Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Пластический и энергетический обмен

Обмен веществ (метаболизм) – это совокупность всех химических реакций, которые происходят в организме. Все эти реакции делятся на 2 группы

1. Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм, биосинтез) – это когда из простых веществ с затратой энергии образуются (синтезируются) более сложные. Пример:

2. Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм, дыхание) – это когда сложные вещества распадаются (окисляются) до более простых, и при этом выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности. Пример:

Взаимосвязь пластического и энергетического обмена

АТФ – универсальное энергетическое вещество клетки (универсальный аккумулятор энергии). Образуется в процессе энергетического обмена (окисления органических веществ).

Дополнительные материалы

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе пластического обмена
1) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты3) белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ4) происходит освобождение энергии и синтез АТФ

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы
1) белков2) воды3) АТФ4) неорганических веществ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав
1) ДНК2) РНК3) АТФ4) белка

Выберите один, наиболее правильный вариант. В чем проявляется взаимосвязь пластического и энергетического обмена
1) пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического2) энергетический обмен поставляет кислород для пластического3) пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического4) пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического

Выберите один, наиболее правильный вариант. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, освобождается при
1) расщеплении органических веществ в органах пищеварения2) раздражении мышцы нервными импульсами3) окислении органических веществ в мышцах4) синтезе АТФ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Значение пластического обмена – снабжение организма
1) минеральными солями2) кислородом3) биополимерами4) энергией

Выберите один, наиболее правильный вариант. Окисление органических веществ в организме человека происходит в
1) легочных пузырьках при дыхании2) клетках тела в процессе пластического обмена3) процессе переваривания пищи в пищеварительном тракте4) клетках тела в процессе энергетического обмена

ПЛАСТИЧЕСКИЙВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже терминов можно использовать для описания пластического обмена?
1) расщепление
2) ассимиляция
3) гликолиз
4) брожение
5) трансляция
6) хемосинтез

ПЛАСТИЧЕСКИЙ КРОМЕ
1. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания пластического обмена. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) репликация2) дупликация3) трансляция4) транслокация5) транскрипция

2. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для описания пластического обмена веществ в клетке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ассимиляция
2) диссимиляция
3) гликолиз
4) транскрипция
5) трансляция

3. Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики пластического обмена. Определите два термина, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расщепление
2) окисление
3) репликация
4) транскрипция
5) хемосинтез

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
1. Выберите три процесса, относящихся к энергетическому обмену веществ.
1) выделение кислорода в атмосферу
2) образование углекислого газа, воды, мочевины
3) окислительное фосфорилирование
4) синтез глюкозы
5) гликолиз
6) фотолиз воды

2. Выберите три верных ответа из шести. Какие термины связаны с процессом диссимиляции?
1) полисома
2) митохондрия
3) гликолиз
4) фотосинтез
5) ядро
6) лизосома

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики энергетического обмена в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) идёт с поглощением энергии
2) завершается в митохондриях
3) завершается в рибосомах
4) сопровождается синтезом молекул АТФ
5) завершается образованием углекислого газа

2. Все перечисленные ниже процессы, кроме двух, относятся к энергетическому обмену. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дыхание2) фотосинтез3) синтез белка4) гликолиз5) брожение

3. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, используются для описания процессов энергетического обмена. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликолиз
2) репликация
3) синтез молекул АТФ
4) фиксация углекислого газа
5) окислительное фосфорилирование
6) синтез глюкозы

ПЛАСТИЧЕСКИЙ – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
1. Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом: 1) пластический, 2) энергетический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) окисление органических веществБ) образование полимеров из мономеровВ) расщепление АТФГ) запасание энергии в клеткеД) репликация ДНКЕ) окислительное фосфорилирование

2. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом: 1) энергетический, 2) пластический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующим буквам.
А) происходит бескислородное расщепление глюкозыБ) происходит на рибосомах, в хлоропластахВ) конечные продукты обмена – углекислый газ и водаГ) органические вещества синтезируютсяД) используется энергия, заключенная в молекулах АТФЕ) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ

3. Установите соответствие между признаками обмена веществ у человека и его видами: 1) пластический обмен, 2) энергетический обмен. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) вещества окисляютсяБ) вещества синтезируютсяВ) энергия запасается в молекулах АТФГ) энергия расходуетсяД) в процессе участвуют рибосомыЕ) в процессе участвуют митохондрии

4. Установите соответствие между характеристиками обмена веществ и его видом: 1) энергетический, 2) пластический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) репликация ДНК
Б) биосинтез белка
В) окисление органических веществ
Г) транскрипция
Д) синтез АТФ
Е) хемосинтез

5. Установите соответствие между характеристиками и видами обмена: 1) пластический, 2) энергетический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) запасается энергия в молекулах АТФ
Б) синтезируются биополимеры
В) образуются углекислый газ и вода
Г) происходит окислительное фосфорилирование
Д) происходит репликация ДНК

6. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ: 1) пластический, 2) энергетический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расщепление жиров в тонком кишечнике
Б) синтез гликогена из глюкозы в печени
В) потребление АТФ в процессе синтеза полимеров
Г) окисление органических веществ с выделением углекислого газа
Д) образование в мышцах молочной кислоты

СОБИРАЕМ 7:
А) из жирных кислот и глицерина образуются жиры
Б) из аминокислот синтезируются белки
В) энергия выделяется

Г) из глюкозы образуется гликоген

А) белок расщепляется до аминокислот

ПЛАСТИЧЕСКИЙ – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНОСТР
1. Установите соответствие между процессами и составляющими частями метаболизма: 1) анаболизм (ассимиляция), 2) катаболизм (диссимиляция). Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) брожениеБ) гликолизВ) дыханиеГ) синтез белкаД) фотосинтезЕ) хемосинтез

2. Установите соответствие между характеристиками и процессами обмена веществ: 1) ассимиляция (анаболизм), 2) диссимиляция (катаболизм). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) синтез органических веществ организма
Б) включает подготовительный этап, гликолиз и окислительное фосфорилирование
В) освобожденная энергия запасается в АТФ
Г) образуются вода и углекислый газ
Д) требует энергетических затрат
Е) происходит в хлоропластах и на рибосомах

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между характеристиками и типами метаболических процессов, отмеченными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) происходит в митохондриях на рибосомах
Б) цикл Кальвина
В) окисление жирных кислот
Г) синтезируются молекулы аденозинтрифосфата
Д) цикл Кребса
Е) перенос генетической информации ДНК на матричную РНК

ПЛАСТИЧЕСКИЙ – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Чем пластический обмен отличается от энергетического?
1) энергия запасается в молекулах АТФ2) запасенная в молекулах АТФ энергия расходуется3) органические вещества синтезируются4) происходит расщепление органических веществ5) конечные продукты обмена – углекислый газ и вода6) в результате реакций обмена образуются белки

МЕТАБОЛИЗМ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Обмен веществ – одно из основных свойств живых систем, он характеризуется тем, что происходит
1) избирательное реагирование на внешние воздействия окружающей среды2) изменение интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний3) передача из поколения в поколение признаков и свойств4) поглощение необходимых веществ и выделение продуктов жизнедеятельности5) поддержание относительно-постоянного физико-химического состава внутренней среды

АТФ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы АТФ. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вещество нестойкое, средняя продолжительность жизни одной молекулы менее одной минуты
2) в состав молекулы входит азотистое основание урацил
3) молекула является мономером нуклеиновых кислот
4) по структуре молекула является нуклеотидом
5) фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

2. Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания изображенной на рисунке молекулы органического вещества клетки. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мононуклеотид
2) цитозин
3) рибоза
4) тимин
5) макроэргические связи

3. Установите соответствие между характеристиками и веществами: 1) АТФ, 2) ДНК. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит макроэргические связи
Б) имеет в составе рибозу
В) является полимером
Г) хранит и передаёт наследственную информацию
Д) аккумулирует энергию в клетке
Е) состоит из двух цепей

4. Установите соответствие между характеристиками и видами молекул: 1) РНК, 2) АТФ. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит один вид азотистых оснований
Б) обеспечивает энергией реакции синтеза
В) входит в состав рибосом
Г) содержит макроэргические связи
Д) содержит четыре вида азотистых оснований
Е) служит матрицей при трансляции

Клеточное дыхание, митохондрии

Во всех живых клетках
Глюкоза окисляется кислородом
До углекислого газа и воды,
При этом выделяется энергия.

Клеточное дыхание (средняя сложность)

0. Подготовительная стадия
В пищеварительной системе сложные органические вещества распадаются до более простых (белки до аминокислот, крахмал до глюкозы, жиры до глицерина и жирных кислот и т.п.). При этом выделяется энергия, которая рассеивается в форме тепла.

1. Гликолиз
Происходит в цитоплазме, без участия кислорода (анаэробно). Глюкоза окисляется до двух молекул пировиноградной кислоты, при этом образуется энергия в виде 2 АТФ и богатых энергией электронов на переносчиках.

2. Окисление ПВК в митохондриях
Происходит в митохондриях. ПВК окисляется кислородом до углекислого газа, при этом образуются богатые энергией электроны. Они восстанавливают кислород, при этом образуется вода и энергия на 36 АТФ.

Брожение и кислородное дыхание

Брожение состоит из гликолиза (2 АТФ) и превращения ПВК в молочную кислоту или спирт + углекислый газ (0 АТФ). Итого 2 АТФ.

Кислородное дыхание состоит из гликолиза (2 АТФ) и окисления ПВК в митохондриях (36 АТФ). Итого 38 АТФ.

Покрыты двумя мембранами. Наружная мембрана гладкая, внутренняя имеет выросты внутрь – кристы, они увеличивают площадь внутренней мембраны, чтобы расположить на ней как можно больше ферментов клеточного дыхания.

Внутренняя среда митохондрии называется матрикс. В нем находятся кольцевая ДНК и мелкие (70S) рибосомы, за счет них митохондрии самостоятельно делают для себя часть белков, поэтому их называют полуавтономными органоидами.

РАСЧЕТЫ
1. В процессе полного расщепления глюкозы образовалось 684 молекулы АТФ. Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению? Сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

2. В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы пировиноградной кислоты. Какое число молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при её полном окислении? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

3. В диссимиляцию вступило 15 молекул глюкозы. Определите количество АТФ после гликолиза, после кислородного этапа и суммарный эффект диссимиляции. Запишите три числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

4. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического обмена, в процессе гликолиза и в процессе дыхания при окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 10 остатков глюкозы? Ответ запишите в виде последовательности трех чисел в порядке их убывания без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

5. В ходе диссимиляции образовалось 24 моль углекислого газа. Сколько моль АТФ синтезировалось? В ответе запишите только количество моль АТФ.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН
Какие утверждения об этапах энергетического обмена верны? Определите три верных утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Анаэробный этап энергетического обмена протекает в кишечнике.2) Анаэробный этап энергетического обмена протекает без участия кислорода.3) Подготовительный этап энергетического обмена – это расщепление макромолекул до мономеров.4) Аэробный этап энергетического обмена протекает без участия кислорода.5) Аэробный этап энергетического обмена протекает до образования конечных продуктов СО2 и Н2О.

КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания клеточного дыхания. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) фотолиз воды
2) синтез АТФ
3) цикл Кребса
4) восстановление углерода
5) окисление НАД-Н

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, описывают реакции, происходящие в ходе энергетического обмена у человека. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование кислорода из воды2) синтез 38 молекул АТФ3) расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты4) восстановление углекислого газа до глюкозы5) образование углекислого газа и воды в клетках

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в
1) хлоропластах растений
2) каналах эндоплазматической сети
3) лизосомах клеток животных
4) органах пищеварения человека
5) аппарате Гольджи эукариот
6) пищеварительных вакуолях простейших

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – ГЛИКОЛИЗ
1. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена веществ и его этапом: 1) подготовительный, 2) гликолиз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) происходит в цитоплазмеБ) происходит в лизосомахВ) вся освобождаемая энергия рассеивается в виде теплаГ) за счет освобождаемой энергии синтезируются 2 молекулы АТФД) расщепляются биополимеры до мономеровЕ) расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты

2. Установите соответствие между процессами и этапами клеточного дыхания: 1) подготовительный, 2) гликолиз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) протекает в гиалоплазме клеток
Б) происходит при участии гидролитических ферментов лизосом
В) расщепление биополимеров до мономеров
Г) процесс образования энергии для анаэробов
Д) образуется ПВК

3. Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: 1) бескислородный, 2) подготовительный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расщепляются молекулы крахмала
Б) синтезируются 2 молекулы АТФ
В) протекают в лизосомах
Г) участвуют гидролитические ферменты
Д) образуются молекулы пировиноградной кислоты

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – ГЛИКОЛИЗ – КИСЛОРОДНОЕ
1. Установите соответствие между процессами и этапами катаболизма: 1) подготовительный, 2) гликолиз, 3) клеточное дыхание. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) синтез 2 молекул АТФБ) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и водыВ) гидролиз сложных органических веществГ) расщепление глюкозыД) рассеивание выделевшейся энергии в виде теплаЕ) синтез 36 молекул АТФ

2. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена: 1) подготовительный, 2) бескислородный, 3) кислородный. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) образуется пировиноградная кислотаБ) процесс протекает в лизосомахВ) синтезируется более 30 молекул АТФГ) образуется только тепловая энергияД) процесс протекает на кристах митохондрийЕ) процесс протекает в гиалоплазме

3. Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: 1) подготовительный, 2) анаэробный, 3) аэробный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидролитическое расщепление органических веществ
Б) бескислородное расщепление глюкозы
В) циклические реакции
Г) образование ПВК
Д) протекание в митохондриях
Е) рассеивание энергии в виде тепла

4. Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: 1) аэробный, 2) анаэробный, 3) подготовительный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) гидролитическое расщепление органических веществ
Б) образование пировиноградной кислоты
В) циклические реакции цикла Кребса
Г) образование более 30 молекул АТФ
Д) расщепление глюкозы

ГЛИКОЛИЗ – КИСЛОРОДНОЕ
1. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом: 1) гликолиз, 2) кислородное окисление
А) происходит в анаэробных условияхБ) происходит в митохондрияхВ) образуется молочная кислотаГ) образуется пировиноградная кислотаД) синтезируется 36 молекул АТФ

2. Установите соответствие между признаками и этапами энергетического обмена: 1) гликолиз, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) протекает в цитоплазме
Б) запасается 36 молекул АТФ
В) протекает на кристах митохондрий
Г) образуется ПВК
Д) протекает в матриксе митохондрий

3. Установите соответствие между характеристикой и этапом обмена веществ, к которому её относят: 1) гликолиз, 2) кислородное расщепление. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расщепляется ПВК до СО2 и Н2О
Б) расщепляется глюкоза до ПВК
В) синтезируется две молекулы АТФ
Г) синтезируется 36 молекул АТФ
Д) возник на более позднем этапе эволюции
Е) происходит в цитоплазме

БЕСКИСЛОРОДНОЕ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процесса молочнокислого брожения. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) является примером пластического обмена
2) осуществляется лактобациллами
3) в качестве субстрата для окисления используются сахара
4) может происходить в мышечной ткани животных в условиях недостатка кислорода
5) осуществляется в митохондриях

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе аэробного этапа энергетического обмена, в отличие от анаэробного, происходит:
1) образование молекул АТФ
2) окисление пировиноградной кислоты
3) гидролиз полимеров
4) образование ацетил-кофермента А
5) перенос электронов по дыхательной цепи
6) расщепление шестиуглеродного сахара на два трехуглеродных

МОЛОЧНО-КИСЛОЕ БРОЖЕНИЕ
1. Установите последовательность процессов, происходящих при бескислородном окислении глюкозы у бактерий. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) восстановление ПВК до молочной кислоты
2) расщепление фруктозы на два углевода
3) образование пировиноградной кислоты
4) окисление углеводов и синтез АТФ
5) активация глюкозы с помощью АТФ

2. Экспериментатор для приготовления ряженки внёс закваску в молоко и выдержал полученную смесь в течение суток в лабораторных условиях при температуре 25 °С. Как в напитке при этом изменялось
А)
содержание молочной кислоты,
Б) содержание молочного сахара,
В)
количество молочнокислых бактерий?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

СПИРТОВОЕ БРОЖЕНИЕ
1.
Экспериментатор поместил дрожжи, росшие на питательной среде в анаэробных условиях, в аэробные условия. Как изменились:
А) количество углекислого газа, выделяемого дрожжами,
Б) количество спирта, выделяемого дрожжами,
В) количество энергии, получаемой дрожжами?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

2. Экспериментатор поместил дрожжи в подслащенной воде в герметичную ёмкость с гидрозатвором (прибором, который выпускает газы из ёмкости, но не впускает их внутрь). Как через три часа изменились:
А) количество спирта, растворенного в воде,
Б) количество кислорода, растворенного в воде,
В) температура раствора?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

3. Экспериментатор исследовал некоторые характеристики среды во время приготовления кефира в лабораторных условиях при температуре 14°С. Как в напитке изменятся:
А) насыщение спиртом,
Б) насыщение углекислым газом,

В) количество дрожжей?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

4. Экспериментатор заквасил ряженку и выдержал её в течении суток при комнатной температуре. Как изменились:
А) количество бактерий,
Б) содержание углеводов,

В) кислотность закваски?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.

