Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

Условные рефлексы

Условные рефлексы – это индивидуальные приспособительные реакции животных, имеющих центральную нервную систему, а также у человека. Они формируются у каждой отдельной особи на основе её жизненного опыта. Термин условные рефлексы был предложен в 1903 году И. П. Павловым.

Условные рефлексы возникают только в определенных условиях, в состоянии бодрствования, на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем (любые изменения внешней и внутренней среды, воспринимаемые организмом) и безусловным рефлексом. Раздражитель становится условным сигналом, подготавливающим организм к приспособительной деятельности, совпадая по времени с осуществлением этой деятельности.

При образовании условных рефлексов происходит схождение возбуждений от рецепторов при воздействии условного и безусловного раздражителей на одних и тех же нейронах, а также синхронизация активности пространственно удаленных участков головного мозга. Большее число повторений воздействия условного раздражителя и его подкрепления безусловным упрочняет временную связь между двумя очагами возбуждения в ЦНС.

Действие условного раздражителя впоследствии приводит к возникновению второго очага возбуждения и вызывает ответную реакцию организма на безусловный раздражитель. Образование и закрепление условных рефлексов сопровождается возникновением новой рефлекторной дуги.

Значение условных рефлексов в животном мире

При положительных (подкрепляемых) условных рефлексах условный сигнал вызывает возбуждение и определенную деятельность организма, например, реакцию на пищу. С другой стороны, при отрицательных (неподкрепляемых) условных рефлексах тормозится деятельность из-за внутреннего торможения.

Виды условных рефлексов

Натуральные условные рефлексы формируются на основе естественных свойств безусловного подкрепления, таких как вид или запах пищи. Искусственные условные рефлексы, напротив, создаются на основе раздражителей, изначально не связанных с подкреплением, таких как звук или свет.

По типу ответных реакций условные рефлексы подразделяют на вегетативные и соматодвигательные. По безусловному рефлексу, на котором они основаны, выделяют пищевые, защитные и другие виды рефлексов.

Порядки условных рефлексов

Условные рефлексы могут быть разного порядка – от первого, формирующегося на базе безусловных рефлексов, до более высоких порядков. Например, у собаки могут возникать рефлексы до 5-го или 6-го порядка, а у человека до порядка выше 20-го, что отражается в его способности к сложным двигательным актам.

Значение условных рефлексов

Биологическое значение условных рефлексов заключается в расширении адаптивных возможностей организма и быстрой динамической смене реакций. Пластичность поведения, обусловленная условными рефлексами, придает организму способность к быстрой адаптации.

Заключение

Условные рефлексы играют важную роль в животном мире, обеспечивая адаптивную реакцию на различные сигналы из окружающей среды. Их изучение позволяет понять механизмы поведенческих ответов и приспособительные возможности живых организмов.

Опубликовано 30 августа 2023 г. в 12:06 (GMT+3). Последнее обновление 30 августа 2023 г. в 12:06 (GMT+3).

Бихевиоризм в современной психологии

Бихевиоризм и современная психология появились практически одновременно на заре XX века. Начально бихевиоризм был скорее теоретическим направлением, сфокусированным на изучении поведения животных и людей. Однако позже его принципы и методы нашли широкое практическое применение в различных областях, начиная от воспитания детей и коррекции психических расстройств и заканчивая политическими и экономическими решениями.

Чтобы понять потенциал бихевиористического подхода, давайте рассмотрим его более подробно.

Определение, суть, и ключевые понятия бихевиоризма

Бихевиоризм является одним из основных направлений в психологии, сфокусированным на изучении поведения индивида и способов его влияния. Само название уже намекает на суть подхода: в переводе с английского behavior означает поведение.

Ключевым положением для бихевиоризма является идея того, что поступки индивида формируются из рефлексов – как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, включая опыт из прошлого. Основные понятия бихевиористского подхода:

  • Подкрепление: влияние на принимаемое индивидом решение и его действия может оказываться путем подкрепления. Подкрепление бывает позитивным (поощрением, похвалой) и негативным (наказанием, критикой).

  • Внутренние процессы: мысли, чувства, желания и другие внутренние состояния человека не учитываются в рамках бихевиоризма, так как они являются субъективными и слишком сложными для точного анализа.

  • Стимулы и отклики: целью бихевиористов является изучение взаимосвязи между внешними стимулами и откликами на них, что позволяет прогнозировать и управлять поведением.

История возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм был разработан американским психологом Джоном Б. Уотсоном в начале XX века. Уотсон считал, что поведение человека и животных представляет собой реакции на внешние стимулы. Он представил взаимосвязь стимулов и ответных действий в виде схемы S-R (где S – стимул, R – ответ), считая, что изменяя стимулы, можно изменить поведение.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на развитие психологии и по сей день находит свое применение в различных областях, от образования до бизнеса.

Выводы

В итоге, мы видим, что бихевиоризм как научное направление имеет свои корни в исследованиях русских ученых, идеях Джона Локка и понятиях закона эффекта. Он ставит в центр внимания влияние окружающей среды на формирование и изменение человеческого поведения, подтверждая это на практике через эксперименты и наблюдения.

Бихевиоризм можно рассматривать как важное направление в психологии, позволяющее лучше понять и объяснить причины поведенческих реакций у людей и животных. Его основные положения и методы исследования помогают ученым разрабатывать новые подходы к пониманию человеческой природы и развития.

И хоть бихевиоризм имеет критиков и оппонентов, его влияние на современную психологию остается значительным, и его методы все еще используются и развиваются в рамках современных исследований.


Источники
https://nadpo.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бихевиоризм
https://psyacademy.ru/questions/bio/9052-chto-takoe-biheviorizm.html

Далее перешли к формированию условной реакции — страха. Для этого малышу показали крысу и одновременно у него за спиной (чтобы он не увидел) постучали молотком по железной трубе. Ребенок испугался громких звуков и заплакал. Манипуляции повторяли несколько раз. В результате Альберт сначала напрягался в ожидании жуткого грохота при появлении грызуна, а позже — пугался и начинал плакать уже при виде крысы и без звукового сопровождения.

Итогом эксперимента стало одновременно обусловливание реакций и обобщение (генерализация) стимулов — малыша приводили в ужас все белые пушистые предметы. Исключением не стал и сам Джон Уотсон, который появился перед Альбертом в маске бородатого Санта-Клауса.

Котики и «проблемный ящик» Эдварда Торндайка

Существенное влияние на становление бихевиористского подхода оказали исследования Эдварда Ли Торндайка, психолога, педагога, президента Американской психологической ассоциации. В частности — эксперимент с кошками и «проблемным ящиком».

В ходе исследования животных запускали в специальную конструкцию — коробку-головоломку с дверкой. К этой дверке была прикреплена веревка, а к ней — груз. Чтобы выбраться из заточения, кошке нужно было нажать лапой на рычаг. Это приводило в движение нехитрый механизм: веревка натягивалась, поднимался груз, благодаря этому дверка открывалась, и животное могло выбраться наружу. После такого освобождения пушистая участница эксперимента получала положительное подкрепление — в виде угощения. С каждым разом кошки тратили все меньше времени на то, чтобы выбраться из коробки. Эксперимент позволил ученому изучить двигательные реакции пушистых подопытных и сделать вывод: они действуют методом проб и ошибок (в этом состоит так называемое оперантное поведение), а в их памяти надежно фиксируются действия, которые приводят к успеху.

На основании результатов проведенных экспериментов Эдвард Торндайк сформулировал законы научения:

Благодаря исследованиям всех этих ученых, их выводам разрабатывалась бихевиористика, формировались и ключевые положения бихевиоризма, и его направления.

Направления бихевиоризма и их представители

Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

На этапе формирования поведенческий подход был представлен классическим бихевиоризмом, который рассматривал поведение человека (или животных) как сочетание стимулов и связанных с ними ответных действий. Позже, в процессе развития, появились отдельные самостоятельные направления, которые во многих моментах дополнили и уточнили основную схему бихевиоризма. Правда, какой-то единой универсальной классификации по понятным критериям создано не было.

Рассмотрим наиболее известные и значимые направления бихевиористского течения и обозначим их принципиальные моменты.

Классический бихевиоризм Уотсона

Классический (или методологический) бихевиоризм — это то, с чего все началось. Его создатель Джон Уотсон стремился приблизить психологию к естественным наукам, сделать ее более объективной.

Ученый придерживался такой позиции: поскольку наблюдать и измерять можно только внешние проявления — например, ответные реакции индивида на какие-то раздражители, значит, нет смысла скрупулезно изучать все, что скрыто от посторонних глаз — внутренний мир индивида, его внутренние переживания, чувства, мысли, сознание, которые невозможно измерить, оценить, сделать объективный вывод. При этом Уотсон считал, что между поведением человека и других живых существ особой разницы нет.

Таким образом, внимание классических бихевиористов было приковано к поведению человека. Детальное изучение реакций на стимулы им было необходимо для того, чтобы формировать у индивида желаемые качества, конкретные умения и навыки посредством воздействия на среду, в которой он находится.

Радикальный бихевиоризм Скиннера

Если классический бихевиоризм исследовал только внешние проявления — действия, реакции, поступки, за которыми можно наблюдать, то радикальный бихевиоризм (или необихевиоризм) рассматривал алгоритм «стимул — реакция» несколько иначе. Представители нового направления — его основатель Беррес Скиннер и Кларк Халл — расширили классическую схему, дополнив ее промежуточными переменными и предложив учитывать внутренние факторы (в число которых входили, например, чувства и мысли). По мнению ученых, это необходимо, например, чтобы объяснить изменчивость поведения или его кажущуюся спонтанность.

Скиннером была сформулирована теория оперантного обусловливания (или научения) — так называется метод обучения, суть которого сводится к тому, что поведением управляют его последствия (положительный или отрицательный результат действий).

Толмен и его когнитивный бихевиоризм

Второе название этого направления, которое появилось во второй половине XX века, — целевой бихевиоризм. Его основал американский психолог, автор концепции так называемых «когнитивных карт» Эдвард Чейз Толмен.

Он придерживался точки зрения, что классическая бихевиористская модель «стимул — реакция» (S-R) не является полной, завершенной. Толмен предложил включить в эту схему промежуточные переменные, под которыми подразумевалось все, что касалось организма индивида (его когнитивной деятельности) и могло повлиять на его поведение. Такими промежуточными переменными являлись знания и опыт, ожидания, эмоции и ощущения (например, чувство голода или жажды) и т. д. Эти внутренние механизмы, руководящие поведением, получили название когнитивных (познавательных) карт. Иными словами — это субъективные картины, содержащие субъективные координаты в пространстве, которые помогают индивиду ориентироваться, воспринимать мир вокруг него.

С учетом дополнений новая формула поведения принимает вид S-O-R, где S — внешний стимул (или независимая переменная), O — организм (промежуточные переменные), а R — ответная реакция (или зависимая переменная).

Психологический бихевиоризм Стаатса

Эту версию бихевиоризма предложил американский психолог Артур Стаатс. Если классическое направление бихевиористики фокусировалось на наблюдаемом поведении — внешних проявлениях, то у психологического ответвления появился другой предмет исследований — фокус внимания сместился на личность и внутренний мир индивида. Стаатс был убежден, что психологию (а она включает личность, эмоции, обучение) можно объяснить через то, как человек себя ведет, как реагирует на мир вокруг себя.

Стаатс предполагал, что каждая личность — это в том числе репертуары поведения, т. е. определенные наборы навыков, ответных реакций, которые индивид усваивает и использует в различных ситуациях. Причем для одной и той же ситуации адекватными могут считаться разные репертуары поведения, разные способы решения вопросов.

Ученый выделял три поведенческих репертуара:

У новорожденных нет никаких сценариев поведения. Когда они растут и развиваются, они учатся и усваивают множество полезных и жизненно необходимых навыков, накапливают багаж знаний — формируется базовый поведенческий репертуар. С ним человек и будет «гастролировать» по жизни, постепенно пополняя его новыми «ролями».

Основатель психологического бихевиоризма известен в том числе и тем, что придумал такую воспитательную технику, как «тайм-аут»: Стаатс предложил на время изолировать от общества непослушных или нашкодивших детей, чтобы они осознали свои проступки и наедине с собой подумали над своим поведением. Этот прием ученый предварительно протестировал на собственных детях.

Сильные и слабые стороны подхода

Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

Бихевиоризм — важная веха в развитии психологии, педагогики, психотерапии. Для своего времени этот подход являлся прогрессивным взглядом на многие аспекты, позволил провести множество исследований и сделать значимые открытия, что послужило отправной точкой для формирования новых направлений психологической науки.

Впрочем, у бихевиоризма, как и у других течений были свои сильные и слабые стороны.

К преимуществам бихевиористского подхода можно отнести следующие моменты:

Среди недостатков этого подхода выделяют:

Пытаясь выстраивать новые сценарии реагирования, бихевиористы оставляли без внимания важные внешние факторы, а именно — социум, психический образ, мотивацию, которые оказывают заметное влияние на то, как человек себя ведет и что делает.

В каких сферах применяют бихевиористский подход сегодня?

Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

Подход, принципы, методы и приемы, разработанные когда-то бихевиористами, широко используются и сегодня. Например,

Заключение

Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

Итак, бихевиоризм — одно из основополагающих направлений современной психологии, у которого есть мощная теоретическая база и широкие возможности практического применения. Этот подход недостаточно универсален — поскольку в центре внимания бихевиористов все же внешние проявления, ответные реакции, а то, что происходит внутри в большинстве случаев остается за кадром.

Тем не менее именно благодаря бихевиоризму можно объяснить нюансы человеческого поведения, реакций на внешние раздражители и скорректировать поведенческий репертуар.

Где можно этому научиться?

Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

Хотите более детально познакомиться с различными направлениями психологической науки, основательно изучить интересующие вас темы? Приглашаем к нам в Национальную академию дополнительного профессионального образования!

Вы можете выбрать для себя наиболее подходящий вариант и приступить к обучению сразу после оплаты. В НАДПО есть:

Устройство и принцип работы электроэнцефалографа

Электроэнцефалограф — это многоканальный прибор, используемый для неинвазивной диагностики и проводящий высокоинформативные исследования. Он позволяет регистрировать электрические биопотенциалы головного мозга, которые отражают его функциональную активность. В результате работы прибора получается запись, называемая электроэнцефалограммой. От правильного выбора типа и качества оборудования напрямую зависит достоверность регистрируемых данных. В этой статье мы рассмотрим особенности и основные характеристики прибора.

Принцип работы электроэнцефалографа

В головном мозге человека постоянно протекают физико-химические процессы. Они проявляются различными по амплитуде и частоте электрическими колебаниями: альфа-, бета-, гамма-, тета- и дельта-ритмами. Их активность зависит от внешних раздражителей и особенностей функционирования головного мозга конкретного человека. Электроэнцефалограф считывает эти волны от соответствующего числа пар электродов, закрепленных на голове обследуемого, и регистрирует их на бумаге или выводит на экран. Затем полученные сведения изучаются и расшифровываются специалистом, и ставится диагноз.

Назначение и применение электроэнцефалографа

Оборудование используется в практической медицине в отделениях неврологии, нейрохирургии, психиатрии, реаниматологии, функциональной диагностики; а также в научно-исследовательской сфере в области нейро- и психофизиологии. В результате работы прибора получается запись амплитудно-частотных характеристик электрической активности головного мозга. Данные сведения широко используются при диагностике эпилепсии, последствий черепно-мозговых травм, патологий сосудов головного мозга и других заболеваний, а также для оценки эффективности проводимой терапии.

Классификация

Представленное на рынке оборудование оптимизировано для решения определенных задач. Приборы принято классифицировать следующим образом:

Это компактные устройства с набором необходимых функций, которые могут возить с собой мобильные бригады врачей. Портативный электроэнцефалограф работает на аккумуляторах и подходит для использования в экстренных ситуациях. Они обычно работают от электросети. Используются в лечебных учреждениях и позволяют проводить полноценную клиническую запись высокого качества.

По способу регистрации сигнала В них полученные данные печатаются на бумажной ленте. В этом случае данные выводятся на экран, параллельно сохраняясь в памяти компьютера.

Регистрация ЭЭГ

В основе данного диагностического метода лежит определение разности потенциалов между двумя точками. Сигнал электрической активности головного мозга поступает в аппаратную часть электроэнцефалографа. Здесь происходит его усиление, фильтрация и калибровка. В результате этих операций устраняются различные артефакты (внешние помехи), благодаря чему можно получать максимально точные сведения об активности головного мозга. Затем получаемый сигнал преобразуется из аналогового в цифровой, обрабатывается в специальной программе и выводится на бумажную ленту и/или на экран в виде графика.

Устройство электроэнцефалографа

Стандартный электроэнцефалограф состоит из нескольких компонентов:

В качестве опции прибор может дополнительно комплектоваться устройствами для проведения функциональных проб (со звуком и фотостимуляцией) и системами ЭЭГ-видеомониторинга. Они позволяют обнаруживать такие нарушения, которые невозможно выявить со стандартным оборудованием.

Основные характеристики электроэнцефалографа

Рекомендуется выбирать электроэнцефалографы тех брендов, которые специализируются на производстве оборудования именно для неврологии. Такие компании обладают непревзойденным опытом в данной области, благодаря чему их продукты являются максимально технологичными и высококачественными. Кроме того, они дорожат своей репутацией и всегда готовы к контакту с клиентами и партнерами. Одним из таких брендов является австрийская компания EMS Handels Gesellschaft m.b.H.

Электроды

Для снятия электрического потенциала точки требуется замкнуть цепь. Это осуществляется путем подключения двух электродов, отводящих потенциалы. Они представляют собой металлические пластины или стержни, диаметр контактной поверхности которых варьирует в диапазоне от 0,5 до 1 см. Для их изготовления используют материалы с малым сопротивлением и высокими антикоррозийными свойствами. При этом важно, чтобы электроды не имели собственного потенциала. Чаще всего их производят из чистого серебра или его сплавов.

В зависимости от формы и способа фиксации различают следующие виды электродов:

Если у вас остались вопросы об электроэнцефалографах или другом медицинском оборудовании, применяемом в области неврологии, позвоните по телефону в Москве +7 (495) 946-94-42. Наши сотрудники всегда готовы предоставить вам необходимую информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *