Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен, нем. Ludwig van Beethoven, был композитором, скрипачом, пианистом и дирижёром. Он родился в Бонне, Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя, и был похоронен на Центральном кладбище в Вене.
Профессии и жанры
Профессиями Бетховена были композитор, скрипач, пианист и дирижёр. Он работал в жанрах классической музыки, таких как опера, симфония, соната и струнный квартет.
Произведения
Бетховен создал множество произведений в своей жизни, включая:
- № 1 (1799—1800)
- № 2 (1803)
- № 3 Героическая (1803—1804)
- № 4 (1806)
- № 5 (1804—1808)
- № 7 (1812)
- № 8 (1812)
- № 9 (1824)
Записи
Записи, сделанные на инструментах эпохи Бетховена, представляют ценность для исследования его творчества и стиля. Бетховен был известен своими уроками музыки, в том числе своим боннским учеником Стефаном Брейнингом и ученицей Терезой Брунсвик.
Доротея Эртман
Доротея Эртман, немецкая пианистка, познакомилась с Бетховеном и исполняла его произведения. Бетховен посвятил ей Сонату № 28, а их дружба и совместная музыкальная практика занимали особое место в жизни композитора.
Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно! Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена, и это вдохновило его на создание финала Аппассионаты.
История бетховенских учеников
В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.
Карл Черни и его студенты
Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий, который считается одним из основателей русской фортепианной школы. Лешетицкий преподавал в Петербурге и является учителем многих талантливых музыкантов, таких как А. Н. Есипова и С. М. Майкапар.
Ференц Лист и его учитель
В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик, Ференц Лист, был необыкновенно одарённым ребёнком, которого Черни обучал более полутора лет. Лист пользовался успехом и имел возможность выступать перед публикой, в том числе перед самим Бетховеном, который увидел в нём талант и поцеловал мальчика, что оставило неизгладимое впечатление на Листе.
Бетховен и его влияние на Листа
Лист унаследовал бетховенскую манеру игры и пропагандировал музыку Бетховена во время своих гастролей по Европе. Он исполнял как фортепианные произведения Бетховена, так и адаптированные им симфонии, трактуя рояль как оркестр. Лист внес значительный вклад в популяризацию музыки Бетховена и оставался преданным его творчеству на протяжении всей жизни.
Ранние годы Людвига ван Бетховена
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне и от малых лет был вовлечён в музыку. Его отец мечтал сделать из него второго Моцарта и начал обучать его игре на клавесине и скрипке. Бетховен показал себя одарённым, хотя не стал чудо-ребёнком, и в дальнейшем был поручен другим педагогам для обучения.
Вдохновляющие писатели для Бетховена
Бетховен великолепно освоил творчество различных писателей, среди которых были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, Шекспир, Гёте и Шиллер. Он стремился понять сущность лучших умов каждой эпохи и черпал вдохновение из их произведений.
Автор: Профессиональный SEO копирайтер
Биография Людвига ван Бетховена
Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор и пианист периода романтизма, родившийся в 1770 году в городе Бонн, Германия. По мнению многих музыковедов, именно он стал переходным звеном от классицизма к романтизму в музыке.
Юные годы и обучение
В начале своей карьеры Бетховен изучал музыку у своего отца, который был скрипачом в придворном оркестре. В 1787 году он переехал в Вену, где приступил к обучению у известного композитора и пианиста Иоганна Христиана Баха.
Изучение в университете и вдохновение от Французской революции
В 1789 году Бетховен начал посещать лекции в университете, стал увлечён событиями Французской революции. Это вдохновило его на написание песни Свободный человек, отражающей его либеральные идеалы.
Обучение у Гайдна и переезд в Вену
Следуя своей музыкальной страсти, Бетховен решил учиться у великого композитора Йозефа Гайдна. Переехав в Вену, он стал известным учеником Гайдна и постепенно развивал свой уникальный музыкальный стиль.
Уникальный стиль
Бетховен смело экспериментировал с музыкальными формами, выделяясь среди своих современников. Он использовал широкий диапазон звуков, своеобразную гармонику и нестандартные мелодии, что помогло ему создать неповторимый музыкальный стиль.
Творческое наследие
За время своей карьеры Бетховен написал множество произведений, среди которых известны сонаты для фортепиано, симфонии, квартеты, концерты и другие. Его музыка остаётся популярной и вдохновляет музыкантов по всему миру.
Позже годы
Последние годы жизни Бетховена были отмечены трудностями из-за проблем со здоровьем. Однако его творческий дух не ослаб, и он продолжал писать музыку до последних дней своей жизни.
Людвиг ван Бетховен остаётся одним из величайших композиторов всех времён, чьё творчество продолжает вдохновлять и восхищать поколения после поколений.
Биография Л. ван Бетховена
Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.
Ранние годы (с 1770 по 1802 годы)
Его друг И. Н. Мельцель, механик, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки (сейчас они хранятся в музее Бетховена в Бонне), которыми Бетховен стал пользоваться наряду с записями разговоров.
В Хайлигенштадте композитор приступил к работе над новой Третьей симфонией, которую назвал Героической.
Случай в Теплице
Поздние годы (с 1802 по 1815 годы)
Бетховен сочиняет Шестую симфонию
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой Фиделио.
Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату
Последние годы (с 1815 по 1827 годы)
После 1812 года творческая активность композитора на время падает, однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл К далёкой возлюбленной.
Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть русские и украинские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — Торжественная месса и Симфония № 9 с хором.
После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд.
Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.
Бетховен на смертном ложе (рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера)
3 ноября в рамках фестиваля Хворостовский на Большой сцене НОВАТа состоится грандиозный оперный гала-концерт Аиды Гарифуллиной, в котором прозвучат золотые страницы оперной классики.
Примадонна мировой оперной сцены, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Татарстан Аида Гарифуллина впервые выступит на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
Аида Гарифуллина, ее звездные гости – известные российские певцы Иван Гынгазов и Ирина Шишкова – в сопровождении симфонического оркестра НОВАТа исполнят фрагменты оперных сочинений Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Пуччини, а также других композиторов. За дирижерский пульт в этот вечер встанет маэстро Клеман Нонсьё (Франция).
Накануне своей первой встречи с новосибирской публикой блистательная оперная дива в большом интервью рассказала о своем творческом пути – об отправной точке и самых важных этапах своей яркой карьеры.
В какой момент вы поняли, что хотите стать певицей, покорить оперную сцену и начать международную карьеру? Был ли особый ключевой опыт для этого решения?
Моя любовь к музыке проявилась очень рано благодаря моей маме – Ляйле Ильдаровне Гарифуллиной. Она профессиональный музыкант, дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Мама прекрасно поет, играет на рояле. Так вот, будучи ребенком, я, как это водится, часто бывала у нее на работе, тихонько подпевала за детьми, быстро запоминая учебный репертуар. Частенько ставила домашние концерты, записывая себя на магнитофон. В общем, будущее было предрешено.
В четыре года мама привела меня в Казанский театр оперы и балета на балетный спектакль. Это были непередаваемые эмоции. Я еще не знала, кем стану, когда вырасту, но тогда уже поняла, что хочу быть на сцене и хочу заниматься музыкой. Сначала были занятия в балетной группе, а потом уже в музыкальной школе по классу фортепиано и академического вокала. Мне кажется, моя судьба была предопределена.
Ваша мама – профессиональный музыкант, она очень рано распознала ваш талант, поддерживала вас и формировала с раннего возраста. Как вы думаете, насколько важным было влияние вашей матери на развитие вашей карьеры?
Я выросла в доме, где постоянно звучала классика. Мама, будучи профессионалом, с детства прививала мне вкус к серьезной классической музыке. Я ей очень благодарна за то, что она задала мне такой путь, влюбила меня в оперу. Правда, осознание того, что я должна стать оперной певицей, пришло позже, в студенчестве. Сейчас я стараюсь самостоятельно принимать решения, но мнение моей мамы для меня немаловажно. Она всегда очень тонко и мягко подсказывает мне и профессиональные моменты, к которым я с удовольствием прислушиваюсь. В истории мирового музыкального исполнительства много случаев, когда родители формировали и помогали своим талантливым детям по жизни. И это абсолютно нормально.
В 2005 году, в возрасте 17 лет, вы сделали смелый шаг: оставили семью, привычную обстановку на родине и переехали в Германию, чтобы учиться в Нюрнберге у профессора Зигфрида Ерузалема. Вам было трудно принять это решение? Как это время повлияло на вас, когда вы были молоды?
После окончания школы я уехала учиться музыке и пению в Европу и поступила в Высшую школу музыки Нюрнберга, одну из лучших в Германии. Поначалу было очень сложно. Я не знала языка, тосковала по семье, дому. Но главное, что мне помогало, – огромное желание достичь высокого мастерства и твердая уверенность в правильности выбранного мною пути. Поэтому я заполняла все время учебой, усиленно учила немецкий, занималась музыкой.
Два года спустя, в 2007 году, вы поехали в Вену, никому не рассказав о своем проекте, чтобы сдать трудный вступительный экзамен в Университет музыки и исполнительских искусств. Какова была ваша мотивация для этого шага? Вы всегда хотели поехать в Вену?
Да, через пару лет я сдала экзамены в Венскую консерваторию. Вообще, я с детства мечтала побывать в Вене. Еще во время обучения в детской музыкальной школе грезила увидеть этот сказочный город, где жили и творили композиторы – венские классики. А уж что я буду петь на венской оперной сцене – не могла и представить. В 2004 году я побывала на мастер-классе в Венском университете, где познакомилась со своим будущим педагогом, профессором, ректором Высшей школы музыки в Нюрнберге Зигфридом Иерусалимом. Но мечта учиться в Вене не оставляла меня.
В 2014 году директор Венской государственной оперы Доминик Мейер пригласил вас в Вену и принял в ансамбль Венской государственной оперы. Он также дал вам возможность исполнить широкий спектр партий сопрано от Моцарта до наших дней. Что это предложение и доверие значили для вас?
Хочу сказать, что театр, сцена, пение – это моя настоящая жизнь. Эмоционального выгорания даже от длительной работы не происходит, потому что каждая новая партия, работа над новой ролью дает мне новые силы и приносит огромную радость, а значит, много позитивной энергии.
У каждого артиста есть определенные ритуалы в день выступления. Есть ли у вас, когда вы начинаете? И как вы готовитесь к вечернему спектаклю?
Я всегда немного волнуюсь перед любым выходом на сцену, независимо от того, кто сидит в зале и для кого я пою. Любая публика очень взыскательна, и для меня дело чести выступить перед слушателями с полной отдачей. Мне кажется, волнение – это признак ответственности, признак того, что тебе небезразлично, что сейчас произойдет. Я уже узнаю многих зрителей. С некоторыми лично знакома. Я их люблю и уважаю точно так же, как и они меня. С каждым новым спектаклем они ждут от меня новых впечатлений, большего мастерства. И я не могу обмануть их ожиданий, понимаете? Поэтому я каждый раз перед выходом на сцену испытываю огромное волнение! Но когда слышу первые вступительные такты оркестра, я забываю обо всем, полностью погружаюсь в музыкальное действо. И как-то сама собой музыка забирает все волнение. Ты начинаешь думать совершенно о других вещах, полностью вживаешься в роль. Это состояние души.
Я настроена на очень серьезную работу над всем новым. И новым репертуаром, который открывает для меня еще большие горизонты, мотивирует на поиски новых вокальных возможностей и красок моего голоса. Встречи с крупными и креативными режиссерами дают новый импульс для развития артистических граней, это для меня также имеет очень большое значение. Это дает возможность смело менять образы и даже манеру пения. Я совершенно не боюсь новых подходов в трактовке роли. В этом даже ощущаю некий драйв.
А что еще дает силы работать и двигаться дальше?
Голос – это инструмент, который каждый день развивается по-разному. Теперь вы находитесь в точке, где расцветают высокие ноты. По каким критериям вы выбираете роли, чтобы наилучшим образом продемонстрировать свой голос, не перегружая его?
Свою профессиональную карьеру оперной певицы я начала с лирических партий: Сюзанна, затем Адина, Джильда, Джульетта. Потом в моем репертуаре появилась Мими, Наташа Ростова, Шемаханская царица, Снегурочка. Сейчас я готовлюсь к исполнению партии Виолетты в «Травиате» и Татьяны в «Евгении Онегине». Хочу сказать, что идет естественный и правильный процесс развития и трансформации моего голоса от лирического к лирико-драматическому сопрано. Я взрослею, изменяюсь. И вместе со мной развивается мой голос, расширяется диапазон, и, соответственно, меняется репертуар. Я не стремлюсь форсировать события, петь то, что мне не по силам, я спокойно могу отказаться от роли, которую, чувствую, мне еще рановато исполнять.
С какими чувствами вы ожидаете знакомство с новосибирским театром и нашей публикой?
Гала-концерт Аиды Гарифуллиной с участием Ивана Гынгазова, Ирины Шишковой и симфонического оркестра НОВАТа под управлением Клемана Нонсьё – 3 ноября на Большой сцене НОВАТа, начало в 19:00.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты можно приобрести на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в НОВАТе!
Марина Иванова, портал о культуре CultVitamin. Ссылка на полный источник
Образ в культуре
Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа — в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которые Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.
Вольная трактовка последних дней жизни композитора была представлена в рассказе Владимира Одоевского «Последний квартет Бетховена».
Жизненному и творческому пути Бетховена посвящена повесть чешского писателя Антонина Згоржа «Один против судьбы». В книгу вошли письма Бетховена, написанные им в разные годы жизни.
Бетховену посвятил свою поэму «Cis moll» болгарский поэт Пенчо Славейков. В ней Бетховен понимает, что потеряет слух, но его судьба — быть посредником между божественной гармонией и миром.
В неакадемической музыке
Рукопись 5-й симфонии Бетховена