Нервная система
Нервная регуляция осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам. Гуморальная регуляция – за счет веществ, выделяемых во внутреннюю среду организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость); вещества могут быть любые (гормоны, углекислый газ и т.п.). Нервная регуляция по сравнению с гуморальной
Нервная система по строению делится на 2 части
1) центральная – спинной и головной мозг
2) периферическая – нервы и нервные узлы.
Нервная система по функциям делится на 2 части
1) соматическая – управляет скелетными мышцами, подчиняется сознанию.
2) вегетативная (автономная) – управляет внутренними органами, не подчиняется сознанию. Состоит из двух частей:
Анализатор
Это система нейронов, воспринимающих раздражение, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Состоит из 3 отделов:
1) периферического – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза
2) проводникового – это нервы и проводящие пути мозга
3) центрального, расположенного в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.
Дополнительные материалы
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
ГУМОРАЛЬНАЯ
1. Выберите три варианта. Гуморальные воздействия на физиологические процессы в организме человека
1) осуществляются с помощью химически активных веществ
2) связаны с деятельностью желёз внешней секреции
3) распространяются медленнее, чем нервные
4) происходят с помощью нервных импульсов
5) контролируются продолговатым мозгом
6) осуществляются через кровеносную систему
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для гуморальной регуляции организма человека?
1) ответная реакция четко локализована
2) сигналом служит гормон
3) включается быстро и действует мгновенно
4) передача сигнала только химическая через жидкие среды организма
5) передача сигнала осуществляется через синапс
6) ответная реакция действует продолжительное время
ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ
Выберите три варианта. В каких случаях осуществляется гуморальная регуляция?
1) учащение дыхания под действием углекислого газа
2) выделение нейромедиатора в синаптическую щель
3) связывание антигенов иммуноглобулинами
4) выброс норадреналина надпочечниками
5) влияние вазопрессина на реабсорбцию воды в почках
6) образование карбоксигемоглобина при действии угарного газа
ГУМОРАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите, в какой последовательности осуществляется гуморальная регуляция дыхания при мышечной работе в организме человека
1) накопление углекислого газа в тканях и крови2) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге3) передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме4) усиление окислительных процессов при активной мышечной работе5) осуществление вдоха и поступление воздуха в легкие
НЕРВНАЯ – ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его видом: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) доставляется к органам кровьюБ) большая скорость ответной реакцииВ) является более древнейГ) осуществляется с помощью гормоновД) связана с деятельностью эндокринной системы
2. Установите соответствие между характеристиками и видами регуляции функций организма: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включается медленно и действует долго
Б) сигнал распространяется по структурам рефлекторной дуги
В) осуществляется действием гормона
Г) сигнал распространяется с током крови
Д) включается быстро и действует коротко
Е) эволюционно более древняя регуляция
НЕРВНАЯ – ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ОРГАНОВ
Установите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится: 1) нервная, 2) эндокринная.
А) мост
Б) гипофиз
В) тимус
Г) таламус
Д) ретикулярная формация
Е) островки Лангерганса
НЕРВНАЯ – ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ
1. Установите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пылиБ) замедление дыхания при погружении в холодную водуВ) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещенииГ) нарушение дыхания при кашлеД) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови
2. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) учащение сердцебиений под влиянием адреналинаБ) изменение работы сердца под влиянием ионов калияВ) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системыГ) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы
3. Установите соответствие между примерами и видами регуляции дыхания у человека: 1) рефлекторная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную водуБ) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в кровиВ) кашель при попадании пищи в гортаньГ) небольшая задержка дыхания из-за снижения концентрации углекислого газа в кровиД) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состоянияЕ) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови
Исследователь изучал физиологические изменения в организме лошади при переходе её с шага на рысь. Как при этом изменятся:
А) потребление кислорода её клетками,
Б) содержание эритроцитов в крови,
В) скорость нервного импульса в двигательных нейронах спинного мозга?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличится, (2) уменьшится, (3) не изменится. Цифры в ответе могут повторяться.
СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К центральной нервной системе относят
1) чувствительные нервы
2) спинной мозг
3) двигательные нервы
4) мозжечок
5) мост
6) нервные узлы
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что относят к периферической нервной системе человека?
1) ствол мозга
2) кору мозжечка
3) двигательные нервы
4) продолговатый мозг
5) чувствительные нервы
6) нервные узлы
Установите правильную последовательность соподчинения структур, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) серое вещество
2) нейрон
3) спинной мозг
4) дендрит
5) нервная система
СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите соответствие между путём проведения нервного импульса и функцией спинного мозга человека: 1) рефлекторная, 2) проводниковая
А) переключение нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательный
Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной
В) восприятие нервного импульса чувствительным нейроном
Г) передача нервного импульса из головного мозга в спинной
Д) восприятие нервного импульса двигательным нейроном
2. Установите соответствие между характеристиками и видами функций нервной системы человека: 1) рефлекторная, 2) проводниковая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) движение нервных импульсов по восходящим и нисходящим путям
Б) отдергивание руки от острого предмета
В) непроизвольное сгибание руки в локтевом суставе
Г) осуществление коленного рефлекса
Д) передача нервных импульсов от внутренних органов в головной мозг через спинной
Е) передача нервных импульсов от кожи через белое вещество спинного мозга в головной
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для спинного мозга человека?
1) обеспечивает иннервацию глазных мышц
2) обеспечивает высшую нервную деятельность
3) выполняет рефлекторную и проводниковую функции
4) участвует в формировании ориентировочных рефлексов
5) образован серым и белым веществом
6) формируется в эмбриогенезе из эктодермы
СОМАТИЧЕСКАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Соматическая нервная система в организме человека регулирует
1) частоту сокращений сердца
2) поступление крови к мышцам и коже
3) работу мимических мышц
4) сгибание и разгибание пальцев
5) сокращение и расслабление скелетных мышц
6) деятельность желёз внешней секреции
ВЕГЕТАТИВНАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими органами управляет вегетативная нервная система?
1) органы пищеварительного тракта2) половые железы3) мышцы конечностей4) сердце и кровеносные сосуды5) межреберные мышцы6) жевательные мышцы
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вегетативная нервная система регулирует деятельность
1) мышц верхних и нижних конечностей
2) сердца и кровеносных сосудов
3) органов пищеварительного канала
4) мимических мышц
5) почек и мочевого пузыря
6) мышц плечевого пояса
СОМАТИЧЕСКАЯ – ВЕГЕТАТИВНАЯ
1. Установите соответствие между особенностью регуляции и отделом нервной системы, который ее осуществляет: 1) соматический, 2) вегетативный
А) регулирует работу скелетных мышцБ) регулирует процессы обмена веществВ) обеспечивает произвольные движенияГ) осуществляется автономно независимо от желания человекаД) контролирует деятельность гладкой мускулатуры
2. Установите соответствие между функцией периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет: 1) соматическая, 2) вегетативная
А) направляет команды к скелетным мышцамБ) иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органовВ) обеспечивает перемещение тела в пространствеГ) регулирует работу сердцаД) усиливает работу пищеварительных желёз
3. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) изменяет деятельность различных желёз
В) образует только трёхнейронную рефлекторную дугу
Г) изменяет частоту сердечных сокращений
Д) обусловливает произвольные движения тела
Е) регулирует сокращение гладкой мускулатуры
4. Установите соответствие между свойствами нервной системы и ее типами: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) иннервирует кожу и скелетные мышцыБ) иннервирует все внутренние органыВ) действия неподвластны сознанию (автономны)Г) действия подконтрольны сознанию (произвольны)Д) способствует поддержанию связи организма с внешней средойЕ) регулирует обменные процессы, рост организма
5. Установите соответствие между типами нервной системы и их характеристиками: 1) вегетативная, 2) соматическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует работу внутренних органовБ) регулирует работу скелетных мышцВ) рефлексы осуществляются быстро и подчиняются сознанию человекаГ) рефлексы медленные и не подчиняются сознанию человекаД) высший орган этой системы гипоталамусЕ) высший центр этой системы – кора больших полушарий
6н. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека, к которому её относят: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует диаметр кровеносных сосудов
Б) имеет двигательный путь рефлекторной дуги, состоящий из двух нейронов
В) обеспечивает разнообразные движения тела
Г) работает произвольно
Д) поддерживает деятельность внутренних органов
7. Установите соответствие между органами и видами нервной системы, которые контролируют их деятельность: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мочевой пузырьБ) печеньВ) бицепсыГ) межреберные мышцыД) кишечникЕ) глазодвигательные мышцы
СОБИРАЕМ 8:
А) отвечает за реакцию «бей – беги»
Б) регулирует просвет кровеносных сосудов
В) иннервирует поперечнополосатые мышцы
Г) иннервирует мимические мышцы
Д) влияет на перистальтику кишечника
СИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют возбуждение симпатической нервной системы?
1) усиление сердечных сокращений2) усиление перистальтики кишечника3) понижение артериального давления4) расширение зрачков глаз5) увеличение сахара в крови6) сужение бронхов и бронхиол
2. Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы:
1) учащение и усиление сокращений сердца2) замедление и ослабление сокращений сердца3) замедление процессов образования желудочного сока4) усиление интенсивности деятельности желёз желудка5) ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника6) усиление волнообразных сокращений стенок кишечника
3. Выберите три функции симпатической нервной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливает вентиляцию лёгких2) уменьшает частоту сердечных сокращений3) снижает кровяное давление4) угнетает секрецию пищеварительных соков5) усиливает перистальтику кишечника6) расширяет зрачки
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции выполняет симпатический отдел нервной системы?
1) расширяет зрачки
2) расширяет просвет сосудов кожи
3) тормозит секрецию желудочного сока
4) усиливает выделение желудочного сока
5) уменьшает потоотделение
6) замедляет сокращения стенок кишечника
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят при активизации симпатического отдела вегетативной нервной системы?
1) расширение зрачков
2) понижение артериального давления
3) повышение тонуса скелетной мускулатуры
4) уменьшение активности перистальтики кишечника
5) снижение частоты сердечных сокращений
6) активизация полового поведения
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции выполняет симпатический отдел нервной системы?
1) усиливает потоотделение
2) учащает пульс
3) стимулирует выделение инсулина
4) стимулирует приток крови к скелетным мышцам
5) стимулирует слюноотделение
6) сокращает скелетную мускулатуру
СОБИРАЕМ
4) уменьшение частоты дыхательных движений
ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?
1) увеличивает частоту сокращений сердца2) активизирует слюнообразование3) стимулирует выработку адреналина4) усиливает образование желчи5) увеличивает перистальтику кишечника6) осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Под влиянием парасимпатической нервной системы происходит
1) усиление перистальтики кишечника
2) снижение давления крови в сосудах
3) учащение сокращений сердца
4) замедление образования желудочного сока
5) уменьшение диаметра зрачка
6) усиление потоотделения
3. Выберите три варианта. Как влияет парасимпатическая нервная система на деятельность органов человека?
1) сужаются зрачки
2) учащаются дыхательные движения
3) усиливается секреция потовых желёз
4) урежаются сердечные сокращения
5) увеличивается содержание сахара в крови
6) учащаются волнообразные движения кишечника
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных эффектов являются результатом активизации парасимпатического отдела нервной системы?
1) уменьшение слюноотделения
2) активизация пищеварения
3) повышение тонуса скелетных мышц
4) замедление дыхания
5) сужение зрачков
6) ускорение сердечного ритма
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое влияние на организм человека оказывает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы?
1) увеличивает амплитуду сердечных сокращений
2) усиливает образование желчи
3) стимулирует секрецию пищеварительных соков
4) стимулирует выработку слюны
5) вызывает выброс адреналина в кровь
6) усиливает вентиляцию лёгких
СИМПАТИЧЕСКАЯ – ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) усиление выделения пищеварительных соковБ) замедление частоты сердечных сокращенийВ) усиление вентиляции легкихГ) расширение зрачкаД) усиление волнообразных движений кишечника
2. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает частоту сердечных сокращенийБ) уменьшает частоту дыханияВ) стимулирует секрецию пищеварительных соковГ) стимулирует выброс адреналина в кровьД) усиливает вентиляцию лёгких
3. Установите соответствие между функцией вегетативной нервной системы и её отделом: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает кровяное давлениеБ) усиливает отделение пищеварительных соковВ) понижает частоту сердечных сокращенийГ) ослабляет перистальтику кишечникаД) усиливает кровоток в мышцах
4. Установите соответствие между функциями и отделами вегетативной нервной системы: 1) симпатическая, 2) парасимпатическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширяет просветы артерий
Б) учащает сердцебиение
В) усиливает перистальтику кишечника и стимулирует работу пищеварительных желез
Г) сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию легких
Д) расширяет зрачки
5. Установите соответствие между регулируемыми функциями и отделами вегетативной нервной системы: 1) симпатический, 2) парасимпатический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширение зрачков
Б) активизация перистальтики кишечника
В) снижение частоты дыхательных движений
Г) понижение тонуса скелетных мышц
Д) учащение пульса
Е) сужение периферических кровеносных сосудов
Испытуемый пробежал 3 километра в быстром темпе. Как после этого изменился объем крови:
А) в сосудах скелетных мышц,
Б)
в сосудах стенок желудка,
В) в сосудах мозга испытуемого?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) осталась без изменения. Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите соответствие между характеристиками и отделами вегетативной нервной системы человека, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) усиливает энергетический обмен
Б) увеличивает частоту сердечных сокращений
В) нервные узлы находятся близко к рабочему органу или в самом органе
Г) стимулирует отложение запасных питательных веществ
Д) стимулирует перистальтику кишечника
Е) центры в боковых рогах грудных и поясничных сегментов спинного мозга
СИМПАТИЧЕСКАЯ ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ ОТЛИЧИЯ
При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы
1) расширяются артерии2) повышается артериальное давление3) усиливается перистальтика кишечника4) сужается зрачок5) увеличивается количество сахара в крови6) учащаются сокращения сердца
Проанализируйте таблицу «Вегетативная нервная система». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.
1) кора больших полушарий головного мозга
2) средний и промежуточный мозг
3) грудной и поясничный отделы спинного мозга
4) нервные узлы около органа или в самом органе
5) нервные узлы вдоль продолговатого мозга
6) усиление частоты дыхательных движений
7) усиление секреции потовых желёз
8) усиление перистальтики кишечника
АНАЛИЗАТОР ОДИН
1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Отдел слухового анализатора, передающий нервные импульсы в головной мозг человека, образован
1) слуховыми нервами2) рецепторами, расположенными в улитке3) барабанной перепонкой4) слуховыми косточками
2. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическая часть зрительного анализатора
1) зрительный нерв2) зрительные рецепторы3) зрачок и хрусталик4) зрительная зона коры
3. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическую часть слухового анализатора человека образуют
1) слуховой проход и барабанная перепонка2) косточки среднего уха3) слуховые нервы4) чувствительные клетки улитки
АНАЛИЗАТОР
1. Выберите три варианта. Слуховой анализатор включает в себя
1) слуховые косточки2) рецепторные клетки3) слуховую трубу4) чувствительный нерв5) полукружные каналы6) кору височной доли
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что входит в состав слуховой сенсорной системы?
1) полукружные каналы
2) костный лабиринт
3) рецепторы улитки
4) слуховая труба
5) преддверноулитковый нерв
6) височная зона коры больших полушарий
3. Выберите три анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека
1) веки с ресницами2) палочки и колбочки сетчатки3) ушная раковина4) клетки вестибулярного аппарата5) хрусталик глаза6) вкусовые сосочки языка
4. Выберите три варианта. Зрительный анализатор включает
1) белочную оболочку глаза2) рецепторы сетчатки3) стекловидное тело4) чувствительный нерв5) кору затылочной доли6) хрусталик
Рассмотрите рисунок с изображением сенсорной системы (анализатора) человека и определите структуры, составляющие её отделы: (А) периферический отдел, (Б) проводниковый отдел, (В) центральный отдел. Для каждой буквы выберите соответствующий термин (понятие) из предложенного списка.
1) лобная доля коры
2) кортиев орган
3) теменная доля коры
4) преддверно-улитковый нерв
5) зрительный нерв
6) сетчатка
7) затылочная доля коры
8) хрусталик
Тип Кишечнополостные
Самые простые многоклеточные животные, тело состоит из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы, пространство между ними заполнено мезоглеей (у всех остальных многоклеточных есть третий слой – мезодерма).
Симметрия тела лучевая (радиальная).
Хорошо развита регенерация, могут размножаться почкованием.
У них впервые появилась нервная система (сетчатая, диффузная) и простейшие рефлексы.
Хищники, убивают добычу с помощью стрекательных клеток, которые при касании чувствительного волоска выбрасывают стрекательную нить, парализующую добычу.
В жизненном цикле чередуются полип (прикрепленная форма, специализация – питание, производит медуз) и медуза (плавающая форма, специализация – размножение, производит половые клетки).
Классы
Гидроидные (преобладает полип, медузы небольшие). Представитель – гидра пресноводная (не имеет медузы; зиму переживает в виде толстостенной зиготы на дне водоема; Гермафродит, но оплодотворение перекрестное).
Сцифоидные (преобладает медуза, полипы небольшие).
Коралловые (медуза отсутствует). Представители – актинии, кораллы. Кораллы – колониальные полипы, которые вырабатывают общий для всей колонии органический или известковый скелет.
В результате жизнедеятельности морских кораллов возникают рифы и атоллы.
Выберите один, наиболее правильный вариант. У какой группы животных впервые появились защитный и пищевой рефлексы?
1) простейших2) моллюсков3) круглых червей4) кишечнополостных
СИММЕТРИЯУстановите соответствие между животным и типом его симметрии: 1) билатеральная, 2) радиальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) роговой коралл
Б) осьминог
В) болотная черепаха
Г) ушастая медуза
Д) молочная планария
Е) рыжий кенгуру
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к кишечнополостным животным?
1) трёхслойное строение тела
2) двусторонняя симметрия
3) двуслойное строение тела
4) в цикле развития присутствует стадия полипа
5) паразитирующие организмы
6) тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для кишечнополостных?
1) отсутствие дифференциации клеток тела
2) наличие выделительных каналов
3) лучевая симметрия тела
4) нервная система диффузного типа
5) удаление непереваренных остатков пищи через ротовое отверстие
6) развитие организма из трех зародышевых листков
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ПЛОСКИЕ
1. Установите соответствие между признаками и типами животных, для которых они характерны: 1) Кишечнополостные, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование тела только из эктодермы и энтодермы
Б) наличие пищеварительной и выделительной систем органов
В) симметрия тела лучевая
Г) нервная система диффузного типа
Д) развитие систем органов из трёх зародышевых листков
Е) заполнение мезоглеей пространства между двумя слоями клеток
2. Установите соответствие между признаками животных и их типами: 1) Кишечнополостные, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) имеется гастральная полость
2) имеются пищеварительная и выделительная системы органов
3) нервная система состоит из головных узлов, нервных стволов и нервов
4) пространство между органами заполнено паренхимой
5) характерна лучевая симметрия тела
6) тело состоит из двух слоев дифференцированных клеток
3. Установите соответствие между признаками и типами животных: 1) Кишечнополостные, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) стрекательные клетки
Б) выделительная система
В) двусторонняя симметрия тела
Г) глотка
Д) нервная система диффузного типа
Е) мезоглея
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – КОЛЬЧАТЫЕ
1. Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна: 1) Кишечнополостные, 2) Кольчатые черви
А) развитие из трех зародышевых листков
Б) нервная система диффузного типа
В) размножение путем почкования
Г) развитие организма из двуслойного зародыша
Д) наличие систем органов
2. Установите соответствие между особенностями и типами животных, для которых они характерны: 1) Кишечнополостные, 2) Кольчатые черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют кожно-мускульный мешок
Б) поражают жертву стрекательными клетками
В) имеют радиальную симметрию тела
Г) имеют покров тела, пронизанный капиллярами
Д) имеют нервную систему диффузного типа
Е) имеют вторичную полость тела
3. Установите соответствие между признаком и типом живых организмов: 1) Кишечнополостные, 2) Кольчатые черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) двухслойные животные
Б) наличие вторичной полости тела
В) наличие кровеносной системы
Г) диффузная нервная система
Д) радиальная симметрия
Е) тело сегментировано
СЦИФОИДНЫЕ – КОРАЛЛОВЫЕ
Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и кишечнополостными, для которых эти особенности характерны: 1) Медузы, 2) Коралловые полипы. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) Обитание в толще морской воды
Б) Обитание в полосе прибоя
В) Образуют колонии
Г) Не образуют колонии
Д) Имеют известковый скелет
Е) Не имеют известкового скелета
Установите соответствие между характеристиками и типами нервной системы, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) характерна для типа Хордовые
Б) является эволюционно наиболее древней
В) типична для двухслойных животных с радиальной симметрией
Г) является примером ароморфоза у кольчатых червей
Д) имеет окологлоточное нервное кольцо
Е) относится к стволовому типу
Определите две группы организмов, имеющих двухслойный зародыш, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) насекомые2) коралловые полипы3) плоские черви4) брюхоногие моллюски5) гидроидные полипы
Установите, в какой последовательности происходит половое размножение и развитие пресноводной гидры, начиная с образования половых клеток.
1) появление в водоемах молодых гидр нового полового поколения
2) образование зиготы и развитие защитной оболочки
3) образование осенью половых клеток у взрослой гидры
4) зимовка зародыша и его развитие весной
5) оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей
Установите последовательность этапов жизненного цикла медузы Аурелии ушастой после процесса оплодотворения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование молодых медуз путём почкования
2) производство гамет
3) выход из яйца планктонной личинки
4) формирование полипа
5) прикрепление личинки к субстрату
Установите последовательность стадий в жизненном цикле сцифоидных медуз, начиная c яйца. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) ресничная личинка (планула)
2) медуза
3) яйцо
4) эфира
5) полип
Условные и безусловные рефлексы
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.
Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.
4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.
Сравнение условных и безусловных рефлексов
Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.
Торможение условных рефлексов
Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).
Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.
ДУГА СТРОЕНИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды2) воспринимают импульсы из внутренней среды3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам4) располагаются в исполнительном органе5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды
Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг2) от рабочего органа в спинной мозг3) от спинного мозга в головной мозг4) от чувствительных нейронов к рабочим органам5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам6) из головного мозга к двигательным нейронам
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими особенностями обладают вставочные нейроны в соматической нервной системе человека?
1) осуществляют связь между чувствительными и исполнительными нейронами
2) входят в состав задних корешков спинного мозга
3) входят в состав передних корешков спинного мозга
4) образуют основную массу серого вещества спинного мозга
5) осуществляют передачу нервных импульсов к внутренним органам
6) осуществляют передачу нервных импульсов на двигательные нейроны
Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозгБ) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозгВ) передача нервных импульсов к мышцамГ) передача нервных импульсов к железамД) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому
Проанализируйте таблицу «Нейроны». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка.
1) центростремительный
2) двигательный
3) оболочки мозга
4) серое вещество спинного мозга
5) белое вещество спинного мозга
6) передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС
7) передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу
8) передача нервного импульса к внутренним органам
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рецептор
2) передний корешок спинного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5) тело двигательного нейрона
6) вставочный нейрон
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) синапс
4) тело двигательного нейрона
5) серое вещество
6) аксон двигательного нейрона
ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) рецептор
4) исполнительный орган
5) тело чувствительного нейрона
6) двигательный нейрон
2. Установите последовательность процессов безусловного слюноотделительного рефлекса при попадании пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) анализ сигнала в центре продолговатого мозга
2) возбуждение вкусовых рецепторов
3) передача возбуждения в пищевой центр продолговатого мозга
4) выделение слюны
5) передача возбуждения к слюнной железе
3. Установите последовательность процессов, происходящих в рефлекторной дуге сгибательного рефлекса верхней конечности человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проведение возбуждения к двуглавой мышце плеча
2) возбуждение нервного центра
3) проведение возбуждения в центральную нервную систему
4) движение руки благодаря сокращению мышцы
5) восприятие раздражения рецепторами кожных покровов
ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС
2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи
3. Установите правильную последовательность процессов теплорегуляции при охлаждении тела животного:
1) движение нервного импульса по двигательным нейронам
2) сокращение гладких мышц волосяных фолликулов
3) регистрация низкой температуры терморецепторами
4) передача нервных импульсов в гипоталамус
5) рефлекторное поднятие шерсти
6) снижение теплоотдачи организма
ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО КОЛЕННЫЙ
1. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) Двигательный нейрон2) Чувствительный нейрон
3) Серое вещество спинного мозга4) Рецепторы сухожилия5) Четырёхглавая мышца бедра
2. Установите последовательность процессов, происходящих при ударе молоточком по сухожилию надколенника у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Импульс распространяется по исполнительному нейрону.
2) В рецепторах, расположенных в четырехглавой мышце, возникает возбуждение.
3) Нервные импульсы по чувствительным нейронам передаются в центральную нервную систему.
4) Мышцы сокращаются, и нога приподнимается.
5) В спинном мозге импульсы передаются на исполнительные нейроны.
6) Осуществление механического воздействия на сухожилие.
ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передний корешок спинномозгового нерва
2) рецептор
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) скелетная мышца
5) тело вставочного нейрона
6) тело чувствительного нейрона
2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
1) задний корешок спинномозгового нерва
2) спинной мозг
3) мышца
4) болевой рецептор
5) передний корешок спинномозгового нерва
3. Установите последовательность процессов, возникающих при реализации коленного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передача возбуждения на мышечные волокна четырёхглавой мышцы бедра
2) непроизвольное разгибание голени
3) движение импульсов по волокнам бедренного нерва к задним рогам спинного мозга
4) передача импульсов на аксоны моторных нейронов
5) возбуждение рецепторов растяжения в четырёхглавой мышце бедра
ДУГА УСЛОВНОГО
1.
Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
7) двигательный нейрон
2.
Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) центр слюноотделения коры головного мозга
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) зрительный центр коры головного мозга
5) слюнные железы
6) рецепторы глаза
3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рабочий орган3) вставочный нейрон4) отдел коры больших полушарий5) рецептор6) двигательный нейрон
4. Установите последовательность процессов, происходящих при осуществлении условного слюноотделительного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) секреция амилазы
2) передача импульса в корковый центр обонятельного анализатора
3) активация центра слюноотделения в продолговатом мозге
4) возбуждение обонятельных рецепторов
5) передача импульса по двигательным волокнам к слюнным железам
5. Установите последовательность процессов, происходящих при хватательном рефлексе у младенца. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) переключение сигнала на вставочный нейрон
2) движение импульса по центробежному нейрону
3) регистрация рецептором ладони прикосновения
4) сокращение мышц предплечья
5) передача сигнала по центростремительному нейрону
6. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса собаки на звонок. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) рецепторы улитки
2) слюнные железы
3) слуховая зона в коре больших полушарий
4) слюноотделительный центр продолговатого мозга
5) чувствительные нейроны
БЕЗУСЛОВНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) сформировались в относительно постоянных условиях среды2) сформировались в процессе исторического развития
3) для своей работы требуют работы больших полушарий
4) для своей работы требуют нескольких повторений
5) учащение пульса и дыхания во время работы
6) выделение слюны при запахе шашлыка
Установите последовательность проявления пищевого поведения у грудного ребенка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) прекращение плача при виде бутылочки с молоком
2) сосание молока
3) обозначение голода плачем
4) обхватывание соски губами
5) ощущение голода
БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕВыберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы
1) наследуются
2) индивидуальны
3) одинаковы у всех особей вида
4) контролируются только спинным мозгом
5) приобретаются в течение жизни
БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обеспечивает инстинктивное поведениеБ) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного видаВ) позволяет приобрести новый опытГ) определяет поведение организма в изменившихся условиях
2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденнымиБ) приспособления к новым появляющимся факторамВ) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельностиГ) одинаковы у всех представителей одного видаД) лежат в основе обученияЕ) постоянны, практически не затухают в течение жизни
3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) врожденные, передаются по наследству
Б) непостоянные, способны угасать
В) характерны для всех особей данного вида
Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель
Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности
Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды
СОБИРАЕМ
А) сохраняются в течение всей жизни организма
Б) формируются в постэмбриональном периоде
БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) отдергивание руки от огня горящей спичкиБ) плач ребенка при виде человека в белом халатеВ) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостямГ) глотание кусочков торта после их пережевыванияД) выделение слюны на вид красиво сервированного столаЕ) катание на лыжах с горки
2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
В) выполнение гигиенических процедур перед сном
Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
Е) катание на роликовых коньках
3. Установите соответствие между примерами и видами рефлексов человека: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) слезоотделение при нарезании лука
Б) выделение слюны у человека на запах лимона
В) чмокание грудного ребенка при виде бутылочки с кефиром
Г) отдергивание руки при соприкосновении с горячей чашкой
Д) сужение зрачков при ярком освещении
Е) компостирование билета при прохождении через турникет в метро
УСЛОВНЫЕ КРОМЕВыберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы
1) формируются в процессе эволюции
2) имеют постоянные рефлекторные дуги
3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель
4) сопровождаются образованием временной связи
5) сохраняются всю жизнь без изменений
ВЫРАБОТКА
1. Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) включение света и предоставление пищи
2) многократное включение света при отсутствии пищи
3) прекращение выделения слюны при включении света
4) выделение слюны при включении света
5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света
2. Установите правильную последовательность формирования условного слюноотделительного рефлекса у собаки, начиная с воздействия условного сигнала. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) кормление собаки после условного сигнала
2) многократное повторение сочетаний условного и безусловного сигналов
3) зажигание электрической лампочки
4) формирование временной связи между зрительным и пищевым центром в коре головного мозга собаки
5) выработка слюны при включении лампочки
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) является периферической частью сенсорной системы
Б) запускает условнорефлекторный ответ
В) преобразует химический сигнал в электрический импульс
Г) образована железистыми клетками
Д) вырабатывает пищеварительные ферменты
Е) регулирует секреторную, моторную, всасывательную функции пищеварения
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 4, 5, 6, 8. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) безусловный раздражитель слюноотделительного рефлекса
Б) запускает безусловный рефлекторный ответ
В) образован группой нейронов, расположенных
в головном мозге
Г) представлен черепно-мозговым нервом
Д) условный раздражитель слюноотделительного рефлекса
Е) является проводниковой частью сенсорной системы
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) безусловный раздражитель
Б) условный раздражитель
В) зрительный центр
Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) По передним корешкам спинномозговых нервов сигналы передаются от двигательных нейронов к мышцам.
Б) Рефлекторная дуга любого рефлекса содержит по меньшей мере три нейрона: чувствительный, вставочный и двигательный.
В) Неподкрепление условных рефлексов вызывает их торможение и постепенное угасание.
ТЕМПЕРАМЕНТ
1. Проанализируйте таблицу «Типы нервной системы». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) сильная
2) слабая
3) неуравновешеный, инертный
4) уравновешенный, подвижный, живой
5) уравновешенный, медленный
6) флегматик
7) неуравновешенный, подвижный, живой
8) холерик
2. Рассмотрите рисунок – карикатуру Х. Бидструпа «Темперамент». Назовите (А) тип темперамента человека, обозначенного вопросительным знаком, (Б) тип нервной системы и (В) характеристику его нервных процессов. Для каждой буквы выберите соответствующие термины и характеристику из предложенного списка.
1) сангвиник
2) холерик
3) флегматик
4) меланхолик
5) уравновешенный с большой подвижностью нервных процессов
6) неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением
7) слабый тип
8) сильный тип
ТАКСИСЫВыберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных примеров можно отнести к рефлексам?
1) инфузория-туфелька уплывает в сторону от кристаллика соли
2) наседка пытается защитить цыпленка, услышав его тревожный крик
3) тело гидры мгновенно сжимается в комок при прикосновении к её телу
4) зеленая эвглена реагирует на яркий свет
5) лесной муравей, почуяв запах, исходящий от муравья из другого муравейника, нападает на него
6) обыкновенная амеба при наступлении холодов или пересыхании водоема перестает питаться