13. Задание 29 . Установите соответствие между отделами системы кровообращения человека и газовым составом проходящей через них крови.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Задание 29 . Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у человека.
15. Задание 29 . Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.
16. Задание 29 . Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.
17. Задание 29 . Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.
18. Задание 29 . Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.
19. Задание 29 . Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.
20. Задание 29 . Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.
21. Задание 29 . Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом.
22. Задание 29 . Установите соответствие между процессами пищеварения и органами, в которых они происходят.
23. Задание 29 . Установите соответствие между функцией органа пищеварительной системы и органом, осуществляющим данную функцию.
24. Задание 29 . Установите соответствие между особенностями строения и функций форменных элементов крови и видом этих элементов
25. Задание 29 . Установите соответствие между признаками структурных единиц и структурными единицами систем органов
26. Задание 29 . Установите соответствие между процессом, происходящим в структурной единице системы органов, и структурной единицей, в которой происходит данный процесс.
1. Задание 30 . Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен – земноводными (1) либо пресмыкающимися (2)
А) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ
2. Задание 30 . Установите соответствие между отдельными мерами профилактики и конкретными паразитами: аскарида (1), печеночный сосальщик (2), бычий цепень (3) либо острица (4)
А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо
Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов
В) не есть немытые сырые фрукты и овощи
Г) защищать продукты питания от мух
Д) не грызть ногти
3. Задание 30 . Для каждого животного выберите температуру тела – постоянная (1) или непостоянная (2):
А) Речной окунь
Б) Голубая акула
Г) Серая жаба
Д) Большая синица
Е) Гренландский тюлень
Ж) Прыткая ящерица
4. Задание 30 . Установите соответствие между признаком членистоногих и классом (1 – паукообразные либо 2 – насекомые), для которого он характерен
А) тело имеет три отдела: голову, грудь, брюшко
Б) тело состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка
В) органы дыхания – трахеи и лёгочные мешки
Г) четыре пары ходильных ног
Д) на груди три пары ног, у многих крылья
5. Задание 30 . Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят – (1) Паукообразные или (2) Насекомые
А) пара усиков
Б) органы дыхания – только трахеи
В) 3 пары грудных конечностей
Г) сложные глаза отсутствуют
Д) у большинства видов имеются крылья
Е) тело разделено на головогрудь и брюшко
6. Задание 30 . Установите соответствие между особенностью жизненного цикла и видом паразита, для которого он характерен – (1) человеческая аскарида, (2) бычий цепень или (3) печеночный сосальщик:
А) развитие без смены хозяина
Б) промежуточный хозяин – крупный рогатый скот
В) промежуточный хозяин – малый прудовик
Г) основной хозяин – крупный рогатый скот
7. Задание 30 . Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца – (1) трёхкамерное без перегородки в желудочке, (2) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке или (3) четырёхкамерное:
А) прыткая ящерица
Б) обыкновенный тритон
В) озёрная лягушка
Г) синий кит
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан
8. Задание 30 . Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен – (1) Земноводные либо (2) Пресмыкающиеся:
9. Задание 30 . Установите соответствие между особенностями кожи и классами позвоночных, для которых эти особенности характерны – (1) Земноводные либо (2) Пресмыкающиеся:
А) обеспечивает всасывание воды
Б) защищает от высыхания
В) имеет роговую чешую
Г) содержит много желез
Д) участвует в газообмене
10. Задание 30 . Установите соответствие между представителями и классами, к которым они относятся
11. Задание 30 . Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны
12. Задание 30 . Установите соответствие между функцией и типом клеток Кишечнополостных
13. Задание 30 . Установите соответствие между мерой профилактики заражения человека и паразитом, его вызывающим
14. Задание 30 . Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками
15. Задание 30 . Установите соответствие между признаком и типом животных
16. Задание 30 . Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие
17. Задание 30 . Установите соответствие между особенностями членистоногих и классом, для которых они характерны
18. Задание 30 . Установите соответствие между характерными особенностями членистоногих и их эволюционных предков — кольчатых червей
19. Задание 30 . Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
20. Задание 30 . Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями.
21. Задание 30 . Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.
22. Задание 30 . Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.
23. Задание 30 . Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
24. Задание 30 . Установите соответствие между группами грибов по строению плодового тела и их примерами.
25. Задание 30 . Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.
26. Задание 30 . Установите соответствие между особенностями строения простейшего и его видом.
27. Задание 30 . Установите соответствие между растением и его признаками.
28. Задание 30 . Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.
29. Задание 30 . Установите соответствие между царством живых организмов и признаками его представителей.
Проверочная работа. НС и головной мозг.
Выберите три верных ответа из шести. Во время бега в организме человека
Что из перечисленного ниже является функцией симпатический нервной системы?
Что из перечисленного ниже является характеристиками вегетативной нервной системы?
подписи к рисунку
верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
Вопросы для развернутого ответа:
1. Назовите основные функции отделов стволовой части мозга.2. Что вы знаете о мозжечке и почему его называют малым мозгом?3. Охарактеризуйте основные функциональные зоны коры полушарий большого мозга.4. Почему повреждение основания черепа при ДТП является наиболее частой причиной смертельных случаев?
Аксоны – отростки нервных клеток, которые выходят за пределы центральной нервной системы, собираются в пучки и образуют:
. Нейрон – это:
. В приспособительных реакциях организма на изменения условий среды ведущую роль играет:
. Нервные клетки отличаются от остальных наличием:
. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:
. Рефлекс, нервный центр которого лежит за пределами продолговатого мозга:
Установите соответствие между отдельной функцией нейрона и типом нейрона, который эту функцию выполняет.
ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ ТИПЫ НЕЙРОНОВ
1) осуществляют передачу с одного нейрона А) чувствительные,
на другой в головном мозге, Б) вставочные,
2) передают нервные импульсы от органов В) двигательные.
чувств в мозг,
3) передают нервные импульсы мышцам,
4) передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг,
5) передают нервные импульсы к железам.
. Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) сужает сосуды, А) симпатическая,
2) урежает ритм работы сердца, Б) парасимпатическая.
3) сужает бронхи,
4) расширяет зрачок.
. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТОК НЕЙРОНА
1) проводит сигнал к телу нейрона, А) аксон,
2) снаружи покрыт миелиновой оболочкой, Б) дендрит.
3) короткий и сильно ветвится,
4) участвует в образовании нервных волокон,
5) проводит сигнал от тела нейрона.
. Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.
СВОЙСТВА ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) иннервирует кожу и скелетные мышцы, А) соматическая,
2) иннервирует все внутренние органы, Б) вегетативная.
3) способствует поддержанию связи организма
с внешней средой,
4) регулирует обменные процессы, рост организма,
5) действия подконтрольны сознанию (произвольны),
6) действия неподвластны сознанию (автономны).
. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.
ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИИ СПИННОГО МОЗГА
1) коленный рефлекс, А) рефлекторная,
2) передача нервного импульса из спинного Б) проводниковая.
мозга в головной,
3) разгибание конечностей,
4) отдёргивание руки от горячего предмета,
5) передача нервного импульса из мозга
к мышцам конечностей.
. Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО И ФУНКЦИЙ МОЗГА
1) содержит дыхательный центр, А) продолговатый мозг,
2) поверхность поделена на доли, Б) передний мозг.
3) воспринимает и обрабатывает информацию от
4) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы,
5) содержит центры защитных реакций организма – кашля
. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. Зрительная зона находится в лобной доле. 5. Слуховая зона находится в теменной доле.
. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. Нервная система делится на центральную и соматическую. 2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.3. Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.
Мозжечок не выполняет функции
а) координации движений б) обеспечивает высшую нервную деятельность
в) регулирует дыхание и защитные рефлексы г) контролирует тонус мышц
д) поддерживает позу человека
Гипоталамус и таламус входят в состав
а) продолговатого мозга б) среднего мозга в) промежуточного мозга г) переднего мозга
Установите правильную последовательность передачи возбуждения к рабочему органу по элементам симпатической нервной системы.
A) ганглии рядом со спинным мозгом
Б) постузловое волокно
B) центры в грудном и верхнепоясничном отделах спинного мозга
Г) предузловое волокно
Д) рабочий орган
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят при активизации центров изображённого на рисунке отдела нервной системы?
Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.
2) нервная система 3) соматическая нервная система4) периферический отдел нервной системы
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой материи» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Известно, что данный тип регуляции встречается на двух уровнях организации живого :
8 класс 2 вариант. Нервная система. Головной и спиной мозг. Рефлекторная дуга.
(материал составлен на основе заданий из банка данных ФИПИ)
Установите последовательность прохождения импульсов по рефлекторной дуге коленного рефлекса от момента удара резиновым молоточком по сухожильной связке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Установите соответствие между примером нервной деятельности человека и функцией спинного мозга: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Вегетативная нервная система, являясь частью единой нервной системы, регулирует кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, а также согласует деятельность всех внутренних органов, приспосабливая их к общим нуждам организма. В ней выделяют симпатический и парасимпатический отделы, а в каждом из них центральную и периферическую части.
Центральные симпатические нейроны компактно расположены в боковых рогах грудного сегмента спинного мозга. Отходящие от них короткие нервные волокна заканчиваются за его пределами в симпатических узлах, расположенных по обе стороны позвоночника. От узлов берут начало длинные нервные волокна, подходящие ко всем внутренним органам организма человека.
Симпатический отдел включается в работу тогда, когда организм нуждается в активной деятельности. Под его влиянием учащаются сокращения сердца, повышается кровяное давление, увеличивается содержание сахара в крови, сужаются кожные сосуды, расширяются зрачки. В то же время тормозится деятельность пищеварительной системы.
Центры парасимпатической нервной системы представлены ядрами, находящимися в разных отделах головного и спинного мозга. От них отходят длинные парные нервы, волокна которых ответвляются к органам грудной, брюшной, тазовой полостей.
В отличие от симпатического отдела, нервные узлы парасимпатической системы располагаются непосредственно в органах или возле них. От каждого узла отходят короткие и ветвящиеся нервы, заканчивающиеся в различных частях внутренних органов.
Парасимпатическая система возвращает нормальный ритм деятельности сердца, уменьшает давление крови, снижает интенсивность обмена веществ и содержание сахара в крови. Под её влиянием дыхание становится более редким, одновременно повышается активность пищеварительной системы.
Используя содержание текста «Особенности вегетативной нервной системы», ответьте на вопросы.
1) Где расположены нейроны центрального отдела симпатической нервной системы?
2) Где расположены нервные узлы парасимпатической нервной системы?
3) Какое влияние оказывает нерв, отходящий от грудного отдела спинного мозга, на уровень артериального давления?
Нервная система человека
Задания с выбором одного верного ответа.
А1. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с
помощью:
1) электрических импульсов,
2) механических раздражений,
3) гормонов,
4) ферментов.
А2. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:
1) нейрон,
2) нервную ткань,
3) нервные узлы,
4) нервы.
А3. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:
1) мышление,
2) рассудочная деятельность,
3) возбуждение,
4) рефлекс.
А4. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:
1) передают импульсы в центральную нервную систему,
2) передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
3) воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей
в процесс нервного возбуждения,
4) воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.
А5. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:
1) спинного мозга,
2) головного мозга,
3) печени и почек,
4) желудка и кишечника.
А6. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной
оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют:
1) нервы,
2) мозжечок,
3) спинной мозг,
4) кору больших полушарий.
А7. Произвольные движения человека обеспечивают:
1) мозжечок и промежуточный мозг,
2) средний и спинной мозг,
3) продолговатый мозг и мост,
4) большие полушария переднего мозга.
А8. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих
во внутренних органах, обеспечивает:
1) промежуточный мозг,
2) средний мозг,
3) спинной мозг,
4) мозжечок.
А9. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет
работой:
1) скелетных мышц,
2) сердца и сосудов,
3) кишечника,
4) почек.
А10. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам:
1) двигательным,
2) вставочным,
3) чувствительным,
4) исполнительным.
А11. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других
жизненно важных рефлексов располагаются в:
1) мозжечке,
2) среднем мозге,
3) продолговатом мозге,
4) промежуточном мозге.
А12. Вегетативная нервная система участвует в:
1) осуществлении произвольных движений,
2) восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений,
3) регуляции обмена веществ и работы внутренних органов,
4) формировании звуков речи.
А13. Нервным импульсом называют:
1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну,
2) передачу информации с одного нейрона на следующий,
3) передачу информации от клетки к клетке,
4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.
А14. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:
1) в центральную нервную систему,
2) к исполнительному органу,
3) к рецепторам,
4) к мышцам.
А15. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:
1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.
А16. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:
1) нервных волокнах,
2) телах нейронов центральной нервной системы,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.
А17. У человека за расширение зрачка отвечает:
1) симпатический отдел нервной системы,
2) парасимпатический отдел нервной системы,
3) соматическая нервная система,
4) центральная нервная система.
А18. Короткий отросток нервной клетки называется:
1) аксон,
2) нейрон,
3) дендрит,
4) синапс.
А19. Длинный отросток нервной клетки называется:
А20. Место контактов двух нервных клеток друг с другом называется:
А21. Нервы – это:
1) нейронная цепь,
2) скопление тел нейронов,
3) пучки аксонов, выходящие за пределы мозга,
4) рецепторы.
А22. Полушария головного мозга соединяются друг с другом:
1) мостом,
2) мозолистым телом,
3) средним мозгом,
4) промежуточным мозгом.
А23. Влияние парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность
выражается в:
1) замедлении сердцебиения,
2) учащении сердцебиения,
3) остановке сердца,
4) аритмии.
А24. Нервная система – это:
1) орган,
2) ткань,
3) система органов,
4) органоид.
А25. Нервная система человека, в отличие от эндокринной:
1) реагирует на внешние, а не на внутренние воздействия,
2) полностью подчинена сознанию,
3) действует быстрее,
4) не работает во время сна.
А26. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по
воле человека, осуществляются через нервную систему:
1) центральную,
2) вегетативную,
3) соматическую,
4) периферическую.
А27. Аксоны – отростки нервных клеток, которые выходят за пределы
центральной нервной системы, собираются в пучки и образуют:
1) подкорковые ядра,
2) нервные узлы,
3) кору мозжечка,
4) нервы.
А28. Нейрон – это:
1) многоядерная клетка с отростками,
2) одноядерная клетка с отростками,
3) безъядерная клетка с отростками,
4) многоядерная клетка с ресничками.
А29. В приспособительных реакциях организма на изменения условий
среды ведущую роль играет:
1) головной мозг,
2) вегетативная нервная система,
3) соматическая нервная система,
4) органы чувств.
А30. Нервные клетки отличаются от остальных наличием:
1) ядра с хромосомами,
2) отростков разной длины,
3) многоядерностью,
4) сократимостью.
А31. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:
1) разностью концентраций ионов натрия и калия внутри и вне
клетки,
2) разрывом водородных связей между молекулами воды,
3) изменением концентрации водородных ионов,
4) теплопроводностью воды.
А32. Рефлекс, нервный центр которого лежит за пределами продолговатого
мозга:
1) кашель,
2) глотание,
3) слюноотделение,
4) коленный.
А33. Промежуточный мозг регулирует:
1) обмен веществ,
2) потребление пищи и воды,
3) поддержание постоянной температуры тела,
4) верны все ответы.
А34. В продолговатом мозге расположен центр рефлекса:
1) чихания,
2) мочеиспускания,
3) дефекации,
4) коленного.
А35. Центры кашля и чихания находятся в:
1) спинном мозге,
2) продолговатом мозге,
3) среднем мозге,
4) переднем мозге.
А36. Парасимпатическая нервная система снижает:
1) частоту сердечных сокращений,
2) силу сердечных сокращений,
3) уровень глюкозы в плазме,
4) все перечисленные параметры.
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. Белое вещество переднего отдела головного мозга:
А) образует его кору,
Б) расположено под корой,
В) состоит из нервных волокон,
Г) образует подкорковые ядра,
Д) соединяет кору головного мозга с другими отделами головного
мозга и со спинным мозгом,
Е) выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов
тела.
В2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная
система человека?
А) мышц верхних и нижних конечностей,
Б) сердца и кровеносных сосудов,
В) органов пищеварения,
Г) мимических мышц,
Д) почек и мочевого пузыря,
Е) диафрагмы и межрёберных мышц.
В3. К периферической нервной системе относят:
А) мост,
Б) мозжечок,
В) нервные узлы,
Г) спинной мозг,
Д) чувствительные нервы,
Е) двигательные нервы.
В4. В мозжечке лежат центры регуляции:
А) мышечного тонуса,
Б) сосудистого тонуса,
В) позы и равновесия тела,
Г) координации движений,
Д) эмоций,
Е) вдоха и выдоха.
Задания на установление соответствия.
В5. Установите соответствие между отдельной функцией
нейрона и типом нейрона, который эту функцию выполняет.
В6. Установите соответствие между отделами нервной
системы и их функциями.
В7. Установите соответствие между строением и функциями
нейрона и его отростками.
В8. Установите соответствие между свойствами нервной
системы и её типами, которые этими свойствами обладают.
В9. Установите соответствие между примерами нервной
деятельности человека и функциями спинного мозга.
В10. Установите соответствие между особенностью строения
и функцией головного мозга и его отделом.
Задание на установление правильной последовательности.
В11. Установите правильную последовательность расположения отделов
ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.
А) промежуточный мозг,
Б) продолговатый мозг,
В) средний мозг,
Г) мост.
Задания со свободным ответом.
С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную
и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых допущены ошибки, объясните их.
1. Нервная система делится на центральную и соматическую.
2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.
3. Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного
и головного мозга.
4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной
мускулатуры и обеспечивает чувствительность.