Открытые варианты ЕГЭ за 2022 год, которые являются аналогом вариантов досрочного ЕГЭ 2022 по русскому языку. Ранее ФИПИ публиковал просто варианты после проведения досрочной волны. Но с 2021 года появилась практика называть их “открытыми вариантами”, хотя все эксперты сходятся в том, что на самом деле это и есть один из вариантов досрочного ЕГЭ текущего года по русскому языку.
Открытый вариант, как и демоверсия 2022 года, содержат ответы и разбор второй, сложности части варианта. Мы собрали для вас подробные видеоразборы от репетиторов. Поэтому вы можете не только проверить ответ, но и разобрать каждое задание.
Некоторые задания из открытого варианта
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.
Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма (2) показали людям многообразие и неповторимость (3) окружающего их (4) мира.
А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Видеоразбор открытого варианта
Начинаем собирать реальные варианты ЕГЭ 2022 года по русскому языку. Все варианты собираются и публикуются после проведения экзамена.
Собираем все варианты с досрочного ЕГЭ 2022 по русскому языку, с основной волны, которая проходил 30 и 31 мая 2022. Смотрим, разбираем. Все варианты будут сопровождаться видеоуроками, на которых будут разобраны примеры решения, правильные ответы и т.д.
Есть вопросы? Пишите их ниже! Обсудим, решим, ответим.
Один из вариантов реального досрочного ЕГЭ 2022 по русскому языку
Видеоразборы с основной волны от 30 и 31 мая 2022
📚Текст Катаева о войне: https://vk.com/topic-10175642_48711036 📚Текст Гончарова, диалог Райского и Козлова: https://vk.com/topic-10175642_48711109 📚Текст Шолохова про кувшинки: https://vk.com/topic-10175642_48711194
📚Текст Богата о творчестве: https://vk.com/topic-10175642_48711216 📚Текст Ильина про мыльный пузырь: https://vk.com/topic-10175642_48711238 📚Текст Васильева: https://vk.com/topic-10175642_48711245
📚Текст Вересаева про время: https://vk.com/topic-10175642_48711342 📚Текст Крупина про реку Лобань: https://vk.com/topic-10175642_48711426 📚Текст Белова о Родине: https://vk.com/topic-10175642_48711430 📚Текст Вигдоровой о любви матери: https://vk.com/topic-10175642_48712513
Тексты от 31 мая 2022
📚Текст Яковлева про Корзинкина: https://vk.com/topic-10175642_48712400 📚Текст Крупина “Как же давно я мечтал..”: https://vk.com/topic-10175642_48712418 📚Текст Крупина про Вятку: https://vk.com/topic-10175642_48712509
📚Текст Солоухина про искусство: https://vk.com/topic-10175642_48712558 📚Текст Екимова про природу: https://vk.com/topic-10175642_48712569 📚Текст Бондарева про войну: https://vk.com/topic-10175642_48712700
📚Текст Кассиля про мечтания и Циолковского: https://vk.com/topic-10175642_48712741 📚Текст Горького про свободу мысли: https://vk.com/topic-10175642_48712755 📚Текст Соколова-Микитова про Арктику: https://vk.com/topic-10175642_48712826
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСНОВА, -ы, ж1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.сверлИткрасИвеезанялАначАвгрАжданство
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и туристов, так как являются частью истории нашей страны.Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании – родине этого вида спорта.В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ БЛИЖАЙШАЯ станция у наших ВОРОТнет ПОЛТОРАСТА рублейдетские ДОКТОРА
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) гимназист, завещать, прикосновение2) этикетка, тревожиться, происходить3) возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший4) гористый, вишнёвый, передавать5) передвигаться, изложение, минеральный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) затм..вать, подароч..к2) усидч..вый, ненавид..ли3) аплодир..вать, издавн..4) никел..вый, наста..вать5) солом..нка, разборч..вый
1) намаж.шь, накле..вший2) рассмотр..шь, оконч..вший3) подремл..шь, определя..мый4) подпрыгн..шь, невид..мый5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми. Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца.Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, по мнению классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».(НА)ВСТРЕЧУ медленно, тяжело громыхая, двигался гружёный состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут Ирония и жалость к людям,Которым мы простим их суд,А сами судьями не будем.Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь И не отвергнешь (6) друг весенний (7) Трудолюбивый опыт наш В пылу повальных отречений.(Д.С. Самойлов)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.(К.Г. Паустовский)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.В детстве Плюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (З)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (З)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева:
– Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
(9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
(20)Давайте покатаемся на пруду, – предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках.
(22)Или в Средиземном море, – вставил Павлик.
(23)Или в Индийском океане, – восторженно подхватила Женя.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(32)Почему же ты раньше молчала, Женя? – спросил я.
(33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
– Где же и когда мы встретимся?
(З6)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) – русский советский писатель- прозаик, журналист и сценарист.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.
Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.
Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп – (А) ___ («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3), «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4 и синтаксическое средство – (Б) ___ («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы: (В)___ («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и (Г) ___ («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)».
Список терминов:1) эпитет2) сравнение3) лексический повтор4) фразеологизм5) ряд однородных членов предложения6) анафора7) антонимы8) парцелляция9) метафора
7 новых тренировочных вариантов ЕГЭ 2022 по русскому языку для 11 класса с ответами в соответствии с новой демоверсией от ФИПИ 2022 года со всеми изменениями.
P.S ответы опубликованы в самом конце файла.
Решать варианты ЕГЭ 2022 года по русскому языку
Задания из 1 варианта:
Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.
Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.
Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.
1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
2)Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении второго абзаца текста. Запишите это указательное местоимение.
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в начале второго абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СЕТЬ, -и, предл. о се́ ти, в сети́ , род. мн. -е́ й, ж.
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Китай продаёт и покупает миллиарды товаров в год; это страна, имеющая огромную роль в мировом обороте товаров.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Такое случается далеко (не) часто. Коту Тимофею (не) меньше десяти лет. Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает. (Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки. У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица..
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. В эти минуты так хочется, ЧТО (БЫ) не было на земле неправды, а ТАК (ЖЕ) бед и несчастий. Кузнечики не звенели, ласточек ТАК (ЖЕ), как и стрижей, не было, ЗА (ТО) какие-то пичуги ныряли в траве. Василёк во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел рассказать всё брату. ПО(ТОМУ) что доверял ему. Вам нужно свернуть направо (ОТ) ТОГО здания, ЧТО(БЫ) попасть на вокзал. (ЗА)ТЕМ поворотом я увидел Андрея, но ТАК(ЖЕ), как он вчера, я не подошёл к нему.
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму; который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете. 2) Зажглись фонари и от фонарей поползли по морю золотистые дорожки света. 3) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки. 4) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров. 5) В воздушной оболочке Земли есть как кислород так и углекислый газ.
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я никому не мог сказать (1) Священных слов «отец» и «мать». Конечно (2) ты хотел (3) старик (4) Чтоб я в обители отвык (5) От этих сладостных имен – Напрасно: звук их был рождён Со мной. (М.Ю.Лермонтов)
19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда жара пошла на убыль(1) и (2)стало смеркаться(3) мы пошли на рыбалку
22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Наташа после истории с шоколадом изменила своё отношение к Андрею Ивановичу. 2) Валерий предложил Наташе и Андрею Ивановичу разделить неприкосновенный запас на троих, чтобы набраться сил. 3) Наташа никак не могла поверить, что Валерий смог поступить подло, но она поняла: он перестал быть человеком, превратившись в мелкое существо, которое стыдно было даже сравнить с человеком. 4) Наташа ослабла настолько, что не смогла встать с постели. 5) Когда Валерий отказался достать шоколад из рюкзака, Андрей Иванович понял, что тот съел весь неприкосновенный запас.
26)Валере и Наташе повезло. Их взяли с собой в экспедицию геологи. Маршрут несложный, провизия есть, все мешки уложены. Но самолет терпит бедствие, и экспедиция остается в тайге без связи. Именно в этой обстановке и проявляется характер всех, особенно характер Валерия. С помощью такой формы речи, как (А)______ (предложения 25-37, 64-71), раскрывается гнилая сущность этого героя. Споря с Андреем Ивановичем, маскируя свой подлый поступок, он еще больше демонстрирует эгоизм и изворотливость. Это показано с помощью стилистического приёма (Б) _________ (предложения 37,71). Описывая негодование Андрея Ивановича, когда тот понимает, что сделал Валерий, В.В.Корчагин применяет синтаксическое средство (В) ______ (предложение 63). Противопоставляя эгоизм Валерия и силу духа Наташи, автор использует такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 5,6).
Задания из 2 варианта:
2)Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит. 2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования. 3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека. 4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь. 5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Мои друзья (не)досыпали вместе со мной, заканчивая сборку модели. На уставших от зимы деревьях ещё (не) распустились почки. Долина, ещё (не)озаряемая солнцем, лежит в дымке тумана. В окна, (не)занавешенные шторами, вливался холодный свет луны. Такая речь, отнюдь (не)лишённая смысла, озадачила Ивана.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме. (КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки. А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь. (В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения. ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы. 2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. 4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку. 5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.
19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.
22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям. 2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали. 3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя. 4) Володя так и не смог справиться с трагедией, произошедшей с ним: морально он был раздавлен. 5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Прочитайте текст и выполните задания 1,2.
Слово «Русь». Княжеская дружина вместе с купечеством больших городов носила специальное название «руси». До сих пор не объяснено ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого слова. По предположению автора древней «Повести о Русской земле», первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. Потом это слово получило сословное значение: русью в 10 веке, по Константину Багрянородному и арабским писателям, назывался высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее Русь, или Русская земля, − выражение, впервые появляющееся в Игоревом договоре 945 года, − получило географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги («поляне, яже ныне зовомая русь», по выражению Начальной летописи). Наконец, в 11–12 веках, когда русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина − Русь и Русская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским ее населением.
1) Большинство глаголов в тексте теряет значение конкретного физического действия (Например: носила специальное название, вышли князья, слово получило, получило значение, осаживались варяги, земля слилась).
2) Связующую функцию специальных средств, указывающих на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора текста, выполняют слова: потом, позднее, наконец.
3) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (потом, позднее, наконец).
4) В тексте есть отглагольные имена существительные, употребленные в форме единственного числа (Например: название, происхождение, значение и др.).
Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.
2) В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.
3) На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.
4) С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.
5) В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Задание 5Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПОТОК, -а, м.1) Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.). Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.2) Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).3) Движущаяся масса чего-н. П. лавы. Воздушный п. П. частиц. П. света. Людской п. Транспортный п. П. слёз (перен.). П. слов (перен.).4) Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний. Сдача экзаменов в два потока.
ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.
Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.
В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.
Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
опытные ТРЕНЕРЫпо ОБОИМ сторонамзвучит не менее ГРОМКОПОЕЗЖАЙТЕ вперёднет ТУФЕЛЬ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) застилать (пол ковром), вычитание, нанимать2) разгорелся (спор), (на) заре, протереть3) пловец, семинар, равняться (на других)4) посвятить (в рыцари), заказать, отскочить5) возраст, навевать (воспоминания), затворить (окно)
1) ра..буженный, бе..граничный, и..вестить2) н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка3) сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий4) пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)5) по..черкнуть, на..пись, пре..писание
1) расчётл..вый, солом..нка2) обустра..ваться, горош..к3) претерп..вая, повизг..вать4) оранж..вый, дешёв..нький5) кали..вый, плать..це
1) уполномоч..нный, слыш..мый2) опаса..шься, потрат..вший3) закле..шь, неслыш..мый4) посе..шь, потрач..нный5) помож..шь, дви́ж..мый
(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, произведённом на него сонатой, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы)стоять запятая(-ые).
Тогда (1) быть может (2) нас спасутИрония и жалость к людям,Которым мы простим их суд,А сами судьями не будем.Но (3) ты (4) наверно (5) не продашьИ не отвергнешь (6) друг весенний (7)Трудолюбивый опыт нашВ пылу повальных отречений.(Д.С. Самойлов)
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты- путеводители по туристическим маршрутам России.
В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите примеры, в которых способом развития мысли является указание на следствие. Запишите номера этих примеров.
1) Реки – великий дар природы. С незапамятных времён они дают людям воду для питья и орошение земель. Издавна они были путями сообщения, служили границами государства, верной защитой от нападения врагов. На больших реках были построены первые большие города Древней Руси: Киев и Новгород.
2) Цветы кувшинки очень любят тепло. Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним. Утром цветы кувшинки повернуты на восток. В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю все меньше тепла. В это время цветы закрываются и погружаются в воду.
3) Война стала одной из основных тем литературного творчества писателя- фронтовика Даниила Александровича Гранина. Военные произведения Гранина привлекают читателя своей удивительной искренностью. Событием в общественной жизни страны стал выход «Блокадной книги», которую Гранин создал совместно с Алесем Адамовичем. В книге впервые была рассказана правда о блокаде, представлены записи и воспоминания жителей блокадного Ленинграда.
4) Во время сражений, которые иногда разыгрывались в средневековых замках, узкие винтовые лестницы являлись идеальным оборонным сооружением. Вверх по этой лестнице мог подниматься только один человек, и стоящий сверху одинокий защитник мог противостоять множеству нападающих. Кроме того, поскольку лестница закручивалась вправо, нападающие снизу не могли пользоваться своей правой рукой так же свободно, как тот, кто защищался сверху.
5) Сегодня «адресат» в журналистике – это люди с разными интересами, информационными запросами и взглядами. И тактика учёта особенностей адресата становится значительно разнообразной во всех жанрах публицистики. При сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой – в надежде быть правильно понятым учитывает степень осведомлённости читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению.
Прочитайте текст и выполните задания 23–28.
(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
1) События, описанные в тексте, происходили во время путешествия рассказчика по Волге.2) Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал курлыканье журавлей, улетающих в тёплые страны.3) Настоящих шедевров немного, потому что это прорыв в блистающий мир человеческого гения.4) Шедевры рождают в людях высокие стремления, вызывают изумление и радость.5) Творения природы совершенны.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование.2) В предложениях 16, 17 дано описание.3) Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.4) В предложении 40 представлено рассуждение.5) Предложение 45 содержит элементы описания.
Из предложений 32–34 выпишите слово, имеющее значение «исключительное по своим достоинствам произведение искусства».
Среди предложений 5–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
1) лексический повтор2) фразеологизм3) эпитет4) восклицательные предложения5) вводные конструкции 6) противопоставление7) метафора8) парцелляция9) градация
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.