БЕСКИСЛОРОДНЫЙ – КИСЛОРОДНЫЙ
1. Установите соответствие между процессами энергетического обмена и его этапами: 1) бескислородный, 2) кислородный. Напишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) расщепление глюкозы в цитоплазмеБ) синтез 36 молекул АТФВ) образование молочной кислотыГ) полное окисление веществ до СО2 и Н2ОД) образование пировиноградной кислоты

2. Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, на котором этот процесс происходит: 1) бескислородный, 2) кислородный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) транспорт электронов по цепи переносаБ) полное окисление до СО2 и Н2ОВ) образование пировиноградной кислотыГ) гликолизД) синтез 36 молекул АТФ

3. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена: 1) бескислородный, 2) кислородный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуется этиловый спирт и углекислый газ
Б) запасается более 30 молекул АТФ при расщеплении одной молекулы глюкозы
В) пировиноградная кислота распадается на воду и углекислый газ
Г) данный этап свойствен как анаэробным, так и аэробным организмам
Д) процесс протекает в митохондриях

4. Установите соответствие между процессами энергетического обмена и этапами: 1) бескислородный, 2) кислородный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) этап начинается с расщепления глюкозы
Б) образуется 2 молекулы С3Н4О3
В) происходит в мембранах крист
Г) синтезируется 36 молекул АТФ
Д) одним из результатов является спиртовое брожение

5. Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена углеводов: 1) бескислородный, 2) кислородный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Происходит расщепление глюкозы.
Б) Обмен осуществляется в митохондриях.
В) Образуется молочная кислота.
Г) Синтезируется более 30 молекул АТФ.
Д) Образуется пировиноградная кислота.
Е) Образуются конечные продукты – углекислый газ и вода.

КИСЛОРОДНОЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса?
1) протекает в цитоплазме клетки
2) образуются молекулы ПВК
3) встречается у всех известных организмов
4) протекает процесс в матриксе митохондрий
5) наблюдается высокий выход молекул АТФ
6) имеются циклические реакции

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из указанных признаков относятся к аэробному обмену веществ?
1) белки расщепляются до аминокислот
2) протекает в митохондриях
3) завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта
4) протекает в цитоплазме клеток
5) завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды
6) энергетический эффект — 36 молекул АТФ

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания кислородного этапа клеточного дыхания?
1) окислительное фосфорилирование
2) окисление НАДН
3) происходит в цитозоле
4) образуется этанол
5) выделяется углекислый газ
6) образуется пировиноградная кислота

КИСЛОРОДНОЕ КРОМЕ
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса кислородного дыхания. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) аэробный процесс2) молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты3) образуется 36 молекул АТФ4) осуществляется в митохондриях5) энергия аккумулируется в двух молекулах АТФ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена
1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов3) образование углекислого газа и воды4) образование молекул глюкозы

2. Установите последовательность процессов, протекающих на каждом этапе энергетического обмена человека.
1) расщепление крахмала до глюкозы
2) полное окисление пировиноградной кислоты
3) поступление мономеров в клетку
4) гликолиз, образование двух молекул АТФ

3. Установите последовательность процессов, происходящих при обмене углеводов в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление крахмала под действием ферментов слюны
2) полное окисление до углекислого газа и воды
3) расщепление углеводов под действием ферментов поджелудочного сока
4) анаэробное расщепление глюкозы
5) всасывание глюкозы в кровь и транспорт к клеткам тела

4. Установите последовательность процессов окисления молекулы крахмала в ходе энергетического обмена. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование лимонной кислоты в митохондрии
2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов
3) образование двух молекул пировиноградной кислоты
4) образование молекулы глюкозы
5) образование углекислого газа и воды

5. Установите последовательность процессов, происходящих при клеточном дыхании аэробной клетки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование ацетил-кофермента А
2) образование АТФ путем окислительного фосфорилирования
3) поступление глюкозы в цитоплазму
4) образование молекул пировиноградной кислоты
5) реакции цикла Кребса

6. Установите последовательность процессов энергетического обмена. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окислительное фосфорилирование
2) расщепление глюкозы с образованием 2 АТФ
3) транспорт пирувата в митохондрии
4) образование углекислого газа в цикле Кребса
5) образование ацетил-коэнзима А

7. Установите последовательность этапов клеточного дыхания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гликолиз
2) окисление переносчика электронов НАДН
3) гидролиз крахмала до глюкозы
4) циклические реакции
5) восстановление молекулярного кислорода до молекулы воды

8. Установите последовательность процессов энергетического обмена в клетке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление биополимеров до мономеров
2) поступление моносахаридов в цитоплазму
3) синтез наибольшего количества молекул АТФ
4) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
5) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии

9. Установите последовательность реакций энергетического обмена. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) попадание ПВК в митохондрии
2) гидролитическое расщепление крахмала
3) окисление пировиноградной кислоты
4) гликолиз
5) синтез более 30 молекул АТФ

10. Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование углекислого газа
2) попадание ПВК в митохондрии
3) инициация молекулы глюкозы с затратой 2 АТФ
4) гидролиз молекулы крахмала
5) использование кислорода

МИТОХОНДРИИ
1. Выберите три особенности строения и функций митохондрий
1) внутренняя мембрана образует граны
2) входят в состав ядра
3) синтезируют собственные белки
4) участвуют в окислении органических веществ до углекислого газа и воды
5) обеспечивают синтез глюкозы
6) являются местом синтеза АТФ

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных терминов характеризуют митохондрию?
1) синтез АТФ
2) гликолиз
3) матрикс
4) тилакоид
5) кристы
6) ядро

3. Выберите три процесса, которые могут протекать в митохондриях. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) расщепление белков гидролитическими ферментами
2) окисление глюкозы до пирувата
3) синтез белков и полипептидов
4) окисление пирувата до ацетил-КоА
5) транспорт электронов по цепи белков-переносчиков
6) фиксация углекислого газа пятиуглеродным сахаром

МИТОХОНДРИИ РИС
1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение митохондрии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наружная мембрана
2) плазматическая мембрана
3) рибосомы
4) строма
5) матрикс
6) кристы

2. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение одного из органоидов клетки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клеточная стенка
2) мембрана тилакоидов
3) плазмидная ДНК
4) межмембранное пространство
5) матрикс
6) внутренняя мембрана

Установите соответствие между характеристиками и структурами органоида,
обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) структура, отделяющая митохондрию от цитоплазмы
Б) структура, содержащая протонную АТФ-азу
В) пространство, в котором накапливаются протоны

Установите соответствие между характеристиками и структурами органоида, обозначенными цифрами 1, 2, 3, 4 на рисунке выше. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) кодирует ферменты
Б) содержит белки – переносчики электронов
В) увеличивает площадь поверхности внутренней мембраны
Г) место протекания реакций цикла Кребса
Д) комплекс, синтезирующий белки
Е) служит средой для ферментативных реакций

МИТОХОНДРИЯ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) не делятся в течение жизни клетки
2) имеют собственный генетический материал
3) являются одномембранными
4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования
5) имеют двойную мембрану

2. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) расщепляют биополимеры до мономеров
2) содержат соединённые между собой граны
3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
4) окисляют органические вещества с образованием АТФ
5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

3. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) расщеплении биополимеров до мономеров
2) расщеплении молекул глюкозы до пировиноградной кислоты
3) окислении пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
4) запасании энергии в молекулах АТФ
5) образовании воды при участии атмосферного кислорода

4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов, происходящих в митохондриях. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биосинтез белков
2) расщепление глюкозы до двух молекул ПВК
3) транспорт электронов переносчиками в мембране
4) возбуждение электрона светом
5) синтез молекул АТФ

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между веществами, процессами и стадиями клеточного дыхания, обозначенными цифрами на схеме. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.

А) глюкоза
Б) стадия, на которой образуется больше всего АТФ

В) стадия, на которой образуется больше всего углекислого газа

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между процессом обмена в клетке и его видом

Установите соответствие между характеристиками и этапами клеточного дыхания, обозначенными цифрами 1, 2, 8 на схеме выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) циклические ферментативные реакции
Б) происходит в матриксе митохондрии
В) исходным веществом служит глюкоза
Г) в процессе АТФ не образуется
Д) восстановление ПВК при отсутствии кислорода
Е) для процесса требуется активация глюкозы с помощью АТФ

Установите последовательность структур, которые преодолевает молекула углекислого газа, образовавшаяся в ходе клеточного дыхания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) межмембранное пространство митохондрии
2) билипидный слой внутренней мембраны митохондрии
3) билипидный слой цитоплазматической мембраны
4) билипидный слой наружной мембраны митохондрии
5) клеточная стенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *