Раннее весеннее утро. В небе не видно ни облачка. Лишь на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся(2) предрассветные тучи. Безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой траве дрожат, переливаясь и вспыхивая(3) разноцветными бриллиантовыми огнями, капли крупной росы. Степь радостно пестреет цветами. В утренней прохладе разлит горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом повилики. Всё блещет и с восторгом тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки, не замечаемые глазом. Неугомонные кузнечики с раннего утра торопливо затрещали.(4) Степь проснулась и ожила. Она как будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По А. И. Куприну)
Пролётка остановилась у подъезда низенького деревянного дома в один этаж с высокой крышей и резным коньком. Это и был дом Половодова. Фронтон, окна, подъезд и ворота, покрытые мелкой резьбой в русском вкусе, были раскрашены под дуб. Небольшая терраса, выходившая прямо в сад, походила на аквариум, из которого выпущена вода. В небольшие окна с зеркальными стёклами смотрели, подрагивая(3) от малейшего дуновения, широкие, лапчатые листья филодендронов. На дворе виднелось длинное бревенчатое здание со стеклянной крышей, — не то оранжерея, не то фотография или театр. Тенистый садик из лип, черёмух, акаций и сиреней выходил к Узловке.(4) Здесь мелькают(2) и беседки в русском стиле, и цветочные клумбы, и зеркальный шар, и даже небольшой фонтан из белого мрамора. Конечно, домик был устроен с большим вкусом. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Гуляя в лесу, попадаешь в безмолвное царство. Нигде не слышно ни единого звука, не видно ни одного живого существа. Лишь изредка где-то за едва заметной глазу придорожной полосой кустов, на мгновение нарушая(3) воцарившееся безмолвие, пропоёт овсянка свою грустную песню. И снова тишь.
Корзина, наполненная до краёв, оттягивает плечо. Путь кажется бесконечным. Осталось пересечь одно только пастбище с лениво пасущимися на нём коровами и овцами.
Бесшумно струится в низких берегах лесной реки кристально чистая влага.(4) Она приглашает усталого путника освежить уставшее тело в прохладной воде. Разве тут сдержишься(2)! Спрячьте куда-нибудь корзину, киньте в траву одежду и прямо с берега бросьтесь вниз. Захлестнёт жгучая струя, и через мгновение поплывёте вы размашисто к песчаной отмели, где не сможете не поваляться на горячем песке. (По Д. Э. Розенталю)
Никто не знал так Малиновых гор, как старый Сохач. Для него они были чем-то живым. По вечерам горы, украшаясь(3) , окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пёстрым зелёным нарядом. Кажется, горы разговаривают(2). И он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы. Всё жило кругом удесятерённой жизнью и притягивало к себе жизнь.(4) И всё было неразрывно связано между собой. А весна? Разве это не молодость, безумно тратившая избыток сил направо и налево? И вода была живая, и лес, и каждая былинка, и каждая капля дождя. Повсюду было непрерывавшееся чудо, окрылённое облаками, глядевшее тысячами глаз-звёзд, переливавшееся мерцанием летних зарниц, напоённое чудным ароматом горных цветов. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Мелкий грибной дождь сонно(3) сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба. О слепом дожде, идущем(2) при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы(4). Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной. Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (137 слов)
Мы сели, если это злополучное падение можно назвать посадкой, в расположении наступающего полка самоходной артиллерии, остановившегося в леске на короткий привал. Артиллеристы с чисто гвардейским гостеприимством поделились с гостями, свалившимися на них прямо с неба, своими запасами, перевязали, как умели, голову лётчику, разбитую при падении, отвели нас в какую-то лесную хатку и, сдав на попечение хозяйки, пожилой, дородной и статной женщины, простились с нами, обещав радировать в штаб фронта наши координаты. Они сделали для нас всё, что могли, так как с наступлением темноты полк самоходчиков должен был уже входить в прорыв. Мы с лётчиком отказались от ужина. Едва дождавшись, пока хозяйка постелет нам на печи душистой яровой соломы, тотчас же заснули. Вот что было вчера. (по Б. Полевому, 116 слов)
Я приехал в Казань, опустошённую и погорелую. По улицам города сиротливо торчали закоптелые дома без крыш.(4) Таков был след, оставленный Пугачёвым! Меня привезли в крепость, уцелевшую посереди сгоревшего города. Гусары сдали меня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь, заковав(3) её наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и тёмной конурке с одним окошечком, загороженным железною решёткою. Такое начало не предвещало мне ничего доброго. Но я не терял ни бодрости, ни надежды. Я, впервые вкусив сладость молитвы, спокойно заснул. На другой день я был разбужен тюремным сторожем с объявлением, что меня приглашают(2) в комиссию. Два солдата повели меня через двор в комендантский дом, остановились в передней и впустили во внутренние комнаты. (По И. Бунину)
Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб.
И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. (4) В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный (3) веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»
Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув (2) за угол дома, уходит низом в колхозный сад.
(По Н. Грибачеву, 114 слов)
Здесь необходимо сказать несколько слов об уральской промысловой собаке, являющейся немаловажным действующим лицом в моих детских воспоминаниях. По наружности это обыкновенная дворняга, с загнутым на спину хвостом. Но опытный глаз сразу оценит(2) породистую голову с большими глазами и острой мордой, сильную грудь. Масть пёстрая, причём чёрный, белый, жёлтый цвета перемешаны у каждой по-своему. Охотники особенно ценят собак с жёлтыми круглыми пятнами на бровях. «Это вторые глаза, как у нас очки, − объясняли охотники. − Они ими ночью смотрят». Я, конечно, не мог не верить. Достоинства собаки на охоте неоценимы. Она, не боясь(3), идёт на медведя, ищет неутомимо белку, куницу, облаивает осенью глухаря. Глухарь часто кормится на закисшей от первого инея лиственнице. (4) Одним словом, охотник без неё как без рук.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетел — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живёт и заботится, ему тоже надо существовать.
(по А. Платонову, 115 слов)
До ближайшей деревни оставалось ещё несколько километров, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся неизвестно откуда, быстро двигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Испуганные лошади раздувают ноздри, принюхиваясь к свежему воздуху. Но вот ближние облака закрывают солнце. Оно в последний раз несмело выглядывает(2), освещает мрачную сторону горизонта и скрывается. Вся окрестность и изменяется, и принимает таинственный вид. Ослепляя, вспыхивает молния. Неожиданно над нашими головами раздаётся величественный гул приближающейся грозы.(4) Он, поднимаясь(3) всё выше и выше, постепенно усиливается и потом переходит в оглушительный треск, невольно заставляя трепетать и сдерживать дыхание.
Опускается на землю весенняя ночь. Волнующая, полная таинственных чар и страстного замирания. Все звуки мало-помалу стихли. Лягушки присмирели, и комары угомонились. Время от времени пронесётся(2) какой-то странный шелест в кустах, или неожиданно порыв ветра принесёт из дальнего села вой одинокого пса, томящегося на привязи в эту чудесную ночь.
Кругом тишина! Роща кажется огромной. Деревья точно сблизились и сговариваются, открывая(3) важную тайну. Неожиданно на большой дороге раздаётся переливчатый звон почтовой кареты.(4) Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. На минуту оно смолкает: должно быть, тройка заехала за гору.
Особенно волнует звук почтовых бубенчиков ночью. Ведь знаешь — некого ждать. А как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьётся. И вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. Удивительна и прекрасна жизнь! (По С. Ковалевской)
С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. В тайге начиналась весна. Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу. Она шла по дороге, уже освобожденной от снега. Широкие деревянные пластины, подернутые ледком, освещенные зарей, блестели, как яркие ленты, стремительно брошенные вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зачаровывало богатство красок, сверкающих на чистой синеве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам, протянутым вдоль горизонта, нанизано ожерелье мелких облачков — золотых, синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба. (116 слов)
Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.
Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу.
(по Ю. Олеше, 129 слов)
Чем дальше, тем лес становился гуще. И деревья поднимали свои мохнатые вершины выше и выше. Это был настоящий дремучий ельник, выстилавший горы на протяжении сотен вёрст. Здесь и снегу выпало больше. Под этой тяжестью сильно гнулись боковые ветви, протянувшиеся зелёными лапами к узкому просвету дороги.(4) Мерцавшее звёздами небо мелькало разорванными клочьями и полосками. Сани катились под навесом ветвей, точно по тёмному коридору. Дорога повернула на полдень и забирала всё круче и круче, огибая(3) большие горы, теснившие её сильнее с каждым шагом вперёд. Прежнего дремучего леса уже не было. Он заметно редел, особенно по горам. Деревья с полуночной стороны были совсем голые. Ветер студёный их донимал. Бегут сани, стучит конское копыто о мёрзлую землю, мелькают(2) по сторонам хмурые деревья. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
На открытом воздухе чай со свежим мёдом имел свою прелесть. Я пил чай и любовался голубым небом, ярким светом и перистыми облачками, бродившими в бездонной выси. Было жарко. Стреноженные лошади забрались в заросли. Изредка доносились удары колокольчиков, навешенных на их шеи.(4) Всё уже зелено кругом, радостно, как в праздник. И не хочется ни о чём думать. Когда дневной жар ушёл, мы ещё раз напились чаю, а потом отправились в лес. Высокая и жёсткая горная трава путает(2) ноги, так что идти нам тяжеленько. Обойдя(3) луг, мы попали на какую-то тропинку, неизвестно кем проложенную. Меня всегда удивляют такие тропы. Кажется, нога человеческая тут не бывала. Но вдруг выпадает тропка такая чистенькая и утоптанная, точно нарочно для удобства пешехода посыпанная прошлогодней хвоей. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Белую ночь мы встречаем в старинной келье монастыря на Соловках. (4) Свет сочится в два небольших окна, одно из которых глядит на запад, на море. Всюду тишина: во дворе монастыря и внутри келий. Всё, кажется, спит на острове, лишь одна белая ночь сияет. Очарованием пропитаны розовое небо на северо-западе, и пурпурные контуры дальних туч, вздымающихся за горизонтом, и жемчужные чешуйки лёгких облаков. Морской ветер, влетая (3) в окно, растекается (2) по келье пряным запахом водорослей. Нельзя не насладиться такой ночью! Тихо выходим. За воротами поворачиваем направо и идём сначала вдоль озера, а затем лесом — к морю. Чайки, похожие на нерастаявшие льдинки, спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отражены и клюквенная полоса на горизонте, и облака, и мокрые чёрные камни.
Стоит осенний день. Везде в тёплом воздухе разливается мягкая розоватая дымка. Жёлтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице.(4) В этом тихом уголке утопают в шуршащих ворохах осеннего золота колёса машин, грустно стоящих в долгом одиночестве вдоль обочин. Буро-жёлтые листья лежат на крыльях, на радиаторах, собираются(2) кучками на ветровых стёклах, закрывая(3) обзор. Шорох сухих листьев под ногами напоминает звук морского прибоя. Я иду, слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня, как хороша поздняя солнечная осень. Её ветерок, её запах, её листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть. Никогда, кажется, я вот так не замечал, как добра природа в своём обновлении и утратах. Всё естественно, волшебно, прекрасно! (По Ю. Бондареву)
Весь май море было совсем тихое. Может, потому, что дни были теплы и тихи, что у человека весною свежа о земле память, бывало, на пароходе не раз — поднимет от работы какой-нибудь из матросов свою светловолосую голову, уставится в голубую даль и, вспоминая(3) далёкую родину, вдруг задумается. Мы на вахте. Над пароходом и морем ночное лежит небо. Если смотреть на звёзды, кажется, что чуть колышется небо, и в нём, как неподвижная стрелка, стоит точёный, обычно деревянный кружок мачты. Из трубы в тёмно-синее небо чёрными клубами валит дым.(4) А над ним мигают(2) ясные звёзды. Тихо так, что слышен шелест воды, бегущей за бортом. Я стою под капитанским мостиком, у трапа. Слышно, как над нашими головами ходит взад и вперёд вахтенный штурман. (По И. Соколову-Микитову)
На нашей реке есть укромные места, к которым трудно пробраться. Там нельзя не почувствовать себя в мире, отгороженном от остального земного пространства. У черёмух выросли(2) до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жёсткие, как будто вырезаны из зелёной кости и отполированы. Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то матовой стороной, отчего вся крона кажется светлой. У кромки воды растут, наклоняясь(3) в сторону, тра́вы. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные. Украшает наш мирок высокое растение с белыми цветами.(4) Каждый цветок очень мал, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, слегка желтоватую шапку растения. А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной травы. (По В. А. Солоухину)
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.
Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе. Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.
Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.
(По В. Г. Короленко, 133 слова)
Домой я приезжаю(2) только летом, на каникулы, и всё время провожу в горах. Теперь мы с Костей бродим по горам и отлично знаем горные тропы. (4) Но всё-таки по старой привычке мы любили поохотиться со стариком, который в лесу был своим человеком. Самое главное, привлекающее нас в нём, − необыкновенно развитое чувство природы. К сожалению, немногие им владеют. Например, в лесу старик всегда приводил в порядок буйную горную растительность. Тут сухое дерево упало и, падая, придавило молодую поросль, там снегом искривило. Надо помочь молодым расти. Старик часто заходил навестить знакомые молодые деревья, спасённые им в разных случаях. Он любил их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался. Николай Матвеич и по лесу ходил всегда по-особенному, внимательно вглядываясь(3) в окружающее его пространство. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Пояснение.
Я приехал в Казань, опустошённую и погорелую. По улицам города сиротливо торчали закоптелые дома без крыш.(4) Таков был след, оставленный Пугачёвым! Меня привезли в крепость, уцелевшую посереди сгоревшего города. Гусары сдали меня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь, заковав(3) её наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и тёмной конурке с одним окошечком, загороженным железною решёткою.
На другой день я был разбужен тюремным сторожем с объявлением, что меня приглашают(2) в комиссию. Два солдата повели меня через двор в комендантский дом, остановились в передней и впустили во внутренние комнаты.
Тот, кто ночевал у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно и непредсказуемо наступает предутренний час в лесу. Кажется, что невидимый дирижёр поднял волшебную палочку. И сразу по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другой гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, проносится(2) над головами охотников лёгкий предрассветный ветер. Включаясь в музыку утра, поёт зарянка. Из многих звуков ухо охотника легко ловит необычную песню глухаря.(4)
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя(3) восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.
Множество торжественных звуков слышится в этот час на земле.
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь.
Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду. (по В. Г. Короленко, 128 слов.)
Поздним вечером капитан бодро вошёл в просторную рубку штурмана.(4) Пёс Чанг сидел на полу, трубой распушив по гладким доскам свой хвост. Сзади Чанга было очень горячо и светло от невысокого солнца. Горячо, наверное, было и в Аравии, близко проходившей справа своим золотым прибрежьем и чёрно-коричневыми горами. А наверху(2) ещё чувствовалось утро, ещё тянуло лёгкой свежестью. Капитан крикнул из рубки: «Чанг!» И пёс тотчас вскочил, обежал рубку и ловко сиганул через порог. А за порогом оказалось ничуть не хуже, чем на мостике. Там был широкий кожаный диван, приделанный к стене. Над ним висели какие-то блестящие штуки, похожие на стенные часы. Капитан развернул на стойке, помещавшейся под окном, большую карту и, положив(3) на неё линейку, прорезал алыми чернилами длинную полоску. (По И. Бунину)
Она идёт дальше, Филька бредёт с нею рядом, не отставая(3) ни на шаг. Они молчат. Таня — потому, что любит думать понемногу обо всём и молчать всякий раз, когда входит(2) в этот молчаливый лес. Всегда разговорчивый Филька сейчас с ней не говорит.(4) Так прошли они уже всю просеку, не сказав друг другу ни слова, и вышли на противоположный склон горы. Здесь, совсем близко, под каменным обрывом, у реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь — просторные палатки, стоявшие на поляне в ряд. Из лагеря доносился шум. Взрослые, должно быть, уехали домой, и шумели одни только дети. Но звонкие голоса их были так сильны, что здесь, наверху, среди молчания серых морщинистых камней, Тане показалось, что где-то далеко гудит и раскачивается могучий лес. (По Р. Фраерману)
Сентябрь был сухой и ясный, как обычно в этих местах. Болдинские окрестности ранней осенью особенно хороши. Стремительный бег коня по косогорам, через ручьи и овраги приносил радость и ощущение свободы.
Уединенная деревенская жизнь действовала благотворно. Наступила любимая пора, пора его литературных трудов. Седьмого сентября Пушкин записал первое стихотворение «Бесы», а назавтра уже было завершено другое — «Элегия».
Тревога и беспокойство, мучившие его, отходили, уступая место творчеству. Через день на страницах рукописи появляются быстрые, шутливые рисунки, и полностью закончена повесть «Гробовщик», где всё пронизано весёлой иронией. И в тот же день было получено письмо от невесты, и сам он писал другу о том, что мрачные мысли его рассеялись, и радостно шутил: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты да засесть стихи писать». (123 слова)
Через полчаса пароход уходит(2) в море, а в кают-компании, большой и чистой, ветер отдувает сквозившие занавески. Солнце, проникнув(3) в иллюминатор, зайчиком бегало по стенам. Пассажиры сидели за длинным, покрытым льняной скатертью столом. Они шутили с капитаном. И капитан, как всегда под вечер чувствовавший себя помолодевшим, им улыбался, глядел на них непроницаемо-зоркими чёрными глазами. Подражая океанскому укладу, обедали очень долго. Чуть-чуть качало, бегал по стенам солнечный зайчик. И каждый раз, на него глядя, чувствовали пассажиры, как легко и приятно кружится голова, хотелось беспредметно смеяться. Изредка они выходили наверх, на палубу, и смотрели на море, разговаривали. После обеда, состоявшего из многих блюд, когда зайчик на стене стал оранжево-жёлтым, капитан приказал принести кофе. И пассажиры впервые вспомнили о неожиданной причине задержки их путешествия.(4) (По И. И. Соколову-Микитову)
Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана сбивает их в тёмную сплошную массу, а потом разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания. Побелело взволнованное море, зашумело непогодой. Тяжёлые воды с глухим рокотом быстро катятся в мглистую даль.(4) Ветер злобно бьёт по их косматой поверхности, далеко разнося(3) солёные брызги. А вдоль изорванного берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льда. Кажется, что невидимые богатыри в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки. Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвигается(2) дремучий лес. Ветер гудит красно-коричневыми стволами несгибающихся сосен, наклоняет стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая серебряный снег с печально поникших зелёных ветвей. (По А. Серафимовичу)
Я ночевал, путешествуя(3), на свежем воздухе, в экипаже. Не могу не сказать несколько благодарных слов об этом удивительном сооружении. Тем более что оно, вероятно, в недалёком будущем отступит(2) в область предания. Представьте себе экипаж, в котором вы можете вытянуться во весь рост, как на собственной кровати. Одним словом, целый дом на четырёх колёсах, приспособленный к тысячевёрстным путешествиям по грунтовым дорогам. С проведением железных дорог экипаж мало-помалу исчезнет из жизни.(4) И мне вперёд делается его жаль, как жаль, когда разоряют родное гнездо. Летняя ночь выдалась тёплая, что, конечно, так редко бывает на Урале. Где-то сонно лаяли деревенские собаки. Пронёсся испуганный топот овец. Опять тихо-тихо. Я быстро заснул, как спится только в дороге. Но это блаженное состояние было неожиданно нарушено. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Я остановился на опушке. В ореховых и ольховых кустах стояло разноголосье. Всё пело, стрекотало, жужжало. В тёплом воздухе веселились рои комаров, майские жуки кружились вокруг берёз, птички проносились через поляны волнистым, прерывистым лётом. Когда стоишь так один, не шевелясь, лицом к лицу с природой, то овладевает странное чувство, что она не замечает тебя. А ты, пользуясь этим, вот-вот сейчас увидишь и узнаешь какую-то самую её сокровенную тайну. И тогда всё окружающее выглядит(2) необычным и полным этой тайны. Под растрёпанными дубами земля была усыпана тёмно-бурыми листьями.(4)Каждый лист трепетал и шевелился, будто какая-то невидимая жизнь пряталась под ними. И всё кругом: трава, цветы, кусты — слабо шумело и шуршало. Всё как будто ожило, всё зажило свободно, не замечая(3) человека, не скрываясь. (По В. Вересаеву)
А весна уже царила в роскошном наряде. У самого окна, словно укрытая пушистыми комками снега, серебрилась цветущая вишня. Несколько нежных светло-розовых лепестков занёс ветерок на подоконник. За вишней, внизу огорода, зеленела яркой зеленью распустившаяся верба, увешанная золотыми серёжками. За ней вырисовывался на ясной лазури неба тополь, весь унизанный красно-коричневыми листиками. А за огородом синела полоска полноводной реки. В мглистой дали, закругляясь влево дугой, она яснела уже металлическим зеркалом, подёрнутым дымкой тумана. Из-за неё поднимались лёгкими очертаниями сизые горы.(4) На их верхней линии словно висел в воздухе и сверкал серебристыми куполами грациозный контур пятиглавой православной церкви.
Издали(2) доносился шум суетливой жизни. Под окном чирикали весёлые воробьи. Сизые ласточки, быстро мелькая(3) в воздухе, взмывали у окошка, рассекая воздух. (По М. Старицкому)
Дождавшись начала музыки, полковник по-юношески топнул ногой, и высокая фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг зала. Грациозная Варенька плавно скользила около отца. Весь зал восторженно следил за каждым удивительным движением пары. Я не мог не любоваться ими. Особенно поразили меня его сапоги, сшитые не по моде. «Очевидно, чтобы вывозить дочь, он не покупает(2) модных сапог, а заказывает у батальонного сапожника», – думал я.
Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен. Полковник всё-таки ловко прошёл два круга. Вот он, быстро расставив ноги, опять соединил их и упал на одно колено, а Варенька плавно прошла вокруг него. Присутствующие гости громко аплодировали необыкновенному мастерству великолепной пары. (4) Приподнявшись, полковник обнял дочь и, поцеловав(3) в лоб, подвёл её ко мне.
(По Л.Н. Толстому)
Дальше идут степные места. Удивительный вид открывается с горы. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются(2) широкими волнами. Заросшие кустами овраги вьются между ними. От деревни в разные стороны зигзагами бегут к небольшим рощам узкие дорожки.(4) Холмы всё мельче и мельче, деревьев почти не видно. Вот неожиданно открывается безграничная, необозримая степь! А в зимний день здесь можно ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверкания мягкого снега, любуясь(3) зелёным цветом неба над красноватым лесом! А в первые весенние дни, когда кругом всё блестит, сквозь тяжёлый пар талого снега уже пахнет согретой землёй. На проталинах доверчиво поют жаворонки, с весёлым шумом и рёвом из оврага в овраг клубятся потоки. (По И. С. Тургеневу)
Что можно увидеть в Мещерском крае?(4) Цветущие(2) или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном.
В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр.
В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что(3) можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (по К. Паустовскому, 122 слова)
Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её большие карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная рука, которая так часто меня ласкала, которую я так часто целовал. Общее выражение лица матушки постоянно ускользает(2) от меня.(4)
Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слёзы, смутно видишь их.
Помню, налево от кожаного дивана стоял старый английский рояль. Перед этим роялем вполоборота сидела моя сестрица Любочка, с заметным напряжением разыгрывая(3) этюды розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками. Ей было одиннадцать лет. Она ходила в коротеньком холстинном платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках, а октавы могла брать.
Самые высокие горы Американского континента — Анды. Меняющиеся пейзажи этих гор, рассекающих континент с севера на юг, поразят любого. Здесь можно увидеть и непокорённые вершины, покрытые вечными снегами, и дымящиеся вулканы. На западе несёт волны и сверкает бирюзой Тихий океан, а на востоке раскинулись бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек. После однодневного пребывания в столице мы вылетаем в пропавший город инков.(4) На поезде добираемся до небольшого городка, а потом пешком идём через лес до деревеньки. Напоминая(3) о древней цивилизации, стоят здесь глиняные домики и соломенные шалаши. Тропинка, вьющаяся вверх, местами исчезает, и мы боимся её потерять. Только через пять часов мы подходим к тяжёлым воротам и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединённых бесчисленными лестницами, располагается(2) поразительный каменный мир. (По Я. Палкевичу)
Мы медленно шли по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале октября, когда доцветают(2) последние цветы, когда ещё весело жужжат в зарослях кустарника чёрно-бархатные шмели. Воздух остёр и крепок, а дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, от проходящей мимо неё дороги, начиналась, ещё по-летнему зелёнея(3), речная луговина(,) с белыми вкраплениями высокого тысячелистника и каких-то луговых грибов. Луг был усыпан вблизи придорожных ив узким и длинным листом.(4) Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались звонкие шлепки по мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков. И эти молодые голоса под безоблачным полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия. (По Е. Носову)
Дождавшись начала музыки, полковник по-юношески топнул ногой, и высокая фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг зала. Грациозная Варенька плавно скользила около отца. Весь зал восторженно следил за каждым удивительным движением пары. Я не мог не любоваться ими. Особенно поразили меня его сапоги, сшитые не по моде. «Очевидно, чтобы вывозить дочь, он не покупает(2) модных сапог, а заказывает у батальонного сапожника», — думал я. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен. Полковник всё-таки ловко прошёл два круга. Вот он, быстро расставив ноги, опять соединил их и упал на одно колено, а Варенька плавно прошла вокруг него. Присутствующие гости громко аплодировали необыкновенному мастерству великолепной пары.(4) Приподнявшись, полковник обнял дочь и, поцеловав(3) в лоб, подвёл её ко мне. (По Л. Н. Толстому)
Руки его всегда находили себе дело. То шинель зашивал редким солдатским стежком, то тихонько точил топор о гладкий, подобранный у дороги голыш, а то просто строгал большим самодельным складным ножом какую-нибудь чурку. Много таких предметов, выстроганных старшим сержантом Николаем Харитоновым, гуляло по рукам бойцов в роте сапёров. В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бетонные укрепления. А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке, он оказался среди тех, кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он видел, как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. Он видел, как в это утро, не таясь, не отворачивая лиц, рыдали закалённые, мужественные люди, уничтожая лучшее создание своего ума и рук, чтобы не оставить его врагу. Строитель стал солдатом-сапёром. (по Б. Полевому, 119 слов)
К обеду солнечный день окончательно разыгрывается. Как слоновая кость, блестят по деревенскому выгону отшлифованные ухабы дороги. «Весна, весна близко», — думаешь, прикрывая(3) глаза под лаской солнца. И весь день не хочется уходить со двора! А во дворе дремлют, изредка глубоко вздыхая и раздувая бока, коровы, бродят похудевшие за зиму лошади и жмутся в кучу овцы. Идёшь по дороге и слышишь, как возятся и трещат воробьи в кустах акаций. А на гумне, в затишье соломенных валов, забитых снегом, особенно уютно. И весь праздник проходит(2) у меня в этом очаровании солнечными днями, в светлых грёзах о близкой весне. Забудешь, бывало, об уроках и всё сидишь в освещённом солнцем зале, всё глядишь на далёкие поля. А они уже по-весеннему блестят золотистой коркой крепкого наста.(4) (По И. Бунину)
Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши, спряталась деревушка. Избы в деревушке выстроены без всякого плана. Под крыльцом дома Емельяна, построенного из неотёсанных брёвен, воет по ночам, отпугивая(3) волков, Лыско — одна из лучших охотничьих собак. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обходят(2) деревушку со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других Ручьёвая гора, прячущаяся в пасмурную погоду в облаках. Летом деревушка окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами.(4) Сюда едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается охотникам дня по три ждать, когда вода спадёт с них. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
На Урале весна обыкновенно начинается дружно. И в какие-нибудь недели вся картина меняется. Когда снег растает, кругом всё жёлто, везде валяется палый осенний лист, сучья — полный беспорядок, как в доме перед большим праздником. Потом сразу всё покроется яркой весенней зеленью, цветами. Уральские горы издавна служат для перелётной птицы стоянкой.(4) Она здесь, прилетая(3), кормилась. А за журавлями прилетают(2) лебеди, потом гуси, потом утки. И всё озеро точно сразу ожило. Последними прилетали болотная птица, начиная с крошечных куличков-песочников, ходивших на проволочных ножках, и кончая неуклюжими цаплями. Вместе с перелётной птицей появились коршуны. Сохач, обходя владения, качал головой, находя следы хищничества. Конечно, и это для чего-то нужно. Ведь ни одна травка не вырастет напрасно. Всё предусмотрено, всё рассчитано, устроено по закону. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Листва на высоких берёзах ещё зеленела, но заметно побледнела от зноя.(4) Она вспыхивала на солнце, когда его лучики внезапно пробивались сквозь сетку тонких веток, только что омытых дождём. Ни одной птицы не было слышно: все примолкли. Лишь изредка звучал голосок синицы, напоминавший звон серебряного колокольчика. Перед тем (возможно: запятая) как остановиться в этом лесу, я преодолел небольшую осиновую рощу. Я, признаться, не слишком люблю осину — (допустима запятая) унылое дерево с бледно-лиловым стволом и серо-зелёной листвой, которую она дрожащим веером раскидывает(2) на воздухе. Не люблю я вечное качанье её неопрятных листьев, неловко прицепленных к стеблям. Она бывает хороша лишь в летние вечера, когда вся листва её, облитая жёлтым багрянцем, блестит в лучах заходящего солнца. Или в ветреный день, когда она шумно лепечет или тихо шепчет что-то, струясь(3) на фоне ясного неба.
Начинающийся день сразу поражает меня. Неширокая речонка, розовеющая в лучах солнца, плещется у самых ног. Лёгкий ветерок едва колышет прибрежные кусты зеленеющей ракиты.(4) Ни шума, ни шорохов. На берегу расположилось несколько рыбаков, приехавших из ближайших сёл. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит один из них. Снасть его незатейлива и надёжна. Он цепляет на крючок кусочек сырой раковой шейки и закидывает(2) наживку на середину реки. Грузик у него тяжелее обыкновенного. Он плавно и плотно ложится на дно, и вода хорошо его обтекает, не сдвигая с места. Закинув(3) удочки, рыболов в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. И вот прутик начинает дёргаться и трястись. Вскоре на песке появляется несколько рыбёшек. Удивительное это увлечение — рыбалка! (По В. Солоухину)
Каменные массивные ворота, распахиваясь(3), вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким жёлтым песочком. Сам дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами. Между подъездами была устроена затянутая теперь вьющейся зеленью терраса.(4) И эта терраса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник, огороженный деревянной зелёной решёткой. В глубине двора стояли крепкие хозяйственные постройки. Вдоль дома тянулась живая стена душистых акаций и сиреней, зелёной щёткой поднимавшихся из-за красивой чугунной решётки с изящными столбиками. Когда вы входите(2) в переднюю, вас охватывает та атмосфера довольства, которая стояла в этом доме испокон веку. Обе половины дома представляли ряд светлых уютных комнат с блестящими полами и свеженькими обоями. Потолки были расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были так выкрашены. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Раннее лето — пора цветения одуванчиков. Я снова(2) иду на любимую поляну, находящуюся недалеко от дома. Эта поляна полностью забрызгана ярко-жёлтыми пятнами распустившихся одуванчиков.(4)В воздухе летают парашютики, оторвавшиеся от слишком рано отцветших солнечных красавцев. И всё же наиболее красивы одуванчики, не успевшие превратиться в пушистые шары. Моё внимание привлекают не только цветы. Удивительное над головой небо. Размеренно плывущие по нему облака, кажется, зовут в дорогу, приглашают в удивительное путешествие в мир природы. Я соединяю взглядом голубое небо и жёлтое море одуванчиков и попадаю в сказку. Совсем по-другому смотрю я теперь и на природу, и на мир, и на себя. Мысленно рисуя(3) для себя место покоя, я слышу в нём только шорох травы и шёпот облаков. Таким миром невозможно не наслаждаться. (М. Голивец)
Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени.
Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. (по А. Платонову, 127 слов)
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (по И. Соколову-Микитову, 125 слов)
Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю. Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. (по Д. Мордовцеву, 109 слов)
Анды — самые высокие горы Американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокорённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу, 121 слово)
Как хорошо лежать в зелёной траве на берегу реки. Над наезженной пыльной дорогой, над полями плывёт летнее солнце. Меня окружает безмерный, сверкающий разными красками мир. Вдыхаю аромат земли и растений и наблюдаю, как по коленчатым стебелькам высоких травинок неторопливо движутся(2) насекомые. Над головой качаются молочно-белые, золотые, синие цветы. Я прищуриваю глаза. Сказочным чудовищем с позолоченными крыльями проплывает надо мной пушистое облако.(4) Моё воображение уносит меня далеко над землёй, оставляя(3) внизу заснеженные горы, голубые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною землёй, мечтаю о будущих увлекательных путешествиях. С особенной силой тянет меня странствовать в дни прилёта птиц. Именно весной отправляюсь я в самые далёкие путешествия. И всегда уверен, что они непременно окажутся удачными и запоминающимися. (По И. Соколову-Микитову)
Белый просторный город, синее море. Над ними по неподвижному небу тихо плывёт горячее солнце. (4) Я с утра в порту, где один к одному стоят пароходы, пропахшие краской, дымом, морскими ветрами. Слышны скрип деревянной эстакады, по которой медленно движется поезд, трепетание флагов, смешение наречий и языков. И над всем этим (−) солёное и кроткое дыхание морского ветра. В конце эстакады, у мола, уходящего далеко в море, разгружается большой, только что прибывший из дальнего плавания белый пароход. Высокорослые матросы быстро бегают взад-вперёд по перекинутым с берега сходням.
Я стою и смотрю на пароход, недавно переплывший океан, на старого кочегара (,) в синей куртке с засученными рукавами, стоящего над трапом. И, медленно поднимаясь(3) по скрипучему высокому трапу, ступаю(2) на чистую палубу. Как памятен мне этот день! (По И. Соколову-Микитову)
Утренний туман начинал слегка рассеиваться. Очертания деревьев, стоящих одиноко, стали проглядывать на общем фоне леса. В багрово-жёлтой кроне осины вывел незатейливую песенку рябчик.(4) А вскоре(2) он и сам, шумно захлопав крыльями, слетел с раскидистой кроны. Осенний день размеренно вступал в свои права. Золото листвы поблёскивало в лучах сентябрьского солнца, не прекращавшего слепить глаза. Безоблачное, ярко-голубое небо просторно разлилось над осенним лесом. Лёгкий, неуловимый ветерок трепал листву берёз, подзадоривал и без того беспокойную листву густого осинника. Сорока с громким стрекотанием перелетела с сосняка через вырубку и, опустившись где-то там, продолжила суетливо оглашать своим гамом окрестность. В какое-то мгновение обострённый слух лесника уловил лёгкий шорох в еловых ветвях. Ели спустя секунду расступились, выпустив(3) на чистое место тонконогого лосёнка. (По О. Трушину)
Друзья детства, улыбнувшись(3), пожали друг другу руки. Привалов с особенным удовольствием оглядывает(2) коренастую, немного сутуловатую фигуру Кости, широкое лицо с прищуренными глазами, окладистой русой бородой.
Через длинную гостиную с низким потолком и узкими окнами они прошли в кабинет Бахарева — квадратную угловую комнату, выходившую стеклянной дверью в столовую. Обстановка кабинета была самая деловая. Рабочий громадный стол занимал середину комнаты. У окна помещался верстак, в углу — токарный станок. Несколько шкафов занимали всю внутреннюю стену. Между печью и окном стоял старинный диван, обтянутый кожей.(4) Он служил хозяину кроватью. На письменном столе, кроме бумаг и конторских книг, кучей лежали свёрнутые трубочкой планы и чертежи, части деревянной модели, образчики железных руд, пробы чугуна и железа и ещё множество других предметов, имевших специально заводское значение. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Благодаря леснику Николаю Матвеичу я выучил название гор, которые были видны нам. Ближайшая гора, тянувшаяся невысокой грядой, называлась Пугиной. За ней островерхой шапкой поднималась красавица Шульпиха. Вправо от неё виднелось Седло. Из-за гор чуть-чуть синела вершина Белой − самой высокой горы. «Как лоб-то высунула», − говорил лесник как-то особенно любовно про последнюю. Всё это я запоминал с жадностью, потому что мне открывался неведомый, таинственный горный мир. Оттуда лесник приносил дичь, там же зимой в горных быстрых речонках ловил налимов, приносил их обыкновенно в мешке. Они замерзали, свернувшись(3) кольцом. В Сибири хозяйки делают пироги, запекая в тесте мороженую рыбу. (4) Это придаёт(2) пирогу особенную сочность. Итак, лесник для меня являлся неиссякаемым источником всевозможных знаний, каких нельзя добыть ни из одной книжки. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Уже под самым Ржевом совершил Николай Харитонов подвиг, утвердивший за ним славу не только в полку, но и в дивизии.
Тяжёлый танк, ища брода через ручей, набрёл гусеницей на заложенную в снег мощную противотанковую мину-тарелку. Однако, по счастливой случайности, мина попала между шпор траков. Её зажало недостаточно сильно, и она не взорвалась. Вынуть же из-под гусениц мину, вмёрзшую в слежавшийся весенний снег и землю, казалось невозможным. Вот это-то дело и вызвался добровольно совершить Николай Харитонов.
Он потребовал, чтобы все отошли подальше от танка, и начал действовать. Лёг на землю, сбросил рукавицы и ногтями очень осторожно стал потихоньку выгребать из-под гусеницы крепкий снег. Он проработал так четырнадцать часов. Харитонов нёс за ручку разряжённую мину-тарелку, бросил её у костра. И тут же упал без чувств на руки товарищей. (по Б. Полевому, 126 слов)
Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в спокойном воздухе. Ничто не нарушает спокойствия вечера. Изредка легкий ветерок прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. Наклонившись друг к другу, о чем-то неведомом зашепчут они между собой и снова затихнут. Куда ни кинешь взор, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Как хорош этот прекрасный вечер! Вскоре сумерки становятся как-то гуще, заметнее. На темном небе непрерывно начинают вспыхивать новые звезды, манящие к себе. Как хотелось бы полететь к звездам! Смотришь на них и мечтаешь о том чудесном времени, когда весь звездный мир будет освоен человеком. (125 слов)
После полуночи дождь стих, но небо по-прежнему было мрачным. Ветром раздувало пламя костра. Вокруг него бесшумно прыгали, стараясь осилить друг друга, то яркие блики, то чёрные тени. Они взбирались по стволам деревьев и углублялись в лес. Кверху от костра клубами вздымался светло-серый дым, унося с собою тысячи искр. Яркие искры быстро(2) исчезали в глубокой темноте холодного леса. (4)
Всю ночь мы сидели у костра, время от времени подбрасывая(3) дрова в огонь. Мало-помалу дремота стала одолевать нас. Проснулся я, потому что замёрз.
Дождь совсем перестал, и ветер, ещё недавно гулявший по лесу, совершенно стих. С деревьев падали на землю некрупные редкие капли. Листва и трава, казалось, замерли. И только от не погасшего до конца костра поднималась вверх тонкая струйка дыма. (По В. Арсеньеву)
Белый просторный город, синее море. Над ними по неподвижному небу тихо плывёт горячее солнце.(4) Я с утра в порту, где один к одному стоят пароходы, пропахшие краской, дымом, морскими ветрами. Слышны скрип деревянной эстакады, по которой медленно движется поезд, трепетание флагов, смешение наречий и языков. И над всем этим (−) солёное и кроткое дыхание морского ветра. В конце эстакады, у мола, уходящего далеко в море, разгружается большой, только что прибывший из дальнего плавания белый пароход. Высокорослые матросы быстро бегают взад-вперёд по перекинутым с берега сходням. Я стою и смотрю на пароход, недавно переплывший океан, на старого кочегара (,) в синей куртке с засученными рукавами, стоящего над трапом. И, медленно поднимаясь(3) по скрипучему высокому трапу, ступаю(2) на чистую палубу. Как памятен мне этот день! (По И. Соколову-Микитову)
Перед самым выходом в океан мы брали уголь в бухте лежавшего на море одинокого каменного островка. На этом островке был небольшой городок, построенный рыцарями-крестоносцами, впоследствии служивший тайным пристанищем для морских пиратов, названный по-средневековому пышно и трескуче. И лежал он над самой бухтой, а вокруг простиралось море — (,) просторное, ослепительно синее, манящее, с яркими зайчиками, бегавшими по волнам. Над морем весь день дул с африканского берега упругий тёплый ветер, изредка пошевеливая(3) на кораблях кормовые флаги, а на берегу — перистые листья финиковых пальм. С парохода была видна набережная, освещённая солнцем. Городок был белый-белый, точно из сахара, весь в густейшей зелени апельсиновых садов, таинственный, потому что никто из нас не мог побывать в нём. Из всего экипажа на берег съезжает(2) всегда помощник капитана.(4) (по И. Соколову-Микитову)
Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась, напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног. Между тем впереди сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. (По В. А. Солоухину, 123 слова)
Возвращаясь однажды домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда тесно посаженных елей стояли вплотную к дорожке, образуя мрачную аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее.(4) Ноги мои скользили по еловым иглам, которые ковром покрывали землю. Было тихо, темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий свет, переливавшийся в паутине. Затем я повернул на длинную липовую аллею. Прошлогодняя листва грустно шелестела под ногами, и между деревьями прятались тени. В старом саду негромко пела иволга, тоже, по-видимому, старенькая. Но вот и липовая аллея заканчивается(2). Передо мною неожиданно открылся вид на церковь с высокой колокольней. На колокольне горел крест, отражая(3) солнце, готовое спрятаться за горизонтом.
Конец февраля. Село Качки, занесённое снегом, оттаивает понемногу под дыханием мягкого южного ветра. С соломенных крыш, одетых в стеклянную белую броню, сбегает(2) по сосулькам вода. По небу несутся светло-желтоватые клочья, в сыром воздухе уже пахнет весной. За селом, возле водяной мельницы, стоит несколько подвод. Из мельницы доносится непонятный разговор.(4) Двое односельчан, один в сивой шапке, а другой в картузе, сидят равнодушно на завалинке и молча следят, как из проруба вырывается с шумом пенящаяся вода и медленно вращает колесо, дробясь(3) на противоположном конце его в целый дождь радужных, сверкающих капель. У самой двери, облокотясь о косяк, стоит, подперши рукой голову, немолодая уже, но сохранившая остатки прежней красоты женщина. Нужда и горе положили на лице её печать покорности. (По М. Старицкому)