Тренировочный материал ВПР по русскому языку для 5 класса
Скачать
1. Задание 1 №
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).
Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам. Вот и ш..рокая п..ляна, где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом
2. Задание 2 №
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Задание 3 №
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Документ, положил, сантиметр, углубить.
4. Задание 4 №
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В январе обильный снегопад накрыл Москву белым покрывалом.
5. Задание 5 №
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький
2) Он говорил о своей любви к книгам
3) Она подумала и рассказала нам необычайную историю
4) Она просила рассказать ей эту историю
6. Задание 6 №
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
2) Подари мне дедушка на день рождения удочку!
3) Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
4) Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
7. Задание 7 №
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли
2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе
4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул
8. Задание 10 №
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля.
(10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(В. А. Сухомлинский)
9. Задание 11 №
В предложениях 1—2 найдите слово со значением «трудный, надоедливый». Выпишите это слово.
10. Задание 12 №
В предложениях 11—13 найдите синоним к слову «совестно» и выпишите его.
11. Задание 8 №
Определите и запишите основную мысль текста.
12. Задание 9 №
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.
Предварительный просмотр
Ранн..м утром в л..су на п..лях на лугах сверкают алмазы. алмазы эти бл..стят и перел..ва..т..ся на со..нце разн..ми цв..тами. Что за ч..дес..ное явление! Подойдёш.. ближе и ра(з/с)гл..диш..: это капли р..сы соб..рают..ся в лист..ях р..стений.
л..сток тр..винки п..хуч а внутри м..хнат и пуш..ст, как бархат. Капли к..тают..ся по л..сточ..ку но (не)мочат его.
Когда неост..рожно сорвёш.. л..сточек с р..синкой, то капел..ка скат..т..ся, словно шарик светлый. И ты (не)увид..ш.., как он проск..л..знёт мимо стебля. Бывало, сорвёш.. такую уд..вительн..ю чашеч..ку полож..ш.. на х..лодные пальц.. и вып..еш.. р..синку. И кажется, обыкновенная р..синка самый вкус..ный напиток на з..мле.
Торты, облегчить, цемент, квартал.
В траве на опушке растут маслята и сыроежки.
1) Где водится знаменитая рыба омуль рыбаки
2) Рыбаки утверждают что омуль водится только в чистой воде Байкала
3) По словам бывалых рыбаков Байкал знаменит омулем
4) Бывалые рыбаки говорят Байкал знаменит омулем
1) Вода едва блестела в реке при лунном свете.
2) Мы рассаживаемся вокруг стола и читаем сказки Пушкина.
3) Друзья привезли флягу воды и поставили на топчан для вёдер.
4) А ты Женька любишь всех вокруг воспитывать?
1) На весеннем пригреве зацветают и ковром разрастаются подснежники.
2) Поют голосистые дрозды и с дерева на дерево перелетают шустрые синички.
3) Медленно кружатся в воздухе и падают на землю золотые листья берёз.
4) Ястребы селятся и строят свои гнёзда на высоких соснах.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−6 текста. Запишите ответ.
(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.
(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.
(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».
(По материалам Интернета)
В предложениях 4−6 найдите слово со значением «героический поступок, важное для других действие». Выпишите это слово.
В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Надежда Дурова мечтала о службе в русской армии? Запишите ответ.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Зимний лес это уд..вительный мир. Куда ни глян..шь — всё кругом п..крыто пуш..стым снег..м. А если присмотр..ш..ся к заснеженным ве(д/т)кам д..рев..ев, увид..ш.. сказоч..ные узоры: прич..дливые фигурки зв..рей птиц р..стений. Интерес..но их разб..рать и ра..сматривать. А ещё (на)свеж..м сн..гу можно увидеть множество сл..дов.
(В)л..су тихо, только сне(г/к) (под)н..гами поскрипыва..т. Тут лучше (не)сп..шить а остановит..ся и прислушат..ся к редким лес..ным звукам. Вот где-то вв..рху пищат синиц.. постукива..т ч..рный дятел. Сидя на стар..м, м..гуч..м дер..ве‚ он уд..ряет по нему своим мощным клювом. Снова в л..су наступа..т
Свиристели облепили ветки рябины и клюют ягоды.
1) По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям
2) Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка
3) Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта
4) Какие цветы лучше купить Наталья Петровна
1) Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?
2) Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!
3) Оля покажи свою самую любимую открытку.
4) Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.
1) Друзья познаются в беде и об этом все знают.
2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя.
3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года.
4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2−5 текста. Запишите ответ.
(1)Случилось это весной на Таймыре. (2)Взяв ружьё, я отправился в горы. (3)До моей излюбленной скалы можно было уже рукой подать, как вдруг на чистом белом снегу я увидел свежий заячий след. (4)Вскоре я увидел и зайца. (5)Я бежал за ним как одержимый, а шустрый беляк успел уже перебраться через горный ручей и быстро удалялся в сторону большой белой поляны.
(6)Когда же до неё добрался и я, то на поляне был уже не один, а целых два зайца! (7)Но они, заметив меня, отбежали и сели рядом: нос одного упирался в ухо другого. (8)А так как зайцы видят сбоку, то всё пространство, окружающее их, стало ими просматриваться. (9)И с какой бы стороны я ни стремился к ним подойти на ружейный выстрел, они замечали меня и отбегали в сторону, причём не убегали совсем, а только отбегали на безопасное расстояние и вновь садились в свою прежнюю позу. (10)Все мои попытки поймать их были тщетны.
(По М. Литвякову)
В предложениях 5−7 найдите слово со значением «небольшой естественный поток». Выпишите это слово.
В предложениях 12−14 найдите антоним к слову «грустно» и выпишите его.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что зайцы со всех сторон замечали человека с ружьём? Запишите ответ.
Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков. Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.
Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул. И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засы́пали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки.
Дефис, звонит, инструмент, каучук.
К вечеру на траве в саду заблестела роса.
1) Как сказали в школе на диспансеризацию пойдём сразу всем классом
2) Нам сообщили что каникулы начнутся в этом году на два дня раньше
3) Что вы говорите уважаемая Любовь Ивановна
4) Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
1) Игорь любит посещать спортивные мероприятия.
2) Придумай-ка лозунг или девиз в поддержку команды!
3) В клубе болельщиков мы обмениваемся футболками и шарфами с символикой команды.
4) Давайте друзья поблагодарим команду за великолепную игру.
1) Мокрая собачка сидела у подъезда и дрожала от холода.
2) Со скрипом открылась дверь и из дома вышел высокий человек.
3) Кукла вертится во все стороны и смешит ребят.
4) Клоуны любят радостный смех и громкие звуки оркестра.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—7 текста. Запишите ответ.
(1)Вышел Юрик во двор, а там мороз сразу за щёки куснул. (2)А вокруг всё в снегу: и на деревьях он лежит, и на кустах, и на заборе, и даже на проволоке, которую ещё летом натянули для гороха. (3)И такой снег аппетитный!
(18)Мама только руками всплеснула: «Говорила же тебе столько раз: на морозе железо жжётся! (19)О чём думал-то, ворона?»
(20)То же самое Юрику и доктор объяснил, которого пригласили малыша лечить. (21)Железо не конфетка. (22)На морозе жжёт и прихватывает. (23)И маму слушать надо.
(По Ю. И. Чичёву)
В предложениях 15—17 найдите слово со значением «переставать огорчаться, горевать, плакать; успокаиваться». Выпишите это слово.
В предложениях 1—4 найдите синоним к слову «вкусный» и выпишите его.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Юрик испугался, поняв, в какую трудную ситуацию он попал? Запишите ответ.
Никакие сн..га туманы д..жди и ветры (не)могут (з/с)держать в..сну. В..сна это з..лёный пожар, который ра..пространя..т..ся всё выше и выше, под самые веч..ные льды.
фарфор, повторит, создала, щавель
Снежная шапка упала с дерева и рассыпалась белой пылью.
1) Катя подтвердила что очень волновалась перед выступлением
2) По словам Кати выбрать стихотворение для конкурса ей помогла подруга
3) Михаил Алексеевич одобрительно сказал Катя хорошо подготовилась к конкурсу чтецов
4) Ты будешь участвовать в следующем туре конкурса Катя
1) Пусть Маша споёт нам старинный романс.
2) Спой нам Маша старинный романс!
3) Ты так проникновенно исполняешь романсы!
4) Давай-ка разучим с тобой новую песню.
1) Синица перелетала с ветки на ветку и заглядывала в каждую щёлку на дереве.
2) Синицы и воробьи копошились у забора и отыскивали себе еду.
3) Звонкая птичья трель зазвучала в саду и все сразу заулыбались.
4) Утром Юра услышал первую песню синицы и написал об этом в своём дневнике.
(1)Галя училась на биологическом факультете и летом устроилась на работу в зоопарк. (2)Она помогала опытной служительнице Анне Васильевне убирать клетки с попугаями. (3)Девушке особенно нравилась пара гиацинтовых ара — больших птиц тёмно-голубого цвета. (4)Но служительница Галю к ним не пускала — видимо, боялась за неё. (5)Когда сама Анна Васильевна заходила к ним в клетку, попугаи всячески старались схватить её огромными клювами и ущипнуть, а она их отгоняла, как могла.
(6)Однажды Анна Васильевна заболела и на работу не вышла. (7)Вооружившись ведром и водой, тряпкой и метлой, Галя пошла убирать клетки. (8)Это был её первый самостоятельный день.
(9)Увидев новую служительницу, попугаи моментально спустились со своей полочки. (10)Они взволнованно лазали по решётке вокруг Гали и старались её ущипнуть. (11)Но Галя не стала их отгонять ни метлой, ни тряпкой. (12)Ласково она начала уговаривать птиц не сердиться. (13)И попугаи успокоились. (14)Когда же девушка, продолжая разговаривать, протянула руку к одному из них, тот схватил её за палец своим огромным сильным клювом, немного подержал и выпустил. (15)Очевидно, девушка птицам понравилась, и поэтому они её не тронули.
(16)Теперь Галя «подобрала ключ» к своенравным попугаям. (17)Оказывается‚ они, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.
(По В. Чаплиной)
В предложениях 9—11 найдите слово со значением «очень быстро, мгновенно». Выпишите это слово.
В предложениях 12—14 найдите антоним к слову «строго» и выпишите его.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Галя понравилась попугаям? Запишите ответ.
Методические разработки, презентации и конспекты
Презентация с тренировочными и тестовыми заданиями для отработки задания №5 ВПР по русскому языку в 6 классе — Прямая речь.
Три варианта заданий из работ прошлого года.
1) По словам Кати репетиция праздничного концерта прошла успешно 2) Кто тебе помог нарисовать такие красочные плакаты Катя 3) Катя отвечает за оформление сцены напомнила Наталья Петровна 4) Катя сказала что сцена будет украшена шарами и плакатами
Ответ.___________________________ __________________________________ __________________________________
1) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка 2) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые 3) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович 4) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня
1) Стёпа как вы переправлялись на другой берег 2) Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку 3) Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка 4) По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром
Связанные страницы :
Как выполнить задание № 8?
8.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.
1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.
2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.
4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.
ДВЕ запятые ставятся в следующих случаях
Ты, Алла, подготовила сообщение?
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин)
Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море, а Сергея всё не было.
Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.
Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума.
Образец задания № 8.
8.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами, ловит майских бабочек и ночных жуков. (Одна запятая между однородными сказуемыми).
2) Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз. (Обращение, находится в середине предложения, две запятые.) ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно, а ласково ворчат. (Одна запятая перед союзом А).
4) Молнии ярко осветили весь двор, и гром прогрохотал уже над головой. (Сложное, запятая между предложениями перед союзом И).
Как записать ответ?
1.Выпишите предложение, в котором должны стоять две запятые.
2.Поставьте эти запятые.
3.Объясните, по каким правилам ставятся данные запятые.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 6 класс