Луч света в тёмном царстве добролюбов

Любовь в творчестве А.Н. Островского

Тема любви в творчестве А.Н. Островского занимает важное место. Его герои любят, страдают, отказываются от любви, или разменивают это чувство, покупая или продавая его.

Пьеса Гроза

Герои и отношения

В пьесе Гроза три любовные линии тесно переплетаются. Главная героиня – Катерина, жена Тихона Кабанова. Их брак был заключён по сговору, и искренних чувств между супругами не было.

Катерина старалась быть верной и заботливой женой, но Тихон не проявлял особого интереса к её чувствам. Его безволие и отсутствие теплых чувств подтолкнули Катерину к измене. Она была способна пожертвовать всем ради своего счастья и быть рядом с любимым человеком.

Линия Катерины и Бориса

Отношения Катерины и Бориса – одна из ведущих линий в пьесе. Катерина влюблена в Бориса, несмотря на его женатость. Борис также испытывает сильные чувства к Катерине, не в силах сдержать свою любовь.

Выводы

Чувства героев развиваются на фоне неприязни общества и семейных уз. Любовь становится для них выходом из тяжёлых обстоятельств, возможностью почувствовать счастье и настоящую любовь, несмотря на все препятствия.

Благодаря таланту Островского сочинение Гроза стало настоящим шедевром в русской литературе, демонстрируя сложности любовных отношений и их влияние на жизнь героев.

Вариант 2

Влюбленные виделись тайно, вплоть до самого приезда Тихона. Об их встречах было известно только Варваре и Кудряшу. Когда Борис узнает о возвращении мужа своей возлюбленной, он не думает о ее участи, а боится только того, что правда раскроется. И даже после того, как Катерина сама всем во всем призналась, он отказывается от своих чувств и уезжает из города.

А Катерина остается одна против всего мира, потому что полюбила человека, который этого не заслуживал.

Иллюстрация С. Герасимова

Еще одной любовной линией в сюжете Грозы является история Варвары, родной дочери купчихи Кабановой, и ее возлюбленного Кудряша.

Варвара была хитрой девушкой, поэтому приспособилась жить в условиях патриархального мира так, как ей хотелось. Она не противостояла матери открыто, слушала ее, помалкивала, но поступала всё равно по-своему.

Кроме того, Варвара не обладала особой нравственностью. В отличие от Катерины она не задумывалась о грехе и жила одним днем, поэтому считала эти страхи смешными и нелепыми. Варвара была уверена в том, что, если все вокруг живут обманом, ей без него не обойтиясь.

Кудряшу тоже ничто не мешает жить. Он беззаботный и веселый парень, занимающий должность конторщика у Дикого. Ваня гордится тем, что не молчит в ответ, когда его начальник ругается. Он искренне верит, что Дикий без него не обойдется, так как он человек грамотный. Поэтому чувствует себя нужным человеком, а не подневольным.

Любовь Варвары и Кудряша

Любовь Варвары и Кудряша отличается от любви Катерины и Бориса, она не такая безрассудная и горячая. Иногда создается впечатление, что у них и вовсе нет чувств друг к другу. Но на самом деле они просто умеют приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам и не любят драматизировать. Именно поэтому этой паре удается не попасть под грозу, влюбленные вовремя сбегают из города.

Любовь в мире героев Островского

Любовь, ревность, сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой входят в мир героев Островского, причем любовь – это чаще всего трагедия, это жизнь на грани, потрясение — даже если все заканчивается благополучно.

В пьесе Гроза тема любви связана с судьбами нескольких героев и прежде всего с главной героиней драмы – Катериной Кабановой.

Тема любви двигает сюжет драмы Гроза. Обратите внимание на то, что

Вариант 1

В городе Калинов царят жестокие нравы, сударь! Вот я, школьник, взялся анализировать фрагменты из произведения и удивился, насколько жесток и несправедлив наш мир.

И ее муж, Кабанов, называет ее узницей своего брака, говорит, что с такими связями она убежит от него исключительно потому, что хочет иметь другую красивую жену. Он не ценит ее, вместо этого называет ее узницей.

Откровения Катерины Петровны

Катерина Петровна открыто говорит о себе, что она никогда не притворялась и не скрывала своих истинных чувств. Ее натура заключается в открытости и честности. Она также выражает свою мечту о свободе, ощущении полета подобно птице и о путешествии по Волге на лодке, с песнями и объятиями своего спутника.

Детство и ностальгия

Вспоминая свое детство, Катерина вспоминает, как в шесть лет она ушла на Волгу на лодке и плыла на десять миль. Там она ощущала свободу и независимость, что стало для нее недостижимым взрослой жизни. Но сейчас она чувствует себя заключенной в браке и испытывает давление и ограничения.

Влияние семьи

В жестокую семейную обстановку приходится Катерине. Ее мать проявляет явное предвзятое отношение к брату Катерины, унижая ее и повелевая, обращаясь с ней грубо. Борис, возлюбленный Катерины, также ставит перед ней жесткие условия, отказываясь брать ее с собой в Сибирь. Это приводит Катерину к отчаянию и трагическому финалу.

Горькая реальность

История, разыгравшаяся в городе Калинов, показывает жестокость, нищету, унижения и трагические моменты жизни. Главной героине не суждено было обрести счастье, она столкнулась с семейными конфликтами, обидами и давлением со стороны окружающих. Это наталкивает на размышления о том, насколько реальность отличается от идеализированных мечтаний.

Заключение

Произведение Калинов город погружает читателя в атмосферу жестокости и горечи судьбы героев. Оно заставляет задуматься о том, какие трудности поджидают нас в реальной жизни, насколько важно открыто выражать свои чувства и стремиться к свободе. Все это делает произведение живым и трагичным отражением жизни в XIX веке.

Понравилось это сочинение? Напишите свой комментарий и делитесь впечатлениями.

Мы должны изменить это

Мы должны изменить эту культуру жестокости и равнодушия. Вместо этого, мы должны научиться быть добрее, сострадательнее и уважать других. Только так мы сможем создать лучшее общество, где каждый человек будет уважать и любить друг друга.

Важность сострадания и понимания

Королева Кабанова страдает из-за жестокости и равнодушия окружающих. Ей не хватает сострадания и понимания, и она страдает от боли и одиночества. Мы должны научиться быть более заботливыми и заботиться о чувствах других, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Развитие чувств

Катерина мечтает о свободе и любви, но окружающие лишены сострадания и понимания. Они унижают и оскорбляют ее, не давая ей возможности раскрыть свои чувства. Мы должны поддерживать друг друга, вместо того чтобы унижать и смеяться над слабыми.

Вывод

Жестокие нравы, царящие в городе Калинов, причиняют много страданий и боли. Нам необходимо изменить это и научиться быть добрее и сострадательнее. Только тогда мы сможем создать более справедливое и гармоничное общество, где каждый человек будет чувствовать себя в безопасности и любви.

Идет диалог между мужем Катерины, Кабановым, и его другом. Кабанов характеризует свою жену как красивую, но при этом говорит о том, что она может бежать от него всякий раз, когда захочет.

Далее, Катерина о себе говорит, что не умеет обманывать, что не может ничего скрыть. Она также проявляет тягу к свободе, восхищаясь птицами и мечтая о путешествии по Волге на лодке. Она описывает себя как горячую и своенравную с детства.

Катерина вспоминает, как ее мать баловала ее и одевала как куклу. Это подчеркивает ее выделенное положение и отсутствие обязанностей.

Варвара советует Катерине оставаться с мужем, потому что она является его женой. Катерина же мечтает о детях, они бы ее развлекали и она с удовольствием бы пообщалась с ними.

Кабанов обижает Катерину, говоря, что она вымаливает у всех милостыню и красиво одевается, но никак не может изменить свое положение в жизни.

Катерина идет к матери своего мужа, и она тоже начинает ее оскорблять. Они говорят о том, что мать и сыном не любят Катерину и нигде не появляются.

Затем Катерина и ее возлюбленный, Борис, беседуют о своей любви и о том, что они хотели бы уйти вместе.

Катерина дает понять, что она любит только Бориса и готова за ним идти хоть на край света.

Дальше Катерина вспоминает свои сны о золотых храмах, необычных садах и голосах, поющих песни. Но сейчас ей не о чем мечтать.

Она осознает, что ее любовь к Борису является грехом и что она не будет молиться за этот грех, так как он будет камнем на ее душе.

Катерина не может смириться с тем, что она влюблена в другого, и чувствует вину за свои чувства. Она описывает, как сильно она изменилась после встречи с Борисом.

В итоге она совершает самоубийство, бросая себя в воду. Ее смерть вызывает шок у окружающих.

Основная мотивация для ее смерти — это греховность ее любви и строгое религиозное чувство. Именно любовь послужила последним движущим мотивом для ее смерти.

Материальные условия, в которых она находилась, не являлись главной причиной ее отчаяния.

В городе Калинов люди относятся друг к другу жестоко. Это проявляется в языке, которым они обращаются друг к другу, в насилии и оскорблениях. Они не уверены в своих обязанностях и не знают, что такое порядок.

В конце концов, насилие и жестокость приводят к трагической смерти Катерины, которая приняла решение покончить с собой из-за своих преступных чувств и отчаяния. В городе Калинов, сударь, такие жестокие нравы. Это просто ужасно.

Действие первое

Кулигин, Кудряш и Шапкин встречаются на прогулке. Кулигин восхищается красотой Волги и природы вокруг. Кудряш его не понимает, ему все равно.

Все трое обращают внимание на купца Дикого, который на виду у всех ругает племянника. Они обсуждают его и говорят, что Савел Прокофьич «ни за что человека оборвет».

Купчиха Кабаниха тоже хороша, но та ругается хотя бы под видом благочестия, а Дикой «как с цепи сорвался».

Кудряш считает, что если бы в городе было побольше парней вроде него, которые не боятся ответить разбушевавшимся богачам, они давно поставили бы грубиянов на место. Сам Кудряш работал на Дикого и, по его словам, умел с ним разговаривать.

Конторщик купца Дикого и возлюбленный Варвары Кабановой. Парень с характером, за словом в карман не лезет. По его словам, «лих на девок».

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Кудряш, эскиз костюма. А. Я. Головин, 1916

Высказав все, что хотел, Дикой уходит, а Борис подходит к Кулигину, Кудряшу и Шапкину.

Кулигин удивляется, как Борис терпит своего дядю и недоумевает, зачем он живет в его доме. Борис объясняет, что делает это не по своей воле. Дело в том, что когда-то его отец против воли своей матери женился на благородной девушке и уехал с ней жить в Москву. Там у них родились Борис и его сестра. Родители их очень любили и хорошо воспитывали. Но потом оба умерли от холеры, а дети остались без денег. Вскоре умерла и бабушка, которая завещала часть наследства внукам, несмотря на ссору с сыном. Но получить наследство они могли лишь при одном условии: если будут почтительны к дяде.

Выслушав историю, Кулигин говорит Борису, что его дело плохо, и Дикой не даст ему ни копейки. Кудряш с ним соглашается. И сам Борис не спорит, он все понимает. Но все же остается жить у дяди, чтобы тот не трогал его сестру, которая живет у родственников матери.

Племянник купца Дикого. Хорошо образован, одевается «не по-русски». Надеется получить от дяди наследство, но для этого должен быть к нему почтителен. Искренне любит Катерину, но из-за своей трусливости и бесхарактерности не может ее спасти.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Дикой ругает Бориса. Художник С. В. Герасимов

Мужчины еще немного обсуждают Дикого. Разозлить его было так просто, что большинство людей делали это, сами того не желая и не ожидая. Больше всего сердился он, когда кто-то требовал с него оплаты за свою работу. Дикой платил всем, сколько вздумается, или совсем не платил. Стоило кому-то не согласиться, купец распалялся так, что не мог успокоиться весь день. Тогда доставалось всем: и его работникам, и семье, и случайным прохожим.

Кудряш и Шапкин уходят. Борис делится с Кулигиным, что он никак не может привыкнуть к этому городу. Кулигин говорит, что нравы в городе жестокие. Люди бедны, а тот, кто богат, пытается еще больше нажиться на бедняках. Сами богачи тоже враждуют между собой: подрывают торговлю друг друга из зависти.

Мещанин, часовщик-самоучка. Мечтает изобрести вечный двигатель. В душе поэт, умеет видеть красоту окружающего мира. Интересуется наукой, считает жителей Калинова слишком суеверными. Стремится приносить пользу обществу.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Кулигин. Художник С. В. Герасимов

В это время мимо проходит странница Феклуша. Она рассказывает своей собеседнице, какой Калинов прекрасный город и как благочестивы его жители. Особенно Кабановы.

Борис спрашивает у Кулигина о Кабановых, и тот рассказывает, что купчиха совсем заела своих домашних. Потом он делится с Борисом своей мечтой — изобрести вечный двигатель. Деньги, полученные за изобретение, он направил бы на поддержку города.

Кулигин уходит. Борис в одиночестве вспоминает девушку, в которую влюблен. Она замужем, и у него не выйдет даже поговорить с ней.

В это время появляется та самая девушка — Катерина — с мужем Тихоном, его сестрой Варварой и свекровью. Борис видит их и спешит спрятаться, чтобы просто посмотреть на нее из-за угла и уйти домой.

Главная героиня пьесы. Молодая жена Тихона Кабанова. Нежная, мечтательная, искренняя. До замужества жила в любви и не знала печали. В новой семье столкнулась с ненавистью свекрови и бесхарактерностью мужа. Пыталась найти счастье с другим мужчиной, но эта связь привела девушку к трагическому финалу.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Катерина. Художник С. В. Герасимов

Кабанова в это время строго выговаривает сыну за то, что он, по ее мнению, выказывает матери мало почтения. Причину она видит в своей молодой невестке, которую Тихон любит теперь больше нее.

И Тихон, и Катерина всячески убеждают ее в своей любви и уважении, но купчихе все равно. Она решительно настроена поучать детей.

Наконец Кабанова уходит. Тихон обвиняет Катерину в том, что ему постоянно достается из-за нее. Варвара защищает девушку.

Что вдохновляло Островского?

Вплоть до начала ХХ века считалось, что за основу сюжета Островский взял нашумевшее дело Клыковых. В конце 1959 года молодая костромская купчиха Александра Клыкова покончила с собой, прыгнув в Волгу. Костромичи показывали гостям города беседку в конце небольшого бульвара — якобы место самоубийства Катерины, и дом, где она жила.

Позже исследователи установили, что Островский начал работу над пьесой летом 1859. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1959 года. А значит, события в Костроме и сюжет пьесы не могли быть связаны.

Город Калинов. Художник С. В. Герасимов

Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция Островского по Верхней Волге по заданию Морского министерства. Это путешествие и встречи с коренными жителями дали ему обильную пищу для размышлений и, скорее всего, вдохновили его на это произведение.

А удивительное совпадение событий в Костроме и сюжета пьесы лишь подчеркивает, насколько глубоко драматург прочувствовал нарастающий в купеческой жизни конфликт.

Когда Тихон уходит выпить к Дикому, девушки остаются одни и разговаривают по душам. Варвара жалеет Катерину и не видит ни в чем ее вины. Катерина признается, что ей жаль, что люди не летают.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Катерина рассказывает, что в новой семье она совсем завяла. А в девичестве была очень резвой. Жила она в любви и заботе, «точно птичка на воле». Много гуляла, вышивала, слушала рассказы и песни странниц, очень любила ходить в церковь. Раньше она видела прекрасные сны, но после замужества, в неволе, все изменилось.

Катерина. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.Варвара. А что же?Катерина (помолчав). Я умру скоро.

Варвара видит, что с Катериной что-то происходит. Она расспрашивает ее, и Катерина нерешительно признается, что влюблена, но не в мужа.

Катерина — чувствительная и верующая девушка. Она считает свою страсть большим грехом и не находит себе места от переживаний. Варвара не видит в ее чувствах ничего предосудительного. Она думает, что, когда Тихон уедет, Катерина могла бы видеться с возлюбленным. Та приходит в ужас от подобной мысли. Но Варвара считает, что раз уж так сложилось, нет смысла мучить себя.

Сестра Тихона. Тайно встречается с Ваней Кудряшом. Умная и хитрая девушка. Приспособилась к жизни под гнетом матери, научилась врать. Не понимает метаний Катерины, считает, что можно делать, что хочешь, «лишь бы все было шито да крыто».

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Варвара, эскиз костюма. А. Я. Головин, 1916

Катерину пугает проходящая мимо полусумасшедшая старуха-барыня, которая пророчит девушкам адские мучения за их красоту. Катерина принимает ее слова всерьез.

Начинается гроза. Катерина вне себя от страха. Она боится, что гроза убьет ее и смерть застанет ее прямо сейчас, со всеми греховными мыслями. Возвращается Тихон, и втроем они спешат домой.

Действие четвертое

Прошло десять дней. Горожане гуляют по набережной. Начинается гроза, все прячутся в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным.

Кулигин уговаривает Дикого пожертвовать деньги на установку солнечных часов на бульваре. Он долго расписывает процесс установки и все плюсы, которые получат горожане. Но Дикой не хочет и слушать его. Он считает, что Кулигин может украсть деньги и вообще он не должен лезть к нему, к богатому купцу, со всяким вздором.

Он ругает и обзывает Кулигина, но тот терпит и продолжает настаивать, что нужно сделать для города что-то полезное. Если не часы, то, например, громоотводы. Но Дикой считает, что гроза посылается людям в наказание и от нее не спасешься стальными шестами. Кулигину ничего не остается, как махнуть рукой и уйти.

Критики о пьесе

В своей пьесе Островский не дает оценок поведению героев. Поэтому с самой первой постановки «Грозы» не утихают споры о Катерине, причинах ее поступка и о том, какой смысл несет пьеса в целом.

Некоторые считали, что поступок Катерины — следствие неуравновешенности ее характера. Критик Д. Писарев не видел в главной героине ни твердого характера, ни развитого ума. Он писал, что самоубийство — поступок, неожиданный для нее самой. Катерина для Писарева — противоречивое существо, беспомощное перед жизнью.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

А. Пальховский считал, что до катастрофы Катерину довела среда загрубелого, неразвитого купечества, которую автор мастерски изобличает.

Напротив, Н. Добролюбов в известной статье «Луч света в темном царстве» увидел в Катерине героическую натуру. Он заметил в ней рвущееся наружу страстное желание свободы. Возможно, в других условиях девушка смогла бы проявить его иначе, но в сложившихся обстоятельствах, по мнению Добролюбова, у нее не было выбора.

Протест против старого мира увидел в пьесе и П. Мельников-Печерский.

Дождь заканчивается, и все люди выходят из галереи. Там появляются Варвара и Борис. Девушка рассказывает, что Тихон вернулся раньше, чем его ждали, и Катерина теперь совсем не в себе. Она мечется по дому и плачет, Варвара беспокоится, как бы она не рассказала обо всем мужу.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Развалины церкви, эскиз декорации. А. Я. Головин, 1916

Опять начинается гроза. В галерею входят перепуганная Катерина, Тихон, Кабанова и Кулигин. Кабанова снова упрекает Катерину: «надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было». Тихон говорит, что за Катериной нет никаких грехов.

Из толпы выходит Борис. Катерина напугана еще больше.

Кулигин думает, что Катерина безумно боится грозы и видит страх остальных горожан. Он возмущен их невежеством, нежеланием изучать природные явления и видеть их красоту. Кулигин уходит, с ним идет и Борис.

Люди в галерее не внимают словам Кулигина и рассуждают о том, что гроза будет страшной и наверняка принесет много бед.

Появление Бориса и эти разговоры совсем выводят Катерину из равновесия. Она уверена, что гроза убьет ее.

Последней каплей становится появление полусумасшедшей барыни, которая снова пророчит всем грешным адские муки.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Катерина признается в измене. Художник С. В. Герасимов

Измученная переживаниями Катерина, рыдая, рассказывает все мужу, а заодно и свекрови.

План сочинения

Любовь как движущая сила в сюжете драмы А.Н. Островского «Гроза».

Второй вариант сочинения

Тема любви в пьесе «Гроза» раскрывается на примере взаимоотношений Катерины и Бориса. Их любовь смогла зародиться среди лжи и обмана, но в итоге привела к настоящей трагедии.

Для Катерины любовь значила очень много, потому что она выросла в обстановке, где семейные взаимоотношения основывались на любви, заботе и ласке. То же самое главная героиня хотела найти и в своей собственной семье после замужества. Но Тихон не вызывает у неё никаких чувств, кроме жалости, поэтому она никак не может его полюбить.

Со временем Катерина влюбляется в другого человека, но вначале пытается избавиться от греховных мыслей, потому что не хочет нарушать данную в церкви клятву верности и разрушать семейные узы. Но чувства берут над ней верх, поэтому, воспользовавшись отсутствием мужа, Катерина бросается с головой в омут любви. Она знает, чего это может ей стоить, но всё же решается любить и быть любимой.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы. Она мечтает освободиться от гнёта своей свекрови и от безвольного мужа, неспособного защитить её даже перед своей матерью. Борис показался ей полной противоположностью этим людям. Он был воспитанным, образованным, учтивым. Но на самом деле от жителей Калинова Борис отличался только внешне. Внутри он был таким же потерянным человеком, как и все остальные.

Борис не может противостоять своему дяде, потому что боится лишиться обещанного наследства. Он оказывается целиком зависимым от денег Дикого, как и Тихон зависит от власти своей матери. Выходит, что свобода нужна была только Катерине, а остальных устраивала их жизнь такой, какой она и была.

Любовь Катерины привела к настоящей трагедии. После публичного признания в измене ей не было больше места не только в доме Кабановых, но и во всём Калинове. Общество не смогло простить ей такой грех, такое самовольное нарушение местных законов и традиций. В отчаянии Катерина попыталась найти помощи у своего возлюбленного, но Борис отказался от своих чувств. Он оказался безвольным, покорным человеком, для которого имеет значение только собственная участь. Именно в этот момент проявляется его бесхарактерность, неспособность противостоять окружающему миру. Он оставляет любимую женщину, уезжая из города по приказанию своего дяди.

После этого Катерина теряет в жизни всё: теперь ей не для чего было жить на этом свете, поэтому единственным возможным выходом из сложившейся ситуации стала смерть. В бурлящих водах Волги Катерина обрела долгожданную свободу, больше никто не сможет унижать её и подчинять своей воле. Она погибла, но её душа, наконец, освободилась от оков жестокого и лицемерного мира.

Третий вариант сочинения

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает много тем: тему отцов и детей, нравственного выбора, свободы и многие другие. Одна из важнейших – тема любви.

Именно любовь является для главной героини пьесы синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы. До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли.

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не складывались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее уехать из дома хоть ненадолго.

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа, не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески жалеть его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. В дни отсутствия Тихона они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини стала шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, не похожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его женщина. Он оказался не сильнее Тихона.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она кается в своём грехе прилюдно.

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, отстоять своё чувство. свою свободу она могла только таким трагическим способом.

Действие второе

Служанка Кабановых Глаша собирает в комнате вещи. Входит Феклуша. Глаша сообщает, что хозяин скоро уедет. Феклуша развлекает девушку историями о дальних странах. Сама Феклуша там не была, но много слышала о местах, где правят султаны и люди все там живут неправедно. А есть, по ее словам, и страна, где за неверность люди ходят с песьими головами.

Глаша верит всему, что говорит Феклуша, и радуется, что есть добрые люди, которые расскажут, что на свете происходит.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Дом Кабановых, эскиз декорации. А. Я. Головин, 1916

Входят Катерина и Варвара. Варвара посылает Глашу с поручением. Она говорит Катерине, что та вышла замуж слишком рано, и сердце «не уходилось еще». Катерина считает, что она такой уж горячей родилась, и сердце ее никогда не «уходилось» бы. Над всеми парнями, что смотрели на нее, она в девичестве только смеялась.

Варвара говорит, что знает, кого действительно любит Катерина, это видно по ее лицу — Бориса Григорьевича. Девушка считает, что молодым людям стоит втайне видеться, но Катерина старается не допускать об этом даже мысли.

Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.

Катерина говорит, что если устанет терпеть, то уйдет из дома или бросится в Волгу. Но если не захочет здесь жить — не станет.

Варвара предлагает Катерине, пока Тихон уехал, вместе спать в беседке в саду. Ей это нужно, а одну ее туда маменька не пустит.

В это время Кабанова дает сыну наставления о том, как он должен вести себя в отъезде. Тихон же только и мечтает вырваться и погулять немного на воле. Купчиха заставляет сына дать наставления жене, чтобы она слушалась свекровь, не бездельничала и не заглядывалась на молодых людей. Тихон неохотно повторяет все это за матерью.

Бесхарактерный, «маменькин сынок». Ощущает себя в доме матери, как в тюрьме, и глубоко несчастен. Любит свою жену Катерину, но не заступается за нее перед Кабанихой, а иногда и обижает жену по ее приказу.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Тихон, эскиз костюма. А. Я. Головин, 1916

Затем Кабанова с Варей оставляют супругов одних. Катерина тут же просит Тихона взять ее с собой, но тот уже мечтает поскорее вырваться из дома и ему не нужно, чтобы жена навязывалась с ним. Катерина чувствует, что что-то плохое обязательно произойдет, когда Тихон уедет, но муж не относится к ее словам слишком серьезно.

Тихон уезжает. Кабанова недовольна тем, как Катерина прощается с мужем. По ее мнению, она должна кланяться ему в ноги, а потом долго выть на крыльце.

Катерина решает про себя, что во время отсутствия мужа займет себя работой, так время и пролетит. Но тут входит Варвара и отдает Катерине ключ от калитки в саду, через которую можно втайне уйти из дома. Катерина поначалу решает, что не оставит ключ у себя. Вдруг, испугавшись чьих-то шагов, она машинально кладет ключ в карман. «Значит, там ему и быть», — решает она. И признается сама себе, что мечтает поскорее увидеть Бориса.

Часто задаваемые вопросы

В чем состоит своеобразие конфликта в пьесе «Гроза»?

На примере одного небольшого города и нескольких его жителей автор показывает явным конфликт, происходящий в обществе. Выдуманный город Калинов олицетворяет другие, подобные ему, приволжские города, и всю страну в целом.

Чем отличается Катерина от остальных калиновцев?

Мир Калинова — это мир жестоких нравов. Там процветают ложь, лицемерие, зависть, страх перед сильными и угнетение слабых. Каждый приспособился к жизни в этом обществе по-своему. Кабаниха и Дикой «поедом едят» своих домашних и посторонних людей, подминают под себя и угнетают слабых. Тихон просто смирился, Варвара научилась врать. Кулигин предается мечтам. Кудряш выживает за счет дерзкого и бойкого характера. Даже Борис, не будучи родом из этих мест, выбрал путь смирения с обстоятельствами и подчинения.

Катерина, на взгляд калиновцев, «мудреная какая-то». По воспоминаниям девушки о жизни в родной семье мы видим, что формально ее быт не так уж отличался от того, с чем она столкнулась в семье Кабановых. «Так и у нас то же самое», — не понимает ее Варвара. Она не видит, что Катерина ощущает себя вольной птицей, которую посадили в клетку. Свобода и родительская любовь воспитали в ней умение видеть красоту окружающего мира, способность искренне проявлять эмоции. Калиновское лицемерие для нее совершенно чуждо. Поэтому она не может выбрать ни одну из стратегий выживания — не может ни смириться, ни лгать, не стремится «захватить власть» в семье.

Какова роль песен в произведении?

Островский часто использовал народные песни в своих произведениях. Песня «Среди долины ровныя», которую исполняет Кулигин в начале первого действия, стала своеобразным эпиграфом ко всей пьесе.

Она отражает одиночество героев, ощущение себя чужими в обществе (Катерина и Борис).

Где ж сердцем отдохнуть могу,Когда гроза взойдет?

Катерина так и не смогла ни в ком из окружающих найти поддержки, защиты и «тихой гавани». «Куда мне, бедной, деться? За кого ухватиться?» — спрашивает она.

Возьмите же все золото,Все почести назад, —Мне Родину, мне милую,Мне милой дайте взгляд!

Ни слава, ни власть, ни богатство не делают человека счастливым, если рядом нет любимых и любящих людей.

Песни по ходу пьесы подсказывают читателю, как продолжится и закончится история. Песни Кудряша в третьем действии предсказывают для Катерины расплату за ее поступок и обещают ей счастье лишь «до поры».

В последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи любимого Кулигиным М. Ломоносова. Песня о том, что любовь может прийти неожиданно и причинить боль.

Песни помогают глубже понять идейный замысел драматурга, раскрыть художественное совершенство произведения, усилить эстетический эффект. Они используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи.

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.Катерина, жена его.Варвара, сестра Тихона.Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.Шапкин, мещанин.Феклуша, странница.Глаша, девка в доме Кабановой.Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.Городские жители обоего пола.

Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

Вариант 2

В городе Калинов, сударь, нравы жестокие. Это видно по тому, как обращаются с Катериной Петровной. Ее муж, Кабанов, относится к ней жестоко. Он называет ее красивее, но при этом объявляет, что она не сможет убежать от него. Катерина сама о себе говорит, что она не умеет обманывать, не может ничего скрыть. Видимо, она доверяет людям слишком сильно и от этого часто страдает. Она даже говорит, что хотела бы улететь, стать птицей и просто лететь. Но она чувствует, что забрали бы ее и вернули в исходную точку, ведь она не может ничего сохранить в тайне. Катерина говорит о своем выдающемся характере, она горяча и была уже с шести лет. Один раз она убежала от дома, нашла лодку и отплыла на несколько миль. Ее мама расточала на нее все свою любовь, а она испытывала свободу и делала все, что хотела. Но все изменилось, когда она вышла замуж за Кабанова. Он стал ее тираном и запретил делать все, что она хочет.

Все это привело Катерину к тому, что она влюбилась в Бориса Григорьича. Она чувствовала, что он единственный, кто может исполнить ее мечту о свободном полете. Она рассказывает, что вместе с ним они гуляли десять ночей. Но она понимает, что совершила грех, что это нехорошо и жестоко по отношению к мужу. Она даже готова помолиться, чтобы все прошло и она больше не любила его. Но она не может себя заставить это сделать. Она говорит, что она разрушила свою душу и Бориса, принесла им позор.

В итоге, они пытаются бежать вместе, но Борис не берет ее с собой. Он уезжает один, а она остается одна. Тогда Катерина решает покончить с собой и бросается в воду.

Но все это невозможно представить без рассказа о тиране — маме Кабанова и его связках. Она приходит к ним в дом и относится к Катерине жестоко. Она заставляет ее подчиняться и делать все, что она говорит. Тиран угрожает, что ей придется подчиняться, иначе он ударит ее. Все в этом доме живут по его законам. Кабаникха тоже унижает остальных, забирает всю еду и даже обидела сына Тихона.

А еще В городе Калинов уважают только воинственных. Кулигин называет Шапкой воином и говорит, что никто не сможет ужаться перед ними. Все боятся Кулигина, и он рад этому.

Такие нравы жестокие, сударь. Они оставляют глубокий след в душе Катерины и других людей, которые находятся под властью тиранов. Это их религиозность и строгость, которые погубили Катерину и привели к ее смерти. В городе Калинов нужно что-то менять, чтобы люди могли жить свободно и счастливо.

Действие третье

Кабанова и Феклуша сидят на скамейке. Феклуша хвалит город и говорит, что жители его украшены многими добродетелями, и вообще здесь тишь да благодать. В Москве, говорит Феклуша, люди постоянно суетятся, бегают туда-сюда.

Феклуша добавляет, что в Москве люди начали запрягать огненного змия, которого называют машиной. И она, и Кабанова считают, что ездить на такой штуке ни в коем случае нельзя.

Женщины сетуют на, что все вокруг становится только хуже и хуже. Феклуша говорит, что умные люди заметили, что время ускоряется. И все это — наказание людям за грехи.

К ним подходит Дикой. Он пьян и, как всегда, груб. Кабанова посылает его домой, но Дикой просит поговорить с ним, «чтобы сердце прошло». Только Кабанова во всем городе может его разговорить.

Савел Прокофьевич Дикой

Зажиточный купец, влиятельное лицо в городе. Сварливый и скандальный человек, ни дня не может прожить, ни с кем не поругавшись. Больше всего злится на работников, которые просят с него оплату за честный труд. Обижает только тех, кто ниже его по положению, но не смеет спорить с теми, кто сильнее его.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Дикой и Кабанова. Художник С. В. Герасимов

Феклуша уходит. Дикой жалуется, что сегодня его вновь рассердили. «Должно быть денег просили?» — угадывает Кабанова. «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека», — жалуется Дикой. Кабанова подмечает, что Дикой нарочно распаляется, если видит, что кто-то собирается у него что-то попросить. Он знает, что к рассерженному к нему никто не подойдет. «Кому своего добра не жалко», — соглашается с ней купец.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)

Богатая купчиха, вдова. Мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Грубая, упрямая, требует беспрекословного подчинения от своей семьи. Стремится соблюдать заведенные в обществе порядки и обычаи, хотя бы под видом благочестия. Полностью подчинила себе уже взрослого сына. Ненавидит и «поедом ест» свою молодую невестку.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Кабанова, эскиз костюма. А. Я. Головин, 1916

Кабанова приглашает Дикого зайти в гости. Они уходят, и к дому подходит Борис. Он ищет дядю. Узнав, что дядя в доме Кабановых, Борис с облегчением отвечает: «Так пусть сидит». Он смотрит на дом и мечтает хоть одним глазком увидеть Катерину.

Борис встречает Кулигина и вместе они идут погулять по бульвару. Кулигин снова сетует на городские нравы. Он говорит, что по новому бульвару никто не гуляет, потому что бедным гулять некогда, а богатые запираются в домах, чтобы никто не видел, как они тиранят своих домашних. За воротами домов только пьянство и насилие.

Мужчины видят, как Варвара гуляет с Кудряшом, но не узнают их. Девушка тоже замечает их и, прикрыв лицо платком, подзывает к себе Бориса. Она велит ему приходить ночью к оврагу за садом Кабановых.

Луч света в тёмном царстве добролюбов

Варвара велит Борису приходить ночью к оврагу. Художник С. В. Герасимов

Вечером туда же к оврагу приходит Кудряш. Пока никого нет он берет гитару и поет. В это время приходит Борис. Кудряш, поначалу решивший, что Борис тоже пришел к Варваре, пытается прогнать его. Но тот объясняет, что кто-то — он не разглядел, кто — велел ему сюда прийти. Затем Борис поделился, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш догадался, что это Катерина. Зная порядки в городе, он считает, что Борис погубит и ее, и себя, но мешать не собирается.

Из калитки выходит Варвара и они с Кудряшом идут гулять. Вскоре выходит и Катерина. Борис вне себя от счастья признается ей в любви. Катерина пугается.

Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!Борис. Разве я злодей какой?Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

Постепенно ее страх уходит и она признается в ответных чувствах. Катерина предчувствует, что все закончится бедой, но готова рискнуть.

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто виноват — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.

Возвращаются Варвара с Кудряшом. Они предлагают молодым людям пойти погулять, пока есть время, и Борис с Катериной уходят. Кудряш играет на гитаре, Варвара сидит рядом. Когда приходит время, они зовут Катерину с Борисом. Девушкам пора домой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *