Политические процессы в стране Z
Мобилизационная мера в парламенте
Парламент страны Z принял закон о обязательной стерилизации домашних черепах, вызвавший широкий резонанс в обществе. Парламентарии считают, что домашние черепахи, выброшенные на улицы городов, могут стать причиной бесконтрольного размножения и затруднить жизнь горожан. Однако, партия Сохраним страну зелёной выразила недовольство по поводу этого закона, считая его бессмысленным.
Представление интересов индивидов
Партия X провела социологический опрос населения о коррупции и получила результаты, указывающие на высокую распространенность коррупции среди граждан. В связи с этим, партия X обещает строгое вмешательство и уменьшение коррупции в стране, что позволило ей выиграть большинство мест в парламенте.
Разработка политических программ
Политическая партия Х представила свою программу развития институтов гражданского общества, включая в себя политическую социализацию граждан и развитие независимых СМИ. Политическая система общества играет ключевую роль в жизни страны и включает в себя ряд функций.
Функции политической системы:
- Выявление интересов граждан.
- Целеполагание.
- Интегративная функция.
- Регулятивная функция.
- Политическая социализация.
- Адаптация к среде.
- Регулирование политической жизни.
- Реагирование на запросы граждан.
- Извлечение ресурсов.
- Авторитетное распределение благ и статусов.
Классификация политических систем:
- По ценностям: либерально-демократические, радикально-авторитарные, консервативно-авторитарные, авторитарно-модернизирующиеся.
- Отношения с внешней средой: открытые и закрытые.
- Политическая культура и структура: различные типы структур.
Структура политической системы:
- Функциональная подсистема.
- Культурно-идеологическая подсистема.
- Нормативная подсистема.
- Институциональная подсистема.
- Коммуникативная подсистема.
Основные элементы политической системы:
- Институциональная подсистема: государство, политические партии, общественно-политические движения, СМИ.
Политическая система Российской Федерации
Типы Подсистем Политической Системы
Нормативная — совокупность социальных норм, регулирующих отношения в политической сфере.
Функциональная — управленческие функции в общественной жизни.
Культурно-идеологическая — идеи, ценности, стереотипы в области политики.
Коммуникативная — связи и взаимодействия между субъектами политики и другими подсистемами.
Принципы Политической Системы РФ
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Идейный и политический плюрализм.
Равенство граждан перед законом, права и свободы человека.
Демократическое государство.
Федеративное государство.
Республиканское государство (президентско-парламентская республика).
Социальное государство.
Политическая Система
Политическая система представляет собой взаимодействие политических институтов с обществом и его элементами. Она является частью более крупной социальной системы наряду с экономической, духовной и социальной сферами.
Политическая система состоит из ряда подсистем:
- Институциональная (государство, СМИ, церковь, партия)
- Нормативная (правовые нормы, политические принципы)
- Коммуникативная (взаимодействие между институтами)
- Культурно-идеологическая (представления граждан, политическая культура)
Политический процесс обеспечивает взаимосвязь между элементами системы, формируя целостный каркас политической системы.
Heywood, Andrew. (2013). Politics. Palgrave Macmillan.
Системный подход к изучению политических систем
Одним из первых исследователей, которые начали рассматривать политическую сферу общества в качестве полноценной системы, был социолог Т. Парсонс. Он предложил структурно-функционалисткую методологию изучения общества. Парсонс подчеркивал, что в современных политических системах государство всё более дифференцируется от социетального сообщества.
Теория Т. Парсонса
По мнению Парсонса, основной функцией политической системы является целедостижение. Он рассматривал политику максимально широко – от функционирования правительства до деятельности церквей, университетов и частных фирм.
Компоненты политической системы
В теории Парсонса структурным компонентом политической системы являются коллективы, а аспектом процесса развития – дифференциация. Государство несёт на себе две основные функции: поддержание целостности социетального общества и координацию коллективных действий в чрезвычайных ситуациях.
Подход Д. Истона
В отличие от Парсонса, политолог Д. Истон фокусировался на собственно политической системе. Он предложил концепцию чёрного ящика, где общество действует как вход, а политическая система обрабатывает его и выдаёт выход.
Определение политической системы Истоном
Истон определён политическую систему как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом привносятся в общество. Он разделил окружающую среду на интрасоциетальную и экстрасоциетальную части.
Понимание политических систем и их взаимодействия важно для изучения и анализа политических процессов в обществе. Каждый из учёных предложил свой подход к изучению политических систем, который вносит важный вклад в современную политологию.
Вклад в изучение политической системы
В изучении политической системы значительный вклад внёс политолог Г. Алмонд. Он заинтересовался тем, как политическая система взаимодействует с окружающей средой. Алмонд предложил понимать политическую систему как шаблонное взаимодействие ролей, влияющих на принятие решений, подкреплённое угрозой физического принуждения (Almond. 1956, стр. 395).
Он ввел понятие роли, рассматривая его как синоним политического института, коллектива, группы и прочих, чтобы исследовать политическую систему через призму политической культуры. Он выделяет три основных элемента, влияющих на формирование и функционирование политической системы: роли, ролевые обязанности и конкретные политические решения.
Подход Алмонда сфокусирован на конкретных акторах – лидерах государства, партии, движения, бюрократии и других.
Функции политической системы
Функции политической системы заключаются в основном в её самосохранении и стабилизации.
Опубликовано: 30 ноября 2023 г. в 17:31 (GMT+3)
Последнее обновление: 30 ноября 2023 г. в 17:31 (GMT+3)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система – это сложный механизм институтов, процессов, идей и отношений, организующих власть, управление и принятие решений в обществе. Она охватывает различные уровни власти – от государственного до местного, и включает в себя элементы, такие как государственные институты, политические партии, общественные организации и множество других.
Признаки политической системы
Признаки политической системы включают:
Устойчивая зависимость элементов политической жизни: разнообразные элементы, такие как институты, органы власти, политические партии, гражданское общество, имеют взаимозависимость и взаимодействие. Изменение в одном элементе может повлиять на другие и вызвать изменения в системе в целом.
Упорядоченность политических отношений: существует определенный порядок и стабильность в политических отношениях между различными институтами и акторами. Это подразумевает наличие определенных правил, законов, процедур и механизмов, регулирующих взаимодействие и поведение участников политической системы.
Наличие культурного основания: политическая система часто базируется на культурных ценностях, определяющих нормы, обычаи, установки и предпочтения общества. Культурные основания могут включать идеи о праве, свободе, справедливости, общественной солидарности и другие ценности, формирующие основу политической системы.
4. Легитимность: Легитимность означает признание и поддержку политической системы со стороны общества. Она связана с признанием законности и правомерности действий институтов и органов власти со стороны граждан. Легитимность важна для стабильности политической системы, так как она обеспечивает поддержку и доверие со стороны населения к власти и институтам государства.
Эти признаки являются важными характеристиками политической системы и определяют ее структуру, функционирование и взаимосвязь различных элементов в рамках определенного общества.
Функции политической системы
Управление и принятие решений Обеспечить эффективное управление обществом через принятие политических решений и разработку соответствующих стратегий.
Политическая система стремится обеспечить стабильность в обществе, предотвращая возможные конфликты и обеспечивая законность.
Она представляет интересы различных социальных групп и слоев, выражая их позиции через политические процессы и институты.
Функция обеспечения защиты общества от внутренних и внешних угроз, включая безопасность национальную, экономическую и социальную.
Политическая система обеспечивает обмен информацией между различными социальными группами, включая государственные органы и гражданское общество.
Структура политической системы
Политическая система общества – это сложный механизм, который обеспечивает управление, стабильность и представление интересов в рамках общества. Эта система включает в себя разнообразные элементы, которые взаимодействуют между собой, определяя характер и функционирование политической жизни в обществе.
Взаимодействие политической системы общества с другими общественными системами и институтами
Политическая система общества взаимодействует с различными общественными системами и институтами в рамках социальной, экономической, культурной и международной сфер.
1. Экономическая система: Политическая система обеспечивает правовые рамки и регулирование в экономике через законодательство, налоговую политику, финансовые инструменты и другие механизмы. Она также влияет на экономические процессы и принимает решения, направленные на стимулирование роста экономики, поддержку предпринимательства, регулирование рынков и социальное обеспечение.
2. Социальная система: Политическая система взаимодействует с социальными институтами, такими как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, с целью создания политик, направленных на обеспечение благосостояния и социальной защиты граждан. Она также влияет на формирование социальных норм, ценностей и уровня социальной солидарности.
3. Культурная система: Политическая система может поддерживать и развивать культурные институты, стимулировать культурные программы, защищать культурное наследие и поддерживать культурное многообразие. Она также влияет на формирование общественного мнения, идеологические ориентации и ценности общества.
4. Международные отношения и мировая политика: Политическая система вступает во взаимодействие с другими государствами, международными организациями, участвует в международных договорах и соглашениях. Она формирует внешнюю политику, участвует в международных переговорах, влияет на глобальные процессы и конфликты.
Эти взаимодействия между политической системой и другими общественными системами являются важными для обеспечения стабильности, развития и удовлетворения потребностей общества в целом. Они отражают сложные взаимосвязи и влияния, которые существуют между различными сферами общества и показывают важность согласования и сотрудничества между различными общественными институтами и системами.
Тест по теме “Политическая система общества”
Отправить тест на проверку?
Ты решил еще не все задания
I. Политическая система
Политическая система общества — это сложная разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.
Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Это главный институт политической системы.
Политические партии — это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).
Общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
В эту систему входят иные политические институты.
Включает в себя: политические принципы, политические традиции, нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.
Функциональная подсистема – охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Включает в себя совокупность связей и взаимодействий:
Политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам.
Политическую идеологию — систему идей, взглядов на политическую жизнь, концепций, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений.
Иная классификация типов политической культуры по принципу исторической эволюции
Патриархальная (граждане не интересуются политической жизнью, ориентируются на местные обычаи, не выстроена политическая система, общество ориентировано на авторитетных личностей – шаманов, вождей, старейшин);
Подданническая (ориентация на цели государства, активность общества слабая, обществом легко манипулировать, уже существует понятие о политической системе, но у народа отсутствует понимание того, как на нее можно повлиять);
Активистская (активное участие граждан в политическом процессе, стремление повлиять на политическую власть, высокий интерес к политической сфере, осознание того, что им принадлежат определенные права и имеется сильно желание реализовывать их).
III Политическая культура
Политическая культура – это исторически сложившаяся часть общей культуры общества, которая состоит из политических знаний, ценностей, стандартов поведения, влияющих на развитие политики и помогающих регулировать политические отношения в целом.
Являясь определителем в развитии политики, она помогает прогнозировать политические явления, обеспечивать коммуникацию между политическими институтами, а также выполнять ряд иных функций. Как и общая культура народа, политическая культура формируется с течение времени в каждом государстве. В её основе лежат специфические ценности, устоявшиеся годами нормы поведения, сформировавшиеся традиции.
Функции политической культуры:
Взаимодействие политической системы со средой
Общество посылает импульсы, побуждающие политическую систему реагировать на них.
Политическая систем принимает решения и осуществляет меры по их претворению в жизнь.
В реальности данные типы в «чистом» виде не существуют, и в любом обществе политическая культура представляет из себя смесь различных типов, что абсолютно нормально.
Институциональная подсистема
Чтобы достаточно четко представить систему политических институтов, являющихся субъектами власти и управления, есть смысл выделить три типа организаций и учреждений. Критерием дифференциации является степень вовлеченности соответствующих институтов в политическую жизнь, в реализацию функций власти и управления. По этому критерию можно выделить:
а) собственно политические организации и учреждения;
б) косвенно политические институты;
Собственно политические институты, в отличие от других организаций и учреждений, выполняют функции непосредственного властвования и управления, либо к этому стремятся. Осуществление власти, функций политического руководства и управления – это главное в их деятельности. Именно эти институты воплощают в конкретную практику политические идеи и программы. К собственно политическим институтам относятся государство и политические партии, различные органы представительной и непосредственной демократии.
Косвенно политическими институтами являются организации и учреждения, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти и управления, но является лишь одним из аспектов их функционирования. Главное поле деятельности этих институтов лежит в другой области. В качестве иллюстрации этого типа институтов можно привести профсоюзные организации, союзы предпринимателей, социально-экономические организации крестьянства и мелкой буржуазии, социально-экономические организации рабочего класса, общественные движения, СМИ, церковь и др.
Неполитические учреждения и организации. Они по своей сути и предназначению не участвуют в осуществлении функций власти и управления. В качестве примера можно привести такие организации: общество филателистов, спортивные добровольные общества, союз композиторов и т.д. Правда, в нашей недавней истории был короткий период, когда выборы народных депутатов СССР от общественных организаций политизировал ряд неполитических организаций, но подобное вряд ли уже возможно в обозримом будущем.
В состав политической системы правомерно включать собственно политические и косвенно политические организации и учреждения. Последние включаются в политическую систему теми аспектами своей деятельности, которые непосредственно связаны с участием в осуществлении функций власти и управления
II Функции политической системы
Политическая система помогает поддерживать общество и всю его систему в устойчивом состоянии, в этом и заключается главный смысл его функций
Типы политической культуры
Специалисты в сфере изучения политической культуры различают два основных типа – демократическая и автократическая политические культуры.
Черты демократической политической культуры:
Уважение власти, следование законам (традиционные элементы);
Ярко-выражены нравственные качества, приверженность моральным нормам;
Частные интересы стоят выше коллективных;
Убежденность, что активное участие во всех сферах жизни принесет успех.
Черты автократической (включая две её разновидности – авторитарной и тоталитарной) политической культуры:
Общественное сознание общества объединено с политическим лидером;
Отсутствие плюрализма мнений;
Не удовлетворена потребность общества в стабильности и опоре;
Отсутствие гарантированных прав и свобод.
Создание теорий политических систем порождено логикой развития политической науки. Обретение политологией самостоятельного научного статуса, ее институциализация, безусловно, связаны с распространением бихевиористского подхода, на базе которого проводились многочисленные исследования всевозможных политических феноменов.
В результате чего накопились колоссальные объемы эмпирической информации, описывающей отдельные виды политического поведения, политические институты и организации. Необходимость систематизации информации, создания теоретической основы, представляющей политическую жизнь как целое, и явилось главной предпосылкой разработки теории политической системы.
Значительный импульс ее развитию дали системные подходы, у истоков которых были биологи и общая теория систем Л. фон Берталан- фи. В социальном познании соответствующая ориентация выразилась в теории социальных систем Т. Парсонса. Он выделил в обществе такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая и политическая, различающиеся по своим функциям, Экономическая система ориентирована на адаптацию общества к окружающей среде. Духовная – на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитание, развитие общественного сознания, разрешение конфликтов. Назначение политической системы Парсонс усматривал в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей. Более подробную разработку этих положений осуществили американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, а также их последователи. Общепризнанным первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был Д. Истон. В работах “Политическая система (1953), “Предел политического анализа” (1965), “Системный анализ политической жизни” (1965) он заложил основы теории политической системы. Созданный им образ политической системы довольно схож с развивающимся и саморегулирующимся организмом.
Его система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет опре-
деленные границы, отделяющие ее от среды. Истон представляет политическую систему в виде некоторого блока, работающего при наличии входного импульса и выдающего информацию как результат.
У такой системы есть вход, на который извне поступают импульсы – требования и поддержка. На выходе системы – политические решения, с помощью которых авторитарно распределяются ценности, а также осуществляются политические действия. Сигналы, поступающие на вход системы, их характер и интенсивность зависят от способности системы к удовлетворению потребностей граждан и от реакции на жалобы и недовольство. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования людей. В противном случае поддержка системе ослабевает, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Требования и поддержка должны постоянно поступать в систему, иначе она из-за “недогрузки” перестает функционировать, впрочем к “перегрузке” могут приводить и чрезмерные требования к системе.
Требования занимают особое место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Они представляют собой мнение об обязывающем распределении ресурсов властью и могут быть широкими и узкими, как пишет Д. Фастон. Так, например, авария на Чернобыльской АЭС стимулировала выдвижение узких требований (закрытие именно этой станции) и широких требований (изменение всего комплекса энергетической политики, связанной с атомом).
Недавние забастовки шахтеров – это тоже проблема общества, которая на уровне узких требований ставит задачу выплаты зарплаты горнякам, а на уровне широких – пересмотр всей политики финансовых расчетов с населением. Истон разделил требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских услуг и т. п.), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроля над рынком и производителями и т.
п.) и коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и т. п.)
Политическая система может по-разному относиться к требованиям, идущим от населения. Тоталитарные системы, к примеру, подавляют их, создавая образ могучей и непобедимой силы (разгон демонстраций протеста в СССР). Такая политика может быть и эффективной, когда она сопровождается уравнительным распределением благ и услуг, нормирующим, хотя и не высокий, но стабильный уровень существования (условия СССР при существовании бесплатных услуг).
На выходе системы – обязывающие решения, действия по их реализации и связанные с ними типы поведения, например временная выплата зарплаты бастующим. Она не решает проблему, если не изменить финансовую политику; наоборот, половинчатые меры создают на “входе” политической системы новые требования. Примером тому служат проблемы, связанные с выплатой зарплат в области образования, здравоохранения, промышленности и т. д. Такой “обвал” политической системы лучше всего охарактеризовал президент Б. Н. Ельцин: “Экономика развалена, предприятия разрушены, сельское хозяйство в полном загоне”.
Помимо требований на “вход” политической системы поступает и поддержка. Она может выражаться и в материальной форме (выплата налогов, служба а армии, соблюдение политических норм населением, участие народа в голосовании, лояльное отношение к власти).
В отличие от Истона, Г. Алмонд сосредоточился более на внешних связях и взаимодействиях политической системы со средой, дав иную интерпретацию политической системе в статье “Сравнительные политические системы” (1966). С его точки зрения, политическая система – это различные формы политического поведения как государственные, так и негосударственные, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный и ориентационный. Первый – исследует политические институты, второй – изучает ориентацию реальных политических структур, которые в своей совокупности образуют политическую культуру.
Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Истона. Очевидно, было бы справедливым дополнение о том, что самостоятельная активность правительства, которое находится внутри политической системы, представляет собой некие внутренние входы (импульсы), оказывающие существенное влияние на саму систему и ее функционирование. Причем эти акции правительства никак не продиктованы сигналами извне. К примеру, решение о начале войны в Афганистане, на Кавказе, повышении квартплаты и т. п.
Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразием концепций, существует до двух десятков определений данного понятия. Одни ученые интерпретируют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики, другие – как систему взаимодействий, третьи – как совокупность определенных элементов и т. д. Надо сказать, что все эти определения, по большому счету, были результатом критики в адрес существующей коммунистической системы.
Универсальным, на наш взгляд, является определение политической системы общества, данное в философском словаре: “Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции”.
Если говорить о прикладном значении понятия “политическая система”, прежде всего необходимо подчеркнуть его роль в сравнительной политологии как инструмента для сопоставления различных национальных систем, для изучения динамики одной политической системы на протяжении длительного времени. Такое понятие помогает оценивать политическую стабильность и политический климат страны и на этой базе принимать конкретные политические решения. Так, например, смещение Н. С. Хрущева и свертывание политики реформ того времени было вызвано действием не только традиционной государственной и партийной бюрократии, но и военно-промышленного комплекса, усилением роли политического инакомыслия. Развал СССР имеет, по сути, те же причины плюс стремление ряда государств к самостоятельности как норме, исчерпание ресурсов КПСС как идеологически направляющей партии, предел манипуляции сознанием народа.
Все вышеизложенное можно представить в виде следующей схемы.
В структуре политической системы более или менее единодушно, как нашими, так и зарубежными политологами, выделяются такие подсистемы, как институциональная (организационная), нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.
Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой (государственной,
партийной, общественно-политической), состоящей, в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом является государство. Вслед за ним по значимости можно назвать партии. Другие организации создаются, как правило, для удовлетворения не политических, а молодежных, культурных, спортивных, профессиональных и других интересов. Но многие из этих интересов не могут быть удовлетворены без участия государства. И поэтому эти организации вынуждены участвовать в политической жизни, проводя свои интересы через государственные решения. Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь. Роль этих институтов в большей степени касается существа коммуникативной, а точнее, информационно-коммуникативной подсистемы. Средства массовой информации иногда называют “четвертой властью”, помимо исполнительной, законодательной и судебной. Это достаточно самостоятельные предприятия по производству политической информации. Политические возможности их довольно велики, поскольку СМИ охватывают массовую аудиторию. Материалы СМИ оказывают влияние но формирование менталитета людей. Такую же роль играет и церковь, имеющая” под своими знаменами” еще большую аудиторию.
Нормативная подсистема выполняет организационную и регулятивную функции. Политическая норма – это правило политического поведения, признанное как в масштабе всего государства, так и в рамках отдельных политических институтов.
Нормативная подсистема включает (Л. В. Сморгунов) политико-правовые, организационные, нравственно-политические нормы. Главным политико-правовым документом является конституция, в которой фиксируются общие нормы жизни в политической сфере общества и государства.
Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Обобщенное выражение эта подсистема находит в понятии “политического режима”.
Культурная, или, точнее, культурно-идеологическая, подсистема имеет в своей основе идеологическую направленность. Идеологическая ориентация партий концентрируется в их программах и заявлениях. В политической системе есть партии с идеологиями либерализма, консерватизма, социализма, национализма и т. д. Демократическое государство не закрепляет ту или иную идеологию в качестве государственной, но так или иначе в своей политике проявляет идеологическую ориентацию при победе определенной политической силы на выборах. Например, Р. Рейган в США, М. Тетчер в Англии, Г. Коль в ФРГ в период 7080-х годов олицетворяли собой изменения государственно-идеологической ориентации, являясь лидерами консервативных партий, одержавших победу на выборах.
Ниже приводится схема взаимосвязи подсистем политической системы.
Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессуальный характер и связано с вопросами: кто правит и каким образом, какова эффективность политической деятельности и т. д. Функции политической системы могут определяться различными способами, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Ключевое значение в функционировании политической системы, как правило, имеет ее стабильность, способность к самосохранению. Далее можно говорить о функции самопреобразования (посредством революции или реформ).
Г. Алмонд предлагает классическую классификацию функций политической системы.
Политическая социализация выражается в приобщении членов общества к политической деятельности. С помощью политического рекрутирования заполняются ячейки в политической системе, в его основе лежат различные формы отбора.
Артикуляция интересов выражается в предъявлении требований к тем или иным гражданам общества, вырабатывающим политические решения. Например, выразителями крестьянских требований в России XIX века были ходоки, которые доставляли прошения крестьянского мира к императорскому двору. Сегодня эту роль вынуждены играть шахтеры, но уже своими методами, демократическими.
Агрегирование интересов выражается в форме обобщения и согласования претензий и требований, превращая их в некую политическую позицию, платформу, программу. Это чаще всего осуществляется партией (например, сегодня эту функцию выполняют существующие партии).
Политическая коммуникация осуществляется в форме различных взаимодействий, в том числе информационных, между различными элементами политической системы, а также между политической системой и средой.
Контроль за соблюдением правил предполагает истолкование законов; пресечение действий, нарушающих правила; урегулирование конфликтов; наложение наказаний. Эта функция не сводится к судебной власти, хотя находится преимущественно в ее ведении.
С функционированием политической системы связан основной вопрос – ее эффективность. Любая политическая система эффективна тогда, когда выполняет свои функции, не разделяет и не раскалывает общество, но способствует его объединению; сохраняет свою целостность, формирует гармоничные отношения со средой. Функции, заложенные в деятельности политической системы как единого организма, направлены на создание стабильности, адекватной общим требованиям народа, который демократическими методами мог бы видоизменять систему в силу сложившихся исторических требований.
Современная политология располагает различными представлениями по вопросу определения типологии политических систем. Политические системы отличаются друг от друга, в частности, культурными и социально-историческими особенностями.
В политологии советского периода определение типологии политических систем было связано с марксистским подходом, опирающимся на такие критерии, как формация, эпоха, характер социально-экономической структуры. В соответствии с таким подходом можно выделить:
рабовладельческую, феодальную, буржуазную, или капиталистическую, и социалистическую политические системы.
Чем удобен такой классический подход? Прежде всего тем, что он указывает не только на формационный тип системы, но и на правящий класс. Кроме того, мы наблюдаем довольно жесткое противопоставление каждого из выделенных типов друг другу. Более предметный исторический анализ, опирающийся на политическую историю, позволяет нам выяснить не только наличие правящего класса в определенной политической системе, но и проанализировать деятельность ее отдельных элементов. Так, например, издавна существуют три политических строя: монархия, демократия и аристократия. Каждый из них неслучаен и соответствует определенному состоянию общественной ментальности или уровню зрелости общественного сознания.
Если предположить, что все граждане какого-либо общества обладают достаточным уровнем просвещенности, осознания интересов, включенности в бизнес и политические процессы, тогда самые разумные решения рождаются в условиях включенности граждан в процесс принятия политических решений, в условиях всеобщей открытой дискуссии. Это обеспечивается только демократией.
Однако так бывает не всегда. Часто лишь некоторая, но вполне многочисленная часть общества обладает необходимым уровнем просвещенности, зрелости и включенности в его дела. Тогда эта часть принимает необходимые решения и таким образом возникает аристократический строй.
Наконец, очень часто уровень просвещенности общества не соответствует сложности стоящих перед ним задач. Общество не объединяет дела и интересы граждан в единую систему. В этом случае, как пишет академик С. П. Преображенский, Господь ставит единовластного правителя, решения которого более последовательны и отражают интересы общества и государства. Это и есть монархия.
Конечно, это не значит, что всегда форма правления соответствует уровню ментального развития общества. Бывает и так, что политический строй не соответствует реальным условиям общества (например, сегодняшняя Россия), степени его зрелости. Тогда возникает извращенная форма строя, а именно: монархия превращается в деспотизм, аристократия вырождается в олигархию, а демократия превращается в охлократию, или популизм, и вяло текущий фашизм.
Вырожденный политический строй всегда порождает разорение, произвол и тяжкие страдания народа. Тогда возникает необходимость в приведении строя в соответствие с реальностью (об этом впервые заявил еще Аристотель).
Большим разнообразием отличаются классификации политических систем, которые разрабатываются немарксистскими авторами. Достаточно распространено деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные. Все они основаны на характере политического режима. В демократической системе действуют механизмы контроля граждан за властью, сферы действия которой ограничены. В тоталитарных системах власть господствует над индивидом и обществом, резко ограничиваются права и свободы граждан. В авторитарном обществе и соответствующем ему строе, по сути, мало что меняется по сравнению с обществом тоталитарным. Общим является то, что политическое развитие усматривается в процессе демократизации – перехода от тоталитарных или авторитарных систем к демократическим.
Довольно популярной является типология политических систем Ж. Блонделя, разделившего политические системы на пять категорий: либеральные демократии, которые опираются на либерализм при принятии политических решений; традиционные системы, отличающиеся господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства, популистские системы, стремящиеся к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств; радикально-авторитарные или коммунистические, предпочитающие равенство в распределении социальных благ и авторитарно-консервативные, где проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства.
Другие политологи выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые политические системы имеют динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, а закрытые – жестко фиксированную структуру и минимизированные связи со средой. Например, закрытая система была в СССР, сегодня такая система существует в Китае.
Интересной, на наш взгляд, является типология политических систем Д. Коулмена, который в основу своей теории положил принцип состязательности. Он выделяет традиционные, патриархальные, смешанные и современные системы, в которых политическое развитие находится соответственно на авторитарной, полусостязательной и состязательной стадиях.
Многообразие типологий свидетельствует о многообразии мира на срезе политических событий, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. Использование различных критериев в анализе политической жизни помогает сделать выводы более объективными, объемными, глубже постичь сущность исследуемого явления.
Схема, иллюстрирующая политические системы общества, представлена ниже.
Тест к теме 7
1. Что включает в себя понятие “политическая система общества”?
а) производственные отношения и экономические законы,
б) государство, профсоюзы, партии, церковь и другие государственно-политические организации,
в) сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями, социальными группами.
2. Политическая система включает в себя следующие подсистемы:
3. Функции политической системы:
а) политическая социализация,
б) артикуляция интересов,
в) агрегирование интересов,
г) политическая коммуникация,
д) контроль за соблюдением правил и законов.