Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

Проверочная работа по экономике Рынок труда. Безработица с ответами. Проверочная работа включает 5 заданий.

1. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, менеджеры.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица».

1) рынок труда; 2) занятость; 3) акция; 4) трудовые ресурсы; 5) пособие; 6) валюта.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

3. Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют преобладание предложения на рабочую силу над ее спросом.
2) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни части населения.
3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу.
5) Фрикционная безработица возникает в период экономического подъема.
6) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства.

4. Установите соответствие между характеристиками безработицы и ее основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) связана с затратами времени на поиск новой работы
Б) возникает в связи с экономическим кризисом
В) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях
Г) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства
Д) проявляется в высвобождении части рабочей силы в период депрессии

1) структурная
2) фрикционная
3) циклическая

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) машинистка осталась без работы в связи с внедрением компьютеров
Б) врач уволился по собственному желанию в связи с изменением семейных обстоятельств
В) менеджер по продажам потерял работу в связи с общим экономическим спадом
Г) выпускники педагогических вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую
Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу администраторов

Ответы на проверочную работу по экономике Рынок труда. Безработица
1. Трудоспособное население
2-36
3-1234
4. А2 Б3 В1 Г1 Д3
5. А1 Б2 В3 Г2 Д2

(финансовые институты, налогообложение, безработица)

1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ВИД НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ (прогрессивная, ре­грес­сив­ная или пропорциональная)

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, производители материальных благ.

3. Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «безработица».

3) фондовая биржа

4) трудовые ре­сур­сы

6) коммерческий банк

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Найдите в приведённом ниже спис­ке функции цен­траль­но­го банка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) эмиссия денег

2) кредитование на­се­ле­ния и фирм

3) лицензирование ком­мер­че­ских банков

4) увеличение раз­ме­ра налогов

5) контроль над объёмом де­неж­ной массы

5. Установите со­от­вет­ствие между объ­ек­та­ми про­да­жи и рынками, на ко­то­рых они продаются: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Формирование ры­ноч­ной цены ____________(А) может сопровождаться кон­флик­та­ми между ра­бо­то­да­те­ля­ми и наёмными работниками. Ос­нов­ным методом за­щи­ты интересов _______________(Б) яв­ля­ет­ся создание про­фес­си­о­наль­ных союзов, ко­то­рые ведут пе­ре­го­во­ры от имени всех вхо­дя­щих в их со­став людей.

Профессиональные союзы обыч­но стараются до­бить­ся улучшения усло­вий и по­вы­ше­ния безопасности труда своих членов, а также уве­ли­че­ния их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более при­ят­ной и выгодной, но од­но­вре­мен­но сужает эко­но­ми­че­ские границы за­ня­то­сти и ведёт к росту цены то­ва­ров для покупателей, если ве­ли­чи­на ______________(Г) в цене то­ва­ра не снижается.

Заработная плата не долж­на опускаться ниже ми­ни­маль­но­го уровня, ос­но­вой расчёта ко­то­ро­го является _________________(Д). Ми­ни­маль­ная заработная плата уста­нав­ли­ва­ет­ся и ме­ня­ет­ся _______________(Е) власти».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз. Вы­би­рай­те последовательно одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Ниже в таб­ли­це приведен при­мер налогообложения раз­лич­ных субъектов. В таб­ли­це указаны дан­ные о до­хо­де субъектов до вы­че­та налога (валовой доход) и после вы­че­та налога (чистый доход). В при­ве­ден­ном примере:

A) определите сумму на­ло­га для пер­во­го субъекта налога;

Б) опре­де­ли­те величину на­ло­го­вой ставки для вто­ро­го субъекта на­ло­га (в процентах);

B) установите, какой вид на­ло­го­вой системы ил­лю­стри­ру­ет данное налогообложение: прогрессивную, ре­грес­сив­ную или пропорциональную. Ответ обоснуйте.

9. На гра­фи­ке показано из­ме­не­ние уровня без­ра­бо­ти­цы среди раз­лич­ных групп на­се­ле­ния страны Z в 2004—2008 гг.

Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

Используя дан­ные графика, определите, какая тен­ден­ция наблюдается в 2004—2008 гг. на рынке труда стра­ны Z. При­вле­кая обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах подобной тенденции.

10. На заводе 200 рабочих собирают в месяц 64 000 велосипедов. В месяце 160 рабочих часов.

A)Определите производительность труда на данном заводе.

Б)Сколько велосипедов могут собрать 10 рабочих за год?

B)Сможет ли данный завод выдержать конкуренцию с другим заводом, где трудятся 300 рабочих в две смены (320 рабочих часов) и собирают 128 000 велосипедов в месяц?

1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме:

Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Земля, трудовые ресурсы, фактор производства, капитал, информация.

3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют виды фи­нан­со­вых институтов.

1) ин­ве­сти­ци­он­ный фонд

2) ком­мер­че­ский банк

4) стра­хо­вая компания

5) фон­до­вая биржа

6) не­ком­мер­че­ская организация

4. Укажите в при­ве­ден­ном пе­реч­не ос­нов­ные функции ком­мер­че­ско­го банка.

1) эмис­сия денег

2) вы­пуск цен­ных бумаг

3) осу­ществ­ле­ние кре­дит­ных операций

4) уста­нов­ле­ние офи­ци­аль­но­го курса на­ци­о­наль­ной валюты

5) прием вкла­дов от граж­дан и юри­ди­че­ских лиц

5. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее видами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень ___________ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.

___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безрабо тицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям,

___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

A)Определите сумму налога для первого субъекта.

Б)Определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах).

B)Установите, какой вид налоговой системы принят в данном примере: прогрессивный, регрессивный или пропорциональный.

В 2014 г. совершеннолетним гражданам страны Z учёные задавали вопрос: «Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вам не надо тратить на повседневные нужды. Как Вы предпочтёте распорядиться этими деньгами?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

На основе результатов опроса сделайте вывод развитии финансовых институтов страны Z и обоснуйте его. Благоприятна ли подобная ситуация для развития экономики страны Z? Объясните почему.

10. Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера. Они заняты 40 часов в неделю.

A)Определите производительность труда в пекарне.

Б)Сколько тортов может произвести один кондитер за год, если считать, что в году 50 рабочих недель?

B)Сможет ли данная пекарня выдержать конкуренцию с другой пекарней, где трудятся пять кондитеров по 40 часов в неделю и производят 800 тортов в месяц? Ответ обоснуйте.

Ответы к работе. DOC / 46 Кб

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

1. Опираясь на текст, укажите важнейшую цель экономической политики. Как автор объясняет, почему она является таковой?

2. Что, по мнению автора, влияет на скорость и направления технологических изменений в экономике? К каким последствиям это приводит?

3. Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Объясните, почему. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера фрикционной безработицы.

4. В тексте говорится о том, что чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки. Используя обществоведческие знания, укажите любые три примера этих издержек.

Прочитайте текст и выполните задания 5–8.

«Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.

Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей – это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости».

5. Влияет ли, по мнению автора, безработица на человека? Укажите три примера подобного влияния, указанных автором в тексте.

6. Какие два показателя макроэкономической нестабильности указывает автор в своем тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните, почему безработица является противоречивым явлением.

7. Опираясь на текст и свои обществоведческие знания укажите три примера взаимосвязи структурных сдвигов в экономике и безработицы.

8. Какие две категории людей, по мнению автора, оказываются в наиболее затруднительном положении на рынке труда? Укажите, по каким причинам эти категории оказываются в подобном положении. (К каждой категории укажите не менее чем по две причины). Приведите по одному примеру путей решения этой проблемы агентствами занятости для каждой из указанных категорий.

9. Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

10. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004–2008 гг.

Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004–2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

11. По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8 %, что на 0,2 % выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8 % это лица находящиеся в поисках работы по специальности.

Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?

Какие два типа безработицы отражены в представленных данных?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.

12. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

13. Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством политики по борьбе с безработицей. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие существуют в РФ способы борьбы с безработицей? (Назовите любые три способа.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)

14. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Тест 5. Безработица

«Безработица – центральная экономическая проблема современного общества. Высокий уровень безработицы означает недоиспользование ресурсов и низкие доходы населения.

Отметим, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на нравственный облик человека, вредит его психике. Потеря работы – это психическая травма, уступающая по уровню вызванного стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму.

Мы различаем три вида безработицы.

Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, а также сменой этапов жизни (учёба, работа, рождение и уход за ребёнком для женщин, пенсия). Структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причём соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах и секторах экономически неодинаково. Циклическая безработица порождена общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Так, во время спада 1982 г. уровень безработицы вырос в 48 из 50 штатов США. Особо отметим, что подростковая безработица носит преимущественно характер фрикционной. Подростки часто меняют место работы, продолжительность работы на одном месте у них в 12 раз короче, чем у взрослых. Достигнув зрелого возраста, они стабилизируют свою занятость. Уровень безработицы различен также в зависимости от расовой принадлежности. Так, для взрослых рабочих негров этот показатель в 2 раза выше, чем у белых.

Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обременённой высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый). Отметим, что если в начале 60-х годов естественный уровень безработицы в США составлял 4 %, то в 80-х он составил 6–7 %. Такой рост – одна из наиболее неприятных тенденций экономического развития. Причин тому несколько: в состав рабочей силы всё активнее вовлекаются подростки, женщины и представители национальных меньшинств.

Кроме отмеченных ранее причин на занятость влияет экономическая политика. В течение 26 недель безработный получает 50 % прежней заработной платы в форме государственной страховки и освобождается от налогов, что в сумме эквивалентно 60–70 % прежнего заработка.

Естественно, что в таких обстоятельствах рабочие более разборчивы и неторопливы в выборе новой работы, избегают низкооплачиваемых должностей.

В качестве итога перечислим меры, которые могли бы способствовать снижению естественного уровня безработицы: улучшение информированности населения о возможностях занятости; совершенствование профессиональной подготовки по дефицитным специальностям; снижение уровня государственной защищённости безработных; проведение общественных работ» (по П. Самуэльсону)

1. Почему безработица, по мнению автора текста, является центральной экономической проблемой современного общества? Какие социально-демографические характеристики рабочей силы, по мнению автора, влияют на уровень занятости? Как автор определяет естественный уровень безработицы?

2. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «инфляция». Как, по мнению автора, высокий уровень инфляции влияет на естественный уровень безработицы? Какие меры по снижению уровня безработицы называются в тексте? Назовите три любые меры.

3. Какие три вида безработицы названы в тексте? Приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждый из этих видов безработицы.

4. Автор пишет, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на самого безработного. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три неэкономических последствия незанятости для безработного.

5. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «безработица»;

2) составьте предложения:

– одно предложение, содержащее информацию о циклической безработице;

– одно предложение, раскрывающее любую возможную меру по смягчению последствий структурной безработицы;

– одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы;

– одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы;

– одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы.

6. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.

7. В течение ряда лет проводились исследования по выявлению оценки россиянами уровня безработицы. Полученные данные представлены в таблице. Сформулируйте вывод по данному факту и сделайте два предположения, как может совершенствоваться политика государства по данному вопросу.

Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

8. В 2007 г. население нашей страны составляло 142,2 млн. человек. Численность занятых несколько превышала 71 млн. человек. Какой еще показатель необходимо учесть, чтобы определить численность экономически активного населения? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые две группы, которые можно отнести к экономически неактивному населению.

9. Назовите и проиллюстрируйте примерами три негативных последствия безработицы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

10. В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что некоторые социальные группы, в отличие от других групп, несут непропорционально тяжёлое бремя безработицы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите три такие группы и объясните причины уязвимого положения каждой из них на рынке труда.

Тест 6. Виды безработицы

1. Циклическая безработица максимальна

1) на пике экономической активности

2) в нижней точке спада экономической активности

3) в период оживления экономической активности

4) в период стабильного экономического развития

2. Застойная безработица в отличие от других видов и форм безработицы

1) отражает неспособность государства эффективно использовать труд

2) охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов

3) приводит к потере профессиональных знаний и навыков работников

4) способствует замедлению темпов экономического роста

3. Естественный уровень безработицы составляет

2) сумма фрикционной и циклической безработицы

3) сумма структурной и циклической безработицы

4) сумма фрикционной и структурной безработицы

4. Из-за общего экономического спада, возникшего в стране М., гражданина К. уволили с предприятия. В течение двух месяцев гражданин К. не мог найти нового места работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, связанные с безработицей гражданина К., и запишите цифры, под которыми они указаны.

5. Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры, под которыми они указаны.

6. Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.

2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.

3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.

4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.

5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

7. Найдите в приведенном списке виды безработицы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

8. Граждане страны Z. обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

9. В стране А. во время экономического кризиса многие граждане потеряли работу. Длительное время не могут её найти и перебиваются временными, случайными заработками. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране А и запишите цифры, под которыми они указаны.

10. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.

1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино, и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.

4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

Ответ запишите цифрами без пробелов.

11. Установите соответствие между конкретными примерами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ветеринар оставил работу по собственному желанию и ищет новую

Б) шахтер уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые источники энергии

В) строитель уволен в связи с замораживанием стройки в условиях общего спада производства

Г) выпускник вуза ищет работу

Д) телефонистка была вынуждена уволиться с переходом к автоматической телефонной связи

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами

12. Установите соответствие между особенностями безработицы и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) связана с поиском работы специалистом, впервые появившимся на рынке труда

Б) вызвана добровольным решением найти более интересное применение профессиональных умений

В) возникает из-за увольнения

Г) вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий

13. Из-за установки в троллейбусе кассовых автоматов для оплаты проезда кондуктор Ф. был уволен из автопарка и полностью потерял работу. В течение полутора лет он не мог найти постоянной работы, выполняя временные, случайные поручения по обслуживанию близлежащего продуктового магазина. В летнее время года он устраивался на работу в строительную компанию, которая приносила доход.

Выберите из приведенного списка характеристики, связанные с безработицей этого гражданина, и запишите цифры, под которыми они указаны.

14. В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтёров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

15. Установите соответствие между характеристиками и видами безработицы: к каждой позиции, данной B первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) выпускники творческих вузов долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую;

Б) в связи с экономическим кризисом фирмы сократили численность персонала;

В) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы;

Г) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу;

Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

16. Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над её предложением.

2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.

3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.

4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения.

5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъёма.

17. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу.

2) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства.

3) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни части населения.

4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5) Неосведомлённость безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.

18. Установите соответствие между характеристиками безработицы и её основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) возникает в результате экономического спада

Б) связана с затратами времени на поиск новой работы

В) возникает в связи с уменьшением валового национального продукта и высвобождением части рабочей силы

Г) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях или территориях

Д) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства

19. Предприниматель решил по обстоятельствам личного характера, не связанным с экономической ситуацией в городе, регионе, стране, закрыть принадлежащую ему швейную фабрику. В результате 250 человек остались без работы. Городская служба занятости предлагала им различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, но никто не согласился. Работники продолжают поиск работы по своей специальности. Найдите в приведённом списке характеристики безработицы данного типа и запишите цифры, под которыми они указаны.

20. В государстве Z довольно высокий уровень безработицы. Какие категории населения могут быть отнесены к фрикционным безработным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уволившиеся по собственному желанию

2) нашедшие работу, но не приступившие к ней

3) уволенные в связи с падением спроса на их услуги

4) вновь появившиеся на рынке труда и имеющие требуемую квалификацию

5) уволенные в условиях общего спада производства в стране

6) занятые неполный рабочий день

21. Установите соответствие между ситуациями и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) переход к электронному документообороту в стране Z привёл к массовому увольнению персонала, который занимался оформлением документации в бумажной форме

Б) гражданин А. переехал в другую страну и ищет работу

B) снижение темпов экономического роста в стране Z привело к повышению уровня безработицы

Г) гражданин Б. ищет работу, которая соответствует его квалификации

Д) переход к активному использованию альтернативных источников энергии стал причиной закрытия шахт

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

22. Установите соответствие между ситуациями и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) гражданин А. уволился и ищет работу на более выгодных условиях

Б) гражданин Б. потерял работу в условиях экономической депрессии

В) в связи с переходом на новые, экологически чистые виды топлива были закрыты угледобывающие предприятия, и гражданин В. потерял работу

Г) выпускники высших учебных заведений ищут работу по специальности

Д) гражданин Г. был уволен в связи с реорганизацией производства на основе использования информационных технологий

Проверочная работа по теме «Безработица»

Безработица 1. Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Примеры А) кочегар паровоза остался без работы в связи с переходом железной дороги на тепловую тягу Б) бухгалтер уволилась по собственному желанию в связи с изменением семейных обстоятельств В) выпускник вуза пока не подобрал себе подходящую работу по специальности Г) шахтёр остался без работы в связи с закрытием шахты в условиях перехода на новые источники энергии Д) специалист по продажам автомобилей потерял работу по причине закрытия автосалона в связи с общим экономическим спадом Виды безработицы 1. Структурная 2. Фрикционная 3. Циклическая 2. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны. 1.Безработицей называют такое состояние на рынке труда, когда спрос на труд превышает его предложение 2. Фрикционная безработица связана со структурными изменениями в экономике 3. Уменьшить структурную безработицу можно, организовав работу системы переподготовки кадров 4. Одним из последствий безработицы может стать потеря квалифицированных кадров 5. Снижение налогов на малый и средний бизнес может уменьшить циклическую безработицу 3. Граждане страны Н обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в страны Н и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Сезонная 2. Скрытая 3. Фрикционная 4. Добровольная 5. Циклическая 6. Открытая Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Характеристика безработицы А) возникает в результате экономического спада Б) связана с затратами времени на поиск новой работы В) возникает с уменьшением валового национального продукта и высвобождением части рабочей силы Г) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях или территориях Д) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства Виды безработицы 1. Структурная 2. Фрикционная 3. Циклическая 5. Прочтите текст и выполните задания По данным Росстата, в январе 2016 г. уровень безработицы в Российской Федерации составил 5,8 %, что на 0,2 % выше уровня января 2015 г. Самый высокий уровень безработицы отмечен в возрастных группах 15–19 лет (31,4 %) и 20–24 года (13,4 %). Уровень безработицы среди сельских жителей (8,6 %) остаётся существенно выше, чем среди горожан (5 %). В городах наименьший уровень безработицы отмечен в Москве (1,7 %) и Санкт-Петербурге (2,3 %), наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в малых городах с населением до 100 тысяч жителей.

Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих данных?

Какой тип безработицы отражён в представленных данных?

последствия высокого уровня безработицы. 6. Выберите верные суждения о видах безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. При определении естественного уровня безработицы учитываются фрикционная и структурная безработица 2. В условиях циклической безработицы граждане теряют работу в связи с недостаточной квалификацией 3. Фрикционная безработица является добровольной 4. Потеря работы в отраслях с сезонным характером труда является причиной структурной безработицы 5. Нетрудоспособные граждане представляют циклическую безработицу Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) связана с поиском работы специалистом, впервые появившимся на рынке труда Б) вызвана добровольным решением найти более интересное применение профессиональных умений В) возникает из – за увольнения Г) вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий Д) проявляется в высвобождением части рабочей силы в период депрессии Виды безработицы 1. Фрикционная 2. Циклическая 8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие безработица? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы. 9. В государстве Н довольно высокий уровень безработицы. Какие категории населения могут быть отнесены к фрикционным безработным? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Уволившиеся по собственному желанию 2. Нашедшие работу, но не приступившие к ней 3. Уволенные в связи с падением спроса на их услуги 4. Вновь появившиеся на рынке труда и имеющие требуемую квалификацию 5. Уволенные в условиях общего спада производства в стране 6. Занятые неполный рабочий день Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы Б) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни какую другую В) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу Г) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров Д) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала Виды безработицы 1. Сезонная 2. Структурная 3. Фрикционная 4. Циклическая Установите соответствие между причинами безработицы и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Причины безработицы А) устаревание и невостребованность ряда профессий Б) увольнение с предыдущего места работы В) изменением спроса на труд в определенной отрасли Г) спад производства и спроса на труд Д) отмирание старых производств Виды безработицы 1. Фрикционная 2. Структурная 3. Циклическая

Ответы 1. 12212 2. 134 3. 346 4. 32311 5. Экономическая; Структурная. Снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, недоиспользование экономического потенциала общества, потеря безработными профессиональных знаний и навыков, высокий риск девиантного поведения 6.13 7. 11122 8. Безработица – социально – экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Обычно выделяют следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Структурная безработица вызвана тем, что структура рабочих мест не соответствует структуре рабочей силы, что связано с перестройкой экономики, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, и поэтому трудоустройство структурных безработных предполагает подготовку, переобучение и т.д. 9. 124 10. 23134 11. 21232

Размер файла: 18.29 Кбайт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *