Реализм литература

  • В КИМ 2024 года сократилось количество заданий базового уровня сложности с кратким ответом (с семи до шести).
  • Уточнена тема сочинения 11.4: теперь в формулировку задания включены имена трех писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного.
  • Корректировки внесены в критерии оценивания заданий с развернутым ответом, изменен максимальный балл за работу на 48 баллов.
  • Каждый вариант КИМ ЕГЭ по литературе состоит из 11 заданий, разных по форме и содержанию.

Демоверсия 2024 года

  • В демоверсии 2024 года исключен один вопрос с кратким ответом.
  • Первый блок заданий включает три вопроса базового уровня с кратким ответом и два задания повышенного уровня, требующих развернутого ответа.
  • Задания первого блока части 1 выполняются на основе анализа фрагмента драматического, эпического или лироэпического произведения, которое изучалось на уроках в школе.

Задания базового уровня по литературе

Задания базового уровня имеют разнообразную структуру и требуют кратких ответов. Например, в задании №1 выпускникам предлагается указать прозвище героини, близкой по духу Дикому.

Задание №1

Укажите прозвище героини, близкой по духу Дикому.

Ответ:

[ваш ответ]

В то время как в задании № 2 выпускники должны найти соответствия между персонажами и их характеристиками, данной другими персонажами.

Задание №2

Установите соответствие между персонажами и их репликами.

  1. Персонаж A – Реплика 1
  2. Персонаж B – Реплика 2

Ответ:

1 – 2
2 – 1

Задание №3 представлено в виде текста, в который необходимо вставить литературоведческие термины и понятия.

Задание №3

Авторское определение жанра Грозы – ____________.

Чтобы передать информацию о месте действия, психологическом состоянии героев и другие детали, автор использует ____________, даваемые в скобках.

Ответ:

[ваш ответ]

Задания №6, 7 и 8 второго блока части 1 основаны на анализе фрагмента лирического или лироэпического произведения.

Задание №6

Произведение Н.А. Заболоцкого написано ____________ и содержит ____________.

Важно знать литературоведческие термины, такие как ритм, рифма, стихотворный метр и другие.

Ответ:

[ваш ответ]

Подготовьтесь к выполнению заданий базового уровня, укрепляя свои знания и понимание литературных терминов.

Вопросы и задания по литературе для старшеклассников

Рифмовка в стихотворении

В задании № 7 нужно ответить на вопрос однословно (какой вид рифмовки (ААВВ) использует поэт в стихотворении?). Несмотря на то что в приложении к кодификатору, где в алфавитном порядке указаны все используемые в КИМ термины, дан только термин рифма, следует отметить, что проверяется весь объем знаний, связанный с этим термином. В том числе и рифмовки — кольцевая, парная, перекрестная.

Анализ лирического произведения

В задании № 8 нужно самостоятельно проанализировать предложенное лирическое произведение и определить, какие из указанных в перечне средств художественной выразительности используются в конкретном стихотворении.

Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Таблица с названиями художественных средств и их номерами

Задания с развернутым ответом

Альтернативные задания повышенного уровня № 4.¼.2 и № 9.1/9.2, как и задания базового уровня, выполняются на основе приведенного фрагмента текста и требуют развернутого ответа в объеме от пяти до 10 предложений. Требования к объему условные: при умении четко формулировать мысль, оформить ответ можно достаточно лаконично.

Задания с развернутым ответом могут:

  • Как в приведенной сцене представлен тип героя, получивший у А. Н. Островского определение самодур?
  • В чем своеобразие композиции стихотворения Н. А. Заболоцкого?
  • Какую роль в стихотворении Кто мне откликнулся в чаще лесной? играют звуковые образы?

Чтобы успешно выполнить задания по выбору повышенного уровня сложности, учащимся нужно иметь навыки читательской грамотности, уметь анализировать фрагмент предложенного текста и правильно построить ответ на проблемный вопрос.

Особого внимания заслуживают задания сопоставительного характера № 5 и № 10. В новой модели 2024 года в них внесли ограничение на выбор привлекаемого для сопоставления произведения по хронологическому принципу.

  • Назовите произведение отечественной литературы XVIII — первой половины XIX века (с указанием автора), в котором изображен мир семейных отношений. В чем схожи (или чем различаются) взаимоотношения персонажей в выбранном Вами произведении и в приведенном фрагменте?

Роль изучения литературы в школе

Изучение предмета призвано сформировать у школьников понимание о литературе как о непрерывном процессе, поэтому анализ произведений, изучаемых в старших классах, рассматривается через призму творчества классиков первой половины XIX века, XVIII века, древнерусской литературы.

Такое хронологическое ограничение в КИМ будет проявляться в определенном порядке. Если задание № 5 имеет ограничение привлекаемых для сопоставления произведений по хронологии, то сопоставить стихотворения с произведениями в задании № 10 можно будет вне хронологических рамок. И наоборот: ограничение по хронологии привлекаемых для сопоставления стихотворений сопровождается более свободным выбором произведения для сопоставления с фрагментом эпического или драматического произведения.

Привлекаемые произведения

В качестве привлекаемых произведений, изученных в рамках программы основной школы, в кодификаторе предложены:

  • Слово о полку Игореве
  • Произведения М. В. Ломоносова
  • Г. Р. Державина
  • Д. И. Фонвизина
  • А. С. Пушкина
  • В. А. Жуковского
  • А. С. Грибоедова
  • М. Ю. Лермонтова
  • Н. С. Гоголя

Ошибки и рекомендации

Типичная ошибка при выполнении сопоставительных заданий повышенного уровня сложности — неумение находить и выделять необходимую информацию в тексте при чтении формулировок заданий и инструкций к их выполнению.

Выполнение заданий высокого уровня сложности

В заданиях части 2 № 11.1–11.5 высокого уровня сложности нужно написать развернутое сочинение объемом не менее 200 слов. Темы могут быть представлены в виде вопроса или утверждения.

Примеры тем для анализа

  • 11.1 Как лермонтовский образ а он, мятежный, просит бури соотносится с характером Базарова? (по роману И. С. Тургенева Отцы и дети)
  • 11.2 Герои-антагонисты в пьесе М. Горького На дне
  • 11.3 Вечные темы в лирике С. А. Есенина (на примере не менее трех стихотворений)
  • 11.4 Анализ страниц истории (список авторов в скобках)
  • 11.5 Творческая работа по текстам М. А. Булгакова

Теперь, при высоком уровне сложности, ученикам предлагается широкий выбор тем для анализа. Оценка качества выполнения этих заданий будет демонстрировать глубину понимания литературных произведений и авторов.

Для успешного выполнения работы нужно выбрать одну тему из пяти предложенных и написать сочинение в соответствии с орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами русского языка. Чтобы получить один балл, нужно не допустить более двух ошибок по каждому из критериев грамотности.

Как готовиться к экзамену

Для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе рекомендуем обращаться к источникам, содержащим достоверную и полезную информацию — Демоверсия, спецификация и кодификатор ЕГЭ по литературе на сайте ФИПИ; Открытый банк заданий ЕГЭ; Навигатор самостоятельной подготовки.

Рекомендации по систематизации знаний размещены на сайтах Московского центра качества образования, Регионального центра обработки информации, а также на страницах Московского центра качества образования в социальной сети «ВКонтакте» и онлайн-сервисе Rutube.

Если вы хотите проверить знания и оценить степень готовности к ЕГЭ, обратите внимание на независимые диагностики в формате ЕГЭ, которые проводятся в Центре независимой диагностики.

Также в текущем учебном году запланированы единые городские контрольные работы (в декабре и апреле), которые позволят выпускникам написать не только основные экзамены, но и экзамены по выбору, в том числе по литературе.

У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм.

Реали́зм — литературное направление, а также художественный метод в литературе, цель которого заключается в правдивом, реалистичном и достоверном отображении действительности в литературном произведении. Господство реализма как направления следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму (при этом исследователи не выделяют направление натурализма).

В литературном произведении принято различать два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства или с иными обстоятельствами), из чего следует два противоположных направления в теории: одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности и реальности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «дополнении действительности» посредством чего-то иного, несуществующего в реальности, в создании новых форм. Исходным пунктом здесь служат не наличные факты, а идеальные представления.

Отмечается, что данная терминология заимствована напрямую из философии. Она иногда вносит в оценку художественного произведения внеэстетические моменты : реализм нередко (но, по утверждению исследователей, совершенно неправильно) упрекают в отсутствии нравственного идеализма. Следовательно, в широком употреблении термин «реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Утверждают о несостоятельности данной точки зрения, выводом из которой является то, что регистрация реалий — роман и фотография, являются предпочтительными по сравнению с картиной художника; достаточным опровержением её служит эстетическое чувство человека, которое не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Следовательно, создавать ещё один мир, абсолютно и совершенно тождественный с существующим, с эстетической точки зрения бессмысленно.

Известно, что копирование черт внешнего мира само по себе никогда не представлялось целью искусства. Обычно достоверное воспроизведение действительности дополняется творческой самобытностью художника. Реализму противопоставляется идеализм, но на практике ему противостоят рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, полное и совершенное отсутствие самостоятельного творчества. При этом отмечается, что любое искусство начинается с действительного воспроизведения природы; но, когда известны популярные образцы художественного мышления, происходит подражательное творчество.

Все эти положения являются обычными чертами устоявшейся литературной школы. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни — и каждая по-своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая отражает ряд завоеваний истинного реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые стали позднее символами нереального искусства. Знаменитые три единства были приняты не из рабского подражания Аристотелю, а потому, что давали возможность сценической иллюзии. Лансон Г. пишет: «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевских правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии».

Глубокий внутренний реализм классической французской трагедии трансформировался в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в "мертвые схемы", "гнёт" которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. Существует точка зрения, что всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией реализма. В действительности, как отмечают исследователи, они представляют собой лишь противостояние рутине, художественной догме — реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приёмы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого — хотя бы и архинатуралистического — искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения — от симфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», — которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Реализм и вторичная условность

Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности. Выделяют несколько периодов реализма:

Крупнейшие представители реализма

Оноре де Бальзак. Автор портрета — Луи Буланже, 1836 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *