время грозыГ) ОсвещенностьД) Борьба за ресурсы в популяцииЕ) Выбросы фреонов в атмосферу
3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение газового состава атмосферы
Б) распространение семян растений животными
В) осушение болот человеком
Г) увеличение численности консументов в биоценозе
Д) смена времен года
Е) вырубка лесов
4. Установите соответствие между экологическими факторами и группами факторов: 1) абиотические, 2) биотические, 3) антропогенные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) строительство водохранилища
Б) промерзание водоёмов зимой
В) увеличение численности рыбы при ограничении вылова
Г) замор рыбы при разрастании элодеи
Д) гибель куропаток при увеличении численности паразитов
Е) лесной пожар, вызванный грозой
5. Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: 1) антропогенные, 2) абиотические, 3) биотические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырубка леса
Б) выкармливание кукушонка птицами другого вида
В) уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели
Г) подтопление леса во время половодья
Д) внесение минеральных удобрений
Е) линька зайца при изменении длины светового дня
БИОТИЧЕСКИЕВыберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К биотическим факторам относятся:
1) паразитирование плазмодия в малярийном комаре
2) загрязнение почвы при разработке нефтяных месторождений
3) снижение численности грызунов вследствие микоплазмоза
4) быстрое таяние снега на южном склоне холма
5) осушение болота для строительства трубопровода
6) рост популяции волков из-за увеличения кормовой базы
Установите соответствие между организмами и типами из связей в биоценозе: 1) трофические (пища), 2) форические (распространение), 3) топические (условия обитания). Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поедание саранчой листьев злаков
Б) прикрепление плодов лопуха к шерсти собаки
В) перенос семян сосны сойками и кедровками
Г) укрытие насекомых в расщелинах коры
Д) затенение елями подроста кустарников
Е) охота рысей на зайцев
БИОТИЧЕСКИЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?
1) сокращение численности сов, ежей, лис2) большой урожай семян ели3) увеличение численности паразитов4) рубка деревьев5) глубокий снежный покров зимой6) уменьшение численности паразитов
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие изменения в экосистеме могут приводить к увеличению численности популяции растительноядных рыб в пруду?
1) увеличение численности водных растений
2) увеличение численности паразитов растительноядных рыб
3) уменьшение численности конкурентов
4) увеличение сброса тёплых вод
5) образование толстого ледяного покрова зимой
6) уменьшение численности хищных рыб
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут повлиять на изменение численности щук в водоёме?
1) сокращение численности растительноядных рыб
2) промерзание водоёма
3) увеличение количества видов хищных рыб
4) зарастание водоёма
5) обмеление озера
6) уменьшение концентрации кислорода в воде
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности полёвок могут привести следующие биотические факторы:
1) увеличение численности ласки
2) распыление пестицидов и гербицидов
3) сокращение пахотных площадей
4) распространение вирусного заболевания
5) пожар
6) увеличение численности полёвок другого вида
БИОТИЧЕСКИЕ – АНТРОПОГЕННЫЕУстановите соответствие между примерами и факторами среды: 1) биотические, 2) антропогенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) создание плотин речными бобрами
Б) образование нитратов почвенными бактериями
В) металлизация атмосферы в результате попадания в неё металлической пыли
Г) влияние пестицидов на вредителей растений
Д) функционирование зубрового питомника
Е) увеличение концентрации метана в результате жизнедеятельности метановых бактерий
АНТРОПОГЕННЫЕ
1. Выберите три варианта. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?
1) увеличение численности хищников2) отстрел животных3) подкармливание животных4) распространение инфекционных заболеваний5) вырубка деревьев6) суровые погодные условия зимой
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев2) увеличение затененности3) недостаток влаги в летний период4) сбор дикорастущих растений5) низкая температура воздуха зимой6) вытаптывание почвы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы в природе относят к антропогенным факторам?
1) разрушение озонового слоя2) суточное изменение освещённости3) конкуренция в популяции4) накопление в почве гербицидов5) взаимоотношения хищников и их жертв6) усиление парникового эффекта
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?
1) разрушение озонового слоя атмосферы
2) сезонные изменения освещённости поверхности суши
3) падение численности китообразных животных
4) накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад
5) накопление в почве гумуса в результате листопада
6) накопление осадочных пород в недрах Мирового океана
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Изменить численность продуцентов в экосистеме могут следующие антропогенные факторы:
1) сбор цветущих растений2) увеличение численности консументов первого порядка3) вытаптывание растений туристами4) уменьшение влажности почвы5) вырубка дуплистых деревьев6) увеличение численности консументов второго и третьего порядков
============
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности белок в хвойном лесу приводят следующие факторы:
1) сокращение численности хищных птиц и млекопитающих2) вырубка хвойных пород деревьев3) урожай еловых шишек после теплого сухого лета4) увеличение активности хищников5) вспышка эпидемий6) глубокий снежный покров зимой
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов могут привести к уменьшению численности особей в популяции зайца-беляка?
1) увеличение пищевых ресурсов
2) увеличение числа лисиц и волков
3) уменьшение количества пищевых конкурентов
4) бесснежные морозные зимы
5) увеличение количества кишечных паразитов
6) повышенное атмосферное давление
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Численность консументов I порядка в пресноводном водоеме может сократиться вследствие
1) увеличения численности ракообразных
2) проявления действия стабилизирующего отбора
3) сокращения численности щук
4) увеличения численности серой цапли
5) глубокого промерзания водоема зимой
6) увеличения численности налима и окуня
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие факторы внешней среды могут привести к сокращению численности личинок пяденицы?
1) сильное грибковое поражение древесного яруса
2) вирусная эпидемия в популяции синиц
3) усиление пушного промысла белок
4) отстрел ястребов
5) увеличение кормовой базы лисиц
6) всплеск численности сосновых пилильщиков
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
1) пресная вода2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л3) температура воды +29 градусов4) соленость воды5) освещенность водоема6) скорость течения реки
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1) сокращается число насекомоопыляемых растений
2) возрастает численность хищных птиц
3) увеличивается количество травоядных животных
4) увеличивается численность ветроопыляемых растений
5) изменяется водный горизонт почвы
6) уменьшается численность насекомоядных птиц
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) хищных растений
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов
Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) бурное развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий
2) увеличение концентрации минеральных веществ в воде
3) массовая гибель рыб
4) снижение содержания кислорода в воде
5) отмирание и гниение одноклеточных организмов
Проанализируйте таблицу «Биотические взаимодействия между организмами». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) нахлебничество
2) конкуренция
3) паразитизм
4) хорёк и куница
5) лисица и мышь
6) взаимное ослабление организмов
7) взаимовыгодное сожительство организмов
8) нейтрализм
Проанализируйте таблицу «Биотические взаимодействия между организмами». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) симбиоз
2) паразитизм
3) комменсализм
4) борьба за одни и те же ресурсы
5) один организм приносит вред другому, хотя сам пользу не извлекает
6) тля и муравей
7) лев и птицы-падальщики
8) актиния и рак-отшельник
ХИЩНИЧЕСТВО
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отношения хищник-жертва устанавливаются между
1) майским жуком и насекомоядными птицами
2) собакой и блохами
3) зайцем и лисой
4) лососем и миногой
5) свиньей и человеком
6) человеком и свиным цепнем
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения хищник-жертва?
1) волк и заяц
2) рыба и минога
3) человек и аскарида
4) наездник и личинка бабочки
5) тля и божья коровка
6) личинка комара и личинка стрекозы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистемах отношения «хищник-жертва» устанавливаются между
1) росянкой и насекомым
2) лягушкой и жабой
3) ужом и лягушкой
4) слизнем и прудовиком
5) мхом и ягелем
6) соколом и перепелом
ХИЩНИЧЕСТВО – КОНКУРЕНЦИЯ
Установите соответствие между организмами и типом межвидовых отношений, в которые они вступают: 1) хищничество, 2) конкуренция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) циклоп и гидраБ) жук-плавунец и головастикВ) личинка стрекозы и малёк рыбыГ) инфузория-туфелька и бактерииД) белка и клёстЕ) карась и карп
ХИЩНИЧЕСТВО – ПАРАЗИТИЗМ
1. Установите соответствие между видом организмами и типом отношений: 1) паразит–хозяин, 2) хищник–жертва. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) жук-плавунец и малёк рыбыБ) щука и карасьВ) чесоточный зудень и человекГ) лисица и мышьД) свиной цепень и свиньяЕ) бактериофаг и бактерия
2. Установите соответствие между парами животных и типами отношений, которые эти пары иллюстрируют: 1) паразит – хозяин, 2) хищник – жертва. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидра – дафния
Б) рысь – заяц-беляк
В) аскарида – человек
Г) чёрный коршун – лесная мышь
Д) таёжный клещ – обыкновенная лиса
3. Установите соответствие между организмами и типом их взаимотношений: 1) паразитизм, 2) хищничество. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крот – дождевой червьБ) клоп-черепашка – пшеницаВ) божья коровка – тляГ) блоха – крысаД) синий кит – крильЕ) лисица – эхинококк
4. Установите соответствие между организмами и типом их взаимоотношений: 1) паразитизм, 2) хищничество. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) минога – скумбрия
Б) гусеница – наездник
В) печеночный сосальщик – корова
Г) дельфин – сельдь
Д) росянка – муха
Е) человек – комар
А) печеночный сосальщик – малый прудовик
Б) береза – трутовый гриб
ХИЩНИЧЕСТВО – ПАРАЗИТИЗМ – СИМБИОЗ
1. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: 1) симбиоз, 2) паразит – хозяин, 3) хищник – жертва. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидра и дафния
Б) личинка божьей коровки и тля
В) щука и карась
Г) носорог и воловья птица
Д) чесоточный зудень и человек
2. Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: 1) симбиоз, 2) паразит – хозяин, 3) хищник – жертва. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) муравей и тля
Б) божья коровка и тля
В) лисица и блоха
Г) уж и лягушка
Д) бобовое растение и клубеньковые бактерии
ХИЩНИЧЕСТВО – ПАРАЗИТИЗМ – ФИТОФАГИЯ
Установите соответствие между параметрами адаптаций и типами отношений при эксплуатации: 1) растение – фитофаг, 2) жертва – хищник, 3) хозяин – паразит. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) эксплуатируемый организм имеет колючкиБ) организм-эксплуататор имеет развитые обоняние, зрение, способен маскироваться, догонятьВ) эксплуатируемый организм имеет развитый иммунитет или способен сбрасывать зараженные части телаГ) у организма-эксплуататора совершенный сложный тип развитияД) эксплуатируемый организм способен убегать, прятаться, активно защищаться
ПАРАЗИТЫ – САПРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: 1) сапротрофы, 2) паразиты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) холерный вибрионБ) бактерия броженияВ) туберкулезная палочкаГ) столбнячная палочкаД) сенная палочкаЕ) почвенная бактерия
2. Установите соответствие между организмами и их типом питания: 1) сапротроф, 2) паразит. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стафилококкБ) молочнокислая бактерияВ) дизентерийная палочка
Г) пенициллД) вирус гриппаЕ) дрожжи
ПАРАЗИТИЗМ – СИМБИОЗ
1. Установите соответствие между организмами и типами их отношений: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трутовик и береза
Б) ель и белый гриб
В) клещ и лось
Г) малярийный плазмодий и комар
Д) горох и клубеньковые бактерии
2. Установите соответствие между организмами и видом отношений, которые существуют между ними: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гриб и водоросль в лишайнике
Б) осина и подосиновик
В) бычий цепень и человек
Г) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
Д) блоха и млекопитающее
3. Установите соответствие между типами взаимоотношений организмов и примерами: 1) паразитизм, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трипаносома и муха це-це
Б) рак-отшельник и актиния
В) люцерна и клубеньковые бактерии
Г) сосна и масленок
Д) эхинококк и собака
Е) картофель и фитофтора
ПАРАЗИТИЗМ – КОММЕНСАЛИЗМУстановите соответствие между организмами и типом отношений: 1) Паразитизм, 2) Комменсализм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трутовый гриб растет на дереве
Б) лишайники на деревьях
В) эпифит-бромелия на деревьях
Г) акула и рыба-прилипало
Д) чесоточный клещ и человек
Е) фитофтора и картофель
ПАРАЗИТИЗМ – СИМБИОЗ – КОНКУРЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примерами взаимоотношений организмов и их типами: 1) Мутуализм, 2) Конкуренция, 3) Паразитизм. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Корни дерева и мицелий грибаБ) Бычий цепень и короваВ) Рак отшельник и актинияГ) Волк и лисаД) Омела и деревоЕ) Рысь и россомаха
2. Установите соответствие между характеристиками и типами биотических связей: 1) мутуализм, 2) конкуренция, 3) паразитизм. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) отношения отрицательны для обоих участников
Б) только один организм получает выгоду в отношениях
В) оба организма борются за одни и те же пищевые ресурсы
Г) отношения взаимовыгодны
Д) один организм причиняет вред другому, используя его как среду обитания
Е) необходимо обязательное присутствие обоих партнёров для их выживания
СИМБИОЗ
Рассмотрите рисунок и укажите (А) организм, обозначенный вопросительным знаком. Укажите (Б) тип биотических отношений, отображённый на рисунке, и (В) его характеристику. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) кольчатый червь
2) паразитизм
3) одностороннее использование одним организмом другого без нанесения вреда
4) симбиоз
5) хищничество
6) красный коралл
7) актиния
8) взаимовыгодное сожительство, включающее пищевые связи
СИМБИОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами симбиотических отношений являются:
1) гриб трутовик и береза2) росянка и насекомые3) клубеньковые бактерии и бобовые растения4) целлюлозоразрушающие бактерии и растительноядные животные5) каннибализм у хищных рыб6) актиния и рак-отшельник
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
1) берёзами и елями
2) берёзами и грибами-трутовиками
3) тлями и муравьями
4) ежами и насекомоядными птицами
5) берёзами и подберёзовиками
6) черемухой и опыляющими её мухами
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?
1) божья коровка и жужелица
2) пшеница и сорное растение пырей ползучий
3) пеницилл и молочнокислые бактерии
4) маслёнок и сосна
5) рябина и дрозд-рябинник
6) муравей и тля
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие организмы могут вступать во взаимовыгодные отношения?
1) кукушка и синица
2) шмель и шиповник
3) соя и азотфиксирующие бактерии
4) пеницилл и стафилококк
5) осина и майский жук
6) лиственница и масленок
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К симбиозу относят взаимоотношения:
1) клевера и азотфиксирующих бактерий
2) воробья и голубя
3) тли и божьей коровки
4) полярного медведя и тюленя
5) белого гриба и дуба
6) рака-отшельника и актинии
СИМБИОЗ – НЕЙТРАЛИЗМ
1. Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений: 1) Симбиоз, 2) Нейтрализм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лось – белка
Б) клест – мышь
В) шмель – клевер
Г) пингвин – белый медведь
Д) рак-отшельник – актиния
Е) носорог – воловьи птицы
2. Установите соответствие между характеристиками, примерами и типами биотических отношений: 1) мутуализм, 2) нейтрализм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие зависимости друг от друга двух совместно обитающих видов
Б) отношение рака-отшельника и актинии на морском дне
В) степень отношений различна – от временных контактов до полной взаимозависимости
Г) отношение лисицы и дождевого червя в смешанном лесу
Д) отношение муравьёв и тли в луговом сообществе
Е) взаимосвязь водоросли и гиф гриба в лишайнике
СИМБИОЗ – КОНКУРЕНЦИЯ
Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций: 1) конкуренция, 2) симбиоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) носорог и воловьи птицы
Б) береза и подберезовик
В) щука и речной окунь
Г) бобы и клубеньковые бактерии
Д) бабочка-капустница и бабочка-репейница
Е) картофель и пырей ползучий
КОНКУРЕНЦИЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Конкурентные отношения в экосистемах могут устанавливаться между
1) стрижами и утками
2) лосями и волками
3) волками и лисицами
4) щуками и окунями
5) елями и берёзами
6) берёзами и подберёзовиками
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют конкурентные взаимоотношения между организмами?
1) собака и клещ таёжный
2) зебра и антилопа гну
3) наездник и гусеница
4) лось и лось
5) ласка и мышь
6) норка европейская и норка американская
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Конкуренция наблюдаются в следующих парах организмов:
1) беззубка и прудовик
2) щука и окунь
3) дельфин и сельдь
4) соболь и горностай
5) пшеница и заразиха
6) полевка и мышь