Сайт учителя русского языка и литературы захарьиной елены алексеевны

Возраст отрочества

Когда-то в России был такой возраст – отрочество. Недаром Л.Н. Толстой так и назвал три части своей трилогии: Детство, Отрочество, Юность.

Определение отрочества

В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – возраст между детством и юностью.

По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, и по хозяйству родителям по-взрослому помогают. А у некоторых оно и в 40 лет ещё не кончилось.

Чёткое определение

Вот в словаре В.И. Даля про отрочество сказано более чётко: это пора от 7 до 15 лет.

Та власть давно кончилась, и уже нельзя её спросить: почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст – отрочество – всё равно существует. И он, может, самый важный в жизни человека.

Важное время

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги, или не прочитываются уже никогда.

Упражнения

Противительный союз: а

Варианты ответов:

  1. Хозяйство
  2. Власть
  3. Расчёт
  4. Серьёзная
  5. Решают

Характеристики:

  1. Верно
  2. Неверно
  3. Неверно
  4. Верно
  5. Верно

Ударный гласный:
2) о
4) о
5) а

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. У населённого пункта Крюково расположился дружный полк.
  2. Японский мультипликатор стал уделителем нового анимационного жанра.
  3. В результате Сталинградской битвы произошёл кардинальный перелом в Великой Отечественной войне.

На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • самый МОЛОДОЙ сотрудник
  • много спелых ВИШЕН
  • следы на СНЕГУ
  • он более УГРЮМЕЕ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

  2. соб..рёт, пос..деть (от горя), нав..вать (воспоминания)

  3. отр..хнуть, п..тнистый, вы..снить

  4. преобр..зовать, выр..сли, ум..лять (значение)

  5. с..тевой (шнур), ол..цетворение, аб..туриент

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. претерп..вая, вывеш..вать

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
  1. Оля смело, (ПО)ОЗОРНОМУ вбежала в воду и ТАК(ЖЕ) смело бросилась головой вперёд.
Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

Знаки препинания

  1. Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда городцами и городищами.

  2. Кувшинки плавали и справа, и слева от лодки.

  3. Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру, и утомлён трескотнёй Тарантьева.

  4. Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные, так и морские границы.

  5. Наташа не замечала ни цепких ветвей, ни колючих сучьев.

Полосы солнечных отблесков

Полосы солнечных отблесков от волн (1), поднятых вёслами (2), мерно бежали по берегам (3), поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

Разнообразие Чёрного моря

Какое (1), однако (2), разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3), например (4), прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

Живые богатства

Разве всенародный порыв (1), свидетелем которого (2) вы были (3), не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

Вступление в должность

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1), чего непременно требовала бабушка (2) и (3), что он сам считал своей обязанностью (4), так как это определялось семейными традициями.

Массовой героизм

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

Защита Родины: история настоящих героев

Бурнашев поднялся, исполняя приказ не только мой, но и приказ Родины сыну. Он прокричал во всё поле: За Родину!

И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о проволоку, Бурнашев упал. Показалось, что он вскоре встанет и побежит дальше, но он лежал, раскинув руки. Все смотрели на него, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

Опять прошла напряжённая секунда, но цепь не поднялась. Снова кто-то вскочил и взмыли над полем те же слова, тот же призыв. Голос был неестественно высокий, принадлежащий красноармейцу Букееву. Также он упал, не успев даже ринуться вперёд.

Наши товарищи приближались к немцам с другой стороны, но мы лежали, пришитые к земле. Все стремились рвануться, но никто из нас не двигался.

Наконец, взгляды всех устремлены на меня. Я рванулся вперёд, но меня удержал старший политрук Толстунов. Он не позволил мне двигаться дальше.

Через мгновение я крикнул: Частый огонь по пулемётчикам! Прижмите их к земле! Наши пули засвистали над головами немцев, и пулемётчики исчезли за щитками.

Теперь Толстунов взялся за пулемёт и побежал, стреляя и крича на бегу. Он был обгонян другими, но не останавливался. Подняв тяжёлый приклад над собой, он прорывался вперёд, во имя Родины.


ГероиДействие
БурнашевПоднялся и прокричал
БукеевПопытался ринуться
ТолстуновВзялся за пулемёт

Цепь не поднялась после каждой попытки вперёд.

Защита Родины требовала самоотверженности и мужества. Каждый герой был готов приложить все усилия для победы.

(50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902−1972) − русский советский писатель.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.

  2. Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.

  3. После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.

  4. В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.

  5. Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. поясняет содержание .

  2. В представлено описание.

  3. называет причину того, о чём говорится в .

  4. В предложениях 25 и 26 содержится повествование.

  5. В представлено рассуждение.

Из выпишите синонимы.

Среди найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в , «надобно знать» в ) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в ) и (Г)_________ («как дубину» в )».

  1. вводные конструкции

  2. лексический повтор

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Величественный Феодоровский собор – главная доминанта царскосельского "Феодоровского городка" (1909-1912), казарм для полков царской охраны. Создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в Царском селе было более 30-ти приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в царскосельском гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, "где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы". Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его августейшей супруги Александры Федоровны, известных своей ревностью к Богу и Православной Церкви.

Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж. Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II, на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св. Александра Невского, так как по причине болезни Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской семьи оказалось как нельзя кстати, и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. В самой идее создания Феодоровского собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя-Мученика иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей – основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года.

Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец Московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы царя, уже после завершения строительства в 1915 г. возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 г., после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками. Были устроены невысокие помещения для часовен, входов, ризниц. Это придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор и сблизило его некоторыми церквами Псково-Новгородскими. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено.

Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом.

Это был любимый храм последней Царской семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Белоснежный собор с золотым куполом и синими главками выделялся на зеленом фоне паркового ландшафта.

20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями – древнерусские мотивы, сочные тона, завитки.

Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. Нижний, Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6 м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров.

Кроме самой церкви в нижнем храме было особое помещение – "царская комната". Сводчатые потолки расписанные в древнерусском духе, стены, обитые старинной набойкой и украшенные древними иконами в басменных окладах древнего рисунка, с подвешенными под ними старинными пеленами, лампадами и паникадилами, столы, скамьи, стулья и вся утварь старинных образцов – все это создавало полное подобие древнерусской палаты времен первых царей Дома Романовых и переносило молящихся в древнерусскую старину. Над главным входом в храм расположено мозаичное панно с изображением Феодоровской Божьей Матери и нескольких Святых в многоцветных одеяниях. На восточной апсиде храма – мозаичный образ Господа Вседержителя, сохранившийся до сих пор. Колонки и арка, обрамляющие двери, украшены резными по камню рельефами.

В 1922 году собор разорили, часть икон передали в различные музеи, часть продали иностранным коллекционерам. Спустя 11 лет собор был закрыт и обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки. В 1941-1944 гг. храм серьёзно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб. К счастью, остов здания и несущие конструкции в большинстве своем сохранились. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1980-х гг. трестом "Леноблреставрация" был проведен большой объем общестроительных работ. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной церкви. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 29 августа 1996 года – в верхнем храмах. В 1995 году Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002 года, после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен. В нескольких десятках метров к юго-западу от храма 16 июля 1993 года был открыт и освящен бюст Государя Императора Николая II, работы петербургского скульптора В.В. Зайко.

Большой интерес для исследования процесса развития и утверждения неорусского стиля представляет Федоровский городок, расположенный рядом с Федоровским собором на другой стороне пруда. Своим видом он напоминает древнерусскую крепость. Прообразом Федоровского городка, спроектированного архитектором С.С. Кричинским, по-видимому, послужил сооруженный в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском под Москвой. Городок унаследовал от него живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство пластического решения. Федоровский городок в плане представляет собой неправильный треугольник площадью 2,5 гектара, образованный каменной стеной с башнями по углам.

Ансамбль городка включает в себя дом для священников (Белокаменная палата), дом для причетников (Желтая палата), Трапезную с квартирой ктитора, дом дъяконов, здание канцелярии и другие постройки. В их архитектурном оформлении использованы многие характерные для древнерусского зодчества формы: наружные крыльца, переходы между зданиями, шатры над башнями. В качестве материала для кровли применялась поливная зеленая черепица и вырезанная по рисунку дранка (гонт). Все здания городка, кроме дома дьяконов, расположены по периметру участка и соединены стенами. В сторону пруда выходят фасады Трапезной палаты и дома священников, объединенные переходом над воротами. Трапезная палата – наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Гранитная лестница ведет на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зеленой глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н.П. Пашкова украшала свод трапезного зала.

Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси – древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. Городок задуман как миниатюрная крепость с невысокими стенами и башнями. Белокаменная зубчатая стена с шестью шатровыми башнями окружает городок, придавая ему вид кремля. Входом в него являются белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню, в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезенного с берегов Волги.

С точки зрения Дома Романовых, единство стиля являлось еще одним свидетельством внутренней целостности государства. Федоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов.

Ратная палата построена в 1913-1916 годах у северной окраины Александровского парка в районе Федоровского городка архитектором С.Ю. Сидорчуком. Строилась она на средства частных пожертвователей. Среди них была и дочь основателя Третьяковской галереи Е.П. Третьякова. Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное двухэтажное здание в "русском стиле" с большим двухглавым орлом на фасаде и примыкающей к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром. Вход в ратную палату оформлен крыльцом, в стиле средневекового зодчества. В центре здания – большой двухсветный зал на 400 мест с хорами, соединенный галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен. Стены и потолок зала были украшены изображениями гербов русских губерний.

Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником "русского стиля", переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья.

Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские.

Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890-1900-х гг. повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка. Комплекс казарм, как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. В настоящее время этот комплекс существует со значительными изменениями и утратами части зданий.

Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса "Федоровский городок" Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

В 2001 году городок был включен в список памятников федерального значения. В 2010 году он получил статус Синодального подворья.

По проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского в Александровском парке Царского Села началось возведение Феодоровского городка – глубоко своеобразного ансамбля, задуманного в формах древнерусского зодчества. Из числа зданий городка первым построили Феодоровский Государев собор; его освящение было приурочено к 300-летию Дома Романовых. Его торжественная закладка состоялась 20 августа 1909 года. Автор проекта храма архитектор В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор в Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. Собор представлял собой сложное по композиции здание, состоявшее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Ризалит главного, западного, фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами.

Верхний храм был освящён во имя Феодоровской иконы Божией Матери 20 августа 1912 года. Его интерьер отличался строгостью архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал четырёхъярусный иконостас, высота которого составляла 11 метров. Все иконы и утварь были изготовлены по древним образцам, в строгом соответствии с подлинниками. Нарядно выглядел парадный вход в храм, декорированный мозаичным панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери и нескольких святых в многоцветных одеяниях.

Нижний, пещерный, храм был освящён во имя Преподобного Серафима Саровского. Устроенный в подвальном помещении, он создавал совершенно особенное ощущение благочестия, отрешённости от мирских помыслов. Сводчатый потолок храма был расписан фресковой орнаментальной живописью в стиле росписей церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. В отличие от иконостаса верхнего храма его одноярусный иконостас состоял из подлинных древних икон, представлявших огромную художественную и историческую ценность. Среди них наиболее значимыми были иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Божией Матери московского письма, старинная икона Феодоровской Божией Матери. Множество редких икон ХVII века находилось в царской комнате, примыкавшей к нижнему храму. Во время пребывания царской семьи в Царском Селе Феодоровский собор являлся "приходом Их Импеаторских Величеств".

Вскоре после Октябрьской революции собор разорили, часть икон передали в различные музеи, часть продали иностранным коллекционерам. В 1941-1944 годах храм серьёзно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб. К счастью, остов здания сохранился. Недавно закончено восстановление храма, переданного весной 1991 года Санкт-Петербургской епархии. В нём идут богослужения, как в верхнем, так и нижнем храмах. После окончания всех ремонтно-восстановительных работ, летом 2002 года Феодоровский собор был освящён великим чином. 17 июля 1993 года, в день 75-летия расстрела царской семьи в Екатеринбурге, рядом с Феодоровским собором был открыт памятник императору Николаю II, созданный скульптором В. В. Зайко.

Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. – Санкт-Петербург. Издательство: "Паритет". 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *