Просмотр задания № 49375

Типы гласных в корнях

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Решение:

  1. прик..снуться, ск..льзящий, л..пата
    (корень с чередующейся гласной, написание которой зависит от наличия суффикса А после корня),
    сочЕтание(корень с чередующейся гласной, исключение),
    почИтать (старших) (корень с чередующейся гласной, написание которой зависит от наличия суффикса А после корня);

  2. (корень с чередующейся гласной, написание которой зависит от согласной в корне),
    запрОсить (запрОс),
    прилОжение (корень с чередующейся гласной, написание которой зависит от наличия суффикса А после корня);

4)(корень с чередующейся гласной, написание которой зависит от наличия суффикса А после корня),
скОльзящий,
(скОльзко)
лОпата (словарное слово).

Мероприятия в Центре грамотности

8 сентября отмечается МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

✅В центре грамотности центральной библиотеки к этой дате оформлена из материалов которой вы узнаете:

  • интересные факты
  • традиции празднования дня грамотности
  • какие интеллектуальные игры могут повысить грамотность ребёнка и взрослого
  • как происходило развитие грамотности в России
  • как повысить уровень грамотности
  • в чём причины неграмотности

✅А также познакомитесь с интересными книгами о языке и грамотности.

✅Выставка будет действовать с 05 по 16 сентября, а книги о языке вы можете увидеть в библиотеке и прочитать в любой день, мы всегда рады нашим читателям!

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Центр грамотности продолжает знакомить наших читателей с историей письменности, которая полно и интересно раскрыта в экспозициях Новгородского музея письменности. Сегодня речь пойдет о новгородских памятниках древнерусской литературы.

Оригинальная древнерусская литература

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине одиннадцатого столетия. Новгородские средневековые литературные памятники носят самобытный, оригинальный характер.

Вызвано это значительной ролью Новгорода в развитии русской культуры, своеобразием экономического развития первой русской республики. В новгородской литературе присутствуют все жанры древнерусской словесности, на всех них лежит печать яркой, бурной жизни вечевого города.

Сочинения новгородцев отличает лаконичность изложения, любовь к родному городу, его памятникам, богатая фантазия и бережное отношение к истории и фольклору. Определяющая роль Новгорода как крупного политического и духовного центра Древней Руси способствовала появлению самобытных новгородских литературных памятников.

Исторические произведения

Здесь была написана одна из древнейших русских хроник, Софийская первая летопись. Авторству Кирика-новгородца принадлежат трактаты Учение о числах и Вопрошания. Древнейший свод законов Руси – Русская правда – также был составлен в Новгороде.

Позже появились произведения, в которых были записаны новгородские предания: Повесть об иконе Знамения, Повесть о городском посаднике Щиле и многие другие, вошедшие в сокровищницу древнерусской литературы.

Русские пословицы и поговорки

Русские народные пословицы и поговорки — это неисчерпаемый кладезь народной мудрости, пришедший к нам из жизненного опыта наших предков. В преддверие Дня России Центр грамотности предлагает нашим читателям поупражняться в знании пословиц о родной земле.

Пользуясь ссылкой, вы сможете составить из двух частей известные и редко употребляемые пословицы о Родине.

Информационно-познавательный час

Для участников лагеря Волонтёр Дома молодежи библиотекарями Центра грамотности центральной библиотеки проведен информационно-познавательный час под названием Вечно живое наследство, посвящённый истории создания письменности.

Ребята узнали много нового, попробовали прочесть древнее пиктографическое письмо, разгадать загадки новгородских берестяных грамот, а также узнали, о чём писал в своих берестяных тетрадках мальчик Онфим. Мальчики и девочки рассуждали, пытались вместе найти ответы на каверзные вопросы.

Библиотекари провели викторину, в которой лучшие знания показали Надя и Савелий.

Пользуясь случаем, сотрудники библиотеки поблагодарили специалиста по работе с молодежью ДМ Екатерину Михайловну Петрову за активное сотрудничество в проведении стихотворного патриотического марафона и вручили благодарность.

📷

📷

Введение

Центр грамотности библиотеки провел интерактивное занятие под названием Письма из прошлого для учащихся одиннадцатых классов школы № 2. В этой статье мы расскажем о мероприятии, его целях и результате.

Описание мероприятия

Цель

Целью мероприятия было погружение участников в историю письменности, изучение особенностей пиктограмм и иероглифов, а также понимание истории алфавитного письма.

Задачи

  1. Зашифровать послание с использованием пиктограмм.
  2. Разгадать послание, зашифрованное пиктограммами.
  3. Изучить историю берестяных грамот и мальчика Онфима.

Ход мероприятия

Участники были разделены на команды и каждая команда должна была зашифровать и разгадать послание, состоящее из нескольких слов. Был проведен разговор о берестяных грамотах и мальчике Онфиме. Помогла лучше усвоить информацию викторина, которую выиграла Дарья Суворова.

Результаты

Дарья получила грамоту и небольшой подарок, связанный с новгородской историей. Также были вручены призы другим участникам, показавшим хорошие знания.

Тематическая выставка книг

Библиотекарями была подготовлена тематическая выставка книг, посвященная истории письменности. Изучение истории письменности помогает понять цивилизацию, поэтому это было очень интересно и познавательно для участников.

Анализ ошибок участников Тотального диктанта

Центр грамотности центральной библиотеки проанализировал основные ошибки, допущенные участниками Тотального диктанта в нашем городе. Данный анализ поможет улучшить навыки письма у всех желающих.

Image1

Image2

Image3

Важность правильного написания слов

❗

Очень неожиданно, но большие затруднения вызвало слово ПУТЕШЕСТВЕННИК. Имя существительное путешественник является отглагольным, то есть оно образовано от глагола путешествовать суффиксальным способом (при помощи суффикса). В словообразовании имен существительных от глаголов используется суффикс -еник (ученик, труженик, мученик и ряд других) и суффикс -енник (предшественник).

Правильно следует писать это слово с двумя Н: путешествеННик


❗

Возникли сложности с правописанием слова ИНТЕЛЛИГЕНТ. Своим происхождением, как и многие слова, особенно термины, слово интеллигент обязано латинскому языку. С латыни intelligens/intellegens переводится как понимающий, сведущий в какой-либо области. В данном случае подбор проверочного слова не представляется возможным, так как существительное интеллигент является словарным словом и его правописание следует запомнить.


❗

Слово ПРИЙТИ. Необходимо запомнить: последние 67 лет прийти пишется с буквой й в корне. Да, именно 67, потому до 1956 года никто и не задумывался, как правильно. Тогда по нормам русского языка можно было писать и прийти, и придти, и даже притти. Однако во второй половине XX века при унификации русской орфографии был выбран только один верный вариант – прийти. Подобрать проверочное слово – вот, что приходит на ум, когда хочется избежать ошибки. Многие, отталкиваясь от слова идти, делают вывод, что правильно писать придти. Но здесь такая проверка не работает. Более того, это настоящая ловушка, которая и порождает неправильное написание. Руководствоваться нужно следующим правилом: в словарных формах от идти с приставками, оканчивающихся на гласную, д из корня уходит, а и заменяется на й. Например: выйти, уйти, дойти, зайти, прийти.


Роль Тотального диктанта в современном обществе

✒

Тотальный диктант — ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Это общественный проект, который реализуется силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд Тотальный диктант, расположенный в Новосибирске.

Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Автором уникального текста Тотального диктанта в 2023 году стал Василий Авченко, посвятивший текст путешественнику, писателю, ученому Владимиру Арсеньеву.


в центральной библиотеке написали 24 человека.

Лучше всех с диктантом справилась Виктория Геннадьевна Бахар! Поздравляем с великолепным знанием родного языка!

Также хорошие знания показали:

– Арина Кабакова, Оксана Сереброва, Анна Иванова и Алина Буганкова.

Результаты направлены в областную научную библиотеку, которая подведет итоги тотального диктанта в Новгородской области.

Центральная библиотека сердечно благодарит Ольгу Анатольевну Карпову, преподавателя средней школы № 1, ставшую, как принято говорить "диктатором", то есть продиктовавшую текст участникам.

Большое спасибо преподавателю средней школы № 2 Баркиной Людмиле Викторовне за ежегодное привлечение школьников к участию в тотальном диктанте.

И, конечно же, спасибо всем, кто принял в диктанте участие! Вы все огромные молодцы!

В ближайшее время Центр грамотности центральной библиотеки опубликует пост, в котором разберёт самые распространенные ошибки, допущенные участниками.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

В рамках работы Центра грамотности специалисты центральной библиотеки провели для получателей социальных услуг Солецкого КЦСО и волонтёров Красного Креста занятие по истории письменности.

📌Библиограф Анна Илларионова рассказала об истории появления письменности, о пиктограммах, иероглифах, клинописи. Ребята и взрослые смогли попробовать написать несколько строк клинописью на глиняных табличках. Большой интерес вызвало задание – посредством пиктограмм передать предложенную фразу так, чтобы окружающие её поняли. Все четыре команды, на которые разделились участники, очень творчески подошли к заданию и изобразили целые истории. Почти все послания удалось «расшифровать».

📌Библиотекарь Наталья Васильева рассказала о новгородских берестяных грамотах и о самом знаменитом маленьком средневековом новгородце – мальчике Онфиме, показала, как выглядели берестяные письмена и провела занимательную викторину по истории письменности, в которой победительницей оказалась Валерия Пономарёва, получившая грамоту и небольшой приз.

✅Библиотекари попросили участников муниципального этапа конкурса «Живая классика» Леру, Настю и Надю повторить для собравшихся произведения, представленные на конкурсе, и все с удовольствием прослушали блестящие выступления девочек.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

✅На сегодняшний день грамоты Онфима с рисунками можно считать одним из древнейших найденных учеными примеров детского творчества. Они хранятся в Государственном историческом музее в Москве, а их копии можно увидеть в Новгородском музее письменности.

📸Фото сделаны в Новгородском музее письменности

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

В прошлый раз #ЦЕНТРГРАМОТНОСТИ познакомил наших читателей с возникновением письменности. А сегодня мы начнём рассказ о письменности в древнем Новгороде.

Конечно же, разговор пойдёт о берестяных грамотах. Именно береста служила на Руси письменным материалом до появления пергамента и бумаги. Считается, что берестяные грамоты появились в XI-XV веках, но многие ученые, в том числе Артемий Владимирович Арциховский, основатель и руководитель Новгородской археологической экспедиции, утверждают, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках. Берестяные грамоты — это памятники древнерусской письменности, записи на коре деревьев. Один из самых популярных материалов для письма в XI–XV веках. Слово «береста» образовано от того же корня, что и «береза». Буквально оно означает «белое дерево». «Берестяными» грамоты стали называть из-за того, что именно кора березы использовалась для их изготовления чаще всего. Для грамоты выбиралась кора хорошего качества, её очищали, кипятили в специальном растворе, сушили. А писали на высохшей бересте острыми палочками – писалами (стилосами).

Небольшие фрагменты берестяных грамот отечественные археологи находили в древних городах еще в XIX веке. Однако первый целый документ — берестяную грамоту №1 – нашли в Новгороде. Новгородский историк Виктор Смирнов пишет: «Когда 26 июля 1951 года рабочая экспедиции Нина Акулова подняла берестяной свиток, на котором явственно читались буквы. Арциховский сначала задохнулся от волнения, а потом произнес свою ставшую исторической фразу "Я ждал этой находки 20 лет!" Новгородские берестяные грамоты стали одной из величайших археологических сенсаций двадцатого века. Заговорил великий немой, каким считалась средневековая Русь, причем заговорил голосами самых разных людей: мужчин и женщин, детей и взрослых, знатных и простолюдинов. Отныне вся отечественная археология делилась на две части — до и после июля 1951 года».

Свиток бережно промыли в горячей воде с содой, расправили и зажали между стеклами. В дальнейшем историки приступили к расшифровке текста. Запись состояла из 13 строк. Ученые проанализировали каждое слово и обрывок фразы и выяснили, что речь в рукописи (предполагают, что XIV века) шла о феодальных повинностях – вопросах позема и дара (дохода и оброка).

Памятный знак на месте находки первой берестяной грамоты открыли в Великом Новгороде 23 августа 2019 года. Бронзовый памятник работы художника Сергея Гаева представляет собой средневекового мальчика Онфима, чьи рисунки и надписи на бересте прославили новгородскую грамотность по всему миру. (Об Онфиме мы расскажем вам в следующий раз).

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

#ЦЕНТР_ГРАМОТНОСТИ знакомит читателей центральной библиотеки с Музеем письменности Великого Новгорода.

✅Музей письменности был создан в рамках развития Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, он размещен в историческом здании на территории Новгородского кремля. Торжественное открытие Музея письменности было приурочено к 24 мая — Дню славянской письменности и культуры. Открытие для посетителей состоялось 25 мая 2021 года. Экспозиция музея посвящена развитию и распространению письменности, книжности и книгопечатания в Древней Руси. В ней представлено около 200 предметов из фондов Новгородского музея-заповедника. В их числе монеты, печати, каменные кресты, фрагменты граффити с кириллическими и глаголическими надписями, образцы каллиграфии, предметы быта и др.

Сегодня центр грамотности представляет Вашему вниманию первую статью из цикла «История письменности. Великий Новгород»

✒Письменность — один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры. В глубокой древности письмо воспринималась как чудо, поэтому многие народы верили, что его создали боги, согласно шумерской традиции, письмо изобрел Бог Набу – покровитель наук и писец богов. Египтяне верили, что письмо создал бог Тот, таинственное божество Луны. Реальная история письма начинается в эпоху палеолита, самый древний способ письма – это пиктография, рисуночное письмо. С развитием человечества на смену пиктографическому письму пришел другой вид передачи информации – идеографическое письмо. При этом способе письма каждое слово обозначалось определенными символами, которые назывались иероглифами. Текст, написанный подобным образом, выглядел как набор крошечных рисунков. Позднее появляются звуковое или алфавитное письмо: в нем каждому звуку речи соответствовал свой знак.

🔡Самая знаменитая из алфавитных систем – финикийская – основа большинства современных алфавитов, она возникла в пятнадцатых-тринадцатых веках до нашей эры и состояла из двадцати двух знаков. Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она и была принята в финикийском алфавите, правда, изначально эта буква там была согласным звуком и обозначала «глаз». Самый распространенный в мире латинский алфавит восходит к письменности этрусков и греческому алфавиту.

🅰По преданию, первый славянский алфавит – глаголица был изобретен греческим просветителем Константином Философом из византийского города Солунь в середине девятого века. После создания славянского алфавита Константин с братом Мефодием отправляются в Моравию, где организует богослужения на славянском языке, до этого братья переводят на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Язык является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями.

21 февраля – Международный день родного языка. Этот праздник ведет свою историю с 1999 года, установлен ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. В международный календарь праздников вошёл в 2000 году.

Дата 21 февраля была выбрана не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка бенгали государственным.

📌К Международному дню родного языка центр грамотности центральной библиотеки подготовил небольшое видео, из которого вы узнаете об умирающих и возрождающихся языках, словарном запасе Уильяма Шекспира, самых известных полиглотах, и другие интересные факты. Для просмотра пройдите по ссылке https://vk.com/public40374115?w=wall-40374115_2918

В мире очень много различных языков. На некоторых говорят миллионы, на других – лишь несколько десятков человек. Человек не может не любить язык, на котором впервые жизни произнёс самое важное на свете слово – «мама».

Любите, уважайте, берегите ваш родной язык.

А мы сегодня поговорим о русском языке.

Испытав множество метаморфоз, современный русский язык со всеми лексическими и грамматическими правилами стал одним из самых популярных языков мира, который, по словам М.В. Ломоносова, вобрал в себя все "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков".

❓Знаете ли вы, что:

✅Существительных женского рода в русском языке больше, чем слов мужского рода. Лингвисты подсчитали, что существительных мужского рода всего около 40,5%, женского рода — 43% и среднего рода — около 16,5%.

✅В отечественной истории было две реформы правописания. Первую провел Петр I. Он ввел гражданский шрифт. Вторая произошла в 1917-18 годах (когда отменили «ять», «фиту», i, а еще «ъ» на конце слов).

✅Кирилл и Мефодий не создавали кириллицу. С их именами связывают создание первой славянской азбуки — глаголицы. Кириллицу, скорее всего, составили ученики и последователи Кирилла и Мефодия и назвали азбуку в честь своего учителя.

✅Число букв в русском алфавите в разное время было неодинаковым. Сейчас в нашей азбуке 33 буквы, самая молодая — буква ё, появившаяся только в конце XVIII века.

✅Слово метро раньше было мужского рода. И даже выходила газета «Советский метро». И тень в незапамятные времена было мужского рода. Именно поэтому у нас есть слово тенёк (как денёк от день и пенёк от пень).

✅Чем грамотнее человек, тем чаще (а не реже) он смотрит в словарь. Потому что невозможно помнить, как пишутся, произносятся, употребляются все слова русского языка во всех формах. Все мы имеем право на ошибку. А чтобы ошибаться реже, лучше всякий раз заглядывать в словарь и себя перепроверять.

✅В главном новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» есть забавный ляп, связанный с русским языком. По сюжету Надя — учительница русского языка и литературы. Но она допускает ошибку, говоря: «Я забыла одеть праздничное платье». Надо было сказать: «Я забыла надеть праздничное платье».

✅Говорить присаживайтесь вместо садитесь невежливо. Потому что приставка при- указывает на неполноту действия. Предлагая присесть, вы предлагаете сесть на краешке стула или сесть ненадолго и быстренько уйти. Вежливо: садитесь.

✅Ну и конечно, крайний вместо последний — тоже ошибка. У слова последний много значений, и последний раз не обязательно «такой, после которого никогда ничего больше не будет».

❓А как Вы считаете, на «день рождение» или «день рождения» нужно приглашать друзей? Правильный ответ на этот и другие вопросы Вы сможете получить, решив тест, подготовленный Центром грамотности центральной библиотеки, по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=poekh907k23

❗Проверьте свои знания до 21 марта 2023 года! Если Ваш результат 88% и выше, сделайте скрин экрана и вышлите в личные сообщения библиотекарю: https://vk.com/nataliya_v_73 В ответ Вы получите электронный сертификат знатока русского языка.

К Международному дню родного языка центр грамотности центральной библиотеки подготовила небольшое видео, из которого вы узнаете об умирающих и возрождающихся языках, словарном запасе Уильяма Шекспира, самых известных полиглотах, и другие интересные факты. Для просмотра пройдите по ссылке: https://vk.com/public40374115?w=wall-40374115_2918

Центр грамотности продолжает знакомить вас с книгами, которые помогают улучшить знания родного языка и будут интересны как школьникам, так и взрослым

📌В издательстве Corpus вышла книга популяризатора русского языка, ученого-лингвиста, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Ирины Левонтиной «Честное слово». В ней собраны ее эссе о переменах в языке с 1990-х годов по 2020-й.

♦Ирина Левонтина — известный ученый-лингвист, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, автор словарей и статей, популяризатор лингвистики. Уже 20 лет она пишет веселые и яркие эссе о переменах в русском языке, о новых словах и необычных грамматических конструкциях, о речи представителей разных поколений и социальных слоев, о рекламных "перлах".

💬"Эта книга, – говорит автор, — о том, что язык неотделим от жизни. Настолько, что иной раз о нем и поговорить почти невозможно: пишешь про слова, а читатели яростно возражают про жизнь. Наша жизнь пропитана языком — и сама в нем растворена. Мы самонадеянно считаем, что владеем языком. На самом деле это язык владеет нами".

♦В книге «Честное слово» о языке говорится уважительно и просто, приводится много интересных примеров, цитат. Ставшие привычными выражения открываются перед нами с нового ракурса. Для знакомства с книгой Ирины Левонтиной приходите в центральную библиотеку.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Во-вторых, он понятный. Вы узнаете, почему возникают правила и исключения из них, и поэтому легко научитесь правильно писать.

В-третьих, он интересный. Берите и читайте его как хорошую книгу – с первой главы до последней. А попробуйте так прочитать учебник!

В-четвёртых, читайте его вместе со взрослыми – обсуждайте и смейтесь.

В-пятых, он всё-таки немного похож на учебник. Он состоит из двух книг, охватывающих программу по орфографии для 5-6 классов. Если вы их прочли и сделали все упражнения, вы знаете русскую орфографию так, как если бы учились по учебникам два года.

В первую часть «Неучебника» по орфографии вошли главы, связанные с правописанием корня: непроизносимые согласные, непроверяемые и чередующиеся гласные и многое другое. А продолжить нескучные занятия по русскому языку можно с книгой «Неучебник по русскому языку. Орфография. Часть 2».

Что же будет, если неправильно писать гласные в корне слова? Сами посмотрите:

Лето на даче.

Всё лето я прожевал у бабушки на даче. Там здорово! Рядом течёт речка Каменка. Бабушка в ней поласкала бельё, а я купался. Однажды я нырнул так надолго, что бабушка потом меня здорово отругала. Сказала мне, что посидела от испуга. Как она могла посидеть? У неё и так волосы белые!

Со мной жил мой кот Кузя. Однажды мы с ним седели на крылечке, и он увядал на дереве синичку. Тогда он спрыгнул со ступенек и стал зализать на дерево. Птичка взмахнула крыльями, а Кузя испугался и свалился. Он так жалобно мяукал, что я подошёл и полоскал его.

Чтобы бельё не лАскать, а полОскать, а лАскать как раз неугомонного кота – читайте «Неучебник по русскому языку» и познавайте правила весело!

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

♦Сегодня (22 декабря) в центре грамотности центральной библиотеки мы поговорим об ударении.

⚡Ударение — это выделение определенной части слова интонацией при произношении. В письменном виде ударение обозначается символом ́ над ударной гласной буквой. Иногда для наглядности ударение выделяют заглавной буквой. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией ( от лат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). В нашей речи важно и то, что мы говорим, и то, как мы говорим. По мнению психологов, наше отношение к говорящему сильно зависит от правильности его речи, от знания им языковых норм, в том числе, и от правильного ударения в словах.

⚡Есть языки с фиксированным ударением, например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог, а в чешском – на первый. В русском языке ударение может падать на любой слог. Большинство слов русского языка произносится людьми с правильной постановкой ударения, умение правильно ставить дарения приходит к человеку в процессе овладения речью. Но в русском языке выделяется порядка 400-500 слов, с ударением в которых люди сомневаются.

Связано это с тем, что:

✅люди слышат одно и то же слово по-разному от источников своего окружения;

✅в русском языке постоянно появляются новые иноязычные слова, практики постановки ударений в которых ещё не было;

✅«новые» правила, споры учёных, признание некоторых привычных вариантов постановки ударения в словах устаревшими.

⚡Разногласие с ударениями приводит к тому, что люди не знают, какое ударение верное. И люди обращаются за помощью к словарям. В некоторых случаях только ударение позволяет различить значение слов (сравните: за́мок и замо́к). Можно встретить слова, ударение в которых ставится на разные слоги, что является допустимым. Значение слова от разной постановки ударения не изменяется (тво́ро́г, одновре́ме́нно). В сложносоставных словах на письме ставится одно ударение, но при произнесении используется два ударения, одно из которых имеет сильную интонацию (основное), а другое — слабую (второстепенное). Например: газо́нокоси́лка (и — основное), вели́кому́ченик (у — основное);

📖Если вы сомневаетесь в правильности постановки ударения – приходите в центральную библиотеку, мы поможем вам подобрать соответствующий словарь. Например, в нашем фонде есть Орфоэпический словарь русского языка по редакцией советского лингвиста, одного из основателей московской фонологической школы Рубена Ивановича Аванесова.

❓Вчера центром грамотности бы проведён опрос – какую букву ввёл в состав алфавита Пётр I? Правильный ответ – совершенствуя русскую азбуку, Пётр I ввёл в состав алфавита букву Э в 1708 году при разработке гражданского алфавита. А какие слова с ударением на Э вы знаете?

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, которая реализуется силами неравнодушных любителей русского языка по всему миру.впервые прошел в центральной библиотеке. В Центре грамотности собрались желающие проверить свои знания русского языка: школьники, сотрудники библиотеки и активные читатели «серебряного возраста». Всего на площадке библиотеки участие в акции приняли 25 человек, возраст участников – от 10 до 80 лет!

Автор текста Тотального диктанта 2022 – писатель, лауреат премии «Большая книга» Марина Степанова. Перед началом диктанта участники акции познакомились с авторским прочтением текста. Провела диктант учитель русского языка и литературы школы № 2 Сверчкова Марина Николаевна.

В течение трех дней работы участников будут проверены. Те, кто справился с диктантом на «отлично», будут награждены дипломами.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

состоялась творческая онлайн – встреча с детской писательницей Марией Александровной Мельниковой. Мария Мельникова, которая в детстве некоторое время жила в г. Сольцы и д.Сосновка, вспоминает яркое, беззаботное детство, раздольное, свободное, с лужами, походами, с кроликами, свиньями, собаками и кошками. И все это вошло в книгу рассказов «Друзья-питомцы». В 1 класс она пошла в школу № 1. С теплотой вспоминает Мария первую учительницу и свой класс.

На первую встречу были приглашены дети из 4а класса школы № 2. Многие представляли, что встреча с писателем, это серьезное мероприятие, где все проходит строго, спокойно. Но с первых минут появления Марии Мельниковой перед ребятами, это мнение у нас, присутствующих, изменилось. Встреча была веселой и интересной. Казалось, что минуты бежали стремительно быстро и час пролетел незаметно. Но сколько всего дети узнали о Марии, сколько успели спросить у детской писательницы: от вопроса – о чем вы мечтали в детстве, до вопроса — всегда ли вы знаете конец рассказа, который пишете? Ответы на вопросы были искренними, подробными и часто, неожиданными.

Самые активные участницы встречи получат в подарок – книгу "Пикник в чумном форту" с автографом писательницы. В завершение мероприятия мы решили продолжить наше общение и в ближайшем будущем организовать еще не одну встречу с солецкими ребятами.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

В рамках Года культурного наследия народов России, в Центре грамотности сотрудники библиотеки провели литературно – познавательное путешествие «Страна детского фольклора» для участников клубов «Жили-были», «Артелье» и студии детского творчества «Светлица» Солецкого комплексного центра. В ходе путешествия участники познакомились с веселыми образцами устного народного творчества: потешками, загадками, считалками, небылицами, закличками, голосянками. Под живой аккомпанемент ребята и взрослые с удовольствием исполняли частушки-нескладушки. Продолжилось мероприятие игровой программой с участием веселых птичек Вжика и Жужи, подготовленной сотрудниками комплексного центра.

Организаторы мероприятия уверены, что все участники получили массу положительных эмоций, заряд бодрости и хорошего настроения.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. Ежегодно, отмечается Международный день родного языка.

К этой дате, в Центре грамотности центральной библиотеки, оформлена выставка-просмотр «Язык моих предков угаснуть не должен», на которой представлены издания по истории русского языка, культуре речи, хрестоматии по устному народному творчеству, народной поэзии и другие издания, посвященные родному слову. Особый интерес представляет литература о древнерусских надписях новгородского Софийского собора, берестяных грамотах. Литература, представленная на выставке, призвана прививать любовь к родному языку, воспитывать гордость, патриотизм и уважение к культуре своего народа. https://vk.com/public40374115?w=wall-40374115_2132

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

30 ноября 2021 года в центральной библиотеке состоялось Центра грамотности и презентация проекта «Библиотека грамотности» при поддержке фонда президентских грантов и фонда «Тотальный диктант».

На открытии присутствовали учителя, библиотекари, представители администрации, СМИ, общественности и школьники. С приветственным словом к участникам обратилась заместитель Главы администрации Ю.В.Михайлова. О работе Центра грамотности рассказала директор библиотеки М.А.Шалагина. Библиотекарь М.А.Семенова провела обзор современной научной литературы по русскому языку, поступившей в фонд библиотеки для организации работы Центра грамотности. Творческим подарком стало выступление Жанны Рыжковой, в исполнении которой прозвучали романсы на стихи Пьера Беранже и Булата Окуджавы, а так же Натальи Васильевой, подарившей стихи собственного сочинения.

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Просмотр задания № 49375

Эти слова пишут с ошибками даже отличники. Запомните, как правильно

. Правописание придется запоминать из-за невозможности проверить

Обновлено 27 августа 2023, 09:36

Shutterstock

В русском языке существует множество слов, которые вызывают затруднение при написании не только у детей, но и у взрослых. Одни делают ошибку, даже не замечая того, из-за пробелов в школьном образовании, другие задумываются над выбором правильной буквы или буквосочетания, но он не всегда оказывается правильным.

РБК Life собрал самые сложные случаи.

Панорама (от греч. pan — «все» и horama — «зрелище»). Одно из значений этого слова — «широкий вид какой-либо местности, открывающийся с высоты, с возвышенности». В этом слове часто делают ошибку, сомневаясь, поэтому на письме появляются такие неправильные варианты: «панарама», «понорама», «понарама».

Shutterstock

Эстакада (франц. estacade) — строительное сооружение в виде моста, которое служит для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через путь. В этом слове действует правило «Непроверяемые безударные гласные в корне слова», поэтому его просто стоит запомнить. Пишется не «эстокада», а именно «эстакада».

В этом слове ошибку делают не только на письме, но и произносят его неправильно. Довольно часто можно слышать вариант «экспрессо». Произошла такая ошибка, по словам лингвистов, из-за такого явления, как контаминация. В сознании носителей русского языка скрестились значения двух слов: «экспресс» (от лат. expressus — «выразительный», «срочно», «экстренно») и «эспрессо» (от итал. espresso — «сваренный в небольшом количестве воды крепкий кофе»). Некоторые считают, что «экспрессо» — это быстро сваренный кофе. Однако этот вариант произношения и написания слова неверный.

Shutterstock

Навскидку — это наречие имеет значение «без подготовки, неточно». При написании наречий многие задумываются, стоит ли в этом случае употребить дефис или же разделить слово на две части. Однако остается только запомнить единственно верный вариант — «навскидку».

Ингредиент (от лат. ingrediens, ingredientis — «входящий») — составная часть какого-либо сложного соединения, смеси. Это слово относится к случаям с непроверяемыми безударными гласными. Словарное слово предстоит запомнить, чтобы на письме употреблять только верный вариант «ингредиент».

Просмотр задания № 49375

Ранее иностранцы, изучающие русский язык, назвали самое сложное слово. Оказалось, что название животного «выхухоль» вызывает трудности в произношении. Это слово женского рода с ударением на первый слог является названием зверька отряда насекомоядных. Этот зверек ведет полуводный образ жизни и обладает мягким, шелковистым мехом.

Всем привет! Меня зовут Ваня. Я регулярно обрабатываю информацию с разных источников: статьи, книги, видео, беседы. Интересные материалы я цитирую и сохраняю себе. Подумал, что можно сохранять эти кусочки не только для себя, но и делиться ими с другими.

Я начал сохранять записи в закладки ещё в 2017 году, поэтому у меня скопилось много информации на разную тематику, которую я хочу изучить. Интересные мысли со ссылками на материалы я буду публиковать в дайджесте.

Среди материалов нет новостей, а только знания, соответственно они мало привязаны ко времени. Дайджесты и ссылки в них можно читать в любое время, они скорее всего не потеряют актуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *