Впр русский язык 5 класс вариант 1 2019 год

ВПР по русскому языку в 5 классе может пройти с 13 по 24 апреля в любой день.

Расписание всех классов: Расписание ВПР

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Выполнить тестирование по русскому языку

Реальные варианты ВПР 5 класса по русскому языку, которые рассылались в школы в 2019 году.

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 1.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 1 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 2.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 2 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 3.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 3 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 4.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 4 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 5.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 5 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 6.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 6 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 7.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 7 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 8.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 8 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 9.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 9 ответы.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 10.pdf

ВПР по русскому языку 5 класс вариант 10 ответы.pdf

ВПР 2020 по русскому языку 5 класс демоверсия.pdf

Описание ВПР 2020. Русский язык. 5 класс.pdf

По мере готовности добавлю остальные варианты. Вступайте в группу вконтакте!

Категории: гдз 5 класс

На
выполнение проверочной работы даётся 60 минут. Ответ записывается в поле ответа в тексте работы. При выполнении
работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками
по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где
это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В
тундр.. — в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под
ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном
взламывают..ся р..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в
мох — и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку — и сверху появит..ся вода.
Стан..ш.. ногой на л..док — и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра
это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое,
п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий
пух. В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг
зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся
а идёт дальше.

Критерии оценивания задания № 1

При
подготовке к выполнению к данному заданию лучше использовать следующий алгоритм
действий.

Объяснять
пропущенные орфограммы при помощи таблицы.

Учащиеся должны определить тип орфограммы и дать
объяснение. В данном тексте необходимо
вставить буквы в 39 словах, но при этом типов орфограмм встречается гораздо
меньше. Некоторые слова относятся к одной орфограмме. Группировка слов по типам орфограмм позволяет
сократить таблицу.

Работу с данной таблицей можно организовать
по-разному:

1.
Учащиеся полностью заполняют её
самостоятельно.

2.
Учащиеся восстанавливают пропущенные
записи в графах таблицы (тип орфограммы, дописывают пропущенные слова в том или
ином типе орфограмме)

3.
Учащиеся вставляют пропущенные буквы в
слова, руководствуясь записями в графе «Объяснение».

Данная
работа позволять контролировать, насколько осознанным является выбор учащимися
той или буквы на письме. Индивидуальной работы и повышенного внимания требуют учащиеся,
которые по уже данному объяснению совершают ошибки в правописании.

Работы с пунктограммами строится по следующему плану.

1. Знакомство с памяткой о функциях запятой.

Запятая выполняет только две функции: она может
разделять, а может выделять.

1.
Части сложного предложения.

2.
Однородные члены.

2.
Вводные слова

3.
Второстепенные члены предложения.

В пятом классе из функций обособления учащимся
известен только первый пункт: запятая при обращении.

2. Знакомство с памяткой о функциях тире.

Тире разделяет подлежащее и
сказуемое,

1. Если они выражены
существительными в именительном падеже

2. Если они выражены начальной
формой глаголы

3. Если они выражены числительными
в именительном падеже.

Работа
по подготовке к выполнению первого задания ВПР по русскому языку, связанного с
постановкой недостающих знаков препинания, можно построить на основе работы с
таблицей, в которой указаны основные функции знаков препинания. Учащимся
необходимо запомнить её примерами из текста.

В целях рационального использования времени в
таблицу можно заносить только номера предложений, это позволить проработать
более количество учебного материала.

Выполнение данного задания обратит внимание учащихся
на неизученные ещё типы пунктограмм, которые встречаются в данном тексте. Анализ
предложений, в которых между частями сложного предложения ставится тире, в
которых есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,
носит пропедевтический характер при изучении пунктуации и приучает детей к
анализу структуру предложения как основополагающего навыка формирования
пунктуационной грамотности.

Впр русский язык 5 класс вариант 1 2019 год

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

Пособие предназначено для подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности, умения работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценки их выполнения.

При выполнении задания учащиеся часто совершают
ошибки, вставляя лишние запятые в предложения, где нет условий для постановки
знаков препинания. Поэтому в таблице необходимо предусмотреть соответствующую
графу: «Нет условий для постановки знаков препинания».

Выполните
обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1)
— фонетический разбор;

5
букв, 5 звуков, 2 слога

При
характеристике гласных звуков указывается, ударный он или безударный. При
характеристике согласных звуков указываются две позиции:

1. Звонкий
или глухой.

2. Твёрдый
или мягкий

После
разбора подсчитывается число букв и
число звуков.

С
целью развития регулятивных учебных
действий формируем у
учащихся приемы самоконтроля при проведении фонетического разбора. Предлагаем
учащимся следующую памятку.

1. Согласные будет мягкими перед буквами е,ё,и,ю,я.

2. Согласные будут твердыми перед буквами а,о,э,ы,у.

Исключения: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Звуки «ж», «ш» — всегда твёрдые.

Звуки «ч», «щ» — всегда мягкие.

3. Звуки «ч», «ц», «х», «щ» — глухие, не имеют пару
по звонкости.

4. Звуки «л», «м», «н», «р», «й» — звонкие, не имеют
пару по глухости.

5. Звук «й» имеет неизменную характеристику — согласный, звонкий, мягкий.

6. Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука, когда стоят в
начале слова, после гласной и после Ъ и Ь знаков. Буквы е,ё,я,ю обозначают один
звук, когда стоят после согласных.

7. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.

Используя данную памятку, учащиеся проверяют
правильность выполнения разбора, выполненного ими или их одноклассниками.

за- — приставка

-мир- — корень

-а- − суффикс

Анализ демоверсии ВПР по русскому языку 2019 года
свидетельтствует о том, что выделение основы при проведении морфемного разбора
факультативно и не будет считаться
ошибкой.

В первую очередь при формировании умения
проводить морфемный разбор необходимо
обратить внимание на разграничение таких понятий, как «однокоренные слова» и «формы одного и того же
слова». Важно при этом показать, как это помогает при проведении разбора по
составу.

Особого внимания требуют глаголы с суффиксом «ся». Данную
морфему ошибочно выделяют как окончание или же обозначают, что в глаголе
нулевое окончание.

Например,
улыбнулся. В слове нулевое окончание, которое находится перед суффиксом «ся».

Полезным будет упражнение, проверяющее умение дифференцировать
понятия «слог», «перенос», «морфема».

(3)— морфологический разбор

1) большие
(ручьи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?)

2) начальная
форма — большой; во множественном числе, в именительном падеже;

3) в предложении
является определением.

При подготовке
учащихся к выполнению морфологического разбора можно использовать работу с
таблицей, которую они сами же и заполняют. Сначала отмечают знаками «+» и «-»
наличие или отсутствие того или иного признака у разных частей речи. Затем можно предложить раскрасить таблицу
цветами, исходя из того, постоянный это признак или непостоянный. Например,
зелёный цвет — это обозначение постоянных признаков, а жёлтый — непостоянных.

Интересно
при этом обратить внимание на то, что один и тот же признак — «род» — у
существительных является постоянным признаком, а у прилагательных и глаголов —
непостоянным.

(4) — синтаксический разбор
предложения

Весна
робко входит в тундру, оглядывается.(4)

Предложение
повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая
основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные сказуемые).

Второстепенные
члены предложения: (входит) робко − обстоятельство; (входит) в тундру −
обстоятельство.

Синтаксический
разбор предложения вызывает следующие затруднения у учащихся.

1.
Ошибки
в характеристике предложения.

Учащиеся объединяют два типа классификации в одну. В
результате получается, что предложения бывают повествовательными, вопросительными
и восклицательными. При этом отнесение предложения к тому или иному типу
происходит с ориентировкой на знак в конце предложения:

1.
Если в конце предложения стоит точка, то предложение повествовательное.

2. Если в конце предложения стоит вопросительный
знак, то это вопросительное предложение.

3.
Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение
восклицательное.

При таком ошибочном подходе обнаруживается тот факт,
что разбираемое предложение никогда не будет побудительным и невосклицательным.

Во избежание подобной ошибки обращаем внимание
учащихся на две классификации типов предложения.

1. Предложения
по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные

2. Предложения
по интонации: невосклицательные и невосклицательные.

2. Ошибки в подсчёте грамматических основ.

Данная ошибка связана с отсутствием знания о том,
что однородные сказуемые составляют одну грамматическую основу.

Формирование умения безошибочно определять тип
предложения по числу грамматических основ происходит в процессе подсчёта
глаголов в предложении и определения деятеля при них. Если глаголов несколько,
а деятель при них один, то предложение простое.

3.
Ошибки при нахождении главных членов предложения

Отрабатываем
умение установления смысловой связи между глаголом (действием) и деятелем при
этом действии. Этот приём можно назвать «Откликнись, подлежащее». Например,
разбираем предложение «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду».
Закружилась кто?что? Ответ: листва. На
первый взгляд это упражнение кажется настолько элементарным, что не стоит
обращать на него никого внимания. Умение устанавливать смысловые связи между
подлежащим и сказуемым рассматривается многими как само собой разумеещееся
умение. Но это не так.

Это упражнение
можно представить в форме игры. Раздать детям карточки, на которых будет
написано по одному слову из анализируемого предложения. Первым начинает глагол,
ученик читает слово, написанное на карточке вслух и зовет: «КТО? ЧТО?» А учащийся,
у которого на карточке написано подлежащее, откликается. Интересно взять
предложение с несколькими сказуемыми и одним подлежащим при них для повторения
понятия «однородные члены предложения». Или же предложение, в котором деятель
не назван. Например, По улицам слона водили.

Ошибки
при проведении синтаксического разбора связаны с неумением абстрагироваться от содержания предложения и переключаться на его строение. Поэтому синтаксический аспект при
формировании пунктуационных навыков должен быть основным. Полезным будет следующее
упражнение. Найти в тесте предложения, отвечающие заданным условиям:

1. В
предложении 1 глагол, а деятеля при нём нет.

2. В
предложении 1 глагол и 1 деятель при нём.

3. В
предложении 2 глагола и 1 деятель при них.

4. В
предложении несколько глаголов (2 и более) и при каждом глаголе свой деятель.

Сначала
выполняем данные упражнения под руководством учителя.

Потом
предлагаем учащимся подобрать предложения самостоятельно на каждый случай.

На
данном этапе вскрываются проблемы, затрудняющие впоследствии проведение синтаксического
анализа предложений, а также проблемы в определении частей речи. Кто-то
неправильно определяет часть речи, кто-то не может правильно установить
смысловую связь «Действие — деятель».

Система оценивания задания № 2

Поставьте
знак ударения в следующих словах.

Торты, облегчить, красивее, квартал.

То́рты, облегчи́ть, краси́вее, кварта́л

Система оценивания задания № 3

Усвоение орфоэпической нормы постановки ударения в
словах происходит на уроках в форме орфоэпических разминок. Ниже в таблице
орфоэпический словник для 5 класса. Эффективности проводимой работы по закрепление
орфоэпической нормы в речи способствует заучивание стихотворных строчек с
использованием слов, в которых наиболее часто делаются ошибки.

Я ужасно утомлённый —
Брат не спит новорождё́нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)

Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё́кла.
(П. Синявский)

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, —
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
(С. Белорусец)

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
(И. Агеева)

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)

Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)

Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)

Срубили ель,
Сорвали щавЕль.

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

Над
каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных
Вам частей речи отсутствуют в
предложении.

В
середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

Система оценивания задания № 4

При
выполнении задания № 4 учащиеся допускают следующие типичные ошибки.

1.
Не обозначают часть речи над предлогами или союзами.

2.
Путают предлоги и союзы.

3.
Ошибаются в определении части речи имён собственных.

4.
Указывают над местоимениями, что это существительные.

При
подготовке к выполнению данного задания необходимо отработать умение определения
части речи по вопросу. Если учащийся сомневается в правильности отнесения слова
к той или иной части речи, необходимо поставить слово в начальную форму и
задать к нему вопрос.

Выпишите
предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые
знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)
По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2)
Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3)
Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4)
Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

Система оценивания задания № 5

Выпишите
предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали
свой выбор.

1)
Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2)
Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3)
Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4)
В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

Система оценивания задания № 6

Рекомендации к выполнению заданий
№ 5 и № 6

Темы «Прямая
речь» и «Обращение», представленные в заданиях № 5 и № 6, являются новыми темами
в 5 классе, в связи с чем усваиваются учащимися с некоторыми затруднениями.

Анализ типичных затруднений школьников при изучении
данных тем позволил выработать ряд рекомендаций, облегчающих запоминания
последовательности действий при работе с данными типами пунктограмм.

Объяснение темы «Обращение» может быть проведено следующим
образом.

Предлагаем
для анализа 2 предложения:

Коля, ты пойдёшь в кино?

Подчеркиваем грамматическую
основу, даем характеристику предложений.

Делаем вывод, что эти предложения
совершенно одинаковые: простые, грамматическая основа в данных предложениях «ты
пойдёшь».

Выясняем функцию слова «Коля»
как члена предложения.

Заключение, к которому
должны прийти учащиеся, следующее: слово «Коля» не является членом предложения,
потому что к нему нельзя задать вопрос от другого члена предложения. Мы лишь узнаем имя того, кому задаётся вопрос.

Рассматриваем ещё два предложения.

Сначала Витя разминает
пластилин в ладонях.

Сначала, Витя, разомни пластилин
в ладонях.

Чем отличаются эти два
предложения?

В каких предложениях имя
собственное является обращением, а в каких является подлежащим?

Часто учащиеся не видят, чем
различаются эти два предложения. С точки зрения здравого смысла и в первом и во
втором случае действие выполняет Витя. Но грамматически это не так.

Спрашиваем учащихся, каким
местоимением можно заменить слово «Витя» в первом предложении.

Сначала он разминает пластилин в ладонях.

Делаем предположение: если
слово «Витя» является подлежащим и во втором предложении, то мы можем и его
заменить местоимением «он».

Однако на практике
получается вот что: “Сначала он разомни пластилин в ладонях«.- Нет связи
подлежащего и сказуемого. Почему?

Потому что
форма глагола «разомни»
требует местоимения «ты» — 2 лица ед.ч.

Вывод: во втором предложении при сказуемом нет
подлежащего. Витя — обращение. На письме выделяется запятыми.

Следующий этап: изучение
предложений с прямой речью.

Для основы возьмём следующее
предложение: «Коля, ты пойдешь в кино?»

В этом предложении назван по
имени мальчик, к которому обращаются с речью. Но кто обращается непонятно.

Конструируем из данных
предложений предложения с прямой речью.

Маша спросила: «Коля, ты
пойдёшь в кино?» Теперь уже понятно, кто задает вопрос.

Сравниваем два предложения:

Маша спросила: «Коля, ты пойдёшь в кино?»

Чем различаются эти два
предложения? Они различаются структурой
и пунктуационным оформлением.

Вводим понятие — прямая
речь.

Прямая речь — это дословно
переданная чья-то речь.

Предложение с прямой речью —
это предложения двухчастной структуры: в одной из частей указание, кому
принадлежит прямая речь, кто это говорит, а в другой части — собственно прямая
речь.

В таких предложениях прямая
речь всегда пишется с заглавной буквы и в кавычках и всегда отделяется знаком
препинания от второй части — слов автора.

Схематично это изображается
так.

Вывод: если это предложение
с прямой речью, то должно быть понятно, кто говорит и что он говорит.

Разберём
предложения, применяя данный критерий: «Понятно кто говорит, и что дословно он
говорит».

1)
По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть.

2)
Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны.

3)
Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова.

4)
Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска.

Первое
предложение не подходит, так как слова Дениски переданы не точно, не прямо.

Также
в прямой речи не может быть употреблено местоимение «он» — местоимение 3-го
лица. В прямой речи употребляется местоимения 1 лица. Если переконструировать
первое предложение в предложение с прямой речью, то получится следующее —

Дениска сказал: «Всё стихотворение
я выучил наизусть».

Во
втором предложении: “Дениска робко сказал
что не понял вопрос Раисы Ивановны«.-

также
слова Дениски переданы не точно, не дословно, не прямо.

Третье
предложение — это предложение с прямой речью.

Понятно,
кто говорит, — Раиса Ивановна.

Раиса
Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».

Четвёртое
предложение не подходит, так как непонятно, кто это говорит.

Верный
ответ: предложение № 3.

При
выполнении задания № 6 необходимо найти предложение с обращением.

Обращение
— это существительное в именительном падеже, которое называет того, к кому
обращаются с речью.

Существительное
в именительном падеже есть только в первом и третьем предложениях. Из них необходимо
выбрать одно. Значит, в одном предложении существительное в именительном падеже
является подлежащим. Это предложение: «Маша
любит рисовать пейзажи акварельными красками».

Верный
ответ на задание — предложение № 3.

Сначала,
друзья, прорисуйте контуры предметов.

Сказуемое
в данном предложении «прорисуйте» по форме этот глагол требует при себе
подлежащее «вы». Слово «друзья» подлежащим не является, так как ему
соответствует местоимение «они». Если бы слово «друзья» было подлежащим, то ему
соответствовал бы глагол «прорисуют».

Вывод:
слово «друзья» не является членом предложения, это обращение, на письме
выделяется запятыми.

Выпишите
предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)
Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2)
Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3)
Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4)
Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Можно поработать с данными
предложениями в следующей форме.

Можно использовать
заполнение данной таблицы в качестве задания при проведении контроля знаний
учащихся.

При подготовке к выполнению данного задания полезно рассмотреть вопрос об осложнении
простого предложения одним и несколькими рядами однородных членов.

Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков.

Туман щедро умывает цветы и всё осыпает капельками росы.

Можно выделить одним цветом
однородные члены первого ряда, а другим однородные члены второго ряда.

Необходимо обратить на это
внимание, так как одиночные союзы в различных рядах однородных членов учащиеся часто
принимают за повторяющийся союз «и» и начинают разделять слова запятыми.

Система оценивания задания № 7

Прочитав
текст № 2, необходимо выполнить задания с № 8 по № 12

(1)Жил
у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав.
(3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги
тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше
походил на собаку. (5)Он и бегал за
нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А
возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В
старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы
очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на
старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал
всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати.
(11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся.
(12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой.
(13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на
старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака
людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Определите
и запишите основную мысль текста.

Система оценивания задания № 8

Рекомендации по выполнению задания № 8

Прежде чем учить
определять основную мысль текста необходимо научить определять тему теста, о
чем текст.

Данный текст о коте Иваныче. А что самое главное о
коте Иваныче сказал читателям автор текста Г. Скребицкий? Иными словами, какова
коммуникативная направленность текста?

Самое гланое в тексте то, что кот Иваныч после
переезда семьи на новое место остался верен людям, а не дому.

Тексты, используемые на ВПР, бывают сложнее. Кроме
коммуникативной направленности, они содержат в себе как бы скрытый смысл, направленный на то,
чтобы читатель задумался над проблематикой текста. В таких случаях надо
настраивать учащихся на то, что основная идея может быть сформулирована не
одним, а несколькими предложениями.

Какой факт, по мнению автора
текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым

котом? Запишите ответ.

При
выполнении данного задания учащиеся отбирают из предложений слова, которые
подтверждают мысль, выраженную вопросе. Ответ может быть сформулирован так:

Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся
об их ноги.

Правильный
ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.

Определите,
какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.

(10)Попав
в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец
не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил
на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как
обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на
лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл.

Существует много различных
приёмов, позволяющих объяснить, чем тексты
различных типов отличаются друг от друга. Можно предложить ещё и такой.

В этом фрагменте есть
ответ на вопрос: «Что произошло?» Если
«да», то пред вами повествование.

В этом фрагменте есть
ответ на вопрос: «Какой? Каков предмет?» Если «да», то пред вами описание.

Если вы прочитали
фрагмент, к которому нельзя задать ни одного из названных выше вопросов, то это
текст -рассуждение.

В данном фрагменте текста
про кота Иваныча содержится ответ на вопрос: «Что произошло?»

Мы узнаём, что кот Иваныч
начал осматривать, обнюхивать, добрался, почувствовал, улёгся, примчался,
уселся, осмотрел, посидел, не ушёл.

Особенностью данного
текста является наличие героя, который совершает какие-то действия. Признак
текста повествования — смена глаголов.

Рассмотрим, что будет
являться характерной особенностью текстов других типов.

Для текста-описания
характерно наличие прилагательных, именно при помощи слов данной части речи
можно описать тот или иной предмет.

Для текста-рассуждения
характерно не наличие какой-то определённой части речи, а особенность
синтаксических конструкций, позволяющих установить причинно-следственные связи.

Повествование часто путают
с рассуждением, так как в тексте рассуждении также есть динамика, как и в
повествовании. Однако в повествовании эта динамика связана с действиями героев,
а в рассуждении — с движением авторской
мысли.

В предложениях 9−11 найдите слово со значением
«чувство тревоги, беспокойство».

(9)Но
наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое
помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался
до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на
постель и улёгся.

В
предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

(4)Нам
даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку.
(5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин —
и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома
сидит, будто нас дожидается.

Антоним
— слово, противоположное по значению.

Система оценивания выполнения всей
работы

Максимальный
балл за выполнение работы − 45.

Рекомендации
по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *