КИМ по русскому языку
Контрольные измерительные материалы по русскому языку, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, Олимпиады, Конкурсы
ВПР 2021. Русский язык 5 класс. Комплект 1 Вариант 1 с ответами. Реальные варианты заданий с критериями оценивания и ответами. Варианты ВПР по русскому языку 5 класс 2021.
Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс.
ВПР 2021. Русский язык 5 класс. Комплект 4 Вариант 1 с ответами. Реальные варианты заданий с критериями оценивания и ответами. Варианты ВПР по русскому языку 5 класс 2021.
ВПР 2021. Русский язык 5 класс. Комплект 3 Вариант 2 с ответами
ВПР 2023. Проверочная работа 2023 года. Задания и ответы к двум тренировочным вариантам всероссийских проверочных работ по 2023 года. С большой вероятностью многие разобранные экзаменационные (типовые) варианты и примеры попадутся вам на официальном ВПР.
Вариант был собран конструктором вариантов на официальном сайте универсального образование https://esuo.ru/
Некоторые задания
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1 В посёлк.. наступа..т вечер. Окна д..мов становят..ся з..лотыми у(з/с)кие улоч..ки освеща..т зах..дящее со..нце. Егорка с..дит на крылеч..к.. бабушкиного дома. Рядом л..жат любимые игрушки з..лёный мяч.. машинка клоун в ж..лтой(3) шляп.. . Скоро из дома выгл..н..т бабушка поглад..т внука по г..лове.(4) Спросит, почему он (не)идёт ужинать а сидит допоз..на на крыл..це. Как ра(с,сс)сказать, о чём думаеш.., когда и сам (не)знаеш..? Егорка смотр..т, зам..рая, на к..ртину, которая открывает..ся перед ним. В(з/с)дыха..т обнима..т игрушеч..ного клоуна. Гл..дит на д..лёкие х..лмы на в..рхушки дерев..ев на птич..и гнёзда в ра(з/с)трёпанных кронах берё(з/с)(1) . Мал..чик мечта..т. Это озн..чает(2) , что он р..стёт.
2. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. Под кустом сирени в тени спал кот Барсик.
3. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Катя подтвердила что очень волновалась перед выступлением
2) По словам Кати выбрать стихотворение для конкурса ей помогла подруга
3) Михаил Алексеевич одобрительно сказал Катя хорошо подготовилась к конкурсу
чтецов
4) Ты будешь участвовать в следующем туре конкурса Катя
4. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Что же сынок тебе мешает?
2) Расставьте все книги в алфавитном порядке.
3) Миша подбежал к дедушке и робко протянул ему руку.
4) Огромная туча заволокла небо и обрушилась ливнем на землю.
5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тёплый ветер лениво проходит над полем и перебирает тяжёлые колосья ржи.
2) Дятлы долбят ствол старых деревьев и добывают вредных насекомых.
3) Высоко под облаками кружат и купаются в воздухе белогрудые ласточки.
4) На полях сошёл снег и лес постепенно наполнился голосами перелётных птиц.
Вам будет интересно
Типовые (экзаменационные) варианты ВПР 2023 по МАТЕМАТИКЕ 5 класс (задания и ответы)
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГра
* Официальные ВПР
Поделиться
Официальный демонстрационный вариант и описание ВПР 2021 и 2022. При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы
Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Интересные задания из данной работы
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни(з/с)ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в(з/с)хлипыва..т под с..погами. Оно мя(г/х)кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра(в/ф)кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Торты, облегчить, красивее, квартал.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1)По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2)Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3)Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4)Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1)Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2)Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3)Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4)В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1)Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2)Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3)Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4)Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Официальные ВПР публикуются на нашем сайте:
Вам точно будет интересно
Варианты ВПР по русскому языку 5 класс 2021 года (задания и ответы)
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Официальные задания ВПР 2021 (всероссийская проверочная работа). На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Некоторые интересные задания
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с)(1). Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает(2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты. Но солнеч..ный(3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш.., что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т.(4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка. Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах. Начали, облегчить, шарфы, цемент.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. Яркие лучи солнца зажигают в траве капельки росы.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Маши почти каждое растение содержит в себе целебные соки
2) Маша ответила что морские водоросли содержат много минералов
3) Дмитрий Сергеевич объявил Маша подготовила сообщение о морских растениях
4) Маша в чём польза морских водорослей для человека
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Лиля натянула на голову тёплое одеяло и вскоре уснула.
2) Летом на это невзрачное дерево никто не обращает внимания.
3) Лиля давай наряжать новогоднюю ёлку золочёными орехами.
4) Развесьте разноцветные бусы на новогодней ёлке.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вот сейчас мы возьмём санки и пойдём на горку.
2) На плите уже кипел чайник и гости собрались за столом.
3) Деревья замерли и спят глубоким сном.
4) Снег долго не таял на скатах крыш и у колодца.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
(1)Однажды зимним утром решил я сходить на мою любимую речку Щуровку. (2)Давно обрушился бревенчатый мост, некогда соединявший два противоположных берега. (3)В десятке метров по руслу я приметил лёгкие волны. (4)«Бобр», − подумал я и стал пристально всматриваться в то место, где должен был появиться лесной зверёк. (5)И вот из омута, который был скрыт от моих глаз, показался зверёк, похожий на лесную куницу, только немного мельче. (6)Нырнув в воду, он поплыл по руслу в мою сторону. (7)Тут-то я и распознал незнакомца – им оказалась европейская норка: яркое белоснежное пятно на губах при тёмном окрасе шкурки выдавало породу. (8)Увидеть такого зверька в дикой природе – большая удача! (9)Норка, заметив меня, замерла; неподвижно стоял и я, боясь неосторожным движением спугнуть зверька. (10)Норка с явным любопытством разглядывала меня, я её тоже. (11)Пробежав немного вперёд, норка скрылась в сугробе, дав мне возможность перевести дух. (12)Но только я хотел шагнуть, как норка вновь выглянула и стала с любопытством меня разглядывать. (13)Свидание моё с норкой на берегу речки Щуровки длилось минут пятнадцать, и, сколько бы мы ещё изучали друг друга, сказать трудно, если бы не вспугнул нас речной бобр. (14)А я успел подумать: велика сила любопытства в дикой природе!
(По Д. Шатрову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что незнакомый зверёк оказался европейской норкой? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13–14 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «наметённая ветром куча снега». Выпишите это слово.
12. В предложениях 7−9 найдите антоним к слову «маленькая» и выпишите его.
Вам будет интересно посмотреть
Реальные (официальные варианты) задания и ответы ВПР 2021 по математике 5 класс
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Осення ноч тянтся медленно(4). Кажтся, ей будет кнца. Сон в такую ноч в платк крепкий, но не долгий. Ты прсыпаешся чере каждые два часа и выходш взглянуть небо. Смотрш, не взошл ли Сириус, не видно ли на встоке плосы расвета.
каждым чсом ноч хлодеет. утру воздух обжгает лицо лёким морозом. Полы платки чть-чть провисают(2), и трва седет от первого утренника.
Пра вствать. На всток уже налвается тихим(3) светом заря. Уже видны небе огромные очртания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь реке, моюсь(1). Вода тёплая, она кажея даже подогретой.
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
(2) Морфемный разбор (по составу)
провисают(2) про- — приставка -вис- — корень -а- суффикс -ют — окончание
(3) Морфологический разбор
тихим (3) (светом)
1) тихим (светом) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: свет (какой?) тихий; 2) начальная форма — тихий; в единственном лице, в творительном падеже, в мужском роде; 3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор
Осенняя ночь тянется медленно. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Грамматическая основа: ночь (подлежащее), тянется (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (ночь) осенняя — определение; (тянется) медленно — обстоятельство.
Поставьте знак ударения в следующих словах:
ворта, алфавт, вздоровею, сздал
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки припенания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ольга Петровна сказала: «Анечка уже купила новые сапожки на зиму».
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки припенания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Сколько же, Антипыч, тебе лет стукнуло?
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Я поздоровался, и Павел кивнул мне в ответ.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
(1) Мы не знали, как поймать этого кота. (2) Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, и хлеб. (3) Наконец нам повезло. (4) Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на берёзу. (5) Мы начали трясти берёзу. (6) Кот решился на отчаянный поступок. (7) С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8) Выхода оттуда не было.
(9) На помощь был вызван Лёнька. (10) Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11) Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12) Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13) Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14) Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15) «Выдрать!» — сказал я.
(16) Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо» .
(17) Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жаренную свинину, творожную сметану. (18) Кот ел больше часа. (19) Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20) Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21) Это, очевидно, должно было означать веселье. (22) Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23) С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
Задание 8
Основная мысль текста:
Для того чтобы отучить кота воровать, надо действовать лаской (или: иногда ласка эффективнее, чем наказание)
Задание 9
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером?
Кот воровал в присутствии хозяев дома. Чтобы спастись, пошёл на отчаянный поступок — прыгнул с дерева.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7 текста. Запишите ответ.
В предложениях 3-6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности» . Выпишите это слово.
В предложениях 6-10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.
Тренировочный вариант №1 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 5 класс варианты.
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В..сенн..е со..нце буд..т пч..л и соб..ра..т (2) их на п..лянах. (4) Да и как им (не)проснут..ся, когда вокру(г/к) р..стёт столько цв..тов! А когда цв..тут фруктовые д..рев..я, для пч..л праз..ник. Вишня яблони груша крыж..вник см..родина – настоящ..е раздол..е для пч..линого войска. Больше всего мёда получа..т..ся из пыльц.. липы акац..и донника.
В средн..х ш..ротах к этому списку добавля..т..ся белый(3) клевер. Его пуш..стые г..ловки ра(з/с)сыпались по п..лянам и опушкам на открытых со..нцу м..стах. Утром пч..ла трудит..ся на одном из м..доносов, пока это р..стение (не)прекраща..т выр..батывать нектар. А к обеду(1) она переход..т на другой ви(д/т).
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана
основная информация, необходимая для верного ответа.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Красный шар солнца уплывал за горизонт и отражался в озере.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Никиты ребята слушали его сообщение с интересом и задавали вопросы
2) Никита ответил что изучил современные справочники и энциклопедии
3) Какую литературу ты использовал для подготовки сообщения Никита
4) Татьяна Алексеевна объявила Никита расскажет о планетах Солнечной системы
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы
сделали свой выбор.
1) Маша научилась вышивать крестом и гладью цветы и птиц.
2) Сначала Маша выбирает необходимые нитки и схемы вышивок.
3) Подбери Маша нужную цветовую гамму для вышивки сирени.
4) Научи-ка ты Машу вышивать разными приёмами.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Дуб чувствовал свою силу в родной земле и лишь смеялся над ветром.
2) Ветер дул на дуб с разных сторон и гнул его к земле.
3) Могучий дуб врос в родную землю и крепко держался за неё корнями.
4) Полетел скорее ветер звать на помощь молнию и она откликнулась на его просьбу.
(По Е.П. Мару)
9. Из чего, по свидетельству автора текста, делали бумагу в Китае? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–14 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 12-13 найдите слово со значением «густая смесь, похожая на тесто».
Выпишите это слово.
12. В предложениях 10–12 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.
Весеннее солнце будит пчёл и собирает(2) их на полянах.(4) Да и как им не проснуться, когда вокруг растёт столько цветов! А когда цветут фруктовые деревья, для пчёл праздник. Вишня, яблони, груша, крыжовник, смородина – настоящее раздолье для пчелиного войска.
Больше всего мёда получается из пыльцы липы, акации, донника.
В средних широтах к этому списку добавляется белый(3) клевер. Его пушистые головки рассыпались по полянам и опушкам на открытых солнцу местах. Утром пчела трудится на одном из медоносов, пока это растение не прекращает вырабатывать нектар. А к обеду(1) она переходит на другой вид.
(По А. Чепижко)
белый(3) (клевер)
1) белый (клевер) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: клевер (какой?)
белый;
2) начальная форма – белый; в единственном числе, в мужском роде, в именительном
падеже;
3) в предложении является определением
Весеннее солнце будит пчёл и собирает их на полянах.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: солнце (подлежащее) будит (и) собирает (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (солнце) весеннее – определение; (будит) пчёл –
дополнение; (собирает) их – дополнение; (собирает) на полянах – обстоятельство.
3. Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.
4. 1) Обозначение частей речи в предложении:
прил. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. союз глаг. предл. сущ.
Красный шар солнца уплывал за горизонт и отражался в озере;
5. Правильный ответ должен содержать следующие :
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Татьяна Алексеевна объявила: «Никита расскажет о планетах Солнечной
системы»;
2) составление схемы предложения: А: «П».
6. Правильный ответ должен содержать следующие :
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Подбери, Маша, нужную цветовую гамму для вышивки сирени;
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
7. Правильный ответ должен содержать следующие :
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Полетел скорее ветер звать на помощь молнию, и она откликнулась на его
просьбу;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное
предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
8. Основная мысль текста:
Листок бумаги – самый замечательный предмет, изготовленный из дерева.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке
9. Ответ может быть сформулирован так:
Бумагу в Китае делали из бамбука, шелковицы, рисовой соломы.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
12. мощные; мощный
ВПР по русскому языку за 5 класс 2018 года А. Кузнецова — Вариант 1
При написании данной работы «ВПР по русскому языку 5 класс 2018 Кузнецов Вариант 1» было использовано пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС. А. Ю. Кузнецова, О. В. Сененко. 2018 год».
Около полудня появляет..ся множество круглых обл..ков. Они с..роватые, а края у них белые. Они наскво(з/с)ь пр..никнуты светом и т..плотой. Обл..ка поч..ти (не)движ..тся между ними вид..шь болыние(3) пр..светы неба. Цвет небосклона (не)меняется весь день. Нигде не т..мне..т не густе..т гроза. Только изре(д/т)ка протян..тся сверху вниз(1) г..лубоватая пол..са. Это струйки дождя. (К)вечеру круглые обл..ка исч..зают(4). Последние (из)них, ч..рноватые и размытые, ложат..ся клубами напротив заходящего со..нца. (На)мест.., где оно закатил..сь, алое сиянье стоит над п..темневшей з..млёй. Тихо мигая, как бережно несомая свеч..ка, заиграет(2) на небе вечерн..я звезда.
Около полудня появляется множество круглых облаков. Они сероватые, а края у них белые. Они насквозь проникнуты светом и теплотой. Облака почти не движутся, между ними видишь большие просветы неба. Цвет небосклона не меняется весь день. Нигде не темнеет, не густеет гроза. Только изредка протянется сверху вниз голубоватая полоса. Это струйки дождя. К вечеру круглые облака исчезают. Последние из них, черноватые и размытые, ложатся клубами напротив заходящего солнца. На месте, где оно закатилось, алое сиянье стоит над потемневшей землёй. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, заиграет на небе вечерняя звезда.
Задание 2
заиграет(2) за- — приставка -игр- — корень -а- суффикс -ет — окончание
(3) Морфологический разбор
большие (3) (просветы)
1) большие (просветы) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; просветы (какие?) большие; 2) начальная форма — большой; во множественном числе, в винительном падеже; 3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор
К вечеру круглые облака исчезают. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Грамматическая основа: облака (подлежащее), исчезают (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (облака) круглые — определение; (исчезают) к вечеру — обстоятельство.
Задание 3
алфавит, документ, магазин, (она) начала
алфави?т, докуме?нт, магази?н, (она) начала?
Задание 4
В тишине полей наливаются золотом колосья пшеницы.
В предл. тишинесущ. полейсущ. наливаютсяглаг. золотомсущ. колосьясущ. пшеницы.сущ.
Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но не обязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
Задание 5
«А сейчас выступает Александра Истомина!» — объявил ведущий.
«П!» , — а.
«П» , — а.
Задание 6
А нужно ли, друзья, нам пилить эту берёзу?
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
(1)Мама уехала в город, и пятилетний Ваня с папой остались одни. (2)«Завтра утром пойдём на рыбалку — окуней наловим!» — пообещал папа. (3)И подумал про себя: «Сын у меня уже большой, понятливый, крючок за палец не зацепит, удочку не сломает». (4)На другой день папа поднялся рано-рано. (5)Он приготовил любимую свою и Ванину еду — яичницу-глазунью — и разбудил сына. (б)Сказал: «Ванюшка, вставай, умывайся скорее, яичница стынет. (7)Быстренько поедим и на речку, за окунями!» (8)Тут Ваню долго уговаривать не надо: «окуни» — слово волшебное. (9)Вскочил в одно мгновение, всё сделал быстро, сел за стол. (10)А мухи разлетались вокруг, есть мешают, на глазунью садятся. (11)«Задай-ка им перцу!» — говорит папа. (12)Ваня берёт перечницу и сыплет перец на яичницу. (13)«Да ты меня не понял: мухобойкой их, мухобойкой!» — кричит папа. (14)Ваня хватает мухобойку. (15)Раз! — папе по спине, где муха сидела. (16)Два! — по столу. (17)Три! — замахнулся и смотрит, куда муха сядет. (18)А она села на глазунью. (19)Бабах! и вся яичница улетела папе на рубашку. (20)И папа сказал: «Всё, рыбалка отменяется. (21)Будет гречневая каша на завтрак и большая стирка. (22)А окуни пусть пока подрастут, да и ты, сынок, тоже».
(По Ю. И. Чичёву)
Папа ошибся, думая, что его сын уже достаточно взрослый, чтобы пойти на рыбалку, но вовремя понял ошибку и исправил её.
Какие действия Вани, по мнению автора, свидетельствуют о том, что мальчик с охотой откликнулся на призыв папы подниматься с кровати? Запишите ответ.
Ваня сразу же проснулся и быстро собрался.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4-5 текста. Запишите ответ.
Задание 11
В предложениях 8-10 найдите слово со значением «создавать препятствия в чём-нибудь, затруднять» . Выпишите это слово.
Задание 12
В предложениях 1-3 найдите антоним к слову «вечером» и выпишите его.