Метаболизм обмен веществ и превращения энергии в организме

Обмен веществ и превращение энергии


Цели и задачи урока:

  • Сформировать представления об обмене веществ и принципах превращения энергии.
  • Формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно-гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
  • Мультимедийная презентация изучение нового материала.

  1. Приветствие класса.
  2. Какие признаки живого Вы помните?
  3. Что такое обмен веществ?
  4. Для чего нам необходимо изучать основы обмена веществ?

Изучение нового материала:

Жизнедеятельность клетки – совокупность процессов, обусловливающих поток веществ, энергии и информации и обеспечивающих сосуществование клетки.

  • Сложный процесс превращения разнообразных веществ, начинаяс момента попадания их в организм или отдельную клетку и заканчивая выведением конечных продуктов распада в окружающую среду.

Конечный продукт – вода, углекислый газ, мочевина (белки).


Давайте вспомним типы питания организмов:

  • Автотрофы – синтез органических веществ из неорганических.
  • Поглощают готовые органические вещества.
  • Способны питаться двумя способами.

Совокупность процессов, которые обеспечивают попадание в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ в клетке, а также выделение углекислого газа, который образовался в процессе окисления.


Давайте вспомним, какие органы дыхания у животных и растений вы помните?


Этапы энергетического обмена:

36ADP + 36НО + 36АТФ (Цикл Кребса)

Использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с одновременным запасом энергии, необходимой для жизнедеятельности.


Обобщение и систематизация знаний:

  • Где происходит анаэробный этап?
  • Что необходимо для аэробного этапа?

Возрастные особенности обмена веществ и энергии (особенности энергетического обмена у детей):

Обмен веществ и энергии у детей связан с повышенной потребностью в энергии, повышенной двигательной активностью, постепенным регулированием обменных процессов, а также быстрой прибавкой массы тела. Энергия в организме ребенка расходуется иначе, чем в организме взрослого (у ребенка часть расхода энергии идет на рост и накопление необходимых для организма веществ).

Метаболизм у детей

Основной обмен (минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения процессов, происходящих внутри организма) у детей до 3 месяцев ниже, чем у взрослого, затем он начинает увеличиваться и к 6 месяцам приравнивается к уровню взрослого человека, а к 1 году значительно превышает его. Также у детей раннего возраста расход энергии при выраженном беспокойстве и крике может резко повысится (иногда на 100-200 %). Увеличение основного обмена происходит до 2-летнего возраста, после чего постепенно снижается.

До наступления половой зрелости основной обмен у девочек выше, чем у мальчиков. Девочки примерно на год опережают мальчиков по изменению темпов роста и интенсивности обмена. Для обмена энергии у детей характерно то, что чем моложе ребенок, тем в меньшей степени повышается обмен под влиянием одной и той же мышечной работы. При голодании обмен у детей снижается сильнее, чем у взрослых.

Обмен веществ и его процессы

Поступающая в организм пища содержит в себе различные органические и неорганические вещества с заключенной в их химических связях энергией. В процессе пищеварения и клеточного дыхания (бескислородного и кислородного) накапливается энергия в виде АТФ. Она используется в процессах синтеза. Процессы синтеза сложных веществ называют ассимиляцией, а процессы расщепления веществ с высвобождением энергии — диссимиляцией.

Совокупность этих химических реакций, протекающих в организме, и представляет собой обмен веществ, называемый метаболизмом (греч. metabole — превращение). В организме постоянно происходит поступление веществ из окружающей среды, их ассимиляция с потреблением энергии и диссимиляция веществ с выделением необходимой организму энергии.

Оба процесса обмена веществ (ассимиляция и диссимиляция) тесно связаны между собой в пространстве и во времени. Обычно в нормально функционирующем организме диссимиляционные превращения являются началом ассимиляции и наоборот.

Виды метаболизма

Метаболизм у организмов может быть аэробным (с участием кислорода) и анаэробным (без участия кислорода).

Аэробный метаболизм

Аэробный метаболизм наблюдается у организмов, обитающих в среде со свободным кислородом, который они используют в качестве окислителя. Биологическое окисление идет у организмов главным образом посредством системы клеточного дыхания. Аэробами являются все растения, большинство простейших и многоклеточных животных, почти все грибы.

Анаэробный метаболизм

Анаэробный обмен веществ наблюдается у организмов, способных жить и развиваться при отсутствии в среде свободного кислорода. Например, дрожжи, черви-паразиты животных и человек могут обходиться без доступа кислорода.

Информация взята с сайта http://doklad-referat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *