Грамматические нормы
Морфология – правила образования грамматических форм различных частей речи. Синтаксис – правила построения словосочетаний и предложений:
- согласование;
- управление;
- простое осложненное предложение.
Задания дифференцированного зачёта
- Определите род имён существительных, составьте с ними словосочетания.
- Просклоняйте пятизначное количественное числительное.
- Исправьте допущенные в предложениях грамматические ошибки:
А) образование форм степеней сравнения имен прилагательных и наречий;
Б) причастный оборот;
В) деепричастный оборот;
Г) однородные члены предложения;
Д) Нормы управления.
Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетание, согласуйте с ними имена прилагательные
Имя существительное | Род | Имя прилагательное |
---|
Склонение составных количественных числительных
Изменяются все входящие в состав количественного числительного части. Сложное числительное (состоит из двух корней), составное (состоит из нескольких слов)
- И.п. пятьдесят две тысячи семьсот шестьдесят четыре
- Р.п. пятидесяти двух тысяч семисот шестидесяти четырёх
- Д.п. пятидесяти двум тысячам семистам шестидесяти четырём
- В.п. = И.п.
- Т.п. пятьюдесятью двумя тысячами семьюстами шестьюдесятью четырьмя
- П.п. пятидесяти двух тысячах семистах шестидесяти четырёх
Степени сравнения имен прилагательных
Нельзя совмещать простую и составную форму степеней сравнения.
- Этот сорт яблок более слаще, чем предыдущий. (более сладкий / слаще)
- Семёнов – самый старейший член нашего коллектива. (самый старый / старейший)
- Формы степеней сравнения образуются только от качественных имён прилагательных.
- Нельзя: хрустальный, сибирский.
- Не образуется степень сравнения, если прилагательное обозначает абсолютный признак. Например: лысый.
Исправьте ошибки в образовании форм степеней сравнения имен прилагательных
Ученик решил наиболее труднейшую задачу.
Розы – самые красивейшие из всех цветов в нашем саду.
Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.
Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.
Студенты пятого курса были более активнее, чем первокурсники.
Речь оратора произвела на слушателей самое сильнейшее впечатление.
Мой чай сладче твоего.
Эти ботинки дешевее, чем те, который мы видели в магазине.
Найдите и исправьте ошибки в управлении
Составлен график погашения задолженности по детским пособиям.
Все последствия стихийного бедствия благодаря принятым мерам ликвидированы.
Я признался маме во всех своих двойках.
Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь о нашем секрете.
Я делюсь с другом всем, что со мной происходит.
Об этом могут подтвердить все члены бригады.
Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая.
Герои Бородина мне понравились своей преданностью к отчизне.
Согласно заявлению его перевели на другую работу.
Заведующий отделения собрал отчёты о результатах контрольной недели.
Введение
Причастный оборот и деепричастный оборот – важные грамматические конструкции в русском языке. Они обогащают предложение и позволяют передать дополнительную информацию. В этой статье мы рассмотрим употребление причастного и деепричастного оборотов, а также ошибки, которые часто допускают при их использовании.
Причастный оборот
Причастие с зависимыми словами может располагаться как перед, так и после определяемого слова. Например: Мы увидели избушку, стоящую на краю леса. или Мы увидели стоящую на краю леса избушку. Причастный оборот в предложении является определением.
Употребление причастного оборота
Причастие является именной формой глагола и не имеет наклонения, поэтому с ним не используется частица бы. Некорректным будет предложение: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию. Вместо этого следует использовать придаточное предложение.
Частые ошибки при употреблении причастного оборота:
- Разделение причастного оборота от главного слова другими словами.
- Включение определяемого слова в середину причастного оборота.
Исправьте допущенные при употреблении причастного оборота ошибки
- Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
- Приведенные факты в докладе свидетельствуют о правоте ученого.
- Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
- Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
- Островский показал в Катерине борющийся характер против старых порядков.
- Вьющийся плющ по стене радовал глаз.
Деепричастный оборот
Деепричастие с зависимыми словами обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым. Например: Насвистывая весёлый мотивчик, он шёл по тропинке. В предложении деепричастный оборот является обстоятельством.
Употребление деепричастного оборота
У деепричастия и глагола-сказуемого должен быть или подразумеваться общий субъект. Например: Прочитав книгу, он рассказал о своих впечатлениях другу. Ошибкой будет использование деепричастия в односоставном безличном предложении, так как в нем нет производителя действия.
Способы исправления ошибок в употреблении деепричастного оборота
- Проезжая мимо станции, у него слетела шляпа.
- Заменить деепричастный оборот придаточной частью с союзом когда или если: Когда я проезжал мимо станции, у него слетела шляпа.
- При сохранении деепричастного субъекта, производителя действия: Проезжая мимо станции, он потерял шляпу.
Исправьте допущенные при употреблении деепричастного оборота ошибки
- Прочитав книгу, мне стало грустно.
Риторика и письмо
Рабочая программа дисциплины
- Закреплена за кафедрой: Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
- Направление подготовки: 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
- Специализация: Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
- Общая трудоемкость: 3 ЗЕТ
- Учебный план: 44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану: 108
- Аудиторные занятия: 36
- Самостоятельная работа: 45
- Контроль: 27
Виды контроля по семестрам: экзамены – 1
Употребление однородных членов предложения (ОЧП)
Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим.
Нельзя нарушать нормы лексической сочетаемости: Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.
Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно.
Исправьте допущенные при употреблении ОЧП
- Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
- Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
- Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
- А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.
- Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
- Я очень люблю футбол и плавать.
- Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
- Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
- Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Примерный вариант дифференцированного зачёта
- Определить род имен существительных и составить с ними словосочетания (сущ. + прил.): Вуаль, МВД, крупье, Баку, шимпанзе.
- Просклоняйте количественное числительное 83921
- Исправить допущенные в предложениях грамматические ошибки:
- В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви. (причастный оборот)
- Старшее поколение должно влиять и вести за собой молодёжь. (однородные члены предложения)
- Посещая выставки, статья о современном искусстве написана быстро (деепричастный оборот)
- Ученик блестяще решил наиболее труднейшую задачу из сборника (степени сравнения имен прилагательных и наречий)
- Мне хотелось подчеркнуть о том, что интерес к этому есть и у наших предпринимателей. (управление)
Спасибо за внимание!
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный университет
Код | Наименование | Наименование компетенции | Краткое содержание компетенции |
---|---|---|---|
К1 | Академическая мобильность | Способность применять теоретические знания и практические навыки в различных сферах жизнедеятельности | Обучение основам эффективного делового общения, которое понадобится в различных областях деятельности |
К2 | Креативность и инновационность | Способность к использованию новых подходов и решений в профессиональной деятельности | Приобретение навыков коммуникации, способствующих развитию креативности и инноваций |
К3 | Межкультурная коммуникация | Способность взаимодействовать с представителями других культур и адаптировать свои коммуникативные стратегии | Обучение навыкам межкультурного общения для эффективного взаимодействия в многонациональной среде |
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.1.Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
3.2.1.Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.
Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Деловое общение
1.1. Понятие делового общения. Культура делового общения и его эффективность Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Понятие делового общения. Культура делового общения и его эффективность Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Риторика делового общения Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Речевое воздействие в деловой коммуникации Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Риторика делового общения Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Речевое воздействие в деловой коммуникации Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Этикет делового общения. Основы делового протокола Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Этикет делового общения. Основы делового протокола Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Деловое общение Сам. работа 1 15 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Речевые жанры делового общения
2.1. Функционально-стилистические разновидности русского языка Лекции 1 2 Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Функционально-стилистические разновидности русского языка Практические 1 2 Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Специфика официально-делового стиля речи. Жанры делового стиля Лекции 1 2 Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Специфика официально-делового стиля речи. Жанры делового стиля Практические 1 2 Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Речевые жанры делового общения Сам. работа 1 15 Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Язык делового общения
3.1. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Правила организации делового текста Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Правила организации делового текста Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Язык делового общения Сам. работа 1 15 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=390ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействияПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПАВопрос 1. По количеству участников коммуникации речь подразделяется на:а. научную, художественную, разговорнуюб. устную и письменнуюв. монологическую, диалогическую и полилогическуюг. описание, повествование и рассуждениеОТВЕТ: вВопрос 2. Как правильно называется ведущий стилеобразующий признак делового стиля, отражающий направленное на адресата прямое волеизъявление в форме предписания относительно выполнения называемого действия?а. долженствованиеб. императивностьв. предначертаниег. предписаниеОТВЕТ: бВопрос 3. Для текста не характернаа. целостностьб. лаконичностьв. логичностьг. связностьОТВЕТ: бВопрос 4. Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности:а. инвенция, элокуция, диспозиция, мероя, акциоб. диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акциов. инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, мемориог. инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акциоОТВЕТ: гВопрос 5. Заключению речевого сообщения не свойственна задача:а. обобщение сказанного б. изложение цели выступленияв. указание перспективг. краткое повторение основных проблем ОТВЕТ: бВопрос 6. Определите жанр диалогической речиа. проповедьб. лекцияв. интервьюг. адвокатская речьОТВЕТ: вВопрос 7. Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникама. социально-бытовоеб. судебноев. духовноег. социально-политическое ОТВЕТ: а Вопрос 8. К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся: а. риторическиеб. альтернативные в. информационныег. зеркальныеОТВЕТ: вВопрос 9. Манипулятивные технологии делового общения – это такие технологии, в которых присутствуют:а. техники расположения и убеждения по отношению к партнеру – адресату воздействияб. скрытое психологическое воздействие на делового партнерав. психотехнические приемы манипулированияг. открытое принуждение партнера к каким-либо поведенческим действиям ОТВЕТ: а,б,вВопрос 10. К средствам невербальной коммуникации относятся:а. проксемикаб. все ответы верны в. такетикаг. кинесикаОТВЕТ: бВопрос 12. Употребление фразеологизмов, пословиц и поговорок, обладающих выразительностью и сниженностью характерно для:а. разговорно-обиходного стиля б. официально-делового стиляв. публицистического стиляг. научного стиляОТВЕТ: а Вопрос 13. Укажите среди слов стилистически нейтральное:а. свекрухаб. тетенькав. папаг. дочьОТВЕТ: гВопрос 14. Какому требованию НЕ должен подчиняться язык деловых документов:а. стандартизованный характер изложенияб. свобода интерпретации документав. безэмоциональный стиль изложенияг. точность формулировок правовых нормОТВЕТ: бВопрос 15. Какое из слов не называет жанра документа:а. представлениеб. заключениев. сообщениег. заявлениеОТВЕТ: вКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 30 заданий.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чудинов А.П., Нахимова Е.А. Деловое общение: учебное пособие УрГУ, 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Кондратьева О.Н. Жанры официально-деловых текстов: учебное пособие Кемерово : КемГУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/93544#book_name
6.1.2. Дополнительная литература
Л2.1 Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалаврниата Москва: Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Панфилова А..П. Культура речи и деловое общение. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Деловое общение, риторика и письмо" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron – 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 – 1 единица; стационарный экран: марка Projecta – 1 единица
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы – компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Отлично (повышенный уровень) 85-100 баллов
Хорошо (базовый уровень) 70-84 балла
Удовлетворительно (пороговый уровень) 50-69 баллов.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)0-49 баллов.
ВАЖНО. Обязательным условием получения оценки за курс является освоение всех лекций, выполнение всех заданий и тестов.
Новогодние и Рождественские праздники закончились, но украшенные витрины магазинов, деревья, окна домов ещё сияли праздничными огоньками. Крепкий мороз, словно заспавшийся старик, очнувшись ото сна, вдруг вспомнил о делах и окутал особым зимним духом улицы, ещё нарядные, но уже утратившие атмосферу минувших праздников: облетали последние блёстки с ёлок, ворохами выброшенных во дворах.
Арина – высокая молодая женщина, не замечая прохожих, уверенно и торопливо шла по тротуару. Белый пуховик, белые сапожки и круглое лицо, раскрасневшееся от мороза и встречного ветра, делали её похожей на снежную куклу, не хватало только милой улыбки. Тонкие губы были плотно сжаты. Несомненно, дама была чем-то расстроена. Всё её существо выражало уверенность и волю. Она резко остановилась, поправила выбившуюся из-под красного пухового берета прядь каштановых волос, достала из сумочки мобильник и набрала номер:
– Лана, привет! Ты уже свободна? Встречаемся в «Шоколаднице».
Арина говорила деловито, но ласково, и было понятно, что собеседница не имеет отношения к её сердитому настроению. Лана, лучшая подруга, к тому же – психолог, кто кроме неё сможет понять, поддержать, помочь советом?
В кофейне подруги уселись за столик, едва заказали кофе, как Лана нетерпеливо поинтересовалась:
– Рассказывай, что с тобой опять приключилось?
– Вчера, встречалась с ним в этом кафе, – сбивчиво начала Арина.
– Спокойно, – перебила Лана, – давай, всё по порядку. С кем встречалась?
Арина не успела ответить, официант принес им кофе. За соседним столиком девушки о чём-то оживлённо спорили, и одна из них громко уверяла:
Арина прислушалась к этому разговору, аккуратно поставила свою чашку на середину стола и по-особенному тихо проговорила:
– Интересно. Теперь я, кажется, поняла, какой знак Вселенная посылала мне перед встречей с ним.
– Погоди с приметами. С кем ты встречалась?
– Что значит – отказал? Он не имел права, тебя уже приняли, представили коллективу, было решение собрания. У тебя прекрасные рекомендации профессионалов, уйма грамот, выигранных конкурсов.
– Да, – перебила подругу Арина, – он так и сказал, мол, у вас много дипломов, публикаций, можете в любую организацию пойти, вам будут рады, а наше Общество, оно не в чести у Министерства. И, глядя в сторону, вдруг резко отодвинул от себя мою папку с документами, и сказал, что не примет их у меня.
Я буквально остолбенела, сидела, словно пригвожденная к стулу. И дрожащим от волнения голосом просила объяснить причину отказа.
Ответил, что причин нет, «просто считайте, что я самодур».
Что я чувствовала? Ничего, меня будто заморозили. Что было делать? Встать и уйти? Нет, это не в моём характере, я ж – настырная, как говорит моя свекровь «коза упрямая». Так вот, снова и снова я настойчиво пыталась выяснить причину. Он ответил сначала, что нашёл ошибку в моей конкурсной работе, а значит, «вы плохо относитесь к слову, не соизволили проверить». Ха-ха, это я-то плохо? Да я одна, без корректора третий год газету выпускаю.
На мой аргумент: есть решение собрания Общества, мне летел ответ, что, якобы, на собрании не было кворума и оно нелегитимно.
Я попыталась разбудить его совесть. Аккурат накануне этой встречи полночи читала «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского, и процитировала: «Слово и дело должны быть неразлучны между собой, как душа и тело неразлучны в своем бытии».
И зачем я это сказала? И кому?! Знаешь, что он на это ответил? У меня, говорит, хорошее образование, я бы даже никогда не сказал: «Христово Рождество». Отхлебнув кофе, добавил с ухмылкой: «пообещать, не значит жениться».
Возмущенная, я бросила последний аргумент: что я скажу людям?
Шумный глоток кофе, хитрый взгляд мимо, ухмылка: «Скажете, что вы передумали».
– Не судите по костюму, ибо можете крупно ошибиться, как говорил известный персонаж, – вставила реплику Лана.
– Да я не о костюме, а о том, что вся его физиономия – тусклая, как гаснущий фонарь. Взгляд – мутное стекло, льдинка в лужице. От начала до конца нашей встречи этот человек будто хихикал в душе, словно он, злодей, у Деда Мороза все подарки украл, а тот ещё об этом не догадывается.
И тут обе женщины расхохотались.
– Что ты вдруг детство вспомнила?
– Наши мысли порою портят нам жизнь, – задумчиво отозвалась Лана, – и что же ты думаешь?
– Разное. Первая мысль была: я злодею отомщу. Это я могу, сама знаешь. Помнишь, какую я написала статью, когда сиротам не дали обещанные квартиры? А когда дом строили на незаконном месте? Скандалище можно устроить. Только повод – так себе, некрасивый. Обида личная, и я начала копаться в себе.
– И что накопала?
– Ой, так много, что тебе, как психологу только и разбираться. Я не знаю, почему со мной происходят и повторяются подобные случаи, или случайности, а может, и вовсе не случайности? Это ведь с детства. Тебе ли рассказывать, сама знаешь, сколько подстав было.
– Хочешь, мы поговорим завтра у меня в кабинете? – аккуратно спросила Лана.
– Приглашаешь на сеанс моделирования ситуации с набором техник и методик? – усмехнулась Арина, – нет, приходи лучше ты ко мне, а то кабинеты как-то поднадоели.
Женщины вышли из кафе и залюбовались вечерним небом, расчерченным розовыми полосками заката. Ветер утих, и зимний вечер спокойно угасал, отдаваясь во власть крепчающего мороза. Прохожие спешили в тепло квартир, а неразлучные подруги всё стояли и оживленно беседовали у перехода – тут их пути расходились, но они не спешили расстаться, снова и снова игнорируя зелёный сигнал светофора.
Как часто бывает при расставании, самое главное люди говорят в последние минуты.
– Ариша, так что за знак был послан тебе перед встречей? – Полушутя, полусерьёзно напомнила Лана.
– Когда я проходила через Пушкинский сквер, у памятника стояла ватага школьников, ребята громко декламировали хором: «На свете счастья нет, а есть покой и воля!»
– Так это лицеисты, видно, прогуляли занятие, там лицей гуманитарный рядом, – засмеялась Лана, – и как ты этот знак расшифровала?
– Вот ты уже сама себе психолог, но на чай жди, в воскресенье приду! – Улыбнулась подруга, и они расстались.
Домой Арина шла в хорошем настроении. Морозный воздух вливался в лёгкие, словно освежал душу. И вдруг, как по волшебству, запорошил мелкий снежок. Всё вокруг становилось белее, а на душе у Арины – светлее, она запела:
Лана отчасти помогла подруге утихомирить её вспыльчивого, обидчивого «внутреннего ребёнка», но, терапевтическими знаками оказалась мудрые изречения Иоанна Кронштадтского. Арина ловила снежинки и думала: «падающий снег – тоже сигнал Вселенной! Мама, будь она жива, сказала бы: «На всё воля Божья! Когда закрывается одна дверь, открывается другая».