Вопрос на другой стороне карточки
На рисунке представлен процесс овогенеза (оогенеза), который представляет собой образование женских половых клеток (гамет) – яйцеклеток. Из одной клетки-предшественницы образуется 1 полноценная гамета (яйцеклетка) и 3 более мелких клетки (редукционные тельца). Образование гаметы осуществляется в 3 этапа:
Этапы образования гаметы:
Период созревания: В этот период осуществляется мейоз (2 деления)
Значение мейоза:
- Обеспечение генетической стабильности в поколениях.
- Кроссинговер в профазу и независимое расхождение хромосом в анафазу в 1 делении мейоза – источники комбинативной изменчивости.
Схема процесса:
- Каково значение такого типа деления клеток?
Вопросы о рисунке:
- Какой процесс представлен на рисунке?
- Какой период гаметогенеза обозначен на рисунке цифрой III?
- Назовите тип деления клеток, характерный для этого периода.
- Каково значение такого типа деления клеток?
Сперматогенез
На рисунке представлен процесс сперматогенеза, который представляет собой образование мужских половых клеток – сперматозоидов. Из одной клетки-предшественницы образуется 4 полноценных гаметы (сперматозоида). Процесс сперматогенеза осуществляется в 4 этапа:
Этапы сперматогенеза:
- А – стадия размножения: Многократный митоз и увеличение численности клеток
- Б – стадия роста: Интерфаза перед мейозом
- В – стадия созревания: Мейоз – 2 деления
Набор хромосом и ДНК на каждом этапе:
- На стадии А клетки диплоидны (перед делением – 2n4с, после 2n2c)
- На стадии роста клетки диплоидны, происходит удвоение ДНК (до удвоения 2n2с, после 2n4c)
- На стадии созревания клетки гаплоидны
Вопросы о рисунке:
- Какой процесс изображен на рисунке?
- Какие стадии гаметогенеза изображены на рисунке под буквами А, Б, В?
- Какой набор хромосом и ДНК имеют клетки на каждой стадии?
- К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?
Зона и образовавшиеся клетки
На рисунке представлен процесс сперматогенеза, где образуются сперматозоиды. Они являются мелкими и подвижными благодаря наличию жгутика. Процесс сперматогенеза также осуществляется в 4 этапа.
Этапы образования сперматозоидов:
Период созревания: В этот период осуществляется мейоз (2 деления)
Анализ процесса:
- Образовавшиеся в зоне клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
Вопросы о рисунке:
- Какой процесс изображен на рисунке?
- Как называется зона, обозначенная цифрой 3?
- Каким способом в ней делятся клетки?
- Какой набор хромосом имеют образовавшиеся в этой зоне клетки?
Функции половых клеток животных и человека
Яйцеклетки
- Крупные женские половые клетки
- Неподвижные
- Содержат большой запас питательных веществ в цитоплазме
Функции яйцеклетки:
- Передача генетического материала зиготе
- Питательные вещества для роста и развития зиготы и зародыша
- Передача цитоплазмы с органоидами, белками и РНК
Сперматозоиды
- Мелкие мужские половые клетки
- Подвижные с жгутиком
- Содержат минимум питательных веществ
Функции сперматозоида:
- Передача генетической информации к яйцеклетке
- Активация развития яйцеклетки
- Оплодотворение яйцеклетки, образование диплоидной зиготы
Процесс сперматогенеза на рисунке
- Процесс образования сперматозоидов
- 4 этапа процесса
- Клетки под цифрой 4 – сперматогонии
- Митотическое деление характерно для этого периода
- Значение: увеличение количества диплоидных клеток-предшественников гамет для размножения
- Процесс лежит в основе роста, регенерации, и бесполого размножения
Вопросы по схеме
- Процесс: сперматогенез
- Период гаметогенеза: обозначен цифрой 1
- Название клеток под цифрой 4: сперматогонии
- Тип деления клеток: митотическое
- Значение деления: увеличение диплоидных клеток-предшественников гамет и сохранение хромосомного набора
Процесс овогенеза
Общие сведения
На рисунке изображен процесс овогенеза (оогенеза) – образование женских половых клеток (гамет) – яйцеклеток (крупных, неподвижных). Образование гаметы осуществляется в 3 этапа:
- Первичный ооцит (2 – Период роста)
- Яйцеклетка
- Полярные тельца
Фаза роста
Процесс проходит в интерфазе между делениями и состоит из трех периодов:
- Пресинтетический (G1): период активного роста клетки и подготовка к удвоению ДНК.
- Синтетический (S): удвоение ДНК (репликация).
- Постсинтетический (G2): синтез белков и подготовка к делению.
Ооцид 1 порядка
Клетка под цифрой 6 на рисунке представляет собой ооцит 1 порядка.
Отличия от сперматогенеза
Овогенез характеризуется длительной фазой роста, в то время как сперматогенез имеет более короткую фазу. Это связано с различной специализацией гамет по функциям: ооцит должен накопить больше питательных веществ для поддержания зародыша после оплодотворения.
Сперматозоид
Общие сведения
На рисунке изображен сперматозоид – мужская гамета, представляющая собой мелкую, подвижную клетку без значительного запаса питательных веществ.
- Головка
- Шейка
- Жгутик
- Акросома
- Митохондрия
- Ядро
Структура сперматозоида
- Головка: хранит генетическую информацию.
- Шейка: соединение головки и хвоста.
- Жгутик: обеспечивает движение к яйцеклетке для оплодотворения.
- Акросома: образует вещества для растворения оболочки яйцеклетки.
- Митохондрия: производит энергию для движения.
- Ядро: содержит генетическую информацию и участвует в регуляции процессов.
Отличия от оocyте
Структура сперматозоида отличается от ооцита преимущественно в функциональной специализации в обеспечении оплодотворения яйцеклетки.
*Статья подготовлена с целью обобщить процессы овогенеза и сперматогенеза, пояснить структуру и функции гамет.
Процесс сперматогенеза
На рисунке изображен процесс сперматогенеза, который представляет собой образование мужских половых клеток, сперматозоидов. Эти клетки являются мелкими и подвижными благодаря наличию жгутика. Процесс сперматогенеза происходит в 4 этапа.
Этапы процесса
- Первичные сперматоциты (под 8) – период созревания.
- Сперматоциты второго порядка (2) – клетки, в которых количество хромосом равно n, а количество молекул ДНК равно 2.
- Сперматиды (3) – клетки с числом хромосом n и количеством молекул ДНК c.
Характеристики процесса
- Тип деления: мейоз (2 деления).
- Значение мейоза: обеспечение генетической стабильности в поколениях.
Кроссинговер в профазу и независимое расхождение хромосом в анафазу в 1 делении мейоза являются источниками комбинативной изменчивости.
Овогенез у самок
У самок крупного рогатого скота в соматических клетках обычно 60 хромосом. В процессе овогенеза, клетки проходят через разные этапы с изменениями в числе хромосом.
Зона размножения
- В конце зоны размножения клетка содержит 62 хромосомы (диплоидный набор хромосом).
- Процесс деления клеток в зоне размножения – митоз.
Зона созревания
- В конце зоны созревания клетка содержит 31 хромосому (гаплоидный набор).
- Деление клеток в зоне созревания – мейоз.
Значение мейоза
Мейоз обеспечивает редукцию хромосом при образовании гамет, уменьшая их количество вдвое. Это также приводит к комбинативной изменчивости через кроссинговер и рекомбинацию генов.
Интерфаза яичников в овогенезе
В яичниках при овогенезе до начала деления и после I деления мейоза клетки переходят через интерфазу.
- До деления: клетка содержит 60 хромосом и 120 молекул ДНК.
- После деления: число хромосом уменьшается до 30, при этом количество молекул ДНК также уменьшается.
Эти изменения обеспечивают формирование гаплоидных клеток и генетическое разнообразие.
Т.к. перед делением происходит удвоение (репликация) молекул ДНК – число молекул ДНК увеличивается вдвое, число хромосом не меняется, они становятся двухроматидными – удвоеннымии (число молекул ДНК в два раза больше числа хромосом – 2n4c)
После мейоза I число хромосом — 30, число молекул ДНК — 60
Т.к. первое деление мейоза – редукционное, число хромосом и молекул ДНК уменьшается вдвое. В результате телофазы мейоза 1 в дочерних клетках – двухроматидные негомологичные хромосомы (число молекул ДНК в два раза больше числа хромосом – n2с)
Гаплоидный набор хромосом партеногенетической самки дафнии равен 22. Определите количество хромосом и ДНК в ядре зиготы, в клетке диплоидной самки на следующем этапе после метафазы митоза. Ответ поясните.
В ядре зиготы число хромосом – 44 (2n), количество молекул ДНК – 44 (2c)
Т.к. зигота образовалась в результате слияния двух гаплоидных клеток с 22 хромосомами (n) и 22 ДНК (c)
В клетке диплоидной самки после метафазы митоза наступает анафаза, в которую количество хромосом – 88 (4n), количество молекул ДНК – 88 (4c)
Т.к. перед делением произошла репликация (удвоение) ДНК – число молекул ДНК увеличилось вдвое, число хромосом не изменилось, они стали двухроматидными – удвоенными (число молекул ДНК в два раза больше числа хромосом – 2n4c). В анафазу митоза двухроматидные хромосомы разделяются в районе центромер и к полюсам расходятся сестринские хроматиды, которые становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами. У полюсов хромосомы однохроматидные и имеют гомологичную пару, но оба полюса в одной клетке, поэтому число хромосом и молекул ДНК суммируется (4n4с в клетке – число хромосом равно числу молекул ДНК)
Хромосомный набор клеток стенки желудка собаки равен 78. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при сперматогенезе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
В соматических клетках (2n2c) 78 хромосом и 78 молекул ДНК – хромосомы однохроматидные и имеют гомологичную пару (число хромосом равно числу молекул ДНК)
В профазе мейоза I число хромосом – 78, число молекул ДНК – 156
В метафазе мейоза II число хромосом – 39, число молекул ДНК – 78
Первое деление – редукционное, число хромосом и молекул ДНК уменьшается вдвое. В результате телофазы мейоза 1 в дочерних клетках – двухроматидные негомологичные хромосомы (число молекул ДНК в два раза больше числа хромосом – n2с). Между делениями не происходит репликации ДНК и клетки с таким набором вступают во 2 деление. В метафазу число хромосом и молекул ДНК не меняется, хромосомы лишь меняют положение на экваториальное
В клетках меристемы тетраплоидных сортов винограда содержится 76 хромосом. Определите набор и количество хромосом, а также набор и количество молекул ДНК в этих клетках в профазе и анафазе митоза. Ответ поясните.
В профазе митоза в клетках меристемы тетраплоидных сортов винограда набор хромосом 4n, количество хромосом – 76, набор ДНК 8с, количество молекул ДНК – 152
Т.к. в интерфазе (S-периоде) происходит репликация ДНК, и хромосомы становятся двухроматидными
В анафазе митоза в клетках меристемы тетраплоидных сортов винограда набор хромосом 8n, количество хромосом – 152, набор ДНК 8с, количество молекул ДНК – 152
Т.к. в анафазе митоза к полюсам клетки расходятся отдельные хроматиды, количество хромосом увеличивается вдвое, количество ДНК не изменяется
У человека синдром Патау вызывается геномной мутацией (трисомией по 13 хромосоме). Определите количество хромосом и количество молекул ДНК в оогониях после завершения телофазы и в ооцитах I порядка у плода с диагнозом синдром Патау. Ответ поясните.
При синдроме Патау в кариотипе на одну хромосому больше, чем в норме
В оогониях после завершения телофазы 47 хромосом и 47 молекул ДНК
Оогонии размножаются митозом, в телофазе хромосомы однохроматидные
В ооцитах I порядка 47 хромосом и 94 молекулы ДНК;
В интерфазе перед мейозом происходит удвоение ДНК, каждая хромосома становится двухроматидной
В соматической клетке цесарки 76 хромосом. Сколько хромосом и молекул ДНК содержится в клетках кожи перед делением, в анафазе и телофазе митоза? Ответ поясните
В гаплоидном наборе 38 хромосом, в соматической клетке (2n2с), в клетке кожи -76 хромосом и 76 молекул ДНК – хромосомы однохроматидные и имеют гомологичную пару (число хромосом равно числу молекул ДНК)
В анафазе митоза число хромосом – 152, число молекул ДНК 152Так как перед делением произошла репликация (удвоение) ДНК – число молекул ДНК увеличилось вдвое, число хромосом не изменилось, они стали двухроматидными – удвоенными (число молекул ДНК в два раза больше числа хромосом – 2n4c)В анафазу митоза двухроматидные хромосомы разделяются в районе центромер и к полюсам расходятся сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными однохроматидными хромосомами. У полюсов хромосомы однохроматидные и имеют гомологичную пару, но оба полюса в одной клетке, поэтому число хромосом и молекул ДНК суммируется (4n4с в клетке – число хромосом равно числу молекул ДНК)
В телофазе митоза: число хромосом – 76, число молекул ДНК – 76, т.к. в дочерних клетках в результате телофазы хромосомы однохроматидные и имеют гомологичную пару (число хромосом равно числу молекул ДНК – 2n2c)
Ресурсы по теме
В пубертатном периоде происходит основной рост всех систем органов и тела в целом; груди у девочек, половые органы и волосяной покров на теле у детей обоих полов подвергаются наиболее очевидным изменениям. Даже если этот процесс протекает нормально, требуется существенная психологическая адаптация. Если сроки развития нарушаются, особенно у мальчиков с задержкой физического развития или у девочек с преждевременным созреванием, возможно развитие дополнительного эмоционального стресса. У большинства медленно растущих детей это связано с конституциональными особенностями, и в конечном счете они благополучно догоняют сверстников. Необходимо проводить обследование для исключения патологических причин такого отставания или их подтверждения.
Детям в подростковом периоде нужно дать рекомендации по питанию, физической нагрузке и образу жизни, уделяя особое внимание роли различного рода активности, такой как спорт, искусство, социальная активность и общественные работы. Относительные потребности в белках и энергии (г или ккал/кг массы тела) постепенно снижаются с окончания грудного периода до подросткового возраста (см. таблицу ), хотя при этом абсолютные потребности возрастают. Потребность в белках для мальчиков в возрасте от 15 до 18 лет составляет 0,9 г/кг/день и для девочек того же возраста – 0,8 г/кг/день; относительные потребности в энергии для мальчиков в возрасте от 15 до 18 лет в среднем составляет 45,5 ккал/кг и для девочек того же возраста – 40 ккал/кг.
Схематическое изображение стадий I-V созревания полового члена у мальчиков по Таннеру
Adapted from Figure 1 in Marshall WA, Tanner JM: Variations in the pattern of pubertal changes in boys. Arch Dis Child 45(239):13–23, 1970.
Схематическое изображение стадий II-V созревания волос на лобке по Таннеру у мальчиков
Adapted from Figure 2 in Marshall WA, Tanner JM: Variations in the pattern of pubertal changes in boys. Arch Dis Child 45(239):13–23, 1970.
Пубертат – когда развиваются мужские вторичные половые признаки
Показатели отражают нормальный диапазон значений. Отсутствуют информация о средних показателях изменения внешности.
Если порядок половых изменений нарушается, рост может быть ненормальным и врач должен рассмотреть возможные патологические причины.
Схематическое изображение стадий I-V созревания молочных желез по Таннеру у девочек
From Marshall WA, Tanner JM: Variations in pattern of pubertal changes in girls. Arch Dis Child 44:291–303, 1969; used with permission.
From Marshall WA, Tanner JM: Variations in patterns of pubertal changes in girls. Archives of Disease in Childhood 44:291–303, 1969; used with permission.
Пубертатный период – период развития женских половых признаков
ПРИМЕЧАНИЕ: Просмотреть пользовательскую версию
Зона ближайшего и актуального развития
Обучение ребёнка рисунку (Саванна Ривка)
Значение понятия «зона ближайшего развития» для обучения
Начальная школа (Магнус Энкелл)
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 октября 2022 года; проверки требуют 43 правки.
Вегетацио́нный период или вегетация (от лат. — оживление, произрастание) — период года, в котором возможны рост и развитие (вегетация) растений.
Другое значение — время, необходимое для развития растения:
Органический вегетационный период
У однолетних видов вегетационный период совпадает с их жизненным циклом от прорастания до образования семян и гибели. У многолетних видов он начинается с активации жизненных процессов у растений и продолжается до тех пор, пока они снова не впадают в состояние покоя. Вегетационный период у большинства видов совпадает с периодом с весны до осени, но есть исключения. Например, многие травянистые виды начинают свою вегетацию осенью и заканчивают весной. У других видов он очень короткий, и охватывает периоды года, когда есть лучшие условия для их развития (эфемерный). В тропиках вегетационный период практически неограничен, и длится круглый год. В некоторых тропических регионах вегетационный период может быть ограничен из-за недостатка влаги.
Агрометеорологический вегетационный период
Для нужд сельского хозяйства разработаны различные системы определения вегетационного периода. Почти во всей Европе, России, Канаде и некоторых частях США считается, что вегетационный период — это время от последних заморозков весной до первых заморозков осенью. Согласно другому определению, вегетационный период включает в себя все дни года, в которые среднесуточная температура выше +5 °C. В странах с мягким климатом, таких как Великобритания, первые три дня подряд с температурой выше +5 °C принимаются за начало вегетационного периода, а первые три дня подряд с температурой ниже +5 °C осенью — как конец.
Средний вегетационный период варьируется в зависимости от региона, высоты над уровнем моря и микроклимата. В закрытых долинах полей и в горах он самый короткий. В Европе продолжительность вегетационного периода может существенно разниться в пределах одной страны. Например в Польше этот период начинается раньше всего, в среднем до 25 марта, на юго-западе в районе Лешно, Вроцлава и Глогува и в районе города Тарнув, а не позднее 15 апреля в районе Мазурских озёр и в горах. Раньше всего, до 25 октября, он заканчивается в районе Мазурских озёр и в горах, а позднее всего — в полосе, идущей вдоль побережья Балтийского моря, вдоль долины реки Одра и Силезской низменности и в подкарпатском бассейне. В результате этих различий продолжительность вегетационного периода колеблется в низменной части страны от 190 дней на Мазуриях до более 220 дней в Нижней Силезии и от 100 до 150 дней в горах.
Пиренеи и Альпы фактически делят Европу на два разных региона. Средиземное море, которое находится ниже 45-й параллели, имеет вегетационный период от шести месяцев и более и характеризуется жарким летом и мягкой зимой. Осадки выпадают в основном с октября по март, а лето бывает сухим. В южном Средиземноморье вегетационный период длится круглый год. Средиземноморская растительность часто бывает вечнозелёной из-за мягкой зимы.
Северная Европа простирается от 60-й параллели до Северного полярного круга. Вегетационный период здесь короче из-за более низкого угла наклона Солнца и обычно составляет от пяти до трех месяцев в Скандинавии и России. Атлантическое побережье Европы значительно смягчается влажным океаническим воздухом, поэтому зимы мягкие, и морозы или снег случаются нечасто. Лето довольно прохладное, и, как следствие, многие теплолюбивые растения, такие как кукуруза, не будут расти в Северной Европе. Дальше в глубь материка, вдали от океана, зимы становятся значительно холоднее. Несмотря на короткий вегетационный период в Скандинавии и России, чрезмерная продолжительность светового дня летом (17 часов и более) позволяет растениям хорошо расти.
Континентальная часть Соединенных Штатов колеблется от 49° северной широты на границе США и Канады до 25° северной широты на южной оконечности американо-мексиканской границы. Самые густонаселённые районы Канады находятся ниже 55-й параллели. К северу от 45-й параллели вегетационный период обычно длится 4-5 месяцев, начиная с конца апреля или начала мая и продолжаясь до конца сентября — начала октября, и характеризуется тёплым летом и холодной зимой с сильным снегопадом. К югу от 35-й параллели вегетационный период во многих районах круглый год с жарким летом и мягкой зимой. Посевы холодного сезона, такие как горох, салат и шпинат, высаживают осенью или в конце зимы, а культуры тёплого сезона, такие как бобы и кукуруза, высаживают в конце зимы — начале весны.
Некоторые культуры, такие как помидоры и дыни, происходят из субтропических или тропических регионов, следовательно, для них требуется жаркая погода и вегетационный период продолжительностью восемь месяцев или более. В регионах с более холодным климатом, где их нельзя высевать прямо в землю, эти растения обычно высаживают в закрытом помещении в теплице и пересаживают в открытый грунт в конце весны или в начале лета.
Тропики и пустыни
В некоторых регионах с тёплым климатом, таких как субтропическая саванна и пустыня Сонора, или в более сухом средиземноморском климате, вегетационный период ограничен наличием воды, а в засушливый период рост незначительный. В отличие от более прохладного климата, где снег или промерзание почвы, как правило, является непреодолимым препятствием для роста растений, в жарком климате часто можно значительно продлить вегетационный период за счет полива с использованием воды из более влажных регионов. Фактически это может позволить растениям расти круглый год на территориях, которые без орошения могут поддерживать только ксерофитные растения. Также в этих тропических регионах вегетационный период может прерываться периодами обильных дождей, называемыми сезоном дождей. Например, в Колумбии, где кофе выращивают и собирают круглый год, не бывает сезона дождей. Однако в Индонезии, другом крупном регионе, производящем кофе, наступает сезон дождей, и рост кофейных зёрен прекращается.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2021 года; проверки требуют 5 правок.
Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт о пространстве задач, которые ребёнок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослых.
Формирование языковой компетенции
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.