Задания части 2 егэ по теме популяция дивергенция изоляция видообразование

Критерии Определения Вида

Ч. Дарвин в своей книге Происхождение видов и в других работах исходил из факта изменяемости видов, превращения одного вида в другой. Отсюда его трактовка вида как устойчивого и одновременно изменяющегося с течением времени, приводящего сначала к появлению разновидностей, которые он назвал зарождающимися видами.

Определение Вида

Вид – это совокупность географически и экологически близких популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфофизиологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов.

Критерии Вида

Критерии вида – это совокупность определенных признаков, свойственных только одному определенному виду. Вот некоторые показатели каждого критерия:

  1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей

    • Характеристика особенностей строения представителей одного вида
  2. Сходство всех процессов жизнедеятельности

    • Особи одного вида скрещиваются, образуя плодовитое потомство.
  3. Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот

    • Каждый вид характеризуется определенным набором хромосом и их структурой.

Другие Критерии

Также существуют экологический и географический критерии:

  • Экологический критерий: включает ареал обитания и среду обитания, известную как экологическая ниша.
  • Морфологический критерий: описывает внешние признаки особей вида.
  • Физиологический критерий: основан на возможности скрещивания между особями одного вида, приводящем к плодовитому потомству.
  • Географический критерий: определяет географическую определенность вида, показывая его ареал распространения.

Соблюдение этих критериев позволяет ученым различать виды в животном и растительном мире, понимать их взаимосвязь и эволюционное развитие.

Критерии определения вида в биологии


Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя соответствующую функцию в биогеоценозе. Иными словами, каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах.


Генетический (цитоморфологический) критерий основан на различии видов по кариотипам, то есть по числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип.


Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ). Известно, что синтез определенных высокомолекулярных веществ присущ лишь отдельным группам видов. Например, по способности образовывать и накапливать алкалоиды различаются виды растений в пределах семейств пасленовых, сложноцветных, лилейных, орхидных.


Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.


Существенно и то, что вид представляет собой универсальную дискретную (дробимую) единицу организации жизни. Вид – это качественная ступень живой природы, он существует как результат внутривидовых взаимоотношений, которые обеспечивают его жизнь, воспроизведение и эволюцию.


Главная черта вида – относительная стабильность его генофонда, поддерживаемая репродуктивной изоляцией особей от других таких же видов. Единство вида поддерживается свободным скрещиванием между особями, в результате которого осуществляется постоянный поток генов во внутривидовом сообществе. Поэтому каждый вид на протяжении многих поколений устойчиво существует на той или иной местности, в этом проявляется его реальность.


В то же время генетическая структура вида постоянно перестраивается под влиянием эволюционных факторов (мутации, рекомбинации, отбор), и поэтому вид оказывается неоднородным. Он распадается на популяции, расы, подвиды.


Генетическая обособленность видов достигается географической (родственные группы разделены морем, пустыней, горным хребтом) и экологической изоляцией (несовпадение сроков и мест размножения, обитание животных в различных ярусах биоценоза). В тех случаях, когда межвидовое скрещивание все же происходит, гибриды либо ослаблены, либо стерильны (например, гибрид осла и лошади – мул), что указывает на качественную обособленность вида и его реальность.


По определению К. А. Тимирязева, вида как категории строго определенной, всегда себе равной и неизменной, в природе не существует. Но вместе с этим мы должны признать, что виды, в наблюдаемый нами момент, имеют реальное существование.

Виды-двойники

Виды-двойники – виды, обитающие совместно и не скрещивающиеся друг с другом, но очень слабо отличающиеся морфологически. Сложность различения таких видов связана со сложностью выделения или неудобстве использования их диагностических признаков – ведь сами виды-двойники прекрасно разбираются в собственной таксономии.

Чаще виды-двойники встречаются среди групп животных, использующих для поиска полового партнера запах (насекомые, грызуны) и реже – у тех, которые пользуются зрительной и акустической сигнализацией (птицы). Клесты еловик (Loxia curvirostra) и сосновик (Loxia pytyopsittacus) являются одним из немногочисленных примеров видов-двойников среди птиц. Обитая совместно на значительной территории, охватывающую Северную Европу и Скандинавский полуостров, эти виды не скрещиваются друг с другом. Морфологические различия между ними, незначительные и весьма ненадежные, выражаются в размерах клюва: у сосновика он несколько толще, чем у еловика.

Популяция и ее характеристики

Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно существующих на определенной части ареала внутри вида и относительно обособленных от других популяций.

Особи одной популяции обладают наибольшим сходством по всем признакам, присущим виду, вследствие того, что возможность скрещивания внутри популяции выше, чем между особями соседних популяций и они испытывают одинаковое давление отбора. Несмотря на это популяции генетически неоднородны вследствие непрерывно возникающей наследственной изменчивости.

Генетически популяция характеризуется ее генофондом, который представлен совокупностью аллелей, образующих генотипы организмов данной популяции.

Дарвиновская дивергенция и популяция

Дарвиновская дивергенция (расхождение признаков и свойств потомков по отношению к исходным формам) может происходить только путем дивергенции популяций.

Популяция является элементарной единицей вида и элементарной эволюционной единицей. Впервые это положение в 1926 г. обосновал С. С. Четвериков, показав, что за кажущейся внешней однородностью любой вид обладает огромным скрытым запасом генетической изменчивости в форме множества разнообразных рецессивных генов.

Этот генетический резерв неодинаков в разных популяциях. Именно поэтому популяция является элементарной единицей вида и элементарной эволюционной единицей.

Экологическая характеристика популяций

Экологическая характеристика популяций: размножение, выживаемость, экологические адаптации, плотность населения, конкуренция вида, взаимоотношения с другими видами в том же сообществе, изменчивость, вымирания.

Популяции могут подвергаться различным воздействиям окружающей среды, что влияет на их численность, структуру и поведение. Различные факторы, такие как изменение климата, потеря мест обитания, загрязнение окружающей среды и другие, могут негативно повлиять на популяцию и даже привести к ее вымиранию.

Популяции в экологических условиях

Популяции формируются исторически в известных экологических условиях, поэтому каждая популяция характеризуется экологической определенностью.

Популяционный ареал

Популяционный ареал – это территория (акватория), на которой распространена популяция.

Плотность популяции

Плотность популяции – количество особей или их биомасса на единицу площади или объема. Плотность популяции зависит от численности и изменчива.

Численность популяции и ее динамика

Численность популяции – общее количество особей в популяции.

Возрастной и половой состав популяции

Возрастной и половой состав популяции – соотношение различных возрастных и половых групп.

Влияние факторов на размеры популяции

На пространственные и численные размеры популяции существенно влияют биотические и абиотические факторы.

Видообразование

Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени. Основа видообразования – наследственная изменчивость организмов.

Географическое видообразование

При географическом видообразовании новые виды возникают вследствие разделения ареала популяций родительского вида.

Пример видообразования

Так, возникли родственные виды ландыша. Основной вид был широко распространён в Евразии и разделился при наступлении ледников.

Понимание популяций, их характеристик и взаимодействия, а также процессов видообразования, является ключевым в изучении экосистем и сохранении биоразнообразия.

Экологическое видообразование — образование нового вида в результате освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида или в результате возникновения различий в образе жизни.

Интересным примером возникновения репродуктивной изоляции может служить погремок большой, который на нескашиваемом лугу цветёт и плодоносит всё лето. Но если в течение многих лет из года в год на лугу косить траву, многие растения в популяции не будут доживать до образования семян. В результате отбора, который в этом случае бессознательно осуществляется человеком, сохраняются и оставляют семена только те растения, которые либо цвели до начала покоса, либо после. Так возникли популяции погремка, растущие на одном лугу, но изолированные по срокам цветения. Лишённые возможности скрещиваться, они образовали раннецветущую и поздне-цветущую формы, которые в дальнейшем могут привести к возникновению отдельных видов.

Часто две формы видообразования действуют вместе, сменяя и дополняя друг друга, поэтому чётко определить границы каждой из них трудно. Однако во всех случаях для возникновения нового вида необходима какая-либо форма изоляции в течение определённого времени, пока естественный отбор не «разведёт» популяции окончательно.

Микроэволюция — начальный этап эволюционного процесса, который протекает внутри вида и приводит к образованию новых видов. Учение о микроэволюции развито Н. В. Тимофеевым-Ресовским. Микроэволюция осуществляется непосредственно внутри популяций, где встречаются особи с различными генотипами, и является следствием происходящих там мутаций и комбинаций генов. Естественный отбор постепенно меняет генный состав популяции (генофонд), что может привести к образованию нового подвида, а затем и вида. Признак появления нового вида — невозможность отделившейся популяции скрещиваться с особями исходной популяции и давать плодовитое потомство.

Краткая схема микроэволюции:

Задания части 2 егэ по теме популяция дивергенция изоляция видообразование

Разнообразие медведей как пример микроэволюции

Задания части 2 егэ по теме популяция дивергенция изоляция видообразование

Задание 1. 38. Перечислите четыре этапа образования вида.

Задание 2. 38. Приведите примеры географического видообразования. Чем заканчивается образование нового вида?

Задание 3. 38. В чём суть экологического видообразования? Ответ поясните примерами.

Задание 4. 38. На конкретных примерах покажите значение полиплоидии и гибридизации для видообразования.

Задание 1. 1. Изоляция популяций (географическая) или изменение условий обитания на части ареала, внутри популяции (биологическая изоляция).

2. Накопление мутаций, вследствие чего генофонд популяции становится неоднородным.

3. Сохранение полезных мутаций путём естественного отбора.

4. Возникновение репродуктивной изоляции, т. е. возникновение нового вида.

Задание 2. 1. Примером может служить наличие трёх подвидов синицы большой: евроазиатского, южно-азиатского и восточно-азиатского.

2. Виды ландыша — ландыш закавказский, майский и кейске, образовавшиеся в связи с движением разделением территории ледником в четвертичном периоде.

3. Ещё один пример географического видообразования — появление двух видов больших чаек — серебристой и клуши в районе Северного и Балтийского морей.

4. Образование нового вида всегда заканчивается репродуктивной изоляцией.

Задание 3. 1. Новый вид в этом случае появляется в пределах одной популяции материнского вида с возникновением биологической изоляции.

2. Примеры — две экологические расы погремка большого, пять разных рас севанской форели, 12 видов рыб-цихлид в озере Виктория, несколько видов синиц, отличающиеся пищевой специализацией и местами обитания.

2. Полиплоидия как способ симпатрического видообразования известна и у некоторых животных (иглокожие, членистоногие, кольчатые черви и др.).

3. По берегам реки Алдан растёт небольшая популяция растения рябинокизильника, берущего начало от межвидового гибрида рябины и кизильника (это пример естественной межвидовой гибридизации и полиплоидии в природе).

Смотреть еще: подготовка к ОГЭ по классу биология, репетитор по биологии – подготовка к ЕГЭ, мастер класс по биологии.

1. Ареалы трех видов современных двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоёмах, находятся в Австралии, Южной Америке и Африке. Какая форма изоляции лежит в основе данного видообразования? Знание какой теории в области геологии позволило учёным описать наиболее вероятный механизм формирования трех современных видов двоякодышащих рыб? Опишите, как с учетом этой теории происходило видообразование.

1. географическая (пространственная) изоляция; 2. теория дрейфа континентов (материков); 3. установлено, что Австралия, Южной Америка и Африка представляли собой единый континент, на котором обитали предки современных двоякодышащих рыб; 4. в результате расхождения материков в каждой изолированной популяции накопились различные мутации (изменился генофонд); 5. в каждой изолированной популяции на рыб оказывали воздействие разные условия (отбор работал в разных направлениях); 6. репродуктивная изоляция (действие отбора) привела к возникновению разных видов рыб.

2. Одно растение одуванчика занимает площадь 10 квадратных сантиметров и дает в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трех аргументов.

  1. Многие семена одуванчика попадают в неблагоприятные условия (отсутствие почвы, воды и т.п.) и не прорастают. 2) В благоприятных условиях одуванчики конкурируют с другими растениями за свет и воду, из-за этого не вырастают. 3) Семена и растения одуванчика поедаются растительноядными животными, грибами и бактериями.

3. Объясните, что такое популяционные волны и дрейф генов. В каких популяциях дрейф генов наиболее действенен?

  1. Популяционные волны – периодические колебания численности популяции. 2) Случайное (независимое от полезности) изменение доли гена в популяции. 3) Дрейф генов наиболее действенен в маленьких популяциях.

4. Рассмотрите схемы 1 и 2, иллюстрирующие процессы видообразования. На какой схеме отражено географическое (аллопатрическое) видообразование? Ответ поясните. Как происходит этот процесс видообразования?

  1. 1 – географическое видообразование; 2) исходный ареал оказался разделён преградой; 3) возникает географическая изоляция; 4) обмен генов становится невозможным; 5) происходит накопление мутаций в каждой популяции; 6) возникает репродуктивная изоляция (особи из разных популяций теряют способность скрещиваться); 7) образуются новые виды

5. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей.

  1. За счет мутаций глаза у слепышей уменьшились (недоразвились). 2) Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы). 3) В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.

6. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.

  1. появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела; 2) увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников); 3) закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции

7. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у животных.

  1. в результате мутаций появляются особи с новым проявлением признака, который в изменившихся условиях среды имеет адаптивный характер; 2) особи с новым признаком обладают преимуществом в борьбе за существование; 3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, это привело к закреплению нового адаптивного признака

8. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трех элементов.

  1. расширением ареала вида, популяции попадают в разные условия; 2) возникновением физических преград рельефа; 3) изоляцией популяций вида в связи с разрывом ареала, что приводит к изменению их генофонда в результате приспособления к разным условиям

9. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных болезнетворными микроорганизмами, со временем становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новых лекарственных препаратов. Объясните почему.

  1. в результате мутаций возникают особи с измененными свойствами; 2) устойчивость к антибиотикам является полезным признаком для микроорганизмов и поддерживается естественным отбором; 3) микроорганизмы обладают высокой скоростью размножения, и возникшие полезные мутации быстро распространяются; вскоре возникает новая популяция, невосприимчивая к антибиотику

10. Как с позиций современного эволюционного учения возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните.

  1. коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями; в популяции постоянно возникали мутации, среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской; 2) в борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами; 3) под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло; 4) в последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц всё более соответствовала основному фону окружающей среды

11. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствуют.

  1. в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд; 2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками; 3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

12. Не небольшом вулканическом острове Оаху, изрезанном скальными гребнями и долинами, заросшими влажным тропическим лесом, обитает 25 видов улиток. Всего на острове 25 долин со схожими условиями обитания, в каждой из которых обитает свой вид улиток. Какой тип видообразования обусловил появление такого разнообразия видов улиток? Ответ поясните. Какие факторы (движущие силы) эволюции обеспечили образование этих видов улиток и какова роль каждого из факторов?

  1. географическое (аллопатрическое) видообразование; 2) разделение долин скальными гребнями; 3) низкая миграционная способность улиток (невозможность преодолеть скальные гребни); 4) изоляция; 5) изоляция популяций друг от друга препятствовала обмену генами; 6) мутации; 7) мутации приводили к изменению генофонда в каждой популяции; 8) дрейф генов (эффект основателя); 9) каждая изолированная группа отличалась изначальным генофондом

13. При каких условиях генетически разнообразная популяция организмов может со временем образовать два вида? Укажите возможные причины разделения популяции с образованием двух видов. Ответ поясните.

  1. Для того, чтобы образовались два вида, должна возникнуть изоляция: 2) географическая изоляция возникает в результате появления физической преграды между частями популяции; 3) экологическая изоляция возникает при смене экологической ниши частью популяции; 4) изоляция может привести к образованию двух видов в случае невозможности скрещивания и обмена генами между новыми популяциями (репродуктивная изоляция).

14. Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.

  1. популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно изолированной от популяций собак (волков) других континентов; 2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки, аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни; 3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации) и привёл к изменению генофонда; 4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида.

15. Определите по рисунку вид изоляции севанской форели, приведший к образованию различных популяций. Ответ обоснуйте. Почему учёные относят эти популяции к одному виду? Почему севанская форель требует пристального внимания со стороны природоохранных организаций?

  1. экологическая изоляция; 2) в исходном виде сформировались популяции с разными местами нереста; 3) в исходном виде сформировались популяции с разными сроками нереста; 4) между популяциями нет репродуктивной изоляции, поэтому это один вид; 5) этот вид-эндемик обитает только в озере Севан

16. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошиному шампуню?

  1. в популяции блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к ядовитым веществам (разными мутациями); 2) при обработке шампунем (в ходе борьбы за существование) неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают; 3) выжившие блохи передают гены устойчивости к яду (мутацию) своим потомкам (получим преимущество в размножении); 4) в результате естественного отбора формируется новая популяция, устойчивая к яду шампуня

17. Вид азиатской птицы зеленоватой камышевки (Phylloscopus trochiloides) распространился на восток и запад Тибетского плато с юга, огибая непроходимые Гималаи (направление распространения вида указано стрелками), где миграция из-за высоты гор невозможна. При этом образовалось множество подвидов, которые различаются по мотивам песни и окраске. Соседние подвиды способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. viridanus и P. plumbeitarsus). Однако дальние подвиды не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. trochiloides и P. plumbeitarsus). Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у дальних подвидов (P. trochiloides и P. plumbeitarsus) скрещивание отсутствует? Дайте аргументированный ответ.

  1. географическое (аллопатрическое) видообразование; 2) дальние подвиды долгое время не контактировали между собой (отсутствовал поток генов); 3) в результате между подвидами накопились значимые генетические различия (генофонд подвидов стал различаться); 4) поэтому возникла репродуктивная изоляция.

18. Виды тихоокеанской саламандры (Ensatina) распространены вокруг долины в Калифорнии, которая ограничена горным массивом. В процессе эволюции последовательно образовались виды, которые отличались друг от друга по окраске и другим морфологическим признакам (направление распространения видов указано на рисунке стрелками). Соседние виды способны свободно скрещиваться (например, E.klauberi и E.oregonensis). Однако виды (E.klauberi и E.platensis), ареалы которых тоже соприкасаются, не могут скрещиваться Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у видов E.klauberi и E.platensis скрещивание отсутствует? Дайте аргументированный ответ.

  1. географическое (аллопатрическое) видообразование; 2) виды (E.klauberi и E.platensis) не способны скрещиваться, так как долгое время не контактировали между собой (отсутствовал поток генов); 3) в результате между видами накопились значимые генетические различия (генофонд видов стал различаться); 4) возникла репродуктивная изоляция.

19. Многие животные совершают в течение своей жизни регулярные или нерегулярные миграции. Назовите не менее трёх возможных причин таких перемещений. Каждую причину сопроводите примером.

  1. размножение; 2) например, миграция рыб из морей в реки на нерест; 3) смена экосистем (пожар в лесу, истощение природных ресурсов, увеличение внутривидовой конкуренции); 4) например, перемещение грызунов после пожара; 5) сезонные изменения условий обитания; 6) например, перелёты птиц (миграция северных оленей); 7) суточные изменения условий обитания; 8) например, вертикальная миграция зоопланктона (приливно-отливные миграции). В пунктах 2, 4, 6, 8 возможны иные подходящие по смыслу примеры.

20. Среди позвоночных животных известны случаи заразного рака: трансмиссивная венерическая опухоль собак, передающаяся половым путём, и лицевая опухоль тасманийского дьявола, передающаяся при укусах. Трансмиссивная венерическая опухоль собак появилась порядка 10 000 лет назад. После заражения у собак образуются опухоли на гениталиях, которые со временем регрессируют и не приводят к смерти хозяина, но некоторое время активно передаются другим особям. Лицевая опухоль тасманийского дьявола эволюционно молода, впервые была выявлена в 1996 году. В случае заражения приводит к смерти от истощения в течение 12–18 месяцев в практически 100 % случаев, так как опухоли на лице делают невозможным употребление пищи. Предположим, что 10 000 лет назад трансмиссивная венерическая опухоль собак была так же летальна, как лицевая опухоль тасманийского дьявола на данный момент. Объясните с точки зрения эволюционного учения Дарвина, как смертельный рак может превратиться в несмертельный.

  1. благодаря мутациям в исходной популяции раковых клеток у разных особей возникают опухоли, различающиеся по смертельности; 2) если носители раковых клеток слишком быстро и слишком часто умирают, то это сдерживает распространение раковых клеток в популяции носителей; 3) если носители раковых клеток не умирают от рака, то это способствует большему распространению раковых клеток в популяции носителей; 4) в ряду поколений носителей увеличивается доля носителей несмертельных линий рака.

21. На рисунке изображены формы клюва у представителей разных видов семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах. Укажите последовательность процессов, которые привели к формированию многообразия форм клюва с позиции современной синтетической теории эволюции. Как называется такая форма направленной эволюции? Чем она характеризуется?

  1. особи исходного вида, попавшие на острова, оказались в разных экологических нишах (разных условиях питания); 2) в каждой популяции возникали мутации; 3) разные мутации поддерживались естественным отбором; 4) накопление мутаций привело к репродуктивной изоляции; 5) дивергентная форма эволюции (дивергенции); 6) новые виды при такой форме образуются путём расхождения от одного общего предка.

22. Объясните с позиции современного эволюционного учения, как сформировались и сохранились в процессе эволюции ядовитые железы у древесной квакши.

  1. в исходной популяции появились мутировавшие особи с наличием ядовитых желёз; 2) они имели преимущество в борьбе за существование; 3) благодаря естественному отбору эти мутации распространялись (накапливались) в популяции.

23. Предковый вид ландышей был широко распространен в лиственных лесах Евразии несколько миллионов лет назад. Сейчас существует три вида ландышей, сохранившихся в Европе, Закавказье и на Дальнем Востоке. Как называется такой способ видообразования? Какое климатическое событие привело к дивергенции ландышей? Как происходило видообразование?

  1. географическое (аллопатрическое) видообразование; 2) оледенение в Северном полушарии (образование ледника); 3) в изолированных популяциях накапливались разные мутации; 4) в разных ареалах (условиях среды) действовали разные факторы; 5) произошла репродуктивная изоляция.

24. Лемуровые – семейство древесных теплолюбивых млекопитающих из отряда Приматы. Ископаемые остатки предков лемуров были найдены на разных континентах, но в настоящее время лемуры являются эндемиками Мадагаскара (острова у юго-восточного побережья Африки). Чем может объясняться сохранение этих животных на Мадагаскаре и вымирание в других регионах? Какие факторы эволюции способствовали дивергентному видообразованию лемуров в условиях Мадагаскара?

  1. Мадагаскар отделен от континентов (фауна острова изолирована); 2) на Мадагаскаре лемуры не имели конкурентов со схожими экологическими нишами; 3) на остальных территориях лемуры были вытеснены другими древесными млекопитающими (другими приматами); Факторы эволюции: 4) изоляция; 5) мутации ИЛИ наследственная изменчивость; 6) популяционные волны; 7) дрейф генов.

25. Закон Харди-Вайнберга гласит: при определённых условиях относительные частоты аллелей в популяции остаются неизменными из поколения в поколение. Закон справедлив, если соблюдается ряд условий. Какие это условия?

  1. популяция велика; 2) в популяции осуществляется свободное скрещивание (панмиксия); 3) отсутствует естественный отбор; 4) не возникает новых мутаций; 5) нет миграции в популяцию или из популяции.

26. У двух видов мохноногих хомячков ареалы не перекрываются: джунгарский хомячок живет в Западной Сибири и на севере Казахстана, а хомячок Кэмпбелла обитает на территории Забайкальского края, Бурятии, Монголии, Северного Китая. Если в лабораторных условиях пытаться скрестить особей разных видов, то в большинстве случаев наблюдается рождение стерильного потомства или гибель беременных самок из-за крупных размеров эмбрионов. Какие две формы изоляции описаны для этих видов хомячков? Какое значение имеет изоляция как фактор микроэволюции? Ответ поясните.

  1. географическая изоляция (неперекрывающиеся ареалы); 2) репродуктивная изоляция (невозможность формирования плодовитого потомства); 3) изолированные популяции (виды) накапливают различия в генофондах; 4) в условиях изоляции затрудняется обмен генами между популяциями ИЛИ в условиях изоляции сохраняется специфичность генофонда популяций (видов); 5) изоляция способствует видообразованию.

27. Рассмотрите схемы процессов видообразования А и Б. На какой схеме отражено экологическое (симпатрическое) видообразование? Ответ поясните. Как происходит этот процесс видообразования?

  1. А — экологическое (симпатрическое) видообразование; 2) в пределах исходного ареала сформировались разные экологические условия ИЛИ в пределах исходного ареала особями осваивались новые (разные) экологические ниши; 3) возникает экологическая изоляция; 4) обмен генов становится невозможным или затрудняется; 5) происходит накопление мутаций в каждой экологически изолированной группе особей; 6) возникает репродуктивная изоляция (особи из разных экологических групп теряют способность скрещиваться); 7) образуются новые виды.

28. Вид азиатской птицы зеленоватой камышевки (Phylloscopus trochiloides) распространился на восток и запад Тибетского плато с юга, огибая непроходимые Гималаи (направление распространения вида указано стрелками), где миграция из-за высоты гор невозможна. При этом образовалось множество подвидов, которые различаются по мотивам песни и окраске. Соседние подвиды способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. viridanus и P. plumbeitarsus). Однако дальние подвиды не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. trochiloides и P. plumbeitarsus). Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у соседних подвидов (P. viridanus и P. plumbeitarsus) происходит скрещивание? Дайте аргументированный ответ.

  1. географическое (аллопатрическое) видообразование; 2) из-за отсутствия преград соседние подвиды могут мигрировать (осуществляется поток генов); 3) в результате между подвидами не накапливаются значимые генетические различия (не отличается генофонд подвидов); 4) отсутствует репродуктивная изоляция.

29. Виды тихоокеанской саламандры (Ensatina) распространены вокруг долины в Калифорнии, которая ограничена горным массивом. В процессе эволюции последовательно образовались виды, которые отличались друг от друга по окраске и другим морфологическим признакам (направление распространения видов указано на рисунке стрелками). Соседние виды способны свободно скрещиваться (например, E. klauberi и E. oregonensis). Однако виды (E. klauberi и E. platensis), ареалы которых тоже соприкасаются, не могут скрещиваться. Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у соседних подвидов (E. klauberi и E. oregonensis) происходит скрещивание? Дайте аргументированный ответ.

30. На рисунках продемонстрированы основные пути, ведущие к появлению новых видов: дивергентный, филетический, гибридогенный. Установите соответствие между основными путями и рисунками 1-3. Дайте характеристику каждого из путей.

  1. 1 – филетический путь (филогенез); 2) преобразование одного вида в другой (вида А в вид В); 3) 2 – гибридогенный путь; 4) скрещивание (слияние) двух видов (видов А и В) и образование нового вида (вида С); 5) 3 – дивергентный путь; 6) разделение одного вида (вида А) на два (виды А и В).

31. Какой способ видообразования изображён на рисунке? Объясните, какие факторы эволюции этому способствовали.

  1. географическое видообразование связано с расселением исходного вида на новые территории, расчленением исходного ареала непреодолимыми преградами; 2) в изолированных популяциях накапливались новые мутации; 3) в результате естественного отбора сохранились особи с новыми признаками; 4) прекращение скрещивания между особями различных популяций привело к репродуктивной изоляции, изменению генофонда популяций и образованию новых видов.

32. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция? Ответ поясните.

  1. географическая изоляция; 2) репродуктивная изоляция может привести к образованию трех родственных видов синиц; 3) в результате изоляции прекращается скрещивание между особями разных популяций, обмен генами и накапливаются отличия.

33. На острове Святого Фомы обнаружено два вида безногих амфибий – кольчатых червяг, обитающих во влажной рыхлой почве. Известно, что около 300 тыс. лет назад вулкан, расположенный в центре острова, неоднократно извергался, изливая мощные потоки лавы. На основании этого факта предположите, какая форма видообразования связана с появлением двух видов червяг на острове Св. Фомы? Ответ поясните. Какие эволюционные факторы обеспечили образование этих видов червяг и какова роль каждого из этих факторов?

  1. географическое (аллопатрическое) видообразование; 2) разделение острова потоками лавы; 3) низкая миграционная способность червяг (невозможность преодолеть застывшие потоки лавы); 4) изоляция; 5) изоляция препятствует обмену генами между популяциями; 6) мутации; 7) мутации приводят к изменению генофонда в каждой популяции; 8) дрейф генов (эффект основателя); 9) каждая изолированная группа отличалась изначальным генофондом.

34. Объясните с позиции дарвинизма формирование устойчивости к пестицидам у паутинного клеща.

  1. в популяции клещей есть особи с различной степенью устойчивости к пестицидам (устойчивые и неустойчивые); 2) при обработке растений пестицидами менее устойчивые клещи погибают, а более устойчивые выживают; 3) выживающие клещи дают больше плодовитого потомства; 4) в результате в последующих поколениях в популяции доля клещей, устойчивых к инсектициду, становится всё больше.

35. Когда человечество впервые получило первый очищенный антибиотик – пенициллин и начало использовать его для борьбы с бактериальными инфекциями, пенициллин практически всегда способствовал уничтожению бактерий, чувствительных к нему. Однако через некоторое время обнаружилось, что отдельные штаммы некоторых видов бактерий, которые ранее были чувствительны к пенициллину, оказываются нечувствительными к антибиотику. Объясните с позиции современного эволюционного учения возникновение у бактерий устойчивости к пенициллину. Почему антибиотики бессильны против вирусных заболеваний?

  1. в популяции бактерий у отдельных особей возникают мутации, обеспечивающие устойчивость к пенициллину; 2) при контакте с пенициллином большая часть особей погибает, выживают только особи с устойчивостью; 3) выжившие особи передают гены устойчивости следующим поколениям, новая популяция оказывается устойчивой к пенициллину; 4) антибиотики воздействуют на структуры, которые присутствуют в бактериальной клетке (клеточная стенка, рибосомы), но отсутствуют у вирусов.

36. Предки современных кротов вели наземный образ жизни. Что могло способствовать изменению их среды обитания? Объясните эволюционный механизм редукции органов зрения у предков крота.

  1. Обилие пищи в почве (ослабление конкуренции за пищу в почве). 2) Глаза предков кротов, оказавшихся в почве, часто засорялись (инфицировались). 3) В предковой популяции возникали случайные мутации, приводившие к редукции органа зрения. 4) В результате естественного отбора выживали более приспособленные особи (с редуцированными глазами (принимать обратное утверждение про гибель особей с обычными глазами). 5) Данные особи передали эти мутации потомству и мутации распространились в популяциях вида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *