ВПР. История. 5 класс. Образец
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей
и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира,
в части 2 предложены задания по истории родного края.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного
ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями
и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться
и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям.
В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1–
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем.
Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по
1) 2)
3) 4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3–6 только по выбранной
Вами теме. Перед выполнением каждого из заданий 3–6 укажите букву, которой
выбранная тема обозначена в перечне. Указанные в заданиях 3–6 буквы должны быть
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он
относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день
после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал
огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота
пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом,
Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно,
как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил
больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать
отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел
под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл
Выбранная тема: (укажите букву в перечне).
Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство.
Объясните смысл этого слова.
Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс),
которое относится к выбранной Вами теме.
Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство
городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I,
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ
должен содержать не менее двух исторических фактов.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой
(параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна
(городагосударства), указанная(ые) в выбранной Вами теме.
Выбранная тема: (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, как природноклиматические условия
повлияли на занятия жителей этой страны (городовгосударств).
Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка (жизнь которого была связана
с Вашим регионом или населённым пунктом).
Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого
пункта, или нашей страны, или мира в целом?
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта
и выполните задания 7 и
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна
ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра),
выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) соответствие тем слов: А – клинопись; – брахманы; – иероглифы;
2) объяснение смысла слов: клинопись – древняя письменность, распространённая
в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной
глине и были похожи на клинья;
брахманы – высшая варна в Древней Индии, жрецы;
иероглифы – древние рисуночные знаки египетского письма;
полис – небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках
Правильно указано слово и раскрыт его смысл
Правильно указано слово, при раскрытии его смысла допущена(ы) неточность(и),
существенно не искажающая(ие) ответа.
ИЛИ Правильно указано слово, при раскрытии его смысла указаны не основные,
а только второстепенные (несущественные) признаки
Правильно указано только слово
Слово указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия
раскрытия его смысла.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию
ИЛИ Ответ неправильный
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): А – строительство городов
из глины; Б – существование кастовой системы; В – строительство пирамиды
фараона Хеопса; Г – Марафонская битва;
2) рассказ об указанном событии (процессе,
Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ о событии (процессе,
явлении) содержит исторические факты; фактические ошибки отсутствуют
Правильно указано событие (процесс, явление); в рассказе наряду с верными
фактами о событии (процессе, явлении) содержится(атся) фактическая(ие)
ошибка(и), существенно не искажающая(ие) ответа.
ИЛИ Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только
один исторический факт; фактические ошибки отсутствуют
Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один
исторический факт; в рассказе наряду с верным фактом о событии (процессе,
явлении) содержится(атся) фактическая(ие) ошибка(и), существенно
ИЛИ Правильно указано только событие (процесс, явление)
Событие (процесс, явление) указано неправильно / не указано независимо от
наличия/отсутствия рассказа о нём.
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором
полностью или частично располагалась страна (города
в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные недостаточной
ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, во всех
заштрихованных четырёхугольниках полностью или частично располагалась
страна (городагосударства), указанная(ые) в выбранной теме (допустимы
небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью)
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором не
располагалась страна (городагосударства), указанная(ые) в выбранной теме.
ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, в некоторых из
заштрихованных четырёхугольников полностью или частично располагалась
Правильно дано объяснение влияния одного любого природноклиматического
условия на занятия жителей
Правильно дано объяснение влияния одного природноклиматического условия на
занятия жителей, при этом допущена(ы) неточность(и), существенно
ИЛИ При объяснении влияния природноклиматических условий на занятия
жителей указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) связи
Правильно указан исторический деятель
Правильно указан вклад исторического деятеля в развитие региона (населённого
пункта, страны, мира)
Правильно указан вклад исторического деятеля в развитие региона (населённого
пункта, страны, мира), при этом допущена(ы) неточность(и), существенно
ИЛИ При указании вклада исторического деятеля в развитие региона
(населённого пункта, страны, мира) приведены не основные, а только
второстепенные (несущественные) факты
Система оценивания выполнения всей
Максимальный балл за выполнение работы
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
ВПР. История.класс. Образец
На по 45 из
и включает в себя 8 заданий. Частьработы содержит задания истории Древнего мира,
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
Таблица для внесения баллов участника
В этой части работы даны задания истории Древнего мира.
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания, относящиеся к этому
огородить дом высокой стеной, чтобы ничто могло смутить юную душу. В ворота
больного и понял, что вечно будет здоров. задумался о смерти и решил стать
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните относящиеся к этому перечню
задания только выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого относящихся
к перечню заданий укажите букву, которой обозначена выбранная тема. Указанные
в заданиях буквы должны быть одинаковыми.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлен процессе). Ваш рассказ
На позицияхи 6 быть использованы задания одной
Используя знания исторических фактов, объясните, как природноклиматические условия
повлияли занятия жителей этой страны (городов
Заштрихуйте контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой
(параллелями и меридианами), в котором располагался древний город Рим.
повлияли жителей полуострова, на
Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка (жизнь которого была связана
Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта
выставляетсябалл; если допущено две
Правильный ответ задаоцениваетсябаллом.
1) соответствие тем и слов: А – клинопись; Б – брахманы; В – иероглифы; Г
2) объяснение смысла слов– древняя письменность, распространённая
ИЛИ Правильно указано слово, при раскрытии его смысла указаны основные,
Слово указано неправильно указано независимо от наличия/отсутствия
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): А – строительство городов
2) рассказ об указанном событии (процессе,
Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ о событии (процессе,
явлении) содержится(атся) фактическая(ие) ошибка(и), существенно
Событие (процесс, явление) указано неправильно указано независимо от
в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной
ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, всех
Правильно дано объяснение влияния одного любого природноклиматического
занятия жителей, при этом допущена(ы) неточность(и), существенно
ИЛИ При объяснении влияния природноклиматических условий занятия
жителей указаны не а только второстепенные (несущественные) связи
Приведены рассуждения общего характера, соответствующие требованию
располагался древний город Рим (допустимы небольшие отклонения, связанные с
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором
ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, в одном которых
Правильно указан вклад исторического деятеля в развитие региона (населённого
пункта, страны, мира), при этом допущена( неточность(и), существенно
(населённого пункта, страны, мира) приведены основные, а только
Новости ВПР для школьников и их родителей
Пояснение к образцу проверочной работы
Проверочная работа ВПР по истории 5 класс пройдёт с 15 марта по 20 мая 2023 года по решению образовательной организации.
На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 7 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложено задание, связанное с памятью народа России о Великой Отечественной войне.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Задание 1 считается выполненным, если правильно указана последовательность цифр.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана буква. Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.
Задания ВПР с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Максимальный первичный балл – 15.
Готовые Домашние Задания на сайте Na-Urokah.ru
Контакты
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1-6.
Перечень тем
А) Древний Египет Б) Древний Рим В) Древняя Индия Г) Вавилонское царство
Задание 1
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Задание 2
Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Чтобы на широкой земле травы в изобилии вырастить,
Чтобы в хлевах и вагонах масло и сливки густыми сделать,
Чтобы овечьих пастухов возвеселить, —
Герой Нинурта в Эреду направился.
Чтобы Тигр с Евфратом могли разливаться,
Тигр и Евфрат — это Вавилон.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из заданий 3-6 укажите букву, которой выбранная тема обозначена в перечне. Указанные в заданиях 3-6 буквы должны быть одинаковыми.
Задание 3
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Филистимляне, мумия, брахманы, великий понтифик, Иония, ворота Иштар.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для темы А — мумия, Б — великий понтифик, В — брахманы, Г — ворота Иштар.
2. Объяснение смысла слов:
мумия — сохранённое бальзамированием тело;
великий понтифик — верховный жрец в Древнем Риме;
брахманы — члены варны жрецов в Индии;
ворота Иштар — ворота в Вавилоне, посвящённые богине Иштар.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Задание 4
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Строительство усыпальниц-пирамид, реформы Клисфена в Афинах, создание державы Цинь, диктатура Юлия Цезаря, строительство висячих садов царицы Семирамиды, расцвет империи в правление царя Ашоки.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — строительство усыпальниц-пирамид; Б — диктатура Юлия Цезаря; В — расцвет империи в правление царя Ашоки; Г — строительство висячих садов царицы Семирамиды;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)
Задание 5
Отметьте штриховкой на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.
А) Древний Египет — синий.
Б) Древний Рим — черный.
В) Древняя Индия — зеленый.
Г) Вавилонское царство — желтый.
Задание 6
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.
А) Природные условия древнего Египта:
1. Благоприятствовавшие развитию земледелия (обилие солнечного тепла и света; Нил – неиссякаемый источник влаги; разливы Нила, создавшие за тысячелетия толстый слой чернозема по берегам реки);
2. Затруднявшие развитие земледелия (топи и заросли тростника, редкие дожди в долине Нила).
О разливах Нила, оказавших решающее влияние на жизнь египтян:
В долине Нила существовали благоприятные условия для занятия высокопродуктивным земледелием. Особенностью водного режима Нила были его регулярные ежегодные разливы. Благодаря таянию снегов в горах и тропическим ливням истоки Нила, начинающиеся в Центральной Африке, переполнялись водой, и река разливалась. Подъем воды начинался 19 июля и продолжался до середины сентября.
Нил выходил из берегов, вода заливала большую часть долины. Многочисленные поселения и городки, расположенные на возвышенностях, превращались в островки, отношения между которыми поддерживались на лодках.
С середины сентября вода начинала убывать и к середине ноября входила в свои берега. После спада нильской воды на пропитанных влагой полях оставался плодородный ил.
Этот мягкий почвенный слой был необычайно удобен для земледелия. Даже деревянной сохой не представляло труда провести борозду, а посеянные семена зерновых затаптывал выпущенный на поля скот (овцы и свиньи). Засеянная земля приносила урожай в апреле−мае. После жатвы земля отдыхала, ожидая нового разлива.
В связи с таким порядком земледельческих работ египтяне делили год на три сезона: «сезон половодья» — разлив Нила (середина июля — середина ноября); «сезон всходов» — проведение полного цикла сельскохозяйственных работ от посева до жатвы (середина ноября — середина мая); «сезон сухости» — время отдыха земли и беспощадного зноя (середина мая — середина июля).
Часть 2
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.
Задание 7
Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).
Ответ зависит от Вашего региона проживания.
Мой земляк — Пётр Алексееевич Романов, прозванный Пётр первый или Пётр Великий. Он родился 9 июня 1672 года, умер 8 февраля 1725 года. Он был царём всей Руси. Пётр Великий основал наш город 27 мая 1703 года.
Задание 8
Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?
Пётр Первый перенёс в Санкт-Петербург столицу Российской империи, отрыл Инженерную школу и Морскую академию. Приобщал дворянство к образованию и культуре. Он создал русский военный флот и победил в Северной войне.