Новое изображение вселенной выявило почти 1 млн объектов высокой энергии

Результаты наблюдения космоса с помощью рентгеновского телескопа eROSITA

Ученые представили результаты наблюдения за космосом с помощью рентгеновского космического телескопа eROSITA.

Каталог eRASS1

1 февраля астрономы представили каталог eRASS1, который является крупнейшим в истории каталогом самых мощных источников энергии во Вселенной. В каталоге содержатся данные о взрывающихся массивных звездах, активных ядрах галактик, крупнейших структурах во Вселенной и других удивительных объектах.

Начало работы eROSITA

Космический рентгеновский телескоп eROSITA был запущен в 2019 году и за первое полугодие работы обнаружил почти 1 миллион источников высокой энергии, включая более 700 000 сверхмассивных черных дыр.

Важные открытия

Основные результаты наблюдений eROSITA включают обнаружение более 1000 сверхскоплений галактик, двух квазипериодически извергающихся черных дыр и эффектов рентгеновского излучения на планеты с водой и атмосферой.

Каталог eRASS1 анализирует

В каталоге eRASS1 представлены данные, собранные с декабря 2019 года по июнь 2020 года. Телескоп eROSITA обнаружил около 170 миллионов фотонов рентгеновского света и 900 000 источников рентгеновского излучения.

Разнообразие объектов

Каталог содержит информацию о 180 000 излучающих рентгеновское излучение звездах в Млечном Пути, 12 000 скоплений галактик и разнообразных объектах, таких как двойные звезды, сверхновые остатки, пульсары и многое другое.

Публикация данных

Полученные данные точно определяют местоположение, время прибытия и энергию отдельных фотонов рентгеновского излучения. Результаты наблюдений помогут расширить наши знания о Вселенной и ее эволюции.

Изображение

Новый детектор Европейского космического агентства

Как уже писал Фокус, один из самых дорогостоящих проектов Европейского космического агентства официально получил зеленый свет. Дело в том, что наконец-то стало известно, что новый детектор для обнаружения явления, предсказанного Эйнштейном, будет реализован.

Также Фокус писал о том, что астрономы обнаружили галактику, которая излучает в 10 раз меньше света, чем самые тусклые галактики. Новое открытие может изменить представление астрономов о природе темной материи.

Правило Тициуса — Боде

Правило Ти́циуса — Бо́де представляет собой эмпирическую формулу, приблизительно описывающую расстояния между планетами Солнечной системы и Солнцем (средние радиусы орбит). Эта закономерность была обнаружена Иоганном Тициусом в 1766 году и получила известность благодаря работам Иоганна Боде в 1772 году.

Формулировка правила

Правило формулируется следующим образом. К каждому элементу последовательности прибавляется 4, затем результат делится на 10. Полученное число считается радиусом орбиты i-й планеты в астрономических единицах.

Пример:

• Для Меркурия – 0,4
  • Для Венеры – 0,7
  • Для Земли – 1,0
  • И т.д.

Другая формулировка

Для любой планеты среднее расстояние от её орбиты до орбиты самой внутренней планеты в два раза больше, чем среднее расстояние от орбиты предыдущей планеты до орбиты самой внутренней планеты.

ПланетаРадиус орбиты (а.е.)
Пояс астероидов2,8
Плутон38,8

Первое упоминание о подобной закономерности встречается в учебнике Дэвида Грегори Начала астрономии (The Elements of Astronomy, 1715).

Новый закон не привлёк большого внимания до тех пор, пока в 1781 году не был открыт Уран, который почти точно лёг на предсказанную последовательность. После этого Боде призвал начать поиски недостающей планеты между Марсом и Юпитером. Именно в том месте, где должна была располагаться эта планета, была обнаружена Церера.

Таким образом, правило Тициуса — Боде сыграло значительную роль в истории астрономии и помогло обнаружить новые объекты в Солнечной системе.

Резонансные орбиты и орбитальные резонансы в планетной системе

Правило не имеет конкретного математического и аналитического (через формулы) объяснения, основанного только на теории гравитации, так как не существует общих решений так называемой задачи трёх тел (в простейшем случае), или задачи N тел (в общем случае). Прямое численное моделирование также затруднено огромным объёмом вычислений.

Резонансным орбитам сейчас в основном соответствуют планеты или группы астероидов, которые постепенно (за десятки и сотни миллионов лет) выходили на эти орбиты. В случаях, когда планеты (а также астероиды и планетоиды за Плутоном) не расположены на стабильных орбитах (как Нептун) и не расположены в плоскости эклиптики (как Плутон), наверняка в ближайшем (относительно сотен миллионов лет) прошлом имели место инциденты, нарушавшие их орбиты (столкновение, близкий пролёт массивного внешнего тела). Со временем (быстрее к центру системы и медленнее на окраинах системы) они неизбежно займут стабильные орбиты, если им не помешают новые инциденты.

Пояс Койпера и орбитальные резонансы

Само существование резонансных орбит и само явление орбитального резонанса в нашей планетной системе подтверждается экспериментальными данными по распределению астероидов по радиусу орбиты и плотности объектов KBO пояса Койпера по радиусу их орбиты.

Сравнивая структуру стабильных орбит планет Солнечной системы с электронными оболочками простейшего атома, можно обнаружить некоторое подобие, хотя в атоме переход электрона происходит практически мгновенно только между стабильными орбитами (электронными оболочками), а в планетарной системе выход небесного тела на стабильные орбиты занимает десятки и сотни миллионов лет.

Проверка для спутников планет Солнечной системы

Три планеты Солнечной системы — Юпитер, Сатурн и Уран — имеют систему спутников, которые, скорее всего, сформировались в результате таких же процессов, как и сами планеты. Эти системы спутников образуют регулярные структуры, на основе орбитальных резонансов, которые, правда, не подчиняются правилу Тициуса — Боде в его первоначальном виде. Однако, как выяснил в 1960-е годы астроном Стэнли Дермотт (англ.), можно немного обобщить правило Тициуса — Боде:

Проверка для экзопланет

где R и C — параметры, обеспечивающие наилучшее приближение к наблюдаемому распределению.

Было обнаружено, что из 27 отобранных для анализа систем 22 системы удовлетворяют взаимным соотношениям радиусов орбит даже лучше, чем Солнечная система, 2 системы подходят под правило примерно как Солнечная, у 3 систем правило работает хуже Солнечной.