Н/НН в частях речи исключения плюс правило
Н Именные прилагательные
Стеклянный | оловянный | деревянный |
---|---|---|
Платяной | торфяной | соляной |
Соляные | кепи | соляной |
столб | из | соли |
Коснитесь карточки, чтобы перевернуть ее 👆
Важно
ОВЧИННАЯ шкура
Нн именные прилагательные
| Ветреный | день | Безветренная | погода | Ветряная | мельница |
Единый | синий | пряный | свиной | юный | румяный | пьяный | юннат |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Истинный | подлинный |
В кр. прилагательных
Столько н | столько в | полных |
---|---|---|
Щеки | румяны- | румяный |
Пустыня | таинственна- | таинственный |
Важно
Отглаг. прилагательные с суффиксами Ова/ёва + НН
| Маринованный | !!!Кроме!!! коваНый | жёваНый |
Отглагольные прилагательные
Н и Причастия НН
Краткие отглаг. прил и \
краткие прич.
Н = ПРИЧАСТИЕ — Замени глаголом!!!
Мне всегда везёт, я избалована судьбой — меня избаловала судьба
Мороженое | мороженый |
---|---|
Важно | стираНые |
перестираНыеЧитаный |
Н/НН в существ/наречиях-сколько в слове от которого образовано
Труженик | Масленица |
---|---|
Пудреница | Гостиница |
Приданое |
Смышленый | Названый | брат-но | названная | буква |
---|---|---|---|---|
Посаженый | отец-но | посаженные | деревья | |
Конченый | человек | |||
Бешеный | взгляд | |||
Мощеная | дорога | Но | Мощённая | мрамором |
Раненый | солдат |
---|---|
Раненный | в |
голову | солдат |
Ветреная | погода |
Безветренный | день |
Масленый – пропитан в масле
маслеНые руки
маслеНая каша
Но: ЗамаслеННая куртка
Масляный – на масле
Масляный двигатель/насос/лампа
Невиданный | Неслыханный |
---|---|
Нежданный | Негаданный |
Писатели Алтайского края – детям
Валентина Александровна Новичихина
Ольга Владимировна Такмакова
Ирина Цхай: Детские сказки для развития
Ирина Викторовна Сорокина, более известная под литературным псевдонимом Ирина Цхай, родилась 5 февраля 1970 года в Барнауле. Писательница начала свой творческий путь еще в школьные годы и с тех пор успела создать множество удивительных историй для детей.
Душевные истории, вдохновление и развитие
Ирина Цхай начала писать еще в юности, вдохновленная прочитанными книгами. Первые шаги были сделаны в школе, где она начала писать сценарии для игр с куклами. Позднее, когда у нее родился сын, она стала придумывать истории для него.
Сказки Ирины Цхай наполнены добротой, уважением к окружающему миру и позитивным настроем. В каждой истории заключено глубокое понимание того, что даже в трудные моменты всегда можно найти выход и найти в себе что-то хорошее.
Признание и награды
В 2009 году книга Поющая радуга стала победителем ежегодного краевого издательского конкурса. Эта работа легла в основу дальнейших успехов Ирины Цхай. В ней она рассказывает детям о том, что в каждом существе есть свои мечты и желания.
Одной из самых популярных сказок писательницы стала Гадкая морковка, которая стала популярной у психологов и сказкотерапевтов. Эта история позволяет детям понять, что каждый уникален и имеет право на собственное мнение о себе.
Творчество для детей
Ирина Цхай продолжает писать сказки, в которых дети смогут открывать для себя новые грани окружающего мира. Ее книги, такие как Как букашечка маму искала и Грибное лукошко, помогают детям не только развивать воображение, но и узнавать что-то новое о природе и окружающей среде.
Сказки Ирины Цхай призваны не только развлекать, но и вдохновлять детей на большие свершения и познание окружающего мира. Ее творчество — это настоящий кладезь положительных эмоций и душевного тепла для самых маленьких читателей.
Контакты: Ирина Цхай на сайте
Ольга Такмакова: учитель, поэт, литератор
Такмакова Ольга Владимировна родилась 8 августа 1963 г. в с. Клепечиха Поспелихинского района Алтайского края. Она уже с детства увлекалась словом, общаясь с семьей в речевые игры, читая книги и пиша стихи.
Литературный путь
Изначально Ольга Такмакова обучалась на педагогическом факультете и много лет преподавала, став воспитателем и позднее заведующей детским садом № 57 Аленушка. Помимо образовательной деятельности, ее увлечением стала поэзия. Начиная с взрослой лирики, она смогла перейти к письму стихов для детей, что принесло ей популярность и успех.
Литературные достижения
Ольга Такмакова активно участвует в деятельности различных литературных объединений и краевых чтений. Она часто публикуется в местных периодических изданиях, а также является автором нескольких книг, включая те, написанные для детей. Ее стихи стали основой для более чем 30 песен разных исполнителей.
Известность и награды
В 2011 году она стала двукратным победителем краевого конкурса за свою книгу Большие тайны маленьких людей. Ее последующая победа с книгой Где зимует стрекоза? принесла ей приз на межрегиональном конкурсе. Ее творчество также было признано на фестивале национальной книги Читающий мир.
Публикации и сотрудничество
Ольга Такмакова активно сотрудничает с городским краеведческим музеем и участвует в различных литературных мероприятиях своего города и края. Ее творчество представлено во многих сборниках и хрестоматиях, что подтверждает ее значимость в литературной среде.
Через свою поэзию и работу с детьми в детском саду Ольга Такмакова продолжает вносить значительный вклад в развитие русской литературы и культуры в целом.
Данный текст подготовлен в рамках копирайтинговых работ на русском языке.
Валентина Терентьевна Крюкова: поэтесса и автор детских книг
Валентина Терентьевна Крюкова – известная российская поэтесса, автор детских книг и ветеран труда. Родилась в селе Августовка Алтайского края, она с 1996 года проживает в Барнауле, где работает медиком. Однако её страсть к литературе и поэзии помогла ей стать активным участником литературного объединения Спектр.
Поэтическое творчество
Валентина Терентьевна пишет стихи как для взрослых, так и для детей. Её произведения были опубликованы в коллективных сборниках под названиями Отражение, Не перестану удивляться, Листая памяти альбом, Спасибо, жизнь. Её стихи также можно найти в газетах Алтайская правда, Вечерний Барнаул, Алтайская нива, Это мой мир, Мы и здоровье, Шаг из круга и других печатных изданиях.
Библиография
Автор книг стихотворений для детей, таких как Кто устроил та-ра-рам, Новый день, Солнечный зайчик, а также раскрасок На детской площадке, Живая азбука, Муравей путешественник, Чудеса вокруг, Лесная школа, Биография кота Тима, Полёт в космос, Солнечное настроение. Ее книги входят в хрестоматии Литература родного края и Алтайские писатели – детям.
Личная жизнь
У Валентины Терентьевны три сына и пятеро внуков. Писательница признаёт, что именно внуки стали главным вдохновением для её поэтического творчества. Я очень люблю детей, природу и животных. Об этом мои стихотворения, – говорит она. Без любви невозможно писать для детей. И я не понимаю, как можно сделать по-другому.
Награды
За свой талант и вклад в развитие литературы, Валентина Терентьевна была удостоена многих наград. В 2015 году она стала лауреатом краевого конкурса лучшей детской книги года, в 2017 году – лауреатом премии имени В. Маяковского. В 2019 году ей было вручено наградное почетное звание Знаком за вклад в развитие литературы города Барнаула.
Валентина Терентьевна Крюкова – талантливый поэт, преданный родине, семье и искусству. Её произведения живут и дарят радость как детям, так и взрослым.
Юлия Анатольевна Нифонтова родилась 21 января 1969 года в городе Барнауле в семье врача-хирурга. В 1989 году Юлия Нифонтова закончила Живописно-педагогический факультет Новоалтайского художественного училища и продолжила учебу на факультете «Культурология и художественное творчество» в Алтайском государственном институте культуры и искусств, в 1996 году с отличием закончила его. Работала преподавателем живописи и графики, с 2009 по 2015 гг. возглавляла Алтайский дом литераторов. Стихи Юлии Нифонтовой печатались в литературно-художественных журналах «Алтай», «Барнаул», «Русское эхо», «Луч», «Московский вестник», в периодической печати (газеты «Алтайская неделя», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда», «Литературная газета. Алтай»). В 2003 году вышли коллективные поэтические сборники «Отражение» и «Сезон дельфинов» куда вошли стихи поэтессы. В одном из интервью Юлия рассказала, как стала детским писателем: «Несколько лет назад молодая поэтесса Ольга Кан выиграла конкурс среди писателей детской литературы. Я тогда руководила краевым Домом литераторов, и нам захотелось сделать книжку – яркую, большего формата, чем все остальные, потому что впервые выиграл автор, который писал для самых маленьких. И я взялась иллюстрировать Олину книжку. До этого я писала только серьезные книги и стихи про одиночество, про то, как все плохо. Спросила у автора, как можно писать для детей? Она ответила: «Чтобы писать детские стихи, нужно быть счастливым человеком». Я решила пойти от обратного, написать детскую книгу и стать счастливым человеком. Через несколько лет ко мне пришли образы, которые захотелось показать читателям, причем чтобы и детям, и родителям было интересно». Первая детская книга «Ермошка Добродей и волшебные часы» о дружбе девочки Оли, которая идет в 1-й класс, с домовенком. Он живет на свете более 100 лет, и в его лексиконе встречаются старинные словечки XIX – начала XX века. Мне очень они нравятся, и я бы хотела их сохранить с помощью книг. Вторая – «Ермошка Добродей и заколдованная кукла». Сейчас мы с художником Александром Ермоловичем работаем над третьей книгой – «Ермошка Добродей и куриный бог». Постепенно читатели знакомятся с духами старорусского подворья: домовыми, дворовыми, колодезными, банниками. Лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества в номинации «Просветительская деятельность в области литературы и искусства». Лауреат VIII Артиады народов России в лиге мастеров (2006). Лауреат литературных премий: им. А. С. Пушкина (2007), им. А. П. Соболева, им. В. В. Бианки (2011), «Золотое перо» Сбербанка России (2012) и др. В 2018 году награждена медалью Николая Рубцова Член Союза писателей России (2007). Живёт в Барнауле.
Поняв, как пишутся Н/НН в разных частях речи, ты сможешь получить 1 балл за 15 задание. А с помощью нашего алгоритма ты не потратишь и больше минуты. Для того, чтобы понимать логику написания одной или двух «Н» нужно разделить прилагательные и причастия на две группы: полные и краткие. Правила, касаемые кратких форм, мы чуть позже. Сейчас разберем правописание полных слов.
Полные прилагательные и причастия можно поделить на две группы: те, которые образованы от глагола, и слова, образованные от существительного.
Прилагательные, образованные от существительного (отыменные) могут иметь как одну, так и две «Н». Для проверки слова, мы возвращаемся к первоначальному существительному и смотрим на его основу. Если она заканчивается на «Н», то в прилагательном будет «НН». Например, дли..ый – длиНа – длинный, пусты..ый – пустыНя – пустынный.
Если же основа не на «Н», то мы смотрим на суффиксы, с помощью которых образовано прилагательное. Если суффиксы АН/ЯН/ИН, то в слове будет одна «Н», если ОНН/ЕНН, то 2 «Н». Например, водя..ой – вода – водЯной. Обращая внимание на гласную, мы можем определить, какой суффикс в слове. Еще один пример: торжестве..ый – торжество – торжествЕнный. Исключениями в этих правилах являются слова: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный (но безветренный!).
Особое место занимают отыменные прилагательные, образованные от существительных на «МЯ». В них всегда пишутся две «Н». Например: время – временный, племя – племенной.
Прилагательные и причастия образованные от глаголов тоже могут иметь как одну, так и две «Н». Здесь будет несколько факторов, при которых мы можем написать НН. Во-первых, если слово образовано от глагола совершенного вида, в нем будет НН. А если от несовершенного, то нужно проверить по другим пунктам. Например, выуче..ое стихотворение – выучить – что сделать? – выученное стихотворение.
Во-вторых, если слово имеет суффиксы ОВА/ЕВА/ЫВА/ИВА, будем писать НН. Если их нет, то идем по следующих признакам. Например, асфальтирОВА..ый – есть суффикс ОВА – асфальтированный. В-третьих, если у прилагательного или причастия есть приставка (кроме «НЕ», она не считается), пишем НН, если нет, проверяем слово дальше. Например, некрашеный забор (есть приставка «НЕ», она не считается, от глагола несовершенного вида, нет суффиксов ОВА/ЕВА/ЫВА/ИВА, пишем одну «Н»), раскраше..ый забор – есть приставка рас – раскрашенный забор. В-четвертых, если у слова есть зависимые слова, пишем «НН», если их нет, и по другим пунктам тоже нет никаких признаков, в слове будет «Н». Например, раненый боец, но раненный в ногу боец.
Исключения из этих правил: бешеный, невиданный, неожиданный, неслыханный, обещанный, нежданный, считанный, негаданный, слушанный, нечаянный, слышанный, желанный, отчаянный, жеманный, окаянный, священный, данный, медленный, чванный, доморощенный, чеканный, смотренный.
Слова, которые нужно запомнить: масленица, труженик, приданое, гостиница, пудреница.
Что касается правил с краткими и полными прилагательными и причастиями, здесь все гораздо проще. В кратких прилагательных столько же «Н» сколько и в полных. В кратких причастиях всегда одна «Н». Как же отличить друг от друга эти две части речи? Они обе отвечают на вопрос «Каков?», но краткие прилагательные говорят о каком-то свойстве или качестве, например, младенец румян. А краткие причастия обозначают какое-то действие или его подтекст, например, дом построен в 2021 году.
Полный алгоритм решения задания №15.
1. Определяем полная форма перед нами или краткая.
1.1) Если перед нами краткое причастие – пишем одну «Н».
1.2) Если перед нами краткое прилагательное – пишем столько «Н» сколько в полной форме.
2. Если перед нами полная форма, смотрим, от какой части речи она образована.
2.1) Если от существительного, возвращаемся к первоначальному слову.
2.2) Если от глагола:
Таким образом, пройдя по алгоритму, решение задания займет не более минуты.
Тест по теме “Как выполнить задание №15 максимум за минуту?”
Отправить тест на проверку?
Ты решил еще не все задания
прилагательные, образованные от существительных (отыменное)
- ан/ян/ин (мышиный, глиняный) 2) енн/онн (традиционный)3) н (лимонНый)
прилагательные, образованные от существительных (отыменное) ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!
- стеклянный 2) оловянный3) деревянный 4) ветреный (день, человек), ветряная(мельница) НО! безветренный, заветренный
в притяжательных прилагательных (прилагательные, отвечающие на вопрос ЧЕЙ?) пишется одна Н 1) бараний 2) фазаний
слова на -МЯ всегда с НН! (имя, семя, бремя и тп) имя-именной, время-временной и тп
в таких прилагательных пишем одну Н:зелёный, красный, багряный
- подлинный2) пряный3) рьяный
ПОЛНЫЕ причастия (случаи, когда пишется НН)
- образовано от глагола СОВЕРШЕННОГО ВИДА (что Сделать- Сов. вид- С)2) если есть приставка (кроме -НЕ) 3) если есть зависимое слово4) есть суффиксы -ОВА, -ЕВА, -ЁВА, -ИРОВА (маринОВАнный, бетонИРОВАнный и тп)
ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЕ, КОГДА ПИШЕМ Н/ИЛИ ЖЕ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
если не один из 4х пунктов с двумя НН не подошел, значит, что это-отглагольные прилагательные:
исключения полных причастий (когда вместо нн пишем н) (4)
раненый, кованый, жёваный, крещёныйно! при наличии приставки или зависимого слова-НН:
раненый – израненный, раненый-раненный в бою сержант
запомнить слова с одной Н! (7)
- конченый человек2) названый брат, НО названная книга3) приданое невесты 4) смышленый ребенок 5) посаженый отец6) писаная красавица 7) прощеное воскресенье
пишем столько Н, сколько в полной форме: ветреный человек-человек ветрен
Существительные на -ОСТЬ всегда пишутся с НН:Преданность, скованность, чувственность
СУЩ С СУФ. -НИК, -НИЦ(А) + искл
Существительные с суффиксами -ник, -ниц(а) пишутся сНн: посланник/посланница, воспитанник/ воспитанницаИСКЛЮЧЕНИЯ!!!Гостиная, Масленица, труженица, труженик
• В наречиях (Как? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем?Когда?) столько же Н, сколько в полном прилагательном и причастии:нежно-нежный, путано-путаный
Как поздороваться на полесском диалекте и чем промышляли древние люди на болоте – побывали в туровском музее
Анастасия Макеева, корреспондент: Интерактив для туристов. Они могут себя почувствовать археологами?
Артем Силаев, младший научный сотрудник Туровского краеведческого музея: Конечно. В каждом секторе спрятан горшок определенного типа. – Это черная дымленая керамика? – Была штрихованная керамика и остальные типы.
Артем Силаев: Добывали огонь примитивным образом. Вот это приспособление, то есть человек поднимал, сюда клал солому, сено, здесь вешался камень. И вот такими круговыми движениями он добывал себе огонь.
Если брать начало нашей эры, то люди согревали себе пищу в таких глинобитных печах. Также эти печи использовались для согревания домов. Здесь не хватает только свода, дымохода, конечно, не было. Дым шел прямо в дом.
Ну, шо? Шагаем в зал этно и переносимся в век XVIII-XIX. Хлебосольное рыболовство, лозоплетение, ткачество, обувное ремесло. Люди на болоте всегда были при деле и обустраивали свой быт, как пчелки.
Артем Силаев: Это рыболовное приспособление называлось жак. Опускали в воду, и рыба при помощи такой технологии заходила и не выходила.
Анастасия Макеева: Полесье и мед неразделимы. Тут бы Винни-Пух потерялся от счастья.
Артем Силаев: Наши предки занимались бортничеством. Эта колода, ее вешали на дерево, поднимали, и там внутри жили пчелы и делали мед. А чем отличается колода от борти? Тем, что колоду вешали, а борть выдалбливали прямо в стволе дерева. – У бортников были и свои приспособления: и лестница, чтобы залезть на дерево, и дымарь, чтобы пчелы не налетели. – Конечно, у них еще и такие своеобразные костюмы, потому что пчелы дикие. Если почувствуют опасность, будут сразу защищать свое гнездо. – Как говорится, это какие-то неправильные пчелы. Дикие! Вы посоветуете попробовать лесной мед? – Конечно. Я вам советую попробовать. – Залипнете.
Послание в каждом стежке. Вышиванку можно читать как рассказ о человеке. Древо жизни, знаки огня и урожая, красоты и молодости. Все было символично и понятно – такие девочки. Головные уборы замужних женщин – фишка Давид-Городецкого, Туровского строя. Причем с возрастом он становился все толще и толще. Почти подушка! Но чего не сделаешь ради красоты. Дамы наловчились наматывать метры ткани за пару минут.
А мы приглашаем в полесскую хатку. Дома были деревянными, с земляным или глиняным полом и низким потолком. Все, чтобы сохранить тепло. Электричества и умных систем тогда не было.
Артем Силаев: Женщина в зимнее время года, в темное время суток занималась прядением. Было придумано такое изделие, как комин. Здесь клали лучину, подпаливали ее, и получался огонь – вот вам и свет. Девушка без приданого практически не могла выйти замуж. Чем больше приданого, тем легче было выйти замуж. – И это все она должна была наткать своими руками? – Да. – А если не срослось с иголкой и ниткой? Тогда что делали? На хитрости шли? – Тогда шли на всякие хитрости. – Заказывали у мастериц и потом: это я сама! – Конечно.
Все на своем месте. Красный угол с иконами, где читали молитву перед едой. Люлька стационарная и переносная, которую женщины брали в поле. Этакая коляска. И, конечно, бабий кут возле печки. В уголке хозяюшки нет случайных вещей.
Артем Силаев: Сумка веренька называется. Ее использовали, чтобы в грибы ходить, ягоды. Перед вами горнец – это мера для зерна. Ведро для доения коров, для засаливания огурцов, сала, маслобойка. Венчик, современным языком миксер. Брали – и такими круговыми движениями. – Пару минут – и блинчики готовы.
Продолжить путешествие можно в зале природы, военном и даже сменить пластинку на ретро и вернуться в СССР. Этот зал – отдушина для многих поколений с пленкой, диафильмами и кассетами. Включайте громче и ловите волну ностальжи, когда за просмотром сериала и игрой в домино собирался весь двор.