28 вариант егэ по географии

Влияние социальных статусов на роли и ожидания

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы.

Роли в социальных статусах

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Усвоение ролей и социализация

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они не выполняют свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Формальные и неформальные ролевые ожидания

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Характеристики общества

1. Воспроизводство и потребление материальных благ (ценностей):

  • Создание материальной и духовной культуры (строительство дома, создание картины, пошив одежды и т.п.).

2. Нормы и принципы жизни людей:

  • В обществе существует целая система социальных норм, например, нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, обычаи и корпоративные нормы.

3. Социальные отношения и институты:

  • В процессе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общение коллег по поводу нового проекта); для организации совместной деятельности формируются социальные институты (семья, образование, наука, государство и др.)

Влияние различных социальных институтов на процесс социализации личности

1) Семья

Пример: В семье Петровых родители воспитали в ребенке основные представления о добре и зле, привели базовые гигиенические нормы и правила этикета.

2) Школа

Пример: Федор закончил обучение в школе, в ходе которого он освоил базовые знания по основным наукам, сформировал необходимые в жизни умения — писать, считать, рассуждать и т.д.

3) Спортивная секция

Пример: Иван посещает секцию по волейболу, благодаря которой у него сформировались важнейшие коммуникативные умения — работа в команде, быстрое понимание партнеров, развитие упорства, уверенности в себе и стремление к победе.


Примеры различных социальных норм

1) Традиция

Пример: У аварцев принято встречать гостей богато накрытым столом, сажать их на почетное место, произносить здравицы в их честь.

2) Правовая норма

Пример: В России запрещено употреблять табачные изделия в общественных местах согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

3) Религиозная норма

Пример: У православных христиан принято поститься в определенное время года, то есть не употреблять определенную пищу и корректировать другие аспекты поведения и мыслей.


Тенденции развития межнациональных отношений

1) Межнациональная интеграция

Пример: Европейский Союз, объединяющий 28 государств, проходит процессы экономической и политической интеграции, начиная с конца XX века.

2) Межнациональная дифференциация

Пример: Каталония стремится выйти из состава Испании, добиться суверенитета и политической независимости.


Многообразие критериев выделения социальных групп

1) Статус

Пример: Врачи, юристы, учителя и другие профессиональные группы.

2) Возраст

Пример: Дети, подростки, взрослые, пожилые люди.

3) Образование

Пример: Высшее образование, среднее образование, нет образования.

Социальные факторы в обществе

Этническая принадлежность

В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

Конфессиональная принадлежность

В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

Территориальная принадлежность

В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.


Взаимосвязи социальных статусов и ролей

  1. Социальный статус школьника

    • Иван учится в школе, посещает занятия, выполняет домашние задания, слушается учителей и ведет себя примерно.
  2. Социальный статус учителя

    • Мария Ивановна учит детей обществознанию, проводит интересные уроки, проверяет самостоятельные работы, пишет отчеты по успеваемости классов, ездит с учениками в образовательные поездки, проводит с ними воспитательные беседы.
  3. Социальный статус врача

    • Иван Михайлович работает хирургом, принимает пациентов, дает им рекомендации по лечению, периодически проводит операции, дает советы коллегам-медикам.

Функция семьи в поддержке здоровья

  1. Профилактика вредных привычек

    • Например, отец провел беседу с сыном-подростком о вреде курения и алкоголя.
  2. Активный отдых

    • Например, семья Кабановых каждую зиму ходит на каток.
  3. Усвоение гигиенических навыков

    • Например, семья Смоловых приучает детей к чистке зубов и мытью рук перед едой.
  4. Проведение профилактических мероприятий

    • Например, семья П. решила сделать прививки от гриппа.

Позитивное отклоняющееся поведение

Ученые отмечают, что социальное окружение может оказывать влияние на развитие личности. Приведем примеры:

  1. Ситуация: Иван начал учиться лучше.

    • Санкция: Похвала учителя и родителей за успехи в учебе.
  2. Ситуация: Александра решила заниматься спортом.

    • Санкция: Поддержка друзей и семьи, оказываемая на тренировках.
  3. Ситуация: Василий начал волонтерить.

    • Санкция: Премия от организации за добровольную деятельность.

Влияние социального окружения на развитие личности

  1. Семья

    • Например, поддержка и воспитание родителей формируют ценности и моральные принципы человека.
  2. Школьное окружение

    • Например, влияние учителей и одноклассников на формирование интересов и установок ученика.
  3. Рабочая обстановка

    • Например, командным духом и системой ценностей организации на профессиональное развитие сотрудника.
  4. Влияние образа жизни на формирование личности

Влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей может оказать заметное воздействие на личность человека. Например, в окружении Сергея А. все бросили курить, и из-за этого он стал некурящим после того, как его постоянно подшучивали и поддразнивали. Через полгода его поведение изменилось, и он тоже присоединился к решившимся бросить курить.

  1. Влияние семейного образа жизни

Семейная жизнь также играет значительную роль в формировании личности. Например, в семье Дмитрия Г. все занимались музыкой, играли на музыкальных инструментах. Это способствовало тому, что и он начал учиться музыке и в конечном итоге закончил музыкальную школу.

  1. Влияние профессиональной деятельности родителей

Профессиональные занятия родителей также могут повлиять на выбор профессии и путь развития у ребенка. Например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате, унаследовав свою профессию от отца, который, в свою очередь, наследовал ее от деда. Таким образом, образ жизни и профессиональные устремления родителей могут оказать сильное влияние на выбор профессии у потомков.


Позитивные последствия конфликтной политической ситуации

  1. Обнаружение скрытых проблем и их разрешение

Конфликтная политическая ситуация может привести к выявлению проблем, которые изначально оставались незамеченными, и оказаться стимулом для их решения. Например, после парламентских и президентских выборов в РФ 2011/2012 годов общественные выступления привели к изменениям в избирательном законодательстве и восстановлению прямых выборов губернаторов.

  1. Усиление внутренней сплоченности в условиях внешних конфликтов

Время конфликтов может способствовать единению общества и проявлению патриотизма. Например, в начале Первой мировой войны большинство политических партий выразило поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма.

  1. Развитие умений и навыков участников конфликта

Участие в конфликте заставляет людей развивать навыки защиты своих интересов. Например, попытки введения ювенальной юстиции в России создали общественные организации, противостоявшие этой инициативе с использованием различных методов борьбы – сбор подписей, обращения к власти, акции протеста.


Функции социального контроля

  1. Регуляция общественных отношений

Социальный контроль играет важную роль в регулировании общественных отношений. Например, внутренние представления о том, как вести себя на дороге, а также действия ДПС, контролирующей соблюдение правил дорожного движения, способствуют соблюдению этих правил участниками дорожного движения.

  1. Противостояние асоциальному поведению

Социальный контроль помогает противостоять асоциальному и деструктивному поведению членов общества. Например, благодаря патрулированию городских улиц Добровольной народной дружиной, уровень уличной преступности был снижен, что показывает успешность социального контроля в борьбе с преступностью.

  1. Поощрение социально одобряемого поведения

Социальный контроль также может приводить к поощрению социально одобряемого поведения. Например, Администрация г. Сочи наградила грамотами и ценными подарками людей, оказавших волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, что стало хорошим примером поощрения за положительные действия.

  1. Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный и социально активный учитель стал директором школы.3) Армия. Например, рядовой после года примерной службы стал сержантом и был назначен командиром отделения.

Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  1. единая территория проживания. (Например, русские в своем большинстве проживают в РФ);2) общность языка. (Например, русские преимущественно являются носителями русского языка);3) обобщенность культуры. (Например, русские в своем большинстве отмечают Масленицу, а на новый год ставят елку и дарят подарки)

Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  1. Уровень дохода. Например, в современном обществе можно выделить богатых людей, средний класс и бедных, между данными стратами существует экономическое неравенство.2) Доступ к власти. Например, в современном обществе можно выделить рядовых граждан и политическую элиту, между данными двумя стратами различный доступ к управлению и влиянию на общество.3) Престиж занимаемого профессионального статуса. Например, в современном обществе есть более престижные страты юристов, банкиров, бизнесменов и политиков и менее престижные — уборщиков, разнорабочих и продавцов магазина.

1. Город Экимчан имеет географические координаты 53°07′ с.ш. 132°51′ в.д. Определите, на территории какого субъекта Российской Федерации находится этот город.

Расположите перечисленных газы в порядке повышения их содержания в составе атмосферного воздуха (от наиболее низкого к наиболее высокому).

Запишите получившуюся последовательность цифр.

3. Показатель энергоёмкости валового регионального продукта отдельных регионов зависит не только от наличия на их территории энергоёмких производств, но и от затрат энергии на отопление жилых и производственных помещений, которые определяются в том числе и продолжительностью «отопительного периода» – периода, в течение которого среднесуточная температура воздуха не превышает +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

Установите соответствие между частью Мирового океана и её обозначением на карте мира: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Часть Мирового океанаОбозначение на карте

А) Аденский заливБ) Гвинейский заливВ) Японское море

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд словосочетаний. Выберите из предлагаемого списка словосочетания, которые необходимо вставить на места пропусков.

Особенности населения Аргентины

Согласно статистическим данным, на 1 января 2019 г. в Аргентине проживало более 44 млн человек. Для страны характерен __________________(А) естественный прирост населения. В возрастной структуре населения доля лиц младше 15 лет _______________(Б) доли лиц старше 65 лет. Более 90% населения Аргентины проживает в городах, крупнейший из которых Буэнос-Айрес – столица страны. Более 90% верующего населения страны исповедует _______________(В).

6. Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Распределение экономически активного населения

А) Новая Зеландия

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

9. В каких трёх из перечисленных стран большая часть электроэнергии производится на АЭС? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

10.На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите все регионы, в которых в период с 2009 по 2011 гг. ежегодно увеличивались объёмы сельскохозяйственного производства. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

Динамика объемов сельскохозяйственного производства

(в % к предыдущему году)

1. Новгородская область

2. Тверская область

3. Калужская область

4. Орловская область

11. С помощью карты сравните значения средней температуры воздуха января в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите точки в порядке повышения этих значений.

12. В каких из следующих высказываний содержится информация о плотности населения? Запишите цифры, под которыми они указаны

13. Расположите события в геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

14. Итоговый выпуск программы "Здесь и сейчас" выходит в 20:00 по московскому времени. Определите, сколько времени будет в Саратове, когда начнётся трансляция программы.

Одним из показателей развития экономики страны является уровень потребления энергоресурсов, одним из важнейших видов которых является природный газ. Учащиеся нашли в интернете информацию о том, что в Алжире в 2017 г. было добыто 65 млрд м3 природного газа, при этом показатель ресурсообеспеченности на этот год составлял 57 лет. Определите, какова была величина разведанных запасов природного газа (в млрд м3) в Алжире в 2017 г.

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Численность и естественный прирост населения Челябинской области в 2015 г. Ответ запишите в виде числа.

​Численность постоянного населения на 1 января, человек3 475 6343 480 1423 485 272

Среднегодовая численность населения, человек3 477 8883 482 707

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год

Ответ: _______________________________________ чел.

17. Определите страну по описанию.

Эта страна крупнейшая на полуострове, на котором она находится. По форме правления является монархией. Обладает крупными запасами нефти: располагает более чем 25% мировых запасов. Основные отрасли промышленности нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Большинство верующего населения исповедуют ислам. Средняя плотность населения – примерно 15 человек на км².

18. Определите регион России по его краткому описанию.

Этот регион расположен на Восточно-Европейской равнине. Границы с зарубежными странами не имеет, – граничит только с другими регионами России. Главными отраслями промышленности являются машиностроение и электроэнергетика. На территории области работает крупная АЭС. Сельское хозяйство специализируется на производстве продукции животноводства, выращивании льна-долгунца, овощей и кормовых культур.

19. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Уровень урбанизации в Южной Америке, %

Сергею необходимо построить картограмму «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу как на приведённой выше карте Южной Америки.

Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для показа доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Проблема Чебоксарского водохранилища

Чебоксарская ГЭС расположена в среднем течении реки Волги, в окрестностях Новочебоксарска, к западу ниже по течению от Чебоксар. Волга была перекрыта плотиной ГЭС в 1980 г., в 1981 г. водохранилище ГЭС было заполнено до отметки 63 м (по Балтийской системе высот). Проект ГЭС предусматривал заполнение Чебоксарского водохранилища до уровня 68 м, но уже после строительства Чебоксарской ГЭС власти СССР решили более не поднимать уровень водохранилища, чтобы избежать затопления 925 км² земель на территориях Республики Марий Эл и Нижегородской области. В результате не было завершено создание Единой глубоководной системы (ЕГС) Европейской части России: в Нижегородской области остался участок с малыми глубинами длиной в 56 км от Нижегородской ГЭС до Нижнего Новгорода, на котором в период навигации необходимые судоходные глубины, несмотря на регулярно проводимые дноуглубительные работы, обеспечиваются всего по несколько часов в сутки. Из-за этого речной транспорт несёт большие убытки.

21. Назовите географический район, в состав которого входят субъекты РФ, о которых говорится в тексте.

Объясните, какие моря соединяет ЕГС Европейской части России.

23. Назовите преимущества ГЭС перед другими видами электростанций

На основе анализа данных таблицы справочных материалов предположите, какая из стран: Венесуэла или Чад – находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение.

Используя данные справочных материалов, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Эквадор и Гвиана (Фр.). Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.

26. После создания Рыбинского водохранилища на Волге климат прилегающих районов изменился. Среднемесячные температуры воздуха летних месяцев стали ниже, а среднемесячное количество осадков увеличилось. Стали ниже и весенние температуры, активная вегетация растений из-за этого стала начинаться на 2–3 недели позже. Объясните, как создание водохранилища могло стать причиной таких изменений климата.

27. На каком из материков в приокеанической зоне более резкий перекос в сторону увеличения плотности населения: в Африке или в Азии? Укажите 2 причины, почему население размещено более неравномерно

28. Определите географические координаты пункта, расположенного в Бразилии, если известно, что 23 сентября в 15 ч по времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 55° над горизонтом. Запишите решение задачи.

29. Растительный и животный мир на полуострове Ямал подвергается активному воздействию на всех этапах освоения территории. Присутствие людей, техники, движение транспорта, работа буровых установок отрицательно воздействуют на всю флору и фауну региона. По мнению специалистов, на территории полуострова Ямал происходит сокращение биоразнообразия. Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на данную проблему и запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

В ответе могут быть приведены примеры, допустим:

  1. русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.Могут быть приведены другие примеры.

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

В ответе могут быть приведены следующие направления, например:1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.Могут быть приведены другие направления.

По данным международной организации труда, около 70% женщин в развитых странах и 60% в развивающихся имеют оплачиваемую работу. Доля рабочих мест, занимаемых женщинами, составляет почти 46% в Латинской Америке, 69% в Европе, 73% в Северной Америке и более 35% в арабском мире. Выскажите три предположения о причинах фактов, отмеченных в статистике.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:1) увеличение участия женщин в общественном производстве;2) неравноправное положение женщин в разных регионах мира;3) неравномерность экономического развития стран мира.Могут быть названы иные имеющие основания причины.

Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

Пояснение.Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций. Может быть приведён другой уместный пример.2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:— этап объективной конфликтной ситуации — разногласия при распределении прибыли компании;— этап осознания сторонами конфликтной ситуации — ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;— этап конфликтного поведения — несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;— стадия разрешения конфликта — стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.

Можно ли рассматривать межпоколенные конфликты как объективное явление общественной жизни? Поясните свой ответ. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, предложите любые две меры ослабления напряженности в межпоколенных отношениях.

  1. Да, можно, так как в силу изменчивости мира, прогресса в разных сферах общественной жизни, многое стремительно меняется, те ценности, которые усвоило старшее поколение, изменяются на новые, например, более демократические, которые усваивают представители молодого растущего поколения, ввиду этого межпоколенные конфликты зачастую неизбежны, а причина их возникновения не зависит от конкретного субъекта.2) Меры ослабления напряженности в межпоколенных конфликтах:разрешение конфликтов с помощью компромиссавнимательное, чуткое отношение к внутреннему миру представителей старшего поколения, частичное уклонения от конфликта, инициированное представителями молодого поколения

Автор утверждает, что социальные конфликты могут иметь позитивное влияние. Приведите три примера позитивного влияния социального конфликта на три субъекта: личность, социальную группу и общество в целом.

1. На личность: дополнительная возможность саморазвития личности (Артём долгое время рассуждает о смысле жизни, у него возник внутриличностный конфликт по поводу того, стоит ли совершать благое дело для общества, но тем самым причинив себе вред. Он читает множество книг по психологии, общается с людьми тем самым это помогает ему внутренне развиваться)2. На социальную группу: определение проблем и несовершенств, недопониманий между людьми, в частности в семье (Антон С. и Вера С. хотели развестись из-за постоянных ссор, они решили обратиться психологу, третьей стороне, которая помогла примирить супругов, найти плохие привычки каждого из членов семьи.)3 На общество: социальный конфликт приводит к изменениям в обществе (В государстве Z существовало рабовладельческое общество, в котором люди не имели прав и свобод. Так, вскоре 20 июня n-20 года произошёл массовый бунт рабов, вследствие чего правительство изменило политику. Общество изменилось: разрушился рабовладельческий строй, рабы получили права и свободы, в том числе небольшие участки земли.)

Раскройте две характеристики соперничества как стратегии поведения субъектов социального конфликта. Объясните, почему ряд экспертов считает данную стратегию неэффективной для разрешения социального конфликта? В какой ситуации использование соперничества может быть оправдано? Объясните, почему.

Во время научной дискуссии прозвучало мнение о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования. Согласны ли Вы с приведенным мнением? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Пояснение.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) позиция выпускника: согласие или несогласие с приведенным в задании мнением (или указание сложности и противоречивости приведённого в задании мнения);2) аргументы:в случае согласия с приведенным мнением может быть указано, что:- внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;- внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;- выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни;в случае несогласия с приведенным мнением может быть указано, что:- внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;- в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;- состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний.Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

Денис предложил Михаилу свою помощь в ремонте автомобиля, но уехал на юбилей к бабушке в другой город. Михаил обиделся и не отвечал на телефонные звонки Дениса. Общение не возобновилось и после возвращения Дениса. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует поведение Михаила? Объясните, почему этот способ нельзя признать эффективным для разрешения данной ситуации. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, назовите один более эффективный способ поведения в межличностном конфликте. Кратко прокомментируйте свой выбор.

Игнат занимался писательством всю свою жизнь. Недавно он завершил фантастический роман, который скоро поступит в продажу. У Игната уже родилась идея сиквела, но он не может сесть за написание книги, потому что его постоянно приглашают на презентации и предварительные чтения. Это нужно для того, чтобы книга лучше продавалась. Игнату не нравятся публичные выступления, его стихия – писательство. Используя знания обществоведческого курса, назовите приведённый вид ролевого конфликта, отражённого в примере, и объясните причину его возникновения. Предположите, какой выход можно найти из данного конфликта. В ответе укажите два возможных выхода.

  1. Внутриролевой конфликт.2) Писатель хочет посвятить свою жизнь только искусству, но вынужден уделять значительное время рекламе и продажам своей книги.3) Можно предложить следующие два выхода из конфликта:отказ от встреч, презентаций, что позволит Игнату заняться творчеством, но отразится на интересе к его книге со стороны читателей;перенос части рекламной кампании книги Игната в социальные сети, что явилось бы компромиссным решением и освободило бы время для творчества автора.

  2. Забота властей о людях: если у всех граждан страны будут достойные стабильные условия жизни, поводов для разжигания межнациональных конфликтов будет меньше.2) Улучшение работы правоохранительных органов: осознание быстрого и справедливого наказания за правонарушения сократит общее количество преступлений в государстве, в том числе на национальной почве.3) Знакомство с культурой, обычаями других народов: когда представители различных этносов знакомятся с иной культурой, её обычаями и традициями, они начинают понимать менталитет других народов, что приводит к поиску общих черт и сглаживает напряжённость между нациями.

Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта? Какие личностные качества необходимо проявить Аркадию и Егору, чтобы разрешить конфликт? (Назовите любые два качества).

  1. способ: уход из конфликтной ситуации;2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;3) наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.4) ответ на третий вопрос: взаимоуважение, доброта, дружелюбие.Могут быть названы другие качества.

В стране Z, где всем гражданам старше 63 лет гарантирована выплата государственной пенсии, в условиях экономического кризиса была выдвинута законодательная инициатива об отмене государственных пенсий гражданам старше 63 лет, которые продолжают трудиться. Данная законодательная инициатива вызвала общественную дискуссию. Выскажите по два предположения об аргументах сторонников и противников данной законодательной инициативы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *