Два варианта контрольной работы по истории Древней Греции – приближена к формату ВПР. Время выполнения 30 минут. Могут быть использованы как работы для обобщения материала по Древней Греции.
Скачать
Пройти тестирование по этим заданиямВернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«Шихуан сказал: «Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное».
Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника — шоу, воеводу — вэя и инспектора — цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу – «черноголовые»».
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Прочитайте список слов (словосочетание) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме.
Остракизм, фараон, патриции, зиккурат, Ветхий Завет, гунны.
Объясните, что обозначает это слово (словосочетание).
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Строительство храма царя Соломона, строительство пирамиды фараона Хеопса, жизнь по законам царя Хаммурапи, проведение Олимпийских игр, возникновение конфуцианства, борьба между патрициями и плебеями.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?
«Тарку, царь Египта и Эфиопии, услыхав о приближении моего похода, собрал своих бойцов на бой, на битву и сражение. С помощью Ашшура и Иштар, великих богов, моих владык, идущих на моей стороне, в битве в широком поле я нанёс поражение его воинам. Тарку в Мемфисе услыхал о поражении своих воинов, сияние Ашшура и Иштар
охватило его, и он обезумел; блеск царственности моей покрыл его, коей украсили меня боги небес и земли. Мемфис он покинул и для спасенья души своей бежал в Фивы. Тот город (т. е. Мемфис) я взял, ввёл в него моих воинов и поселил там».
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
«Одиссея», неандертальцы, Тигр, иероглиф, буддисты, гладиаторы.
Объясните, что обозначает это слово.
Реформы Солона, переход Ганнибала через Альпы, происхождение варн, сожжение Ниневии, изобретение компаса, погребение фараонов.
Прочтите отрывок из сборника законов и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Остракизм, Ниневия, шахматы, Гильгамеш, Хуанхэ, Осирис.
Объясните смысл этого слова.
Правление Цинь Шихуана, реформы Солона, внутренняя политика Дария I, осада Иерихона, образование единого государства в долине Нила, зарождение буддизма.
Прочтите отрывок из биографии исторического деятеля и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Циклоп, Анубис, сатрап, санскрит, зиккурат, бумага.
Гибель Кира Великого, изобретение древнейшего алфавита, изучение заветов Конфуция, легенда о принце Гаутаме, Троянская война, поклонение богу Солнца Шамашу.
Прочтите отрывок из исторического документа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме.
Варны, сатрапия, Парфенон, суд Соломона, фараон, Тигр.
Объясните смысл этого слова (словосочетания).
Саламинское сражение, строительство Великой стены, вера в переселение душ, правление Эхнатона, начало чеканки первой в мире монеты, сожжение Ниневии.
Весной 2023 года состоялись всероссийские проверочные работы ВПР по истории в 5 классах.
После проведения ВПР в школах стали доступны реальные варианты и критерии оценки.
ВПР 2023 по истории для 5 класса с ответами
А) Древняя Персия Б) Древняя Греция В) Древний Китай Г) Древний Египет
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Царь установил двадцать областей, которые сами они называют сатрапиями; установив области и назначив их управителей, он приказал, чтобы подати поступали ему по народам.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните относящиеся к этому перечню задания только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из относящихся к перечню заданий укажите букву, которой обозначена выбранная тема. Указанные в заданиях буквы должны быть одинаковыми.
3. Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Прочитайте список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме.
Хуанхэ, народный трибун, кшатрии, акрополь, Осирис, царская дорога.
Весной 2023 года в очередной раз прошли всероссийские проверочные работы по истории в 5 классах.
После проведения проверочных работ стали появляться реальные варианты с ответами.
ВПР 2023 по истории 5 класс.
А) Древняя Греция Б) Древняя Индия В) Вавилонское царство Г) Древний Египет
Прочтите отрывок из жизнеописания исторического деятеля и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«К дому его подойдя, у дверных косяков на порог мы Сели. В большое они изумленье пришли и спросили: – Ты ль, Одиссей? Каким божеством ты попутан враждебным? Мы так заботливо в путь снарядили тебя, чтоб ты прибыл В землю родную, и в дом, и куда б ни явилось желанье! — Так говорили они. И ответил я, сердцем печалясь: – Спутники вызвали эту беду, и притом ещё сон мой Гибельный. Но – помогите! Ведь вы это можете сделать! — С мягкими к ним обращаясь словами, я так говорил им. Все замолчали вокруг. Отец же ответил мне речью: – Прочь уйди скорее, мерзейший муж среди смертных!».
А) Вавилонское царство Б) Древний Китай В) Древняя Греция Г) Древняя Индия
Самые основные факты, которые проходят на уроках истории по Древней Греции. Коротко о главном. Эта информация пригодится школьникам для подготовки к экзаменам ВПР.
Древний Крит
Крит – остров. находившийся на пересечении торговых путей. Критяне – отважные мореходы. Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать во всём Эгейском море. В Крите была своя письменность, которую еще не разгадали. В 15 веке до н.э. на острове Фера возле Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Это привело в гибели Критского царства. После катастрофы на Крит стали переселяться греки.
Микены
Греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. они хотели заселиться и на полуострове Малая Азия, но там было Троянское царство. Объединенное войско греческих городов выступило против столицы царства Трои. Греки победили и город сожгли. Но грекам не удалось воспользоваться победой, так как на них напали воинственные племена, которые разрешили Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.
Религия древних греков
Главные боги живут во дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид поделили власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях и вмешиваются в дела людей.
Полисы Греции
Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивалось кузнечное дело, кораблестроение и др. В Греции стали возникать полисы (небольшие государства). В 8 в. до н.э. в Греции снова возникла письменность. Её создали на основе финикийского алфавита. Состоит из 24 букв, впервые появились буквы, обозначающие гласные звуки.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Древняя Аттика
Область в Средней Греции. Главным городом Аттики – Афины. В Аттике нет полноводных рек, большая часть суши горами, мало плодородных земель. Жители страдали из-за засух, неурожая. В Афинах развиваются ремесла.
Разведение оливок и винограда. Оливки употребляли в пищу, использовали для освещения, натирали тело маслом, делали лекарства. Из винограда делали вино, но пьянство осуждалось.
Знать и демос в Афинском полисе. В 7 в. до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ – демос в управлении не участвовал. на холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знать – ареопаг. Он ежегодно выбирал 9 правителей – архонтов, судил жителей Аттики. Законы Драконта – суровые, даже за кражу – смертная казнь.
Бедственное положение земледельцев. Лучшие земли принадлежали знати. В неурожайный год простые земледельцы вынуждены брать в долг зерно. На участке устанавливали долговой камень. И если бедняк не отдаст долг, то станет батраком у богача или будет отдавать большую часть своего урожая. Бедняк, его дети и жена попадали в рабство.
Зарождение демократии в Афинах
Большинство простого народа было порабощено знатью. Бедняки восставали, началась смута. Стали вестись переговоры. В 1 в. до н.э. знать и демос избрали архонтом Солона. Солон установил новые законы, записаны на деревянных досках. Солон велел выкинуть долговые камни – долговое рабство было отменено, отпустить на волю всех рабов, вернули на родину проданных в рабство на чужбину. Рабами в Афинском государстве были только чужеземцы. Архонтом теперь мог стать не только знатный человек, нужно было быть лишь богатым. Солон отменил самые жестокие законы Драконта. Был учрежден выборный суд, даже бедняк мог стать судьёй. Солон не угодил богатым из-за отмены рабства, а беднякам – что не произвел передела земли. Солон уехал за границу. Законы Солона заложили основы демократии. Был принят закон об остракизме. Народное собрание могло изгнать любого гражданина из полиса на 10 лет.
Древняя Спарта
На полуострове Пелопонес в Южной Греции жили спартанцы. Их предками были племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. В долине реки Еврот в области Лакония несколько поселений объединились в государство Спарта. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию. Затем они завоевали соседнюю плодородную Мессению, а покоренные народы взяли в рабство и стали называть илоты. Над илотами глумились, избивали.
Спарта – военный лагерь
Крепостных стен не было, спартанская пехота – лучшая в Греции. Главным занятием спартанцев – военное дело. Спартанцам запрещалось дома обедать, был свой порядок жизни, за соблюдением которого следил Совет старейшин. Народное заседание состояло из мужчин-спартанцев, которое выбирало старейшин, объявляло войны и заключение мира. Войском командовало 2 предводителя – цари. Власть передавалась по наследству.
Греческие колонии на берегах Средиземного моря
Греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Чёрного морей. Население в Греции росло, а страна была бедной, хлеба не хватало. Земледельцы залезали в долги и из-за угрозы голода уезжали. Вторая причина – борьба между демосом и властью. Когда побеждал демос, уезжала знать и наоборот. Где бы ни жили греки – в Афинах, Спарте или колониях. они говорили на одном языке, пользовались одними буквами, преклонялись олимпийским богам. Называли Грецию Элладой, а себя – эллинами.
Олимпийские игры
В Олимпию – городок в южной Греции приезжали участники игр и зрители. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года. В состязаниях участвовали свободные греки. Женщинам запрещалось присутствовать на них. За год до соревнований атлеты (участники игр) приступали к тренировкам. Олимпийские игры длились 5 дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Большинство состязаний проходило на стадионе. Одно из главных состязаний – пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба). Также проводились кулачные бои и гонки колесниц. В пятый день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновьей кости и на нем лежали награды – венки из ветвей оливы.
Победа греков на персами в Марафонской битве
На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада. Афиняне обратились к спартанцам за военной помощью, но они не могли до полнолуния выступать в военный поход. Другие греки тоже отказали в помощи (кроме Платеи). Греки заняли позицию на холмах, загородив путь на Афины. Персы решились обогнуть Аттику и ворваться в Афины с другой стороны. Об этом узнал Мильтиад и решился на сражение на равнине. Он построил войско фалангой (тесными рядами). в центре у греков было меньше рядов, чем по краям. Персы прорвались в центре, на краях фаланги греки напали на персов сзади. Греки победили. Персы перестали считаться непобедимыми.
Новое нападение персов на греков. Афинянин Фемистокл предвидел, что персы нападут вновь и предложил афинянам строить боевые корабли – триеры. Перед боем паруса убирали. Фемистокл убедил греков. живших в разных городах прекратить борьбу и объединиться для борьбы с персами. Был создан союз, состоящий из 30 эллинский государств.
Вторжение персов в Грецию. После смерти Дария властителем был его сын Ксеркс. Ксеркс повел войско, состоявшее из покоренных народов, на Грецию. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Навели мосты, разыгралась буря и смела их. Тогда Ксеркс приказал высечь море.
Бой в Фермопильском ущелье. Фермопилы – ущелье, отделявшее Северную Грецию от Средней. Здесь объединенное войско под командованием царя Леонида обороняло атаку персов. Предатель показал противнику обходную тропу и персы напали с тыла на защитников Фермопил. Леонид дал приказ войску отступать, а сам остался с небольшим отрядом из 300 спартанцев. Все погибли.
Саламинское сражение. После взятия Фермопил войска персов хлынули в Среднюю Грецию.Жители Аттики покидали дома, женщины и дети перебрались на остров Саламин. Афины сожгли. Фемистокл убедил греков дать бой в Саламинском проливе. Греки на триерах, а персы – на тяжелых кораблях. Греки победили.
Расцвет демократии в Афинах
После побед греки снова отстроили Афины. Афины и приморские греческие полисы создали Афинский морской союз для борьбы с персами. В 5 в. до н.э главным портом Афинского государства – Пирей. Афины и Пирей соединяли Длинные стены. В Пирее 2 военные и 1 торговая гавань. Афинский флот насчитывал 400 триер.
Подготовка к ВПР. Древняя Греция.
Пояснения: 1. В условиях подготовки к ВПР по истории в 5 классе возникает необходимость в систематизации материала по разделам курса истории Древнего мира.
3.Представляется возможным рекомендовать ведение тетрадей для подготовки к ВПР, в которых листы заполняются в альбомном формате. Например, нижеуказанная таблица заполняется по мере изучения параграфов по истории Эллады (в данном случае термины и персоналии будут расположены не в алфавитном порядке).
(понятия и определения)
1200 – 1900 г.д.н.э. –Троянская война, закончившаяся победой общегреческого войска над Троей (Иллионом).
776 г.д.н.э. – первые Олимпийские игры в Элладе.
594 г.д.н.э – избрание Солона архонтом, начало реформ по установлению демократии в Афинском полисе
490 г.д.н.э. – греко – персидская война, закончившая победой Афинского полиса.
490 г.д.н.э. – Марафонская битва
480 – 479 гг.д.н.э. – греко – персидская война, закончившаяся поражением персов.
480 г.д.н.э. – сражение в Фермопильском ущелье. Подвиг спартанцев.
480 г.д.н.э. – захват персами Афин.
480 г.д.н.э. – победа морского флота Афин в сражении у острова Саламин.
479 г.д.н.э. – поражение персов при Платеях.
443 г.д.н.э. – избрание Перикла стратегом Афин.
Агамемнон – царь Микен, возглавивший общегреческое войско во время Троянской войны (1200 – 1190 гг.д.н.э.).
Андромаха – жена Гектора.
Ахиллес – герой Троянской войны, сражавшийся на стороне общегреческого войска.
Гектор – старший сын Приама, герой Троянской войны, погиб в сражении с Ахиллесом.
Елена Прекрасная – жена Менелая, похищенная царевичем Трои Парисом.
Менелай – царь Спарты, муж Елены Прекрасной.
Одиссей – царь острова Итаки, герой Троянской войны.
Парис – царевич Трои, похитивший Елену Прекрасную.
Приам – царь Трои (Иллиона).
Аристофан – автор комедий.
Аспасия – жена стратега Афин Перикла.
Дарий – персидский царь, предпринявший попытку по завоеванию Афин в 490 г.д.н.э.
Ксеркс – персидский царь, предпринявший попытку по завоеванию Эллады в 480 – 479 г.д.н.э.
Леонид – царь Спарты к. V в.д.н.э., герой битвы в Фермопильском ущелье.
Милон – прославленный борец Эллады.
Мильтиад – стратег Афин, выигравший Марафонскую битву.
Полидам – атлет Эллады.
Солон – реформатор Афин рубежа VI – V вв. д.н.э., благодаря преобразованиям которого в Афинах была установлена демократия.
Софокл – драматург, автор трагедий.
Феаген – бегун и боец Эллады.
Фемистокл – стратег Афин к. V в.д.н.э., создатель военного флота Афин.
Фидий – скульптор Афин рубежа V – IV вв.д.н.э., автор статуй Зевса и Афины для Парфенона.
Агора – торговый и общественный центр Афин.
Акрополь – религиозный центр Афин.
Амфора – сосуд из глины для хранения вина, масла, воды.
Ареопаг – совет знати в Афинах.
Архонт – один из девяти правителей Афинского полиса, избираемый ареопагом.
Аттика – область Эллады, в которой располагался Афинский полис.
Верфь – место строительства и ремонта кораблей.
Гиматий – кусок ткани, заменяющий плащ.
Гимнасии – учебные заведения Эллады для занятий гимнастикой, науками.
Гражданин – свободные афиняне, принимавшие участие в работе Народного собрания.
Демократия – режим власти, при котором все граждане имеют право принимать участие в управлении государством.
Демос – люди, не имеющие знатного происхождения.
Долговое рабство – лишение свободы за долги.
Долговой камень – камень, устанавливаемый на участке человека, имеющего долг.
Драконт – архонт Афин, прославившийся введением жестоких законов.
Илоты – рабы Спартанского полиса.
Ипподром – место для гонки колесниц.
Керамик – ремесленный центр Афин.
Колония – поселение греков за пределами Эллады.
Лаконика – область Эллады, в которой располагался Спартанский полис.
Народное собрание – высший законодательный орган власти в Афинах.
Олимп – гора, на которой по преданию жили Боги.
Олимпийские игры – спортивные соревнования греков, проводимые в Олимпии.
Орхестра – площадка для выступления актёров.
Палестра – школа для физического воспитания.
Парфенон – главный храм Афин в честь богини Афины.
Педагог – раб, сопровождающий ребёнка в школу.
Пирей – порт Афин.
Пифос – бочка из глины для хранения зерна.
Пникс – место сбора народного собрания Афин.
Полис – город – государство Эллады.
Пошлина – налог с чужестранцев за право торговли.
Пятиборье – соревнования, состоящие из бега, прыжков в длину, метания копья и диска, борьбы.
Скене – постройка для размещения декораций на сцене театра.
Совет старейшин (герусия) – коллективный орган управления в Спарте, состоящий из военной знати не моложе 60 лет.
Спартанцы – военная знать Лаконии.
Стиль – инструмент для письма.
Стратег – военачальник.
Театр – здание для представлений, исполняемых актёрами.
Триеры – военные корабли Афин.
Фронтон – поверхность храма между карнизом и скатами крыши.
Хитон – нижняя одежда греков, напоминающая рубаху.
Эллада – древнейшее название Греции.
Эллины – жители юга Балканского полуострова (Древней Греции).
(рубеж VI – V вв. д.н.э.):
1. Отмена долгового рабства.
2. Выкуп из рабства граждан Афин, проживающих за пределами полиса.
3. Установление демократии:
– народное собрание, состоящее из свободных граждан Афин мужского пола (знать и демос) признано верховным органом власти;
– избрание в состав судей представителей знати и демоса.
1. Создание военного флота Афин, состоящего из триер.
2. Объединение полисов Эллады в военный союз для противостояния Персидской державе.
1. Введение оплаты за занятие выборных должностей, службу в армии и на флоте.
2.Создание за счёт казны Афин приютов для инвалидов, сирот, являющихся гражданами Афин.
3.Раздача земель малоимущим гражданам Афин.
4.Финансирование казной строительства храмов и общественных сооружений в Афинах.
490 г.д.н.э.- греко – персидская война, сражение афинян и персов при Марафоне:
– победа Афин над Персией;
– начало строительства военного флота Афин.
480 – 479 гг.д.н.э. – греко – персидская война.
479 г.д.н.э. – поражение персов при Платеях:
– захват и сожжение персами Афин;
– победа морского флота Афин над персидским флотом;
– укрепление авторитета Афинского полиса в Элладе;
– сохранение независимости Эллады.
Задание 5. Отметьте штриховкой на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась Древняя Греция.
Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древней Греции? Вся территория Греции изрезана горами. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. В основном выращивали оливковые деревья, виноград. Изготавливали оливковое масло, вино. Малоземелье и недостаток зерна приводили к необходимости заниматься морской торговлей, созданию колоний. Разводили мелкий скот. Занимались охотой. Из ремёсел были развиты гончарное, кузнечное, ткацкое, кожевенное дело. Страна изобиловала камнем и греки были искусными строителями. Из мрамора скульпторы создавали изображения богов, знаменитых эллинов.
Итоговая контрольная работа за 3 четверть по теме “Древняя Греция”. Задания составлены по аналогии с ВПР 2018г. Разработаны 2 варианта заданий.
класс Фамилия Имя
Выполните задания 1-6 по теме Древняя Греция
В) Олимпийские игры Г) Афинский полис
1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Рождение театра Б) Завоевания Александра Македонского
В) Деятельность Перикла Г) Законы Спартанского государства
2. Прочтите отрывок и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
« Высшим органом власти считалось Народное собрание. Оно принимало или отвергало вынесенные на его рассмотрение законы, но не могло их обсуждать или вносить в них изменения. Им также избирались Совет старейшин и коллегия эфоров.
Старейшины вершили суд, ведали текущими делами, готовили пректы решений для Народного собрания, которое. в случае несогласия, они могли распустить.
Выполните задания 3–6 по теме Древняя Греция.
3. Прочитайте список слов и выберите одно слово, относящееся к теме:
Архонт, конфуцианство, демократия, патриции, полис, пунические войны.
Объясните смысл этого слова:
4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите одно событие (явление, процесс), которое относится к теме.
Кносский дворец, Троянская война, афинские законодатели, сражение при Марафоне, Афинский Акрополь.
5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в теме.
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.
7. Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).
8. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.
Древний Египет
Карта древнего Египта
Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг.
Кроме земледелия развивались — льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.
Древнее Двуречье
Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами.
Земли пригодной для земледелия было мало. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство. Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев. Финикия славилась своей пурпурной краской, которую изготавливали из моллюсков, находившихся в раковинах на дне моря.
Палестина
Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов
Древняя Индия
Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебру, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.
Жаркий и влажный климат, отсутствие зимы давал возможность собирать по два урожая в год, в основном выращивали рис.
Древний Китай
Китай — горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми путями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.
Древняя Греция
Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный.
Издавна Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа, а также серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.
Близость к морю, отсутствие пригодных земель для земледелия сделали основными занятиями садоводство, ремесло, мореплавание и торговлю.
Древний Рим
Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.
Шумерские города-государства
Наличие тепла и влаги привели к земледелию и садоводству, но бурные разливы заставили построить сложную ирригационную систему.
Реальные варианты ВПР 2023 по истории 5 класс все новые варианты заданий с ответами и решением для подготовки к всероссийской проверочной работе по истории. Каждый примерный вариант ФИПИ составлен по новой демоверсии ФИОКО 2023 года. Дата проведения решу ВПР в школах России с 15 марта по 25 мая 2023 года.
ВПР 2023 по истории 5 класс 2 вариант
На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 7 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложено задание, связанное с памятью народа России о Великой Отечественной войне.
Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом.
Ответы и задания для 1 варианта
3. Прочитайте список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме. Хуанхэ, народный трибун, кшатрии, акрополь, Осирис, царская дорога. Объясните, что обозначает это слово (словосочетание).
4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Завоевания Тутмоса III, борьба с набегами гуннов, возникновение буддизма, осада Иерихона, правление Дария I, Троянская война. Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично находится река Инд.
6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, расположенной в бассейне реки Инд.
7. Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите год, когда произошло событие, в память о котором указом Президента РФ установлен памятный день, названный на данном изображении. Объясните, почему календарный день, названный на изображении, объявлен «Днём памяти и скорби».
Ответы и задания для 2 варианта
2. Прочтите отрывок из жизнеописания исторического деятеля и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «После ж того, как его величество перебил соседние азиатские племена, он поплыл вверх по Нилу в северную Нубию с целью истребить нубийских кочевников. И его величество произвёл среди них страшное опустошение. И я захватил там добычу: 2 живых мужчин и 3 руки. И меня снова одарили золотом. И вот мне дали 2 рабынь. Его величество поплыл вниз по Нилу, с радостным сердцем, сильный и победоносный, пленив южан и северян».
3. Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме. Филистимляне, Персеполь, агора, варны, Амон-Ра, клинопись. Объясните смысл этого слова.
4. Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Изгнание Тарквиния Гордого, погребение фараона, строительство городов из глины, битва у Фермопил, сожжение Ниневии, легенда о принце Гаутаме. Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично расположена страна, получившая название Поднебесной.
6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, получившей название Поднебесной.
7. Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите название акции памяти, во время проведения которой была сделана данная фотография. Объясните, почему участие в этой акции является значимым для граждан нашей страны.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
В рамках ВПР по истории за 5 класс встречается задание:
Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной теме. Объясните смысл этого слова.
Приведем термины с определениями для каждой из перечисленных ниже тем, встречающихся в рамках курса истории Древнего мира. Надеемся они помогут при подготовки к ВПР по истории в 5 классе.
Вавилонское царство
Зиккурат – храм в виде высокой ступенчатой башни в Месопотамии. Иштар – богиня плодородия и любви в Древнем Междуречье. Клинопись – древняя письменность, распространённая в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья.
Анубис – божество Древнего Египта, проводник душ умерших в загробный мир. Обычно его изображали с головой шакала и телом человека. Мемфис – первая столица объединённого Верхнего и Нижнего Египта. Осирис – бог, правитель загробного царства в древнеегипетской мифологии. Фараон – правитель Древнего Египта. Фивы – одна из столиц Древнего Египта.
Финикия
Пурпур – краска лилово-красного цвета, получаемая из моллюсков. Её первыми открыли финикийцы. Тир – древний финикийский город, игравший ведущую роль в средиземноморской торговле. Купцы Тира были основателями большинства средиземноморских колоний Финикии.
Древняя Палестина
Скрижали – каменные доски с 10 заповедями, вручённые Моисею Богом на горе Синай. Филистимляне – народ, населявший в древности прибрежные равнины Палестины, который по библейским сказаниям был главным врагом израильтян.
Ассирийское государство
Библиотека глиняных книг – библиотека царя Ашшурбанапала, состоящая из глиняных табличек с клинописными текстами. Ниневия – столица Ассирийского государства. Тигр – одна из двух основный рек Месопотамии. На берегу Тигра располагалась столица Ассирии Ниневия.
Древняя Персия
Царская дорога – широкая мощёная дорога, соединявшая крупнейшие города Древней Персии.
Персидская держава
Сатрап – глава сатрапии (провинции) в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. Персеполь – столица Персидской державы. «Царь царей» – титул монархов Древней Персии. «Царство стран» – образное название Древней Персии, так как она поглотила почти все государства Западной Азии.
Буддисты – последователи одной из трёх мировых религий, зародившейся на территории Древней Индии. Брахманы – высшая варна в Древней Индии, жрецы. Варны – особые разряды, на которые делилось общество в Древней Индии. «Рамаяна» – древнеиндийская поэма, один из важнейших священных текстов индуизма. Шахматы – настольная игра, возникшая в Древней Индии.
Бумага – материал для письма, изобретённый в Древнем Китае. Гунны – кочевой народ из Внутренней Азии, совершали набеги на Древний Китай. Компас – прибор, служащий для ориентирования относительно сторон горизонта, был изобретён в Древнем Китае. Конфуцианство – учение древнего китайского мудреца Конфуция, главное в котором правила поведения человека. «Сын неба» – один из титулов правителей Древнего Китая (Поднебесной). Хуанхэ – одна из крупнейших рек Китая, в долине которой возникли первые государства Древнего Китая.
Акрополь – в переводе с греческого «верхний город», место, где возводились храмы в честь богов. Лаконичная речь – умение говорить кратко и точно, особо ценимое в Древней Спарте (по области Лаконика). «Одиссея» – древняя поэма, авторство которой приписывается Гомеру. Посвящена возвращению после Троянской войны греческого царя Одиссея на Итаку. Пирей – порт Афинского полиса, соединённый с городом длинными стенами. Полисы – небольшие самостоятельные государства Древней Греции. Фаланга – боевой порядок построения пехоты в Древней Греции и в Древней Македонии. Циклоп – одноглазый великан в древнегреческой мифологии.