Проверочная работа по теме Высшие споровые растения
Задание 1
- Мох
- Хвощ
- Плаун
- Папоротник
Задание 2
- Мох – а
- Хвощ – б
- Плаун – в
- Папоротник – г
Задание 3
Пропущенные слова | Цифровое обозначение |
---|---|
споровые | 1 |
спорангии | 2 |
багульник | 3 |
торфа | 4 |
Задание 4
Пропущенные слова | Цифровое обозначение |
---|---|
споровые | 1 |
спороспоры | 2 |
подземный побег | 3 |
Задание 5
Пропущенные слова | Цифровое обозначение |
---|---|
спороспоры | 1 |
ризоиды | 2 |
угля | 3 |
Мхи – это споровые (1) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах – спорангии (2). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например багульник (3). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи торфа (4) – ценного удобрения и топлива.
Хвощи – это споровые (1) растения, размножающиеся при участии спороспоров (2). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: подземный побег (3), на котором развиваются споры, и рослый побег (г), похожий на маленькую зеленую елочку. Появление хвощей на полях – признак избыточного содержания кислот в почве.
Папоротники наших лесов – травянистые растения с крупными перистыми листьями. На нижней стороне листа образуются бурые бугорки, в которых созревают спороспоры (1). Закрепление в почве у папоротников происходит с помощью ризоидов (2). В глубокой древности отмершие стволы древовидных папоротников образовали залежи угля (3).
Высшие споровые растения
27.11.2023. Тест. Биология, 7 класс
Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Высшие споровые растения : мхи, хвощи, плауны, папоротники
Список вопросов теста
- Какие признаки отличают моховидных от других растений?
Варианты ответов
- Из спор зеленого мха кукушкина льна развивается(-ются):
Вопрос 3
- Папоротник, произрастающий в тенистых зарослях леса, — это поколение, на котором образуются:
Вопрос 4
- Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Вопрос 5
- Вставьте в текст Мхи пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Мхи
Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зеленые мхи, например кукушкин лен, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоемов: озер и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
Хвощи
Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зеленую елочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.
Папоротники
Папоротники — это _________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ________ (Б) — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима _________\
Высшие споровые растения: особенности жизненного цикла
Высшие растения появились в древние времена, и возможными их предками были бурые или зелёные водоросли, которые достигли высокой дифференциации тела и органов полового размножения.
Водная среда населена в основном низшими растениями, в то время как на суше высшие растения господствуют, и у них с появлением на суше сформировался ряд характерных приспособлений к новой среде.
Характерные признаки высших споровых растений
Жизненный цикл высших споровых растений включает чередование двух поколений: бесполого (спорофита) и полового (гаметофита).
На спорофите формируются спорангии — органы бесполого размножения, в которых образуются споры. Эти споры затем прорастают и развиваются в гаметофиты, которые могут быть одно- или двуполыми.
Чередование поколений в жизненном цикле высших споровых растений
На гаметофите образуются антеридии (мужские половые органы) и архегонии (женские). В антеридиях образуются подвижные сперматозоиды, а в архегониях — неподвижные яйцеклетки.
Оплодотворение возможно только при наличии воды, необходимой для передвижения сперматозоида к яйцеклетке. Из оплодотворённой яйцеклетки развивается зародыш, который превращается в особь бесполого поколения — спорофит.
Зигота дает начало только спорофиту, а спора — только гаметофиту.
Большинство споровых растений характеризуется преобладанием и усовершенствованием спорофита в жизненном цикле, при редукции гаметофита.
Способы достижения биологического прогресса
Если вы с трудом пишете научные работы, предлагаю рассмотреть дополнительный материал к теме макроэволюция.
Способы достижения биологического прогресса:
- Крупное изменения (в каком-то смысле, крупное изменение это самое крупное изменение самой крупной систематической единицы)
- Изменение, полезное в различных условиях
- Приводит к возникновению крупных систематических единиц (типов, классов)
Примеры: появление цветка у растений, появление шерсти у млекопитающих, появление пятипалой конечности у позвоночных.
- Небольшое изменение (в каком-то смысле, это изменение самой маленькой систематической единицы)
- Полезное только в одних определенных условиях
- Приводит к появлению маленьких систематических единиц (видов, родов)
Примеры: приспособление цветка к опылению муравьями, изменение окраски шерсти у зебры, появление ластообразной конечности у китов.
Дегенерация органов у паразитов
Дегенерация: исчезновение органа или системы органов, не нужных в новых условиях. Происходит при переходе к сидячему, подземному/пещерному и паразитическому образу жизни. Например: у аскариды хуже, чем у свободноживущих нематод, развиты нервная система и органы чувств.
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
Проявление признака
Признак рецессивный;
генотипы родителей: мать — аа, отец — АА или Аа;
генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы — Аа.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
Наследование признака
Признак доминантный, не сцеплен с полом;
генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.
Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.
Дигибридное скрещивание
- в скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи;
- гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (аллели не сцеплены);
- при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочетанию признаков.
Генетика и наследование
У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей, а также возможные генотипы дедушек этих детей.
- Родители с нормальным зрением: отец ♂ХУ, мать ♀ХХ.
- Гаметы ♂ Х, У ; ♀ Х, Х.
- Возможные генотипы детей — дочери ХХ или ХХ; сыновья: дальтоник ХdУ и сын с нормальным зрением ХУ.
- Дедушки или оба дальтоники — ХУ, или один ХУ, а другой ХУ.
У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.
- Генотипы родителей Х Х и ХУ;
- генотипы потомства — Х Х и Х У;
- дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровы.
В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын-дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосомах. Определите генотипы родителей, сына дальтоника и вероятность рождения детей, носителей гена дальтонизма.
- Генотипы родителей: мать — ХХ, отец — ХУ;
- генотип сына-дальтоника — Х У;
- вероятность рождения носителей гена дальтонизма (ХХ) — 25%.
19. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.
- Генотипы родителей: матери — Х Х, отца — ХУ;2) генотип сына — Х У;3) вероятность появления больных детей — 25% (сыновья), 25% сыновей — здоровы, дочери — здоровы (Х Х, Х Х), но половина дочерей — носительницы гена гемофилии.
20. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.
Генотипы родителей: матери — ХХ, отца ХУ;
генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма — ХХ, все сыновья — дальтоники — Х У;
соотношение больных и здоровых детей — 1:1 или 50%:50%.
21. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому генужизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства.
Р: Х Х х Х У
G: Х Х У Х
F1 Х У, Х У, Х Х, Х Х
генотип родителей: Х Х, Х У,
генотип потомства — Х У — курочка, Х Х , Х Х — петушки,
Х У — курочка нежизнеспособная,
- вероятность вылупления курочек от общего числа потомства — 33%.
22. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.
генотипы потомства — Х Х, Х Х, Х У, ХУ;
дочери — носительница гена гемофилии, здоровая а сыновья — здоров, болен гемофилией.
23. В семье, где родители имеют нормальное цвето
8. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом – 28 (2n2c).
Перед началом мейоза в S-периоде интерфазы – удвоение ДНК: 28 хромосом, 56 ДНК (2n4c).
1 деление редукционное. В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) – 14 хромосом,28 ДНК .
9. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Диплоидный набор хромосом 2n2c
Перед началом мейоза в S-периоде интерфазы – удвоение ДНК: Профаза мейоза I – 2n4с
Первое деление редукционное. В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c)
Метафаза мейоза II — хромосомы выстраиваются на экваторе n2с
10. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза. Набор хромосом у гамет одинарный — n.
Споры мха кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток. Набор хромосом у спор одинарный — n
11. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.
1. Клетка содержит 8 хромосом и 8 молекул ДНК. Это диплоидный набор.
2. Перед делением в интерфазе происходит удвоение молекул ДНК. 8 хромосом и 16 молекул ДНК.
3. Т.к. в анафазе I гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки, то в телофазе I клетки делятся и образуют 2 гаплоидных ядра. 4 хромосомы и 8 молекул ДНК — каждая хромосома состоит из двух хроматид (ДНК) — редукционное деление.
12. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом — 28 (2n2c).
В анафазе мейоза 1 — к полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из двух хроматид. Деление редукционное.
В конце мейоза I образуется клетка с набором n2c —14 хромосом, 28 ДНК .
- В мейоз II вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c).
В анафазе мейоза II — к полюсам клетки расходятся хроматиды. После расхождения хроматид в телофазе II образуется 4 гаплоидных клетки с набором nc — 14 хромосом, 14 ДНК
13. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК(с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Схема решения задачи включает:
в конце телофазы мейоза I набор хромосом – n; число ДНК – 2с;
в анафазе мейоза II набор хромосом – 2n; число ДНК – 2с;
в конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы двухроматидные;
в анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК
14. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т.Моргана?
- Гены расположены в хромосоме линейно.2) Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе.3) Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.4) Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами — чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.
15. У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?
- Анна XХ, Павел XY2) Первая дочь Анны и Павла XХ,3) Вторая дочь Анны и Павла ХX, т.к. пять сыновей имеют нормальное4) Первый сын XY , его дочери XХ , а его сыновья XY.5) Второй сын Анны и Павла и его дети имеют генотипы ХУ.
1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 соматических хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.
В половых клетках 23 хромосомы, т.е. в два раза меньше, чем в соматических, поэтому масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6х 10-9 : 2 = 3х 10-9мг.
Перед началом деления (в интерфазе) количество ДНК удваивается и масса ДНК равна 6х 10-9 х2 = 12 х 10-9мг.
После митотического деления в соматической клетке число хромосом не меняется и масса ДНК равна 6х 10-9 мг.
2. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;
все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);
образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
3. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом — 2n, так как зародыш развивается из зиготы — оплодотворённой яйцеклетки;
в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом — 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом — 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.
4. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
В анафазе мейоза 1 – к полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из двух хроматид. Генетический материал клетки будет (2n4c = n2c+n2c) – 28 хромосом, 56 ДНК .
В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) – 14 хромосом,28ДНК .
В анафазе мейоза 2– к полюсам клетки расходятся хроматиды. После расхождения хроматид число хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) – (2n2с= nc+nc) – 28 хромосом,28ДНК
5. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
1. Эпидермис листа имеет диплоидный набор хромосом. Взрослое растение является спорофитом.
2. Все клетки зародышевого мешка гаплоидны, но в центре находится диплоидное ядро(образуется в результате слияния двух ядер) – это уже не восьмиядерный, а семиклеточный зародышевый мешок. Это гаметофит.
3. Спорофит образуется из клеток зародыша семени путем митотического деления. Гаметофит образуется путем митотического деления из гаплоидной споры.
6. Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины появления такого хромосомного набора у человека.
1. При нарушении мейоза возникает нерасхождение хромосом у женщин.
2. Формируются аномальные клетки (XX) вместо нормальных гамет.
3. При оплодотворении гамета с аномальным набором 21-й пары хромосом (XX) сливается с нормальным сперматозоидом, содержащим в ядре одну хромосому 21-й пары. В результате формируется зигота с набором хромосом по 21-й паре — XXX.
7. Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?
1. В профазе первого деления количество хромосом и ДНК отвечает формуле 2п4с.
2. В профазе второго деления формула – п2с, так как клетка гаплоидна.
3. В профазе первого деления происходят конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом
А) встречается редкоВ) комплекс из нескольких глобул и неорганического веществаГ) образована за счёт ионных, водородных и гидрофобных связейД) образована за счёт дисульфидных, ионных, гидрофобных связейЕ) специфична для каждого белка, зависит от первичной структуры
Ответ А Б В Г Д Е
Этапы пластического обмена
А)происходит в цитоплазмеБ)происходит в ядреД)сборка белковой молекулыЕ)участвуют рибосомы и т-РНК
Ответ А Б В Г Д Е
Чередование поколений у растений
взрослое растение, преобладает над спорофитом (n)образует гаметы (n) (митозом)заросток (n), существует самостоятельнообразует гаметы (n) (митозом)Гаметы семенных растений развиваются на спорофитах:мегаспора (n) — женский гаметофитмикроспора (n) — мужской гаметофит
находится (паразитирует) на гаметофите (2n)образует споры (n) мейозом основная жизненная форма (2n)образует споры (n) мейозом основная жизненная форма (2n)образует споры (n) мейозом
Для большинства водорослей и всех растений/спорами (мхи и папоротниковидные), и семенами (голосеменные и покрытосеменные),
существует чередование двух стадий в их жизненном развитии, которые может быть не совсем верно называются “чередованием поколений”.
Давайте вспомним, как называются эти стадии. Спорофит и гаметофит. Почему они так называются?
Спорофитом (“споро” и “фит” – дословно, “несущий споры”) называют:ту часть жизненного цикла растения, который завершается образованием бесполых структурспор 2) все клетки спорофита содержат нормальный (диплоидный) набор хромосом.
Надо обязательно помнить: споры, прежде, чем высыпаться из коробочки (у мхов) или из спорангия (у папоротников) или споры семенных растений (из которых потом формируются гаметофиты) – претерпевают мейотическое или редукционное деление, становятся гаплоидными (n).Поэтому, все клетки той структуры растения, которые сформируются из этих гаплоидных спор, будут, естественно, тоже гаплоидными.
Другая стадия жизненного цикла называется гаметофитом.
Гаметофитом (“гамето” и “фит” – дословно“несущий гаметы”) называют:
· 1) ту часть жизненного цикла растения, которая завершается образованием половых структур – гамет;
· 2) все клетки гаметофита содержат половинный (гаплоидный) набор хромосом.
Как формируются половые структуры на гаметофите — гаметы? Поскольку все клетки гаметофита формируются из гаплоидных спор, значит они образуются митозами, то и специальные половые клетки – гаметы на нем тоже образуются митозами – они ведь сразу гаплоидные (у животных же, мы помним, гаметы образуются мейотическим или редукционным делением).
Таким образом, у растений не только гаметы (половые клетки), являются гаплоидными (n), но и бесполые клетки – споры, тоже являются гаплоидными.
Споры — образуются при помощи мейоза, гаметы — митоза
Почему же тогда споры – это бесполые клетки, а гаметы – половые клетки?
Каждая гаплоидная спора (одна) не сливаясь ни с какой другой клеткой, то есть сама по себе, прорастая, образует новый организм (вернее другую жизненную стадию организма), генетически идентичную наследственному аппарату этой одной споры.
Таким образом, спора, являясь продуктом спорофита, сама образует будущий гаметофит. Такое размножение и называется бесполым.
Ткани гаметофита гаплоидные (они же развились из гаплоидных спор), из них формируются гаметы. Каждая гаплоидная гамета не образует новый организм. Только после стадии оплодотворения её другой гаметой, после объединения генетического материала (n) женской и (n) мужской гамет, образуется диплоидная(2n) зигота. Именно эта диплоидная зигота и даст начало новому будущему диплоидному организму (спорофиту).
Таким образом, гаметы, являясь продуктом гаплоидного гаметофита, только сливаясь попарно (мужские с женскими) обеспечат дальнейшее развитие организма. Поэтому такое размножение, в котором участвуют два партнера называется половым.
Что же является спорофитом и гаметофитом у споровых (мхи и папоротниковидные) и семенных растений (голосеменные и покрытосеменные)?
Мы подошли к ответу на вопрос, который вызывает наибольшую путаницу.
Среди споровых растений только у мхов их взрослое вегетирующее растение является гаметофитом (n), образующимся из зеленой нити – протонемы (предростка) – (n).
Мхи – раздельнополые растения. На рисунке показано, что после оплодотворения (n + n), на женском гаметофите формируются коробочки (2n) это спорофит мхов. В коробочках после мейоза формируются гаплоидные споры (n).
У мхов стадия гаметофита преобладает над спорофитом.папоротников и всех семенных растений их основной жизненной формой, самим вегетирующим растением является спорофит.
Только у нитчатых водорослей и мхов стадия гаметофита (n) является преобладающей. У папоротников гаметофит представлен маленьким заростком, а у голосеменных и покрытосеменных вообще редуцирован до микроскопических размеров.
Казалось бы, поскольку папоротники как и мхи споровые растения, то у них чередование поколений должно происходить сходным со мхами образом.
Но оказывается все наоборот: у споровых папоротников цикл чередования поколений (имеется в виду, какая форма представляет собой само взрослое вегетирующее растение) сходен с циклом чередования поколений семенных растений.
Что бы этот факт легче запомнился, следует указать, что мхи – тупиковая ветвь эволюции царства растений. И, что именно от папоротниковидных произошли все современные семенные растения (только семенные растения произошли не от ныне живущих споровых папоротников, а от вымерших папоротников, у которых уже было семенное размножение).
Есть ли чередование поколений у животных?
Да, есть. Но, если чередование поколений характерно для всех представителей царства растений то в царстве животных это скорее исключение, чем правило.
Из курса школьной программы по биологии надо помнить, что чередование поколений есть у некоторых паразитических простейших(например, у малярийного плазмодия – тип споровики), многих кишечнополостных, паразитических червей (тип плоские черви) и некоторых насекомых.
Смысл термина “чередование поколений” у животных тот же, что и у растительных организмов. Только здесь неприемлемы термины “гаметофит” и “спорофит”. Хотя чередование поколений у животных – это тоже смена жизненных фаз организма половой и бесполой.
У медуз, например, сама плавающая взрослая колоколообразная медуза (2n), способная образовывать путем мейозов гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды) – это и есть половое поколение (а у растений то, помните, взрослое растение – спорофит, хотя и тоже 2n, но представляет собой бесполое поколение).
Половые клетки (n) после оплодотворения образуют зиготу — снова (2n), развивающуюся в личинку – плавающую планулу.
Планула оседает на дно и из нее образуется новый организм, совершенно не похожий на медузу – сидячий полип (тоже как и планула и медуза 2n).
Этот сидячий полип и есть бесполое поколение в цикле развития медузы, поскольку взрослея от него “отшнуровываются” поперечным делением (бесполое размножение) молодые медузинки, уходящие в свободное плавание и превращающиеся со временем во взрослых медуз
Основной и промежуточный хозяин
В цикле чередования поколений паразитарных животных (то есть живущих внутри других организмов) смена их жизненных фаз сопровождается сменой хозяев.
То животное, в котором происходит половое размножение паразита, называется основным хозяином. А животное, в котором осуществляется бесполая фаза развития паразита называется промежуточным хозяином.
Так, самый распространенный пример: у печеночного сосальщика основным хозяином является человек или корова, а промежуточным хозяином – улитка малый прудовик.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть
животных организмов, для которых характерно развитие с чередованием поколений, оба поколения и половоебесполое состоят из клеток с двойным набором хромосом(2n)
у высших же растений (кроме мхов) их взрослая вегетирующая форма, являющаяся спорофитом – бесполым поколением, тоже содержит в своих клетках двойной набор хромосом (2n), а гаметофит -половое поколение – всегда гаплоиден (n).
Согласен, что всё это не очень просто запомнить, так как в учебниках по биологии нет четкого разграничения в одном месте (буквально на одной странице) отличий в понятии “чередование поколений” у растительных и животных организмов. Но разобраться с этими понятиями обязательно следует и для успешной подготовки к экзаменам по биологии, и для того, чтобы иметь вообще более правильное представление о живых “конструкциях” на Земле.
В чем польза от чередования поколений, почему эволюция сохранила такой способ существования у многих организмов?
Известно, что чередование поколений зависит от условий среды. При благоприятных условиях размножение происходит, как правило, бесполыми способами – делением, почкованием, вегетативно. При неблагоприятных условиях бесполое поколение сменяется половым.
Так произошло исторически, что эволюция размножения шла от бесполого размножения, свойственного одноклеточным, к половому размножению. От организмов с гаплоидным числом хромосом в клетках – к организмам с диплоидным набором хромосом.
Согласитесь, что диплоидность – это возможность обладать более разнообразной генетической информацией, а значит и возможность иметь эволюционные преимущества.
Примитивные формы, размножаются только бесполым путем, а у более сложных форм бесполое размножение чередуется с половым (в основном в царстве растений). В процессе эволюции в цикле развития организмов закономерно уменьшается роль (продолжительность существования и размеры) гаплоидной фазы и увеличивается роль диплоидной фазы.
Генеративные органы растений:
1. зародышевый мешок у цветковых растений – женский гаметофит
2.у цветковых растений гаплоидная макроспора образуется путём мейоза, а затем после 3 митотических циклов из неё формируется женский гаметофит – зародышевый мешок
3. у цветковых растений яйцеклетка формируется из гаплоидного ядра зародышевого мешка
4. эндосперм цветковых растений имеет набор хромосом 3п
5. спора у цветковых растений образуется в результате мейоза
6.семя образуется из семязачатка; эндосперм – из центральной клетки; околоплодник – из стенок завязи; зародыш – из оплодотворённой яйцеклетки.
- У человека ген, отвечающий за развитие "римского" носа (А), доминирует над геном, отвечающим за развитие прямого носа, а тонкие губы – рецессивный признак (в). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели толстые губы и один из них имел прямой нос, а другой – "римский2, родился ребёнок с тонкими губами и прямым носом. Их второй ребёнок имел толстые губы и "римский " нос. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с тонкими губами и прямым носом.
Элементы ответа: 1) генотипы родителй: ааВв и АаВв
ребёнок с тонкими губами и прямым носом – аавв, второй ребёнок с толстыми губами и "римским" носом – АаВВ илиАаВв
возможные генотипы детей: АаВВ, 2АаВв, ааВВ, 2ааВв, Аавв, аавв, вероятность рождения детей с тонкими губами и прямым носом – 12,5% (аавв)
понятия: парасимпатическая система,симпатическая система, отделы мозга, железы внешней и внутренней секреции; признаки цинги, бери-бери, "куриной слепоты", рахита – при недостатке каких витаминов развиваются эти заболевания.
Сахарный диабет,базедова болезнь, кретинизм, карликовость, акромегалия – недостаток или избыток каких гормонов.
Адреналин, тироксин, соматотропин, инсулин – какими железами эндокринной системы выделяются.
1.Какой хромосомный набор характерен для спермиев,эндосперма цветковых растений. Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
1. спермии – п, эндосперм -3п
2.спермии формируются путём митоза из микроспоры
3.эндосперм образуется в результате слияния центральной клетки (2п) и одного спермия (п). Он имеет триплоидный набор хромосом
2.Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны
В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из материнских клеток путём митоза образуются микроспоры (пыльцевые зёрна), имеющие набор хромосом п.
Микроспоры прорастают в мужской гаметофит, состоящий из 2 клеток: вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится с образованием 2 спермиев, имеющих гаплоидный набор хромосом п.
3.Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён. Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Гаметы образуются на гаплоидном гаметофите путём митоза. Набор хромосом – п. Споры образуются на диплоидном спорофите путём мейоза. Набор хромосом у спор – п.
4.Определите хромосомный набор в клетках заростка и клетках взрослого растения папоротника.
1. хромосомный набор в клетках заростка -п
2.хромосомный набор в клетках взрослого растения -2п
3.заросток образуется из гаплоидной споры, которая делится митозом, а взрослое растение образуется из 2п зиготы, которая делится митозом.
Решить задачи, пользуясь таблицей, которая у вас есть ( задание от 08.02.2014), ответы 24.02 2014
1. Хромосомный набор соматической клетки пшеницы равен 28. Определить 1) число ДНК в клетке семязачатка, в конце мейоза 1 и мейоза 2. Объяснить в каждом конкретном случае.
в конце мейоза 1 – ДНК – 28; хромосом – 14
в конце мейоза 2 – хромосом – 14, ДНК – 14
в мейозе 1 расходятся гомологичные хромосомы, происходит редукционное деление, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается в 2 раза
в мейозе 2 расходятся сестринские хроматиды, поэтому число хромосом сохраняется, а число ДНК уменьшается в 2 раза
2. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев, спор, заростка папоротника. Объяснить, как формируется набор в каждом конкретном случае.
1)в клетках листа папоротника – 2п, т.к.взрослое растение папоротника является спорофитом и развивается из оплодотворённой яйцеклетки
в споре – п ( т.к. споры образуются в результате редукционного деления мейоза, поэтому набор хромосом уменьшается в 2 раза
в клетках заростка папоротника – п, т.к. заросток развивается из гаплоидной споры
Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГАГЦЦТЦЦЦТАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода
Ответ: 1) ДНК:ГАГ-ЦЦТ-ЦЦЦ-ТАТ
иРНК: ЦУЦ-ГГА-ГГГ-АУА
антикодоны тРНК: ГАГ-ЦЦУ-ЦЦЦ-УАУ
последовательность аминокислот в молекуле белка: ЛЕЙ-ГЛИ-ГЛИ-ИЛЕ
Определённые стадии развития насекомых, развивающихся с полным превращением, выполняют разные функции. Какие это стадии, какие функции они выполняют.
представители этих насекомых проходят стадии яйцо-личинка-куколка-имаго
Яйца содержат наследственную информацию и запас питательных, не входящих в состав веществ для развития организма, личинка накапливает массу, куколка – стадия перестройки организма, а имаго активно расселяется и размножается
Назовите не менее 4-х отличий кристалла поваренной соли от клетки амёбы, учитывая биологические свойства амёбы
- кристалл повар. соли не обладает наследственностью и изменчивостью
2)он не обладает способностью к регулируемому обмену веществами и энергией с окружающей средой
он не обладает способностью к саморегуляции
он не способен к самовоспроизведению
Что произойдёт в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых
1)насекомоядные птицы останутся без корма
2)резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц
3)резко упадёт плодовитость насекоопыляемых растений
- нарушится пищевая цепь в ряду продуценты-консументы 2-го -3-го порядков