Реальные варианты ВПР 2023 по русскому языку 5 класс все новые варианты заданий с ответами и решением для подготовки к всероссийской проверочной работе. Каждый примерный вариант составлен по новой демоверсии ФИОКО 2023 года. Дата проведения ВПР в школах России с 15 марта по 25 мая 2023 года.
Ответы опубликованы в конце каждого тренировочного варианта. На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Реальные задания с ответами ВПР 2020 по русскому языку 5 класс, которые будут на всероссийской проверочной работе у 5 класса в 2020 году с 14 сентября по 12 октября (у некоторых регионов раньше). Банк заданий из которых будут составляться реальные варианты.
ВПР русскому языку 5 класс 2020 реальные задания с ответами:
Официальная демоверсия ВПР 2020 по русскому языку 5 класс:
Русский язык 5 класс демоверсия ВПР 2020 ФИПИ задания и ответы
Смотрите также ответы и задания для других предметов ВПР:
ВПР 2020 ответы и задания всероссийские проверочные работы
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
В апреле 2018 года прошли всероссийские проверочные работы ВПР в 5 классах. Приводим по 4 варианта по каждому предмету.
Доступны новые образцы ВПР 2019 для 5 класса
Расписание ВПР 2019
Варианты ВПР по математике 5 класс 2018 год + ответы
Еще больше вариантов по математике смотрите здесь
Варианты ВПР по русскому языку для 5 класса с ответами – 2018 год
Остальные варианты по русскому языку смотрите здесь
Варианты ВПР по биологии 5 класс с ответами 2018 год
Еще варианты по биологии смотрите здесь
Варианты ВПР по истории 5 класс 2018 год с ответами
Остальные варианты по истории вы найдете здесь
Демоверсия ВПР 5 класс 2018 год – русский язык, математика, история, биология
Расписание ВПР 2019 для 5 класса
ВПР 5 класс 2019 год
ВПР 2019 6 класс
ВПР 2019 7 класс
В 2019 году в апреле в очередной раз пройдут всероссийские проверочные работы для 5 классов по предметам: математика, русский язык, история, биология.
Официальный сайт ВПР 2019 ФИОКО опубликовал демонстрационные варианты проверочных работ с ответами и критериями оценивания, чтобы все участники и учителя могли ознакомиться с примерами заданий.
ВПР 5 класс 2019 год
демоверсия – русский язык, математика, история, биология
Выбор предметов для 5 классов аналогичен прошлому году. Так же как и в в 2018 проверочные работы для пятиклассников – обязательны.
Для подготовки к ВПР приведем несколько реальных вариантов прошлого года по всем предметам.
Варианты ВПР по математике 5 класс 2018 год + ответы
Варианты ВПР по русскому языку для 5 класса с ответами – 2018 год
Варианты ВПР по биологии 5 класс с ответами 2018 год
Варианты ВПР по истории 5 класс 2018 год с ответами
Расписание ВПР 2019 для 5 класса
Демоверсия ВПР 5 класс 2018 год
ВПР 2019 6 класс
ВПР 2019 7 класс
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
27 сентября 2017
26 октября состоится Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в пятых классах.
Цель работы — выявить, на каком уровне школьники овладели языковым материалом начальных классов и готовы ли к дальнейшему обучению по программе.
Подготовиться к ВПР помогут:
-
Образец проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
Документы, относящиеся к проведению ВПР по русскому языку в 5 классе:
Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь на сайте.
25 апреля 2019 года проойдут всероссийские проверочные работы ВПР по русскому языку в 5 классах. Участие 5 классов в ВПР 2019 является обязательным. Расписание ВПР 2019 – 5 класс.
Официальный сайт ВПР 2019 ФИОКО опубликовал новые образцы заданий проверочных работ с ответами и критериями оценки.
Для подготовки к контрольным 2019 года можно использовать реальные варианты с ответами ВПР 2018.
Варианты ВПР по русскому языку для 5 класса с ответами – 2018 год
Работа включает в себя 12 заданий, на ее выполнение отводится 60 минут.
Задания ВПР по русскому языку для 5 классов проверяют владение нормами правописания, умение производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор, ориентироваться в содержании текста, соблюдать нормы построения предложения и словоупотребления.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 45.
Перевод первичных баллов ВПР по русскому языку 5 класс в отметки по пятибалльной шкале
Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися.
Итоги ВПР не влияют на получение аттестата и перевод в следующий класс.
ВПР 2019 по русскому языку. 5 класс. Все варианты с ответами
Всероссийские проверочные работы на 2018 – 2019 учебный год. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. ГДЗ. Решебник. Школа России. 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь
ВПР-2019. Новости, обязательные предметы, изменения, нововведения, график. Официальный сайт
Тестовые пробные варианты и КИМы с демонстрационными задачами можно решать онлайн, а также сохранить к себе на компьютер и распечатать для самостоятельного решения. Пробный образец заданий ВПР необходим вам для успешной подготовки к проверочной работе в школе.
Важно! При выполнении проверочной работы в школе, нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Время выполнения ВПР2019: 1 часть – 45 минут, 2 часть – 45 минут
Смотреть реальные задачи ВПР прошлого с ответами
Видеоурок: Как успешно подготовиться и сдать ВПР-2019 на 5 баллов!
Много крутых способов, как списать на экзамене ВПР?
ВПР 2019 по русскому языку с ответами. Все варианты. 2 класс
ВПР 2019 по математике с ответами. Все варианты. 4 класс
ВПР 2019 по русскому языку с ответами. Все варианты. 4 класс
ВПР 2019 по окружающему миру с ответами. Все варианты. 4 класс
ВПР 2019 по истории с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2019 по биологии с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2019 по математике с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2019 по русскому языку с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2019 по истории с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2019 по биологии с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2019 по географии с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2019 по математике с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2019 по русскому языку с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2019 по обществознанию с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2019 по географии с ответами. Все варианты. 7 класс
ВПР 2019 по литературе с ответами. Все варианты. 8 класс
ВПР 2019 по МКХ с ответами. Все варианты. 8 класс
ВПР 2019 по русскому языку с ответами. Все варианты. 9 класс
ВПР 2019 по химии с ответами. Все варианты. 10 класс
ВПР 2019 по биологии с ответами. Все варианты. 10 класс
ВПР 2019 по химии с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2019 по физике с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2019 по истории с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2019 по биологии с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2019 по географии с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2019 по иностранным языкам с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2020 по русскому языку. 5 класс. Все варианты с ответами
Всероссийские проверочные работы на 2019 – 2020 учебный год. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. ГДЗ. Решебник. Школа России. 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь
ВПР-2019-2020. Новости, обязательные предметы, изменения, нововведения, график
График и расписание проведения ВПР в 2019-2020 учебном году
Тестовые пробные варианты и КИМы с демонстрационными задачами можно решать онлайн, а также сохранить к себе на компьютер и распечатать для самостоятельного решения. Пробный образец заданий ВПР необходим вам для успешной подготовки к проверочной работе в школе.
Смотреть реальные задачи ВПР прошлого с ответами
Важно! При выполнении проверочной работы в школе, нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Время выполнения ВПР2020: 1 часть – 45 минут, 2 часть – 45 минут
Демоверсия ВПР 2020 по русскому языку с ответами. Все варианты. 2 класс
Демоверсия ВПР 2020 по математике с ответами. Все варианты. 4 класс
Демоверсия ВПР 2020 по русскому языку с ответами. Все варианты. 4 класс
Демоверсия ВПР 2020 по окружающему миру с ответами. Все варианты. 4 класс
Демоверсия ВПР 2020 по истории с ответами. Все варианты. 5 класс
Демоверсия ВПР 2020 по биологии с ответами. Все варианты. 5 класс
Демоверсия ВПР 2020 по математике с ответами. Все варианты. 5 класс
Демоверсия ВПР 2020 по русскому языку с ответами. Все варианты. 5 класс
Демоверсия ВПР 2020 по истории с ответами. Все варианты. 6 класс
Демоверсия ВПР 2020 по биологии с ответами. Все варианты. 6 класс
Демоверсия ВПР 2020 по географии с ответами. Все варианты. 6 класс
Демоверсия ВПР 2020 по математике с ответами. Все варианты. 6 класс
Демоверсия ВПР 2020 по русскому языку с ответами. Все варианты. 6 класс
Демоверсия ВПР 2020 по обществознанию с ответами. Все варианты. 6 класс
Демоверсия ВПР 2020 по истории с ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по биологии с ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по географии с ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по математике с ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по русскому языку ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по обществознанию с ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по английскому языку с ответами. Все варианты. 7 класс
Демоверсия ВПР 2020 по литературе с ответами. Все варианты. 8 класс
Демоверсия ВПР 2020 по МКХ с ответами. Все варианты. 8 класс
Демоверсия ВПР 2020 по русскому языку с ответами. Все варианты. 9 класс
Демоверсия ВПР 2020 по химии с ответами. Все варианты. 10 класс
Демоверсия ВПР 2020 по биологии с ответами. Все варианты. 10 класс
Демоверсия ВПР 2020 по химии с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по физике с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по истории с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по биологии с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по географии с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по иностранным языкам с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по английскому языку с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по немецкому языку с ответами. Все варианты. 11 класс
Демоверсия ВПР 2020 по французскому языку с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2018 по русскому языку с ответами. Все варианты. 5 класс
2018 год. 1 часть, 2 часть.
2017 – 2018 учебный год. ФИПИ, ФГОС. Школа России. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам в решении реальных задач по ВПР.
Предлагаем вам образец проверочных заданий для учеников 5 класса средней школы ФГОС и ФИПИ для проверки и подготовки к экзамену в 2017 году.
Данные тренировочные тесты и задания скачены с официального сайта. После решений заданий демо версий, вы сможете уверенно сказать: Я решу ВПР!
Пробные варианты можно решать онлайн, а также сохранить к себе на компьютер и распечатать для самостоятельного решения на время.
Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень
общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с
требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения
предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня
сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения
межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в
образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные
образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для
оценки личностных результатов обучения.
Дата проведения работы 17 апреля 2018 года.
Время выполнения – 60 минут. В работе 12 заданий. Пользоваться учебниками, справочниками и другими материалами запрещено.
Расписание ВПР на 2017-2018 учебный год
Смотреть задания ВПР прошлого 2017 года с ответами и решениями
Смотреть задания НИКО-2018 по всем предметам
Смотреть задания ВПР 2019 года с ответами и решениями
В данный сборник проверочных работ входят задания из следующих решебников и учебников:
ВПР 2018, Русский язык, 5 класс, Варианты 3-4
Русский язык, ВПР, 5 класс, 15 вариантов, Типовые задания, Дощинский Р.А., Смирнова М.С., 2018
Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2017
Русский язык, ВПР за курс начальной школы, Типовые задания, Волкова Е.В., Ожогина Н.И., Тарасова Л.В., 2018
Рабочая тетрадь для повышения грамотности и внимания, Сычева Н., 2017
Русский язык, Подготовка к ОГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., Сененко О.В., 2018
ВПР, 5 класс, Русский язык, 10 вариантов, Типовые задания, Комиссарова Л.Ю., 2018
Синтаксис и пунктуация, Сборник тестовых заданий и упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов, Потапова Г.Н., 2017
Русский язык, Итоговая аттестация, 5 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2018
ОГЭ, Русский язык, Работа с текстом при подготовке к экзамену, 5 класс, Пахнова Т.М., 2019
Русский язык, 5 класс, 200 заданий для подготовки к ВПР, Калинина О.Б., 2018
Диктанты по русскому языку, 5 класс, Гринберг И.Г., Никифорова Т.Ю., Панкова С.В., 2018
ВПР 2018 по русскому языку с ответами. Все варианты. 2 класс
ВПР 2018 по математике с ответами. Все варианты. 4 класс
ВПР 2018 по русскому языку с ответами. Все варианты. 4 класс
ВПР 2018 по окружающему миру с ответами. Все варианты. 4 класс
ВПР 2018 по истории с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2018 по биологии с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2018 по математике с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2018 по русскому языку с ответами. Все варианты. 5 класс
ВПР 2018 по истории с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2018 по биологии с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2018 по географии с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2018 по математике с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2018 по русскому языку с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2018 по обществознанию с ответами. Все варианты. 6 класс
ВПР 2018 по географии с ответами. Все варианты. 7 класс
ВПР 2018 по литературе с ответами. Все варианты. 8 класс
ВПР 2018 по МКХ с ответами. Все варианты. 8 класс
ВПР 2018 по русскому языку с ответами. Все варианты. 9 класс
ВПР 2018 по химии с ответами. Все варианты. 10 класс
ВПР 2018 по биологии с ответами. Все варианты. 10 класс
ВПР 2018 по химии с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2018 по физике с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2018 по истории с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2018 по биологии с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2018 по географии с ответами. Все варианты. 11 класс
ВПР 2018 по иностранному языку с ответами. Все варианты. 11 класс
Всероссийская проверочная работа ВПР 2022 по русскому языку для 5 класса 40 вариантов и ответы к ним с решением для подготовки к проверочной работе, которая будет проходить осенью 2022 года, также на данном сайте вы можете посмотреть демоверсию ВПР.
Посмотреть демоверсию ВПР 2022 по русскому языку для 5 класса
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
ВПР 2022 год по русскому языку 5 класс вариант №1 с ответами:
Вариант №2 с ответами:
Вариант №3 с ответами:
Вариант №4 с ответами:
Вариант №5 с ответами:
Вариант №6 с ответами:
Вариант №7 с ответами:
Вариант №8 с ответами:
Вариант №9 с ответами:
Вариант №10 с ответами:
1)Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. У каждого человека есть своя река. Около неё он родился, жил или живёт(1). Река эта бывает очень маленькой. Имя её другие люди не знают. Не у такой ли реки живёте вы? Или ваша река известна всем? Моя река – это могучая Кама. Она впадает(2) в Волгу. Я решил пройти всю Каму и нашёл её начало в деревне Карпушата. Местный мальчик подвёл меня к старой берёзе. Она росла у колодца с двускатной крышей. На коньке крыши расположилась резная уточка. Из-под колодца вытекала струя воды, сбегала к озеру. (4) Здесь был исток одной из знаменитых(3) рек мира. (По С.Романовскому)
2)Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (1) – фонетический разбор; (2) – морфемный разбор; (3) – морфологический разбор; (4) – синтаксический разбор предложения.
3)Поставьте знак ударения в следующих словах. Арбуз, красивее, положила, шарфы.
4)Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. С давних времён Русь славилась хвойными и лиственными лесами.
5)Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) Бабушка рассказала что в детстве мимо этой берёзы она бегала в школу 2) Давай прогуляемся до старой берёзы предложила бабушка 3) По словам бабушки эту берёзу она помнит с детских лет 4) Бабушка давай посидим в тени под твоей любимой берёзой
6)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Солнце ярко осветило зелёные поля и луга. 2) Откройте окно и проветрите кабинет. 3) По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. 4) Постарайся Лена не ошибиться в определении орфограммы.
7)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Скрылись подо льдом все реки и укрылась земля снегами. 2) Жёлтые листья летели вдоль дороги и кружились в удивительном танце. 3) Проснулся медведь и выполз из берлоги в первый день весны. 4) Пчёлы почувствовали запах цветущих трав и полетели к гречишному полю.
8)Определите и запишите основную мысль текста.
9)Какой факт свидетельствует о том, что кипрей считали сорной травой? Запишите ответ.
10)Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ.
11)В предложениях 5–8 найдите слово со значением «место, где вырублен лес». Выпишите это слово.
12)В предложениях 9−12 найдите антоним к слову «холодный» и выпишите его.
13)Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Апрель подходит к своему концу. В глухих еловых зарослях лежит тонкий слой серого снега, а на лесных полянах и в мелколесье уже начинает пробиваться первая зелень. На опушке леса сильно припекает жаркое солнце, поют птицы. Кусты бузины стоят в жёлтой дымке. Старые осины выбрасывают тяжёлые гроздья красных серёжек. На лесных дорогах трещит под ногами тонкий слой ледяного наста. В низинах сверкает талая(1) вода. Ты приходишь(2) в лес, не нарушаешь тишины. (4) Ночь стоит тёмная. В высоком(3) небе мерцает бесчисленное множество звёзд. Влажный воздух прошлогодней листвы напоминает о том, что пришла долгожданная весна.
14)Поставьте знак ударения в следующих словах. Алфавит, углубит, столяр, звонит
15)Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. В конце года на соревнования приезжали спортсмены из Германии.
16)Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) Скажите ребята какое время года самое лучшее 2) Лёня сказал что ему больше всего нравится лето 3) Больше всего я люблю весну задумчиво ответила Наташа 4) По словам Маши каждое время года по-своему прекрасно
17)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Друзья решили снова встретиться в Летнем саду. 2) Пусть друзья встретятся у входа в Летний сад. 3) Давайте друзья встретимся снова в Летнем саду. 4) Встречай-ка ты нас у входа в Летний сад.
18)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживает. 2) Ночью на небе сверкает месяц и всё освещает вокруг. 3) Пылает солнце высоко и душу согревает светом. 4) По утрам солнце бьёт сквозь пурпурную и лимонную листву.
19)Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что и сорванная кувшинка
«отличала» день от ночи? Запишите ответ.
20)Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–13 текста. Запишите ответ
21)В предложениях 4–5 найдите слово со значением «некрасивый, невзрачный». Выпишите это слово.
22)В предложениях 14−16 найдите антоним к слову «никогда» и выпишите его.
23)Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Прошлым летом у моего лесного домика я увидел молодую лисичку. Обычно лисицы прячутся в лесу, и даже опытный охотник редко(1) увидит(2) вблизи живого зверя. А эта лисичка доверчиво глядела на меня чёрными глазками. Я принёс из кухни кусочек мяса, бросил лисичке под ноги. Лисичка спокойно взяла мясо и съела. (4) Лесная гостья несколько дней жила у домика. Днём она забиралась в пустую(3) собачью конуру возле сарая. По утрам и вечерам лисичка выходила на волю, и я её кормил. К моему рыжему коту она относилась дружески, и нередко они ели из одной чашки.
24)Поставьте знак ударения в следующих словах. Инструмент, кухонный, понял, цемент.
25)Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. На белом снегу они увидели заячьи и лисьи следы.
26)Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) Ивана сказал что не смог выполнить это задание 2) Иван опустил глаза и тихо проговорил Я не готов сегодня к уроку 3) Почему же ты не предупредил учителя заранее Иван 4) По мнению учителя задание было несложным
27)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) На уроке математики ребята изучали свойства сложения натуральных чисел. 2) Назовите-ка наименьшее натуральное число! 3) Ребята найдите сумму слагаемых наиболее удобным способом. 4) Вы читали и составляли буквенные выражения по условию задачи.
28)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе. 2) Взвиваются с полей в небо и исчезают в лучах рассвета лёгкие жаворонки. 3) В лесу недвижно стоят деревья и отбрасывают на снег лиловые тени. 4) Всё выше поднимается солнце и прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.
29)Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что мел состоит из обломков ракушек и окаменевших остатков древних существ? Запишите ответ.
30)Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–11 текста. Запишите ответ.
31)В предложениях 8–10 найдите слово со значением «не сразу, шаг за шагом». Выпишите это слово.
32)В предложениях 6-7 найдите антоним к слову «будущее» и выпишите его.
33)Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. На склоне зимы веселее становится февральский лес. В серебре глубоких(3) снегов появляются первые намёки(1) на проталины. Клёны в нетерпении гонят по веткам сахаристый сок. Серебрятся пушистые почки вербы. С еловых лап свесились хрустальные сосульки. Пригреет февраль и растопит на разлапистой сосне белую шапку. (4) Тихо зазвучит первая капель, и февральское солнце золотыми бликами заиграет(2) в прозрачных завитушках изо льда. Почки на ветвях осин приоткрыли чешуйки и уже готовы выпустить кудрявые серёжки. Активнее становится и движение в подводном мире. Не задерживаются на зимних стоянках косяки лещей. Собираются в стайки судаки, сазаны, плотва. (По М. Калугину)
34)Поставьте знак ударения в следующих словах. Банты, инструменты, каталог, облегчит.
35)Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. К уроку литературы мы подготовили интересную презентацию о поэте.
36)Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) По словам Стёпы в его домашней библиотеке много книг по краеведению 2) Стёпа напомнил что давно увлекается историей родного города 3) Какой вопрос на олимпиаде тебе особенно понравился Стёпа 4) Елена Николаевна подтвердила Стёпа стал победителем олимпиады по истории
37)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Мальчики любили играть в футбол после уроков. 2) Пусть мальчики сыграют в футбол с девочками. 3) Давай ты не будешь сегодня гонять мяч после уроков. 4) Давайте мальчики сыграем в футбол после уроков.
38)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Чёрный дрозд ведёт очень скрытный образ жизни и редко попадается на глаза. 2) Взволнованные птицы прыгали по земле и по корням и даже садились на край ямы. 3) Ветер бушует и треплет молодые листочки берёз. 4) На минуту шум затихает и снова по тайге рассыпается звонкое щёлканье дрозда.
39)Какой факт свидетельствует о том, что металлические зеркала плохо отражали изображение? Запишите ответ.
40)В предложениях 7–9 найдите слово со значением «уважение, проявляемое обществом по отношению к кому-либо». Выпишите это слово.
ВПР 2022 ответы и задания всероссийские проверочные работы
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Перепишите
текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и
знаки препинания.
(По Р. Погодину)
В данном тексте встречаются
следующие виды орфограмм
Дач..ный – «ЧН» без мягкого знака.
п..сёлок – приставка «ПО».
ра(з/с)пол..жился – приставка «рас» пред глухим «п», корень с
чередованием «лож» – о пред ж.
на песча(н,нн)ой
– суффикс АН с одной буквой Н.
деревя(н,нн)ыми – суффикс ЯНН, слово –исключение.
дом..ками – суффикс –ИК (нет чего?
домика) – И не беглая гласная.
ра(з/с)кинулся – приставка «рас»
пред глухим «к».
с..сновый – корень «сосн», проверочное слово «сосны».
под г..рой – корень «гор»,
проверочное слово «горы».
ш..ссе – пропущена буква «О»,
словарное слово.
стор..ну – корень «сторон», проверочное слово
«сторонка».
зар..сли – корень с чередованием
«рос» – перед с.
м..лины – пропущена буква «А»,
словарное слово.
ч..рёмухи – пропущена буква «Е»,
словарное слово.
(зелёно)г..лубая – слово пишется
через дефис, так как обозначает оттенок цвета, пропущенная буква – «О»,
запомнить.
и(з/с)точенные – приставка «ис»
пред глухим «т».
(не)спокойное – «не» пишется слитно, нет условий для
раздельного написания.
пр..красное – приставка «пре»,
близкая по значению к слову «очень».
в..лну..т..ся – корень «волн»,
проверочное слово «волны», окончание «ет» – 1 спряжение, тся – без Ь.
в(з/с)дыха..т- приставка «вз»
пред звонким «д», окончание «ет» – 1 спряжение.
трепл..т – окончание «ет» – 1
спряжение.
выплёск..вают..ся – суффикс «ива»,
тся – без Ь.
заспор..т- окончание «ят» – 2
спряжение.
о чём(то) – дефисное написание
т..ж..лые – в корне пропущена «Я»,
после шипящей – Ё.
в..лы – корень «вал».
нал..ют..ся – в корне Ь, тся – без
Ь.
без..сходной – после приставки «Ы».
ярост..ю – в корне Ь.
зар..вут – корень «рев».
загр..хоч..т – корень «грохоч»,
пропущена буква «О».
ж..лая – пропущена «Е», словарное
слово.
пр..ободрить – приставка «при»,
неполнота действия.
(не)лад..т. – не с глаголами
пишется раздельно.
бл..стит – корень с чередованием
«блест»
начист..ли – суффикс «И»,
начистить.
(К,к)ронштадт – заглавная буква.
каж..т..ся – окончание «ет» – 1
спряжение, тся – без Ь.
(судо)р..монтных – слитное
написание.
выход..т – окончание «ит» – 2 спряжение.
Пропущенные знаки препинания в
тексте относятся к следующим типам пунктограмм.
1. Знаки препинания при однородных
членах.
2.
Знаки препинания в сложном предложении.
Это
ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег.
Выполните
обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2)
– морфемный и словообразовательный разборы слова;
Разбор слова по составу начинается с
выделения окончания. Разбираемое слово -имя
прилагательное. Для выделения окончания необходимо изменить слово по
числам, родам или падежам.
Песчаной
– песчаный, песчаное, песчаного, песчаному.
Вывод:
окончание – ОЙ.
Чтобы
выделить корень, необходимо подобрать однокоренные слова.
Песчаной
– песчинка, песок, песочный.
Часть
слова, располагающаяся после корня,- суффикс.
В
данном прилагательном – это суффикс –АН.
Определение способа образования
слова происходит в результате словообразовательного разбора. Сделать
словообразовательный анализ – значит найти производящее слово (через уточнение
лексического значения производного слова) и путем сравнения морфемного состава
производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы.
Песчаный – имеющий отношение к
песку. Песчаный – песок.
Морфемный состав двух слов
(песчаный и песок) отличаются суффиксом –АН.
В
зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании, необходимо определить способ
словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка
и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.
Вывод:
слово «песчаный» образовано от слова «песок» с помощью суффикса – АН.
Следовательно, это суффиксальный способ словообразования.
Производное
(то, которое образуется) и производящее (то, от которого образуется) слова в
словообразовательной цепочке располагаются рядом и отличаются друг от друга
словообразовательной морфемой: либо одним суффиксом, либо одной приставкой,
либо приставкой и суффиксом одновременно при приставочно-суффиксальном способе
словообразования.
При
словообразовательном разборе мы ищем производящее слово, которое отличается от
данного слова, так скажем, «минимальным» числом морфем: одним суффиксом, одной
приставкой или же одним суффиксом и одной приставкой одновременно. Делаем
предположение о способе словообразования и проверяем получившуюся
словообразовательную модель на «жизнеспособность» на примере других слов.
Если
при разборе слова по составу выясняется, что в нем только одна
словообразовательная модель, как это было в слове «песчаный», – один суффикс.
То это не иначе, как суффиксальный способ словообразования.
Если
в слове из словообразовательных морфем есть приставка, то нельзя категорически
утверждать, что это приставочный способ словообразования.
Прилетать
– образовано от слова «летать» при помощи приставки «при». Это приставочный
способ.
Забег
– образовано от глагола «забегать». Это бессуффиксный способ.
Имена
существительные, в значении которых имеется указание на признак предмета или
действие предмета, являются производными от соответствующих частей речи.
Бег
– бегать, зелень-зеленый.
У
производящего слова берётся только основа, если есть суффикс, то он
«отсекается». Такой способ называется бессуффиксным, этим способом образуются
имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или
действие предмета.
Если
в слове есть две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс-, то это
может быть один из трёх способов словообразования:
Если
в слове не один, а несколько корней, то такое слово образовано сложением.
1.
Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.
2. Сравнить морфемный состав слов,
выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.
3.
Определить способ словообразования.
4.
Проверить правильность разбора путем подбора слов, образованных по такой
же словообразовательной модели.
(3) – морфологический разбор слова;
1.
Заспорит (что сделает?) – глагол, н. ф. – заспорить.
2.
Пост. – сов. вид, невозвр., непереходн., II спр.; непост. – в форме изъявит.
накл., буд. вр., 3-го л., ед. ч.
3.
В предложении является сказуемым.
В
последнем случае в разборе изменяется только число глагола – мн. ч.
Учащиеся
всегда испытывают определенные трудности при разборе глагола как части речи. В
6 классе в морфологических разбор глагола добавляются новые грамматические
признаки:
1.
Возвратность. Данная категория определяется по наличию или отсутствию в составе
глагола суффикса –СЯ (СЬ). Наличие этих
суффиксов делает глагол возвратным, отсутствие – невозвратным.
2. Переходность. Данная категория
определяется возможностью сочетания глагола с существительным без предлога в
винительном падеже. Если глагол находится в отрицательной форме, то управление
осуществляется существительным в родительном падеже.
Читать
(книгу) – переходный глагол.
Улыбаться
(другу) – непереходный глагол.
Не
читать (чего?) книг – переходный глагол.
Примечание.
Если глагол возвратный, то он всегда непереходный.
3.
Наклонение. Данная категория определяет действие как реальное или как
возможное.
Если
действие мыслится как реальное, которое происходило, происходит или произойдёт
в будущем, то говорят, что глагол находится в изъявительном наклонении. В изъявительном наклонении глаголы
изменяются по временам: растаял, тает, растает.
Если
действие мыслится как возможное, желательное и выражается в форме просьбы, приказа,
совета, т.е. побудительным предложением, то говорят глагол стоит в форме повелительного наклонения: напишите,
сходите.
Если
действие мыслится как возможное при определённых условиях, то говорят, что
данный глагол находится в форме условного
наклонения: прочитал бы, убрала бы.
До изучения темы наклонения
учащиеся разбирали только глаголы в форме изъявительного наклонения, обозначая
у них время, число, род (в прошедшем
времени) и лицо (в настоящем и будущем времени). Теперь необходимо учитывать
наклонения при определении признаков глаголов.
(4)
– синтаксический разбор предложения.
Тяжёлые
валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4)
Предложение повествовательное,
невосклицательное, простое, распространённое,
с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: валы
(подлежащее, выражено именем существительным), нальются, заревут, загрохочут
(однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения:
(валы) тяжёлые – определение, выражено именем
прилагательным; (нальются) яростью
– дополнение, выражено именем существительным;
(яростью) безысходной –
определение, выражено именем прилагательным.
Система оценивания задания №2
В
выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв
и
звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Система оценивания задания №3
Для правильного выполнения данного задания требуется
знание случаев, когда количество букв и
звуков в словах не совпадает.
1. Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука, когда стоят в
начале слова, после гласной и после Ъ и Ь знаков. Буквы е,ё,я,ю обозначают один
звук, когда стоят после согласных.
2. Буквы Ь и
Ъ звуков не обозначают.
3. Если в слове есть непроизносимые или удвоенные
согласные, то число букв будет больше, чем число звуков.
Правильный ответ в данном задании слово «бывает», в
котором букв меньше, чем звуков, так как буква «е» обозначает два звука.
Поставьте
знак ударения в следующих словах.
Жалюзи,
языковой (факт), позвонишь, кухонный.
Система оценивания задания №4
Орфоэпический словник за 6 класс
развитОй
(язык) рАзвитый (ребёнок)
Над
каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Не
всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.
Трудности
выполнения данного задания заключаются в следующем:
1.
Ошибки в определении предлогов и частицы.
2.
Ошибки в определении местоимения (слово «всякое» некоторые учащиеся распознают
как прилагательное).
2.
Ошибки в определении имени числительного.
Найдите
и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите
правильный
вариант формы слова (слов).
1)
пирог более вкуснее
2)
с шестьюстами страницами
4)
для обоих сестёр
Рекомендации
к выполнению задания.
В
6 классе изучаются следующие грамматические нормы:
1. Образование степеней сравнения
имён прилагательных.
Способы
образования сравнительной степени прилагательных:
а) при помощи суффиксов -е, -ее, -ше:
строже, скорее, тоньше.
б) с помощью слов более, менее, которые
присоединяются к прилагательному: более строгий, менее тонкий.
Объединять эти способы нельзя.
Способы образования превосходной степени прилагательных:
а) с помощью суффиксов -ейш, -айш:
сильнейший, величайший.
б) с помощью слов наиболее, самый,
которые присоединяются к прилагательному: самый смелый, наиболее
в) с помощью слова всех, которое
присоединяется к сравнительной степени прилагательного: строже всех.
Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений к Всероссийской проверочной работе по русскому языку. Сборник включает 10 тренировочных вариантов работы, которые по своему содержанию полностью соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической и орфоэпической грамотности , знаний пунктуационных , грамматических и лексических норм русского языка, умений работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценивания их выполнения. Пособие может быть использовано учителями для аудиторной работы в классе.
2. Склонение имён числительных
Согласно
норме в сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) при
склонении изменяются обе части. В
составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.
Числительные 40, 90, 100 при склонении
имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – сто, сорок, девяносто, остальные падежи – ста, сорока, девяноста.
У составных порядковых числительных
изменяется только последнее слово.
В нормативной речи строго разграничено
употребление слов обоих(м.род) и обеих (ж.род). поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам.
Правильными являются конструкции 35, 5
процента (не процентов), 12, 6 километра (не километров), т.е. сущ. управляет дробь, а не целое число.
Собирательные числительные двое, трое,
четверо и тд сочетаются:
а) с сущ. м. и общего рода: двое друзей,
трое сирот;
б)с сущ., имеющими формы только мн.ч.:
двое саней:
в)с сущ. дети, ребята, люди;
г) с личными местоимениями: мы, вы, они
3. Согласование в речи несклоняемых
имен существительных
Несклоняемые имена сущ. иноязычного
происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве
относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне.
Правило имеет ряд исключений, к м.
роду относятся: бри (сорт сыра), га (гектар), кофе, пенальти
(одиннадцатиметровый штрафной удар), сирокко (ветер), шимми (танец); к ж. роду
относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).
Несклоняемые имена сущ.,
обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц), относятся к м.роду: азиатский зебу, забавный пони,
пестрый какаду, серый кенгуру; ж.роду: иваси (рыба), цеце (муха); двуродовым
является слово колибри.
Род несклоняемых сущ., обозначающих
географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли
родового понятия: солнечный Сочи (город), полноводное Эри
По родовому наименованию
определяется также род несклоняемых названий органов печати:
“Таймс” опубликовала (газета).
Задание № 7
Выпишите
предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений
не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1)
Утром воздух чистый и влажный.
2)
Темна и безлунна осенняя ночь.
3)
Роса на траве след ночного тумана.
4)
Стройный клён желтеет под окошком.
Система оценивания задания №7
Рекомендации
по выполнению задания
Учащимся должны быть известны
случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым
ставится в предложениях с составным именным сказуемым, если подлежащее выражено
существительным, инфинитивом или числительным, а сказуемое – существительным,
инфинитивом, числительным или фразеологизмом. Тире ставится перед «это», «вот»,
«значит» и не сохраняется (обычно) перед НЕ, сравнительным союзом, частицей,
вводным словом, дополнением, обстоятельством.
Данный материал удобно представить
в виде таблицы.
Для выполнения задания
необходимо выделить в каждом предложении главные члены и сделать вывод о
постановке или непостановке тире между подлежащими и сказуемым.
1)
Утром воздух чистый и влажный. Грамматическая основа – «воздух чистый и
влажный». Тире не ставится.
2)
Темна и безлунна осенняя ночь. Грамматическая основа – «темна и безлунна ночь».
Тире не ставится.
3)
Роса на траве след ночного тумана. Грамматическая основа – «роса след».
Тире ставится, так как подлежащее и
сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
4)
Стройный клён желтеет под окошком. Грамматическая основа – «клён желтеет». Тире
не ставится.
Выпишите предложение, в котором
необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не
расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1)
Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских
бабочек
и ночных жуков.
2)
Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
3)
Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.
4)
Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.
Система оценивания задания №8
Рекомендации к выполнению задания
№8
Чтобы
определить количество запятых в предложениях, необходимо провести анализ
структуры предложения и сделать вывод о наличии в нём знаков разделения и
выделения.
Анализируем
предложения по следующему плану:
1.
Простое или сложное.
2.
Есть однородные члены или нет.
3.
Есть обращения или нет.
1)
Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских
бабочек
и ночных жуков.
2.
Есть однородные члены (1 ряд однородных членов: порхает и ловит; 2 ряд
однородных членов: речками и полянами; 3 ряд однородных членов: бабочек и
жуков). Все однородные члены соединены одиночным союзом «И» и запятой не
разделяются.
3.
Обращений в предложении нет.
Вывод:
в данном предложении нет запятых.
2)
Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
2.
Есть однородные члены (нежную и трогательную). Однородные члены соединены
одиночным союзом «И» и запятой не разделяются.
3.
В предложении есть обращение – «соловушка». Это обращение выделяется запятыми.
Вывод:
в данном предложении две запятые.
3)
Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.
2.
В предложении есть однородные члены (1 ряд однородных членов: не каркают, а
ворчат; 2 ряд однородных членов: пронзительно и истошно). Первый ряд однородных
членов соединяется союзом «А». В таком случае однородные члены разделяются
запятой. Однородные члены во втором ряду не разделяются запятой2, так как они
соединены одиночным союзом «И».
3.
Обращений в предложении нет.
Вывод:
в данном предложении одна запятая.
4)
Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.
2.
В предложении нет однородных членов.
3.
Обращений в предложении нет.
Вывод:
в данном предложении одна запятая между частями сложного предложения.
Для
ответа на задание 8 выписать надо второе предложение.
Пропой-ка нам, соловушка, свою
нежную и трогательную песенку ещё раз.
Прочитайте
текст 2 и выполните задания 9−13.
(1)На
Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом
соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле
встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались
солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее
почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
(5)Каких
только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек
с резными коньками, главками
церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского
Севера, вологодской и архангельской
губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую
солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между
грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть
хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем
выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в
которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть
солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц
и съёмные крышечки.
(По Н. Орловой)
Определите
и запишите основную мысль текста.
Система оценивания задания №9
Рекомендации к выполнению задания
№9
1.
Сначала необходимо определить тему текста.
В
тексте говорится о солонках.
2. Теперь сформулируем, что самое главное о
солонках хотел сказать автор.
Особое отношение к солонке, почитаемому на Руси
предмету, отражается в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.
Задание № 10
Составьте
и запишите план текста из трёх пунктов.
Система оценивания задания № 10
Рекомендации
к выполнению задания № 10.
Учащимся
необходимо составить план, состоящий из трёх пунктов.
Число
абзацев в тексте также три.
Учим
учащихся составлять план.
Тема
текста – солонки на Руси.
Выясним,
что самое важное о солонках говорится в каждом из абзацев.
Можно
составить цитатный план.
(1)На
Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом
соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле
встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались
солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее
почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
В
первом абзаце говорится о том, что солонка на Руси была очень почитаемым
предметом.
Для
первого пункта плана можно взять первое предложение.
1. «На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым».
Читаем второй абзац
(5)Каких
только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек
с резными коньками, главками
церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского
Севера, вологодской и архангельской
губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую
солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между
грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть
хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем
выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в
которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть
солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц
и съёмные крышечки.
В данном абзаце подробно описывается
как изготовлялась солонка-утица.
Для второго пункта плана можно
взять шестое предложение.
2. «Для Русского Севера,
вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей
птицы с головой уточки».
Читаем третий абзац
В данном абзаце подробно
описывается, как была устроена солонка-кресло. Для третьего пункта плана можно
взять предложение 11.
3. «В Верхнем и Среднем Поволжье
были очень распространены нарядные солонки-кресла».
Задание № 11
Почему,
по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси
не
обходилось ни одно праздничное торжество?
Система оценивания задания № 11
Рекомендации
по выполнению задания №11.
Нужно
рекомендовать учащимся найти предложения в которых даётся ответ на данный
вопрос. Опорой для поиска предложений должны стать слова из вопроса. Ключевое
словосочетание в вопросе – «праздничное торжество». Это словосочетание
встречается в первом абзаце. Объяснение даётся в предложениях № 2 и №4 ((2)Ведь
наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей
издревле встречали хлебом-солью. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за
столом считались те, что располагались ближе к солонке.).
Задание № 12
Определите
и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10.
Подберите
и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в
другом значении.
Система оценивания задания № 12
Рекомендации по выполнению задания.
(10)Когда нужно было открыть
солонку, крышку на вертлюге легко отводили
в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
Слово отводили в данном контексте
имеет значение направлять, отклонять.
Слов «отводили» имеет и другое значение. Например, Каждое утро родителя отводили маленького
Серёжу в детский сад.
Задание № 13.
Определите
стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите.
Подберите
и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Система оценивания задания № 13
Рекомендации
по выполнению заданий.
Стилистическая
окраска слов, представленных в данном задании, может быть книжной и
разговорной.
Издревне
– слово высокой лексики, это книжное слово.
Синонимами
к слову «издревле» являются слова: давно,
с давних пор.
Задание № 14
Объясните
значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух
предложений,
опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма.
Включите фразеологизм в одно из предложений.
Система оценивания задания № 14
Рекомендации
по выполнению задания № 14
Фразеологизмы – это устойчивые
сочетания слов с в переносном значение. Значение фразеологизма никогда не
складывается из значения отдельных слов, входящих в его состав. В процессе
речевого общения, по мере взросления, обучения в школе мы усваиваем все больше
и больше фразеологизмов. Помогают этому и словари фразеологических
сочетаний. Фразеологизмы делают речь
ярче, образнее, украшают её. Однако, чтобы употребление фразеологизмов было уместным, необходимо точно знать
их значение.
Фразеологизм «задирать нос» значит зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше
других, превозносить себя. Теперь надо подумать в какой ситуации уместно будет
употребление данного фразеологизма. Ситуацию нужно описать несколькими
предложениями. Например, так.
Мой
одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной
болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь
неприятно общаться с зазнайкой.
Система
оценивания выполнения всей работы
Максимальный
балл за выполнение работы − 51.
Рекомендации
по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Задания и ответы с 2 варианта
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Дует холодный ветер. Мороз(1) безжалостно сковал и остановил бегущий в Волгу ручей, а осеннюю грязь слепил в чёрные комья. Голые деревья замерли в глубоком сне. (4) Их тонкие ветви одиноко светятся в тёмном небе. Злые(3) метели и суровые вьюги терзают их день и ночь. Томятся в снежном панцире необъятные поля и заснувший лес. Теперь не встретишь в лесу ежа, божью коровку или весёлого кузнечика. Не услышишь пение лесной птицы, но увидеть птиц можно. Птички подлетают(2) за кормом поближе к школьному саду, к деревенским огородам. Зима − трудное время для зверей и птиц.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 виды анализа слова, словосочетания, предложения: (1) – фонетический анализ; (2) – морфемный анализ; (3) – морфологический анализ; (4) – синтаксический анализ предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах. Дефис, инженеров, инструменты, углубит.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. На внутренней поверхности купола в московском планетарии горят звёзды.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены). Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- 1) Мама сказала что подготовит меня к конкурсу
- 2) Дима ты будешь участвовать в конкурсе чтецов
- 3) По словам дедушки всё тайное становится явным
- 4) Придётся поговорить с твоими родителями сказала Анна Васильевна
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- 1) Утренняя зарядка помогает нам быстро проснуться.
- 2) Возьми-ка гантели и позанимайся!
- 3) Утром Сергей надо обязательно делать зарядку.
- 4) Летом мы с друзьями часто ходим в походы и ездим на экскурсии.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- 1) Осень щедро раздала разноцветные наряды всем деревьями и кустарникам.
- 2) Яркое солнышко нагрело стог сена и заструилось от него тепло.
- 3) Град быстро покрыл землю ледяной коркой и скрыл её от солнца.
- 4) Река разлилась широкой полосой и залила всю окрестность водой.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что галка понимала, в какой по счёту коробочке было последнее зерно? Запишите ответ.
10. Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 6−8 найдите слово со значением «небольшой ящичек из картона или жести, обычно с крышкой». Выпишите это слово.
Ответ: коробочки; коробочка
12. В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «простые» и выпишите его.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Задания и ответы с 1 варианта
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Облака наступают на солнце. Вот оно выглядывает, освещает в последний раз горизонт и скрывается. Пейзаж напоминает известную картину художника Маковского. Молния, словно циркулем, прочертила на небосводе редкие линии. Задрожала осиновая(3) роща. Макушки берёз раскачиваются. В синем небе носятся стрижи и ласточки. (4) Звучит гул, который усиливается и переходит(2) в треск. Его отзвук ещё долго слышишь вдали. Гроза – опасное явление. Дождик бьёт(1) изо всех сил, прибивает пыль на подъёмах просёлочной дороги. Долго он не стихает, но потом ослабевает. Через минуту робкий луч солнца блестит в огромных лужах, а на зелени травы сверкает роса.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 виды анализа слова, словосочетания, предложения: (1) – фонетический анализ; (2) – морфемный анализ; (3) – морфологический анализ; (4) – синтаксический анализ предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах. Создал, каучук, фарфор, сантиметр.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. Кот сидел на печке, грелся и выглядывал из-за трубы.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- 1) Вовка радостно сообщил что по литературе ничего не задали
- 2) Бабушка строго сказала Вова должен читать и в выходные дни
- 3) Бабушка спросила у Вовы о задании по литературе
- 4) По словам Вовы по литературе ничего не задали
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- 1) Подул лёгкий ветерок и отряхнул серебристый иней с деревьев.
- 2) В воздухе заискрились и засияли пушистые снежинки.
- 3) Зимушка-зима приходи к нам поскорее!
- 4) Посмотрите-ка на серп молодого месяца!
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- 1) Друзья познаются в беде и об этом все знают.
- 2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя.
- 3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года.
- 4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт свидетельствует о том, что маме Насти не понравился цветок? Запишите ответ.
10. Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 1−3 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 11−13 найдите слово со значением «веселье, чувство удовольствия, удовлетворения». Выпишите это слово.
Ответ: радости; радость
12. В предложениях 4–6 найдите антоним к слову «целебный» и выпишите его.