Тренировочный вариант №5

Определение пастбищной цепи питания

Пастбищная цепь питания – это последовательность организмов, включая растения и животных, которые взаимодействуют друг с другом путем поедания для передачи энергии и питательных веществ.

Ошибки в предложениях

  1. Первым звеном пищевой цепи являются продуценты или детрит. (Ошибка: должно быть детритиворы)

  2. В процессе фотосинтеза энергия образуется у продуцентов. (Ошибка: производится, а не образуется)

  3. Кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза. (Нет ошибки)

Консументы второго порядка

Серая крыса, тигр, скорпион, паук-крестовик, волк, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, кобра, божья коровка, дельфин, белый медведь, стрекоза, серая акула.

Основные звенья пищевой сети

  • Редуценты: бактерии, грибы, гельминты, мокрицы
  • Продуценты: злаки, травы, деревья
  • Консументы I-порядка: бобры, кролики, лоси
  • Консументы II-порядка: лисы, совы, норки
  • Консумент III-порядка: волк

Пищевая сеть

Продуценты: 1, 2, 3, 5, 6.
Консументы: 7-20.
Редуценты: 4.

Хищники и их жертвы: сова (мышь, крот, бобер), ястреб (цапля, гусь, воробьи, бобер, мышь).
Сова и ястреб – конкуренты.

Функциональная роль организмов

Продуценты: ель, сосна, хлорелла
Редуценты: гнилостная бактерия, дятел, подосиновик
Консументы: аскарида, волк, жук-навозник, жук-олень, сосновая пяденица

Пищевая сеть с трофическими уровнями

I: B, D
II: E, P, A, C
III: L, K, N, O
IV: G, H
V: M

Пищевые взаимоотношения в водоёме

Неправильные стрелки:

  • 3-10: Водяной ослик не питается микроскопическими водорослями.
  • 4-8: Циклопы – хищники, питающиеся зоопланктоном.
  • 4-15: Мальки рыб не питаются диатомовыми водорослями.
  • 11-14: Насекомые не едят личинок комаров.

Закономерность переноса вещества и энергии в цепях и сетях питания

Детритные цепи связаны с пастбищными через минеральные вещества. Также консументы пастбищных цепей могут поедать детритофагов и крупных редуцентов, за счет чего между пастбищными и детритными цепями возникают дополнительные связи. Благодаря взаимосвязи пастбищных и детритных цепей в экосистеме формируется сложная пищевая сеть, обеспечивающая постоянство процессов превращения вещества и энергии.


Вывод о закономерности переноса вещества и энергии в цепях и сетях питания:

  • Детритные цепи связаны с пастбищными через минеральные вещества.
  • Консументы пастбищных цепей могут поедать детритофагов и крупных редуцентов.
  • Взаимосвязи между пастбищными и детритными цепями образуют дополнительные связи в экосистеме.
  • Сложная пищевая сеть обеспечивает постоянство процессов превращения вещества и энергии.

Выбор элементов по количеству валентных электронов:

  1. Cr
  2. Si
  3. Li
  4. Ti
  5. B

Вывод: Si и B содержат одинаковое число валентных электронов.


Выбор элементов по кислотным свойствам:

  1. Br
  2. Mg
  3. F
  4. Cl
  5. Se

Порядок от ослабления кислотных свойств: Mg – Se – Br


Выбор элементов по степеням окисления:

  1. Al
  2. P
  3. S
  4. N
  5. B

Элементы, проявляющие +3 и +5: Al и P


Выбор соединений с прочными связями:

Связи в молекулах NO2 и CrO3 особенно прочные.


Выбор формул оксидов:

АБВ
ZnO2N2OCrO3
Tl2ONOH2SO3
NO2BaO2MnO2

Выбор веществ для реакций:

X: HCl

Y: I2S


Соответствие веществ и реагентов:

  1. NH4Cl(р-р) – P2O3, Cu
  2. Mg – HCl(р-р), CuSO4(р-р)
  3. CO – Na2O
  4. P2O5 – H2SO4
  5. CuSO4(р-р) – KOH(р-р)

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами

Реагирующие веществаПродукты реакции
1) KClO2 + KClO41) KClO
2) KClO + H2O2) H2O
3) KCl + O23) KCl
4) KCl + KClO3 + H2O4) KCl + KClO + H2O
5) KClO + KClO35) KCl
6) KCl + KClO + H2O6) KClO3
7) KMnO4 + KCl7) нет информации

В заданной схеме превращений

Веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:

XY
Cu(OH)2Cu2O
H2OCuCO3
H2
CO2
Cu2O

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой

Формула веществаКласс/Группа
3) сложные эфиры5) простые эфиры
4) карбоновые кислоты4) карбоновые кислоты
5) простые эфиры3) сложные эфиры

Из предложенного перечня соединений выберите два таких

Выбранные вещества
2) H2O
5) CuCO3

Из предложенного перечня выберите все вещества

Выбранные вещества
1) Ag2O (NH3 р-р)
2) KNO2 (H+)

Установите соответствие между процессом

ПроцессСтадия
1) инициирование (зарождение) цепи1) инициирование (зарождение) цепи
2) развитие цепи2) развитие цепи
3) обрыв цепи3) обрыв цепи
4) данный процесс не протекает при хлорировании метана4) данный процесс не протекает при хлорировании метана

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом

Реагирующие веществаПродукт реакции
1) бензойная кислота4) гександиовая кислота

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y

ВеществоX/Y
1) H2SO4X
2) CH3COOHY

Из предложенного перечня типов химических реакций

Выбранная реакция: CO + 2H2 = CH3OH

Типы реакций
5) синтез

Из предложенного перечня реакций

Выбранные реакции, которые протекают быстрее, чем реакция бария с водой:

Реакции
1) Ca2+ + CO32- = CaCO3
2) Ca + 2H2O = Ca2+ + 2OH- + H2
3) Ca + 2H+ = Ca2+ + H2
5) Ca2+ + 2F- = CaF2

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством выделенного в ней вещества

Уравнение реакцииСвойство вещества
1) не проявляет окислительно-восстановительных свойств4) и окислитель, и восстановитель

Соответствие веществ и процессов в электролизе

ВеществоАнодный процесс
АцетонВыделение углекислого газа
Уксусная кислотаВыделение кислорода
Гидроксид натрияВыделение кислорода
Карбонат калияВыделение кислорода

Характер среды водных растворов

  1. Уксусная кислота
  2. Гидроксид натрия
  3. Ацетон
  4. Карбонат калия

Направление смещения химического равновесия

ВоздействиеНаправление смещения равновесия
НагреваниеСмещается в сторону реагентов
Увеличение концентрации оксида азота (IV)Не происходит смещения равновесия
Увеличение давленияСмещается в сторону продуктов
Интенсивное перемешивание смесиСмещается в сторону продуктов

Концентрации в равновесной системе

Исходная концентрация сернистого газа (X) = 0.4 моль/л
Равновесная концентрация сернистого газа (Y) = 0.5 моль/л
Равновесная концентрация оксида серы (VI) = 0.1 моль/л


Признаки реакции между веществами

  1. Белок и свежеосажденный Cu(OH)2 в слабощелочном растворе: Появление фиолетового окрашивания
  2. Белок и HNO3(конц.): Обесцвечивание раствора
  3. Пентен-2 и KMnO4 (H+): Появление синей окраски раствора
  4. Глицерин и Cu(OH)2: Появление желтого окрашивания
  5. Глицерин и Cu(OH)2: Обесцвечивание раствора и выделение газа

Предназначение аппаратов в химической промышленности

  1. Сжатие исходной смеси газов
  2. Обжиг пирита
  3. Окисление сернистого газа
  4. Отделение аммиака от непрореагировавших газов
  5. Очистка печного газа от твердых частиц Fe2O3
  6. Осушка газа

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Какую массу соли (в граммах) надо добавить к 200 г 9%-ного раствора сульфата меди для получения раствора с массовой долей растворенного вещества 11%. (Запишите число с точностью до сотых.)

Разложение нитрата серебра происходит в соответствии с термохимическим уравнением

Рассчитайте количество энергии (в кДж), затраченное для получения 8,96 л (н.у.) кислорода по данной реакции. (Запишите число с точностью до десятых.)

Какую массу оксида серы (VI) (в граммах) можно получить при взаимодействии 28 л (н.у.) технического сернистого газа, содержащего 1,4 г азота, с избытком кислорода? (Запишите число с точностью до целых.)

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

пероксид водорода, диоксид марганца, фосфат лития, гидрокарбонат калия, гидроксид хрома (III), гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с растворением одного из исходных веществ и изменением цвета раствора на желтый. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Из предложенного перечня веществ выберите сильное основание и вещество, которое вступает с этим сильным основанием в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Оксид алюминия растворили при нагревании в достаточном количестве концентрированного водного раствора гидроксида натрия. Далее через полученный раствор пропустили избыток сернистого газа. Полученный осадок отделили, а к образовавшемуся раствору добавили нитрат хрома (III). Выделившийся газ пропустили через раствор, содержащий перманганат калия и серную кислоту. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Известно, что некоторое органическое соединение содержит по массе 39,56% углерода, 15,38% азота и 35,16% кислорода. Известно, что данное вещество образуется при взаимодействии уксусной кислоты с амином. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции получения искомого соединения из уксусной кислоты и амина.

Цинковую пластинку поместили на некоторое время в 10%-ный раствор нитрата серебра, содержащий 92,8 моль протонов. После того, как ее извлекли из раствора, промыли и высушили, было обнаружено, что ее масса увеличилась на 1,51 г. Далее к полученному в результате выдерживания пластинки раствору добавили 150 г 5%-ного раствора сульфида натрия. Рассчитайте массовую долю сульфида натрия в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №5

№ задания, ответ №задания, ответ

Ответы ко второй части варианта №5

Кислород в степени окисления -1 (или пероксид водорода) является окислителем.

Хром в степени окисления +3 (или гидроксид хрома (III)) – восстановителем.

Задание 30

KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O

K+ + HCO3- + K+ + OH- = 2K+ + CO32- + H2O

HCO3- + OH- = CO32- + H2O

Задание 31

Некоторое органическое соединение содержит по массе 39,56% углерода, 15,38% азота и 35,16% кислорода. Известно, что данное вещество образуется при взаимодействии уксусной кислоты с амином. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции образования искомого соединения из уксусной кислоты и амина.

  1. w(C) = 39,56%, w(N) = 15,38%, w(O) = 35,16%, следовательно, w(H) = 100% − 39,56% − 15,38% − 35,16% = 9,9%.

Пусть мы имеем 100 г искомого органического соединения. Тогда массы элементов в порции вещества этой массы будут численно совпадать с массовыми долями в %.

Обозначим формулу искомого органического соединения как CxHyOzNk, тогда x : y : z : k = m(C)/M(C) : m(H)/M(H) : m(O)/M(O) : m(N)/M(N) = 39,56/12 : 9,9/1 : 35,16/16 : 15,38/14 = 3,3 : 9,9 : 2,2 : 1,1 = 3 : 9 : 2 : 1.

Таким образом, простейшая формула искомого соединения C3H9O2N.

  1. Из условия задачи известно, что исходное вещество образуется при взаимодействии уксусной кислоты с амином. Возможным решением является ацетат метиламмония:

  2. Тогда уравнение реакции образования ацетата метиламмония из уксусной кислоты и метиламина будет записываться следующим образом:

Задание 34

Цинковую пластинку поместили на некоторое время в 10%-ный раствор нитрата серебра, содержащий 92,8 моль протонов. После того, как ее извлекли из раствора, промыли и высушили, было обнаружено, что ее масса увеличилась на 1,51 г. Далее к полученному в результате выдерживания пластинки раствору добавили 150 г 5%-ного раствора сульфида натрия. Рассчитайте массовую долю сульфида натрия в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

В каждой молекуле воды находится 10 протонов, а в составе формульной единицы нитрата серебра – 78 протонов. Пусть в изначальном растворе было х моль воды и у моль нитрата серебра. Тогда можно записать следующее: n(p+ из Н2О) = 10х моль n(p+ из AgNO3) = 78у моль mисх.(AgNO3) = 170у г m(Н2О) = 18х г

Выразим массовую долю нитрата серебра в изначальном растворе: wисх.(AgNO3) = mисх.(AgNO3)/m(р-ра AgNO3) ⋅ 100% = 170у/(18х + 170у) ⋅ 100% = 10%.

Зная общее количество протонов в исходном растворе, составим систему уравнений: 10х + 78у = 92,8 170у/(18х + 170у) = 0,1 10х + 78у = 92,8 1700у = 18х +170у 10х + 78у = 92,8 85у = х 850у + 78у = 92,8 85у = х у = 0,1 х = 8,5

nисх.(AgNO3) = 0,1 моль mисх.(AgNO3) = 170 г/моль ⋅ 0,1 моль = 17 г n(Н2О) = 8,5 моль m(Н2О) = 18 г/моль ⋅ 8,5 моль = 153 г m(р-ра AgNO3) = mисх.(AgNO3) + m(Н2О) = 170 г

Увеличение массы пластинки происходит за счет оседания на ней серебра и вымывания из нее цинка (по реакции (I)), следовательно, n(Ag) ⋅ M(Ag) − n(Zn) ⋅ M(Zn) = 1,51 г.

По уравнению реакции (I) n(Ag) = 2n(Zn), поэтому 2n(Zn) ⋅ M(Ag) − n(Zn) ⋅ M(Zn) = 1,51 г; тогда: n(Zn) = 1,51 г/(2M(Ag) − M(Zn)) = 1,51 г/(2 ⋅ 108 г/моль − 65 г/моль) = 1,51 г/151 г/моль = 0,01 моль; m(Zn) = M ⋅ n = 65 г/моль ⋅ 0,01 моль = 0,65 г; n(Ag) = 2n(Zn) = 2 ⋅ 0,01 моль = 0,02 моль, m(Ag) = M ⋅ n = 108 г/моль ⋅ 0,02 моль = 2,16 г.

Таким образом, в результате протекания реакции (I) масса раствора составит: mI(р-р) = 170 г + 0,65 г − 2,16 г = 168,49 г; кроме этого, образуется нитрат цинка n(Zn(NO3)2) = n(Zn) = 0,01 моль, и остается нитрат серебра nост.(Ag(NO3)) = nисх.(Ag(NO3)) − n(Ag) = 0,1 моль − 0,02 моль = 0,08 моль.

Вычислим массу и количество вещества сульфида натрия в исходном растворе: mисх.(Na2S) = 150 г ⋅ 5%/100% = 7,5 г; nисх.(Na2S) = 7,5 г/78 г/моль = 0,0962 моль.

Реагирующий с нитратами цинка и серебра сульфид натрия содержится в избытке.

Вычислим массу и количество вещества реагирующего и оставшегося после взаимодействия с нитратами в растворе сульфида натрия.

По уравнению (II) nII(Na2S) = n(Zn(NO3)2) = 0,01 моль; по уравнению (III) nIII(Na2S) = 1/2nост.(AgNO3) = 0,08 моль/2 = 0,04 моль, следовательно, nост.(Na2S) = nисх.(Na2S) − nII(Na2S) − nIII(Na2S) = 0,0962 моль − 0,01 моль − 0,04 моль = 0,0462 моль, mост.(Na2S) = M ⋅ n = 78 г/моль ⋅ 0,0462 моль = 3,60 г.

При взаимодействии нитратов серебра и цинка в осадок выпадают соответствующие сульфиды (реакции (II) и (III)), вычислим их массы. n(ZnS) = n(Zn(NO3)2) = 0,01 моль, m(ZnS) = M ⋅ n = 97 г/моль ⋅ 0,01 моль = 0,97 г; n(Ag2S) = 1/2nост.(AgNO3) = 0,08 моль/2 = 0,04 моль, m(Ag2S) = M ⋅ n = 248 г/моль ⋅ 0,04 моль = 9,92 г.

Вычислим массу раствора, образовавшегося после протекания реакций (II) и (III). mконечн.(р-ра) = mI(р-ра) + mисх.р-ра(Na2S) − m(ZnS) − m(Ag2S) = 168,49 г + 150 г − 0,97 г − 9,92 г = 307,6 г.

Вычислим массовую долю сульфида натрия в конечном растворе: wконечн.(Na2S) = mконечн.(Na2S)/mконеч.(р-ра) ⋅ 100% = 3,60 г/307,6 г ⋅ 100% ≈ 1,17%.

Ответ: wконечн.(Na2S) = 1,17%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *