1 января 2023
Демоверсии (образцы) проверочных работ для учащихся 6 класса.
Все ВПР пройдут с 15 марта по 20 мая. Точные даты устанавливает образовательная организация самостоятельно.
14 заданий, 90 минут на выполнение.
8 заданий, 45 минут на выполнение.
10 заданий, 45 минут на выполнение.
9 заданий, 45 минут на выполнение.
13 заданий, 60 минут на выполнение.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Теоретический материал для подготовки к ВПР
по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
ВПР 6 класс
Всего 14 заданий:
1 – списать текст (вставить буквы/знаки препинания)
морфемный и словообразовательный, морфологический
3 – количество букв и звуков/хар-ка согл
4 – ударение в словах
5 – определить часть речи у всех слов
6 – образование формы слова (найти ошибку в употреблении)
7 – выписать предложение, в котором нужно поставить тире, объяснить
8 – выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить
определить и записать основную мысль текста
10 – составить и записать план текста
11 – ответить на вопрос по тексту
12 – Многозначные слова – определить и записать лексическое значение слова
13 – определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову
14 – объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним
выделить приставку, корень, суффикс, окончание, основу
показать, как слово образовалось
разбор слова (часть речи и признаки).
разбор предложения (все подчеркнуть, все подписать, охарактеризовать).
Количество букв и звуков/хар-ка звуков
Задание похоже на фонетический разбор.
– посчитать в словах кол-во букв и кол-во звуков и найти несоответствие.
Я,Ю,Е,Ё – могут означать ДВА звука.
Вам даны 4 варианта, в одном/двух из которых допущена ошибка в употреблении слова (неправильное окончание, число и т.п.). – найти и исправить.
. НЕТ таких местоимений, как
Согласование рода, числа. Например, «» – правильно » – правильно
Образование сравнительных степеней прилагательногоРядом со словом «более/менее» может стоять только слово в начальной форме. Нельзя сказать «» – только
4.Неправильное употребление форм глагола. НЕТ слов ляжте, стери, ехайЛЯГ, СОТРИ, ПОЕЗЖАЙ
5.Образование мн.ч. и ед.ч. Килограмм (чего?) яблОК! а не «
6. Употребление слова ОБА/ОБЕ и т.д. Нет слова «» – есть
7.Склонение числительных. Все числительные от 200 до 900 склоняются двумя составными. Нет варианта «жителям» – правильно
предложение, в котором нужно поставить тире, объясните
1.Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражено существительным башни из кубиков.
при прямой речи
«П», – а.
Объяснение в первом случае: тире между подлежащим и сказуемым выраженными именами существительными.
Объяснение во втором случае: тире после прямой речи перед словами автора
1.В предложении есть обращение. Если обращение в середине предложения, то ставим ДВЕ запятые.
2.Запятые при однородных членах предложения.
3.Запятые в сложном предложении
. — Запятые выделяют обращение.
с ним снег, озими и пошел дальше. — Запятые между однородными сказуемыми.
, и уже опять журчит и сверкает под ярким лучом . — Запятые между основами в сложном предложении.
Объяснение в первом случае: обращение выделяется с двух сторон
Объяснение во втором случае: запятые между однородными сказуемыми/подлежащими и тд
Объяснение в третьем случае: запятые между основами в сложном предложении
«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».
(о чем?) – автор говорит про букварь;
(что хотел сказать автор? к чему подводил?) – Букварь – важная и нужная книга
Чаще всего в этом задании просят составить план из 3 пунктов. Вам дан текст – либо там 3 больших абзаца, либо абзацев больше, но по объему они маленькие.
Ваша задача – прочитать текст и выделить 3 основных момента
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста
Здесь главное понимать текст. Задача – внимательно , на который надо ответить, найти в тексте слова из вопроса
— слова, у которых есть два и более лексических значения. Например, звезда – небесное тело; знаменитый человек
система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Чаще всего в этом задании проверяют умение различать разговорный стиль от художественного.
Стилистический окрас слова языковые единицы, имеющие дополнительные к своему основному значению эмоциональные, оценочные и экспрессивные функции.
Много читать – знать фразеологизмы – понимать их значение.
– это устойчивое выражение, которое имеет определенное значение.
Далее перечислю часто встречаемые фразеологизмы (взяты из вариантов ВПР
С 15 марта 2023 года в очередной раз проводятся всероссийские проверочные работы по русскому языку в 6 классах.
Варианты ВПР 2023 по русскому языку 6 класс. Варианты с ответами
Тексты ВПР 2023 по русскому языку в 6 классе:
1. (1)Я давно заметил, что взрослые задают маленьким очень глупые вопросы. (2)Они как будто сговорились. (3)Словно они все выучили одинаковые вопросы и задают их ребятне, всем и каждому. (4)Я так к этому делу привык, что наперёд знаю, как всё произойдёт, если я познакомлюсь с каким-нибудь взрослым. (5)Это будет так.
(6)Вот раздастся звонок, мама откроет. (7)Кто-то будет гудеть что-то непонятное, потом в комнату войдёт новый взрослый. (8)Он будет потирать руки. (9)Потом уши, потом очки. (10)Когда он их наденет, то увидит меня. (11)Он давным-давно знает, что я живу на свете. (12)Прекрасно знает, как меня зовут. (13)Но всё-таки притянет меня к себе и скажет: «Ну, Денис, как тебя зовут?» (14)Конечно, если бы я был невежливый человек, я бы ему сказал: «Сами знаете! (15)Ведь вы сейчас назвали меня по имени?» (16)Но я вежливый. (17)Поэтому притворюсь, что не расслышал ничего такого. (18)Просто криво улыбнусь и, отведя в сторону глаза, отвечу: «Денисом». (19)Он с ходу спросит дальше: «А сколько тебе лет?» (20)Как будто не видит, что мне не тридцать! (21)Ведь видит же, какого я роста. (22)Должен понять, что мне семь. (23)Зачем тогда спрашивать? (24)Но у него свои, взрослые взгляды и привычки, и он продолжает приставать с вопросами.
(25)На таких взрослых я не обижаюсь. (26)Все они такие. (27)Потом будут смеяться ещё полчаса. (28)Папа и мама будут смеяться тоже. (29)И мне будет стыдно за них и за себя. (30)Ох и трудненько достаются мне эти новые знакомства со взрослыми! (31)Но что поделать? (32)Все дети проходят через это! (33)Не я первый, не я последний. (34)Тут ничего изменить нельзя.
2. (1)Белка – симпатичная лесная жительница, обладательница пушистого хвоста, придающего зверьку особое очарование. (2)Хвост – часть позвоночника; там находятся мышцы и кровеносные сосуды. (3)Поэтому хвост очень чувствителен, особенно в холодную погоду. (4)Пышность хвоста помогает сохранять внутри него необходимое тепло.
(5)Но хвост нужен животному не для красоты. (6)Вы видели, как легко белка перепрыгивает с одной высокой ветки на другую? (7)Помогает ей как раз хвост – одновременно руль и парашют – для быстрого передвижения и мягкого приземления. (8)Также хвост необходим белке в морозы. (9)Длина хвоста практически равна длине беличьего туловища, поэтому лесная красавица, когда спит, использует хвост как уютное одеяльце. (10)Белки старательно ухаживают за хвостом, чистят его, чтобы он не был грязным или мокрым. (11)Так, во время переправы через реку туловище животного находится в воде, а хвост – над водой: и для поддержания равновесия, и для пущей сохранности!
(12)Один охотник описал поразившую его беличью переправу. (13)Число зверьков достигало нескольких тысяч. (14)Шум и визг разносились над рекой, зверьки волновались. (15)Наконец несколько белок (видимо, самые опытные пловцы) подошли к воде и бросились вплавь. (16)Словно по команде, за ними ринулись остальные. (17)Белки изо всех сил работали лапками и плыли, высоко подняв султанчики хвостов. (18)Течение прибивало их к отмели на другом берегу. (19)Самый страшный враг белок на воде – ветер. (20)Он «сбивает» пушистые хвосты в воду. (21)Намокший хвост становится тяжёлым якорем, тащит зверька на дно. (22)Потому в непогоду белки не начинают переправу, пока не успокоится ветер.
3. (1)Народные старинные песни – это наше культурное наследие, ценнейший памятник прошлого. (2)Русский человек предстаёт в песнях как человек богатой, щедрой души. (3)Народные песни – это музыкальное творчество народа. (4)Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. (5)Русские народные песни – выражение души, характера народа. (6)Они появляются не случайно: помогают в радости и горе; облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха; выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.
(7)Поэтому и появилось так много жанров народных песен. (8)Чтобы убаюкать деточек – колыбельные; чтобы их растить – потешки и пестушки; чтобы споро работалось – трудовые; чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. (9)Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. (10)Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить всё богатство чувств, всё богатство души.
(11)Как же складывались русские народные песни? (12)Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. (13)Но его имя затерялось в глубокой древности. (14)В те времена, когда ещё не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. (15)Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. (16)Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества. (17)Русские народные песни – это не только памятники старины. (18)Народ слагает свои песни почти непрерывно. (19)Что почерпнуто авторами песен из жизни, а что создано лишь их воображением? (20)Никто не возьмётся ответить на этот вопрос. (21)У каждой русской песни свой путь к известности. (22)Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.
С 15 марта 2022 года начали писать ВПР в 6 классах.
После проведения проверочных работ стали появляться реальные варианты с ответами.
ВПР 2022 по русскому языку Реальные варианты с ответами для 6 класса
Так как все варианты берутся из банка заданий, у разных школ они не должны повторяться.
Тексты ВПР 2022 по русскому языку в 6 классе:
(1)Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространённый по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). (2)Эти игрушки имеют долгую историю. (3)Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. (4)В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. (5)А с развитием культуры свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента и превратились в народную игрушку.
(6)Дымковская игрушка одна из старейших в России. (7)Она появилась в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. (8)Первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, расположенной на правом берегу Вятки, напротив нынешнего города Кирова. (9)Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. (10)В этот день с утра в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. (11)Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. (12)В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. (13)Для производства игрушки они используют местную ярко-красную глину, перемешанную с мелким коричневым речным песком. (14)Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя глину как связующий материал. (15)Наиболее распространённые «сюжеты» фигурок – няньки с детьми, водоноски, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
(16)Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира. (17)Однако эти свистульки ещё и помогают детям избавиться от психической напряжённости, а также развивают слух, чувство ритма, лёгкие и даже мелкую моторику рук.
(1)Каждый знает воробья, ворону, голубя, но для опознания многих птиц подробно знать их окраску не обязательно: серенький, у ног прыгает – это и есть воробей. (2)Часто птиц узнают не по окраске, даже не по внешнему виду – облику. (3)Опытному охотнику стоит лишь мельком, издали увидеть пролетающую птицу – он безошибочно определит: рябчик, бека́ с, журавль, гага́ ра. (4)Окраску он не успел разглядеть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вместил в себя всё: и облик птицы, и её поведение. (8)Силуэт, размеры, голос – даже место и время встречи!
(13)Так же обстоит дело и с передачей голосов птиц. (14)Можно попытаться записать голоса с помощью нотных знаков, передать буквами или особыми условными значками. (15)А можно и по-другому, как это часто делают те же писатели и охотники: «переводят» с птичьего языка на человеческий. (16)Вот как переводил птичьи голоса В.В. Бианки: снегирь – «жуть-жуть!», чечевица – «Тришку видел?», перепел – «спать пора, спать пора!», пеночка-теньковка – «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж – «чулки, чулки, варежки!».
(1)Вы и без нас наверняка знаете, что аквариум – это лучше, чем иная компьютерная игра! (2)Потому что там настоящая жизнь, которая зависит от вас точно так же, как созданный на экране виртуальный город или страна в какой-нибудь стратегии. (3)И если построить правильный подводный мир, то можно наблюдать в нём всё – от войны до дружбы. (4)Аквариум – это космос, который у нас под боком, и разводить в своей комнате пришельцев с планеты Вода – классное развлечение!
(5)Ничто так не украшает дом, как светящийся водоём, в котором среди яркой зелени плавают разноцветные рыбки. (6)Ничто так не снимает щедро подкидываемые жизнью стрессы, как его созерцание. (7)Человечество уже не одну тысячу лет знает эту истину. (8)Первые домашние водоёмы с декоративными рыбками появились ещё в Древнем Египте около трёх тысяч лет назад. (9)А в странах Востока аквариум или искусственный пруд в доме прекрасно вписался в философские системы гармоничной организации жизни, такие, к примеру, как широко сейчас известное искусство фэн-шуй. (10)Невозможно переоценить пользу аквариума для современного человека, проводящего много времени у экрана компьютера и телевизора. (11)Именно аквариум позволяет наиболее простым и эффективным способом снять напряжение, дать отдых глазам, переключить их на режим расслабления.
(1)На другой день я пошёл на концерт. (2)Занавес открылся, и появилась вожатая Люся. (3)Она сказала громким голосом: «Начинаем наш весенний концерт! (4)Сейчас ученик первого класса Миша Слонов прочтёт нам свои собственные стихи!» (5)Тут все захлопали. (6)На сцену вышел Мишка. (7)Он довольно смело вышел, дошёл до середины и остановился. (8)Заложил руки за спину. (9)Постоял. (10)Поднял глаза в потолок и прочитал своё стихотворение. (11)И все ему здóрово хлопали, потому что, во-первых, стихи были очень хорошие, а во-вторых, подумать только: Мишка сам их сочинил! (12)Просто молодец!
(25)После этого на сцену выскочили шесть девочек и шесть мальчиков. (26)Они стали танцевать. (27)Вдруг Борис Сергеевич сильно ударил по клавишам и кончил играть. (28)А мальчишки и девчонки ещё топали по сцене сами, без музыки, кто как. (29)Это было очень весело! (30)Я уже пробирался тоже слазить к ним на сцену, но они вдруг разбежались. (31)Вышла Люся и сказала: «Перерыв!»
(21)Скромная тихая пихта. (22)Она любит влагу и, как ель, селится в глухих местах. (23)Только ель выбирает низину, а пихта – горные увалы, и живёт она в самой таёжной гуще. (24)В сумраке чернолесья пихта радует глаз светло-зелёной своей одеждой, мягкой, как кошачьи лапки, и блестящим тёмно-серебристым стволом.
ВПР 6класс. Вариант 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова
(3) – морфологический разбор слова
(4) – синтаксический разбор предложения
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв
и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Поставьте знак ударения в следующих словах
Арбуз, красивее, положила, шарфы.
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является
С восьмого века здесь добывали соль и отправляли её по шёлковому пути.
ВПР 6класс. Вариант 2
Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Позвоним, случай, туфля, шкафы.
Многочисленные ручьи впадают в это озеро и приносят сто тонн солей.
ВПР 6класс. Вариант 3
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»
Банты, включит, понял, создала.
Из кустов выскочили две огромные овчарки, но лесник отогнал от нас собак.
ВПР 6класс. Вариант 4
(Над) воротами, алфавитный, партер, квартал.
Ребята не оставили беспомощных птенцов, а на второй день вернули их наседке.
ВПР 6класс. Вариант 5
Взяла, занялась, изредка, кухонная.
Не одну неделю заботливые трясогузки выискивали корм для своих птенцов и кукушонка.
ВПР 6класс. Вариант 6
(На основе книги Д. Зуева «Времена года
. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
Брала, красивейший, сантиметры, торты.
Под столом у нас не мяукали, а жалобно пищали три слепых котёнка.
ВПР 6класс. Вариант 7
Документы, ждала, красивее, клала.
В этой легенде говорится не о двух лебедях, а о настоящей верности.
ВПР 6класс. Вариант 8
Ночлег в лесу
Сливовый, краны, начал, хвоя.
Завершение работы над книгой и её второе издание оказалось делом непростым.
ВПР 6класс. Вариант 9
Банты, красивее, повторит, позвонит.
Этих двух птиц не встретишь в природе, они – плод богатой фантазии художника.
ВПР 6класс. Вариант 10
Досуг, сливовый, позвала, цепочка.
Четвёртый матч наша команда не выиграла, и троих юных спортсменов заменили.
ВПР 6класс. Вариант 11
(По К. Паустовскому)
ВПР 6класс. Вариант 12
ВПР 6класс. Вариант 13
ВПР 6класс. Вариант 14
(По И.И. Соколову – Микитову.)
ВПР 6класс. Вариант 15
ВПР 6класс. Вариант 16
(По Е. Носову)
ВПР 6класс. Вариант 17