Дз ботаника

Роль коры и рост органов растений

  1. Пробка (перидерма)
  • Вторичная покровная ткань
  • Механическая защита
  • Защита от потери влаги, температурных перепадов, микроорганизмов, поедания животными
  • Связь с окружающей средой через чечевички (разрывы в пробке) для газообмена
  1. Луб (флоэма)
  • Проводящая ткань
  • Нисходящий ток раствора органических веществ от фотосинтезирующих частей

Назовите части древесного стебля

  1. Клубеньки
  • Утолщения корней бобовых растений
  • Симбиотические клубеньковые азотфиксирующие бактерии
  • Функция: защита и азотфиксация

Типы корневых систем и их функции

  1. Стержневая корневая система (рисунок А)
  2. Мочковатая корневая система (рисунок Б)

Роль образований на корнях

  • Иллюстрируют симбиоз
  • Азотфиксация и обогащение почвы

Особенности роста и функций клеток

  • Меристема обеспечивает рост органов растения
  • Живые клетки с тонкой клеточной стенкой
  • Большое ядро, мелкие вакуоли
  • Недифференцированные и деление

Рост стебля злаковых растений

  • Вставочный рост
  • Быстрое увеличение длины

Растения растут благодаря сложной системе тканей и клеток, которые обеспечивают им защиту, питание и рост. Кора и меристема играют ключевую роль в этом процессе, позволяя растениям адаптироваться к окружающей среде и обеспечивая им необходимые питательные вещества для выживания и развития.

Какую функцию выполняют отмеченные цифрами структуры на рисунке?

  1. Замыкающие клетки
  2. Устьичная щель
  3. Хлоропласты
  4. Примыкающие (околоустьичные) клетки

Биологическое значение изображенных структур на рисунке

Устьица обеспечивают газообмен (выделение кислорода и поглощение углекислого газа при фотосинтезе, выделение углекислого газа и поглощение кислорода при дыхании) и транспирацию (испарение воды с поверхности надземных органов, преимущественно, с поверхности листьев).

Что представляют из себя структуры под цифрами 1-4 на другом рисунке?

  1. Покровные ткани: плотно сомкнутые клетки эпидермы + клетки устьичного аппарата (замыкающие, околоустьичные клетки) + трихомы (волоски)
  2. Луб – сложная проводящая ткань: в ее составе основная ткань (лубяная паренхима) + механическая ткань (лубяные волокна) + проводящие элементы (ситовидные трубки)
  3. Основная ткань листа – простая ткань, так как ее клетки имеют одинаковое строение (1 тип клеток)

В чем различие между простыми и сложными тканями?

Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию, в то время как сложные ткани состоят из разных по строению, форме и функции клеток. Покровная ткань листа и луб относятся к сложным тканям, а основная ткань (мякоть) листа – к простым тканям.

Какие процессы делают плоды растений более пригодными для поедания животными?

  1. Расщепление компонентов клеточных стенок и их размягчение делает плоды более мягкими
  2. Преобразование крахмала в простые сахара делает плоды более сладкими
  3. Яркая окраска спелых плодов делает их более заметными для животных
  4. Приобретение плодами запахов привлекает животных

Что такое фитогормон этлен и как он влияет на растения?

Фитогормон этлен – это газообразное вещество, которое стимулирует ускорение созревания плодов. Этилен вызывает ферментативное расщепление компонентов клеточных стенок, преобразует крахмал в простые сахара, а также придает плодам окраску и запах, делая их привлекательными для животных.

Анатомия листьев растений

Структура листа

На рисунке представлен сложный лист, состоящий из нескольких листовых пластин с сетчатым жилкованием и черешковым перистым строением. Цифры 1, 2, 3 и 4 обозначают следующие структуры:

  1. Листовая пластинка
  2. Черешок
  3. Прилистники
  4. Основание листа

Функции структур

  1. Первичная покровная ткань обеспечивает защиту листа, пропускает солнечный свет для фотосинтеза, а также осуществляет газообмен и транспирацию через устьица.

  2. Мезофилл листа, состоящий из хлорофиллоносной паренхимы, обеспечивает фотосинтез и газообмен.

  3. Проводящие ткани, такие как ксилема, осуществляют транспорт растворов по растению.

Листопад

При листопаде снижается интенсивность транспирации, что ведет к снижению поступления воды в растение. Транспирация также участвует в вертикальном транспорте воды по растению.

Эксперимент с гиацинтом

Данный эксперимент с гиацинтом позволяет установить локализацию устьиц на нижней стороне листьев. Устьица регулируют газообмен и транспирацию. Нарушения в обмене веществ могут привести к нарушению процесса фотосинтеза и гибели растения.


Вопросы и ответы

Задание 2

  1. Какие ткани образуют листовую пластину у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе.

Задание 3

  1. Что общего у органов растений, изображенных на рисунке? В чем их различие?

Выводы

Лист является важным органом растения, выполняющим функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Понимание его анатомии позволяет лучше понять жизненные процессы растений.

Эксперимент с гиацинтами

Для проведения эксперимента ученый использовал два растения гиацинта. У первого растения верхняя поверхность всех листьев была смазана вазелином, а у второго – нижняя.

Спустя трое суток первое растение оставалось неизменным на вид, а листья второго растения пожелтели, вскоре оно погибло.

Локализация структур

Какую локализацию структур эпидермы листьев гиацинта позволяет установить данный эксперимент?

Функции структур

Каковы функции этих структур?

Причины гибели растения

Какие нарушения в процессах обмена веществ могли послужить причиной гибели второго растения? Назовите не менее трех причин и объясните ответ.

Генеративный орган растения

Что изображено на рисунке? Ответ обоснуйте.

Части объекта на рисунке

  1. На рисунке изображен генеративный орган растения – сочный односемянный плод (костянка)
  2. Части объекта обозначены цифрами 1 и 2. Из каких структур они образуются?

Обозначения и структуры

  1. Под цифрой 1 – эндокарпий (внутриплодник), это деревянистая внутренняя часть околоплодника сливы
  2. Под цифрой 2 – мезокарпий (межплодник), это мясистая средняя часть околоплодника сливы
  3. Околоплодник образуется из стенок завязи пести

Плоды и цветковые растения

Указание плодов

Назовите плоды, обозначенные буквами А, Б и растения, для которых они характерны.

  1. Под буквой А – зерновка, данный плод характерен для представителей семейства Злаки (Злаковые/Мятликовые)
  2. Под буквой Б – семянка, данный плод характерен для представителей семейства Сложноцветные (Астровые)

Общее и отличия

Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?

  1. Оба плода относятся к односемянным, сухим и невскрывающимся.
  2. У зерновки пленчатый околоплодник срастается с семенем, а у семянки кожистый околоплодник.

Органы и функции растения

Укажите орган

Какой орган растения обозначен на рисунке вопросительным знаком?

  1. На рисунке вопросительным знаком обозначено соцветие – цветки, собранные в группу
  2. По периферии соцветия ярко окрашенные цветки – выполняют функцию привлечения опылителей, а внутри соцветия – более мелкие цветки с менее развитым околоцветником.

Значение органа

Каково его значение в жизни растений?

  1. Значение растения.

Какой орган растения обозначен на рисунке вопросительным знаком? Каково его значение в жизни растений?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *