Говорение русский язык 9 класс

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 1.

Задание 1. Чтение текста.

Вы, конечно, все пользуетесь электронной почтой.  текст о ней вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Каждый из нас знает, что такое обычная почта. Это письма и корреспонденция, которые мы получаем, доставая их из почтового ящика.

А вот выражение «электронная почта» появилось сравнительно недавно, хотя для многих оно уже стало таким привычным, что кажется, что такая почта существовала всегда.

Электронная почта, оказывается, появилась раньше Интернета — в 1965 году. Первоначально она использовалась для того, чтобы пересылать сообщения между пользователями, работающими на одном большом компьютере, который назывался «мейнфрейм».

С развитием техники увеличивались и возможности электронной почты. Уже в 1972 году появилась первая программа для пересылки электронных сообщений, ставшая предшественницей Интернета.

Распространение электронной почты произошло после появления Интернета, когда появилась Всемирная паутина. Так стали называть систему, предоставляющую доступ к документам, расположенным на компьютерах, подключённых к сети Интернет.

Сегодня электронная почта – обычное явление в жизни человека. Правда, исследовано, что более 50 % из получаемой информации – спам, который постоянно приходится удалять и который   немного раздражает нас. Однако электронная почта – это очень удобный и быстрый способ передачи информации.

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание американской актрисы Лизы Карпентер:

«Как много мы потеряли, перестав писать письма!»

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена

Тема 1. День Победы.

Не забудьте рассказать:

·        когда проходит праздник;

·        чему он посвящён;

·        кто принимает участие в празднике;

·        опишите присутствующих и их настроение.

Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

Не забудьте рассказать,

куда и когда  Вы ходили в поход;

с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями);

как Вы готовились к походу (экскурсии);

почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Тема 3. Почему нужно заниматься спортом?

В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:

·        Как влияет занятие спортом на укрепление здоровья человека?

·        Как выбрать вид спорта?

·        Может ли зарядка укрепить здоровье?

·        Почему так важно серьёзно относиться к урокам физкультуры в школе?

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора.

Тема 1. Праздник. Опишите фотографию.

1.Как в вашей семье отмечается День Победы?

2. Есть среди твоих родственников участники Великой Отечественной войны? Что ты помнишь из их рассказов о войне?

3. Почему это праздник один из самых важных в нашей стране? Карточка собеседника- экзаменатора.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

1.Какие экскурсии и походы ты любишь и почему?

2. Что тебе особенно запоминается в них?

3. О какой экскурсии ты мечтаешь? Карточка собеседника- экзаменатора.

1.Какие виды спорта тебе нравятся и почему?

2.Какие черты характера формируются во время занятий спортом?

3.Любишь ли ты ходить на спортивные мероприятия и почему?

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 2.

Вам, конечно, знакома картина художника Н.Н. Ге  «Пушкин в селе Михайловском».  На ней изображён великий русский поэт, читающий своё стихотворение другу Пущину.

текст об А. С. Пушкине вслух.

Александр Сергеевич Пушкин – это великий русский поэт и писатель, живший в XIX веке. В 2009 году отмечалось 210 лет со дня его рождения.

С творчеством А.С. Пушкина мы знакомы с самого раннего детства. Сначала нам читали сказки, потом мы познали красоту его стихов о природе.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Став немного постарше, мы поняли, что А.С. Пушкин — это ещё и прекрасный писатель. С каким волнением мы наблюдали за тем, как остался человеком чести, верным присяге,  Пётр Гринёв, спасая Машу Миронову (это произведение «Капитанская дочка»). А его «Повести Белкина»! Сколько в них каждый из нас и сегодня находит важного для себя: как надо относиться к родителям, каким человеком нужно быть.

Как удивительны его стихи о любви!

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

Да, у каждого свой Пушкин. Сколько бы нам ни было лет- 15 или  уже за 50- в его творчестве мы находим всё новое и интересное, продолжая восхищаться  творениями гениального мастера слова.

Задание 2. Пересказ текста.

«А Пушкин – наше всё.»

Праздник (на основе описания фотографии).

Тема 2. Расскажите о том, как Вы с классом ходили в музей.

когда и в какой музей Вы ходили;

как Вы готовились к экскурсии;

что запомнилось особенно;

планируете ли Вы ещё раз сходить в музей.

Тема 3. Почему нужно научиться слушать классическую музыку?

Как ты понимаешь выражение «классическая музыка»?

В чём заключается подготовка к слушанию такой музыки?

Как ты думаешь, почему некоторые твои одноклассники не любят слушать классическую музыку?

Есть ли у тебя любимые классические произведения?

1)Какой праздник твой самый любимый и почему?

2)Готовишься ли ты к празднику заранее?

3) Как ты считаешь, когда праздник получается запоминающимся?

1)Как ты думаешь, почему создаются музеи?

2)Интересно ходить в музеи твоим сверстникам?

3)Какие экспонаты музеев тебя больше всего интересуют?

1)Когда по телевидению передают концерт классической музыки, ты слушаешь его или переключаешь на другой канал?

2)Как ты думаешь если твоим одноклассникам предложат билеты на концерт симфонической музыки, они купят их?

3)Хотел бы ты по-настоящему понимать классическую музыку?

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 3.

На фотографии изображена Москва — столица России

текст о Москве вслух.

Москва- столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году и связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность. Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.

Москва- современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента — В.В. Путина.

В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.

«Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.»

Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).

Не забудьте рассказать о том,

чем увлечён парень,

какое у него выражение их лица,

нравится ли, по-твоему, ему это занятие,

готовился ли он к нему заранее.

Тема 2. Есть ли у тебя друг?

когда вы стали друзьями,

что тебя привлекает в твоём друге,

поддерживаете ли вы друг друга в трудные моменты,

умеешь ли ты радоваться успехам друга,

почему так важно иметь настоящего друга?

Тема 3. Почему нужно охранять природу?

Какую роль в жизни человека играет природа?

Всегда ли люди бережно относятся к природе?

К чему приводит безжалостное отношение человека к природе?

Что каждый может сделать в деле охраны природы?

Тема 1. Хобби.

1.Есть ли у тебя хобби? Почему тебе нравится заниматься этим делом в свободное время?

2.Как ты пришёл к такому увлечению? Что на это повлияло?

3. Хочешь ли ты увлечь своим хобби  друзей?

1.Как ты думаешь, почему у некоторых людей нет друзей?

2. Чем друг отличается от знакомых и одноклассников?

3.Согласен ли ты с мнением, что дружбу надо заслужить?

1.Были ли в твоей жизни случаи, когда ты или твои сверстники вели себя на природе неправильно?

2.Какие чувства ты сейчас испытываешь по поводу вашего поведения?

3.Что конкретно можешь сделать ты, твои друзья и одноклассники по спасению природы?

Тест. ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 4.

Задание №1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой картине. Это Михаил Васильевич Ломоносов – великий учёный, поэт.

текст о М.В. Ломоносове вслух.

Михаил Васильевич Ломоносов – учёный мирового значения. Он жил в 18 веке, в период правления императрицы Елизаветы Петровны.

В 19 лет самостоятельно отправился в Москву учиться. Он получил хорошее по тем временам образование: окончил славяно-греко-латинскую академию, Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге. В 1736 году, как один из лучших учеников, был отправлен в Германию, где  изучал химию, горное дело.

Желание учиться было свойственно Михаилу Васильевичу до конца жизни. Он всегда стремился познать мир, понять его законы. Не случайно во многих науках Ломоносов сделал свои открытия: в химии, астрономии, географии, металлургии, истории, был прекрасным поэтом, художником.

М.В. Ломоносов мечтал, чтобы молодые люди получали высшее образование не только за рубежом, но и  в России. В одной из од он писал:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

По его инициативе в 1755 году был открыт в Москве первый в России университет, в котором  М. Ломоносов преподавал, разрабатывал программу обучения, подбирал лучших педагогов. Сегодня университет носит имя этого удивительно талантливого человека.

Деятельностью М.В. Ломоносова во благо России гордятся его потомки.

Задание № 2. Пересказ текста.

«Ломоносов — из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще — один только раз».

(Е.Н. Лебедев, автор книги «Ломоносов», серия «Жизнь замечательных людей».)

Задание № 3. Монологическое высказывание.

1.День пожилых людей (на основе описания фотографии).

2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного опыта).

3.Какую роль играют книги в жизни людей? (рассуждение по поставленному вопросу)

Тема 1. День пожилых людей.

1. Опишите фотографию.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в театр.

с кем Вы ходили;

какой спектакль Вы смотрели;

что Вам запомнилось больше всего;

посоветуете ли Вы своим друзьям сходить на этот спектакль?

Тема 3. Какую роль играют книги в жизни людей?

Почему так важно с детства приучать ребёнка к чтению?

Чему могут научить книги?

Согласны ли Вы с мнением, что для каждого возраста есть свои книги?

Тема 1. День пожилых людей. Опишите фотографию.

1.Отмечается ли в Вашей семье день пожилого человека?

2.Как Вы думаете, почему этот праздник- один из самых важных в нашей стране?

3.Какое событие этого праздника Вам особенно запомнилось?

1.Как Вы думаете, почему люди ходят в театр?

2.Вы больше любите смотреть современные пьесы или классические произведения?

3.Смотрели ли вы постановки по произведениям, которые изучали на уроках литературы? Какие впечатления они произвели на Вас? Если не смотрели, то хотели бы посмотреть?

Тема 3. Какую роль в жизни человека играют книги?

1.Какие книги Вы любите читать?

2.Есть ли у Вас любимые книги?

2. Какую книгу Вы бы хотели посоветовать прочитать своим одноклассникам и почему?

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 5.

Текст для чтения посвящён пословицам. Вы, ребята, конечно, знаете, что эти меткие выражения делают речь образнее, ярче. текст  о пословицах вслух.

Язык- важнейшее средство человеческого общения. Одновременно он является зеркалом национальной культуры. История, традиции, нравственные законы- всё передаётся при помощи языка из поколения в поколение.

Сокровищницей русского языка являются пословицы. Созданные народом, они и в наши 2000-ые годы не утратили своего значения. И пусть за окном 21 век, но и сегодня можно услышать знакомые нам с детства пословицы: «Любишь кататься — люби и саночки возить!», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Старый друг лучше новых двух» и многие другие.

Пословицы – это небольшое высказывание, содержащее обобщённый нравоучительный смысл. В них в иносказательной форме выражена народная мудрость. Как надо вести себя в обществе, что является ценным для человека, каким нужно быть? На все эти вопросы можно найти ответы в пословицах. Используйте их в своей речи, и тогда она станет яркой, точной и выразительной. Как сказано в пословице, «хорошую речь приятно слушать».

«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах».

(английский философ, историк, политик 17-го века).

Тема 1.На уроке физкультуры.

какой урок изображён на фотографии;

что делают ребята;

опишите присутствующих и их настроение;

интересно ли Вам было на таком уроке физкультуре и почему?

Тема 2. Расскажите о том, как Вы путешествовали.

где вы были во время путешествия;

с кем Вы путешествовали (с одноклассниками, друзьями, с родителями);

готовились ли Вы заранее к путешествию;

почему это путешествие стало для Вас незабываемым.

Тема 3. Почему так важно следить за своей речью?

Какую роль в жизни людей играет язык, речь?

На что способно слово, почему так велика его сила?

Почему очень важно следить за тем, что и как говоришь?

Как научиться правильно и красиво говорить ?

Тема 1. На уроке физкультуры. Опишите фотографию.

1.Как ты считаешь, почему так важны уроки физкультуры?

2.Нужно ли на уроках физкультуры проводить соревнования между командами и почему?

3. О каких уроках физкультуры ты мечтаешь?

Тема 2. Моё незабываемое путешествие (повествование на основе жизненного опыта)

1.Как ты думаешь, почему люди любят путешествовать?

2.Нравятся ли тебе телепередачи о путешествиях и почему?

3. Куда ты мечтаешь съездить, что посмотреть?

Тема 3. Почему так важно следить за своей речью? (рассуждение по поставленному вопросу)

1.Всегда и ты следишь за тем, что и как ты говоришь?

2. Бывали ли в твоей жизни случаи, когда тебе было стыдно за свои слова?

3.Хочешь ли ты научиться красиво, правильно говорить и почему?

План работы над выразительным чтением и пересказом:

рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2

(2 минуты + 1 минута)

к выразительному чтению наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):

первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) (определение своёго отношения  к прочитанному)

второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях

(деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановка партитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)

обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов

: глаголы, деепричастия и наречия;

:  существительные, прилагательные и причастия;

: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли

выполнение задания 1 (выразительное чтение текста)

повторное чтение цитаты

чтение текста и определение места  и способа включение в пересказ предложенной цитаты

выделение в тексте главной и второстепенной информации, использование приёмов свёртывания текста (исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов)

последнее чтение текста

сверка с записями (микротемы, ключевые слова и т.п.)

выполнение задания 2 (пересказ текста)

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).

2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противоположных слова.

Вопрос в том, кого мы жалеем –

3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения.

Кленовый лист напоминает нам

4. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Определение-прилагательное как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.

5. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.

Маше нравится не  нравится, а не

6. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.

7. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

Но что теперь во мне

8. Частицы НЕ и НИ интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причём ударение падает на само слово.

, ничего у тебя

1) ‘ знак акцента над ударной гласной;

2) логические паузы:

4) повышение тона (надстрочный знак);

5) понижение тона (надстрочный знак);

перелом интонации (надстрочный знак);

7) – – – – растягивание слова либо замедление темпа произнесения  какой-либо части текста (подстрочный знак);

– надстрочный знак, позволяющий связать рядом стоящие слова, произнося их как одно целое, на одном дыхании).

законченность мысли выражается движением голоса вниз, незаконченность – движением голоса вверх

Интонационная функция знаков препинания

:  закончена мысль – понижение голоса;

: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;

точка с запятой: знак средний между точкой и запятой – понижение голоса меньше  и пауза  более короткая, чем на точке,

интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;

: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;

логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;

: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;

: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал  продолжения;

: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;

(при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.

Образец работы с партитурными знаками

прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.

Время на подготовку – 1 минута

Советы для подготовки пересказа

Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише

(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)

Пересказ + речевое клише:

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Время на монологическое высказывание – не более 3 минут

Задание на выбор:

на основе жизненного опыта.

по поставленному вопросу.

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение.

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

1. Начните с:

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:

экскурсия в прошлое,

фотография на память,

передний и задний план,

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

персонажи и предметный ряд,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

5. Обратите внимание, как изображены предметы:

6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было  самым напряжённым? Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.

Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

Образец работы над текстом-рассуждением

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

В помощь ученикам

Опорный конспект «Что делает человека известным?»

1. Что значит быть известным?

2. Какой бывает известность?

3. Какие поступки или качества характера Вы цените в известных людях?

4. Нужно ли стремиться к известности?

Опорный конспект «Возможна ли дружба в Интернете?»

1. Что такое дружба?

2. Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете?

3. Могут ли люди, познакомившись в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни?

4. Какие качества Вы цените в друге больше всего?

Во время беседы Вам будут заданы три вопроса по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.

2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.

3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что

4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых,  наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен

(вопрос переделать в повествовательное предложение)

из основного тезиса, справедливость которого доказана?)

7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012

2. Материалы сайта http://licey.net

3. Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018

Подготовка к итоговому собеседованию. Задания 1, 2, 4. Презентация Г.Т.Егораевой

5. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.

Критерии оценивания выполнения заданий

контрольных измерительных материалов для проведения

итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Критерии оценивания чтения вслух

Критерии оценивания пересказа текста

с включением приведённого выказывания вслух

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.

Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

МОДЕЛЬ РАЗДЕЛА «ГОВОРЕНИЕ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Москва, 2017 г.

Цели и задачи проведения устной части ГИА по русскому языку

Общие подходы к разработке заданий для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку

Общие подходы к оцениванию устных ответов участников ГИА по русскому языку

Описание организационных и технологических принципов проведения устной части ГИА по русскому языку

введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

На сегодняшний день ГИА по русскому языку (в форме ОГЭ и ЕГЭ) предполагает оценивание всех видов речевой деятельности, кроме говорения. Элемент проверки орфоэпических норм присутствует в ЕГЭ в форме одного задания. Безусловно, говорение как вид речевой деятельности  требует продуманного подхода к проверке и оцениванию.

При этом заявленная ранее цель предполагает решение нескольких

Таблица 1. Перечень элементов содержания, составленный на основе ФГОС основного общего образования  по русскому языку

Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования и результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль этого учебного предмета в системе образования.

При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, что  позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. В самом общем виде эта компетенция  может быть сформулирована как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности (схема 1).

Говорение русский язык 9 класс

В преподавании русского языка эта компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими): стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д. Однако эти знания и умения сами по себе еще не обеспечивают способности к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладению различными видами речевой деятельности в разных сферах общения. Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями и навыками — умением выбирать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т. е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. Собственно коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем, где и с какой целью мы говорим.

Таким образом, являясь продуктивным видом речевой деятельности, говорение в школе развивается в русле коммуникативной компетенции, которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенций.

При этом необходимо отметить и то, что введение устной части в содержание государственной итоговой аттестации обусловлено логикой тех задач, которые стоят перед образованием. Динамика социальных процессов, инновационный характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования. Современная действительность от человека требует не только способности своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям социально-экономической жизни, но и более высокой меры субъектности, которая выражается в новом уровне личностной свободы и в новом уровне социальной активности. Социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.

Говоря о важности речевой деятельности в аспекте социализации, нельзя сводить все к прагматической стороне языка, превращая его в инструмент делового общения, эффективно решающий ситуативные задачи. Необходимо осознавать, что язык человека конструирует определенную картину действительности, и восприятие реальности, ее оценка во многом зависят от того, какие языковые концепты актуализируются в сознании человека. Можно говорить о неких тенденциях речевого поведения, некой моде, которая задает стихийную совокупность норм, определяющих содержание и форму речевых актов.

Пестрая эклектичность сознания, отсутствие целостного мировоззрения, контекстуальность суждений и оценок, противоречивость, неспособность к критическому осмыслению фактов, низкий уровень интроспекции, бытийная неосвоенность («семантическое опустошение» (Р.Фрумкина)) базовых концептов русской культуры; деформация концептов как результат влияния массовой культуры на коммуникативное поведение школьников; резкое сворачивание количества слов в индивидуальном лексиконе; клиповое мышление обучающихся – все эти особенности редуцированного мышления выражаются в речевых действиях, в поведенческих реакциях, в нравственном выборе.

Еще одна тенденция, отмеченная психологами, связана с увеличением каждые пять лет IQ современного российского ребенка XXI века примерно на один балл. Так, от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что вызывает опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному, развитию. Очевидно, что проблема формирования и развития эмоционального репертуара «детей цифровой эры», его соотношения с традиционным эмоциональным репертуаром русской культуры (в основу которой еще Пушкиным заложена, по Ф.М. Достоевскому, доминанта «всемирной отзывчивости») должна находиться в зоне гражданской и профессиональной ответственности современного педагога.

Симптоматично, что методическая мысль нового столетия, освобождаясь от методологии позитивизма с его принципами жесткой дисциплинарной специализации и обращаясь к современной методологии интеграции гуманитарного знания, находится в поиске новых жанровых форм для эмоционального самовыражения юных граждан. Этому есть ряд причин.

Не владея «языком эмоций» в реальном общении, подростки пытаются решать проблему передачи своего эмоционального состояния в виртуальной коммуникации посредством пунктуации и использования специальных символов – эмотиконов, или смайликов. Однако и виртуальная коммуникация не снимает всех барьеров, возникающих в «живом» общении.

Все казанное выше – всего лишь пунктирное обозначение тех разнообразных социально-экономических, культурологических, социально-психологических трендов, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и ГИА, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна ограничиваться только функцией оценки.

В качестве важнейших функций ГИА необходимо рассматривать развивающую, мотивационную, диагностическую и ориентационную функции. Механизмы ГИА должны быть ориентированы на выявление и оценку не только результатов освоения учебных программ, компетентностей школьников, но и наиболее значимых личных достижений обучающихся в образовании, важнейшими из которых являются коммуникативные. И в этой связи следует отметить, что устная речь обладает надпредметностью, междисциплинарностью и достаточным диагностическим потенциалом. При этом валидность измерителя, объективность проверки, соответствие данного измерителя (задания определенного типа) характеру проверяемого объекта, экономичность проверки, технологичность процедуры проверки должна быть обеспечена моделями заданий для образцов измерительных материалов.

Концептуальные подходы к разработке заданий для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку определяются исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения.

К основным концептуальным подходам можно отнести следующие:

В рамках изучения начального курса русского языка это связано прежде всего с овладением обучающимися различными видами речевой деятельности. Обучение в школе должно обеспечить формирование человека читающего и пишущего, а также человека слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей), готового к продолжению образования в и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.

Общие концептуальные подходы предполагают реализацию системы принципов в построении модели раздела «Говорение»: принцип содержательной и структурной валидности, принцип объективности, принцип соответствия формы задания проверяемому элементу и т.д.

Кроме общедидактических принципов при составлении заданий учитываются и специфические принципы. В первую очередь к ним следует отнести учет индивидуальных возможностей и способностей школьников. Реализация данного принципа предполагает формирования такого содержания, которое позволит строить проверку с опорой на способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт учеников, создаст условия для осуществления свободного индивидуального развития каждого ученика, поддержки его индивидуальных языковых и интеллектуальных способностей.

Для полноценной реализации идеи свободного саморазвития и творчества необходимо, чтобы в устной части в достаточном количестве  присутствовали задания, которые стимулируют проявление индивидуальных творческих способностей учащихся, создают условия для самовыражения школьников средствами родного языка.

Принцип учета жизненного опыта школьника тесно связан с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Его введение связано, во-первых, с различной топографической принадлежностью детей, проходящих обучение в школе (это может быть не только городской, но и сельский школьник); а, во-вторых, с различным уровнем владения русским языком (это не всегда школьник, являющийся носителем московской произносительной нормы, и не всегда школьник, у которого русский язык – единственный язык общения).

предполагает, что при отборе содержания должно быть усилено внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, которая включает в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи. Кроме того, культурологический принцип определяет направление содержания языкового образования на усвоение и присвоение учащимися культурных, духовных, нравственных ценностей русского народа, закрепленных в языке, формирование у обучающихся национального самосознания и менталитета, в частности осознание себя носителями родного языка, воспитание бережного и ответственное отношение к языку, понимание его уникальности, гибкости, выразительности.

Принцип формирования эмоционально-ценностного отношения к миру вытекает из основополагающего тезиса культурологического подхода, в котором опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, является частью социального опыта, неотъемлемой частью содержания и важным условием формирования системы ценностей личности.

Опыт отношений личности рассматривается как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. О значимости этого компонента содержании образования писал К.Д. Ушинский: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования». Эмоции и чувства всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Культура чувств, подлежащая воспитанию у обучающихся, не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый феномен – следствие социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает неотъемлемым условием формирования системы ценностных ориентаций, идеалов и, в конечном счете, мировоззрения личности.

К общим подходам оценивания устных ответов можно отнести следующие:

В рамках проекта должны быть разработаны критерии оценивания чтения, монолога и диалога. Для оценки чтения текста предлагаются следующие группы критериев:

монолога и диалога предлагается вести по следующим критериям:

Процедура проведения устной части ГИА по русскому языку разрабатывалась, исходя из следующих организационных принципов проведения экзамена:

– процедура ГИА должна быть единой для всех ее участников и отвечать всем требованиям действующих нормативных документов, определяющих порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

– процедура экзамена должна обеспечивать проведение одного из самых массовых экзаменов в рамках ОГЭ (порядка 1 миллиона участников по всей территории РФ);

– при проведении экзамена для всех участников ОГЭ используются КИМ единой структуры, соответствующей установленным требованиям, с едиными требованиями выполнения экзаменационных заданий;

– ввиду массовости экзамена необходимо минимизировать (по возможности) количество специалистов-предметников, задействованных в процессе проведения экзамена;

– процедура экзамена должна обеспечивать объективность оценивания результатов экзаменов, что требует, в том числе, как единой системы оценивания, так и соблюдения требований информационной безопасности КИМ на всех этапах подготовки и проведения экзамена;

– необходимость оценивания устных ответов в сжатые сроки;

– предполагается возможность как централизованного проведения и оценивания работ участников ОГЭ на региональном уровне, так и проведение и оценивания устных ответов на уровне муниципалитета, ППЭ – в зависимости от выбранной субъектом РФ организационно-технологической схемы проведения экзамена;

– процедура проведения экзамена должна минимизировать время нахождения участников ОГЭ в ППЭ – не более 2 часов;

– соблюдение принципов наиболее комфортных условий для участников ОГЭ при выполнении экзаменационных заданий участником (доброжелательная атмосфера, отсутствие различного рода помех при сдаче экзамена);

– оценивание устных ответов участников ОГЭ должно проводиться специалистами-предметниками, квалификация которых соответствует установленным требованиям, вне зависимости от выбранной субъектом РФ организационно-технологической схемы проведения экзамена;

– в целях объективности оценивания работ оценивание экзаменационных работ должно проводиться экспертами, не имеющих информацию об участнике ОГЭ – авторе данной работы;

– каждый участник имеет право ознакомиться с результатами оценивания выполнения им экзаменационных заданий, а также подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами или о нарушении процедуры проведения экзамена.

Основные технологические принципы процедуры проведения устной части экзамена по русскому языку:

– процедура экзамена должна быть единой для всех ее участников и отвечать всем требованиям действующих нормативных документов, определяющих порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

– процедура экзамена должна обеспечивать проведение одного из самых массовых экзаменов в рамках ГИА (порядка 1 миллиона участников по всей территории РФ);

– обеспечение требований информационной безопасности КИМ на всех этапах проведения экзамена, что требует использование дополнительных технологических средств;

– в процедуре имеется возможность использовать аппаратно-программные средства, которыми оборудованы образовательные организации, на базе которых проводится экзамен;

– заблаговременный сбор информации о будущих участниках экзамена;

– планирование ресурсов, необходимых в процессе проведения экзамена (места в аудитории, оборудование рабочего места участника ОГЭ, количество аудиторий, количество ППЭ, количество и качество специалистов, задействованных при проведении экзамена, количество вариантов КИМ, средства их передачи из РЦОИ в ППЭ, формирование списков и очередности участников и т.п.);

– процедура экзамена должна позволять использовать при проведении ОГЭ варианты КИМ, подготовленные на региональном уровне (не получать их с федерального уровня, как это происходит в процедуре проведения ЕГЭ);

– использование машиночитаемых форм для сбора информации о действительном (пришедшем на экзамен) участнике экзамена, а также связи его регистрационной информации с экзаменационной работой после оценивания;

– использование звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры и программного обеспечения, позволяющего работать с указанным оборудованием при проведении экзамена и/или при оценивании устных ответов участников ОГЭ.

Ввиду того что устная часть экзамена уже была введена в процедуру ОГЭ по иностранным языкам, при разработке моделей был использован и опыт проведения экзаменов с устной частью по этим предметам.

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *