Синтаксические нормы
Я помогу тебе разобраться буквально в КАЖДОЙ ошибке, которая только существует в этом задании. Поехали.
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением
Приложение — это существительное, которое как-то по-другому описывает определяемое слово.
Нина Ивановна, моя соседка снизу, сегодня пришла и попросила соль. Соседка — это дополнительное описание Нины Ивановны. То есть приложение.
Приложение бывает согласованное (это как в примере выше, когда при изменении падежа одного слова поменяется и другое) и несогласованное (это когда приложение застывает в одной форме и больше не меняется).
Несогласованное приложение в задании 8 — это чаще всего названия книг, газет, журналов. В общем все, что пишется после главного слова в кавычках.
Несогласованное приложение (то, что в кавычках) должно находиться в именительном падеже.
Примеры:
- Я прочитал это в романе (предложный) Преступление и наказание (именительный).
- Я прочитал это в Преступлении и наказании (предложный).
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом, к тому же слово должно быть определено верно. Это значит, что все слова внутри оборота должны иметь те же род, число и падеж, что и главное слово.
Пример:
Это была избушка на ножках, находящихся в глубине леса.
Исправляем: Это была избушка на ножках, находящаяся в глубине леса.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Главное, что нужно запомнить: деепричастие обозначает добавочное действие к основному. Это значит, что и добавочное, и основное действие выполняет ОДИН И ТОТ ЖЕ субъект.
Учитель сказал: Принеси мне сочинение на проверку, – в данном случае, неправильно используется смешение прямой и косвенной речи.
На ЕГЭ важно следить за правильным построением предложений с косвенной речью, чтобы не допустить ошибок.
Чтобы избежать путаницы и ошибок при использовании косвенной речи, следует помнить, что прямая речь передается без изменений, а косвенная речь требует введения союзов или местоимений, указывающих на косвенный характер передачи информации.
Надеюсь, эти советы помогут вам успешно справиться с подобными ошибками на экзамене и в повседневной практике. Всегда внимательно следите за соответствием главных членов предложения, используйте подсказки и правила для правильной постановки сказуемого и подлежащего в предложениях. Успехов вам!
Ошибки в сложных предложениях и косвенной речи
Различия между косвенной речью и использованием местоимений
Учитель сказал, что принеси мне сочинение на проверку – это ошибка 🙂
Часто в справочниках и пояснениях к 8 заданию пишут, что в косвенной речи не должно быть местоимений 1 и 2 лица. Но это неправда. В косвенной речи не должно быть передачи информации от 1 и 2 лица. А это не то же самое, что простое использование местоимений.
Пример 1:
Коля сказал: Друг, приходи завтра в 9 часов вечера!
Коля сказал, что я должен прийти в 9 часов вечера.
Местоимение 1 лица я без проблем вписывается в косвенную речь (если другом называют меня), потому что не относится к Коле – говорящему. И здесь нет ошибки.
Пример 2:
Коля сказал: Завтра я приду на работу к 10 утра!
Коля сказал, что завтра я приду на работу к 10 утра.
В таком формате предложение ошибочно. Но! еще раз! не потому, что здесь личное местоимение использовано, а потому, что я и Коля – один и тот же человек. И в косвенной речи я можно использовать только по отношению к себе.
Ошибки в построении сложного предложения
Сложное предложение – это предложение с несколькими грамматическими основами. Когда мы говорим об этой ошибке, то чаще всего имеем в виду предложение сложноподчиненное.
Части СПП не согласованы друг с другом
Придаточное должно согласовываться с главным словом. Например:
Конный спорт – престижное хобби, в которое люди вкладывают большие деньги.
Определительное придаточное слишком далеко
Очень легко допустить ситуацию, когда в предложении появляется объект того же рода, который может перетянуть на себя одеяло. Например:
Я увидел девушку в шапке, которая была очень красивая.
Больше способов образования придаточных
Мы можем склеить придаточное при помощи союза, союзного слова или частицы ли. Например:
Я узнал, что (союз) завтра к нам в город приедет цирк.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Однородные члены предложения — это слова, которые зависят от одного и того же слова в предложении, отвечают на один и тот же вопрос и обозначают примерно одно и то же по смыслу.
Приготовьтесь впитывать информацию, потому что здесь будет много разных видов ошибок.
Однородные не согласованы с главным словом или между собой
Это самая простая ошибка, которую видно глазом. Важно помнить, что все однородные должны быть согласованы как между собой, так и с главным словом. Если это правило не соблюдается, то в предложении есть ошибка.
Примеры:
- В кабинете стоят стулья, столы, лампы
- Мы с мамой пришли в магазин за желтыми или красными сарафанами
Однородные не согласованы с обобщающим словом
Ситуация примерно такая же, как в предыдущем пункте. Обобщающее слово должно находиться в той же самой форме, что и однородные при нем или наоборот.
Пример:
- Учительница была недовольна его главными чертами характера: вспыльчивостью и неумением воспринимать критику
Внутри однородных есть как род, так и вид
В однородные пары можно объединять только одинаковые или очень близкие части речи. Нельзя сочетать слова разных родов или грамматических конструкций.
Пример:
- Мы купили в магазине фрукты, яблоки и груши
Однородные — несоотносимые части речи или грамматические конструкции
Однородные должны сочетаться не только лексически, но и грамматически. Поэтому существует правило: в однородные можно объединять только одни и те же (либо очень близкие) части речи.
Например, мы можем совместить причастие и прилагательное, но не можем совмещать глагол и существительное.
Пример:
- Пугающий, страшный замок стоит на вершине горы
- Я люблю плавание и вязание
Мы можем сделать однородными, например, два придаточных или два причастных оборота.
Пример:
- Я читаю про замок, который стоит на вершине горы, и который внимательно следит весь мир
Запомните эти правила и избавьтесь от ошибок в построении предложений с однородными членами.
Но не можем объединять причастный оборот и придаточное
Я смотрю на замок, /стоящий на вершине горы/ и (за которым внимательно следит весь мир)
Каждый из однородных сказуемых согласуется с зависимым словом
Мы часто пропускаем эту ошибку, потому что мозг (и это нормально) ленится смотреть дальше, чем на одно слово вперед)
В ЕГЭ предложения с этой ошибкой будут выглядеть как-то так:
Мне хотелось узнать, как правильно формировать и следить за группами
Когда у первого из однородных сказуемых нет своего зависимого слова, оно жадничает и пытается отобрать у второго его зависимое слово. Вот только состыковаться оно с ним не сможет, потому что формировать за группами нельзя.
Исправить эту ошибку можно, дав каждому из сказуемых свое зависимое слово
Мне хотелось узнать, как правильно формировать группы и следить за ними
Так никто из них не останется обделенным 🙂
Ошибки в использовании двойных союзов
У двойных союзов есть такой прикол: мы можем ставить однородные ТОЛЬКО вплотную к их частям.
Как хочется продолжить предложение? Сказать что-то типа «дедушки» или «девушки», ну, то есть продолжить однородный с «бабушки» ряд
А на ЕГЭ эта ошибка будет выглядеть так:
На концерт не только пришли бабушки, но и дедушки
Получается — «не только пришли, но и дедушки». Вот в этом и ошибка 🙂
8. Неверное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложный падеж vs Дательный падеж
С предлогом «по» работает следующая схема. Если мы можем заменить его на сочетание со словом «после», то существительные мы должны ставить в предложный падеж, каким бы это словом ни было.
По прилете в город мы отправились в кафе (после прилета)По приходе врач снял обувь (после прихода)
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор, наперерз, подобно требуют дательного падежа
Предлоги в течение, в продолжение, в меру, в силу, наподобие требуют родительного падежа
! обрати внимание! предлоги наподобие и подобно очень похожи, но требуют разных падежей!
9. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Чтобы разобраться с видовременной соотнесенностью, мы должны вспомнить про 3 важных штуки:
Момент речи — это точка на отрезке времени, в которой прямо сейчас мы произносим слова. Относительного этого момента мы делим время на прошедшее, настоящее и будущее.
Если в один и тот же момент речи мы говорим о двух действиях, которые относительного этого момента имеют разное время, то такое предложение будет ошибочным.
Ты сидишь на стуле и жуешь яблоко, но внезапно чувствуешь горький вкус
Если в этот момент ты начинаешь говорить, то ты скажешь
Я жую яблоко
Получается, что предложение «я жую яблоко» соотносится с моментом, когда ты еще не чувствуешь горечи
Если ты выплевываешь яблоко, то ты говоришь
Я выплюнул(а) яблоко
Получается, что предложение «я выплюнул(а) яблоко» соотносится с моментом, когда ты его выплевываешь
Мы не можем объединить эти два момента речи в один. Поэтому предложение
Я жую яблоко и выплюнул(а) его
Бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает завершенность действия во времени. Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже завершилось (даже если они будущего времени). А глаголы несовершенного — действие, что находится в процессе выполнения.
Первые отвечают на вопрос что сделать?
Вторые — на вопрос что делать?
Иногда глаголы в предложении обозначают действия, которые не могут быть «разновидовыми». Например, нельзя одновременно «читать» и «поплакать»
Я читаю и поплачу
Это как? Вот если было было
Я читаю и плачу