Обмен веществ и превращение энергии
Цели и задачи урока:
- Сформировать представления об обмене веществ и принципах превращения энергии.
- Формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно-гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
- Мультимедийная презентация изучение нового материала.
- Приветствие класса.
- Какие признаки живого Вы помните?
- Что такое обмен веществ?
- Для чего нам необходимо изучать основы обмена веществ?
Изучение нового материала:
Жизнедеятельность клетки – совокупность процессов, обусловливающих поток веществ, энергии и информации и обеспечивающих сосуществование клетки.
- Сложный процесс превращения разнообразных веществ, начинаяс момента попадания их в организм или отдельную клетку и заканчивая выведением конечных продуктов распада в окружающую среду.
Конечный продукт – вода, углекислый газ, мочевина (белки).
Давайте вспомним типы питания организмов:
- Автотрофы – синтез органических веществ из неорганических.
- Поглощают готовые органические вещества.
- Способны питаться двумя способами.
Совокупность процессов, которые обеспечивают попадание в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ в клетке, а также выделение углекислого газа, который образовался в процессе окисления.
Давайте вспомним, какие органы дыхания у животных и растений вы помните?
Этапы энергетического обмена:
36ADP + 36НО + 36АТФ (Цикл Кребса)
Использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с одновременным запасом энергии, необходимой для жизнедеятельности.
Обобщение и систематизация знаний:
- Где происходит анаэробный этап?
- Что необходимо для аэробного этапа?
Возрастные особенности обмена веществ и энергии (особенности энергетического обмена у детей):
Обмен веществ и энергии у детей связан с повышенной потребностью в энергии, повышенной двигательной активностью, постепенным регулированием обменных процессов, а также быстрой прибавкой массы тела. Энергия в организме ребенка расходуется иначе, чем в организме взрослого (у ребенка часть расхода энергии идет на рост и накопление необходимых для организма веществ).
Метаболизм у детей
Основной обмен (минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения процессов, происходящих внутри организма) у детей до 3 месяцев ниже, чем у взрослого, затем он начинает увеличиваться и к 6 месяцам приравнивается к уровню взрослого человека, а к 1 году значительно превышает его. Также у детей раннего возраста расход энергии при выраженном беспокойстве и крике может резко повысится (иногда на 100-200 %). Увеличение основного обмена происходит до 2-летнего возраста, после чего постепенно снижается.
До наступления половой зрелости основной обмен у девочек выше, чем у мальчиков. Девочки примерно на год опережают мальчиков по изменению темпов роста и интенсивности обмена. Для обмена энергии у детей характерно то, что чем моложе ребенок, тем в меньшей степени повышается обмен под влиянием одной и той же мышечной работы. При голодании обмен у детей снижается сильнее, чем у взрослых.
Обмен веществ и его процессы
Поступающая в организм пища содержит в себе различные органические и неорганические вещества с заключенной в их химических связях энергией. В процессе пищеварения и клеточного дыхания (бескислородного и кислородного) накапливается энергия в виде АТФ. Она используется в процессах синтеза. Процессы синтеза сложных веществ называют ассимиляцией, а процессы расщепления веществ с высвобождением энергии — диссимиляцией.
Совокупность этих химических реакций, протекающих в организме, и представляет собой обмен веществ, называемый метаболизмом (греч. metabole — превращение). В организме постоянно происходит поступление веществ из окружающей среды, их ассимиляция с потреблением энергии и диссимиляция веществ с выделением необходимой организму энергии.
Оба процесса обмена веществ (ассимиляция и диссимиляция) тесно связаны между собой в пространстве и во времени. Обычно в нормально функционирующем организме диссимиляционные превращения являются началом ассимиляции и наоборот.
Виды метаболизма
Метаболизм у организмов может быть аэробным (с участием кислорода) и анаэробным (без участия кислорода).
Аэробный метаболизм
Аэробный метаболизм наблюдается у организмов, обитающих в среде со свободным кислородом, который они используют в качестве окислителя. Биологическое окисление идет у организмов главным образом посредством системы клеточного дыхания. Аэробами являются все растения, большинство простейших и многоклеточных животных, почти все грибы.
Анаэробный метаболизм
Анаэробный обмен веществ наблюдается у организмов, способных жить и развиваться при отсутствии в среде свободного кислорода. Например, дрожжи, черви-паразиты животных и человек могут обходиться без доступа кислорода.
Информация взята с сайта http://doklad-referat.com